РУБРИКИ

Динамика профессионального становления психологов

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Динамика профессионального становления психологов

Динамика профессионального становления психологов

Динамика профессионального становления психологов

С. М. Гусева, Е. Н. Юрасова

Профессиональное становление психолога представляет особый интерес. Практика оказания психологической помощи требует не только специальных знаний и умений, но и обладания определенными личностными качествами. Как зарубежные, так и отечественные мастера, описывая свой опыт (Д. Коттлер, Дж. Бьюд-женталь, И. Ялом), ссылаются на то, что именно личностные особенности психолога (такие, как эмпатия, забота, толерантность и другие) способствуют успеху в деятельности в большей мере, чем владение технологиями. Поэтому обладание определенными характеристиками для психолога-практика является вопросом профессиональной успешности. Требования к личности предъявляются при подготовке и в других профессиях (например, врачей, педагогов, военных и т.д.), но при обучении психологов они не только провозглашаются - наличие их оценивается. Поэтому в профессиональном становлении психолога процессы целенаправленного формирования личности (и в первую очередь, самоформирования) занимают центральное место. Мотивация на выработку у себя определенных качеств зависит, в свою очередь, от таких личностных структур, как самооценка, представление о себе реальном (Я - реальный) и идеальном образе самого себя (Я - идеал). Они интегрированы в понятие Я - концепция. Проанализировав существующее у разных авторов понимание Я - концепции (У. Джемс, К. Роджерс, Бернс, М. Розен-берг, В.В. Столин и т.д.), в качестве рабочего определения мы выбрали следующее: «Я - концепция - это относительно устойчивая, более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая совокупность всех представлений человека о себе, сопряженная с его оценкой и сложившаяся на основе последовательного обращения с ним окружающих».

Соответственно под профессиональной Я - концепцией мы понимаем представление о себе и своих особенностях в рамках требований, предъявляемых данной специальностью, а также представление об идеальном профессионале. Таким образом, динамика Я - концепции и её составляющей - профессиональной Я - концепции - и являлась предметом нашего исследования. При анализе литературы (Ю. П. Пова-ренков, А. К. Маркова, Е. А. Климов и т.д.) мы пришли к выводу, что профессиональная составляющая Я - концепции появляется ещё на этапе до начала профессионального обучения и не продолжает развиваться после окончания вуза. В связи с этим в нашем исследовании мы ставили целью проследить динамику профессиональной Я - концепции, начиная с допрофессионального уровня и до того времени, когда профессионал приобретает некоторый опыт. В качестве этапов профессионализации были выделены следующие:

Допрофессиональный. Можно говорить о сформировавшемся интересе: направление профессиональной деятельности выбрано, но специальность - еще нет. На этом этапе находятся старшие школьники, обучающиеся в профессиональных классах.

Выбор профессии. Люди выбрали профессию (хотя и с различной степенью осознанности), но еще мало знакомы со спецификой профессиональной деятельности. Это студенты в начале обучения.

Начало профессионального становления. Круг будущих профессиональных обязанностей известен, и были совершены профессиональные пробы. На этом этапе находятся студенты старших курсов, прошедшие производственную практику.

Профессиональная адаптация.

Это начало самостоятельной профессиональной деятельности. Происходит вхождение в профессиональное сообщество и одновременная адаптация к имеющимся требованиям. На этом этапе находятся профессионалы со стажем работы до 3-х лет.

Выработка индивидуального стиля деятельности. Специалист включен в профессиональное сообщество, старается синтезировать требования, предъявляемые профессией к личности, и собственные индивидуальные особенности. Это - профессионалы со стажем работы более 3-х лет.

В качестве гипотезы мы выдвинули предположение, что от первого к последующим этапам представление испытуемых о структуре личности и особенностях профессионала - психолога должно существенно меняться. В качестве испытуемых, находящихся на соответствующих этапах профессионального становления, были взяты:

- ученики психолого-педагогического класса, обучающиеся при ИПП;

- студенты-психологи первых курсов ИПП и ЯрГУ;

- студенты-психологи четвертых курсов ИПП и ЯрГУ, прошедшие профессиональную практику;

- психологи со стажем профессиональной деятельности менее 3-х лет;

- психологи со стажем работы более 3-х лет.

Исследование проводилось с апреля по ноябрь 2001 года.

В качестве инструмента исследования был выбран модифицированный вариант интерперсональной диагностики Тимоти Лири. Было опрошено 139 человек. Испытуемые в основном женского пола, так как именно так профессия представлена в социуме; в связи с этим различия по полу не исследовались. Среди опрошенных 17 школьников, 46 студентов первого курса, 35 студентов четвертого курса, 20 психологов со стажем работы до 3-х лет, 21 специалист со стажем работы более 3-х лет. При этом студентов ЯрГУ - 47, студентов ИПП - 34 человека. Полученные результаты подверглись статистической обработке: определялись средние значения, коэффициенты вариаций, значимость различий с помощью Т -критерия Стьюдента с достоверностью 0,95.

Мы обнаружили, что на разных этапах профессионализации профессиональная Я - концепция претерпевает существенные изменения: меняются представления об идеальном психологе, о реальных известных представителях данной профессии и о себе как профессионале. Допрофессиональный. Учащиеся психолого-педагогического класса считают, что психологу присущи такие качества, как забота, помощь, сочувствие, дружелюбные отношения, стремление к сотрудничеству, причем приписывают им достаточно высокие значения. Себе они приписывают наличие таких же качеств, причем тоже в значительной степени выраженных. Можно предположить, что они таким образом пытаются идентифицировать себя с представителями выбранной профессии, соответствовать предъявляемым ею требованиям к личности, как они их себе представляют. Выбор профессии. Данные студентов 1-го курса характеризуются довольно низкой выраженностью по всем показателям. Это может говорить о том, что они гораздо меньше уверены в наличии у психолога приписываемых ему качеств, а также сомневаются в наличии их у самих себя. Низкие баллы во всех оцениваемых качествах можно объяснить и тревожностью испытуемых по поводу результатов эксперимента - не будет ли их неправильное представление о психологе свидетельством их собственной профессиональной непригодности.

В любом случае на этом этапе профессиональная Я - концепция гораздо более размыта и противоречива. Это подтверждается и тем, что и психологу - профессионалу, и самому себе первокурсники приписывают наличие противоположных качеств, таких как стремление к аффи-лиации и к самоутверждению, доверие и скептицизм.

Начало профессионального становления. К 4-му курсу значения по всем показателям увеличиваются, что может говорить о «насыщенности» образа психолога профессионально важными характеристиками, которые складываются в достаточно целостную картину. При описании своего реального Я продолжают сохраняться определенные противоречия, но описание Я - идеала практически совпадает с образом реального психолога и характеризуется отсутствием внутрилич-ностных противоречий. Поэтому можно говорить о том, что стремление к вхождению в профессиональное сообщество характеризуется тенденцией приспособиться к объективным требованиям, не нарушая, а скорее даже стремясь простроить целостную, гармоничную, внутренне согласованную личность, которая должна стать хорошим психологом- профессионалом. К 4-му курсу идеализация «доброты» уменьшается, возрастает стремление к большей трезвости в оценках. Это может говорить о том, что, столкнувшись с практикой, психологи начинают понимать: необходимо стараться трезво оценить другого человека, а не пытаться просто быть «добрым» к нему.

Профессиональная адаптация. Молодые специалисты (со стажем до 3-х лет) описывают собственный реальный образ довольно высокими показателями, что может говорить о восприятии многогранности собственной личности. Данные этого этапа имеют большое сходство с допрофессиональным этапом, на котором находятся учащиеся спецкласса. Имеющиеся различия касаются, в целом, стремления к большей независимости и самостоятельности у молодых специалистов. Также появляется стремление к ориентации на сотрудничество, вместо готовности помогать и сочувствовать окружающим. Все значимее становится вывод о том, что столкновение с реальной работой психолога приводит к избавлению от стремления помогать «всем и каждому», понимается смысл адресной помощи, которая необходима конкретному человеку в данной ситуации. Тем самым происходит снижение романтизации выбранной специальности. Выработка индивидуального стиля деятельности. Специалисты со стажем более 3-х лет характеризуют реальный образ Я преобладанием в себе оптимистично - деятельностного настроя, ориентированного на собственную картину мира, со склонностью к аутентичности и оптимизму. Практически одинаковая выраженность других показателей может быть следствием того, что представление о себе уже сформировано, но многогранность поведения в зависимости от различных ситуаций трудно описать в рамках предложенных утверждений. В целом динамику формирования профессиональной Я - концепции можно охарактеризовать следующим образом:

1. Образ идеального психолога у всех групп испытуемых, хотя и имеет некоторые различия, но остается приближенным к тому, что ожидают клиенты (данные исследования Собчик [28]).

2. Идеальный образ Я в большинстве случаев имеет сходство с образом идеального психолога, то есть постепенно происходит идентификация себя с представителями выбранной профессии.

3. Профессиональная Я - концепция значительно различается на различных этапах профессионализации. Метафорически процесс её формирования может быть описан как спиралевидный.

Список литературы

1. Ансимова Н.П., Кузнецова И.В. Профессиональная ориентация, профотбор и профессиональная адаптация молодежи. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2000. 118 с.

2. Бернс Р. Избранное.М., 1963.

3. Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание. М., 1986. 420 с.

4. Джемс У. Психология. М., 1991.

5. Карандашев В.Н. Психология: введение в профессию. М.: Смысл, 2000. 288с.

6. Климов Е.А. Психология профессионала: Избранные психологические труды. М.; Воронеж, 1996.

7. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: МГУ, 1995.

8. Климов Е.А. Психология професионального самоопределения. Ростов н/Д, 1996.

9. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М.: Академический проект, 1999. 240 с.

10. Немов Р.С. Психологическое консультирование: Учебн. для студ. вузов. М.: ВЛАДОС, 2001. 528 с.

11. Орлов Ю.М. Самосознание и самовоспитание характера. М., 1987.

12. Основы психологии и педагогики высшей школы / Под. ред. Л.К. Аверченко. Новосибирск, 1997.

13. Поваренков Ю. П. Основные тенденции профессионального развития студентов педагогического университета // Ярославский педагогический вестник. 2001. №3. С. 30-38

14. Поваренков Ю.П. Психология становления профессионала: Учебное пособие. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2000. 98 с.

15. Поваренков Ю.П. Содержание психологической концепции профессионализации // Развитие личности и формирование индивидуальности. Ярославль: ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 1996. С. 71-74.

16. Практическая психология образования: Учебник под ред. И.В. Дубровиной для студентов высших и средних специальных учебных заведений. М.: ТЦ «Сфера», 1997. 528 с.

17. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. М.: Институт психологии АН СССР, 1991. 234 с.

18. Психологические механизмы регуляции поведения и оптимизации трудовой и учебной деятельности.М., 1987.

19. Психологические проблемы профессионального обучения / Под. ред. В.С. Филатова. М., 1972.

20. Психология профессиональной подготовки / Под. ред. Г.С. Никифорова. М., 1993.

21. Психология самосознания. Хрестоматия. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. 672 с.

22. Психолого- педагогические проблемы подготовки специалиста. М., 1983.

23. Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе / Под. ред. В.А. Гаврилова. М., 1990.

24. Рамуль К.А. О психологии ученого и в частности психолога// Вопросы психологии. 1965. № 6. С.126-135.

25. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.

26. Решетова З.А. Психологические основы проф. обучения. М., 1985.

27. Словарь практического психолога / Сост. Головин С.Ю. Минск: Харвест, 1997.

28. Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики личности. М., 1990.

29. Коттлер Д. Совершенный психотерапевт. Работа с трудными клиентами. СПб, 2002.

30. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. СПб, 2001.

31 Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. СПб, 2000.




© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.