РУБРИКИ

Динамика психических состояний курсантов

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Динамика психических состояний курсантов

Динамика психических состояний курсантов

Введение


Важным направлением психологического сопровождения образовательного процесса в ВУЗах пограничного профиля, является воздействие на социально–психологические явления в среде курсантов. Приоритетным направлением здесь является оптимизация внутригрупповых межличностных отношений и комплектование групп с учетом психологической совместимости обучаемых. Термин «психологическая совместимость» широко используется в научных источниках и повседневной жизнедеятельности людей. В современной психологии все более актуальным становится изучение психологической совместимости как социально–психологического феномена, связанного с оптимальностью межличностного взаимодействия, удовлетворенностью внутригрупповым общением, эффективностью совместной деятельности.


1. Динамика психических состояний курсантов (на примере одного из ВУЗов пограничного профиля)


Результаты теоретического анализа существующих подходов исследования динамики психических состояний позволили объединить их в два направления: 1) психические состояния как относительно устойчивые явления психики (статический подход) (Прохоров А.О., Маклаков А.Г.); 2) психические состояния как временная характеристика психики человека (динамический подход) (Куликов Л.В., Еникеев М.И., Барабанщиков А.В., Левитов Н.Д., Марищук В.Л.).

В русле динамического подхода динамику психических состояний курсантов представляется возможным рассматривать в совокупности проявлений как доминирующих, так и актуальных психических состояний. Однако с точки зрения реальной педагогической практики и возможностей современного арсенала методических средств психологии актуальные психические состояния в большей степени поддаются диагностике и оптимизации. Поэтому в рамках данной работы представляется целесообразным сделать основной акцент на изучении динамики актуальных психических состояний курсантов образовательного учреждения пограничного профиля.

В исследовании принимали участие 150 курсантов мужского пола в возрасте от 17 до 22 лет, 50 преподавателей мужского и женского пола от 22 до 45 лет, состоящих на военной службе и проходящих службу по гражданскому контракту.

Исследование проходило с февраля по декабрь 2009 года в 2 этапа. На первом этапе с помощью анкеты, разработанной автором, была получена общая информация о типичных психических состояниях курсантов и их динамике. В качестве респондентов на данном этапе выступали преподаватели и курсанты с 1 по 5 курс. На втором этапе для оценки динамики психических состояний курсантов в течение семестра применялась методика «Дифференцированная самооценка функционального состояния» В.А. Доскина, Н.А. Лаврентьева, М.П. Мирошникова, В.Б. Шарай. Кроме того, на этапе исследования применялись методы включенного скрытого наблюдения, беседы, анализ результатов деятельности.

Результаты исследования показывают, что у курсантов на всех пяти курсах преобладают положительные психические состояния, но их доля в общем спектре психических состояний значительно варьируется от курсу к курсу. Так, для первого курса наиболее типичны положительные психические состояния интеллектуальной и волевой группы: интерес, решительность, готовность, подъем. При наименьшем количестве отрицательных психических состояний деятельностной и интеллектуальной группы: неудовлетворенность, напряжение. Напротив, психическое состояние курсантов 4 курса по сравнению с другими курсами обучения характеризуется максимальным количеством отрицательных психических состояний: безразличие, скука, недовольство, монотония.

Сравнение показателей психических состояний позволяет говорить о тенденции снижения к «выпускному» курсу числа позитивных психических состояний (интерес, подъем, готовность, сосредоточенность) и соответственно к увеличению числа негативных (скука, безразличие, агрессия, недовольство) с незначительным понижением на 5 курсе.

В ходе исследования установлено, что доминирование определенных психических состояний курсантов (в частности негативных) меняется не только от курса к курсу, но и в течение года, недели, учебного дня и даже в рамках одного учебного занятия.

Так, наибольшее количество негативных психических состояний наблюдается у курсантов в начале учебных периодов (учебного года, учебной недели, учебного дня, учебного занятия). Особенно эта тенденция характерна для недельного и суточного цикла, то есть всплеск негативных психических состояний приходиться на начало учебной недели и утро.

Согласно полученным данным, количество негативных и позитивных психических состояний курсантов в начале и конце года примерно одинаково. Вместе с тем, при более детальной градации семестра тремя срезами (№=150 курсантов (по 30 человек с каждого курса обучения) с периодом ретестирования: 1- август-сентябрь, 2- октябрь-ноябрь, 3- декабрь-январь выявлены более существенные изменения в графике проявлений психических состояний курсантов. Так, зафиксирован выраженный рост показателей по факторам «Настроение» (от 4,2 до 5,8 баллов), «Самочувствие» (от 5 до 5,5 баллов), что предположительно может быть обусловлено ожиданием приближающегося отпуска и окончания обучения в первом семестре, а также повышение по фактору «Активность» (от 4,1 до 4,9 баллов), что предположительно может быть обусловлено повышенной интеллектуальной работой при сдаче сессии. Кроме того, правомерно говорить о действии на курсанта эффекта конечного порыва.

В ходе исследования выявлена зависимость динамики психических состояний курсантов от временных периодов обучения. Установлено, что количество негативных психических состояний возрастает в начале учебных периодов, причем особенно значительное их доминирование отмечается в начале учебной недели и утром.

Сравнение показателей психических состояний позволяет говорить о тенденции снижения к «выпускному» курсу числа позитивных психических состояний (интерес, подъем, готовность, сосредоточенность) и соответственно к увеличению числа негативных (скука, безразличие, агрессия, недовольство) с незначительным понижением на 5 курсе. Выяснилось, что показатели активности и настроения курсантов повышаются от начала к концу семестра.


2. Влияние психологической совместимости на межличностные отношения курсантов


Исследование данного феномена имеет важное практическое значение и позволяет подойти к решению проблемы оптимизации межличностных отношений, где особый интерес представляет изучение влияния индивидуально-психологических особенностей личности на ее совместимость с другими членами коллектива.

Большинство психологов понимают под психологической совместимостью способность членов группы к взаимному принятию, бесконфликтному общению, согласованию своих действий, оптимизации взаимоотношений в различных областях и видах совместной деятельности.

А.Л. Свенцицкий определяет совместимость как способность членов группы к совместной деятельности, основанную на их оптимальном сочетании. Она обусловлена как сходством каких-либо одних свойств членов группы, так и различием их других свойств.

С.Ю. Головин раскрывает понятие совместимости через понятие групповой и межличностной совместимости.

Групповая совместимость – социально-психологический показатель сплоченности группы, отражающий возможность бесконфликтного общения и согласованности действий ее членов в условиях совместной деятельности.

Под межличностной совместимостью он понимает взаимное приятие партнеров по общению и совместной деятельности, основанное на оптимальном сочетании – сходстве или взаимодополнительности – ценностных ориентаций, социальных установок, интересов, мотивов, потребностей, характеров, темпераментов, темпа и ритма психофизиологических реакций и др. значимых для межличностного взаимодействия индивидуально – психологических характеристик.

Психологическая совместимость остается одним из перспективных направлений в изучении межличностных отношений.

Межличностные отношения – более или менее устойчивые отношения между людьми, основанные на личном знании друг друга, взаимных аттитюдах и социальных эмоциях (межличностной аттракции, симпатии или антипатии, ревности, зависти и т.п.), совместных формах деятельности.

На совместимость в межличностных отношениях влияют темпераментальные и типологические особенности членов учебной группы.

Диагностика свойств «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента изучалась по методике В.М. Русалова ОСТ (Опросник структуры темперамента).

Исследование преобладающего типа отношений к людям в самооценке и взаимооценке, базировалось на методике диагностики межличностных отношений Т. Лири.

Проделанный корреляционный анализ выявил положительную корреляцию между следующими шкалами у курсантов психологов: эгоистический – авторитарный (0.50 при p<0.05); агрессивный – авторитарный (0.64); агрессивный – эгоистический (0.69); подозрительный агрессивный (0.73); альтруистический – дружелюбный (0.53); социальный темп – темп (0.52). Согласно полученным данным, авторитетный тип отношений с окружающими, влияет на агрессивность, эгоистичность и подозрительность членов группы к другим людям. Потребность в освоении предметного мира связана с легкостью у курсантов переключаться с одного предмета на другой. Быстрота осуществления моторно–двигательных актов при выполнении предметной деятельности влияет на характеристики речедвигательных актов в процессе общения.

У курсантов юристов более выражена зависимость по показателям пластичность - энергичность (0.56 при p<0.05); темп – пластичность (0.54); социальный темп – темп (0.53) зависимый – подчиняемый (0.68); дружелюбный – зависимый (0.58); альтруистический – дружелюбный (0.56) а также темп – социальная энергичность (0.59), то есть проявляется зависимость уровня потребностей в социальных контактах и стремления к лидерству от быстроты моторно–двигательных актов при выполнении предметной деятельности (у курсантов психологов данная зависимость не проявляется).

В целях выявления типологических особенностей личности была использована методика К. Юнга (Психологическая типология личности).

Корреляционный анализ показал, что такой тип личности, как интроверсия, связан со следующими шкалами: интроверсия – пластичность (0.63 при p<0.05); интроверсия – социальная пластичность (0.48); интроверсия – темп (0.81) у курсантов психологов и интроверсия – социальная пластичность (0.69); интроверсия – эмоциональность (0.56) у курсантов юристов. То есть, интроверсия влияет на легкость переключения в процессе общения от одного человека к другому, склонность к разнообразию коммуникативных программ и быстроту моторно–двигательных актов при выполнении предметной деятельности, а у курсантов юристов выявлено влияние типа личности и на эмоциональность, оценивающую чувствительность к неудачам в работе.


3. Лонгитюдное исследование профессиональной идентичности молодых специалистов


Основная составляющая успешной профессионализации личности является формирование профессиональной идентичности на этапе обучения в вузе. Сформированная профессиональная идентичность позволяет личности быть более адаптивным в процессе профессионального становления, а также способствует большей способности совершать личностный выбор в критические периоды профессионального развития.

При обучении в вузе основная задача «дать студенту знания, умения и навыки» по выбранной профессии. Однако, не ставится специальной задачи формирования профессиональной идентичности и профессиональной позиции. Это вызывает переживание ряда критических этапов, результатом которых является формирование профессиональной идентичности с получаемой профессией либо отторжение получаемой специальности. Мы считаем возможным такое понимание профессиональной идентичности поскольку по сути профессиональная идентификация – это процесс отождествления себя с профессией, процесс принятия и нахождения себя в выбранной профессии.

Нами было проведено лонгитюдное исследование, целью которого было выявление степени сформированности профессиональной идентичности по полученной специальности, а также мотивов испытуемых, почему в течение периода обучения в ВУЗе не сформировалась профессиональная идентичность, насколько важна для испытуемых профессиональная самореализация, и какова значимость труда как общественного полезного занятия для испытуемых.

Мы предположили, что если у выпускника вуза уже сформирована профессиональная идентичность по полученной специальности, то он будет работать по профессии и будет пытаться самореализоваться в рамках полученной специальности, даже в условиях ограниченного выбора рабочих мест по данной профессии.

Первый этап исследования нами был проведен в апреле – мае 2005 года. Выборка составила 40 человек: студентов-психологов 4 и 5 курса очной формы обучения в вузе г.Магадана. Второй этап исследования был проведен в июле-октябре 2007 года. Выборка составила 12 человек, из тех, кто принимал участие в первом этапе.

В качестве метода мы использовали структурированное интервью. Данный способ изучения профессиональной идентичности нами был выбран не случайно: задавая вопросы, связанные с профессиональным развитием, мы обращались к рефлексии испытуемых, концентрируя их на анализе собственного профессионального пути и оценивании успешности данного профессионального этапа.

Индивидуальный анализ интервью позволил выделить следующие категории анализа:

·                    ведущая направленность в профессиональной деятельности,

·                    внутренние и внешние факторы смены места работы,

·                    мотивировка неуспеха в профессиональной адаптации по полученной специальности,

·                    модель хорошего специалиста психолога,

·                    уровень социальных притязаний,

·                    феномен отложенной жизни (явление характерное для удаленного и маленького региона).

Также в ходе анализа, мы обнаружили качественное различие между выпускникам ВУЗа осуществляющими профессиональную деятельность в рамках полученной специальности в вузе и испытуемыми, начавшими профессиональную карьеру по другой специальности. Мы разделили выборку на 2 группы и назвали группу испытуемых работающих по специальности – «приверженцы», а группу испытуемых не работающих по специальности - «мигранты».


Заключение


Таким образом, полученные результаты позволяют утверждать, что темпераментальные особенности личности виляют на тип отношения с окружающими и с учетом психологической совместимости курсантов можно оптимизировать межличностные отношения в учебной группе. Прогнозирование психологической совместимости при комплектовании учебных групп позволит скорректировать вероятные затруднения в межличностных отношениях курсантов и, возможно, повысить эффективность учебной деятельности в пограничных институтах.

Предварительные результаты показали, что выпускники ВУЗа, у которых уже сформирована профессиональная идентичность по полученной специальности, строят карьеру в рамках полученной профессии и удовлетворены профессиональными перспективами, даже в условиях достаточно ограниченного выбора рабочих мест в регионе. Выпускники ВУза, у которых не сформирована профессиональная идентичность по полученной специальности, не видят возможностей для профессиональной самореализации в своем регионе и либо «уходят» в другую профессию либо переезжают в другие города с целью успешно трудоустроится.


Список литературы


1.                 Гапонова С.А. Функциональные состояния студентов: Дис. докт. псих. наук.-Ростов, 2008.

2.                 Доскин В.А., Лаврентьев Н.А., Мирошников М.П., Шарай В.Б. Тест дифференцированной самооценки функционального состояния. //Вопросы психологии. 2003. №6.

3.                 Мещеряков Б.Г. (2008) Психология. Тематический словарь. //СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2008.

4.                 Поддубный С.Е. (2009) Индивидуально-психологические факторы совместимости личности и малой группы: Дис. ... канд. психол. наук. //М.: 2009.

5.                 Словарь практического психолога. Сост. С.Ю. Головин. //Минск: Харвест, 2008.

6.                 Ермолаева Е.П. Психологические уровни субъективности как параметры профессиональной идентичности. //Профессиональная пригодность: субъектно-деятельностный подход, по ред. В.А. Бодрова, Институт психологии РАН, 2004.

7.                 Зеер Э.Ф. Психология профессий. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2007.

8.                 Пряжников Н.С. Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М.: «Академия», 2006.

9.                 Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг: Учеб. пособие. – М.: Издательство Московский психолого-социальный института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008.



© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.