РУБРИКИ

Динамика социально-психологической адаптации студентов-психологов

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Динамика социально-психологической адаптации студентов-психологов

В заключении выделим существенные особенности процесса социально - психологической адаптации, оказывающие влияние на процесс её изучения:

1.                Происходит, преимущественно, по типу адаптации к постоянно изменяющейся среде, что определяет необходимость смещения акцента исследований с состояния адаптированности на свойство адаптивности личности.

2.                Процесс не имеет чётких границ и разворачивается на протяжении всей линии онтогенетического развития человека.

3.                Характерны чрезвычайная индивидуализированность и уникальность способов адаптации.

4.                Существенной особенностью является высокая степень реализации активной преобразовательной функции, как личности, так и среды. С одной стороны, личность имеет большие возможности воздействия на социальную среду, поскольку человек занимает в социальной системе более значимое место, чем в биологической. Особенностью социальной среды является наличие ряда специальных институтов, посредством которых она имеет возможность активно воздействовать на адаптанта.

5.                Основной целью социально - психологической адаптации является не приспособление, а самореализация личности.

6.                Социально - психологическая адаптация допускает возможности контроля и целенаправленной организации процесса. Такие возможности определяются тем фактом, что личность, как активный агент и социальных, и собственных изменений, обладает сознанием и способностью к целеполаганию.

С нашей точки зрения, предлагаемое в этой работе понимание специфики социально-психологической адаптации имеет не только теоретическое значение. Такая постановка проблемы позволяет более эффективно решать проблему практической помощи психолога, поскольку ставит во главу угла не столько обучение "культивируемым большинством способам поведения", сколько поиск путей адаптации, соответствующих личностному потенциалу каждого отдельного человека.


1.2 Адаптация как психологический процесс


Адаптация (лат. adaptio — приспособление) – процесс перестройки динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды. Процесс адаптации направлен на сохранение гомеостаза. В современной социологии социальная адаптация в большинстве случаев понимается как такой социальный процесс, в котором и адаптант (личность, социальная группа), и социальная среда являются адаптивно-адаптирующими системами, то есть активно взаимодействуют, оказывают активное воздействие друг на друга в процессе социальной адаптации.

Непосредственным толчком к началу процесса социальной адаптации чаще всего становится осознание личностью или социальной группой того факта, что усвоенные в предыдущей социальной деятельности стереотипы поведения перестают обеспечивать достижение успеха и актуальной становится перестройка поведения в соответствии с требованиями новых социальных условий или новой для адаптанта социальной среды.

В общем виде чаще всего выделяется четыре стадии адаптации личности в новой для нее социальной среде:

1.                начальная стадия, когда индивид или группа осознают, как они должны вести себя в новой для них социальной среде, но еще не готовы признать и принять систему ценностей новой среды и стремятся придерживаться прежней системы ценностей;

2.                стадия терпимости, когда индивид, группа и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга;

3.                аккомодация, т.е. признание и принятие индивидом основных элементов системы ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида, группы новой социальной средой;

4.                ассимиляция, т.е. полное совпадение систем ценностей индивида, группы и среды.

Интенсивность адаптационных процессов в обществе существенным образом зависит от того, какую стадию в своем развитии оно переживает. Во времена серьезных социальных изменений, а тем более социальных катаклизмов адаптационные процессы приобретают особую интенсивность и захватывают практически все слои общества. На примере постсоветского общества хорошо видно, что проблему адаптации к новым социальным условиям, определения и утверждения новой своей позиции в обществе приходится решать практически каждому человеку, и не всегда этот процесс протекает одинаково успешно.

Помимо этого следует отметить, что, по мере ускорения общественного развития, ускоряется и интенсивность адаптационных процессов в обществе в целом. Это приводит к тому, что процессы социальной адаптации даже в эволюционно развивающемся обществе становятся практически непрерывными и умение адаптироваться к изменениям приобретает жизненно важное значение не только для молодых, но и для старших поколений. Готовность к переменам становится одним из главных условий жизненного успеха человека. В результате в современном обществе значительно повышается роль целенаправленной деятельности государства и общественных организаций, роль образования и прикладной науки в осуществлении процессов социальной адаптации.

Следует различать адаптацию как процесс и адаптированность как результат, итог процесса социальной адаптации. Существуют субъективные и объективные критерии адаптированности. Объективные - степень реализации индивидом норм и правил жизнедеятельности, принятых в данной социальной группе. Субъективные - удовлетворенность членством в данной социальной группе, предоставляемыми условиями для удовлетворения и развития основных социальных потребностей.

В качестве непосредственной социальной среды могут выступать различные социальные группы, такие как семья, производственный коллектив, соседи по дому и т.д. Роль социальной адаптации состоит в том, что она позволяет включить личность в процессы, протекающие в непосредственной социальной среде, и в то же время является одним из средств изменения личности и среды. Большое значение для индивида имеет психологическая адаптация и оптимизация взаимоотношений личности и социальной группы, сближение целей их деятельности, ценностных ориентаций, усвоение личностью норм и традиций группы, вхождение в ее ролевую структуру. Так как человек существо социальное, а процесс социализации происходит в непрерывном становлении личности, усвоение ею требований общества, которые способствуют позитивной направленности в воспитании, начиная с семьи, дошкольного учреждения, школы и т.д., то непосредственная адаптация происходит и в труде.

Трудовая адаптация – приспособление индивида при перемене места работы или смене профессии. Состоит, прежде всего, в профессиональном обучении и ознакомлении с системой обеспечения безопасности жизнедеятельности. Со стороны индивида на успешность производственной адаптации влияние оказывают как психофизиологические особенности. Безусловно, наиболее важны для успешной производственной адаптации профессиональная подготовка индивида, умение работать в группе.

Социальная адаптация на предприятии представляет собой единство нескольких адаптационных процессов. В литературе чаще всего выделяют следующие из них:

¾              профессиональную адаптацию,

¾              социально-психологическую адаптацию.

Профессиональная адаптация предусматривает выбор профессии, обучение специальности, а также вхождение в профессию с момента начала работы по специальности. Критерием профессиональной адаптированности является достижение индивидом соответствия профессиональных навыков, личностных качеств требованиям конкретной профессиональной деятельности. Показателями профессиональной адаптированности являются профессиональная квалификация, уровень и стабильность производственных показателей, удовлетворенность профессией.

Социально-психологическая адаптация - процесс вхождения новичка в новый для него производственный коллектив, формирования личностных связей и отношений с другими людьми. В процессе социально-психологической адаптации происходит активное сравнение и взаимоприспособление ценностных ориентаций, нравственных идеалов и представлений коллектива и нового работника. Социально-психологическая адаптация выражается в формировании положительных неформальных отношений с коллегами по работе и руководителями, в достижении ценностного единства работника и коллектива. Основным объективным показателем социально-психологической адаптированности является отсутствие конфликтов с руководством и членами коллектива. Субъективным показателем социально-психологической адаптированности выступает удовлетворенность отношениями с руководителями и коллегами по работе.

Важным аспектом социальной адаптации является принятие индивидом определенной социальной роли. Суммировав высказывания различных авторов и вычленив главное, можно осуществить классификацию адаптации по следующим критериям:

1.                По отношениям субъект-объект:

¾               активной, когда индивид стремится воздействовать на среду с тем, чтобы вызвать реакцию изменения (в том числе тех норм, ценностей, форм взаимодействия и деятельности, которые он должен освоить);

¾               пассивной (конформной), когда он не стремится к такому воздействию и изменению.

2.                По воздействию на работника:

¾               прогрессивная – благоприятно воздействующая на работника;

¾               регрессивная – пассивная адаптации к среде с отрицательным содержанием (например, с низкой трудовой дисциплиной).

3.                По уровню:

¾               первичная – когда человек впервые включается в постоянную трудовую деятельность на конкретном предприятии;

¾               вторичная – при последующей смене работы.

Автор статьи "Методы адаптации персонала" В.Волина выделяет также еще два вида адаптации:

¾              адаптация работника в новой должности;

¾              адаптация работника к понижению в должности;

В этой же статье есть упоминание о т.н. адаптации после увольнения. Приводится пример: в начале 80-х гг. в США отмечались волны увольнений и досрочного выхода на пенсию. Чтобы каким-то образом поддержать увольняемых, большинство крупных компаний — около 60% — не просто увольняли работников, а пытались помочь им найти новые рабочие места, организовывали программы переподготовки и повышения квалификации.

4.                По направлениям:

¾               Производственная;

¾               Непроизводственная.

Последний критерий классификации является определяющим для более широкой подклассификации. Наиболее наглядно ее можно представить в виде схемы, приведенной у Кибанова.



Попытаемся раскрыть значения некоторых из приведенных типов адаптации:

Профессиональная адаптация заключается в активном освоении профессии, ее тонкостей, специфики, необходимых навыков, приемов, способов принятия решений для начала в стандартных ситуациях. Она начинается с того, что после выяснения опыта, знаний и характера новичка для него определяют наиболее приемлемую форму подготовки, например, направляют на курсы или прикрепляют наставника. Сложность профессиональной адаптации зависит от широты и разнообразия деятельности, интереса к ней, содержания труда, влияния профессиональной среды, индивидуально-психологических свойств личности.

Психофизиологическая адаптация — адаптация к трудовой деятельности на уровне организма работника как целого, результатом чего становятся меньшие изменения его функционального состояния, меньшее утомление, приспособление к высоким физическим нагрузкам и т.п. Психофизиологическая адаптация особых сложностей не представляет, протекает достаточно быстро и в большой мере зависит от здоровья человека, его естественных реакций, характеристики самих этих условий. Тем не менее, большинство несчастных случаев происходит в первые дни работы именно из-за ее отсутствия. Много внимания психофизиологической адаптации уделено в учебном пособии Веснина.

Социально-психологическая адаптация человека к производственной деятельности — адаптация к ближайшему социальному окружению в коллективе, к традициям и неписаным нормам коллектива, к стилю работы руководителей, к особенностям межличностных отношений, сложившихся в коллективе. Она может быть связана с немалыми трудностями, к которым относятся обманутые ожидания быстрого успеха, обусловленные недооценкой трудностей, важности живого человеческого общения, практического опыта и переоценкой значения теоретических знаний и инструкций.

Как общую эффективность социальной адаптации в значительной степени зависит от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальные связи. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушениям адаптации, которые могут вызвать асоциальное поведение, маргинализацию и различные девиантные поведения, крайним же выражением которых служит аутизм.

Показателями успешной социальной адаптации является высокий социальный статус индивида в данной среде, а также его психологическая удовлетворенность этой средой в целом и ее наиболее важными для него элементами (например, удовлетворенность работой и ее условиями, ее содержанием, вознаграждением, организацией).

Акклиматизация является процессом активного приспособления человеческого организма к непривычным для него климатическим условиям.

Показателями низкой социальной адаптации являются стремление индивида к перемещению в другую социальную среду (текучесть кадров, миграция, разводы), аномия и отклоняющееся поведение. Успешность социальной адаптации зависит от характеристик как самого индивида, так и среды. Чем сложнее новая среда (например, шире спектр социальных связей, сложнее совместная деятельность, выше уровень социальной неоднородности), чем интенсивнее в ней происходят изменения, тем более трудным для индивида оказывается процесс психологической адаптации. В большой степени значимыми для социальной адаптации являются социально-демографические характеристики индивида - образование и возраст.


1.3 Возможности психолого-педагогического влияния на процесс адаптации


Адаптация – одно из ключевых понятий в научном исследовании человеческой природы. Это естественный и необходимый компонент существования человека в системе "организм – среда", в системе "личность – социум", поскольку именно механизмы адаптации, имеющие эволюционные корни, обеспечивают возможность выживания человека.

Одним из вариантов адаптации человека в обществе является его профессионализм, который выступает в качестве ценного ресурса для выживания и эффективной жизнедеятельности. Стремление к овладению профессией является одним из побуждающих факторов поступления выпускников школ в высшие учебные заведения. Поступление в ВУЗ сопровождается переходом в новую систему образования, новую социальную среду, что является делом сложным и подчас болезненным, вызывающим необходимость адаптации первокурсников к учебному процессу. Новая обстановка, новый режим, иные учебные нагрузки и требования, новые отношения, новая социальная роль, новый уровень отношений с родителями, иное отношение к себе – это далеко не полный перечень изменений, обретающих особую остроту в первый год обучения. У первокурсников происходит смена привычного образа жизни, что автоматически включает адаптационный процесс.

Адаптация студентов к обучению в ВУЗе представляет собой многоуровневый процесс, который включает составные элементы социально-психологической адаптации и способствует развитию интеллектуальных и личностных возможностей студентов. В свою очередь, адаптационный процесс связан с решением целого спектра различных проблем. Одной из центральных социально-психологических проблем процесса адаптации является освоение новой социальной роли – роли студента. У бывшего школьника навыков выполнения такой роли нет. И отсюда объемный комплекс как внутренних, так и внешних конфликтов связанных с трудностями принятия и дальнейшего выполнения норм, соответствующих социальной роли студента. Студенты-первокурсники методом проб и ошибок пытаются освоить ожидаемое от них поведение. И на его основе строить дальнейшие взаимоотношения со сверстниками и преподавателями. Социально-психологические проблемы адаптации бывших школьников к обучению в высшей школе обусловлены также психологическими особенностями юношеского возраста. Характерными чертами юношей является стремление к самопознанию и самоопределению в качестве субъекта социальной жизни, а также активное взаимодействие с окружающим миром.

Мировоззренческое самоопределение включает в себя социальную ориентацию личности, формирование жизненных планов, формирование собственной системы ценностей и собственный интеллектуальный поиск. Самоопределение является само по себе очень сложным процессом, который сопровождается перестройкой внутренней организации личности и предъявляет к юношам особые требования. Таким образом, процесс взросления сопровождается значительными психологическими трудностями, которые ещё в большей степени обостряют проблему адаптации первокурсников к учебе.

Из педагогических проблем следует отметить принципиальное отличие учебных нагрузок и форм организации учебной деятельности в вузе от таковых в школе. Все это вызывает дополнительное напряжение и повышает тревожность у первокурсников, усугубляя проблему адаптации. Кроме того, в ходе первого года обучения могут возникнуть профессиональные сложности, связанные с осознанностью выбора будущей профессии. Вполне распространенное явление, когда через некоторое время после поступления в ВУЗ студент понимает, что сделал неверный выбор. Совершенно очевидно, что такой поворот событий не способствует успешной адаптации студентов к высшей школе и учебному процессу.

Необходимо указать также на экономические факторы, влияющие на адаптацию первокурсников. В условиях перехода к рыночной экономике наблюдается тенденция ухудшения экономического положения студентов вузов. По этой причине многие студенты с первых курсов вынуждены зарабатывать на жизнь, что, в свою очередь, ставит перед ними еще более сложные задачи и усложняет процесс адаптации. Часть студентов идет зарабатывать деньги, еще не адаптировавшись к новым условиям и нагрузкам.

Отсюда пропуски занятий, плохая учеба, и несданная сессия, исключение из вуза, как показатели дезадаптированности студента. Из вышеназванных проблем и особенностей динамического процесса адаптации становиться очевидным, что далеко не все студенты, попадая в атмосферу вуза, способны и могут быстро адаптироваться. Так наблюдения Н. Ханчук показывают, что на вторых курсах каждый четвертый студент не адаптирован к вузовской среде. Косвенное свидетельство этого – высокий процент студентов, находящихся в академических отпусках, обучающихся повторно. Прямое свидетельство неполной адаптации студентов к учебе в вузе – отсутствие устойчивых навыков планомерной, систематической учебы. В результате затянувшейся адаптации может также происходить снижение успеваемости студентов, возникновение различных личностных проблем, ухудшение здоровья.

На наш взгляд, первый год обучения в большей степени решает задачу закладки фундамента для профессиональной подготовки в последующие годы студенческой жизни. Таким образом, успешное прохождение этого этапа является важной предпосылкой для дальнейших достижений студента. Отсюда возникает необходимость комплекса мероприятий оптимизации адаптационного процесса именно на первом курсе, что поможет студентам быстрее пройти этот нелегкий период.


2. Практическое исследование и анализ полученных результатов


Цель и задачи исследования: цель данного исследования состоит в диагностике социально-психологической адаптации студентов-психологов и изучение процесса адаптации. Исходя из поставленной цели, нами решаются следующие задачи:

1.                использование научных концепций зарубежных и отечественных исследователей, как база для собственного исследования;

2.                рассмотреть работы зарубежных и отечественных исследователей с использованием научной литературы на изучаемую тему;

3.                раскрыть сущность процесса адаптации как психологического процесса;

4.                выявить особенности социально-психологической адаптации студентов-психологов и ее влияние на учебную деятельность;

5.                изучить возможность психолого-педагогического влияния на процесс социальной адаптации студентов;

6.                диагностировать и определить степень социальной адаптации с помощью специализированных методик;

7.                сделать анализ результатов проведенного исследования.

Гипотеза исследования: в проводимом исследовании я выдвигаю гипотезу о том, что у студентов-психологов степень социально-психологической адаптации выше, чем у студентов других вузов.

Объектом исследования: социально-психологическая адаптация.

Предметом исследования: Динамика социально-психологической адаптации студентов-психологов.

Методы исследования:

Теоретические: анализ научных разработок по психологии относительно исследуемой проблематики, системный анализ и синтез.

Эмпирические:

Þ              беседа, проводилась на начальном этапе исследования и в ходе всего исследования;

Þ              опросник межличностных отношений (ОМО) – является русскоязычной версией широко известного за рубежом опросника FIRO, разработанного американским психологом В. Шутцем. Автор предлагаемой версии А. А. Рукавишников. Опросник направлен на диагностику различных аспектов межличностных отношений в диадах и группах, а также на изучение коммуникативных особенностей личности. Он может с успехом использоваться в консультативной и психотерапевтической работе.

Опросник ОМО основан на основных постулатах трехмерной теории межличностных отношений В.Шутца. Важнейшей идеей данной теории является положение о том, что каждый индивид имеет характерный способ социальной ориентации по отношению к другим людям, и эта ориентация определяет его межличностное поведение.

В теории делается попытка объяснить межличностное поведение индивида на основе трех потребностей: "включения", "контроля" и "аффекта". Эти потребности развиваются в детстве во взаимодействии ребенка со взрослыми, прежде всего, с родителями. Так, развитие потребности "включения" зависит от того, насколько ребенок был включен в семью; потребность "контроля" зависит от того, был ли поставлен акцент в отношениях "родитель-ребенок" на свободу или контроль; потребность "аффекта" зависит от степени, в которой ребенок был эмоционально принят или отвержен его ближайшим окружением. Если эти потребности не были удовлетворены в период детства, индивид чувствует себя незначительным, некомпетентным, недостойным любви. Для преодоления этих чувств он вырабатывает у себя защитные механизмы, которые проявляются как характерные способы поведения в межличностных контактах. Сформированные в детстве, эти способы поведения продолжают существовать и в зрелом возрасте, определяя в целом типичные особенности ориентации индивида в социальной среде.

В. Шутц выделяет три типа "нормального" межличностного поведения внутри каждой области, которые соответствуют разным, степени удовлетворения соответствующих потребностей:

1.                            Дефицитарное поведение, предполагающее, что индивид прямо не пытается удовлетворить свои потребности;

2.                            Чрезмерное - индивид постоянно пытается, во что бы то ни стало удовлетворить потребности;

3.                            Идеальное поведение - потребности адекватно удовлетворяются.

Характеристика основных межличностных потребностей и типов межличностного поведения.

Потребность "контроля"

Для каждой области описано также патологическое поведение. Характерные способы поведения двух индивидов в межличностном взаимодействии могут быть либо совместимыми, либо нет. В.Шутц определяет межличностную совместимость как такие отношения между двумя или более индивидами, при которых достигается та или иная степень взаимного удовлетворения межличностных потребностей.

1.     Социально дефициентный тип. Боязнь недружелюбия, соединенная с чувством, что остальные его не понимают, может сопровождаться недостатком мотивации к жизни, снижением энтузиазма, упорства в достижении целей и т.п.

2.     Социально чрезмерный тип - экстраверт, личность, которая находится в постоянном поиске контактов, стремится к людям, активно добивается внимания и расположения. Бессознательно такой человек также испытывает страх быть отвергнутым, но на уровне поведения он делает все, чтобы любыми путями сконцентрировать на себе внимание (даже прямым навязыванием себя группе), сделать так, чтобы его заметили, достичь известности.

3.     Социально выровненный тип - индивид, у которого взаимоотношения в сфере включения были успешными с детства; установление контактов с людьми не представляет для него трудностей. Он уверенно чувствует себя и в одиночестве, и с людьми, способен на риск и вхождение в различные группы, но может и воздерживаться от риска и взаимодействий, если считает это неуместным. Он ощущает себя ценной и значимой личностью, способен сам искренне интересоваться другими.

4.     Патология. Неуспешное установление отношений в области включения ведет к отчуждению и замкнутости, к попыткам человека создать свой собственный искусственный мир. Вероятно развитие функциональных психозов, аутизма, шизофрении.

Потребность "включения"

Потребность "включения" - это потребность создавать и поддерживать удовлетворительные отношения с другими людьми, на основе которых возникают взаимодействие и сотрудничество. С точки зрения самооценки данная потребность проявляется в желании чувствовать себя ценной и значимой личностью, нравиться, привлекать внимание и интерес, в стремлении добиться признания, извести истиц одобрения. Быть человеком, непохожим на других, т.е. быть индивидуальностью - другой аспект потребности "включения". Оспенным в этом выделении из массы других является то, что для достижения полноценных взаимоотношений с людьми нужно добиться понимания, почувствовать, что окружающие видят присущие лишь индивиду черты и особенности.

Характерные способы поведения в этой области формируются, прежде всего, на основе детского опыта. Отношения "родитель-ребенок" могут быть либо позитивными (ребенок находится в постоянном контакте и взаимодействии с родителями), либо негативными (родителя игнорируют ребенка, их контакты минимальны). В последнем случае ребенок испытывает чувство того, что он незначительная личность, переживает страх, который пытается подавить либо устранить.

Эта потребность определяется, как потребность создавать и сохранять удовлетворительные отношения с людьми, опираясь на контроль и силу, как необходимость чувствовать себя компетентной и ответственной личностью. Поведение, вызванное этой потребностью, относится к процессу принятия решений, а также затрагивает области силы, влияния, авторитета. Оно может варьировать от стремления к власти, авторитету и контролю над другими (и, более того, над чьим-то будущим) до желания быть контролируемым, быть избавленным от любой ответственности. Важно отметить, что не существует жестких связей между поведением, направленным на доминирование над другими, и поведением, направленным на подчинение другим в одном человеке:

Люди, которые доминируют лад другими, могут различаться по тому, как они позволяют другим управлять собой. Поведение в этой области кроме прямых форм имеет также и косвенные, особенно в среде образованных и вежливых людей.

Замкнутостью, либо интенсивной попыткой включиться в другие группы. В зрелом возрасте появляются следующие типы межличностного поведения.

1.                 Социально дефициентный тип - человек, у которого уровень включения невысок. Его можно назвать необщительным, избегающим контактов с людьми. Сознательно он, как правило, хочет сохранять дистанцию между собой и окружающими, мотивируя это тем, что стремится сохранить свою индивидуальность и не раствориться в толпе. На бессознательном же уровне определенно имеет место страх быть отвергнутым, страх одиночества и изоляции, человек чувствует себя бесполезным, не способным вызвать интерес и внимание окружающих.

В зрелом возрасте диагностируются следующие типы поведения в области контроля.

1.                 Абдикрат - это личность с тенденцией к подчинению, отказ от власти ("абдикрации") и отказу от влияния в поведении. Для таких людей характерно стремление к подчиненному положению, нерешительность в принятии решений, стремление переложить ответственность на других. Обычно - последователь кого-либо или лояльный заместитель, но редко человек, который берет ответственность за принятие окончательного решения. Для таких людей наиболее характерной реакцией является попытка избегать, уходить от ситуаций, в которых они чувствуют себя беспомощными, некомпетентными, безответственными. Враждебность обычно выражается как пассивное сопротивление. Бессознательно индивид с таким типом поведения ощущает, что мало способен вести себя как взрослый человек с чувством ответственности, испытывает страх, что такую ответственность на него могут возложить. Как правило, у него отсутствует доверие к людям, которые могут отказать ему в помощи.

2.                 Автократ - это личность со склонностью к доминантному межличностному поведению. Она - искатель власти, конкурент стремиться владеть другими людьми предпочитает иерархическую систему отношений, в которой сама стоит на вершине. Обычно потребность в контроле распространяется на самые разные области: интеллектуальное или физическое превосходство также могут служить прямыми средствами достижения власти, установления контроля над поведением и решениями окружающих людей. Скрытые, бессознательные чувства у автократа такие же, как и у абдикрата: ощущение собственной неспособности принимать ответственные решения, постоянное подозрение, что ему не доверяют, что его пытаются контролировать и принимать за нею решения. Но все поведение направлено на то, чтобы любыми способами опровергнуть это чувство, как у других, так и у самого себя.

3.                 Демократ - это человек, который успешно определил свои отношения в области контроля еще в детстве, для которого власть и контроль не являются проблемой. Он чувствует себя в равной мере уверенно, отдавая или не отдавая приказы, принимая или не принимая их - в зависимости от конкретной ситуации. Бессознательно он ощущает себя способным человеком с чувством ответственности, которого уважают окружающие, доверяют ему, и следовательно, не испытывает потребности постоянно доказывать свою компетентность или увиливать от принятия решений.

4.                 Патология. Неспособность индивида к контролю или влиянию ведет к развитию психопатической личности.

Потребность в "аффекте"

Она определяется как потребность создавать и поддерживать удовлетворительные отношения с другими людьми, опираясь на любовь и близкие, теплые эмоциональные контакты. На эмоциональном уровне она проявляется в способности индивида любить других людей и в осознании того, что он любим другими в достаточной степени, что он достоин любви. Данная потребность обычно касается личных эмоциональных отношений между двумя близкими людьми (парных взаимоотношений) и ведет к поведению, направленному на эмоциональное сближение с партнером или партнерами. В детстве, если воспитание ребенка было неадекватным в эмоциональном плане, может сформироваться чувство страха, которое индивид в последствии может попытаться преодолеть различными способами, вырабатывая соответствующие типы поведения.

1.     Чувственно дефицитный тип - индивид, очень слабо испытывающий чувство эмоциональной привязанности, стремящийся избегать близких личных отношений с окружающими. Он старается поддерживать контакты на поверхностном, дистантном уровне, и его устраивает, когда остальные поддерживают с ним такие же отношения. Подсознательно он постоянно ищет удовлетворительных эмоциональных отношений, но боится, что его никто не любит; даже искренне сам любя людей, он не доверяет их чувствам по отношению к себе. Прямым методом поддержания эмоционального расстояния выступает уход от контактов, избегание людей, даже если это ведет к враждебности. "Утонченный метод" - это внешне состоять в дружеских связях со всеми, чтобы избежать близкой связи с каким-либо одним человеком. В отличие от боязни "включения", заключающейся в осознании того, что личность малоинтересная, незначительная бесполезная, боязнь аффектации проявляется в отношении к себе как неприятной, непривлекательной, недостойной личности.

2.     Чувственно чрезмерный тип пытается сблизиться со всеми чет, чтобы окружающие изначально вели себя по отношению к нему доверительно. Быть любимым для него особенно важно, чтобы ослабить беспокойство от сознания того, что его мог, отвергнуть и никогда не полюбят. Прямой способ добиться любви - это открытая попытка завоевать одобрение, быть чутким, расположить к себе, доверять людям. Более утонченный метод - манипулятивный: иметь много друзей, поддерживать приятельские отношения со всеми членами группы и незаметно предотвращать любую попытку с их стороны устанавливать дружеские отношения с кем-либо еще. Такие люди, как правило, обладают острой реакцией, их поступки мотивируются сильной потребностью в привязанности, они обладают более или менее выраженным чувством враждебности, основанном на подсознательном предчувствии отказа, отвержения со стороны окружающих.

3.     Чувственно уравновешенный тип — индивид с позитивным опытом в области эмоциональных отношений с детства. Он одинаково хорошо чувствует себя в ситуации, требующей тесных эмоциональных связей, и там, где требуется эмоциональная отдаленность, дистантность. Для него также важно быть любимым, но если его не любят, он способен признать этот факт спокойно, как результат конкретно складывающихся отношений с конкретным человеком. Подсознательно он чувствует, что привлекателен для тех, кто его хорошо знает, что он способен внушить истинную привязанность и любовь.

4.     Патология. Трудности в эмоциональной области обычно ведут к неврозам.

Характеристика опросника:

В оригинале данный опросник, разработанный В.Шутцем, носит название FIRO-B (Fundamental Interpersonal Relation Orientation), "В" (behaviour) означает уровень, на котором проведено исследование.

Опросник предназначен для оценки поведения человека в три основных областях межличностных потребностей: "включения" (I), контроля" (С) и "аффекта" (А). Внутри каждой области принимают во внимание два направления межличностного поведения: выраженное поведение индивида (е), т.е. мнение индивида об интенсивности собственного поведения в данной области; и поведение, требуемое индивидом от окружающих (w), интенсивность которого является оптимальной для него.

Þ              и методы математической статистики.

База для исследования: в исследовании принимали участие 60 студентов с первого по четвертый курс ЮРГИ очно-заочного обучения в возрасте 18-45 лет, из них 30 студентов факультета "Практической психологии" и 30 студентов "Экономического" факультета, где контрольной группой являются студенты Экономического факультета, исходя из поставленной нами гипотезы.


2.1 Исследование


Данное исследование было разделено на два основных этапа:

1.                на первом этапе – мы провели диагностику социальной адаптации с помощью опросник межличностных отношений (ОМО) (приложение №1) на группе студентов-психологов;

2.                на втором этапе – мы также провели диагностику социальной адаптации с помощью той же методики (см. приложения №1), но на контрольной группе студентов – экономического факультета.


Приводим полученные данные по первому этапу практического исследования:



данные по шкалам:

Испытуемый № n/n

Включение I

Контроль С

Аффект А

№1 (муж., 24 лет)

Ie – высокое

Се – высокое

Aw – низкое

№2 (жен., 22 лет)

Iw – высокое

Се – низкое

Ае – высокое

№3 (жен., 18 лет)

Ie – низкое

Cw – высокое

Ае – низкое

№4 (жен., 30 лет)

Ie – высокое

Се – высокое

Ае – низкое

№5 (жен., 28 лет)

Ie – высокое

Се – высокое

Ае – высокое

№6 (жен., 27 лет)

Ie – высокое

Се – высокое

Ае – высокое

№7 (жен., 19 лет)

Ie – низкое

Се – низкое

Ае – низкое

№8 (жен., 22 лет)

Iw – высокое

Се – высокое

Aw – низкое

№9 (жен., 23 лет)

Iw – высокое

Cw – высокое

Ае – высокое

№10 (жен., 23 лет)

Iw – высокое

Се – низкое

Ае – высокое

№11 (жен., 25 лет)

Ie – высокое

Се – высокое

Aw – низкое

№12 (жен., 20 лет)

Iw – высокое

Се – низкое

Ае – низкое

№13 (жен., 26 лет)

Iw – высокое

Се – высокое

Ае – высокое

№14 (жен., 23 лет)

Ie – высокое

Се – высокое

Ае – высокое

№15 (жен., 18 лет)

Ie – низкое

Се – низкое

Ае – низкое

№16 (жен., 19 лет)

Ie – низкое

Се – низкое

Aw – низкое

№17 (жен., 22 лет)

Iw – высокое

Се – высокое

Ае – высокое

№18 (жен., 20 лет)

Iw – высокое

Се – низкое

Ае – низкое

№19 (жен., 21 лет)

Ie – низкое

Се – низкое

Ае – низкое

№20 (жен., 26 лет)

Ie – высокое

Се – высокое

Ае – высокое

№21 (жен., 21 лет)

Iw – высокое

Се – низкое

Ае – низкое

№22 (жен., 20 лет)

Iw – высокое

Се – низкое

Aw – низкое

№23 (жен., 18 лет)

Iw – низкое

Се – высокое

Ае – низкое

№24 (жен., 24 лет)

Ie – высокое

Се – высокое

Ае – высокое

№25 (жен., 26 лет)

Iw – высокое

Се – высокое

Ае – высокое

№26 (жен., 39 лет)

Ie – высокое

Се – высокое

Aw – низкое

№27 (жен., 34 лет)

Ie – высокое

Се – высокое

Ае – высокое

№28 (жен., 28 лет)

Ie – высокое

Cw – высокое

Ае – высокое

№29 (жен., 22 лет)

Iw – низкое

Се – высокое

Aw – низкое

№30 (жен., 21 лет)

Iw – высокое

Се – высокое

Ае – низкое


Табличные данные свидетельствуют о том, что большинству студентов-психологов свойственно эмоционально-контактное отношение к людям (шкала A), тенденцию искать социальные контакты и поддерживать их (шкала I) и высокие показатели ответственности и контроля (шкала C).

Подведем итоги по первому этапу исследования:

1.                шкала Включение I:

¾               "Ie – высокое" - предполагает, что индивид чувствует себя хорошо среди людей и будет иметь тенденцию их искать – 36,7% (11 испытуемых);

¾               "Ie – низкое" - означает, что индивид не чувствует себя хорошо среди людей и будет иметь склонность их избегать – 16,7% (5 испытуемых);

¾               "Iw – низкое" - предполагает, что индивид имеет тенденцию общаться с малым количеством людей – 6,7% (2 испытуемых);

¾               "Iw – высокое" - предполагает, что индивид имеет сильную потребность быть принятым остальными и принадлежать к ним – 40% (12 испытуемых).

2.                шкала Контроль С:

¾               "Се – высокое" – означает, что индивид старается брать на себя ответственность, соединенную с ведущей ролью – 56,7% (17 испытуемых);

¾               "Се – низкое" - означает, что индивид избегает принятия решений и взятия на себя ответственности – 33,3% (10 испытуемых);

¾               "Cw – высокое" - отражает потребность в зависимости и колебания при принятии решений – 10% (3 испытуемых).

3.                шкала Аффект А:

¾               "Aw – низкое" - означает, что индивид очень осторожен при выборе лиц, с которыми создает более глубокие эмоциональные отношения – 23,3% (7 испытуемых);

¾               "Ае – высокое" - предполагает, что индивид имеет склонность устанавливать близкие чувственные отношения – 43,3% (13 испытуемых);

¾               "Ае – низкое" - означает, что индивид очень осторожен при установлении близких интимных отношений – 33,4% (10 испытуемых).

Вывод по первому этапу исследования: низкие показатели шкал в основном у студентов-психологов с возрастом от 18 до 21 года, т.е. у первокурсников и второкурсников, которые еще не смогли в полной мере адаптироваться к своему социальному окружению.

Второй этап исследования был введен для проверки нашей гипотезы, т.к. мы считаем, что у студентов психологического факультета степень социально-психологической адаптации выше, чем у студентов других вузов.

Была произведена диагностика студентов экономического факультета с помощью опросника (приложение №1). Приводим полученные данные по второму этапу практического исследования:



данные по шкалам:

Испытуемый № n/n

Включение I

Контроль С

Аффект А

№1 (муж., 24 лет)

Iw – низкое

Се – низкое

Aw – низкое

№2 (жен., 22 лет)

Iw – низкое

Cw – низкое

Ае – высокое

№3 (муж., 25 лет)

Iw – низкое

Cw – высокое

Aw – низкое

№4 (жен., 30 лет)

Ie – высокое

Cw – низкое

Aw – низкое

№5 (муж., 21 лет)

Iw – низкое

Cw – высокое

Aw – низкое

№6 (муж., 22 лет)

Iw – низкое

Cw – высокое

Ае – низкое

№7 (жен., 19 лет)

Ie – низкое

Cw – низкое

Aw – низкое

№8 (жен., 22 лет)

Iw – низкое

Cw – высокое

Aw – низкое

№9 (муж., 24 лет)

Ie – высокое

Cw – низкое

Ае – низкое

№10 (жен., 23 лет)

Iw – низкое

Cw – высокое

Aw – низкое

№11 (жен., 25 лет)

Iw – низкое

Cw – низкое

Aw – низкое

№12 (муж., 25 лет)

Iw – низкое

Cw – низкое

Ае – высокое

№13 (жен., 26 лет)

Ie – высокое

Cw – высокое

Aw – низкое

№14 (жен., 23 лет)

Ie – низкое

Cw – высокое

Aw – низкое

№15 (муж., 21 лет)

Iw – низкое

Се – низкое

Ае – низкое

№16 (жен., 19 лет)

Iw – низкое

Cw – высокое

Aw – низкое

№17 (жен., 22 лет)

Ie – высокое

Се – низкое

Aw – низкое

№18 (муж., 24 лет)

Ie – низкое

Cw – высокое

Ае – низкое

№19 (жен., 21 лет)

Ie – высокое

Се – низкое

Aw – низкое

№20 (муж., 45 лет)

Iw – низкое

Cw – низкое

Ае – высокое

№21 (жен., 21 лет)

Iw – низкое

Cw – высокое

Ае – низкое

№22 (жен., 20 лет)

Ie – низкое

Cw – высокое

Aw – низкое

№23 (муж., 34 лет)

Ie – высокое

Cw – низкое

Ае – высокое

№24 (жен., 24 лет)

Iw – низкое

Cw – высокое

Aw – низкое

№25 (муж., 27 лет)

Ie – низкое

Cw – высокое

Aw – низкое

№26 (муж., 19 лет)

Iw – низкое

Cw – высокое

Ае – низкое

№27 (жен., 34 лет)

Ie – высокое

Cw – высокое

Ае – низкое

№28 (муж., 24 лет)

Iw – низкое

Cw – низкое

Aw – низкое

№29 (муж., 20 лет)

Ie – низкое

Cw – высокое

Ае – низкое

№30 (муж., 24 лет)

Iw – низкое

Cw – низкое

Ае – высокое


Мы получили следующие данные:

4.                шкала Включение I:

¾               "Ie – высокое" - предполагает, что индивид чувствует себя хорошо среди людей и будет иметь тенденцию их искать – 23,3% (7 испытуемых);

¾               "Ie – низкое" - означает, что индивид не чувствует себя хорошо среди людей и будет иметь склонность их избегать – 20% (6 испытуемых);

¾               "Iw – низкое" - предполагает, что индивид имеет тенденцию общаться с малым количеством людей – 56,7% (17 испытуемых);

5.                шкала Контроль С:

¾               "Cw – низкое" – предполагает, что индивид не принимает контроля над собой – 33,3% (10 испытуемых);

¾               "Се – низкое" - означает, что индивид избегает принятия решений и взятия на себя ответственности – 13,3% (4 испытуемых);

¾               "Cw – высокое" - отражает потребность в зависимости и колебания при принятии решений – 53,3% (16 испытуемых).

6.                шкала Аффект А:

¾               "Aw – низкое" - означает, что индивид очень осторожен при выборе лиц, с которыми создает более глубокие эмоциональные отношения – 56,7% (17 испытуемых);

¾               "Ае – высокое" - предполагает, что индивид имеет склонность устанавливать близкие чувственные отношения – 16,7% (5 испытуемых);

¾               "Ае – низкое" - означает, что индивид очень осторожен при установлении близких интимных отношений – 26,7% (8 испытуемых).

Вывод по второму этапу исследования: как мы видим из полученных данных с помощью "Опросник межличностных отношений" (ОМО) данные из группы студентов экономического факультета отличаются от данных студентов-психологов.

Явным отличием является то, что вторая группа испытуемых имеет низкие показатели эмоционально-контактного отношения к людям и высокие показатели контроля, и низкие показатели установления близких интимных отношений.

Таким образом, гипотеза исследования о том, что у студентов-психологов степень социально-психологической адаптации выше, чем у студентов других факультетов подтвердилась.


Заключение


Актуальность вопроса, рассматриваемого в данной курсовой работе, настолько велика, что и решению это проблемы – Динамика социально-психологической адаптации студентов-психологов, уже неоднократно обращались, и будут обращаться в последующие годы снова и снова.

В написании этой работы передо мной стояли определенные цели и задачи, содержание которых описывается вводном разделе. Поэтому в первой главе в целом освещаются теоретические аспекты изучения проблемы в исследованиях Богоявленской Д.Б., Кулюткина Ю.Н., Милославовой Н.А. подчеркивается зависимость адаптации от активности самой личности в обучении и воспитании.

Прикладные аспекты проблемы социально-психологической адаптации разрабатываются многими учеными по целому ряду направлений: адаптация личности в различных группах и коллективах (Георгиева, 1985; Свиридов,1974; Таранов,1976; Ходаков,1976; Хохлова, 1981 и др.); в различных сферах учебной (Гапонова, 1994 и др.), трудовой, производственной деятельности (Жмыриков,1989; Прохватилов, Шалыто,1989 и др.), при различных психосоматических и невротических заболеваниях (Бурлачук, Коржакова, 1992; Барлас, 1994) и др.

Ряд плодотворных изысканий в направлении изучения социально-психологической адаптации личности в различных сферах производственного коллектива было осуществлено научным коллективом Лаборатории социальной и экономической психологии Института психологии РАН (В.Н.Безносиков, А.Л.Журавлев, О.И.Зотова, Л.В.Ключникова, И.К.Кряжева, В.П.Поздняков, С.Н.Пустовалов, Е.В.Таранов и др.).

Практическая часть курсовой работы содержит в себе два раздела, первый из которой полностью посвящен описанию основных целей и задач исследования, гипотезы исследования, в этом же разделе освящены основные методы данного исследования. В следующем разделе дается описание результатов, полученных в ходе эксперимента. Здесь же приводиться анализ количественных показателей, полученных при помощи первичной статистической обработки используемых методик.

Исследование было разделено на два основных этапа:

1. на первом этапе – мы провели диагностику социальной адаптации с помощью опросник межличностных отношений (ОМО) (приложение №1) на группе студентов-психологов;

2. на втором этапе – мы также провели диагностику социальной адаптации с помощью той же методики (см. приложения №1), но на контрольной группе студентов – экономического факультета.

Как мы видим из полученных данных с помощью "Опросник межличностных отношений" (ОМО) данные из группы студентов экономического факультета отличаются от данных студентов-психологов.

Явным отличием является то, что вторая группа испытуемых имеет низкие показатели эмоционально-контактного отношения к людям и высокие показатели контроля, и низкие показатели установления близких интимных отношений.

Таким образом, гипотеза исследования о том, что у студентов-психологов степень социально-психологической адаптации выше, чем у студентов других факультетов подтвердилась.


Список используемой литературы


1.                Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. – Свердловск, 1986.

2.                Андреева Д.А. О понятии адаптации. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе // Человек и общество, Вып. XI-II.- М., 1973.- С. 25-27.

3.                Асеев В.Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации // Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности - Иркутск, 1986. - С.3-17.

4.                Анцыферова Л.И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности. //Психологический журнал, 1996, С.60-71

5.                Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопр. психол., 1989. N 1.- С. 92-100.

6.                Беребин М.А. Методологические основания системных исследований психической адаптации. // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 25 – 28 июня 2003 года: в 8 т.– СПб.: Изд-во С.- Петерб. Ун-та, 2003. – Т.1, С. 6-8.

7.                Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л., 1988. - 270 с.

8.                Будякина М.П., Русалинова А.А. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации новичков на производстве // Социальная психология и социальное планирование - Л., 1973.- С. 92-97.

9.                Верещагин В.Ю. Философские проблемы теории адаптации человека. - Владивосток, 1988. - 164 с.

10.           Вершинина Т.Н. Производственная адаптация рабочих кадров // Соци-ально-экономические проблемы труда на промышленном предприятии - Новосибирск, 1979.- С. 238-263.

11.           Воложин А.И., Субботин Ю.К. Адаптация и компенсация - универсаль-ный биологический механизм приспособления. - М., 1987. - 176 с.

12.           Ганжа С.Ю. Социально-психологическая адаптированность и ее относительность // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 25 – 28 июня 2003 года: в 8 т. – СПб.: Изд-во С.- Петерб. Ун-та, 2003.

13.           Гапонова С.А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обу-чения // Психол.журн. - 1994.- Т.15.- N 3.- С. 131-135.

14.           Гефеле О.Ф. Социальная адаптация личности в ситуациях неопределенности // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 25 – 28 июня 2003 года: в 8 т. – СПб.: Изд-во С.- Петерб. Ун-та, 2003.

15.           Гордон Л.А. Социальная адаптация в современных условиях // Социол. исслед.- 1994.- N 8-9.- С. 3-16.

16.           Данияров С.Б., Соложенкин В.В., Краснов И.Г. Взаимосвязь физиологи-ческих и психологических показателей в процессе адаптации у студентов // Пси-хол. журн.- 1989.- N 1.- С. 99-105.

17.           Дикая Л.А., Калинина Н.Г. Адаптация к процессу обучения студентов средних специальных учебных заведений// Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 25 – 28 июня 2003 года: в 8 т. – СПб.: Изд-во С.- Петерб. Ун-та, 2003. – Т. 3. С. 96-99.

18.           Зотова О.И., Кряжева И.К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности // Психологические механизмы регуляции социального поведения - М., 1979.- С. 220.

19.           Казначеев В.П. Два типа реагирования на стрессорные воздействия // Адаптация и адаптогены. - Владивосток, 1977.- С. 15-18.

20.           Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации.- Новосибирск, 1980.- 192 с.

21.           Казначеев В.П., Лозовой В.П. Некоторые медико-биологические вопросы адаптации человека. /Медико-биологические проблемы адаптации населения в условиях Крайнего Севера. Новосибирск, 1974, C.3-13.

22.           Казначеев В.П., Казначеев С.В. Адаптация и конституция человека.- Новосибирск, 1986.- 120 с.

23.           Калитеевская Е.Р., Ильичева В.И. Адаптация или развитие: выбор пси-хотерапевтической стратегии // Психол. журн.- 1995.- N 1.- С. 115-121.

24.           Кличева З.Б., Кондратова Н.В., Смирнова Е.Э. Некоторые итоги изуче-ния адаптации студентов ЛГУ // Психологические и социально-психологические особенности адаптации студенчества: Тез.докл. Ереван, 1973.- С. 130-133.

25.           Кончанин Т.К. К вопросу о социальной адаптации молодежи // Комму-нистическое воспитание студенчества (материалы конф.). Ч.2.- Тарту, 1971.- С. 89-91.

26.           Кряжева И.К. Включенность личности в трудовой процесс и эмоцио-нальное самочувствие как критерии адаптированности рабочего на производстве // Социально-психологические проблемы производственного коллектива.- М., 1983.- С. 239.

27.           Милославова И.А. Понятие и структура социальной адаптации. Автореферат дисс. ... кандидата филос. наук. Л., 1974, 24 с.

28.           Таранов Е.В. Социально-психологические проблемы адаптации молодого рабочего: Дис. ... канд.психол наук. М., 1976. 200 с.

29.           Шапкин С.А., Дикая Л.Г. Деятельность в особых условиях: компонентный анализ структуры и стратегий алаптации // Психол. журн. 1996. Т. 17. №1, с. 19-35.

30.           Яницкий М.С. Состояния психической дезадаптации у студентов и пути оптимизации адаптационного процесса в вузе // Вопросы общей и дифферен-циальной психологии. Кемерово, 1998. - С. 58-67.


Приложение №1


Опросник межличностных отношений (ОМО)

Опросник предназначен для оценки поведения человека в три основных областях межличностных потребностей: "включения" (I), контроля" (С) и "аффекта" (А). Внутри каждой области принимают во внимание два направления межличностного поведения: выраженное поведение индивида (е), т.е. мнение индивида об интенсивности собственного поведения в данной области; и поведение, требуемое индивидом от окружающих (w), интенсивность которого является оптимальной для него. Опросник состоит из шести шкал, каждая из которых, в сущности, содержит утверждение, девятикратно повторяющееся с некоторыми изменениями. Всего в опросчике содержится 54 утверждения, каждое из которых требует от тестируемого, чтобы он выбрал один из ответов в рамках шестибальной оценочной шкалы. В результате оценивания ответов тестируемого психолог получает баллы по шести основным шкалам: Ie, Iw. Се, Cw, Ae, Aw, на основе которых затем составляется характеристика особенностей межличностного поведения тестируемого.

Проведение опроса и оценка результатов

Опросник можно предъявлять как индивидуально, так и в группе. Письменная инструкция достаточно проста и обычно не нуждается в дополнительном объяснении. Время проведения опроса не ограничивается

Инструкция и текст опросника

"Опросник предназначен для оценки типичных способов Вашего отношения к людям. В сущности, здесь нет правильных и неправильных ответов. Правилен каждый правдивый ответ. Иногда люди стремятся отвечать на вопросы так, как, по их мнению, они должны были бы себя вести. Однако в данном случае нас интересует, как Вы ведете себя в действительности. Некоторые вопросы очень похожи друг на друга, но все-таки они подразумевают разные вещи. Отвечайте, пожалуйста, на каждый вопрос отдельно, без оглядки на другие вопросы. Время ответов не ограничено, но не стоит слишком долго размышлять над каким-либо вопросом.

Пожалуйста, будьте как можно более внимательны.

Для каждого утверждения выберите ответ, больше всего Вам подходит. Номер ответа напишите слева от каждой строчки

Обычно – 1

Часто – 2

Иногда – 3

По случаю – 4

Редко – 5

Никогда – 7

Вопросы:

1.                Стремлюсь быть вместе со всеми.

2.                Предоставляю другим право решать о том, что необходимо сделать

3.                Становлюсь членом различных гpyпп

4.                Стремлюсь иметь близкие отношения с остальными членами группы.

5.                Когда представляется случай, я склонен стать членом интересных организаций.

6.                Допускаю, чтобы другие оказывали сильное воздействие на мою деятельность.

7.                Стремлюсь влиться в неформальную общественную жизнь.

8.                Стремлюсь иметь близкие и сердечные отношения с други¬ми.

9.                Стремлюсь задействовать других в своих планах.

10.           Позволяю другим судить о том, что я делаю.

11.           Стремлюсь быть среди людей.

12.           Стремлюсь устанавливать с другими близкие и сердечные отношения.

13.           Имею склонность присоединяться к остальным всякий раз, когда что-то делается совместно.

14.           Легко подчиняюсь другим.

15.           Стараюсь избегать одиночества.

16.           Стремлюсь принимать участие в совместных мероприятиях.

Для каждого из дальнейших утверждений выберите один из ответов, обозначающих количество людей, которые могут влиять на Вас или на которых Ваше поведение может распространяться

Относится к:

(1) Большинству людей

(2) Многим людям

(3) Некоторым людям

(4) Нескольким людям

(5) Одному-двум людям

(6) Ни к кому из людей

17.           Стремлюсь относиться к другим приятельски.

18.           Предоставляю другим решать вопрос о том, что необходимо

19.           будет сделать.

20.           Мое личное отношение к окружающим - холодное и безразличное.

21.           Предоставляю другим, чтобы руководили ходом событий.

22.           Стремлюсь иметь близкие отношения с другими людьми

23.           Допускаю, чтобы другие оказывали сильное влияние на мою деятельность.

24.           Стремлюсь установить близкие и сердечные отношения с остальными.

25.           Позволяю другим судить о том, что я делаю.

26.           С другими веду себя холодно и безразлично.

27.           Легко подчиняюсь другим.

28.           Стремлюсь иметь близкие и сердечные отношения с окружающими меня людьми.

Для каждого из дальнейших утверждений выберите один из ответов, обозначающий количество людей, которые могут влиять на Вас, или на которых обычно последствия Вашего поведения распространяются.

Относится к:

(1) Большинству людей

(2) Многим людям

(3) Некоторым людям

(4) Нескольким людям

(5) Одному-двум людям

(6) Ни к кому из людей

29.           Люблю, когда другие приглашают меня участвовать в чем-либо.

30.           Мне нравится, когда остальные люди относятся ко мне непосредственно и сердечно.

31.           Стремлюсь оказывать сильное влияние на деятельность других.

32.           Мне нравится, когда окружающие приглашают меня участвовать в их деятельности.

33.           Мне нравится, когда другие относятся ко мне непосредственно.

34.           В обществе других я стремлюсь руководить ходом событий.

35.           Мне нравится, когда другие подключают меня к своей деятельности.

36.           Я люблю, когда окружающие ведут себя со мной сдержанно и холодно

37.           Стремлюсь, чтобы остальные поступали так, как я хочу.

38.           Мне нравится, когда другие приглашают меня принять участие в их дебатах (дискуссиях).

39.           Я люблю, когда окружающие относятся ко мне по-приятельски.

40.           Мне нравится, когда другие приглашают меня принять участие в какой-либо совместной деятельности.

41.           Мне нравится, когда окружающие относятся ко мне сдержанно.

Для каждого из дальнейших утверждений выберите один из следующих ответов:

Обычно – 1

Часто – 2

Иногда – 3

По случаю – 4

Редко – 5

Никогда – 7

42.           В обществе я стараюсь играть главенствующую роль.

43.           Мне нравится, когда другие приглашают меня принять участие в чем-либо.

44.           Мне нравится, когда окружающие относятся ко мне непосредственно

45.           Стремлюсь, чтобы другие делали то, что я хочу.

46.           Мне нравится, когда окружающие приглашают меня принять участие в их деятельности.

47.           Мне нравится, когда ко мне относятся холодно и сдержанно.

48.           Стремлюсь влиять на то, что делают другие.

49.           Мне нравится, когда кто-то приглашает меня принять участие в деятельности.

50.           Мне нравится, когда окружающие люди относятся непосредственно и сердечно.

51.           В обществе я стараюсь руководить ходом событий.

52.           Мне нравится, когда меня приглашают принять участие в деятельности других.

53.           Меня вполне устраивает, когда окружающие относятся ко мне сдержанно.

54.           Стараюсь, чтобы окружающие делали то, что хочу я.

55.           В обществе обычно я руковожу ходом событий.

Результаты опроса оцениваются при помощи "ключа". Каждому ответу, совпадающему с "ключом", присваивается один балл. Сумма баллов составляет первичную оценку, полученную по соответствующей шкале. Таким образом, получают баллы по всем основным шести шкалам (Ie, Iw, Се, Cw, Ae, Aw), которые представляют собой целые числа в интервале от 0 до 9.

"Ключ" для обработки шкал опросника

Слева приводятся пункты шкал, справа - номера правильных (работающих) ответов. При совпадении с ключом ответ оценивается в 1 балл, при несовпадении - 0 баллов.


Ie

Се

Ае

1. 1234 3. 12345 5. 12345

7. 123

9. 123

11. 12

13. 1

15. 1

16. 1

30.1234

33.1234

36.123

41.12345

44.1234

47.12345

50.12

53.1234

54.123

4. 12

8. 12

12. 1

17. 123

19. 3456

21. 1

23. 1

25. 3456

27. 1

Iw

Cw

Aw

28. 12

31. 12

34. 12

37. 1

39. 1

42. 123

45. 123

48. 1234

51. 123

2. 12345

6. 123

10. 123

14. 123

18. 1234

20.1234

22. 1234

24. 12

26. 12

29. 1

32. 12

35. 56

38. 123

40. 56

43. 1

46. 456

49. 1

52. 56


Баллы колеблются от 0 до 9. Чем больше они приближаются к экстремальным оценкам, тем большее применение имеет следующее общее описание поведения:

а) включением

Ie – низкое – означает, что индивид не чувствует себя хорошо среди людей и будет иметь склонность их избегать;

Ie – высокое – предполагает, что индивид чувствует себя хорошо среди людей и будет иметь тенденцию их искать;

Iw – низкое – предполагает, что индивид имеет тенденцию общаться с малым количеством людей;

Iw – высокое – предполагает, что индивид имеет сильную потребность быть принятым остальными и принадлежать к ним;

б) контроль.

Се – низкое – означает, что индивид избегает принятия решений и взятия на себя ответственности;

Се – высокое – означает, что индивид старается брать на себя ответственность, соединенную с ведущей ролью;

Cw – низкое – предполагает, что индивид не принимает контроля над собой;

Cw – высокое – отражает потребность в зависимости и колебания при принятии решений;

в) аффект.

Ае – низкое – означает, что индивид очень осторожен при установлении близких интимных отношений;

Ае – высокое – предполагает, что индивид имеет склонность устанавливать близкие чувственные отношения;

Aw – низкое – означает, что индивид очень осторожен при выборе лиц, с которыми создает более глубокие эмоциональные отношения;

Aw – высокое – типично для лиц, которые требуют, чтобы остальные без разбора устанавливали с ним близкие эмоциональные отношения.

От величины баллов зависит степень применимости приведенных выше описаний:

0-1 и 8-9 экстремально низкие и экстремально высокие баллы, и поведение будет иметь компульсивный характер.

2-3 и 6-7 – низкие и высокие баллы, и поведение лиц будет описываться в соответствующем направлении.

4-5 – пограничные баллы, и лица могут иметь тенденцию поведения, описанного как для низкого, так и для высокого сырого счета.

Далее при анализе данных обращают внимание на соотношение, комбинацию баллов по основным шкалам, которая позволяет вычислить индекс объема интеракций (е + w) и индекс противоречивости межличностного поведения (е - w) внутри и между отдельными Сластями межличностных потребностей. Полученные данные позволяют также определить коэффициент взаимной совместимости в Диаде. Он высчитывается следующим образом; если обозначим выраженное доведение индивида А в той или иной области символом е1, а индивида Б - символом е2, а требуемое поведение этих лиц - соответственно w1 и w2, то коэффициент совместимости имеет вид К = [е1 - w2] + [е2 - w1].

Интерпретация результатов опроса

Общий ход интерпретации данных целесообразно осуществлять, следующем порядке.

Прежде всего, анализируются оценки, полученные по основным шкалам. Характеристика поведения субъекта дается на основании следующих описаний:

§     Ie - выраженное поведение в области "включения". Высокие значения но этой шкале означают активное стремление человека принадлежать к различным группам, быть включенным, как можно чаще находиться среди людей; стремление принимать окружающих, чтобы они, в свою очередь, принимали участи в его деятельности, проявляли к нему интерес. Низкие значения говорят о том, что индивид не чувствует себя хорошо среди людей и будет иметь склонность избегать контактов.

§     Iw - требуемое поведение в области "включения". Высокие значения по этой шкале свидетельствуют о стремлении индивида к тому, чтобы окружающие приглашали его принимать у частое в их делах, "приглашали", прилагали усилия, чтобы быть в его обществе, даже в тех случаях, когда он сам ничего не делает для этого. Низкие значения предполагают, что человек проявляет тенденцию общаться с малым количеством людей, не проявляет поведения, направленного на поиски контактов, на стремление принадлежать к группам и общностям.

§     Се - выраженное поведение в области "контроля". Высокие значения свидетельствуют о стремлении индивида контролировать и влиять на окружающих, брать в свои руки руководство и принятие решений за себя и других. Низкие - показатель того, что индивид активно избегает принятия решений и взятия на себя ответственности.

§     Сw - требуемое поведение" в области "контроля". Высокие значения отражают потребность индивида в зависимости, в ожидании контроля и руководства со стороны окружающих, говорят о нежелании брать и, а себя ответственность. Низкие значения предполагают, что индивид не принимает контроля над собой.

§     Aе - выраженное поведение в области "аффекта". Высокие значения отражают стремление человека быть в близких, интимных отношениях с другими и проявлять к ним свои теплые и дружеские чувства. Низшие - показатель большой осторожности и избирательности в установлении близких чувственных отношений.

§     Aw - требуемое поведение в области "аффекта". Высокие показатели говорят о потребности индивида в том, чтобы окружающие стремились быть к нему эмоционально более близкими делились своими интимными чувствами, вовлекали в глубокие эмоциональные отношения. Низкие показатели означают, что человек очень осторожен при выборе лиц, с которыми создает интимные, глубокие отношения.

Количество баллов, которое может быть набрано по каждой из шести шкал опросника, колеблется от 0 до 9. От величины баллов зависит степень применимости приведенных выше описаний; 0-1 и 8-9 экстремально низкие и экстремально высокие баллы, при этом поведение индивида приобретает компульсивный характер; 2-3и 6-7 - низкие и высокие баллы, поведение индивида может быть описано в соответствующем направлении; 4 - 5 - пограничные баллы и в поведении человека могут наблюдаться тенденции, характерные как для высокого, так и для низкого уровня.

Для более точной оценки полученных результатов необходимо учитывать нормативные данные соответствующей популяции. Интерпретация результатов осуществляется на основе описанных ранее характеристик потребностей и типов межличностного поведения. Кроме того, оценки по отдельным шкалам не должны интерпретироваться отдельно друг от друга. Способ ориентации индивида в той или иной области значительно влияет (позитивно или негативно) на его межличностную активность в других областях. Например, сильное желание создать близкие эмоциональные отношения (высокое А) может быть блокировано неспособностью субъекта устанавливать контакт (низкое I).

Далее осуществляется интерпретация индексов. Индекс объема интеракций (е + w) в каждой из областей I, С, А характеризует психологически предпочитаемую человеком интенсивность контактов, отражающую в целом интенсивность поведения, направленного на удовлетворение соответствующей межличностной потребности. Значения индекса могут варьировать от 0 до 18.

Межличностная ориентация индивида внутри каждой области I, C, E - определена разницей между выраженным (е) и требуемым (w) поведением и выражается в определенном значении индекса противоречивости межличностного поведения, которое может варьировать от о до 9. Чем больше его величина, т.е. чем больше разрыв между собственным и требуемым от окружающих поведением, тем больше вероятность внутренних конфликтов и фрустрации в данной области.

При интерпретации коэффициентов взаимной совместимости необходимо исходить из соответствующих теоретических представлений. В теории В. Шутца совместимость трактуется как такая особенность отношений, между двумя и более людьми, которая ведет к взаимному удовлетворению межличностных потребностей. Людой индивид в каждой межличностной области желает вести себя определенным образом и допускает, чтобы партнеры вели себя по отношению к нему определенным образом. Взаимная совместимость предполагает, что выражаемое поведение одного члена диады должно соответствовать требуемому поведению другого члена, и наоборот. То есть для определения меры взаимного удовлетворения межличностных потребностей необходимо принять во внимание следующее: выражает ли индивид А поведение, требуемое индивидом Б; удовлетворяет ли индивида А поведение, выражаемое индивидом Б. Взаимная совместимость может быть представлена количественно, если сравнивать интенсивность по ведения с точки зрения е и w. Коэффициент совместимости достигает оценок от 0 до 18. Чем ближе оценка к 0, тем выше взаимная совместимость в диаде.


Страницы: 1, 2


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.