РУБРИКИ |
Духовно-нравственные аспекты становления мироощущения и социального самоопределения подростков в различных социальных средах |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Духовно-нравственные аспекты становления мироощущения и социального самоопределения подростков в различных социальных средахДуховно-нравственные аспекты становления мироощущения и социального самоопределения подростков в различных социальных средахМинистерство образования и науки РФГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Курский государственный университет»Факультет педагогики и психологии Специальность 030301 (020400) - Психология Специализация 020403 - Социальная психология Кафедра психологии Заочная форма обучения Выпускная квалификационная работа на тему: «Духовно-нравственные аспекты становления мироощущения и социального самоопределения подростков в различных социальных средах» Курск 2010 СОДЕРЖАНИЕ Введение Глава I Теоретический анализ изучения проблемы духовно-нравственного становления современных подростков 1.1 Психологические особенности современных подростков 1.2 Состояние проблемы духовности в психологической науке 1.3 Состояние мироощущения и социального самоопределения современных школьников Глава II Эмпирическое исследование социально-психологических механизмов влияния духовно-нравственной компоненты на мироощущение и социальное самоопределение подростков в различных социальных средах 2.1 Организация и программа исследования 2.1.1 Состояние духовно-нравственной сферы современных подростков 2.1.2 Структура мироощущения подростков в различных образовательных средах 2.1.3 Тенденции социального самоопределения подростков в различных образовательных средах 2.2 Психолого-педагогические рекомендации по созданию условий формирования духовно-нравственных основ оптимального мироощущения и социального самоопределения современных подростков Заключение Список литературы Приложения ВВЕДЕНИЕ На рубеже XX–XXI веков произошли глобальные социальные преобразования в современном мире и в России, которые породили огромное число проблем, вызывающих интеллектуальное, духовное, эмоциональное и физическое напряжение человека. Благодаря мощному воздействию средств массовой информации, расширению контактов, миграционным процессам человек по-новому воспринимает, понимает, открывает мир, который он изменил и в котором сам изменился. Все это проявляется на разных уровнях существования человека – физиологическом, психологическом, социальном, что отражается в перестройке ментальности, смене целей, ценностей, ориентаций индивидов [51, с.7]. Проблема того, как человек воспринимает окружающую действительность, какое место он выбрал для себя в жизни, смотрит он на жизнь с надеждой или видит всё в мрачном фоне, всегда волновала ученых, начиная от Аристотеля, Платона и до наших дней. Большой вклад в развитие взглядов на эту проблему внесли отечественные ученые: С.Л. Рубинштейн, Г.М. Андреева, А.В. Петровский, К.А. Абульханова-Славская, А.Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко, М.И Воловикова и другие [58, с. 9]. Особое место в этом ряду занимают исследования курских психологов А. С. Чернышева, С. Г. Елизарова, С. В. Сарычева и др., изучавших мироощущение, восприятие социального окружения и своего места в нем подростками и юношами во второй половине прошлого столетия и на рубеже XX – XXI веков. В этих работах указывается и на различия в мироощущении и социальном самоопределении городских и сельских подростков. В рамках подхода, разрабатываемого учеными кафедры психологии Курского государственного университета под руководством А. С. Чернышева, феномен мироощущения с позиции реализации принципов субъектности и единства сознания и деятельности рассматривается в его связях с деятельностью, поведением, общением и социальным самоопределением учащейся молодежи в зависимости от специфики социальных сред. Интересным является изучение вышеуказанных феноменов мироощущения и социального самоопределения в условиях социальной депривации. Примером такой социально обедненной среды является школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В таком учреждении находятся дети, которые уже испытали немало стрессовых и травмирующих ситуаций за свою жизнь. Поэтому можно предположить, что мироощущение и социальное восприятие своего места в жизни у таких подростков будет отличаться от подростков, проживающих в обычных условиях. Целью данной работы является определение роли духовно-нравственного компонента в жизненных ориентациях современных подростков, проживающих в различных социальных средах. На основании вышесказанного была сформулирована рабочая гипотеза: мироощущение и социальное самоопределение современных подростков опосредуется следующими факторами: А) нравственной зрелостью личности подростка; Б) воспитательными возможностями социальной среды проживания; В) уровнем социально-психологической зрелости учебной группы. На основе сопоставления разнообразных социальных сред и социальных ситуаций можно выявить общие тенденции изменения мироощущения (позитивные и негативные) у подростков и юношей в современной изменяющейся России. Таким образом, важными представляются следующие задачи: 1. Изучение состояния проблемы духовно-нравственного становления человека в литературе. 2. Разработка программы эмпирического исследования. 3. Реализация программы эмпирического исследования. 4. Определение социально-психологических механизмов влияния духовно-нравственной компоненты на мироощущение и социальное самоопределение подростка. 5. Разработка психолого-педагогических рекомендаций. Предметом исследования являются социально-психологические детерминанты оптимизации мироощущения и социального самоопределения подростков. В качестве объекта выступает социализация личности подростка. Для решения поставленных задач был подготовлен методический блок, включающий в себя следующие методы: 1. анализ психолого-педагогической и учебной литературы; 2. наблюдение за деятельностью и межличностным общением респондентов; 3. беседа с педагогами, работающими с респондентами, и с самими респондентами; 4. психодиагностические методики; 5. методы статистической обработки, количественного и качественного анализа полученных данных. В качестве психодиагностических методик использовались следующие: 1) Опросник для определения структуры мироощущения и социального самоопределения подростков (И. В. Дубровина, ); 2) опросник «Социальное самочувствие как актуализация отношений к образу «Я» и социальному окружению (Л. И. Акатов, А. С. Чернышев). В качестве статистического метода, позволяющего определить силу и направление корреляционной связи был применен метод ранговой корреляции rs Спирмена. Исследование проводилось на базе следующих образовательных учреждений: 1. МОУ « …..средняя общеобразовательная школа» ……района Курской области; 2. ОГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «……….. школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ……….айона Курской области. В исследовании принимали участие обучающиеся 7-9 классов, в общей сложности 64 респондента в возрасте от 13 до 18 лет. Теоретическое и практическое значение работы состоит в том, что: · проведена некоторая систематизация теоретических источников по изучаемой проблематике; · получены результаты об особенностях личности подростков, находящихся в различных социальных средах; · разработаны и внедрены психолого-педагогические рекомендации по психологической помощи данным категориям подростков. Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы, приложения. В первой главе дается теоретический анализ изучения проблемы духовно-нравственного становления современных подростков. Во второй главе описывается и обсуждается непосредственно проведенное экспериментальное исследование и его результаты, приводятся рекомендации по оказанию психологической помощи подросткам. В приложении раскрывается содержание методического блока, расчеты коэффициента ранговой корреляции rs Спирмена. Глава I Теоретический анализ изучения проблемы духовно-нравственного становления современных подростков 1.1 Психологические особенности современных подростков В настоящее время в условиях нашей страны подростковый период развития охватывает примерно возраст с 10 - 11 до 14 - 15 лет, совпадая в целом с обучением детей в средних классах школы [33, с.345]. Психологические особенности подросткового возраста, по мнению различных авторов, рассматриваются как кризисные и связаны с перестройкой в трех основных сферах: телесной, психологической и социальной. На телесном уровне происходят существенные гормональные изменения, на социальном уровне подросток занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым, на психологическом подростковый возраст характеризуется формированием самосознания [5]. Каждый возрастной период является переходным, подготавливающим человека к переходу на более высокую возрастную ступень. Конкретное, образное мышление, характерное для детей, в подростковом возрасте все больше уступает место абстрактному, становится более самостоятельным, активным, творческим. Подросток умеет оперировать гипотезами, решая интеллектуальные задачи. Кроме того, он способен на системный поиск решений. Сталкиваясь с новой задачей, он старается отыскать разные возможные подходы к ее решению, проверяя логическую эффективность каждого из них [5]. Развиваются такие операции, как классификация, аналогия, обобщение и др. При одиннадцатилетнем обучении, по мнению И. Ю. Кулагиной и В. Н. Колюцкого, скачок в овладении этими умственными операциями наблюдается при переходе из 8-го в 9-й класс. Устойчиво проявляется рефлексивный характер мышления: подростки анализируют операции, которые они производят, способы решения задач. Особенности теоретического рефлексивного мышления позволяют подросткам анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в суждениях. Без высокого уровня развития интеллекта был бы невозможен характерный для этого возраста интерес к абстрактным, философским, религиозным, политическим и прочим проблемам. Подросток может рассуждать об идеалах, о будущем, он приобретает новый, более глубокий взгляд на мир. В это время начинается становление основ мировоззрения, частью которого является мироощущение [31,с. 285]. В подростковом возрасте ребенок приобретает взрослую логику мышления. Происходит дальнейшая интеллектуализация восприятия и памяти, развиваются различные формы речи, в том числе и письменная.С общим интеллектуальным развитием связано и развитие воображения. Сближение воображения с теоретическим мышлением дает мощный импульс к творчеству: подростки начинают писать стихи, конструировать модели, играть на музыкальных инструментах. Но в подростковом возрасте существует и вторая линия развития воображения. Не все подростки стремятся к достижению объективного творческого результата, но все используют возможности своего воображения при фантазировании. Потребности, чувства, переполняющие подростка, выплескиваются в воображаемой ситуации. Неудовлетворенные в реальной жизни желания легко исполняются в мире фантазий: замкнутый подросток, которому трудно общаться со сверстниками, может стать героем, невзрачная девочка может превратиться в топ-модель и проч. В подростковом возрасте много личных проблем, поэтому воображение играет важную роль в эмоциональном компоненте [31, с. 286]. Подростковый возраст характеризуется выраженной эмоциональной неустойчивостью. Пик ее у мальчиков приходится на одиннадцать–тринадцать лет, у девочек – на тринадцать–пятнадцать. В старшем подростковом возрасте настроение становится более устойчивым, эмоциональные реакции – более дифференцированными, хотя могут сохраняться их непредсказуемость и неадекватность. Подростки, по сравнению с младшими школьниками, более целеустремленны, настойчивы. Однако проявления этих качеств часто бывают односторонними. Для них характерно попеременное проявление полярных свойств психики: целеустремленность и настойчивость могут сочетаться с импульсивностью и неустойчивостью; повышенная самоуверенность и безапелляционность в суждениях – сменяться легкой ранимостью и неуверенностью в себе; возвышенность чувств может уживаться с сухим рационализмом, циничностью, враждебностью и даже жестокостью. Становление характера, переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности – все это обнажает и заостряет слабые стороны личности подростка, делает ее особенно уязвимой и чувствительной к неблагоприятным влияниям среды. В подростковом возрасте последовательно появляются две особые формы самосознания: чувство взрослости и «Я-концепция». Чувство взрослости – это отношение подростка к себе как к взрослому, ощущение и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком. Эта субъективная сторона взрослости считается центральным новообразованием младшего подросткового возраста (11-13 лет). Чувство взрослости проявляется в стремлении к самостоятельности, желании оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, учебы. Наряду с чувством взрослости Д. Б. Элькониным рассматривается подростковая тенденция к взрослости – стремление казаться и считаться взрослым. Желание выглядеть в чужих глазах взрослым усиливается, когда не находит отклика у окружающих. Чувство взрослости является центральным новообразованием младшего подросткового возраста. После поисков себя, личностной нестабильности, примерно к 15 годам у подростка формируется «Я-концепция» - система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я». «Я-концепция» - целостное представление человека о себе как о личности, биологическом организме, члене общества, ученике, работнике, профессионале и т.д. «Я-концепция» выступает как установка по отношению к самому себе. Образы «Я», которые создает в своем сознании подросток, разнообразны – они отражают все богатство его жизни. Физическое «Я», то есть представления о собственной внешности, о своем уме, способностях, силе характера, доброте и других качествах, соединяясь, образует большой пласт «Я-концепции» - так называемое реальное «Я». Реальное «Я» включает в себя компоненты: - когнитивный - образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости; - эмоциональный - самоуважение, себялюбие, самоуничижение; - оценочно-волевой - стремление повысить самооценку, завоевать уважение и т.д. Помимо реального «Я» «Я-концепция» включает в себя идеальное «Я». При высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих возможностей идеальное «Я» может сильно отличаться от реального. Тогда переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и реальным своим положением приводит к неуверенности к себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности. Когда идеальный образ считается достижимым, это побуждает к самосовершенствованию и самовоспитанию. Самовоспитание становится возможным в этот период благодаря развитию саморегуляции. В конце подросткового возраста представления о себе стабилизируются и образуют целостную систему – «Я-концепцию». Таким образом, основными новообразованиями в подростковом возрасте являются: сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении [31, с.290-293]. Новообразования не возникают сами по себе, а являются итогом собственного опыта ребенка, полученного в результате активного включения в выполнение самых разных форм общественной деятельности. В психическом развитии ребенка определяющим является не только характер его ведущей деятельности, но и характер той системы взаимоотношений с окружающими его людьми, в которую он вступает на различных этапах своего развития. Поэтому общение подростков со сверстниками и взрослыми необходимо считать важнейшим условием их личностного развития. Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту, компенсировать который не могут никакие объективные высокие показатели в других сферах их жизни и деятельности. Ведущей деятельностью в подростковом возрасте становится интимно-личностное общение. Наиболее содержательное и глубокое общение возможно при дружеских отношениях. В дружеских отношениях подростки крайне избирательны, но их круг общения не ограничивается близкими друзьями, напротив, он становится гораздо шире, чем в предыдущих этапах развития. В этот период детей тянет друг к другу, их общение становится настолько интенсивно, что говорят о подростковой «реакции группирования». Но для подростка важно иметь референтную группу, ценности которой он принимает, на чьи нормы поведения и оценки ориентируется. Общение субъективно воспринимается подростками как нечто личностно очень важное. Однако, как показывает анализ современного педагогического процесса, потребность обучающихся подростков в благоприятном доверительном общении с взрослыми и сверстниками в школе очень часто не получает своего удовлетворения. Это ведет к формированию повышенной тревожности, развитию чувства неуверенности в себе, связанного с неадекватной и неустойчивой самооценкой, со сложностями в личностном развитии, мешает ориентации в жизненных ситуациях. Все это много раз усугубляется, если у ребенка отсутствует благоприятное общение в семье [41, с. 375-379]. Подводя итог, можно сказать, что подростковый возраст — трудный период полового созревания и психологического взросления. В самосознании происходят значительные изменения; появляется чувство взрослости, ощущение себя взрослым человеком; оно становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста. Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликт с ними. Кроме стремления к эмансипации подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Появляются подростковая дружба и объединение в неформальные группы. Возникают и яркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения. По выражению Л С. Выготского, «в структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного» [12, с. 327]. Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки: подростки стремятся во всем походить на сверстников и пытаются выделиться в группе, хотят заслужить уважение и бравируют недостатками, требуют верности и меняют друзей. Благодаря интенсивному интеллектуальному развитию появляется склонность к самоанализу; впервые становится возможным самовоспитание. У подростка складываются разнообразные образы «Я», первоначально изменчивые, подверженные внешним влияниям. К концу периода они интегрируются в единое целое, образуя на границе ранней юности «Я-концепцию», которую можно считать центральным новообразованием всего периода [31,с. 288]. Развитие личностной рефлексии, новый уровень мышления и становление типов характера обусловливают новый этап в развитии мотивации. Выделившиеся ранее линии онтогенеза жизненного мира оформляются в основных своих чертах как сложившиеся, развитые типы. Именно в этот период формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов. 1.2 Состояние проблемы духовности в психологической науке Несмотря на широкий диапазон исследований сущности понятия «духовность» в научной литературе, до сих пор нет однозначной его трактовки. Нет универсальной (или хотя бы общепринятой) дефиниции этого понятия и в современной философии и психологии в России. Этому мешает огромное количество «белых пятен»: плюралистичность философских взглядов на духовность, непроработанность данного теоретического конструкта в психологии и педагогике, отсутствие психодиагностических методик измерения уровня духовности и т. д. [40,с. 27-28]. В философии проблема духовности относится к разряду «вечных тем». Сложность проблемы во многом определяется широтой и неопределенностью понятия «духовность», что чаще всего выражается в выделении исследователями отдельных граней и аспектов этого феномена. Так, в Философском энциклопедическом словаре отдельные статьи «Духовность» и «Духовное» отсутствуют. Про «дух» сказано, что душа (как понятие жизненной энергии человека) есть носитель духа, подтачивающего ее силы. Но вместе с тем дух сохраняет и защищает жизнь, возвышает, совершенствует («одухотворяет») телесную деятельность ее [52], [53]. Понятие «духовность» производно от понятия «дух». Дух трактуется как нематериальное, идеальное образование. Различают «объективный дух» и «субъективный дух». В объективно-идеалистических учениях субъективный дух представляет форму проявления объективного духовного первоначала у Платона, Гегеля, религиозных философов. Субъективный дух либо сводится к разуму, по мнению Б.Спинозы, И. Канта, И. Г. Фихте, К. Маркса, Г. В. Гегеля, Р. Декарта, или, согласно представлениям экзистенциалистов, психоаналитиков, подчеркивается его нерациональная природа [40,с. 67]. В связи с двумя способами пониманиями духа в философии существует и два представления о духовности. К. Маркс трактовал духовность как феномен общественной жизни. Духовность видится не столько в самом человеке, сколько в продуктах его духовного творчества, произведениях науки и искусства. В этом случае духовность человека – результат приобщения к миру культуры. К вопросу о духовности как производной субъективного духа в настоящее время оформилось несколько подходов: М. С. Каган представлял духовность как субъектность человека, выражающуюся в целостности его психической жизни; А. И. Зеличенко определял духовность как высшие переживания; С. С. Аверинцев - как систему взаимоотношений; В. Е. Кемеров - как деятельность человека – субъекта исторического процесса и т. д. [40,с. 67]. С. Л. Франк связывает духовность со смыслом жизни [55, с. 249]. А. Ф. Лосев, Н. О. Лосский видят духовность как внутренние духовные абсолюты, нравственные ценности личности. Сторонники когнитивного подхода К. Поппер, Г. Спенсер, П. Я. Гальперин, М. С. Каган, М. К. Мамардашвили, Д. Белл стремятся выявить рациональную сторону духовности [40,с. 28]. Понятие «духовность» как ценностное содержание сознания использовали в своих работах М. М. Бахтин, Д. С. Лихачев, А. Ф. Лосев, Ю. М. Лотман, В. Г. Федотова [40,с. 28]. Наиболее распространенным является подход аксиологизма, в котором духовность видится в утверждении высших нравственных ценностей. Духом считается все ценное, трактуемое как ценностно-осознаваемое или переживаемое, а под духовностью понимается способность индивида к выбору ценностей (В. С. Барулин, С. Б. Крымский, Г. В. Осипов, И. В. Силуянова). Этот подход также доминировал и в русской религиозной философии, где проблема духовности традиционно находилась в центре внимания. В современной отечественной философии аксиологический подход получил дальнейшее развитие. Так, например, Р. Л. Лившиц полагает, что духовность заключена в стремлении личности к социально-позитивным, гуманистическим ценностям. Более последовательно аксиологический подход к пониманию духовности изложен в концепции духовности – бездуховности личности И. Н. Степановой и С. М. Шалютина. Согласно этой концепции, духовность как качество личности выражается в приоритете или, по меньшей мере, высоком ранге духовных ценностей в системе ценностей индивида. Духовные ценности – это ценности, которые определяются исключительно духовными потребностями, оценка предметов, поступков или событий с позиции этих ценностей исключает их взвешивание с прагматической точки зрения [40,с. 67-68]. В аксиологии в качестве высших духовных ценностей особо выделяют Истину, Добро и Красоту. Их А. Маслоу относит к числу «бытийных» ценностей, которые не могут быть сведены или выведены из других духовных ценностей, но проявляются в них. Эти ценности лежат в основе познавательной, нравственной и эстетической оценок предметов и явлений мира, соответственно под углом зрения соотношения истинности и ложности, блага и вреда, прекрасного и безобразного. Духовные ценности принципиально не ранжируются между собой, не иерархичны по отношению друг к другу, что объясняет возможность свободного выбора, приоритета одной из них без обязательного отрицания или противопоставления других. Тем самым, существенным признаком духовности можно назвать альтернативность [40, с. 68]. Духовности противопоставляют бездуховность или «псевдодуховность». Бездуховность, по мнению Р. Л. Лившиц, может пониматься как некая видимость духовности, «отгороженность личности от мира при внешней соединенности с ним». Бездуховность не может быть рассмотрена как количественный вариант развития духовности, как «низкий» уровень ее развития. Бездуховность – это качественно иная характеристика личности, которая выражается в неприятии главной роли духовных ценностей, может проявляться либо в прямом приоритете недуховных ценностей, либо в том, что личность никак не самоопределилась по отношению к ценностям, направляющим жизнь. Недуховные ценности делятся на прагматические и витальные. Основу прагматических ценностей составляет Польза, к которой непосредственно примыкают Обладание и Потребление. Эмпирическое исследование духовности в значительной степени осложняется существованием множества вариантов развития духовной сферы человека. По всей видимости, «чистых» типов духовной сферы, основанных на оппозиции духовности–бездуховности, не бывает. Кроме того, принятие духовных ценностей вовсе не означает автоматическое становление духовности личности. Дело в том, что, помимо бездуховности, духовная сфера индивида может характеризоваться извращенной духовностью. В этом случае имеет место абсолютизация тех или иных духовных ценностей при пренебрежении другими или абсолютизация духовных ценностей при игнорировании недуховных (например, у религиозного фанатика). Истинная духовность предполагает почтительное отношение к недуховным ценностям, прагматическим и витальным. Для воплощения духовных ценностей в жизнь ряд прагматических ценностей у духовной личности должны иметь высокий ранг. К ним можно отнести профессионализм, деловитость, практичность, здоровье. Приоритет духовных ценностей будет выражаться в том, что они очерчивают границы, за которые личность не позволяет себе выйти при реализации прагматических и витальных ценностей. Духовная сфера личности должна характеризоваться оптимальным сочетанием духовности и практичности. В аксиологической концепции духовности И. Н. Степановой и С. М. Шалютина это соотношение выражено в идее об уровне духовности личности, который определяется рангом духовных ценностей в системе ценностей индивида и который, по нашему мнению, можно «измерить» эмпирически с помощью психодиагностической методики [40,с. 69]. Таким образом, в философской науке мы видим разные подходы к пониманию духовности, и отсюда – отсутствие единого определения этого понятия. В отечественной психологии проблема духовности получила освещение в работах классиков психологии – Л. С. Выготского, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна. В современной российской психологической науке она является предметом рассмотрения в исследованиях К. А. Абульхановой-Славской, А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой, Ф. Е. Василюка, В. В. Гостева, Д. А. Леонтьева, В. П. Зинченко, В. Д. Шадрикова, В. А. Пономаренко и других авторов. Феномен духовности с религиозной точки зрения активно рассматривает в своих исследованиях христианская психология, основателем которой выступает Б. С. Братусь. Религиозное направление имеет четко заданные границы: в нем духовное выступает только как божественное откровение: Бог есть дух. А жизнь духовная – это жизнь с Богом и в Боге [7, с. 28]. В работе А. Я. Канапацкого духовность определяется как сущностная черта человека, предопределяющая его бытие и утверждающая человека в его «онтологической истинности» [24, с. 40]. Обобщая представленные в психологической литературе определения духовности, автор характеризует ее как сложно организованную, целостную, саморазвивающуюся и открытую систему, представленную социально-психологическими образованиями, социальной активностью, способностями и потребностями, душевными и интеллектуальными состояниями, ориентацией на решение смысловых проблем, стремлением к высшему идеалу и сфере трансцендентного [24, с. 43]. Духовность – это устойчивое, по сути, подвижно-динамическое, по характеру, и нелинейное, по системной организации иерархических взаимовлияний и связей всех элементов духовной реальности, идеально-смысловое образование, способное производить в человеке личностные эффекты и преображения. Н. В. Марьясова рассматривает духовность как систему отношений человека к миру и себя в мире, то есть как определенную программу поведения, являющуюся составной частью целостной самоактуализирующейся личности, проявляющуюся в виде определенного мироотношения и определяющую приоритет высших духовных ценностей над витальными. Говоря о духовности, она выделяет, прежде всего, нравственный строй личности, ее способность руководствоваться в своем поведении высшими ценностями социальной, общественной жизни, следовать идеалам истины, красоты, добра. Соответственно нравственность оценивается как одно из измерений духовности человека [32, с. 3-4]. И. М. Ильичева рассматривает духовность как особую сторону бытия человека, специфическую форму отражения объективного мира, дополнительное средство ориентации в нем и взаимодействия с ним, говорит о принципиальном единстве материального и духовного при кажущейся их независимости [22, с. 6]. Духовность, на взгляд Собчик Л. Н., это - высший уровень самосознания человека и эмоционально дифференцированного отношения к явлениям окружающей жизни. Это понятие нельзя подменить высоким интеллектом и эрудицией. Духовность — традиция бережного отношения к самому себе, окружающим людям, окружающему миру, передающаяся из поколения в поколение. Духовность воспитывается в семье. Чем крепче семья, чем крепче в ней связь между поколениями, тем выше шансы воспитания в ней духовно развитого человека. Духовность — свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Духовность человека - это умение выйти за рамки узко эгоистического стремления выжить, преуспеть, защитить себя от невзгод. Наполненная духовным богатством жизнь предусматривает не только включение в образ собственного Я огромной - вширь и вглубь - информации об окружающем мире, но и способность рассматривать свое Я в контексте мироздания. При этом человек выступает не в качестве пассивного звена, а в роли субъекта деятельности. Это - личность, пытающаяся понять свое в этом мире предназначение, стремящаяся наполнить свою жизнь определенным смыслом и активно реализующая свой потенциал во имя неких идеалов, а не в сугубо эгоистических целях [47]. Духовность нельзя свести к высокому и разносторонне развитому интеллекту еще и потому, что это не только проблема самосознания, но и эмоциональная категория, предусматривающая в сложном диалоге доброго и злого начал бытия приоритет первого. Для одних - это опора на мораль общества, на принципы религиозных догм, для других - это собственная совесть, не позволяющие переступить черту, за которой подстерегает опасность ущемить интересы других людей. Если человек не преступает законов справедливости не из страха перед наказанием, а по велению собственных нравственных установок, нарушение которых грозит ему утратой самоуважения, то это уже признак более высокого склада души. Духовность - это понятие, которое имплицитно содержит в себе неравнодушие к окружающему миру. Это - пристрастность с положительным знаком. Это также стремление наполнить свою жизнь увлеченностью и интересом к разным сферам бытия, любовью к своей стране, к природе, к людям, к тому, что не является инструментом реализации прагматической необходимости. В противовес обыденным интересам, направленным на то, чтобы ублажать человеческую плоть, духовность означает направленность человека на иные, нематериальные ценности. Готовность к духовному развитию заложена в каждом человеке, но для того, чтобы она наполнила его жизнь и душу, необходимо влияние окружающей среды и то воспитание чувств, которое нельзя заменить образованием. Однако при прочих равных условиях более благодатной почвой для спонтанно проявляющейся тяги к духовному развитию являются интровертный, тревожный и сензитивный типы личности, то есть гипотимные личности. У них из всего спектра потребностей аффилиативная потребность является ведущей, что проявляется способностью к сопереживанию, склонностью к самоанализу, тенденцией к оттормаживанию эгоистических желаний и стремлением сблизить реальный образ «Я» с идеальным. При этом мотивы их деятельности отличаются гуманистической направленностью и известной возвышенностью интересов над обыденными проблемами повседневной жизни. Этот тип личности изначально обладает теми базовыми свойствами, которые усиливают вероятность императивной тяги к духовно насыщенному стилю жизни. Такой вариант развития личности, по мнению Л. Н. Собчик, следовало бы назвать "первичной духовностью" [47]. Тяга к духовному обогащению, часто неосознанная, может возникнуть как явление вторичное («вторичная духовность») у людей, много страдавших, разочаровавшихся, «ушедших в себя» в силу вступившего в действие защитного механизма «бегства от проблем». У многих эта «дорога к храму» в буквальном смысле приводит к Богу или к религии (что не одно и то же). При всех вариантах такой душевной трансформации наблюдается усиление контроля над эгоистическими устремлениями и более выраженная обращенность к своему внутреннему «Я». При этом динамическое исследование (в рамках диапазона колебания индивидуально-личностных свойств) обнаруживает повышение тревожности, пессимистичности и интровертированности по данным психодиагностических тестов. Эти данные отражают возрастание тенденции к подавлению эгоистических амбиций, склонность к ограничению круга общения, гуманистическую направленность интересов, умение сопереживать и сочувствовать, повышенную восприимчивость к эстетике и все прочее, что говорит об усилении гипотимных (в том числе альтруистических) тенденций и сглаживании гипертимных (в том числе эгоистических) черт [47]. Таким образом, в научной психологии существует несколько отличающихся точек зрения на то, что следует понимать под духовностью. Однако описанные подходы к понятию духовности при всем их разнообразии позволяют выделить некоторое инвариантное ядро, представленное во всех вышерассмотренных определениях этого феномена. Духовность рассматривается как высшая подструктура человека; подчеркивается ее интегрирующая, системообразующая функция в формировании целостности психического мира личности; обосновывается основополагающая роль духовности как регулятора поведения и деятельности человека, его взаимоотношений с другими людьми. В качестве важнейших психологических характеристик духовности выделяются ценности и ценностные ориентации, ответственность за свои поступки и поведение. Рассматривая проблему духовно-нравственного становления человека, необходимо обозначить понимание духовности и нравственности. Духовность и нравственность взаимосвязаны, но не тождественны. Духовность не сводится к нравственности, нравственность является одним из ее проявлений. Нравственность, по замечанию Т. А. Флоренской, плодотворно разрабатывавшей диалогическое направление в отечественной психологии, характеризуется универсальным, общечеловеческим, безусловным содержанием ее норм, с одной стороны, и творчески индивидуальным проявлением, укорененным в совести – с другой. Именно такая нравственность является проявлением духовности личности. Важный психологический аспект духовности – сочетание универсального, общечеловеческого с творчески индивидуальным. Такая трактовка свидетельствует о том, что универсальное, вечное, общечеловеческое присуще каждому человеку, потенциально живет в нем [40, с. 63]. Отечественный психолог А. В. Засимовский разработал периодизацию нравственного развития детей. Первый этап охватывает младенчество и раннее детство – этап приспособительно-реактивного поведения, процесс первоначальной социализации малыша. Поскольку в поведении младенца господствует непроизвольность, рассматриваемый этап характеризуется как время преднравственного развития. В этот период ребенок приобретает готовность к адекватному реагированию (вначале сенсорному, а затем обобщенно-вербальному) на простейшие внешние регулирующие воздействия. На втором этапе, который приходится на дошкольный и младший школьный возраст, формируется у детей первоначальная готовность добровольно, на основе элементарной осознанности смысла нравственных требований, подчинять им свое поведение, ставить «надо» выше «хочу». В младшем школьном возрасте, в период собственно нравственного развития детей, их моральная сфера претерпевает дальнейшие изменения. Игру как ведущий вид деятельности дошкольника сменяет теперь повседневное выполнение ребенком разнообразных школьных обязанностей, что создает благоприятнейшие условия для углубления его нравственного сознания и чувств, укрепления его нравственной воли. Доминирующая у дошкольника непроизвольная мотивация поведения уступает в новых условиях первенство мотивации произвольной, социально направленной. Усваивая то или иное моральное требование, младший учащийся все еще полагается на авторитет педагогов, родителей, более старших учеников. Третий этап нравственного развития личности охватывает подростковый и юношеский возраст и представлен автором как этап нравственной самодеятельности воспитанника, под которой понимается вполне сознаваемое и добровольное подчинение человеком своего поведения нравственным принципам [18]. Важно отметить, что нравственность человека складывается из нескольких компонентов. Во-первых, когнитивного – как понимание нравственных норм или правил поведения. Во-вторых, поведенческого, означающего то, как человек усвоил правила и использует их в своем поведении. В-третьих, эмоционального, означающего то, как человек относится к своим поступкам, какие чувства при этом испытывает. Одним из значимых аспектов духовно-нравственного становления ребенка, формирования его моральных представлений связано с развитием эмоциональной сферы детей. В процессе воспитания наиболее сложным моментом становится выработать у ребенка определенное отношение к моральной норме, желание следовать хорошему и противостоять плохому. Формирование чувств ребенка, их нормального развития имеет большое значение в воспитании у него эмоционально-положительного отношения к окружающим. Именно эмоциональная отзывчивость на радость и горе других людей составляет важнейшее звено духовно-нравственного развития человека. Это и должно стать одной из специальных задач воспитания. Важно также создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг ребенка. Духовно-нравственное становление и развитие человека совершается всю жизнь, как выявление духовного «Я», дарованного человеку, духовной индивидуальности, сочетающей в себе индивидуальное и всеобщее. Осознание реальности наличия этих универсальных возможностей и следование голосу духовного «Я», голосу совести, является необходимым условием духовно-нравственного развития человека. Однако, духовно-нравственное становление – область ответственности и активности самого человека. Другой человек необходим для осознания таких возможностей для духовного пробуждения, открытия и признания духовного. Он увидит, поверит, подтвердит существование потенциального, невыявленного духовного «Я» собеседника. Поскольку в большинстве случаев духовно-нравственное становление происходит через преодоление неверных выборов, ошибок, совершаемых на жизненном пути, постольку другой бывает необходим для открытия, обнаружения голоса духовного в себе и понимания последствий выборов против духовного. Однако имеется в виду не морализирование, но диалог, как способ открытия, обнаружения внутренней жизни человека, как помощь и посредничество психолога во внутреннем диалоге наличного и духовного «Я» человека, решающего трудные, в основе – духовно-нравственные проблемы своей жизни. Необходимо, по-видимому, обратить внимание человека, на его внутренний опыт переживания глубинных ценностей, опыт отношений с духовным (отвержения или послушания) и влияния таких отношений на состояние человека. Речь не идет о глубоком опыте, речь о простом опыте совестных переживаний; опыте переживания пустоты, тоски, когда человек отвергает духовное, и опыте возрастания полноты жизни, когда человек обращается к духовному [40, с. 63-64]. 1.3 Состояние мироощущения и социального самоопределения современных школьников Мироощущение — это отношение человека к окружающей действительности, обнаруживающееся в его настроениях, чувствах, поступках [34, с. 335]. Мироощущение — восприятие человеком окружающего мира, действительности, выражающееся в настроениях, чувствах. Мир познаётся через мироощущение [48, с. 351]. Мироощущение, с одной стороны, выступает как обобщение данных непосредственного опыта личности и выражается в реакции ребенка на различные ситуации в его жизни, с другой – оно является способом осознания действительности. Таким образом, данный феномен имеет огромный жизненный практический смысл. Мироощущение – духовная призма, через которую воспринимается и переживается все окружающее. [26]. Изначально проблема мироощущения возникает трудах древнегреческих философов Аристотеля, Платона, Пифагора, Эпикура, Демокрита как воззрение на общий ход исторических изменений, в результате которых существует или не существует возможность приблизить действительность к идеалу добра, которые позволят или не позволят торжествовать добру над злом, справедливости над несправедливостью. Существование противоположных точек зрения позволило обозначить разные предположения как оптимизм и пессимизм. В дальнейшем в трудах Т. Гоббса, Б. Спинозы, Г. Лейбница придавалось большое значение тому, как человек воспринимает окружающий мир: смотрит он на жизнь с надеждой или видит всё в мрачных тонах. В современный период попытки изучения данной проблемы были предприняты и в русле психологии в двух основных направлениях: как исследования оптимизма-пессимизма и как определенного типа мироощущения. В «теории выученного оптимизма» М. Селлигмана его суть связывается с проблемой выученной беспомощности и состоит в особом стиле объяснения причин неудач или успехов. Через стиль атрибуции «просеивается» опыт неудач. В случае оптимистичной атрибуции значение этого опыта преуменьшается, в случае пессимистичной – преувеличивается. Оптимизм рассматривается, как устойчивая способность переносить любые неприятности, не теряя при этом способности к активным действиям. Во втором упомянутом направлении эмоциональное мироощущение сводится к пониманию двух психических реальностей: человека и мира. Мир ощущается как бытие, преобразованное человеком и вбирающее в себя всю совокупность отношений с ним связанных. В результате, эмоциональное мироощущение рассматривается как сложное и обобщенное чувство, возникающее у ребенка в результате взаимодействия множественно ситуативно возникающих эмоциональных переживаний [26]. Оба направления тесно связаны с концепциями эмоционального развития детей. Их рассмотрение и анализ показал, что в качестве одного из основных элементов эмоционального развития выделяют переживание. Это особая интегральная единица сознания, изначально сопряженная с социальными обстоятельствами развития личности по Л.С.Выготскому; непосредственная внутренняя субъективная данность психического явления, которая протекает спонтанно в виде особого режима функционирования сознания согласно А.Н. Леонтьеву, Ф.Е. Василюк, Г.М. Андреевой. Переживания, возникающие у ребёнка, непосредственно связаны с его настроением. Л.С. Выготский показал, что мировоззрение не является свойством сознания, внесенным извне, поскольку представляет собой не какие-то логические конструкты, а отношение человека к миру. Таким образом, он обосновал в феномене мировоззрения особую роль мироощущения, представляющего собой окрашенную чувственными отношениями внутреннюю картину мира индивида. [26]. Вопросы мироощущения в свое время обозначил С.Л. Рубинштейн. Так, в «Основах общей психологии», рассматривая вопрос понятия личности, он фактически использовал в неявной форме определение понятия мироощущения. Фактически С.Л. Рубинштейн расширяет понятие самосознания до мироощущения. В дальнейшем он более подробно раскрывает основные свойства мироощущения [58, с. 9-10]. Г.М. Андреева связывает мироощущение с «образом мира» в сознании человека. Говоря о мироощущении, она ссылается на авторитет Тэшфела. Тэшфел подчеркивает зависимость характера социальной идентичности от типа общества, в котором существует человек. Так, в обществах со строгой стратификацией, где переход из одной социальной группы в другую затруднен, мироощущение человека, так же как и его поведение, особенно сильно задано «в групповом контексте». Это, по мнению Тэшфела, объясняется тем, что «вне группы» у человека вообще достаточно мало шансов на успех. В такой ситуации как-то изменить свое положение, если оно не удовлетворяет человека, он может, скорее всего, «с помощью своей группы» или действуя как «член группы». Такая жесткая привязанность к группе, естественно, влияет на восприятие и понимание социального мира как такового. Таким образом, определенный вид, характер социальной идентичности действительно выступает компонентом данного типа социального мира и способствует его специфическому пониманию. Рассуждая об образе мира, Г.М. Андреева отмечает, что в эпоху нестабильности происходят значительные модификации и в построении образа мира в целом. В итоге этот образ складывается из совокупности воспринимаемых образов отдельных элементов, но не только из них. Существенную роль играет и формирование некоторой общей общественной атмосферы. Выявленная в исследованиях по социальному познанию роль эмоций и, в частности, настроения при восприятии социальных объектов не может быть сброшена со счета, когда формируется целостное мироощущение. В итоге Г.М. Андреева утверждает, что особенность построения образа социального мира в условиях нестабильности, естественно, оказывает воздействие на практическое поведение людей. Разброс его образцов в современном российском обществе огромен: от безудержной, часто агрессивной активности до полной апатии и безразличия ко всему происходящему вокруг. Конкретная позиция отдельного человека определяется многими непсихологическими факторами: его социально-экономическим статусом, степенью адаптированности к новым условиям рынка, материальным благосостоянием и т.п. Психологически же при самых различных социальных характеристиках и политических пристрастиях восприятие образа мира в эпоху крайней нестабильности представляет собой сложный процесс [3, с. 228-230]. Мироощущение как актуальная научная проблема была поставлена в 90-е годы ХХ века и эмпирически исследовалась авторским коллективом под руководством И.В. Дубровиной в рамках Федеральной программы «Дети Чернобыля». Ученые рассматривали мироощущение учащейся молодежи как субъективное восприятие ею условий своего проживания в данном населенном пункте (конкретной среды жизнеобитания), которое проявляется в эмоциональном настрое определенной модальности (положительной, отрицательной, амбивалентной), что, в свою очередь, влияет на характер восприятия условий жизни. Наряду с интегральным проявлением мироощущения в рамках эмоционального реагирования авторы раскрыли и структуру мироощущения, включающую такие компоненты, как «чувство-Я», самостоятельность, учеба, социальные контакты, отдых, познание, овладение материальными ценностями, патриотизм, барьеры, препятствие. По данным авторов, эти компоненты образуют структуру, где ведущую роль играют такие компоненты, как «социальный контакт», «патриотизм» и «чувство Я» [13]. Страницы: 1, 2 |
|
© 2010 |
|