РУБРИКИ

Духовное совершенствование младших школьников в процессе ознакомления их с историей родного края

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Духовное совершенствование младших школьников в процессе ознакомления их с историей родного края

Духовное совершенствование младших школьников в процессе ознакомления их с историей родного края














ТЕМА: Духовное развитие дошкольников в процессе ознакомления их с историей родного края


Содержание:

 

Введение

Глава I. Духовное развитие дошкольников как психолого-педагогическая проблема

§1.1 Понятие и сущность духовного развития дошкольников

§1.2 Структура и механизм педагогического процесса духовного развития дошкольников

Глава II. Особенности духовного развития дошкольников в процессе ознакомления их с историей родного края

§2.1 История родного края как важнейшее средство формирования духовной культуры личности

§2.2 Основные методы духовного развития дошкольников в процессе ознакомления их с историей родного края

Глава III. Условия эффективности духовного развития дошкольников в процессе ознакомления их с историей родного края

§3.1 Использование игры в ходе развития духовности дошкольников

§3.2 Использование художественной деятельности на мероприятиях по изучению истории родного края

§3.3 Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности условий духовного развития дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Актуальность проблемы. Рубеж веков как в отечественной научно-педагогической литературе, так и в общественном сознании отмечается повышением интереса к проблеме формирования духовности и духовной личности. Российское образование, как один из социокультурных и духовных феноменов, вступило в новый этап своего развития, связанный с переменой менталитета общества и личности, изменением ценностных ориентаций не только у подрастающего, но и у старшего поколения. Радикальные либерально-демократические преобразования общественной жизни, наступление рыночных отношений, зачастую без моральных основ и правил, обусловили тотальное проникновение в общество духа западной цивилизации, меняющего мировоззренческие и ценностные ориентиры, особенно – подрастающих поколений. Гипертрофия эгоизма, культа индивидуализма становятся более привычными в сфере межличностного общения, ценности прошлых лет сменились иными духовными ориентирами. Добро, Истина и Красота постепенно отодвигаются на периферию жизни. Сегодняшняя пропаганда, в частности, европейского и американского образа жизни и ценностных ориентаций работает, прежде всего, на повышение интереса к зарубежной поп-культуре, создание новых дешевых рынков сбыта для ее продукции.

Образование – это неразрывное единство обучения и воспитания. Задача системы образования сегодня – не только формирование индивида с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и духовной личности, от интеллектуального, политического, культурного уровня которой во многом будет зависеть будущее общества.

Прежде всего, духовная личность – результат долгого, упорного и целенаправленного процесса самоорганизации, семейного и общественного воспитания и просвещения. Это человек, устремленный к социально-позитивным, гуманистическим ценностям добра, истины и красоты, занимающий активную жизненную позицию, интеллектуально развитый, знающий компьютер, владеющий родным, русским, одним из иностранных языков, умеющий трудиться и адаптироваться к меняющимся социальным условиям, приобщенный к основам правовой и предпринимательской культуры в условиях рыночного реформирования общества, ведущий здоровый образ жизни, нравственно состоятельный, эстетически просвещенный, способный ориентироваться в сложном современном мире, безошибочно отличать истину от заблуждений, добро – от безобразного, подлинно художественное – от фальши и подделок, вечное – от преходящего и временного.

Формирование личности детей в современном обществе происходит в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, функционирование образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, средств массовой информации, молодежных и детских общественных объединений.

Происходящие сегодня в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей. Сформировались новые установки и ценности, появились непривычные критерии оценок тех или иных фактов, процессов, явлений. Это привело к изменению ценностных ориентаций молодежи, деформированию ранее существовавших убеждений и взглядов. Размытость понятий «долг», «честь», «духовность» вносит свой негативный вклад в морально-психологическое состояние школьников. Основными причинами, обусловившими появление данной проблемы, являются следующие:

- значительное ослабление в общеобразовательных школах работы по духовно-нравственному, патриотическому и гражданскому воспитанию учащихся;

- прогрессирующая дезорганизация жизни российских семей вследствие социального расслоения общества, безработицы, разрушения сложившихся нравственно-этических норм и традиций семейного уклада, что привело к ослаблению воспитательной функции семьи и в том числе – самоустранению большей части родителей от духовно-нравственного воспитания юных граждан;

- увеличение масштабов безнадзорности и беспризорности детей и подростков, рост числа необучающихся и неработающих подростков. Наблюдается тенденция роста детской преступности, укрепление ее связей с организованной преступностью. Особую тревогу вызывает распространение среди детей, подростков и молодежи социально обусловленных заболеваний;

- введение конституционного запрета на цензуру в средствах массовой информации резко расширило и преобразило информационное поле, в котором происходит воспитательный процесс. В условиях легкой доступности информации и материалов, распространяемых через прессу, телевидение, радио, интернет и др., на детей и молодежь обрушивается поток низкопробной продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, насилие, преступность, проституцию, наркоманию;

- формирование новой религиозной ситуации: произошла переоценка роли религии в истории развития России. Признается ее большое влияние на духовно-нравственное развитие человека;

- выведение молодежных и детских общественных объединений из единой системы воспитания в образовательных учреждениях привело к тому, что многочисленные молодежные и детские объединения, как правило, действуют за пределами учреждений образования, их социально-педагогический потенциал не востребован государством в полном объеме;

- уменьшение доступности культурных центров, театров, музеев, спортивных сооружений. Инфраструктура детского досуга коммерциализируется и часто ориентируется на обслуживание интересов лишь высокооплачиваемой части населения;

- идеи патриотизма, духовно-нравственного и гражданского воспитания не заняли должного места в новой системе идеологических отношений.

Анализ этих проблем приводит к выводу о необходимости поиска и постепенного разрешения существенных следующих противоречий педагогического процесса в дошкольных учебных заведениях:

- между необходимостью развития духовных, нравственных качеств личностью и бытующей в практике ДОУ педагогическим процессом ориентированным лишь на подготовку воспитанников к школе;

- ориентацией влиятельной части российского общества на западные образцы, высокий материальный уровень и традиционной российской ментальностью, направленной на реализацию высших, духовных ценностей;

- необходимостью усиления внимания со стороны государства и общества к проблемам духовного развития личности и ослаблением воспитывающей функции дошкольных образовательных заведений

- между полным отсутствием в практике ДОУ мероприятий исторического характера и возможностью использования истории в различных формах учебной и познавательной деятельности дошкольников.

Указанные обстоятельства подчеркивают насущную потребность более глубокого исследования избранной нами проблемы с учетом названных противоречий, главное из которых - противоречие между необходимостью духовного развития дошкольников в ходе ознакомления их с историей родного края и недостаточной разработанностью сущность и содержания данного процесса.

Данное противоречие позволяет сформулировать проблему исследования: в чем состоит духовное развитие дошкольников в ходе изучения истории родного края?

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и изучении процесса духовного развития дошкольников в ходе изучения истории родного края.

Объект исследования – педагогический процесс в дошкольных общеобразовательных учебных заведениях.

Предмет исследования – условия эффективности духовного развития дошкольников в ходе изучения истории родного края.

Гипотеза исследования. Эффективность духовное развитие дошкольников в ходе изучения истории родной родного края существенно повышается при реализации следующих условий:

- использовании игры в ходе развития духовности дошкольников;

- использование художественной деятельности на мероприятиях по изучению истории родного края.

Задачи исследования:

1. Осуществить обзор результатов научных исследований по проблеме духовного развития дошкольников в ходе изучения истории родного края, содержащихся в научной и научно-практической литературе;

2. Изучить особенности духовного развития дошкольников в процессе ознакомления их с историей родного края;

3. Выявить и изучить условия эффективности духовного развития дошкольников в ходе изучения истории родного края.

Говоря о методологической основе нашего исследования, заметим, что, разрабатывая новую актуальную тему, мы опираемся на богатейший опыт традиционной педагогической и методической мысли (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, И.Я. Яковлев, М.А. Рыбникова, В.А. Сухомлинский и другие) и на новейшие достижения отечественной педагогики, опыт современных учителей-новаторов, а также специалистов в области краеведения: В.Н.Иванова, А.В. Даринского, А.К. Омельчука, Г.Н. Волкова, Е.Г. Сусой, В.Н. Няруй, В.П. Петровой, Г.П. Харючи, Л.А. Пимановой, Н.В. Лукиной, В.М. Кулемзина, Л.Ф. Колмаковой, Л.Ф. Липатовой и других. Кроме того, методология исследования базировалась на аксиологических принципах, отражающих национальные и общечеловеческие ценности духовной жизни общества.

Методами исследования являются:

Общенаучные методы: анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, обобщение, моделирование, аналогия, сравнение, индукция, дедукция,

Общенаучные процедуры: систематизация, оценивание, упорядочивание, предпочтение, описание.

Частнонаучные методы педагогической психологии: экспертный опрос, анкетирование, беседа, наблюдение, эксперимент.

Экспериментальной базой исследования определен детским садом села Гусиха.

Научная новизна исследования заключается в уточнение понятия «духовное развитие дошкольников в процессе ознакомления их с историей родного края», в разработке классификации методов духовного развития дошкольников.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно обогащает дошкольную практику организации занятий по истории родного края в дошкольных учебных заведениях;

Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, содержащих 7 параграфов, заключения, списка использованной литературы, приложений.

В работе приведены 3 таблицы.

Во введении раскрывается актуальность темы, определяются цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, определяются методологические основы и методы исследования, представлена практическая значимость результатов исследования.

В первой главе «Духовное развитие дошкольников как психолого-педагогическая проблема» обосновываются теоретические положения, составляющие исходные позиции автора раскрываются сущностные характеристики процесса духовного развития дошкольников в процессе ознакомления их с историей родного края, его содержание и механизм.

Во второй главе «Особенности духовного развития дошкольников в процессе ознакомления их с историей родного края» раскрыты возможности и потенциал использования истории родного края в духовном развитии дошкольников.

В третьей главе «Условия эффективности духовного развития дошкольников в процессе ознакомления их с историей родного края» содержится обоснование выявленных условий, описание организации и проведения педагогического эксперимента по проверке их эффективности, а также представлена математическая обработка и интерпретация результатов исследования.

В заключении излагаются основные выводы работы и перспективные направления дальнейших исследований проблемы совершенствования процесса духовного развития дошкольников в ходе изучения истории родного края.

В приложениях представлены образцы анкет, исследовательские методики и некоторые другие практические материалы.

Глава I. Духовное развитие дошкольников как психолого-педагогическая проблема

§1.1 Понятие и сущность духовного развития дошкольников


Радикальные изменения, происходящие в жизни нашего общества, в том числе в сфере образования, требуют всестороннего осмысления. Многолетнее отчуждение человека от подлинной духовной культуры, национальных корней и традиций, от веры, привело к кризису общественного сознания, выразившему в крайне неблагоприятной общественной атмосфере: усилении криминогенности общества, росте преступности (в том числе детской), насилия, открытой пропаганде распущенности нравов. Тема воспитания в педагогической психологии получает различное истолкование именно в применении к проблеме развития ребенка. В педагогике воспитание связано с развитием. Веря в творческие силы, заложенные в детской душе, в действенность внутренних факторов душевной жизни, современные педагоги озабочены тем, чтобы обеспечить ребенку здоровое, крепкое, творческое развитие в определенных его направлениях. Одни заняты тем, чтобы развить те дарования, какие присущи данному ребенку, укрепить и усилить те психические функции, которые дадут возможность личности наиболее полно и ярко выявить себя [47].

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к уважению и пониманию других людей. Когда ребенку минует три года, он начинает наблюдать внешний мир, у него открывается возможность новых восприятий и переживаний и ему надо давать богатство духовных впечатлений. Следует направить его внимание на самые красивые и изящные явления природы и их таинственную целесообразность. Рано затруднять его объяснениями, достаточно, чтобы он заметил скрытое и явленное в мире совершенство. Пусть залюбуется красотой бабочек и цветов, вглядится в величавое и легкое, а иногда грозное и глубокое зрелище облаков, вслушается в переливы жаворонка и трель соловья, полюбит шум бора, всмотрится в добродушную задумчивость коровы и оценит своевольный ум коня и изящество кошки [42].

Предназначение дошкольного образования состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, основ экологически целесообразного поведения, здорового образа жизни, т.е. основ духовности личности.

Таким образом, разработка понятия духовно-нравственного становления личности представляется актуальным, востребованным, но практически не разработанным направлением в педагогической теории. Рассматривая данный термин необходимо отметить что «Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы», которая была дополнена и продлена до 2005 года, начинается со слов: «Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства». При этом воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности [36].

В определении воспитания четко обозначено, что это есть деятельность по созданию условий для развития духовности. Следует добавить, что физические и психические особенности человека, полученные им от рождения, являются объективной данностью и тоже могут рассматриваться как условия, в которых происходит развитие и становление личности. Для понимания самого процесса духовного развития необходимо найти источник развития, и осознать, что определяет направление развития. Здесь необходимо уточниться в определении понятия «душа». Одно из главных его значений в христианской антропологии - личность человека во взаимоотношениях с Богом, истинное его «Я», его «квинтэссенция», которую никто, кроме Бога, уничтожить не может.

С точки зрения аксиологического и антропологического подходов базовыми, сущностными характеристиками личности являются духовность и нравственность, связанные с мотивационной сферой внешне (нравственность) и внутренне (духовность).

Уяснению понятия «духовность» способствует выделение диады «духовность-нравственность», поскольку между ними существует не только семантическая, но и онтологическая связь: нормы и принципы нравственности получают идейное обоснование и выражение в идеалах добра и зла, являющимися категориями духовности. Сущность духовности заключается в трансцендировании человеком наличной действительности и своих собственных пределов. В самом факте присутствия духа в человеке проявляется более глубокая, фундаментальная реальность, которая обнаруживается в парапсихических явлениях и феноменах трансперсональных переживаний. Духовность - это то, что возвышает личность над физиологическими потребностями, этическим расчетом, рациональной рефлексией, то, что относится к высшей способности души человека, что заложено в основание его личности [1].

Наиболее соответствующее задачам нашего исследования следующее определение духовности: духовность - это то самое высокое, конечное, высшее, к чему стремится личность. Это «самое высокое» может быть низким, но духовность всегда - предмет человеческих стремлений, вектор (направленность) его души, устремленность к избранным целям (ценностям).

Сочетание духовного становления ребенка и развития всех его сил с познанием мира и человека позволяет рассматривать традиционное образование как феномен духовной культуры России. Образовательный процесс в традиционной российской педагогике был направлен на сохранение и развитие одаренности детей. Одной школе с такой задачей справиться было невозможно. При этом содержание школьного образования определялось задачей научно обоснованного познания мира и формирования способов выражения своего внутреннего мира. Духовно-нравственное воспитание предлагается рассматривать как создание условий для духовно-нравственного становления человека. Вся история духовного развития человека, - пишет проф. В.И. Несмелов, - в сущности, сводится только к истории поисков его за решением загадки о себе [1].

Необходимость совершенствования деятельности педагогов ДОУ по развитию духовности воспитанников продиктована возрастанием роли духовного фактора в регулировании поведения людей, сложностью адаптации личности в условиях быстро меняющейся жизни. Разумно организованная учебно-воспитательная деятельность раскрывает перед дошкольниками огромную роль духовных ценностей является условием их дальнейшего верного выбора жизненных планов и нахождения цели и смысла жизни. Поэтому организуя деятельность воспитанников, педагоги ДОУ стремятся создать условия, в которых у дошкольников формируются высшие социальные потребности, вырабатываются правильные представления о поведении человека, о смысле жизни, идеал, счастье, т.е. формируется духовность.

Надо, нельзя, можно — понимание этих нравственных истин и следование им в жизни свидетельствует о высокой моральной культуре. Но поднимается на эту ступеньку нравственного развития лишь тот, кто знает и осуществляет педагогическую истину, столь же простую, сколь и мудрую: на один запрет, который вы даете своим питомцам, должно приходиться десять побуждений к активной деятельности. Чтобы человек понял, что значит нельзя, он должен убедиться в том, что такое надо, необходимо. Из отношения к миру окружающих ребенка вещей и живых существ — книге, тетради, цветку, птице, собаке - начинается человеческая культура, начинается отношение к человеку. Любое правило можно повернуть к воспитаннику такой стороной, что исчезнет запрет и появится призыв к деятельности, одухотворяющий человека, помогающий ему утвердиться на поприще добра. Не надо держать детей в узде запрета: не рвите цветов, растущих в школьном дворе. Освободите их от этой узды, предоставьте им полную свободу, но одухотворите трудом: пусть у каждого из вас на школьном дворе растет цветок, взлелеянный вашими заботами.

Искусство воспитания заключается в том, чтобы человек, которого мы воспитываем, очеловечивал мир вещей, окружающих его, через отношение к вещам учился правильно, по-человечески относиться к людям. Ребенок должен «одухотворять» вещи, которые входят в его жизнь, должен чувствовать в них человеческое — разум, мудрость, любовь к людям. Если ребенок этого не переживает, ему будет чужда подлинно человеческая тонкость натуры, чуткость восприятия, в нем утвердится то, что можно назвать моральной толстокожестью, равнодушием, невозмутимостью, а в сущности это и есть нравственное невежество [13].

Итак, чтобы ребенок очеловечивал мир вещей, учился через вещи по-человечески относиться к людям, побольше надо побуждать его к активной деятельности. Без напряжения духовных сил, свойственных детской активности, маленький гражданин (ребенок должен быть в определенном смысле гражданином — понимать и чувствовать смысл человеческого, общественного, коллективного) никогда не поймет, что такое нельзя, недопустимо, невозможно.

Многие исследователи связывают понятие «духовность» с такими понятиями как становление воспитание, реже развитие, которые направлены на развитие духовной культуры личности.

В основе духовной культуры - нравственные чувства. Они устойчивы и определяют отношение к окружающим, к труду, к себе. Отношение к себе - это рефлексия, т.е. бескомпромиссный критический самоанализ в контексте «я и другие» и внутренняя устремлённость к нравственной самокоррекции, самосовершенствованию. Культура эмоциональных проявлений - важнейший параметр общей культуры личности (человек образованный, интеллектуальный может вести себя так, что его с трудом переносят окружающие) [1].

В ходе духовного развития необходимо также уделять большое внимание знакомству детей с произведениями устного народного творчества с народными хороводными играми, с народной музыкой и танцами, с декоративно-прикладным искусством Республики Татарстан.

В ходе духовного развития дошкольников, педагогам необходимо так построить занятия, чтобы дети, следующие задачи:

- находить причины и следствия событий, происходящих в определенном историко-географическом пространстве, сравнивать свой образ жизни с образом жизни других людей, живущих в другом времени;

-   выделять общее и частное в явлениях культуры;

-   приобщаться к прошлому и настоящему своей культуры;

-   воспитывать чувство любви к своей Родине, ознакомиться с символикой родного города и государства, развивать осознание принадлежности к своему народу.

Большинство детских садов Российской Федерации внедряют в практику работы парциальную программу «Приобщение к истокам народной культуры» (авторы Князева и Маханева), которая дает детям представление об особенностях проживания наших предков, фольклоре народов, народных промыслах и др. [22].

Эта программы по ознакомлению дошкольников с окружающим миром построены с учетом принципов постоянного освоения ребенком культурно-исторического пространства, переходя от близкого к далекому.

Воспитание чувства духовности у дошкольников — процесс сложный, длительный, требующий от педагогов большой личной убежденности и вдохновения. Данная работа должна вестись систематически, планомерно во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям.

Важнейшая составляющая духовного развития - культура желаний. Основа культуры желаний - мера, гармония, соотнесённость желаемого и возможного в контексте «Я и общество», «Я и другие», «Я и мои желания». Воспитанный человек умеет ограничивать себя - только тогда можно говорить о духовной культуре, в том числе и такой её составляющей, как культура желаний. К этому, безусловно, следует добавить и ещё одну важнейшую способность - чувствовать другого, проявляя предупредительность, деликатность, чуткость и отзывчивость. Для развития духовной культуры дошкольника необходимо специальное воздействие именно на его эмоциональную сферу. Эти функции выполняет педагогическое стимулирование ценностных эмоций, т.е. эмоциональное стимулирование.

Под эмоциональным стимулированием понимается гибкий «набор» педагогических средств, ориентированных на потребностно-мотивационную сферу дошкольников, которые вызывают у них переживания, отношения или действия, адекватные нравственным ценностям. Стимулирование значимых для ребенка эмоций способствует самооценочной рефлексии — основе развития духовной культуры. Можно выделить следующие относительно самостоятельные, но взаимосвязанные компоненты, которые мы рассматриваем как эмоциональные стимулы. К ним относятся игра, соревнование; проблемно-поисковый, эмоционально-образный (художественный) и оценочно-самооценочный (рефлексивный) стимулы. Именно эти педагогические средства более всего ориентированы на воспитание и развитие духовной культуры детей.


§ 1.2 Структура и механизм педагогического процесса духовного развития дошкольников

Анализ вышедших за последние годы воспитательных концепций свидетельствует об изменении подходов к воспитанию и образованию в связи с гуманистическими установками, об их ориентации на общечеловеческие и культурные ценности. Однако в целом они несут отпечаток "средового" подхода, доминировавшего в координатах классовой идеологии.

Ученые давно обратили особое внимание на физическое развитие растущего человека, говорят также о развитии сил души, то есть о развитии психических функций человека и его социальном созревании. Но при этом не замечалось влияние духовного мира на развитие ребенка. Такой подход к изучению детства позволил открыть многие закономерности в процессе развития как физических, так и психических функций [31]. Но многие явления духовного развития дошкольников оставались для психологов и педагогов трудно объяснимыми, что заставляло их обращаться к изучению мира подсознательного и создавать различные психоаналитические концепции, которые являются более гипотетическими, чем эмпирическими и научными. Особенно это касается изучения периода раннего детства. Трудность, с которой сталкиваются психологи и педагоги в изучении духовной культуры детского, да и не только этого периода, связана с неполнотой понимания состава человека. В основу деления детства на периоды светские психологи и педагоги полагают или физиологические изменения, или развитие психических функций.

Наиболее известной является периодизация детского развития, предложенная Л.С. Выготским. В ней ученый выделяет внутренние изменения самого психофизического развития. Он рассматривает не реализацию, модификацию и комбинирование задатков, а развитие как непрерывный процесс самодвижения, характеризующийся непрестанным возникновением и образованием нового, не бывшего на прежних ступенях. Критериями развития являются новообразования – новый тип строения личности (следует понимать, что речь идет не о личности, а об индивидуальности), ее деятельность, психические и социальные изменения, ее тип, отношения к среде, ее внутренняя и внешняя жизнь, весь ход развития в данный период.

Рассматривая духовное развитие как процесс неравномерный, Выготский выделяет устойчивые, или стабильные, возрасты (периоды так называемого молекулярного накопления) и скачкообразно обнаруживаемые новообразования, приводящие к кризисам, когда ребенок в короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах. Кризис, возникая незаметно, обнаруживается в виде трудновоспитуемости, выпадения из системы педагогических воздействий, снижения успеваемости и работоспособности, возникновения конфликтов. Выготский ищет источник духовного развития в окружающей ребенка среде, но обращает внимание и на обратное влияние, ребенка, проявляющееся в формировании отношений между ним и средой [14].

Говоря о механизме развития духовности дошкольников, необходимо отметить, что многие коллективы ДОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста успешно решают такие задачи, как обеспечение интеграции в детском саду и начальной школе воспитательных систем способствующие развитию нравственных качеств воспитанников, в т.ч. и развитию духовности. Предварительный анализ состояния воспитательной и образовательной системы в ДОУ помог определить пути реализации задач развития духовности дошкольников на практике путем:

–    разработки и проектирования единых культурно-просветительских, образовательно-воспитательных, социально-ориентированных программ, дополняющих, углубляющих и развивающих духовность детей;

–    научно-методического обеспечения процесса духовного развития;

–    обеспечения профессионального взаимодействия педагогов и воспитателей в ходе подготовки практической реализации задач формирования духовности;

–    определения и создания условий для достижения ситуации успеха каждым ребенком на индивидуальной психолого-педагогической основе;

–    организации психолого-педагогической поддержки одаренных детей и детей с различными проблемами;

–    разработки совместных механизмов управления процессами духовного развития.

Сложившаяся обстановка ориентирует систему образования не на подготовку человека с определенным запасом знаний и умений, а на самостоятельную, творчески и духовно развитую личность. Но, к сожалению, приходится констатировать тот факт, что на практике не хватает новых методик для работы с детьми в данном направлении.

Поэтому педагогические коллективы ДОУ разрабатывают свои программы, системы методических приемов, при помощи которых должна осуществляться деятельность, направленная на развитие духовности, центральное место среди которых занимают методы, направленные на формирование духовной культуры ребенка. Вот лишь некоторые темы таких занятий [47]:

·                    милосердие, благородство, умение понимать себя и других.

·                    патриотизм (цикл занятий), красота вокруг и внутри тебя; уверенный и неуверенный человек.

·                    «хочу» и «надо»; человеческое достоинство; что такое толерантность?

·                    с чего начинается взросление; легко ли быть человеком; помоги себе сам .

Большое распространение в работе многих ДОУ по духовному развитию дошкольников приобретает работа над проектами. Проектом руководят воспитатели, они же являются координаторами всех проектных заседаний, основными генераторами идей и нововведений.

Приоритетные направления духовного развития в ДОУ реализуются в разных образовательных проектах: «Нравственно-эстетическое воспитание», «Физкультурно-оздоровительная работа», «Экологическое воспитание», «Патриотическое воспитание» и т.д.

Технологии духовного развития дошкольников, так или иначе, должны «выводить» детей на эмоциональные состояния, переживания. Чаще надо предлагать ребятам попробовать понять переживания другого человека, поставить себя на его место, найти аргументы в защиту того, кто допустил этическую ошибку. Что он чувствует, что переживает?

Возможны задания с просьбой осмыслить ситуацию:

- Когда говорят о сострадании, у меня возникают мысли о...

- При этом я чувствую...

- Мне так хотелось, чтобы...

Предлагая такие задания, лучше всего использовать жизненные ситуации, практический опыт дошкольников.

Разнообразные варианты заданий - в игровой, деятельностно-практической или эмоционально-образной «аранжировке» - формируют нравственные отношения и привычки. Очень полезны упражнения на занятиях по этике: выбрать слова, интонации при обращении к людям - просьбах, приветствиях, благодарности; у ребят вырабатывается умение сдерживаться, этично разрешать конфликты. Дошкольники дома готовят подарки друзьям - поделки, рисунки, стихи - всё, что может порадовать друга.

В дошкольном учебном заведении справедливо считают, что нравственность и интеллект и структурно, и жизненно взаимосвязаны; они определяют духовный мир человека. Поэтому с поступления и до завершения образования в ДОУ ребенок должен жить в нравственно-интеллектуально насыщенной атмосфере. Каждой занятие в ДОУ в той или иной мере должно содержать специфический для него потенциал — и нравственное просвещение, и основы культуры — художественной, человековедческой, философской, экологической, технической, естествоведческой. Поэтому психологическая атмосфера в дошкольном образовательном учреждении может быть только гуманистической.

Какое содержание образования, формы, методы, технологии развивают духовную культуру дошкольников? Как активизировать их эмоциональную сферу? - этим вопросам необходимо посвящать цикл практико-ориентированных лекций и педагогических советов ДОУ. Поскольку каждый воспитанник находится на своём уровне развития духовной культуры, надо уметь измерять этот уровень: владеть методами диагностики - и учебно-воспитательного процесса, и деятельности воспитателя.

Поэтому в начале года в ДОУ составляется программа духовного развития воспитанников, в основе которой ключевые идеи, а также примерное содержание и формы, которые можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста.

Для выявления уровня духовного развития дошкольников воспитатели отбирают диагностические методики, ориентированные на конкретные возрастные периоды: игровые, рефлексивные, аналитически-ситуационные.

В качестве основных методов диагностики используются анкеты, наблюдения, анализ образовательной деятельности детей, диагностическая методика определения самооценки воспитателей.

На основе обобщенных данных, полученных при диагностике детей и педагогов, проектируются программы воспитания и обучения; технологии, используемые в работе, носящие личностно-ориентированный характер. Т.к. образовательная система ДОУ представляет возможность детям развивать и реализовывать свои духовные потребности и способности не только на занятиях, но и в коллективных и массовых делах, совместных играх.

Глава II. Особенности духовного развития дошкольников в процессе ознакомления их с историей родного края

§2.1 История родного края как важнейшее средство формирования духовной культуры личности


В современных условиях и детям, и даже педагогам жизненно необходимы нравственные опоры, стержни, вокруг которых можно было бы организовать педагогический процесс.

В условиях отсутствия в современных дошкольных образовательных учреждениях идеологической направленности учебно-воспитательной работы, резко возрастает роль историко-краеведческих материалов, развивающая роль организации историко-краеведческой деятельности. Мы полагаем, что духовное развитие детей без познания ими истории, природы, хозяйства, культуры родного края, воспитания к нему чувства привязанности и любви будет неполноценным. Многолетние знания об истории края, где человек родился, живет, учится и трудится, где веками жили его деды и прадеды, усвоение сведений о природно-географических, экологических, экономических, культурологических его особенностях способствуют осознанию дошкольника себя как личности, как достойного гражданина в жизни государства.

Хотя применение историко-краеведческих материалов в ДОУ имеет некоторый опыт, однако историческое краеведение как наука еще не получило достаточного отражения в системе дошкольного образования и до сих пор не была предложена целостная научно-методическая система использования историко-краеведческих материалов в учебно-воспитательном процессе.

Историческое краеведение в дошкольном учреждении является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования духовно-нравственных качеств [48]. Историческое краеведение является важным педагогическим средством, которое способствует вовлечению дошкольников в художественное творчество, расширяет возможности распространения знаний об искусстве родного края, об особенностях его прошлой и современной жизни, раскрывает связи родного города с Родиной. Кроме того, историко-краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, развитии их интеллектуального потенциала.

Историческое краеведение – одна из отраслей исторического образования и отличается двумя существенными признаками: локальностью исследуемых исторических событий, материализованных в памятниках истории и культуры и деятельностным характером обучения и воспитания дошкольников [35]. В ходе ознакомления с историей родного края дошкольники знакомятся с историческими памятниками, что способствует более углубленному изучению истории родного края, познанию и пониманию законов общественного развития, их реального проявления в истории края. Изучение и осмысление фактов местной истории стимулируют мыслительную деятельность дошкольников, формируют систему теоретических представлений и понятий, тем самым влияют на формирование научного исторического мышления, их гражданской зрелости, активной жизненной позиции.

Для выявления семантического объема понятия «Историческое краеведение» принципиальное значение имеет определение «край», установление границ этого понятия.

Суммируя определения понятия «край», данные в различных энциклопедических справочниках, можно в качестве обобщающего определения констатировать следующее:

1) Страна, область, земля, местность. Первоначально территория, расположенная на границах владений государства, окраина. Впоследствии - значительная по пространству область - географическая (Мещерский край, Охотско-Камчатский, Дальневосточный и др.). В узком смысле слова краем называется любая местность, даже незначительная по размерам, тяготеющая к какому-либо географическому объекту (городу, реке, селу...) [34].

2) В России XVIII - начала XX веков краем назывались также огромные территории, состоящие из нескольких губерний или областей под общим управлением (Туруханский край или еще шире - Сибирский край).
 3) В бывшем СССР с 1924 года крупная административная единица в составе РСФСР, причем географические границы краев в 1920-1940-е годы многократно произвольно менялись по распоряжению из Москвы.
 Из исторически сложившихся и зафиксированных в словарях, поэтической практике признаков понятия «край» главным и, как представляется, определяющим является принадлежность к какому-то определенному объекту, к части какой-то местности - географическому объекту. Поскольку в понятия «местность», «часть страны», «географический объект» можно включить различные территории от родного села и его окрестностей до всего Дальнего Востока и Сибири или территории, прилегающей к таким географическим объектам, как Северный Ледовитый или Тихий океан, то и границы территории «края», выбранного для исследования, могут быть от небольших до гигантских [45].

Говоря об историческом краеведении, нужно отметить богатой опыт использования историко-краеведеческих материалов в советской начальной школе, особенно в 50-е гг., который с некоторыми доработками можно использовать и в ДОУ. В работах А.Ф.Родина показан опыт изучения истории родного города и родного села. Образовательное и воспитательное значение систематического применения краеведческого материала в преподавании истории СССР показано Н.П.Кузиным [28]. В процессе изучения этого вопроса он показал, что использование краеведческого материала не только повышает интерес учащихся к истории своей Родины, но и способствует воспитанию глубоких патриотических чувств. Главным требованием к внедрению историко-краеведческого материала является то, что он должен соответствовать основному содержанию занятия, быть полноценным с научной точки зрения, иметь воспитательное значение, являться типичным для данной местности, быть небольшим по объему и посильным для самостоятельного анализа воспитанниками. Краеведческий материал может включаться в учебный процесс в разных формах, работа с ним осуществляется различными приемами. Краеведческий материал, включаемый в урок, вызывает в сознании учащихся связь истории с окружающей их конкретной обстановкой, ведет к развитию интереса к педагогическому процессу в ДОУ и повышению качества знаний.

По вопросам исторического краеведение краеведения опубликован и ряд научных трудов. Были опубликованы и исследования об особенностях историко-краеведческой работы в национальных школах Татарстана. В журналах «Просвещение и жизнь» и «Татарстан» публиковались методические статьи: «Методы историко-краеведческой работы в школе» и «Изучение края в школе» Н.Надиева, «Историческое краеведение в рамках Татарстана» П.Краснова [39].

Однако и с краеведением, как и в дошкольных учебных заведениях, существовал ряд серьезных проблем. Курс краеведения в школе состоял из сведений по географии, природе, этнографии, экономике региона. Собственно историческое краеведение занимало незначительное, второстепенное место. Именно недостаток, как методической литературы, так и учебников, наглядных пособий делает невозможным проведение в ДОУ занятий по историческому краеведению. Однако этими наглядными пособиями могут выступать старые вещи, собранные педагогами.

Поэтому перед ДОУ необходимо поставить следующие задачи: «Изучить практические нужды дошкольного учебного заведения, собрать конкретный материал в помощь воспитателю, собирать пособия, для чего создать школьно- историко-краеведческий музей или кабинет, краеведческие кружки.

В республике уже началась работа по созданию в дошкольных учебных заведениях историко-краеведческих музеев и кружков. В июне 2004г. в Казани состоялось заседание «Круглого стала» с обсуждением ряда докладов установочного характера («Историческое краеведение в ДОУ», а также докладов из опыта работы («Историческое краеведение в Тетюшском ДОУ).

В настоящее время под руководством Министерства науки и образования РТ ежегодно издается около 10 учебников по истории для татарских школ. Но в этом перечне отсутствуют учебники по истории РТ.

Поэтому целесообразным является изучение историко-краеведческого материала по истории преимущественно в следующих видах учебно-воспитательной работы: создание историко-краеведческого музея и использование его в педагогическом процессе, экскурсионные занятия по истории, тематические дни в ДОУ, которые помогают эмоциональному восприятию содержания исторических событий и фактов.

Особо важное место в системе историко-краеведческой работы в ДОУ могут занимать экскурсии, походы и экспедиции.

Экспедиции условно делятся на учебные и внепрограммные. Учебные экскурсии исходят из требований программы, они предусматривают конкретизацию, локализацию теоретического и общеисторического материала. Экскурсии такого типа ограничены временем и материалом. Внепрограммные экскурсия предполагают преимущественно воспитательные задачи.

Следующей проблемой внедрения в педагогический процесс исторического краеведения является то, что воспитатели в ДОУ сами слабо знакомы с историей местного края. Подобное отношение представляется нам не просто проявлением равнодушия педагогов к изучению истории родного края, но следствием всей современной политики, отодвинувшей историю, а в особенности краеведение, на задворки педагогического процесса.

Поэтому необходимо поднимать вопрос о необходимости преподавания национальной истории на совещаниях работников образования, конференциях, всевозможных круглых столах и т.п.

§2.2 Основные методы духовного развития дошкольников в процессе ознакомления их с историей родного края

Говоря о методах духовного развития дошкольников нужно понимать, что работа с детьми такого возраста должна строиться не на учебной, а на игровой основе. Общеизвестным считается что дети 5-7 лет не знают и не испытывают многих духовных свойств и качеств а поэтому и не имеют ряда основополагающих личностных качеств которые присущи духовно развитий личности. Это в первую очередь такие личностные качества как эмпатия, альтруизм и др. Уместно привести пример из книги В.А. Сухомлинского «Разговор с молодым директором школы». «В жаркий день мы возвращаемся из лесу. Чем ближе школа, тем больше хочется пить. Вот уже дети видят колодец, там всегда стоит ведро холодной ключевой воды. К колодцу подошла пожилая женщина, сняла платок, сейчас она будет пить воду. Видно, что женщина идет издалека, она вздохнула с облегчением, остановившись в этом тенистом уголке. Учитель видит в ее глазах усталость и радость: человек знает, что сейчас он сядет на скамейку и отдохнет под цветущей липой. Руки уже потянулись к ведру, но вдруг женщина вздрогнула и отступила в сторону, ошеломленная криком и топотом неудержимой детской оравы. Не отступи она в сторону от колодца, ее оттолкнули бы. Женщина смотрит на детей с изумлением и качает головой. А они не то, что не думают — они не видят человека. Учителю становится жутко. С какого же предмета начинать с вами учение, дети? Что важнее всего преподать вашему разуму и сердцу? Где вы росли, почему вы такие?» [42].

Поэтому педагогам и воспитателям ДОУ необходимо значительное внимание уделять развитию именно этих качеств, используя при этом всевозможные методы. Исходя из возрастных особенностей детей дошкольного возраста основой построения работы по ознакомлению детей с родным краем является воспитание в них устойчивого интереса, познавательного отношения к краеведческому материалу. Интерес побуждает детей получить как можно больше информации о родном крае, что способствует воспитанию таких чувств, как привязанность, любовь, питающих, в свою очередь, потребность, желание узнать как можно больше нового о своей «малой Родине», т.е. формирующих устойчивый познавательный интерес к ней.

При этом нужно отметить, что под методами духовного развития мы понимаем ряд воспитательных методов способствующих становлению различных духовных качеств личности. При раскрытии структуры методов духовного развития дошкольников в процессе ознакомления их с историей родного края мы исходим из положения, что метод – это «система регулятивных принципов преобразующей, практической или познавательной, теоретической деятельности». Следовательно, метод духовного развития дошкольников это некая абстракция, теоретический конструкт, выработанный для упорядочивания феноменов духовного развития. В таком понимании метода духовного развития как некоторой системы уже заложено представление о его компоненте – приеме. В отличие от метода, прием представляет собой использование единичного средства духовного развития на основе отдельного регулятивного принципа развивающей деятельности. Прием применительно к данному исследованию – это непосредственно наблюдаемая реальность духовного развития, которую обнаруживает и фиксирует исследователь, которую он затем обобщает и в совокупности с другими приемами формирует метод духовного развития. Следовательно, соотношение приемов и методов духовного развития – это соотношение не только целого и части, но также общего и единичного. Учитывая это метод духовного развития дошкольников можно определить как систему приемов духовного развития, т.е. двумерную систему параметрами которой являются средства духовного развития и регулятивные принципы их использования.

Говоря о средствах духовного развития дошкольников, отметим, что это понятие чаще всего употребляется в сопоставлении с целью духовного развития. Средством является то, с помощью чего достигается цель. Однако такое расширенное понимание средств духовного развития становится препятствием для анализа структуры духовной сферы личности. Выделение ведущего средства духовного развития как показывают многочисленные психологические исследования сопряжено как с возрастным фактором так и с условиями в которых осуществляется духовное развитие. В рамках ДОУ таким ведущим средством духовного развития является деятельность воспитанников, благодаря которой вырабатывается духовный опыт и формируется духовная культура. При этом нужно отметить, что проблема оптимального использования средств духовного развития наиболее сложна и мало разработана в педагогической психологии.

Страницы: 1, 2


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.