РУБРИКИ

Эффективность психологического воздействия рекламных средств на человека

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Эффективность психологического воздействия рекламных средств на человека

Помимо основного канала несущего текст рекламного сообщения, может существовать еще один канал воздействия на психику потребителя. Это так называемое “коллективное бессознательное”, которое управляет коммуникацией и поведением всех участников рекламного взаимодействия, но самого факта программирования в ряде случаев не осознают ни рекламодатель, ни потребитель, ни даже производитель рекламы. В середине нашего столетия обозначилось стремление многих людей объединяться в разного рода группы. Такая тяга в коллективы сильно поощрялась сверху, со стороны власть имущих потому что управлять группой легче, чем неорганизованными людьми. В связи с этим социолог Девид Рисман сделал анализ распространенного детского рассказа “Мотор Тудл”, в котором шла речь о молодом моторе Тудле, которого обучали следить за красным сигналом и не съезжать с дороги, что тому больше всего хотелось. Рисман усмотрел в этом рассказе прообраз системы воспитания детей в духе подчинения. Своеобразное отражение такой вид массового воздействия получил в телевидении, где ныне имеются, например, в законсервированной форме (записанными на пластинки) многие варианты смеха, от тихого до громоподобного. И не пользуются во время телепередач, исходя из того, что никто не любит смеяться в одиночку. Психологам хорошо известно, что бездумное стремление к достижению цели не всегда помогает достичь ее.

Наше сознание программируется латерально, то есть опосредованно, косвенно (латеральный – боковой, поперечный, горизонтальный, побочный, второстепенный, находящийся в стороне). Человек обращает внимание на что угодно, только не на свойства вещи, которую приобрел. По сути дела эти свойства не осознаются. Они подразумеваются. Этот механизм широко применяется как в практике идеологического воздействия, так и в практике рекламного воздействия. Он-то и называется механизмом латерального программирования психики.

Латеральное программирование психики – метод манипулирования сознанием другого человека и он находит самое широкое применение в рекламе.


1.2.2. Гипнотический подход


В гипнотических подходах широко применялись  результаты исследований, всплеск которых  имел место в США после второй мировой войны, когда четко обозначился интерес к манипуляции сознанием, особенно в сфере рекламы.

Нетрудно увидеть в покупательском поведении симптомы гипнотического транса. Был сделан естественный вывод: реклама должна провоцировать:

-                       трансовую индукцию при виде товара;

-                       совершение импульсивных покупок.

Суггестия или внушение – это процесс воздействия на психику человека, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии внушаемого содержания, не требующий ни развернутого личного анализа, ни оценки.

Внушение осуществляется с целью создания определенных состояний или побуждений к определенным действиям. Суть внушения состоит в воздействии на чувства человека, а через них – на его волю и разум. Сила воздействия во многом зависит от наглядности, доступности и логичности информации, а также от авторитета суггестора. Эффект особенно силен тогда, когда внушаемое в общем соответствует потребностям и интересам внушаемого. Но разные люди обладают разной степенью внушаемости, уровнем восприимчивости к внушению, субъективной готовностью испытать внушающее воздействие и подчиниться ему.

Психологи утверждают, что внушаемость зависит от ряда факторов, к числу которых относятся:

-неуверенность;

-робость;

-низкая самооценка;

-впечатлительность;

-слабость логического анализа.

Среди ситуационных факторов внушаемости:

-некоторые психические состояния: стресс, заболевание, утомление;

-низкий уровень осведомленности, компетентности;

-высокая степень значимости;

-неопределенность.

“Методы получения согласия” – это название книги - руководства по психологии воздействия. В ней ряд статей, и её редактор Эдвард Л. Бернейз пишет, что “на создание благоприятного отношения к товарам тратится значительного больше миллионов, чем на создание благоприятного отношения к компаниям, производящим эти товары”.  

 Конкретность и образность ключевых слов. Использование слов, смысл которых конкретен, содержание которых легко себе представить, существенно повышает эффект внушения. А вот абстрактные понятия резко снижают силу внушения.

Конкретность и образность качеств. Произнося слово “яблоко”, вряд ли можно обогатить чье-либо впечатление. Совсем другое дело – качественные признаки: сочное, спелое, румяное, сладкое, нежное или зеленое, мелкое, твердое, кислое, червивое. Разница заметна даже воображаемым вкусовым ощущениям. 

Избегание отрицательных частиц “нет” и “не”. Психика человека сопротивляется им, настораживая, вызывая сомнения. Одно дело в рекламе лекарственного средства заявить “Вы не будете болеть!” и совсем другое “Оно исцелит вас!”.

Речевая динамика. Одно из сильнейших средств суггестии. Основные приемы речевой динамики, способны повысить суггестию речи:

-                       мягкость и сила голоса;

-                       богатство интонаций;

-                       паузы;

-                       высокий темп речи;

-                       тембр речи.

Воздействие звукосочетаниями. Возможность целенаправленно воздействовать на человека, на его эмоции при помощи определенных слов и словосочетаний известна  с  древности. Некоторые из них способны вызвать не только определенные эмоции, но и подсознательно восприниматься как какие-то образы.

Существует множество техник наведения трансового состояния, используемых в рекламном деле: показ трансового поведения, показ готового поведенческого образца того, как надо реагировать на внушение. Тогда в рекламном  фильме показывают или в рекламном тексте описывают трансовое поведение одного или нескольких персонажей при встрече с рекламируемым товаром, то тем самым осуществляется проекция того, что реальные люди, покупая именно этот товар, будут кратко временно погружаться в транс.

Основой рекламного сюжета может стать любая другая техника трансовой индукции. Скажем, можно использовать, и реклама дает тому массу примеров, наведение транса, вызывая возрастную регрессию. В конкретных рекламных продуктах обыгрывается поведение школьников и молодых студентов, взаимоотношения бабушек и внуков.

Естественные трансовые состояния используются в сюжетах фильмов через показ состояния после пробуждения ( обычно применяют в рекламе кофе и спальной мебели ) и состояния перед засыпанием; в сериях “ отдыха у воды ” (рыбалка, пляж) – персонажи смотрят на водную поверхность показ утомительного путешествия в автомобиле, в автобусе; показ персонажей, рассеянно созерцающих картины природы, рассматривающих небо и на нем – облака. Словесные описания : “ комфорт, уют, покой, расслабленность ”.

Наведение транса через перегрузку сознания достигается в сюжетах фильмах через показ двух одновременно говорящих персонажей, быстрое и хаотичное чередование картины в кадре и в сочетании с быстрой речью.

Разрыв шаблона как гипнотическая техника проводится в фильмах с сюжетами напряженных ситуаций, которые неожиданно приятно разрешаются с участием рекламируемого товара; показ ситуаций, в которых персонаж внезапно “хватают за рукав” и объясняют ему преимущества рекламируемого товара.

Техника полной неопределенности и непредсказуемости имеет место в сюжетах, когда зритель до последнего момента не догадывается о том, что именно рекламируется. Его состояние в этот момент очень близко к состоянию транса. Полученная на таком фоне ожидания понятная инструкция, встроенная в механизм рекламы, воспринимается с благодарностью.

Наведение транса через искусственные и несуществующие слова  облегчается за счет того, что название очень многих новых товаров являются искусственными словами. Рекламный текст обильно засеивается несуществующим словом: каждое новое предложение текста начинается с этого слова – и эффект обеспечен.

Очень эффективна в рекламе техника рассеивания – выделение ключевых слов в рекламном сообщении. Вот простой пример рекламы «эротического телефона». В заголовке текстового сообщения размещена фраза «и не расскаЗыВай Об этом Никому». Комментарии излишни.

Хороший способ повышения суггестивности речи, действующий как в структуре техник наведения транса, так и самостоятельно, - персеверация, то есть многократное повторение одинаковых сообщений в одном или нескольких средствах массовой информации.


1.2.3.  Техники эриксонианского гипноза в рекламе и

нейролигвистическое программирование


 Суть эриксонианского гипноза состоит в том, что в нем практически не отдают прямых приказов, просто что-то комментируют, о чем-то спрашивают, советуются с партнером по общению. Вместе с тем все применяемые речевые стратегии позволяют получать результат (приказ выполняется) и не получать сознательного сопротивления приказу. Это особенно важно, когда приходится иметь дело с людьми, овладевшими техникой сопротивления прямым приказам. У многих людей со временем вырабатывается устойчивость к суггестивному воздействию, невосприимчивость к прямым командам. Существуют техники нейтрализации этой способности к сопротивлению внушению. Среди них:

-Трюизм (общеизвестное, избитая истина). Он же может быть сверхобобщенным высказыванием. Как психотехника, он представляет собой гипнотическую замену команды.

Пример:

Команда: Покупайте!

Трюизм: Все любят покупать.

                Людям нравится покупать.

                Люди могут покупать.

- Иллюзия выбора. В рамках этой стратегии клиенту предлагают выбирать между тем , что нужно продавцу, и тем, что продавцу нужно. Пример: На уличном плакате изображены две огромные пачки сигарет одного сорта. На одной название написано красным по белому, на другой – белым по красному. Внизу – лаконичная крупная надпись: “Выбирай”.

-Предположения. В этой психотехнике нужная команда подаётся как предварительное действие или условие для выполнения какого-либо другого действия, менее значимого, чем нужная команда, и легко поддающегося сознательному контролю.

-Команда, скрытая в вопросе. Эта стратегия очень широко применяется в обыденной жизни. Обычно вместо того, чтобы прямо попросить сделать что-то конкретное, люди спрашивают другого, способен ли он выполнить эту просьбу. При этом последние обычно выполняют команду вместо того, чтобы дать конкретный ответ на заданный вопрос.

-Использование противоположностей – это использование оборота “чем …- тем …”. В этой техники утилизируют сопротивление клиента внушению, искусственно привязывая гипнотическую команду к наблюдаемому поведению клиента. Здесь важно следить за строгим соблюдением определенной последовательности высказываний и грамматического времени для них.

-Полный выбор, то есть предоставление всех выборов. Если в стратегии иллюзии выбора рекламист искусственно ограничивает число выборов для потребителя  рекламы, то в стратегии полного выбора в рекламном сообщении перечисляют все возможные варианты поведения покупателя с той особенностью, что желательный и нежелательный выбор для рекламиста подается как желательный и нежелательный для покупателя. Считается что стратегия полного выбора хорошо работает при использовании невербальных средств коммуникации.              

  Нейролингвистическое программирование

Первое и самое важное открытие в NLP: в опыте человека нет ничего, кроме зрительных образов, звуков и ощущений. И у каждого человека есть свой собственный способ создания “карты” реальности: в картинках, звуках или чувствах и ощущениях.

У каждого из нас есть свое представление о реальности. И наше представление о мире, в котором мы живем, значительно отличается от самого мира, как географическая карта территории отличается от самой территории.

Реальный мир каждого человека фактически является только частным случаем.

Существуют три типа восприятия действительности.

Первый тип – визуальный, зрительный. Человек визуального типа воспринимает и организует свой опыт и мышление в основном с помощью зрительных образов. Ему лучше “один раз увидеть, чем сто раз услышать”. В его лексике представлены слова зрительного ряда, это имена существительные, глаголы, наречия и прилагательные, которые как бы описывают картину увиденного.

Второй тип – аудиальный, слуховой. Он представляет и описывает мир в аудиальных, слуховых образах. В лексике это представлено соответствующим рядом слов. Например, глухой вопрос, кричащая идея, немой намек.

Третий тип – кинестетический, то есть воспринимающий и оценивающий мир прежде всего с помощью ощущений и чувств. Ему свойственна своя лексика: тяжелый или легкий вопрос, мощная идея, жесткий намек.

Попытки использовать все три репрезентативные системы находят все большее распространение в рекламе. Например, в рекламе шоколада  Hershey’s: “Вафли, шоколад, и Вы почувствуете дух Америки. Арахис, карамель, и Вы увидите как выглядит Америка. Кокосы, миндаль, и Вы услышите звуки Америки”. С позиции NLP в рекламном сообщении необходимо использовать все три системы восприятия.

Двойное воздействие слова. Необходимо учитывать одну психологическую особенность человека. Мозг воспринимает слова двояким способом:

-рационально-логическим;

-и эмоционально-образным. Многие слова несут в себе скрытый оценочный эмоциональный компонент: “хорошо” или “плохо”. При этом они вызывают определенные ассоциативные зрительные, слуховые и чувственно ощущаемые образы. Манипулируя словами, можно сформировать у человека неосознаваемое им самим позитивное или негативное отношение к чему-либо. Это слова “отторжения” и слова “приглашения”. Правильное их использование существенно повышает воздействие рекламы на потребителя.

Мета – программы в рекламе. Некоторые рекламные агентства в своих рекламных компаниях с успехом используют привычные стратегии мышления покупателей. В терминах NLP эти привычные стратегии зовутся “мета - программами”.

Привычки мышления, как и любую другую привычку, человек осознает не четко и потому мета – программы действуют автономно. В сущности, мета – программы – это нечто иное, как привычные цензоры, которые люди применяют ко всему тому, что видят, слышат или чувствуют в окружающем мире. Эти цензоры как бы отбирают только ту информацию, которая будет допущена в сознание личности. То, что не соответствует мета – программе, не осознается, не охватывается его вниманием. Следовательно, из-за этих цензоров люди, сами того не осознавая и не замечая, существуют в достаточно ограниченном пространстве.

Одно из мета – программ является программа стремления “К” чему-то и “От” чего-то. Стремление “К” чему-то – это мотивация достижения успеха, стремление “От” чего-то – мотивация избегания неудачи.

Другой мета – программой является программа “возможности – действия”. Люди “возможностей” ориентируются на варианты, новизну, которые открываются перед ними, когда они приобретают товары или услуги. Они предпочитают экспериментировать, пробовать все новое. Люди “действия” предпочитают порядок, четкость, определенность в действиях. Они не экспериментируют с тем, что и так хорошо работает. В товаре их интересует четкая, понятная инструкция к эксплуатации, простата и безопасность при использовании товара. Та реклама, которая учитывает эти особенности, будет рекламировать один и тот же товар по-разному. Обе эти мета – программы активно используются в рекламной практике.

Люди стали так скептически относиться к рекламе, что на них, кажется, никакая психологическая атака уже не действуют. Люди не дают себя убеждать и в каждой обстановке пользуются возможностью выбора. А если человек знает, что произойдет дальше, он не дает себя серьезно обработать. Клайд Миллер писал в книге “Процесс убеждения”: “Когда мы учимся распознавать намерения этих деятелей, пытающихся убеждать нас, мы вырабатываем у себя “рефлекс опознания”. Такой рефлекс может защитить нас не только от мелкого надувательства специалистов по психологическому воздействию, заправляющих делами нашей повседневной жизни, но также от фальшивых внушений облеченных властью руководителей”.

Таким образом:

1.       Активизация познавательной потребности – мощный психологический фактор, который используется в рекламе.

2.     Реклама обращается не только к рациональной сфере сознания, т. е. к разуму, но и эмоциональной – к человеческим чувствам. Рациональное и эмоциональное восприятие неотделимы друг от друга в силу самой природы познания и особенностей человеческой психики.

3.      Эффективная реклама направлена сразу и на бессознательное и на сознательное, т.е. и на мысли, и на чувства, и на отношения, и на поведение человека.

4.     Латеральное программирование психики - метод манипулирования сознанием другого человека и он находит самое широкое применение в рекламе.

5.     Реклама в целом – это вовсе не только информация, как это может показаться сначала. Реклама – это именно психологическое программирование людей.

6.     Реклама обладает мощным психологическим воздействием манипулирования человеком, что имеет место на обращение внимания к этой проблеме.


Глава 2 Экспери ментальные исследования

воздействия рекламы

2.1. База.  Методология и методы   исследования.

База. Исследование рекламируемой по телевизору парфюмерной продукции, проводилось на базе  косметического отдела магазина  «Золотая Роза» г.Тайшета. Рекламируемая продукция была выставлена на трех стендах. Рядом располагались стенды на котором тоже находилась парфюмерная продукция, но которая не рекламировалась по телевидению. Стенды были примерно одинаково оформлены. В исследовании участвовали женщины разных возрастов: женщины от 18 до 50 лет. Они участвовали во всех проводимых нами процедурах исследования.


Методы исследования. Свою исследовательскую работу мы проводили с помощью процедуры наблюдения,  процедуры ранжирования и полученные данные подтверждали методом опроса.

1. Процедура  наблюдения: применяется при исследовании воздействия на потребителей отдельных рекламных средств. Этот метод, носит пассивный характер, так как наблюдатель при этом никак не воздействует на покупателя, а напротив, ведет наблюдения незаметно для него. По заранее разработанной схеме наблюдатель регистрирует полученные данные, которые затем анализируются. Схема:

Категории для наблюдения и анализа поведения потребителей

при непосредственном общении с определенным

рекламным средством (по Р.Бейлсу)


1. Задерживается у витрины.

2. Заходит в магазин.

3. Подходит к стенду.

4. Интересуется данной продукцией.

5. Просит показать.

6. Покупает.


7. Не покупает.

8. Выходит из магазина.

9. Проявляет безразличие.

10. Проходит мимо рекламируемого товара.

11. Проходит мимо магазина.

12. Не обращает внимания.

Эта схема используется для наблюдения за поведением потребителей в процессе непосредственного общения с определенным рекламным средством. Приведенные в правой части схемы действия и реакции потребителей классифицируются в соответствии с ней. В верхней части схемы представлены активные действия и эмоциональные реакции, способствующие к привлечению внимания и побуждающие к определенным действиям потребителей, а в нижней части схемы – пассивные действия и эмоциональные реакции, не вызывающие к действиям потребителей. Схема включает двенадцать типов наблюдаемого поведения, половина из которых положительна в указанном выше смысле слова, половина отрицательна.

Психолог, пользующийся этой схемой, фиксирует в процессе наблюдения каждое действие потребителей  (движение, высказывание, реакции) и относит его к одной из перечисленных на схеме категорий. По окончании наблюдения подсчитывается количество действий каждого типа в целом. На этой основе делаются выводы  о том, какое воздействие оказывает  реклама на поведение потребителей, а также результаты наблюдения, по определению степени привлечения внимания покупателей к рекламе обрабатывались с помощью следующей формулы* :

В=О/П.,            

где В - степень привлечения внимания потребителей;

      О – количество людей, обративших внимание на стенд с рекламируемой продукцией  в течение определенного периода (январь – март 2002);

            П – общее число людей, которые прошли мимо стендов в тот же период.

Метод наблюдения позволяет оценивать психологическое воздействие рекламы в естественных условиях, в непосредственном общении потребителя с определенным рекламным средством

2. Процедура ранжирования:

 Следующую процедуру нашего исследования мы проводили с помощью ранжирования списка рекламных роликов по степени привлекательности и предпочтительности.

Ранжирование – это одна из многочисленных модификаций техник шкалирования.

Нами был составлен список реклам различных товаров наиболее часто рекламируемых в данный отрезок времени (январь – март 2002 года). Всего было включено 26 наименований товаров. Испытуемому давалась инструкция.

В инструкции сказано:

“Вам предлагается 26 наименований рекламных роликов, которые необходимо в порядке убывания проранжировать по степени привлекательности при просмотре их по телевидению, а также указать, чем тот или иной ролик привлекает”.

Затем предлагался точно такой же список, из которого следовало выбрать тот товар, которым пользуется сам испытуемый. Этот шаг мы использовали для того, чтобы можно было наглядно оценить, имеет ли место предположение о том, что реклама может управлять поведением человека. Ответы испытуемых заносили в специальный бланк. Обработка результатов заключалась в сравнении ответов между испытуемыми и распределение рекламных роликов по рангам привлекательности и предпочтения.


3. Метод опроса:

Этот метод относится к активным методам определения психологического воздействия рекламы. Этот метод трудоемкий, но намного достовернее других, так как позволяет выявить непосредственно у самого покупателя его отношение не только к рекламному средству в целом, но и к отдельным составным элементам этого средства. Используя метод опроса, можно оценить воздействие рекламного средства на покупателей и установить, какие элементы его оформления привлекают к себе наибольшее внимание и лучше запоминаются.

Для определения отношения потребителей к рекламе и эффективности того или иного рекламного средства мы составили опросный лист (см. приложение 4).

Путем опроса мы попытались установить, какое рекламное средство (плакат, рекламный фильм, объявление, выкладка товаров) оказывает наибольшее влияние на покупателя при приобретении им определенного товара.

Вообще, проведение опроса требует значительных затрат времени и привлечение к этой работе большого числа людей. Вместе с тем полученные результаты не могут быть достаточно полными. Ведь порой даже для самого покупателя неясно, купил ли он товар под влиянием рекламы или по совету знакомого, либо руководствовался какими-то другими соображениями. Кроме того, иногда устный опрос покупателей может вызвать у них настороженность. Поэтому целесообразнее предложить им заполнить опросный лист, изложив в нем задачи опроса, с тем чтобы покупатель знал его цель и постарался точнее ответить на вопросы.


2.2. Анализ результатов исследования.

1.     Данные, полученные путем наблюдения представлены в виде таблицы:

Таблица 1

Данные, характеризующие действия и реакции потребителей в непосредственном общении с рекламным средством

Типы наблюдаемого поведения

Количество действий

Задерживаются у стенда

150

Заходят в магазин

350

Подходят к стенду

225

Интересуются данной продукцией

250

Просят показать рекламируемый товар

200

Покупают

150

Не покупают

200

Выходят из магазина без покупок

150

Проявляют безразличие к рекламируемому товару

120

Проходят мимо рекламируемого товара

130

Проходят мимо магазина

140

Не обращают внимание

100


Из таблицы видно, что  определенные рекламные средства побуждают  потребителей  к активным действиям и положительным эмоциональным реакциям (задерживается у витрины – 150 человек, заходят в магазин – 350 человек, интересуются данной продукцией – 250 человек, покупают –150 человек), способствующим к привлечению внимания и побуждают к определенным действиям потребителей. В следствии наблюдения выяснилось, что рекламируемая продукция вызвала больше положительных действий, чем отрицательных, так как не обращают внимание на рекламируемый товар – 100 человек, а задерживается у витрины – 150 человек, проходят мимо магазина – 140 человек , а заходят – 350 человек, проходят мимо стенда – 130 человек, а подходят к стенду – 225, проявляют безразличие – 120 человек, а интересуются данной продукцией – 250, выходят из магазина – 150 человек, а просят показать рекламируемую продукцию – 200, ничего не покупают – 200 человек, в то время как покупают – 150.

При наблюдении были использованы стенды следующих фирм: L’Oreal, Mascara, Ruby Rose. Число людей, которые прошли мимо витрины в установленный период, составило 350 человек, из них 72 человека обратило внимание на витрину фирмы Ruby Rose, 125 человек на витрину фирмы Mascara, 153 человека предпочли стенд фирмы L’Oreal.

Оценивая эффективность отдельных средств рекламы, можно установить, достигает ли это средство поставленной перед ним цели: привлекает ли рекламируемый товар внимание потребителей.

С помощь формулы определяем степень привлечения внимания покупателей к  рекламе фирм:     


Фирма L’Oreal:

                            В=153/350=0.43

Фирма Mascara:

                            В=125/350=0.35

Фирма Ruby Rose:

                            В=72/350=0.20

Анализ полученных результатов  показал, что стенд фирмы L’Oreal привлекает внимание большего числа потребителей (0.43%), стенд с продукцией фирмы Mascara привлекает меньше внимание (0.35%), и еще меньшее внимание привлекает внимание стенд фирмы Ruby Rose (0.20%).   Таким образом, эта методика позволяет анализировать психологическую эффективность рекламы посредством оценки  перерабатываемой информации потребителями. Привлечение большего внимания к определенному стенду свидетельствует о  том, что реклама привлекает внимание, вызывает положительные эмоции, максимально облегчает понимание, и побуждает к определенным действиям: либо вызывает интерес, либо побуждает к покупке.


Обработка результатов процедуры ранжирования. Первичные данные полученные в ходе процедуры ранжирования представлены в виде  списка  рангов рекламных роликов по степени привлекательности и предпочтения.

Анализ полученных данных на первом этапе производится по групповому профилю присвоения рангов по привлекательности рекламных роликов, и данные группового профиля таковы:

26 ранг – кофе  «Нескафе», пиво «Клинское»

25 ранг – стиральный порошок «Ариэль»

24 ранг – бульонные кубики «Магги»

23 ранг – помада «Буржуа»

21 ранг -  майонез «Кальве»

20 ранг -  стиральный порошок «Миф»

19 ранг – растительное масло «Злато»

17 ранг – маргарин «Пышка»

16 ранг -  зубная паста «Бленд а Мед»

15 ранг – средство для мытья посуды « Прилгель»

14 ранг – зубная паста «Колгейт»

13 ранг – бульонные кубики «Галина Бланка»

12 ранг – тампоны «О.би»

11 ранг – гигиенические прокладки «Олвейс»

10 ранг – сок «любимый сад»

8 ранг – маргарин «Делми»

7 ранг – памперсы

6 ранг – пиво «Толстяк», помада «лореаль»

5 ранг – майонез «Моя семья», сок «Я»

4 ранг - растительное масло «Олейна»

3 ранг – кофе «Милагро Арома»

2 ранг – дезодорант «Секрет»

1 ранг – средство для мытья посуды «Фэйри»


Из полученного списка можно проследить и сделать предположение о том, что ранги присваивались по принципу новизны, необычности, уникальности рекламного ролика, а  также  ранги присваивались в соответствии с    потребностями человека, его побуждениями, мотивами и настроению на момент ранжирования.  

Следующей задачей нашего исследования было графически отобразить и проанализировать полученные результаты. Для этого мы все полученные данные сводим в таблицу № 2 «Данные, характеризующие частоту выбора определенной продукции» (см. приложение 2). Из которой можно увидеть, какой рекламный ролик имеет наибольшее число выборов.

Затем, в таблицу №3, заносим частоту выбора, переведенную в проценты:

Таблица 3

Данные, характеризующие частоту выбора определенной

продукции, переведенные в проценты

Товар

Первая группа девушек от 18-25лет

Вторая группа девушек от 26-50лет

Вся выборка


Абс.

%

Абс.

%

Абс.

%

Кофе «Нескафе»

1

1.9

2

2.2

3

2.1

Кофе «Милагро Арома

1

1.9

5

2.2

3

2.1

Раст. масло «Злато»

1

1.9

5

5.6

6

4.2

Раст. масло «Олейна»

4

7.5

2

2.2

6

4.2

Майонез «Кальве»

0

-

0

-

0

-

Майонез «Моя семья»

1

1.9

5

5.6

6

4.2

Памперсы

1

1.9

3

3.3

4

2.8

Пиво «Толстяк»

0

-

4

4.4

4

2.8

Пиво «Клинское»

2

3.8

7

7.8

9

6.3

Стир.пор. «Ариэль»

4

7.5

8

8.9

12

8.5

Стир.пор. «Миф»

4

7.5

6

6.7

11

7.7

Бул. Куб. «Магги»

3

5.7

5

5.6

8

5.6

Бул. Куб. «Гал. Бланка

0

-

1

1.1

1

0.7

Маргарин «Делми»

5

9.4

2

2.2

2

1.4

Прокладки»

3

5.7

6

6.7

11

7.7

Тампоны «О.би»

4

7.5

8

8.9

11

7.7

Ср-во «Фэйри»

1

1.9

10

11.1

14

9.9

Ср-во «Прилгель»

1

1.9

1

1.1

2

1.4

Маргарин «Пышка»

0

-

3

3.3

4

2.8

«Бленд а мед»

2

3.8

2

2.2

4

2.8

«Колгейт»

4

7.5

2

2.2

6

4.2

Сок “я”

3

5.7

0

-

3

2.1

Сок “Люб. Сад”

2

3.8

1          

1.1

3

2.1

Помада “буржуа”

0

 -

2

2.2

2

1.4

Помада “лореаль”

5

9.4

2.2

6

4.2

Дезодорант “секрет”

0

-

   1

1.1

1

0.7

Сумма

53

100%

90

100%

142

100%


Из таблицы видно, что больший процент выборов  (11.1 %) делают испытуемые  старшего возраста, причем выбор их падает на средство для мытья посуды «Фэйри», т.е. на продукцию которой пользуются в бытовых целях,  меньший процент ( 9.4 %) делают испытуемые молодого возраста и выбор их падает на парфюмерную продукцию – помаду фирмы «Лореаль”.


  Полученные данные в ходе процедуры ранжирования представлены в виде  диаграммы “Первичная диаграмма результатов исследования выборки”, по которой мы можем наглядно увидеть и проанализировать результаты проводимого исследования:































Диаграмма результатов исследования выборки.




Из диаграммы видно, что женщины старшие по возрасту отмечают ту рекламируемую продукцию которая уже проверена опытом и которой пользуются в бытовых целях, это дает нам основание полагать, что  у женщин старшего возраста уже более осознанное отношение к рекламе. Пользуясь своим личным опытом, они приобретают тот рекламируемый товар, который соответствует их потребностям, а женщины более молодые по возрасту находятся на стадии поиска, поэтому результаты показывают, что у них еще не сложилось определенное мнение относительно того или иного рекламируемого товара.  Это объясняется тем, что разные люди, в разные возраста обладают еще и разной степенью внушаемости, уровнем восприимчивости к внушению, субъективной готовностью испытать внушающее воздействие и подчиниться ему.

Психологи утверждают, что внушаемость зависит от ряда факторов, к числу которых относятся: неуверенность, робость, низкая самооценка, впечатлительность, слабость логического анализа.

Внушение осуществляется с целью создания определенных состояний или побуждений к определенным действиям.



Анализ результатов этого исследования показал, что рекламные сообщения выполняют функцию увещевательного воздействия на человека с целью побудить его приобрести те или иные рекламируемые товары. Сочетая свою информационность с убедительностью и внушением, оказывает на человека эмоционально – психическое воздействие, (товар замечается, приобретается, используется в быту, используется в личных целях) Это в рекламе достигается при помощи: музыки, сюжета, цветовой гаммы, демонстрирование здорового образа жизни, мультипликационное построение рекламного ролика. Были отмечены также рекламные ролики, которые не воспринимаются из-за: откровенной демонстрации, частого транслирования, из опыта, что товар не соответствовал ожиданию, некоторые ролики вызывают даже не только раздражение но и отвращение.












Затем, чтобы подтвердить, полученные данные мы провели опрос, с помощью которого выяснили, чем привлекает тот или иной ролик, и вообще отношение потребителей к рекламе.

Опрос  провели  с помощью опросного листа. В опросе участвовало 100 человек. Опрос, проведенный нами, свидетельствует, что среди потребителей широко распространено недоверие к рекламе.

Из общего числа опрошенных считают, что:                     

                                                                                                       

   -   Реклама часто вмешивается в передачи

     

   -    Реклама содержит преувеличение или ложь

     

   -   Реклама глупая


   -   Реклама оскорбительна и плохо влияет на детей


         -   Реклама преувеличивает массу товара, указанную на упаковке


   -    Дает достоверную информацию


      Анализ опроса показал, что реклама вызывает широкую гамму чувств и отношений со стороны потребителей, как положительных, так и отрицательных. К положительным можно отнести то, что она может будить воображение, вызывать интерес, надолго запоминаться, пробуждать чувство юмора, привлекать, развлекать, трогать, производить впечатление и просто нравиться. К отрицательным же следует отнести то, что реклама может быть скучной, неинтересной, бесцельной, глупой, слишком напористой, затертой, лживой.          У многих реклама даже вызывает раздражение, особенно если ее выдают “в нагрузку”, например к любимому сериалу или информационной программе. У женщин особенно вызывает неприятие рекламирование во всеобщее обозрение средств личной гигиены. Достаточно неприязненно воспринимается рекламирование давно известного товара.


На основании проведенных исследований можно сделать вывод, что реклама эксплуатирует доверие человека, его неправильные представления, играет на зависти, алчности, ненависти людей. И хотя люди и относятся к рекламе скептически, условия жизни все равно толкают потребителей покупать рекламируемый товар. Молодые мамочки жалуются, что их дети, как загипнотизированные бегут, ползут, поворачивают свои маленькие головки на звуки рекламы, и ничто их в этот момент  больше не интересует. И объяснить это можно тем, что реклама когда-то вошла в нашу жизнь как нечто неприятное, навязчивое, новое, а все новое у российских людей сначала отвергается, а затем все равно принимается. Как говориться в народе: “Русский человек ко всему привыкнет”


2.3. Психологические рекомендации и модель программы «Психологическое воздействие рекламы на человека».

 Сейчас люди стали так скептически относиться к рекламе, что на них, кажется, никакая психологическая атака уже не сможет подействовать. Люди не дают себя убеждать и в каждой обстановке пользуются возможностью выбора. А если уж, человек знает, что произойдет дальше, он и не даст себя серьезно обработать.

Еще Клайд Миллер писал в своей книге “Процесс убеждения”:

“Когда мы учимся распознавать намерения этих деятелей, пытающихся убеждать нас, мы вырабатываем “рефлекс опознания”. Такой рефлекс может защитить нас не только от мелкого надувательства специалистов по психологическому воздействию, заправляющих делами нашей повседневной жизни, но также от фальшивых внушений облеченных властью руководителей”, но только одной рациональной защитой от психоманипуляторов проблема не решается.

Мне кажется, что наиболее серьезным проступком психоманипуляторов следует считать, их вторжение в тайны нашего сознания, а эти тайны мы должны защищать. Любая реклама – это, конечно, манипуляция сознанием и бессознательным потребителя. Производители рекламы знают, на какие кнопочки им следует нажать, чтобы вызвать ту или иную реакцию, и беззастенчиво пользуются этим в своих корыстных, естественно, интересах.

Сила рекламного воздействия значительно уменьшается, если при покупке товара потребитель задействует все свои психические функции, и прежде всего мышление.

Потребителю, в целях защиты себя от недобросовестной рекламы нужно поддерживать свою бдительность.

В связи с этим необходимы серьезные психолого-маркетинговые исследования в области рекламы, которые будут использовать верный путь к восприятию рекламы потребителями, соответствующей  историческому менталитету, традициям, так как люди привыкли доверять средствам массовой информации, и различным другим источникам информации.


Модель программы «Психологическое воздействие рекламы на человека»

Психология рекламной деятельности является одним из самых актуальных направлений в современном обществе. Применяемые в современных условиях средства рекламы разнообразны, многие из них технически весьма совершенны, имеют сложную классификацию по назначению, месту применения, характеру использования, степени эмоционального и психологического воздействия на людей.

В связи с этим необходимы исследования в области рекламы: исследования характера степени воздействия рекламных средств. Изучение положительного и отрицательного воздействия на психику человека.

Поэтому мы провели исследования с целью определить эффективность психологического воздействия рекламы на потребителя.

      Эффективность психологического воздействия рекламы  на потребителя можно определить путем наблюдений, методик, опросов.

Процедура  наблюдения применяется при исследовании воздействия на потребителей отдельных рекламных средств этот метод, носит пассивный характер, так как наблюдатель при этом никак не воздействует на покупателя, а напротив, ведет наблюдения незаметно для него. По заранее разработанной схеме наблюдатель регистрирует полученные данные, которые затем анализируются. Схема:


Категории для наблюдения и анализа поведения потребителей

при непосредственном общении с определенным

рекламным средством (по Р.Бейлсу)


1. Задерживается у витрины.

2. Заходит в магазин.

3. Подходит к стенду.

4. Интересуется данной продукцией.

5. Просит показать.

6. Покупает.


7. Не покупает.

8. Выходит из магазина.

9. Проявляет безразличие.

10. Проходит мимо рекламируемого товара.

11. Проходит мимо магазина.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.