РУБРИКИ |
Эгоцентрическая речь и мышление. Критика феномена эгоцентрической речи Л.С. Выготским |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Эгоцентрическая речь и мышление. Критика феномена эгоцентрической речи Л.С. ВыготскимЭгоцентрическая речь и мышление. Критика феномена эгоцентрической речи Л.С. ВыготскимМосковский Педагогический Государственный Университет
Реферат: Эгоцентрическая речь и мышление. Критика феномена эгоцентрической
речи Л.С. Выготским. Выполнила: Гурьянова А.Ю. студентка филологического факультета, 204 группы.
Москва 2005г. П л а н: 1.Введение. Основные термины. 2.Ж. Пиаже. Теория детского эгоцентризма. а) основные этапы научной деятельности; б) эгоцентрическая речь; в) эгоцентрическое мышление. 3.Л.С. Выготский. Критическое исследование теории Ж. Пиаже. а) жизнь и научная деятельность Л.С. Выготского. б) критика теории детского эгоцентризма Ж. Пиаже. в) комментарии Ж. Пиаже. 4.Заключение. 5. Список использованной литературы. 1.Введение. Основные термины. Эгоцентрическая речь и мышление ребенка очень подробно и часто рассматривались в психологии. Одним из первых эту тему рассматривал Жан Пиаже – швейцарский психолог, проводивший ряд экспериментов в этой области. Несколько позже концепцию Ж.Пиаже критиковал Л.С. Выготский, предложивший некоторые изменения в теории эгоцентрической речи и мышления. Для наиболее полного рассмотрения этой темы стоит уточнить основные термины, связанные с ней. Очень важно различать понятия речи и эгоцентрической речи, а также наиболее точно определить понятие мышление, чтобы легче оперировать им впоследствии. Речь - это сложившаяся исторически в ходе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком. В речи представлены внешний, чувственный, а также внутренний смысловой аспекты. Из сигналов и знаков каждый партнер по общению извлекает их содержание. Эгоцентризм – ( от лат. «еgo» ) – термин, обозначающий познавательную позицию личности, характеризующуюся фиксацией на собственных целях, стремлениях, переживаниях и отсутствием ориентированности на внешние воздействия и переживания других людей. Речь эгоцентрическая – одно из внешних проявлений эгоцентрических позиций ребенка. Речь, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность ребенка. Наблюдается в возрасте трех – пяти лет, к концу дошкольного возраста практически исчезает. Проявляется в том, что дети говорят вслух, как будто ни к кому не обращаясь, в частности, задает вопросы, не получая на них ответа и нисколько этим не беспокоясь. Мышление – одно из высших проявлений психического, процесс познавательной деятельности индивида, анализ, синтез, обобщение условий, требований решаемой задачи и способов ее решения. Внутренняя речь - это внутренний беззвучный речевой процесс. Она недоступна восприятию других людей и, следовательно, не может быть средством общения. Внутренняя речь - словесная оболочка мышления. Внутренняя речь своеобразна. Она очень сокращена, свернута, почти никогда не существует в форме полных, развернутых предложений. Часто целые фразы сокращаются до одного слова (подлежащего или сказуемого). Объясняется это тем, что предмет собственной мысли человеку вполне ясен и поэтому не требует от него развернутых словесных формулировок. К помощи развернутой внутренней речи прибегают, как правило, в тех случаях, когда испытывают затруднения в процессе мышления. Трудности, которые переживает иногда человек, пытаясь объяснить другому понятную ему самому мысль, часто объясняются трудностью перехода от сокращенной внутренней речи, понятной для себя, к развернутой внешней речи, понятной для других. Главная задача этой работы заключается в изложении основных положений теории Ж. Пиаже и Л.С. Выготского, сопоставлении их и возможности сделать некоторые выводы, уточняющие что общего и противоречивого есть в утверждениях этих двух ученых. 2. Жан Пиаже. Теория детского эгоцентризма. а) Основные этапы научной деятельности. Жан Пиаже (1896-1980) известный швейцарский психолог, один из наиболее известных ученных XX века, чьи работы составили важный этап в развитии генетической психологии. Он разрабатывал когнитивную концепцию развития ребенка, которое рассматривал как постепенный процесс, проходящий несколько стадий. Свою теорию детского мышления Пиаже строил на основе логики и биологии. Он исходил из идеи о том, что основой психического развития является развитие интеллекта. В серии экспериментов он доказывал свою точку зрения, показывая, как уровень понимания, интеллект влияют на речь детей, на их восприятие и память. Также он развивал идею о том, что мышление ребенка не может быть выведено только из врожденных психобиологических факторов и из влияний физической среды, но должно быть понято также и преимущественно из тех отношений, которые устанавливаются между ребенком и окружающей его социальной средой. Исследование этапов развития мышления у самого Пиаже происходило постепенно. В 1919 году он был приглашен в Париж для работы над шкалами измерения интеллекта, работал в доме малютки; материалы, полученные им в этот период, легли в основу его первых книг “Суждение и рассуждение ребенка”, “Мышление и речь ребенка”, где он излагает основы своей концепции когнитивного развития ребенка. Пиаже говорил, что в процессе развития происходит адаптация организма к окружающей среде. Интеллект потому и является стержнем развития психики, что именно понимание, создание правильной схемы окружающего, обеспечивает адаптацию к окружающему миру. При этом адаптация является не пассивным процессом, а активным взаимодействием человека со средой. Эта активность — необходимое условие развития, так как схема, считает Пиаже, не даётся в готовом виде при рождении, нет её и в окружающем мире. Схема вырабатывается только в процессе активного взаимодействия со средой, она является результатом активного взаимодействия с объектом . Таким образом, Пиаже приходит к выводу, что этапы психического развития - это этапы развития интеллекта, через которые постепенно проходит ребёнок в формировании всё более адекватной схемы ситуации. Основой этой схемы как раз и является логическое мышление. В период 20г.г. Пиаже были сделаны открытия, имевшие огромное значение для понимания формирования интеллекта детей. Это прежде всего открытие таких особенностей детского мышления, как эгоцентризм, синкретизм (нерасчлененность), трансдукция (переход от частного к частному, минуя общее), артифициализм (искусственность), анимизм, нечувствительность к противоречиям. Следующий этап исследований Пиаже, начавшийся в 30-х годах, был связан с исследованием операциональной стороны мышления. Он приходит к выводу, что психическое развитие связано с интериоризацией, так как первые мыслительные операции — внешние, сенсомоторные, впоследствии переходят во внутренний план, превращаясь в логические, собственно мыслительные. Пиаже также открывает главное свойство этих операций – их обратимость. Исследования привели Пиаже к выводу, что до семи лет дети находятся на предоперациональной стадии, т.е. у них начинают формироваться внутренние мыслительные операции, но они ещё не совершенны, необратимы. Только к семи годам дети начинают правильно решать предложенные задачи, но их логическое мышление связано только с конкретными проблемами, формальная логика у них только начинает развиваться. Лишь к подростковому возрасту формируется как конкретное, так и абстрактное логическое мышление. Исследование этапов развития у Пиаже происходило постепенно, приобретя законченную и широко известную в настоящее время форму: стадия сенсомоторного интеллекта, стадия конкретных операций и стадия формальных операций. В каждой стадии Пиаже выделяет два этапа: появление необратимой операции данного уровня, а затем развитие её обратимости. Сама периодизация является как бы развитием сложности и адекватности интеллекта, что заключается в переходе операций во внутренний план и приобретений ими обратимого характера. б) Эгоцентрическая речь. Таковы основные исследования этого ученого, я попытаюсь более подробно осветить теорию детского эгоцентризма Пиаже. Итак, концепция детского эгоцентризма занимает как бы место центрального фокуса, в котором перекрещиваются и собираются в одной точке нити, идущие от всех пунктов. С помощью этих нитей Пиаже сводит к единству все многообразие отдельных черт, характеризующих логику ребенка и превращает их из бессвязного, неупорядоченного, хаотического множества в строго связанный структурный комплекс явлений, обусловленных единой причиной. Теперь попытаемся выяснить мысль самого Пиаже, определить в чем автор видит фактическое основание своей концепции. В своей книге «Речь и мышление ребенка» автор пытается разрешить вопрос: «какие потребности стремится удовлетворить ребенок, когда он говорит?». Речь даже у взрослых людей существует не только для функции сообщения мысли. С помощью исследований, проведенных на утренних занятиях «Дома малюток» Института Ж.-Ж. Руссо, Ж. Пиаже удалось классифицировать детскую речь по функциональным категориям. В течении месяца несколько человек тщательно записывали (с контекстом) все, что говорил тот или иной ребенок. После обработки полученного материала Пиаже делит разговоры детей на две большие группы: эгоцентрическую и социализированную. Произнося фразы, относящиеся к эгоцентрическому типу речи, ребенок не интересуется тем, кому он говорит и слушают ли его. Пиаже пишет: «Эта речь эгоцентрична прежде всего потому, что ребенок говорит лишь о себе, именно потому, что он не пытается стать на точку зрения собеседника. Собеседник для него – первый встречный. Ребенку важен лишь видимый интерес, хотя у него, очевидно, есть иллюзия, что еге слышат и понимают. Он не испытывает желания воздействовать на собеседника, действительно сообщить ему что-нибудь6 это разговор вроде тех, что ведутся в некоторых гостиных, где каждый говорит о себе и никто никого не слушает»[1]. Далее Пиаже разделяет эгоцентрическую речь на 3 категории: повторение, монолог и «монолог вдвоем». 1) Повторение (эхолалия). Речь и идет лишь о повторении слов и слогов. Ребенок повторяет их ради удовольствия говорить, не думая ни о том, чтобы обратиться к кому-нибудь, ни даже о том, чтобы произносить осмысленные слова. Это один из последних остатков младенческого лепета, не содержащий в себе, видимо, никакой общественной направленности. Действительно, в первые годы жизни ребенок любит повторять слова, которые он слышит, имитировать слоги и звуки даже тогда, когда они не имеют смысла. Пиаже замечает, что функции этого явления невозможно определить в одной формуле, т.к. это психическое состояние составляет « полосу деятельности ребенка – полосу, которую можно найти в любом возрасте с иным только содержанием, но всегда тождественную в своих функциях». Пиаже находит в этом явлении сходство с игрой, ребенок повторяет слова ради удовольствия, развлечения. Т.е. ребенок повторяет слова не для того, чтобы приобщиться к разговору, а просто, чтобы поиграть с ними. 2) Монолог. Ребенок говорит сам с собой, как если бы он громко думал. Он ни к кому не обращается. « Слово для ребенка ближе к действию, чем для нас». Пиаже выделяет два важных следствия из этого утверждения, важных для понимания монологов ребенка: 1) ребенок, действуя, должен говорить, даже когда он один, и должен сопровождать свои движения и игры криками и словами; 2) если ребенок говорит, чтобы сопровождать словами свое действие, он может видоизменить это отношение и воспользоваться словами, чтобы произнести то, без чео действие не могло бы само осущствиться. Как правило, цель монолога – сопровождение какого – либо действия или замена желаемого действия его проговариванием. В своей книге Пиаже приводит такой пример детского монолога: (Ребенок, глядя в аквариум) «ах, как она (саламандра) удивляется этому великану (рыбе) и восклицает: « Саламандра, надо есть рыб!». 3) Монолог вдвоем или коллективный монолог. Пиаже так пишет об этом типе эгоцентрической речи: «Внутреннее противоречие этого названия хорошо парадоксальность детских разговоров (о чем мы только не говорили!), во время которых каждый приобщает другого к своей мысли или действию в данный момент, но не заботиться о том, чтобы и в самом деле быть услышанным или понятым. Позиция собеседника никогда не принимается в расчет, собеседник только возбудитель». Автор считает коллективный монолог наиболее социальной формой из всех имеющихся эгоцентрических разновидностей языка. При использовании монолога данного типа ребенок говорит не только для себя, но и для окружающих. Но дети не слушают такие монологи, поскольку коллективный монолог обращен на себя: «ребенок лишь думает вслух о своем действии и вовсе не желает ничего никому сообщать». Пиаже выделяет отношение эгоцентрической речи к общей сумме свободных высказываний ребенка[2] по итогам многочисленных исследований ученый приходит к выводу, что эгоцентрическая речь достигает 50 ‰ всей их спонтанной речи. Позже, многие исследователи проводили подобные подсчеты и опровергали это утверждение Пиаже. Как мы видим, выделенные Ж. Пиаже типы эгоцентрической речи ребенка, используются детьми в зависимости от ситуации и их потребностей. По мысли автора речь для ребенка 2-6,7 лет является не столько средством общения, как для взрослых людей, сколько вспомогательным, подражательным действием. В представлении психолога, ребенок дошкольного возраста представляет собой нечто замкнутое и обращенное на себя. Подобный тип поведения обусловлен особенностями мышления маленького ребенка. О детском мышлении в представлении ученого речь пойдет в следующем пункте этой главы. в) Эгоцентрическое мышление. Как и большинство исследователей проблемы детского мышления, Пиаже отмечает безусловные различия между мышлением взрослого и ребенка. У взрослого человека социализированная, способная к интимности мысль. Он даже во время своей личной, интимной работы думает социально, испытывает потребность в контроле и доказательстве, которая порождает внутреннюю речь, непрерывно обращенную к противоречащим лицам. Ребенок мыслит эгоцентрически, мысли его не склонны к интимности. Говорит ребенок бесконечно больше, чем взрослый, так как не знает интимности своего «я». Его мысли высказываются открыто, но не потому, что он хочет быть услышанным, а лишь оттого, что он не осознает себя в обществе. Пиаже пишет, что «… взрослый думает социально, даже когда он один, а ребенок младше семи лет мыслит и говорит эгоцентрически, даже когда он в обществе» (С.40). Обращаясь к материалам предыдущих исследователей проблемы детского мышления, Пиаже отмечает, что психоаналитики различают два основных типа мысли: разумное и аутистическое мышление. 1) Разумное мышление (направленное), то есть такое, которое преследует цели, которые ясно представляются уму того, кто думает, стремится воздействовать на действительность. Такие мысли человек способен выразить речью. 2) Аутистическое мышление – подсознательно, цели такого мышления не представляются осознанно, не может быть выражена непосредственной речью, не приспособлена к внешней действительности. Эти формы мышления имеют разное происхождение, разумное м. социально и выполняет функцию обработки и передачи получаемой информации; аутистическое м. индивидуально и несообщаема. По мысли Ж. Пиаже помимо этих двух форм должна быть и третья, являющаяся промежуточным звеном. Автор выделяет тип эгоцентрического мышления, т.е. такого, которое старается приспособиться к действительности, не будучи сообщаемым и находится в промежутке между разумным и аутистическим этапами. Эгоцентрическая мысль является промежуточным звеном между аутентической и социализированный мыслями. По своей структуре она остается аутентической, но ее интересы уже не направлены не удовлетворение органических потребностей или потребностей игры, как при чистом аутизме, а обращены также на умственное приспособление как у взрослого. Характерно, что в своих рассуждениях Пиаже опирается на теорию Фрейда: "И психоанализ пришел косвенным путем к чрезвычайно схожему результату. Одной из заслуг психоанализа является то, что он установил различие между двумя родами мышления: один - социальный, способный быть высказанным, направляемый необходимостью приноровиться к другим (логическая мысль), другой - интимный и потому не поддающийся высказыванию (аутентическая мысль)". Однако под влиянием внешних факторов эгоцентрическое мышление постепенно социализируется. Активное начало этого процесса можно отнести к 7-8 годам ("первый критический период"), результатом же является переход к форме мышления, которую Пиаже называл социализированной, стремясь подчеркнуть завершенность процесса. Эгоцентрическое мышление и понимание как следствие общения содержат в себе два различных способа рассуждения и две различные логики[3]. Автор выделяет логику эгоцентрическую и коммуникативную, отмечая, что эти два типа будут менее различаться в своих выводах, чем в функционировании. Пиаже приводит ряд отличий между двумя типами логики. Эгоцентрическая логика: 1)Интуитивна, более синкретична, чем дедуктивна, ее рассуждения явно не выражены. Суждение перескакивает с первых предпосылок прямо к выводам, минуя промежуточные этапы. 2)Мало останавливается на доказательствах, не контролирует предложения. 3)Имеет личные схемы аналогии на основе воспоминаний о предшествующих рассуждениях. 4)Большую роль играют зрительные схемы. 5)Личные суждения и оценки имеют большее влияние, нежели коллективные. Коллективная логика: 1)Пытается уяснить связь между предложениями, дедуктивна. 2)Более настаивает на доказательстве. Четко организует изложение мысли для большей убедительности. 3)Схемы по аналогии устраняет, заменяя их дедукцией. 4)Устраняет зрительные схемы. 5)Стремится к суждениям, выражающим коллективную оценку. Для ребенка наиболее характерен эгоцентрический тип логики. Эта особенность сказывается, например, тогда, когда ребенок пытается объяснить что-либо своему сверстнику. Пиаже отмечает эгоцентрический характер детского стиля, ребенок говорит сам для себя, думая, что объясняет хорошо, тогда как дети редко правильно понимают друг друга. Таковы основные тезисы, высказанные Пиаже относительно особенностей детской речи и мышления. Трудно переоценить значение работ этого ученого, его исследования это целая эпоха в развитии учения о речи и мышлении ребенка. Значение работы Пиаже замечательно выразил Э. Клеопард во вступительной статье к французскому изданию книги психолога: «В то время как из проблемы детского мышления сделали проблему количественного порядка, Пиаже поставил ее как проблему качественную. В то время как в прогрессе детского ума раньше видели результат известного числа сложений и вычитаний (обогащение новыми данными опыта и исключение некоторых ошибок, объяснение чего наука считала своей задачей), нам теперь показывают, что этот прогресс зависит прежде всего от того , что ум ребенка понемногу меняет самый свой характер». Можно сказать, что именно это исследование Ж.Пиаже при всей своей спорности проложило дорогу для дальнейшего изучения детской психологии. Более того, все дальнейшие теории в большей или меньшей степени отталкивались от исследований Пиаже.
3.Критическое исследование Л.С. Выготского. а) Жизнь и научная деятельность Л.С. Выготского. Лев Семенович Выготский (1896-1934г.г.) вырос в Гомеле, на границе Белоруссии, России и Украины. Его образ жизни и образование были обычными для зажиточной еврейской семьи того времени, и лишь в силу везения (еврейская квота стала отбираться путем лотереи) и собственных способностей ему удалось поступить в Московский университет. С увлечением изучая то медицину, то юриспруденцию, Выготский читал Джеймса и Фрейда, русскую и европейскую литературу. По окончании университета он вернулся в Гомель и преподавал в нескольких институтах, играя важную роль в литературной и культурной жизни провинциального города. Он организовал психологическую лабораторию в Педагогическом училище и приступил к работе над рукописью учебника по психологии для учителей средних школ (первая изданная им книга – «Педагогическая психология»). На Второй конгресс психоневрологов в Ленинграде в 1924 он представил три доклада и приехал очень хорошо подготовленным. Выготский не считал, что рефлексология Павлова может объяснить психологию сознания, и поддерживал менее механистичную "реактологию", предложенную Корниловым, который был только что назначен директором Института экспериментальной психологии в Москве.Поэтому последовавшее предложение Корнилова поступить на работу к нему в институт не было для Выготского неожиданностью. Несмотря на то, что ему с женой и дочерью какое-то время пришлось жить в институтской библиотеке, переезд в Москву дал Выготскому возможность сотрудничать с Лурией, который занимался тогда психоанализом, и другими известными учеными. Выготский включился в целый ряд исследований, в том числе увлекся "дефектологией", благодаря этому интересу ему удалось единственный раз съездить за границу в 1925 (Берлин, Амстердам, Париж и Лондон). В том же году к защите была принята его докторская диссертация "Психология искусства". Выготский в широком объеме занимался педагогикой, консультационной и исследовательской деятельностью. Он был членом многих редколлегий, и сам много писал. В это время (вплоть до 1928) психология Выготского представляла собой гуманистическую реактологию: разновидность теории научения, в которой делается попытка признать социальную природу человеческого мышления и деятельности. В концептуальных вопросах Выготский подчеркивал фундаментальную роль единой методологии, например, в своем "Историческом значении кризиса психологии" (1926). Здесь он попытался дать схему истинно марксистской психологии — материалистической науки о социальном поведении людей. С точки зрения Выготского, ни сами основоположники марксизма (Маркс и Энгельс), ни советские психологи — его современники — недалеко продвинулись в этой области. Несмотря на широкое распространение цитат и лозунгов из работ Маркса и Энгельса, этот противоестественный фрагментарный подход не мог охватить методологию Маркса в целом. Выготский пытался придать психологии человека статус науки, основанной на законах причинно-следственных связей (но не механистических), и определить критерии, в соответствии с которыми можно было бы описывать человеческую деятельность. Несмотря на материалистическую форму своей теории, Выготский придерживался эмпирического эволюционистского направления в изучении культурных различий мышления, создав "культурно-исторический" подход к психологии. На эту работу сильно повлияло его сотрудничество с Лурией. В 1928-32 Выготский вместе с коллегами Лурией и Леонтьевым участвовал в экспериментальных исследованиях в Академии коммунистического образования. Выготский возглавлял психологическую лабораторию, а Лурия — весь факультет. В 1930 в Харькове была основана Украинская психоневрологическая академия, куда были приглашены Леонтьев и Лурия. Выготский часто навещал их, но Москвы не покинул, так как в это время начали налаживаться его отношения с Ленинградским университетом. Однако, в 1931г. у Выготского были очень близкие отношения с Лурией, и он всячески его поддерживал в осуществлении его самого амбициозного проекта — проверке их совместной гипотезы относительно крестьян Узбекистана и Центральной Азии, недавно подвергшихся коллективизации (1931-2). Выготский энергично поддерживал Лурию, который рассматривал узбеков как идеальный пример для доказательства того, что люди разных культур обладают различными формами высших мыслительных процессов. Однако политическое давление на советскую психологию все возрастало. В начале 1930-х идеологические взгляды сконцентрировались на "педологии". Выготский в это время пытался придать педологии статус отдельной дисциплины, которая должна была служить образовательным и педагогическим целям. На конференциях начала 1930-х междисциплинарные дискуссии вокруг психологии и образования все больше определялись требованиями социалистической направленности. Выготского и Лурию критиковали в печати с идеологических позиций, хотя пока не столько с оттенком осуждения, сколько поощряя к переориентации. В последние 2-3 года жизни Выготский занялся формулировкой теории детского развития. Он намеревался соединить культурно-исторический подход (желанные остатки реактологии его ранних исследований) с требованиями социализма. Нельзя сказать, что он достиг своей цели, однако результаты его последних трудов оказались продуктивными в нескольких отношениях. Он создал теорию о "зоне ближайшего развития". Сам Выготский использовал ее в самых разных направлениях, то применяя ее как квазипсихометрическое измерительное устройство, то видя в ней квазимистическое подтверждение индивидуального потенциала в социальном мире. Как и многие другие идеи Выготского, теория зоны ближайшего развития может быть истолкована тысячами способами. В 1934 у Выготского случился приступ хронического туберкулеза, он был госпитализирован и вскоре умер. При жизни Выготского советская психология рассматривала его не более как молодого способного ученого. Более того, его связь с педологией, считавшейся буржуазным направлением в тестировании мыслительных способностей, повлекла за собой забвение его трудов после его смерти. Вместо этого начали преобладать теоретические взгляды Леонтьева с его политически правильным акцентом на физической деятельности, вместо "идеалистического" комплекса культура—смысл—мышление, присущего Выготскому. Поэтому возникла необходимость вновь открыть Выготского как на Востоке, так и на Западе. В англоязычном мире роль Выготского, начиная с 1960-х годов, превозносилась Майклом Коулом и его коллегами. Джером Брунер включил идеи Выготского в свою культурную версию натуралистической теории развития. Ром Харре и Джон Шоттер читали Выготского как основоположника социальных моделей в психологии. Некоторые молодые ученые, такие как Джеймс Вертш и Ян Валсинер, знакомые с открытиями и идеями Выготского, подчеркивают как недостатки, так и сильные стороны его работы. Психология развития конца 1990-х, которую, вероятно, ярче всего представляют работы Валсинера и Барбары Рогофф основывается на идеях Выготского. Без тщательной, глубокой и гуманистически направленной работы скромного адвоката из Гомеля, ставшего психологом, она не обрела бы своего сегодняшнего вида. б) Критика теории детского эгоцентризма Ж. Пиаже. Результаты исследовательской деятельности Выготского и его сотрудников нашли отражение во множестве его публикаций 1928-1931 годах. Наиболее значимое из достигнутого было сведено в книги "История развития высших психических функций" (1931) и "Мышление и речь" (1934). Одной из центральных тем этих исследования была проблема развития детской психики. Он вместе со своими учениками и последователями критически переосмыслил теорию Пиаже. В своей работе Пиаже пытался не попадать под влияние существующих теории и сосредоточиться непосредственно на сборе фактов и их обработке. Также нельзя не заметить "биологического прошлого" автора, проявляющегося в необыкновенной тщательности расположения и классификации фактов. Именно последнему Пиаже уделяет особое внимание, намеренно устранясь от попыток преждевременно проанализировать и систематизировать многообразие полученных фактов. "Мы постарались, - рассказывает Пиаже, - следить шаг за шагом за фактами в том их виде, в каком их нам преподнес эксперимент. Мы, конечно, знаем, что эксперимент всегда определяется породившими его гипотезами, но пока мы ограничили себя только лишь рассмотрением фактов"(С. 5-6). Именно такой нетрадиционный подход Пиаже с одной стороны позволил его работам сказать новое слово в области мышления и речи ребенка, а с другой стороны обеспечил им небывалое количество критики. Справедливости ради, стоит отметить, что эти исследования, опубликованные в книгах "Речь и мышление ребенка" (1923) и "Суждение и рассуждение ребенка" (1924), не претендовали на роль, которую им отвела критика. Приведем высказывание самого Пиаже: "Прежде чем публиковать исследование в систематической форме, надо обязательно дать возможно более тщательный и полный каталог фактов, на которые оно опирается. Именно это мы попытались сделать выпустив эти две книги. Обе они и составят первый труд под названием "Этюды о логике ребенка". Во втором труде мы попытаемся дать анализ функций реального и причинности у ребенка (представления и типы объяснений их у ребенка). Лишь после этого мы попробуем дать синтез, который без этого был бы постоянно стесняем изложением фактов и все время стремился бы, в свою очередь, к искажению этих последних"(1, с.6-7). По мысли Выготского, Пиаже стремился избежать двойственности, характерной для современной психологической мысли, изучающей детскую логику; хотел замкнуться в узком кругу фактов, избегая обобщений. Пиаже действительно ввел новый клинический метод, позволивший ему собрать огромное количество фактов. Но факты привели к проблемам, проблемы к теории и двойственность для работ Пиаже все равно стала неизбежной. Основное направление критики Выготского заключается в переработке и обосновании «теорий и методологической системы, лежащих в основе тех исследований, ключ к пониманию и оценке которых мы ищем»[4]. Пиаже избегает системы в своем изложении, Выготский пытается найти «центральное звено во всей этой цепи фактов, от которого протягиваются соединительные связи по всем остальным звеньям, и которое поддерживает все это построение, взятое в целом» (С. 25.). По мысли Выготского для Пиаже это центральное звено заключается в идее эгоцентризма детского мышления: «это – основной нерв всей его системы, это – краеугольный камень его построения». Выготский утверждает, что для того чтобы быть уверенным в точности утверждений Пиаже, нужно узнать на каком фактическом материале они покоятся. Так, советский психолог подвергает утверждение Пиаже о функциональной бесполезности эгоцентрической речи ребенка сомнению. Выготский проводит ряд собственных клинических исследований, он пишет, что они: «привели нас к иному пониманию психологической природы эгоцентрической речи ребенка, нежели то, которое развивает Пиаже», (С.43). Выготский и его помощники изучали речь детей в условиях схожих с теми, в которых производил свои эксперименты Пиаже. Но был введен целый ряд затрудняющих деятельность ребенка моментов. Так, например, у ребенка забирали необходимые для рисунка цвета карандашей и смотрели на то, как ребенок использует речь , пытаясь выйти из затруднительной ситуации. Благодаря ряду подобных экспериментов Выготский создал ряд тезисов об особенностях эгоцентрической речи и мышления детей, в противовес первоначальным утверждениям Пиаже. 1) Коэффициент эгоцентрической детской речи возрастает почти двое при ситуации, затрудняющей деятельность ребенка: «Затруднение или нарушении гладко текущей деятельности является одним из главных факторов, вызывающих к жизни эгоцентрическую речь», (С.44). 2) «Эгоцентрическая речь помимо чисто экспрессивной функции и функции разряда, помимо того, что она просто сопровождает детскую активность, очень легко становится средством мышления в собственном смысле, т.е. начинает выполнять функцию образования плана разрешения задачи, возникающей в поведении», (С.44-45). 3) Основная функция эгоцентрической речи - переход в процессе развития речи от внешней к внутренней. Эгоцентрическая речь похожа на внутреннюю речь взрослого. Они имеют и схожую структуру: сокращенный ход мысли, образное мышление, невозможность понимания окружающими без дополнительного контекста, и.т.д. 4) В школьном возрасте эгоцентрическая речь не исчезает, как это утверждает Пиаже, а переходит во внутреннюю. 5) Интеллектуальная функция эгоцентрической речи не является прямым отражением эгоцентризма детской мысли, но показывает, что эгоцентрическая речь очень рано при соответствующих условиях становится средством реалистического мышления ребенка. Поэтому между эгоцентрической речью и эгоцентрическим мышлением не может существовать никакой связи. Таковы результаты критики Выготским практического аспекта исследований Пиаже. Второй аспект критики – теоретический, Выготский рассматривает теорию эгоцентрического мышления Пиаже, которое по мысли автора является промежуточным звеном между первичным аутистическим мышлением и, характерным для взрослого человека разумным. Пиаже считает аутистическое мышление ранней формой мышления ребенка. Выготский опровергает этот тезис: «… аутистическое мышление, рассматриваемое с точки зрения филогенетического и онтогенетического развития, не является вовсе первичной ступенью в умственном развитии ребенка и человечества…. Допустить изначальность принципа удовольствия в развитии мышления – значит с самого начала сделать биологически необъяснимым процесс возникновения той новой психологической функции, которую мы называем интеллектом или мышлением». Таким образом, Выготский утверждает, что аутизм должен быть помещен не в начало детского развития, а среди поздних образований. Изучая утверждения Пиаже, относительно типов человеческого мышления, Выготский делает некоторые выводы и отмечает их в своей статье двумя тезисами. 1) С точки зрения филогенетического и онтогенетического развития нельзя утверждать генетическую полярность аутистического и реалистического мышления. 2)Сама постановка вопроса относительно двух форм мышления в психоанализе является неверной. Нельзя противопоставить удовлетворение потребностей приспособлению к действительности. Выготский показал, что помимо функций указанных у Пиаже, эгоцентрическая речь очень легко становится средством мышления в собственном смысле, т.е. начинает выполнять функцию образования плана разрешения задачи. По поводу результатов этого эксперимента Выготский высказался так: "Мы не хотим вовсе сказать, что эгоцентрическая речь ребенка проявляется всегда только в этой функции. Мы не хотим утверждать далее, что эта интеллектуальная функция эгоцентрической речи возникает у ребенка сразу…в эгоцентрической речи мы склонны видеть переходную стадию в развитии речи от внешней к внутренней"(С.48-49). В упрощенном виде эту гипотезу можно представить как: Социальная речь → Эгоцентрическая речь → Внутренняя речь На первый взгляд может показаться что, эта схема имеет некоторые родственные черты со схемой, приведенной Пиаже. Однако это не так. Основной вопрос формулируется следующим образом: процесс развития детского мышления у Пиаже идет от аутизма, от миражного воображения, от логики сновидений к социализированной речи и логическому мышлению, переваливая в своем критическом пункте через эгоцентрическую речь; у Выготского процесс идет обратным путем: от социальной речи ребенка через эгоцентрическую речь к его внутренней речи и мышлению. Все это позволяет Выготскому признать неправильным основное направление развития детского мышления, представленное в теории Пиаже. Сам Выготский так охарактеризовал результаты своей работы: "Действительное движение процесса развития детского мышления совершается не от индивидуального к социализированному, а от социального к индивидуальному - таков основной итог как теоретического, так и экспериментального исследования интересующей нас проблемы", (С.57). в)Комментарии Ж. Пиаже. Много позже после того, как Выготский провел свое критическое исследование и обобщил его результаты в своей статье «Проблема речи и мышления ребенка в учении Ж. Пиаже», автор теории детского эгоцентризма ознакомился с опровержением советского психолога и написал на них своеобразный «ответ» - «Комментарии к критическим замечаниям Л. Выготского». Вот что пишет Пиаже: «По главным вопросам я сейчас более согласен с Выготским, чем был в 1934 году, в то время как по другим вопросам у меня есть лучшие аргументы»[5]. Автор сожалеет, что не может высказать свои мысли лично (Выготский уже умер к тому времени). Первым делом Пиаже уточняет понятие эгоцентризма. В своей книге автор говорит о познавательном эгоцентризме, определенном как «неосознанное предпочтительное сосредоточие или как недостаток дифференциации точек зрения, не имеющего отношение к области межличностных отношений». Пиаже говорит о том, что ребенок не способен концентрировать свое внимание на нескольких вещах и потому обращает все свое внимание на себя. То же происходит и с речью ребенка, он говорит «для себя» только потому, что в силу психологических особенностей своего возраста не может во время одного действия обращать внимание на что-то еще. Следующее уточнение Пиаже касается вопросов измерения коэффициента эгоцентрической речи детей. Подсчитанный ранее коэффициент эгоцентрической речи составлял от 44% до 47% для детей в возрасте 5-7 лет и от 54% до 60% для возраста 3-5 лет. Автор пишет, что дальнейшие исследования в этой области показали, что существуют очень большие вариации коэффициента в зависимости от ситуации и окружения. Исходя из этих новых данных, Пиаже утверждает, что «коэффициент измерения эгоцентрической речи не является действительной мерой интеллектуального эгоцентризма или даже вербального эгоцентризма». Также Ж.Пиаже соглашается с утверждением Л.С. Выготского по поводу того, что аутистическое мышление не является первичным, а эгоцентрическая речь идентична внутренней речи взрослого человека и начинает трансформироваться в школьном возрасте. В конце своих «комментариев» автор пишет, что, несмотря на множество практических исследований в этой сфере, «сам феномен, относительную частоту которого на различных уровнях развития мы хотели определить (а также его уменьшение с возрастом), никогда не обсуждался подробно, потому что редко был понят". Как думает ребенок? Как он говорит? Каковы характерные черты его суждения и умозаключения. Уже около столетия ученые работают над разрешением этих вопросов, являющихся важнейшими не только для исследователей детской психологии, но и для развития психологии в целом. Наиболее значимый вклад в изучение этой области внесли два выдающихся ученых - Жан ПИАЖЕ (1896 - 1980) и Лев Семенович ВЫГОТСКИЙ (1896-1934). 4. Заключение. Как думает ребенок? Как он говорит? Каковы характерные черты его суждения и умозаключения. Уже около столетия ученые работают над разрешением этих вопросов, являющихся важнейшими не только для исследователей детской психологии, но и для развития психологии в целом. Наиболее значимый вклад в изучение этой области внесли два выдающихся ученых - Жан ПИАЖЕ (1896 - 1980) и Лев Семенович ВЫГОТСКИЙ (1896-1934). Взгляды Л.С. Выготского на психическое развитие ребенка сложились в результате анализа современной ему ситуации в мировой психологии и критического преодоления соответствующих теорий, в первую очередь теории Ж. Пиаже как наиболее к тому времени разработанной и широко признанной. В последующие годы положения Л.С. Выготского тщательно прорабатывались и развивались его последователями, а критика "пиажистского" направления велась не только на теоретическом, но и на экспериментальном уровне. Те мне менее сегодня, несмотря на то, что школа Выготского длительное время занимала в отечественной психологии ведущее положение, в общественном и научном сознании парадоксально обнаруживается ситуация духовного двоевластия, при котором две противоречащие друг другу концепции (Пиаже и Выготского) пользуются приблизительно равным авторитетом и зачастую мирно уживаются в сознании педагогов и психологов. Тем не менее, дискуссия Пиаже и Выготского вошла в историю мировой психологии.
5.Список использованной литературы. 1. Жан Пиаже «Речь и мышление ребенка». М.,1994г. 2. Л.С. Выготский «Мышление и речь». М.,1999г. 3. «Психологический словарь». Ростов-на-Дону,2003. 4. «Психологический словарь», под.ред. В.В.Давыдова. М.,1883г., 5. www.psychology.net.ru (Мир психологии).
[1] Эта и последующие цитаты главы - Ж. Пиаже «Речь и мышление ребенка». М., 1994г. [2] См. главу «Измерение эгоцентризма» // Ж. Пиаже «Речь и мышление ребенка». М., 1994 г. [3] В своей книге Пиаже определяет логику как «совокупность навыков применяемых умом при общем ведении операции». [4] Эта и последующие цитаты главы - Л.С. Выготский «Проблема речи и мышления ребенка в учении Ж.Пиаже. Критическое исследование» // «Мышление и речь». М., 1999г. [5] Ж. Пиаже «Комментарии к критическим замечаниям Л. Выготского» // «Речь и мышление ребенка». М., 1994г. |
|
© 2010 |
|