РУБРИКИ

Эмоции: функции и особенности их проявления

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Эмоции: функции и особенности их проявления

Эмоции: функции и особенности их проявления

Дальневосточный государственный университет.

Владивостокский институт международных отношений стран АТР.

Факультет международных отношений.

 

 

 

 

 

 

Эмоции: функции и особенности их проявления.

(реферат)

 

 

 

 

                                                        Выполнил: Кандинский А.А., группа 1117 a

Руководитель: 


























Владивосток

2001


Содержание:


1.     Виды и роль эмоций в жизни человека …………………………….…3

2.     Психологические теории эмоции……….………………………….…. 7

3.     Приложение……………………………….…………………………….11










































Виды и роль эмоций в жизни человека.

Эмоции — особый класс субъективных психологических со­стояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятель­ности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффек­ты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния чело­века. Любые проявления его активности сопровождаются эмо­циональными переживаниями.

У человека главная функция эмоций состоит в том, что бла­годаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение. Замечатель­ным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оце­нивать выражения человеческого лица, определять по нему та­кие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это, в частности, относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в контактах друг с другом.

Данный факт не только убедительно доказывает врожден­ный характер основных эмоций и их экспрессии на лице, но и наличие генотипически обусловленной способности к их пони­манию у живых существ. Это, как мы уже видели, относится к общению живых существ не только одного вида друг с другом, но и разных видов между собой. Хорошо известно, что высшие животные и человек способны по выражению лица восприни­мать и оценивать эмоциональные состояния друг друга.

Сравнительно недавно проведенные исследования показа­ли, что антропоиды так же, как и человек, способны не только «читать» по лицу эмоциональные состояния своих сородичей, но и сопереживать им, испытывая, вероятно, при этом такие же эмоции, как и то животное, которому они сопереживают. В одном из экспериментов, где проверялась подобная гипотеза, человекообразная обезьяна вынуждена была наблюдать за тем, как на ее глазах наказывают другую обезьяну, которая при этом испытывала внешне ярко проявляемое состояние невроза. Впос­ледствии оказалось, что аналогичные физиологические функ­циональные изменения были обнаружены и в организме «наблюдателя» — той обезьяны, которая просто смотрела, как в ее присутствии наказывают другую.

Однако врожденными являются далеко не все эмоциональ­но-экспрессивные выражения. Некоторые из них, как было ус­тановлено, приобретаются прижизненно в результате обучения и воспитания. В первую очередь данный вывод относится к же­стам как способу культурно обусловленного внешнего выраже­ния эмоциональных состояний и аффективных отношений че­ловека к чему-либо.

Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи ко­торого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительные движения человека — мимика, жесты, пантомимика — выполняют функцию общения, т.е. со­общения человеку информации о состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент происходит, а также функцию воздействия — оказания определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоционально-выра­зительных движений. Интерпретация таких движений воспри­нимающим человеком происходит на основании соотнесения движения с контекстом, в котором идет общение.

У высших животных, и особенно у человека, выразительные движения стали тонко дифференцированным языком, с по­мощью которого живые существа обмениваются информацией о своих состояниях и о том, что происходит вокруг. Это — экс­прессивная и коммуникативная функции эмоций. Они же яв­ляются важнейшим фактором регуляции процессов познания.

Эмоции выступают как внутренний язык, как система сиг­налов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности.(1) Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя ' и направляя ее.

В критических условиях при неспособности субъекта найти быстрый и разумный выход из опасной ситуации возникает особый вид эмоциональных процессов — аффект. Одно из существенных проявлений аффекта состоит в том, что он, «навязывая субъекту стереотипные действия, представляет собой определенный закрепившийся в эволюции способ «аварийного» раз­решения ситуаций: бегство, оцепенение, агрессию и т.п.». (2)

На важную мобилизационную, интегративно-защитную poль эмоций в свое время указывал П.К.Анохин. Он писал: «Производя почти моментальную интеграцию (объединение в единое целое) всех функций организма, эмоции сами по себе и в первую очередь могут быть абсолютным сигналом полезного ил вредного воздействия на организм, часто даже раньше, чем определены локализация воздействий и конкретный механизм ответной реакции организма»(3). Благодаря вовремя возникшей эмоции организм имеет возможность чрезвычайно выгодно npиспособиться к окружающим условиям. Он в состоянии быстро с большой скоростью отреагировать на внешнее воздействие не определив еще его тип, форму, другие частные конкретны параметры.

Эмоциональные ощущения биологически, в процессе эволюции закрепились как своеобразный способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких- либо факторов.

Чем более сложно организовано живое существо, чем более высокую ступень на эволюционной лестнице оно занимает, тем богаче та гамма всевозможных эмоциональных состояний, которые оно способно переживать. Количество и качество потребностей человека в общем и целом соответствует числу и разнообразию характерных для него эмоциональных переживаний и чувств, причем чем выше потребность по своей социальной и нравственной значимости, тем возвышеннее связанное с ней чувство.

Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная среди живых существ форма эмоциональных переживаний — это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности. Практически все элементарные органические ощущения имеют свой эмоциональный тон. О тесной связи, которая существует между эмоциями и деятельностью организма, говорит тот факт, что всякое эмоциональное состояние сопровождается многими физиологическими изменениями организма. Попытки связать эти изменения со специфическими эмоци­ями предпринимались неоднократно и были направлены на то, чтобы доказать, что комплексы органических изменений, кото­рые сопровождают различные субъективно переживаемые эмо­циональные состояния, различны. Однако четко установить, какие из субъективно данных нам как неодинаковые эмоцио­нальные переживания какими органическими изменениями со­провождаются, так и не удалось.

Это обстоятельство является существенным для понимания жизненной роли эмоций. Оно говорит о том, что наши субъек­тивные переживания не являются непосредственным, прямым отражением собственных органических процессов. С особен­ностями переживаемых нами эмоциональных состояний связа­ны, вероятно, не столько сопровождающие их органические из­менения, сколько возникающие при этом ощущения.

Тем не менее, определенная зависимость между спецификой эмоциональных ощущений и органическими реакциями все же имеется. Она выражается в виде следующей, получившей экс­периментальное подтверждение связи: чем ближе к централь­ной нервной системе расположен источник органических из­менений, связанных с эмоциями, и чем меньше в нем чувстви­тельных нервных окончаний, тем слабее возникающее при этом субъективное эмоциональное переживание. Кроме того, искус­ственное понижение органической чувствительности приводит к ослаблению силы эмоциональных переживаний.

Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и на­ходятся как бы в начале его. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значение для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком в качестве его собствен­ных внутренних переживаний, передаются другим людям, сопереживаются.

Эмоции относительно слабо проявляются во внешнем пове­дении, иногда извне вообще незаметны для постороннего лица, если человек умеет хорошо скрывать свои чувства. Они, сопро­вождая тот или иной поведенческий акт, даже не всегда осозна­ются, хотя всякое поведение, как мы выяснили, связано с эмо­циями, поскольку направлено на удовлетворение потребности. Эмоциональный опыт человека обычно гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний. Чувства человека, напротив, внешне весьма заметны.

Эмоции и чувства — личностные образования. Они характе­ризуют человека социально-психологически. Подчеркивая соб­ственно личностное значение эмоциональных процессов, В.К. Вилюнас пишет: «Эмоциональное событие может вызвать формирование новых эмоциональных отношений к различным обстоятельствам... Предметом любви-ненависти становится все, что познается субъектом как причина удовольствия-неудоволь­ствия».(4)

Эмоции обычно следуют за актуализацией мотива и до рациональной оценки адекватности ему деятельности субъекта. Они есть непосредственное отражение, переживание сложившихся отношений, а не их рефлексия. Эмоции способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых ранее или воображаемых ситуациях.

Чувства же носят предметный характер, связываются с пред­ставлением или идеей о некотором объекте. Другая особенность чувств состоит в том, что они совершенствуются и, развиваясь, образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств и кончая высшими чувствами, относящимися к духовным ценно­стям и идеалам.

Чувства носят исторический характер. Они различны у раз­ных народов и могут по-разному выражаться в разные истори­ческие эпохи у людей, принадлежащих к одним и тем же нациям и культурам.

В индивидуальном развитии человека чувства играют важ­ную социализирующую роль. Они выступают как значимый фак­тор в формировании личности, в особенности ее мотивационной сферы. На базе положительных эмоциональных пережива­ний типа чувств появляются и закрепляются потребности и ин­тересы человека.

Чувства — продукт культурно-исторического развития чело­века. Они связаны с определенными предметами, видами дея­тельности и людьми, окружающими человека.

Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отно­шении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они у него всегда связаны с работой сознания, могут произ­вольно регулироваться.

Аффекты — это особо выраженные эмоциональные состоя­ния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении че­ловека, который их испытывает. Аффект не предшествует пове­дению, а как бы сдвинут на его конец. Это реакция, которая возникает в результате уже совершенного действия или поступ­ка и выражает собой его субъективную эмоциональную окраску с точки зрения того, в какой степени в итоге совершения дан­ного поступка удалось достичь поставленной цели, удовлетво­рить стимулировавшую его потребность.

Аффекты способствуют формированию в восприятии так на­зываемых аффективных комплексов, выражающих собой цело­стность восприятия определенных ситуаций. Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения и чем больше уси­лий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженны­ми органическими изменениями и двигательными реакциями.

Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения, его разумности. Они способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти. В отличие от аффектов работа эмоций и чувств связана по преимуществу с крат­ковременной и оперативной памятью. Эмоциональная напряжен­ность, накапливаемая в результате возникновения аффекгогенных ситуаций, может суммироваться и рано или поздно, если ей вовремя не дать выхода, привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая напряжение, часто влечет за собой ощущение усталости, подавленности, депрессии.

Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и, на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «факторы риска» при появлении и обострении таких заболеваний, как сердечно-сосудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта.

Страсть — еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета. Объектом страсти может стать чело­век. С.Л. Рубинштейн писал, что «страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направ­ленности на единую цель... Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели».(5)

Мы описали основные виды качественно своеобразных эмо­циональных процессов и состояний, выполняющих различную роль в регуляции деятельности и общения человека с окружаю­щими людьми. Каждый из описанных видов эмоций внутри се­бя имеет подвиды, а они, в свою очередь, могут оцениваться по разным параметрам — например, по следующим: интенсивно­сти, продолжительности, глубине, осознанности, происхождению, условиям возникновения и исчезновения, воздействию на организм, динамике развития, направленности (на себя, на дру­гих, на мир, на прошлое, настоящее или будущее), по способу их выражения во внешнем поведении (экспрессии) и по нейрофизиологической основе.

Кроме качественного описания и соответствующей классифи­кации эмоциональных состояний, представленной выше, в исто­рии психологических исследований предпринимались также попытки их объединения по общим признакам в более компактную систему. Одна из таких попыток принадлежит В. Вундту. «Всю систему чувств, — писал он, — можно определить как многообразие трех измерений, в котором каждое измерение имеет два противоположных направления, исключающих друг друга»(6) (приложение, рис. 1).

В системе координат, задаваемой этими тремя измерениями можно расположить и по соответствующим параметрам характеризовать все известные эмоциональные процессы и состояния. Следует, однако, признать, что тем самым их качественная специфика, подробно представленная выше, т.е. действительное психологическое содержание, во многом утрачивается.

В своих рассуждениях об эмоциях В. Вундт не ограничился только попыткой их классификации в соответствии с приве­денной схемой, но еще предложил некоторые гипотетические кривые, выражающие, по его мнению, типичную динамику из­менения эмоциональных состояний по каждому из названных измерений (приложение, рис. 2).

Если в соответствии с этими кривыми рассмотреть различные виды эмоциональных процессов, то они будут сильно отличаться друг от друга по обоим измерениям. Наименьшая амплитуда вертикальных колебаний этих кривых будет, вероятно, связана с на­строениями, а наибольшая — с аффектами. По горизонтальной же линии соотношения будут обратными: дольше всего будут со­храняться настроения, а меньше всего — аффекты.

Эмоции, таким образом, отличаются по многим параметрам: по модальности (качеству), по интенсивности, продолжи­тельности, осознанности, глубине, генетическому источнику, сложности, условиям возникновения, выполняемым функци­ям, воздействию на организм. По последнему из названных па­раметров эмоции делят на стенические и астенические. Первые активизируют организм, поднимают настроение, а вторые — расслабляют, подавляют. Кроме того, эмоции делят на низшие и высшие, а также по объектам, с которыми они связаны (пред­меты, события, люди и т.д.).

Психологические теории эмоций.

Многочисленными физиологическими изменениями в орга­низме сопровождается всякое эмоциональное состояние. На про­тяжении истории развития данной области психологических зна­ний не раз предпринимались попытки связать физиологические изменения в организме с теми или иными эмоциями и пока­зать, что комплексы органических признаков, сопровождающие различные эмоциональные процессы, действительно различны.

В 1872 г. Ч. Дарвин опубликовал книгу «Выражение эмоций у человека и животных», которая явилась поворотным пунктом в понимании связи биологических и психологических явлений, в частности, организма и эмоций. В ней было доказано, что эво­люционный принцип применим не только к биофизическому, но и психолого-поведенческому развитию живого, что между поведением животного и человека непроходимой пропасти не существует. Дарвин показал, что во внешнем выражении разных эмоциональных состояний, в экспрессивно-телесных дви­жениях много общего у антропоидов и слепорожденных детей. Эти наблюдения легли в основу теории эмоций, которая полу­чила название эволюционной. Эмоции согласно этой теории появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адап­тации организма к условиям и ситуациям его жизни. Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состо­яния, в частности, связанные с соответствующими эмоциями движения, по Дарвину, есть не что иное, как рудименты реаль­ных приспособительных реакций организма.

Идеи Ч. Дарвина были восприняты и развиты в другой теории, получившей в психологии широкую известность. Ее авторами явились У. Джемс и К. Ланге. Джемс считал, что определенные физические состояния характерны для разных эмоций — любо­пытства, восторга, страха, гнева и волнения. Соответствующие телесные изменения были названы органическими проявлени­ями эмоций. Именно органические изменения по теории Джем­са–Ланге  являются первопричинами эмоций. Отражаясь в го­лове человека через систему обратных связей, они порождают эмоциональное переживание соответствующей модальности. Сначала под действием внешних стимулов происходят харак­терные для эмоций изменения в организме и только затем — как их следствие — возникает сама эмоция.

Альтернативную точку зрения на соотношение органических и эмоциональных процессов предложил У. Кеннон. Он одним из первых отметил тот факт, что телесные изменения, наблюда­емые при возникновении разных эмоциональных состояний, весьма похожи друг на друга и по разнообразию недостаточны для того, чтобы вполне удовлетворительно объяснить качест­венные различия в высших эмоциональных переживаниях че­ловека. Внутренние органы, с изменениями состояний которых Джемс и Ланге связывали возникновение эмоциональных со­стояний, кроме того, представляют собой довольно малочувст­вительные структуры, которые очень медленно приходят в со­стояние возбуждения. Эмоции же обычно возникают и разви­ваются довольно быстро.

Самым сильным контраргументом Кеннона к теории Джем­са–Ланге оказался следующий: искусственно вызываемое пре­кращение поступления органических сигналов в головной мозг не предотвращает возникновение эмоций. На рис. 3 (приложения) основные положения обсуждаемых теорий представлены для сравнения.

Положения Кеннона были развиты П. Бардом, который показал, что на самом деле и телесные изменения, и эмоциональ­ные переживания, связанные с ними, возникают почти одно­временно.

В более поздних исследованиях обнаружилось, что из всех структур головного мозга собственно с эмоциями более всего функционально связан даже не сам таламус, а гипоталамус и центральные части лимбической системы. В экспериментах, проведенных на животных, было установлено, что электрическими воздействиями на эти структуры можно управлять эмоциональ­ными состояниями, такими, как гнев, страх (Х. Дельгадо).

Психоорганическая теория эмоций (так условно можно на­звать концепции Джемса–Ланге и Кеннона–Барда) получила дальнейшее развитие под влиянием элекгрофизиологических исследований мозга. На ее базе возникла активационная теория Линдсея–Хебба. Согласно этой теории эмоциональные состо­яния определяются влиянием ретикулярной формации нижней части ствола головного мозга. Эмоции возникают вследствие нарушения и восстановления равновесия в соответствующих структурах центральной нервной системы. Активационная тео­рия базируется на следующих основных положениях:

1. Электроэнцефалографическая картина работы мозга, воз­никающая при эмоциях, является выражением так называемого «комплекса активации», связанного с деятельностью ретикуляр­ной формации.

2. Работа ретикулярной формации определяет многие дина­мические параметры эмоциональных состояний: их силу, про­должительность, изменчивость и ряд других.

Вслед за теориями, объясняющими взаимосвязь эмоциональ­ных и органических процессов, появились теории, описываю­щие влияние эмоций на психику и поведение человека. Эмо­ции, как оказалось, регулируют деятельность, обнаруживая впол­не определенное на нее влияние в зависимости от характера и интенсивности эмоционального переживания. Д.О. Хеббу уда­лось экспериментальным путем получить кривую, выражающую зависимость между уровнем эмоционального возбуждения че­ловека и успешностью его практической деятельности (рис. 4).

Представленная на этом рисунке кривая показывает, что меж­ду эмоциональным возбуждением и эффективностью деятель­ности человека существует криволинейная, «колоколообразная» зависимость. Для достижения наивысшего результата в деятель­ности нежелательны как слишком слабые, так и очень сильные эмоциональные возбуждения. Для каждого человека (а в целом и для всех людей) имеется оптимум эмоциональной возбудимо­сти, обеспечивающий максимум эффективности в работе. Оп­тимальный уровень эмоционального возбуждения, в свою очередь, зависит от многих факторов: от особенностей выполняем мой деятельности, от условий, в которых она протекает, от индивидуальности включенного в нее человека и от многого дру­гого. Слишком слабая эмоциональная возбужденность не обеспечивает должной мотивации деятельности, а слишком силь­ная разрушает ее, дезорганизует и делает практически неуправ­ляемой.

У человека в динамике эмоциональных процессов и состоя­ний не меньшую роль, чем органические и физические воздей­ствия, играют когнитивно-психологические факторы (когнитивные означает относящиеся к знаниям). В связи с этим были предложены новые концепции, объясняющие эмоции у челове­ка динамическими особенностями когнитивных процессов.

Одной из первых подобных теорий явилась теория когни­тивного диссонанса Л. Фестингера. Согласно ей положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, а когнитивные представления воплощаются в жизнь, т.е. когда реальные результаты деятель­ности соответствуют намеченным, согласуются с ними, или, что то же самое, находятся в консонансе. Отрицательные эмоции возникают и усиливаются в тех случаях, когда между ожидае­мыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение, несоответствие или диссонанс.

Субъективно состояние когнитивного диссонанса обычно пе­реживается человеком как дискомфорт, и он стремится как мож­но скорее от него избавиться. Выход из состояния когнитивно­го диссонанса может быть двояким: или изменить когнитивные ожидания и планы таким образом, чтобы они соответствовали реально полученному результату, или попытаться получить но­вый результат, который бы согласовывался с прежними ожида­ниями.

В современной психологии теория когнитивного диссонанса нередко используется для того, чтобы объяснить поступки че­ловека, его действия в различных социальных ситуациях. Эмо­ции же рассматриваются в качестве основного мотива соответ­ствующих действий и поступков. Лежащим в их основе когни­тивным факторам придается в детерминации поведения чело­века гораздо большая роль, чем органическим изменениям.

Доминирующая когнитивистская ориентация современных психологических исследований привела к тому, что в качестве змоциогенных факторов стали рассматривать также и созна­тельные оценки, которые человек дает ситуации. Полагают, что такие оценки непосредственно влияют на характер эмоциональ­ного переживания.

К тому, что было сказано об условиях и факторах возникно­вения эмоций и их динамики У. Джемсом, К Ланге, У. Кенноном, П. Бардом, Д. Хеббом и Л. Фестингером, свою лепту внес С. Шехтер. Он показал, что немалый вклад в эмоциональные процессы вносят память и мотивация человека. Концепция эмо­ций, предложенная С. Шехтером, получила название когнитив­но-физиологической (рис. 5).

Согласно этой теории на возникшее эмоциональное состоя­ние помимо воспринимаемых стимулов и порождаемых ими те­лесных изменений оказывают воздействие прошлый опыт че­ловека и оценка им наличной ситуации с точки зрения актуальных для него интересов и потребностей. Косвенным подтверж­дением справедливости когнитивной теории эмоций является влияние на переживания человека словесных инструкций, а так­же той дополнительной эмоциогенной информации, которая предназначена для изменения оценки человеком возникшей си­туации.

В одном из экспериментов, направленном на доказательство высказанных положений когнитивной теории эмоций, людям давали в качестве «лекарства» физиологически нейтральный рас­твор в сопровождении различных инструкций. В одном случае им говорили о том, что данное «лекарство» должно будет вы­звать у них состояние эйфории, в другом — состояние гнева. . После принятия соответствующего «лекарства» испытуемых че­рез некоторое время, когда оно по инструкции должно было начать действовать, спрашивали, что они ощущают. Оказалось, что те эмоциональные переживания, о которых они рассказы­вали, соответствовали ожидаемым по данной им инструкции.

Было показано также, что характер и интенсивность эмоцио­нальных переживаний человека в той или иной ситуации зависят от того, как их переживают другие, рядом находящиеся люди. Это значит, что эмоциональные состояния могут передаваться от человека к человеку, причем у человека в отличие от животных качество коммуницируемых эмоциональных переживаний зави­сит от его личного отношения к тому, кому он сопереживает.

Отечественный физиолог П.В.Симонов попытался в крат­кой символической форме представить свою совокупность фак­торов, влияющих на возникновение и характер эмоции. Он пред­ложил для этого следующую формулу:

Э = F(П, (Ин-Ис, ...)),

где Э — эмоция, ее сила и качество; /7 — величина и специфика актуальной потребности; (Ин — Ис) — оценка вероятности (воз­можности) удовлетворения данной потребности на основе врож­денного и прижизненно приобретаемого опыта; Ининформа­ция о средствах, прогностически необходимых для удовлетво­рения существующей потребности; Ис — информация о средст­вах, которыми располагает человек в данный момент времени. Согласно формуле, предложенной П.В. Симоновым (его кон­цепция также может быть отнесена к разряду когнитивистских и имеет специальное название — информационная), сила и ка­чество возникшей у человека эмоции в конечном счете опреде­ляются силой потребности и оценкой способности ее удовлет­ворения в сложившейся ситуации.





















Список литературы:

1.            Леонтъев А.И. Потребности, мотивы, эмоции // Психология эмоций Тексты. - М., 1984.

2.            Вшюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций // М. - С. 14.

3.            Анохин П.К. Эмоции // Психология эмоций: Тексты. — М., 1984. — С. 173.

4.            Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоции // Пси­хология эмоций. — С. 9.

5.            Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. — М., 1989. — Т. II. — С. 176.

6.            Вундт В. Психология душевных волнений // Психология эмоции: Текс­ты. - М., 1984. - С. 49-50.

7.            Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. — М., 1976. (Структура эмоциональных явлений: 41—46. Функции эмо­циональных переживаний: 47—60. Эволюционная необходимость эмо­ций: 78—85. Функциональная классификация эмоций: 100—105. Эмо­циональные явления: 106—123.)

8.            Додонов Б.И. В мире эмоций. — Киев, 1987. (Функции эмоций в жизни человека: 7—18. Эмоции и потребности: 18—22. Эмоции и личность: 22—25, 37—48, 79—116. Классификация эмоций: 25—37. Чувства: 75—79.)

9.            Изард К.Е. Эмоции человека. — М., 1980. (Роль эмоций в жизни человека: 13—25. Теории эмоций: 31—51. Эмоции и мотивация: 52— ТУ, 163—209. Эмоции и экспрессия: 72—91. Эмоции и сознание: 117—138. Эмоции и поведение: 139—162.)

Психология эмоций: Тексты. — М., 1984. (О происхождении и природе аффектов (Б. Спиноза): 29—46. Психология душевных вол­нений (В. Вундт): 47—63. Различение эмоции и чувства (У.Макдауголл): 103—107. Сущность эмоциональных переживаний (Ф. Крюгер); 108—119. Очерк теории эмоций (Ж. -П. Сартр): 120—137. Мотивационная теория эмоций (Р.У. Липер): 138—151. Эмпатия (К. Роджерс): 235-23 7.)

10.        Селье Г. Стресс без дистресса. — М., 1982. (Что такое стресс: 25—31. Развитие концепции стресса; 31—51. Мотивация и стресс: 52-83.)

11.        Симонов П.В. Эмоциональный мозг. Физиология. Нейроанатомия. Психология эмоций. — М., 1981. (Что такое эмоция: 10-39.)

12.        Чистякова М.И. Психогимнастика. — М., 1990. (Классифика­ция основных эмоций: 12—20.)

13.        Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. — М., 1966. (Роль чувств в жизни личности: 64— 72.)




© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.