РУБРИКИ |
Эмоции и чувства |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Эмоции и чувстваЭмоции и чувстваПлан. Введение…………………………………………..…………………………….2
1) Тема: «Эмоции и чувства» …………………………………………………….3 Методика №1: Исследование эмоциональной отзывчивости. Методика №2: Школа личностной тревожности (Л.Т.) (Опросник Сиилбергера) Методика №3: Диагностика состояния агрессии. (Опросник Баса-Дарки) 2) Тема: «Темперамент»…………………………………………………………..4 Методика №1: Диагностика темперамента. (Тест-опросник Г.Айзенка) Методика №2: Определение преобладающего типа темперамента. (Метод А.Белова) Методика №3: Исследование психологической структуры темперамента. (Опросник Б.Н.Смирнова) 3) Тема: «Характер»……………………………………………………………….5 Методика №1: Исследование акцентуации характера. (Тест-опросник Леонгарда-Шмишека) Методика №2: Определение характерологических особенностей личности. (Опросник Текса) Методика №3: «Нарисуем свой характер». Заключение……………………………………………………………………...7 Список использованной литературы………………………………………….8
Введение.
Предложенные темы для практической работы, несомненно, интереснее предыдущих (память, внимание и т.д.). Хотя стоит заметить, что тестирование на память, внимание и т.д. отличается большей объективностью, так как изучаются отдельные особенности познавательных процессов личности. На данном этапе мы уже посягаем изучать саму личность. Теша себя надеждой успешно завершить учёбу в СГИ, решил по возможности не менять испытуемых, а ради «непрофессионального» пока интереса вести их по практикуму в том же составе: Испытуемая (в последующем – И.) М.: 26 лет, образование среднее, в гражданском браке, на восьмом месяце беременности, социальное положение – домохозяйка. И.Т. – 29 лет, образование высшее (педагог), в гражданском браке, имеет дочь – 12 месяцев. Социальное положение – домохозяйка. И.А. – 29 лет, образование средне-техническое (бухгалтер), не замужем, социальное положение – невеста с приданным. И.Д. – 26 лет, образование среднее, рабочий, в гражданском браке с И.М.. социальное положение – «свой парень». И.Л. – 28 лет, образование высшее (педагог), не работает по инвалидности, разведена, сыну 8 лет. Социальное положение – «разведена». 1 Тема: Эмоции и чувства. Эмоции и чувства — это переживание человеком своего отношения к тому, что он воспринимает или представляет, о чем мыслит или говорит, что он делает, к чему стремится. Субъективно эти отношения переживаются как приятное (удовольствие) или неприятное (неудовольствие). Источниками эмоций и чувств служат объективно существующие предметы и явления, выполняемая деятельность, изменения, происходящие в нашем организме. В разное время значимость одних и тех же предметов для человека бывает неодинакова. Своеобразие эмоций и чувств определяется потребностями, стремлениями, намерениями человека, особенностями его воли, характера. С 1 изменением мотивов меняется и его отношение к предмету потребности. В этом проявляется личностное отношение человека к действительности. Понятия «чувства» и «эмоции» означают два разных, хотя и взаимосвязанных, явления эмоциональной сферы личности. Эмоциями считают более простое, непосредственное переживание в данный момент, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей (страх, гнев, радость и т. п.). Эмоции, связанные с удовлетворением органических потребностей, имеются и у животных. Но у человека даже эти эмоции несут на себе печать общественного развития. Человек, например, испытывая эмоцию голода, не набрасывается на еду, как только возникает в этом необходимость, а удовлетворяет свои потребности, учитывая уместность и имеющиеся возможности. Он нередко подчиняет и сознательно ущемляет органические потребности ради более высоких, специфически человеческих духовных потребностей. Проявляясь как непосредственные реакции на предметы окружающей обстановки, эмоции связаны с первоначальными впечатлениями. Так, первое впечатление от знакомства с новым человеком носит чисто эмоциональный характер, является непосредственной реакцией на какие-то внешние проявления его потребностей. Чувство - это более сложное, чем эмоции, постоянное, устоявшееся отношение человека (чувство патриотизма, коллективизма долга и ответственности за порученное дело, совесть стыд любовь к труду, гордость). Являясь сложной формой отражения, обобщающей эмоциональное отражение и понятия, чувства свойственны только человеку. Они социально обусловлены. Чувства выражаются в эмоциях, но не беспрерывно, и в данный момент могут не выражаться в каком-либо конкретном переживании. 2 Тема: Темперамент
Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. Темперамент — биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. Он отражает в основном динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера. Человек издавна делал попытки выделить и осознать типичные особенности психического склада различных людей, пытаясь свести все их многообразие к малому числу обобщенных портретов. Действительно, всматриваясь в окружающих нас людей, мы иногда замечаем сходство в стиле их поведения, в способах выражения чувств, в гибкости и подвижности мышления. Обобщенные портреты, построенные на тех или иных основаниях, с глубокой древности называли типами темперамента. Такого рода типологии были практически полезными, так как с их помощью можно было предсказывать поведение людей с определенным темпераментом в конкретных жизненных ситуациях. 3 тема: Характер. Характером называется совокупность приобретенных индивидуально-психологических устойчивых свойств личности, которые проявляются в поведении личности и отношениях ее к действительности. Один школьник прилежен в учении, другой ленив; один внимателен к окружающим, другой заботится только о себе; один преувеличенного мнения о себе, другой скромен и застенчив. Трудолюбие, леность, добросовестность, доброта, эгоизм и т. д. — все это различные черты характера. Совокупность их составляет характер. Характер — это всегда индивидуально-своеобразное сочетание черт. Нет двух людей с одинаковым характером. Трудности, которые испытывают преподаватели, стремясь изучить характер, учеников, обусловлены именно неповторимостью каждого характера. Если определенные формы поведения не случайны для данного человека, а просто и устойчиво проявляются в определенных, типичных, обстоятельствах, значит они характерологичны. Поэтому, зная характер, можно предвидеть поведение человека в определенной ситуации. Если одному человеку свойственна мужественность, а другому — трусость, можно ожидать вполне определенное поведение от того и другого при столкновении с опасностью. Характер человека определяется системой его отношений к окружающей действительности и способами реализации этих отношений. Поэтому показателями характера человека является образ его жизни, его реальное отношение к нравственным нормам, к людям, к природе, к вещам и т. д. Мировоззрение и убеждение личности составляет стержень характера. Люди без твердых убеждений никогда не могут иметь твердого характера. Характер человека всегда получает со стороны общества моральную оценку. Сущность его можно нередко определить одним словом, выражающим моральный облик личности («эгоист», «коллективист», «принципиальный», «целеустремленный», «добрый»). Характер формируется в процессе жизнедеятельности человека. Жизнь чеканит человеческие индивидуальности, создает систему тех отношений, которая определяет характер. Этот процесс протекает обычно применимо для самого человека и окружающих его лиц, что приводит к мнению о врожденности черт характера. Однако человек не рождается ленивым, трудолюбивым, инициативным, принципиальным, независимым и т. д., а становится таким или иным в процессе своей жизни и деятельности. Хотя характер неврожден, ряд природных особенностей организации человека влияет на его проявления и формирование. Наибольшее значение в этом смысле имеют сочетание силы, уравновешенность и подвижность нервных процессов, т. е. общий тип высшей нервной деятельности как природная основа темперамента. Свойства нервной системы могут способствовать или препятствовать формированию определенных черт характера. Так, при неблагоприятных условиях трусом скорее может стать меланхолик, чем сангвиник, а при благоприятных — смелость скорее разовьется у сангвиника, чем у меланхолика. При соответствующем индивидуальном подходе в методике воспитания и у того, и другого возможно формирование смелости. Таким образом, природные свойства нервной системы в какой-то мере сказываются на формировании и проявлении характера. Но и характер может влиять на проявления типологических особенностей нервной системы. Выдержка и самообладание, например, могут тормозить природную склонность к взрывным реакциям человека с холерическим темпераментом, а инициативность и самостоятельность — маскировать ригидность флегматика. Иначе говоря, в характере обнаруживается единство врожденного и приобретенного. Заключение. Во-первых, хочу оправдать отсутствие общих выводов по темам. Буду повторяться, но опять замечу, что на данном этапе обучения выводы глубокого характера считаю невозможными (или профанскими) в силу недостаточного развития профессионального мышления и анализа. И главная задача этой работы видится в получении необходимых для профроста навыков. Поэтому ко мне прошло решение ограничиться общим (пространным) заключением. При работе над пятью испытуемыми чувствуешь себя в том же качестве. Имеется в виду преодоление трудностей морального характера: анализ (как суд). Осложняется это определенными знаниями об этих испытуемых, их привычках, характерах, судьбах, устроенности в жизни. Не зная человека, легче работать. Эти знания заставляют сопоставлять результаты по тестам и «быт». Работа по тестам знакомых и близких не может быть объективной. «Расшифровка» «согласуется» с субъективным знанием. Сами испытуемые не подопытные кролики и интересуются результатами. И еще одна сложность состоит в том, чтобы не разочаровать их, а заинтересовать в дальнейшей совместной работе. Достичь этого следует, как мне кажется, дозированием даваемой им информации и (если есть в этом уверенность) рекомендациями. Чтобы у испытуемых не появилась усталость и не пропал интерес, опросы проводить следует не в раз, а через определенный промежуток (вычисляется по одному – двум испытуемым). Дозирование информации необходимо во избежание эффекта «гороскопа»; когда совпадение трактуется; - я так и знал, а не совпадение; - все это ерунда. И в то же время нельзя испытуемых полностью оставлять в неведении результатов индивидуального опроса, что чревато появлением подозрительности, и опять же пропаданием интереса. В заключение скажу, что хотя один или несколько тестов не дают полной картины внутреннего мира испытуемого, следует рисковать – прогнозируя возможные изменения психики испытуемых. Список использованной литературы.
1) Т.А.Ратанова, Н.Ф.Шляхта «Психодиагностические методы изучения личности» М.2000г. 2) А.Г.Смирнов «Практикум по общей психологии» М. 2002г. 3) Е.И.Рогов «Настольная книга практического психолога» Т.1, М.2003г. 4) Р.С.Немов «Психология» Т.2,3 М.2003г. 5) Н.Г.Попрядухина «Практикум по общей психологии» Лекции О. 2004г. |
|
© 2010 |
|