РУБРИКИ

Эмоционально-чувственные и волевые психические процессы

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Эмоционально-чувственные и волевые психические процессы

      "Простейшая форма эмоций - так называемый эмоциональный тон ощущений - непосредственные переживания, сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия (напр. вкусовые, температурные, болевые) и побуждающие субъекта к их сохранению или устранению"





7. Основные характеристики и функции чувств.

      Страсть - сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями человека и приводящее к сосредоточению на предмете страсти всех его устремлений и сил[2]

    Любовь. Существует множество устойчивых чувств, захватывающих все помыслы и стремления личности и характеризующих ее эмоциональную сферу. Любовь – одно из важнейших собственно человеческих устойчивых чувств. В широком значении любовь – это высокая степень эмоционально-положительного отношения, выделяющего его объект среди других. В узком смысле  любовь – это относительно устойчивое чувство субъекта, физиологически обусловленное сексуальными потребностями.[3]

      Тревожность можно рассматривать как реакцию на неопределенную ситуацию, потенциально несущую в себе угрозу, опасность. Иногда слабая тревога играет роль мобилизующего фактора, проявляясь беспокойством за исход дела, она усиливает чувство ответственности, т.е. выступает дополнительным мотивирующим фактором, в других случаях может дезорганизовать поведение. Поскольку причины тревоги часто неизвестны, интенсивность эмоциональных реакций может быт непропорционально высокой по сравнению с реальной опасностью. Если тревожность - эмоциональное проявление неуверенности в будущем, то беспечность - проявление избыточной уверенности. Она возникает в ситуации, когда успех еще не достигнут, но субъективно представляется гарантированным. Отчаяние - эмоциональное проявление уверенности в неуспехе действия, которое необходимо совершить. Надежда на этой шкале занимает промежуточное положение между тревожностью и беспечностью, а страх - между беспечностью и отчаянием.


8. Виды чувств

 

    Чувства в отличие от эмоций характеризуются осознанностью и предметностью. Выделяют низшие чувства-переживания и высшие чувства-переживания. Различают три группы чувств: нравственные, эстетические и интеллектуальные (познавательные)2.

    Нравственные чувства отражают отношение человека к требованиям морали. Система нравственных чувств российского человека состоит из чувства справедливости, чести, долга, ответственности, патриотизма, солидарности. Нравственные чувства тесно связаны с мировоззрением человека, его убеждениями, помыслами, принципами поведения.

   Эстетические чувства возникают у людей в результате переживания красоты или безобразия воспринимаемых объектов, будь то явление природы, произведения искусства или люди, а также их поступки и действия. В основе эстетических чувств лежит врожденная потребность человека в эстетическом переживании. Постоянно сопровождая человеческую деятельность, эстетические чувства становятся активными двигателями человеческого поведения.

   Интеллектуальные чувства связаны с познавательной деятельностью человека. Они возникают в процессе осуществления гностической и исследовательской деятельности. Из всего многообразия интеллектуальных чувств основными считаются чувство ясности или нечеткости мысли, удивления, недоумения, догадки, уверенности в знании, сомнения.

    Интеллектуальные чувства, обладая движущей силой человеческого познания, усиливают породившие их потребности к познанию, стимулируют эмоции человека.

9. Воля.


    Человек – это бездушный механизм, до тех пор, пока в его действиях не появится воля, нечто  наиболее тесным образом связанное с человеческой самостью, его духовным началом. Человек ничем не отличается от умного и хорошо выдрессированного животного, пока не использует свою волю[1].

    «Воля, способность к выбору цели и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Воля - специфический акт, не сводимый к сознанию и деятельности как таковой. Не всякое сознательное действие, даже связанное с преодолением препятствий на пути к цели, является волевым: главное в волевом акте заключается в осознании ценностной характеристики цели действия, ее соответствия принципам и нормам личности. Для субъекта воли характерно не переживание «я хочу», а переживание «надо», «я должен». Осуществляя волевое действие, человек противостоит власти актуальных потребностей, импульсивных действий. По своей структуре волевое поведение распадается на принятие решения и его реализацию. При несовпадении цели волевого действия и актуальной потребности принятие решения часто сопровождается борьбой мотивов (акт выбора)»[4]

     «Под волей понимают способность индивида к сознательной организации своей деятельности и поведения, направленной на преодоление трудностей при достижении поставленных целей. Другими словами, это способность властвовать над собой, своими чувствами, желаниями, действиями»

    «Воля как способность складывается из способности принимать решение и способности его реализовывать. Возможность и необходимость принятия решений сопровождает человека всю жизнь. «Человек – это существо, которое всегда может сказать «нет» своим влечениям и которое не должно всегда говорить им «да» и «аминь»» [5]



10. Особенности воли.

    На уровне личности проявление воли находит свое выражение в таких особенностях как сила воли (степень необходимого волевого усилия для достижения цели), настойчивость (умение человека мо­билизовать свои возможности для длительного преодоления трудно­стей), выдержка (умение тормозить действия, чувства, мысли, ме­шающие осуществлению принятого решения), энергичность и др. Это - первичные (базовые) волевые личностные качества, определя­ющие большинство поведенческих актов.

    Существуют и вторичные, развивающиеся в онтогенезе поз­же, чем первичные, волевые качества: решительность (умение при­нимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые ре­шения), смелость (умение побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасности для личного благополучия), самообладание (умение контролировать чувствен­ную сторону своей психики и подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач), уверенность в себе. 

    К третичным следует отнести волевые качества, теснейшим образом связанные с нравственными: ответственность (качество, характеризующее личность с точки зрения выполнения ею нрав­ственных требований), дисциплинированность (сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установлен­ному порядку), принципиальность (верность определенной идее в убеждениях и последовательное проведение этой идеи в поведе­нии), обязательность (умение добровольно возложить на себя обя­занности и выполнить их). К этой же группе относятся качества воли, связанные с отношением человека к труду: деловитость, инициативность (умение работать творчески, предпринимая по­ступки по собственному почину), организованность (разумное планирование и упорядочение своего труда), исполнительность (старательность, выполнение в срок поручений и своих обязаннос­тей) и т. д. Третичные качества воли обычно формируются только к подростковому возрасту, т. е. моменту, когда уже имеется опыт во­левых действий.

11. Структуры волевого акта.

    Всякое  волевое  действие - целенаправленное действие.В традиционной психологии воля либо рассматривалась как самодовлеющий источник человеческой активности, обуславливающий независимость поведения от объективных причин, либо отрицалась вовсе путем сведения её к другим психическим процессам  Волевое   действие может реализовываться в более простых и более сложных формах. В простом   волевом   акте побуждение к действию, направленное на более или менее осознанную цель, почти всегда переходит в действие, не предваряемое сколько-нибудь сложным и сознательным длительным   процессом; сама цель не выходит за пределы ситуации, выполняются привычные действия, которые производятся автоматически, как только дан импульс.
   Для сложного   волевого   акта существенно то, что между импульсом и действием вклинивается опосредующий действие сложный сознательный   процесс. Действию предшествует учет его последствий и осознание его мотивов, принятие решения, возникновение намерения его осуществить, составление плана для его осуществления.
   В сложном   волевом   действии можно выделить 4 основных стадии:

1) возникновение побуждения и предварительная постановка цели;
2) стадия обсуждения и борьба мотивов;
3) решение;
4) исполнение.
    Основными частями   волевого     процесса   являются исходная и завершающая фазы - явное осознание цели и настойчивость, твердость в её достижении. Основа   волевого   действия - целеустремленная, сознательная действенность.
  Волевое   действие не сводится лишь к соотношению идей, представлений, сознания и двигательных реакций организма,   волевое   действие заключает в себе отношение - реальное и идеальное - субъекта к объекту, личности.


12. Динамика волевых усилий.

    Основные признаки волевых усилий:

а) приложение усилий для выполнения волевого акта;

б) наличие продуманного плана осуществления поведенческого акта;

в) усиленное внимание к такому поведенческому акту и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его исполнения;

г) нередко усилия воли направлены не только на победу над обстоятельствами, сколько на преодоление самого себя.

    В настоящее время в психологической науке нет единой теории воли, хотя многими учеными и предпринимаются попытки разработать целостное учение о воле с его терминологической опреде­ленностью и однозначностью. Видимо, такое положение с изучением воли связано с ведущейся еще с начала XX века борьбой между ре­активной и активной концепциями поведения человека. Для первой концепции понятие воли практически не нужно, ибо ее сторонники представляют все поведение человека как реакции человека на внешние и внутренние стимулы. Сторонники же активной концеп­ции человеческого поведения, которая в последнее время становится ведущей, поведение человека понимают как изначально активное, а самого человека наделенным способностью к сознательному выбору форм поведения.

    Динамика волевых усилий характеризуется состоянием опти­мальной мобилизованности личности, потребного режима активнос­ти, концентрацией этой активности в необходимом направлении.

    Главную психологическую функцию воли составляет усиле­ние мотивации и совершенствование на этой основе регуляции дей­ствий. Этим волевые действия отличаются от импульсивных, т. е. действий, совершаемых непроизвольно и недостаточно контролиру­емых сознанием.



Вывод

    Человек не только познает  действительность в процессах восприятия, памяти, воображения и мышления, но и вместе с тем и относится так или иначе к тем или иным фактам жизни, испытывает те или иные чувства по отношению к ним. Такое внутреннее личное отношение имеет своим источником деятельность и общение, в которых оно возникает, изменяется, укрепляется или угасает.

    Переживание чувства выступает как особое испытываемое субъектом психическое состояние, где восприятие и понимание чего-либо, знание о чем-либо выступает в единстве с личным отношением к воспринимаемому, понимаемому, известному или неизвестному. Во всех случаях говорят о переживании чувства как особом эмоциональном состоянии человека.  В психологии сложилось представление, согласно которому эмоциональные состояния определяются качеством и интенсивностью актуальной потребности индивида и оценкой, которую он дает вероятности ее удовлетворения. Этот взгляд на природу и происхождение эмоций получил название информационной концепции эмоций. Сознавая или не сознавая, человек сопоставляет информацию о том, что требуется для удовлетворения потребности, с тем, чем он располагает в момент ее возникновения.

   Важнейшей характеристикой эмоциональных состояний является их регулятивная функция. Возникающие у человека переживания выступают в роли сигналов, информирующих человека о том, как идет у него процесс удовлетворения потребностей, с какого рода препятствиями он сталкивается, на что надо обратить внимание.

  Эмоции сигнализируют о благополучном или неблагополучном развитии событий, о большей или меньшей определенности положения субъекта в системе его предметных и межличностных отношений и обеспечивает тем самым регулирование, отладку его поведения в условиях общения и деятельности.


[1] (Психологический словарь /под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова - 2-е изд. перераб. и доп. - М., 1996) с. 56


[2] ." (ПС /под ред. А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского, 1990) "с. 34

[3] Петровский А.В. «Введение в психологию». М-95. с.239


[4] Гиппентрейтер Ю.Б. «Введение в общую психологию». М-96. с. 404

[5] . «Социальная психология и этика делового общения». М-95. с. 158



Страницы: 1, 2, 3


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.