РУБРИКИ

Эстетическое воспитание ребенка средствами компьютерной графики

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Эстетическое воспитание ребенка средствами компьютерной графики

Эстетическое воспитание ребенка средствами компьютерной графики

Эстетическое воспитание ребенка средствами компьютерной графики

Концевой М.П.

"Прекрасное есть жизнь"

Н.Г. Чернышевский

Ребенок входит в жизнь распахнутый к принятию красоты. Мамин голос, руки, глаза, слова прекрасны для всех и навсегда. Это точка отсчета. Начало всех начал.

Отсюда ведут пути к светлой радости открытия красоты; к способности видеть, ценить и творить прекрасное: трудясь и отдыхая, любя и тоскуя, борясь и мечтая...

Отсюда ведут пути к уродливому разгульно-пьяному "красиво жить не запретишь"; к безнадежному отвращению от жизни, в которой только грязные пятна на оконных стеклах, а прозрачная березовая роща за ними невидима глазу и неведома сердцу.

Насколько же важно для ребенка эстетическое воспитание, призванное помочь сделать правильный выбор пути и поддержать его в минуты усталости и сомнений!

"Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день"

Л.С. Выготский

Казалось бы, в этой важнейшей области воспитания компьютерная графика как сфера художественного творчества (Понятие "компьютерная графика" используется также для описания научной дисциплины, изучающей методы создания компьютерноых изображений, а также соответствующих программно-инструментальных технологий.) может играть в лучшем случае только трехстепенную роль. Действительно, если понимать компьютерную графику так, как это зачастую делается в специальной педагогической литературе, то иного вывода быть не может: "Новым видом является компьютерная графика. Художники выполняют композиции из сложно пересекающихся линий, объемных элементов, узоров, цветовых пятен на экране дисплея, а затем полученные изображения выводят на принтере" [1, c. 13]. Остается только порадоваться, что такая "графика" от нас как будто еще очень далека.

Но ведь это же совершенно неверное понимание явления, которое по необходимости приводит к безнадежно искаженному представлению о его значении и роли в системе воспитания и ошибочным действиям педагога. Не углубляясь в терминологический анализ понятия "компьютерная графика", припомним каждодневные встречи современного ребенка с ее произведениями.

Таня листает свои первые книжки, недавно подаренные ей в день рождения: разглядывает иллюстрации, всматривается в текст, пробует читать. Практически наверняка эти книги сверстаны на компьютерной издательской системе, иллюстрации были отсканированы и обработаны в графическом редакторе, а шрифты неуловимо (шрифтовая графика - самое невидимое из визуальных искусств, но такое важное для обучения!), но вместе с тем существенно отличаются от шрифтов, которые использовались в книгах прежде, ведь они тоже имеют компьютерную природу.

Андрей достал коробку с игрушками, строит из конструктора "Сказочный Замок", а затем соберет "Звездный корабль" и "Гоночную машину". Удивительная многофунциональность конструктора - это результат кропотливого компьютерного дизайна. Точно так же, как привлекательность и простота работы с ним - результат компьютерного стайлинга. В полной мере все сказанное относится и к реальным архитектурным решениям современных зданий, космическим кораблям и автомобилям.

Миша смотрит свой любимый мультипликационный сериал, который обязан своему созданию новым возможностям программ трехмерной компьютерной анимации аналогично тому, как абсолютное большинство зрелищных киноэффектов обязано компьютерному видеомонтажу.

Компьютерная графика всё чаще является той основой, из которой возникает дизайн промышленных изделий, интерьеров и даже природного окружения человека! Прекрасные программы ландшафтного визуального конструирования позволяют подобрать для каждого уголка такую композицию трав, кустарников и деревьев, чтобы она радовала красотой круглый год, успешно развивалась, причиняя минимум хлопот, и дарила максимум удобства и здоровья.

Мир, в котором начинают жизнь сегодняшние дети, в немалой степени является воплощением графических образов некогда мерцавших на экранах компьютера. Вне зависимости от того, насколько этот факт осознается и понимается, значение его для эстетического воспитания трудно переоценить ведь, как верно заметил А.И. Буров, - "любое эстетическое отношение не существует без эстетического предмета, эстетический предмет есть условие формирования эстетического отношения" (6, с.47).

Без компьютерной графики мир был бы иным, чем он есть сейчас. А сейчас он для рожденного в нем ребенка - единственно возможный, самый живой, понятный и родной (чтобы не думали о нем, сотворившие его взрослые, как бы ни оценивали, в какие бы схемы ни пытались вписать).

Можно смело утверждать, что сегодня компьютерная графика является значимым фактором современной эстетической среды (организации материально-предметного и духовного окружения человека). В этом и заключается первостепенное значение компьютерной графики для эстетического воспитания ребенка.

Это остается справедливым даже тогда, когда сам ребенок не имеет непосредственых контактов с инструментарием и технологиями создания и обработки изображений на компьютере. Ему все равно неизбежно приходится усваивать результаты такого творчества. Однако это усвоение может проходить либо под грамотным руководством воспитателей (родителей, учителей), либо самопроизвольно, спонтанно, методом проб и ошибок самого ребенка под хаотичным и беспорядочным влиянием не согласованных между собой элементов социального окружения.

В том же случае, когда знакомство с компьютерной графикой выходит на уровень практической деятельности ребенка (игровой и образовательной), организованное воспитательное воздействие становится особенно актуальным.

"У малышей свое видение мира, свой язык художественных изобразительных средств"

В.А.Сухомлинский

Общеизвестно, что общение детей с произведениями искусства развивает их эстетические чувства, потребности и способности. Однако для эффективного влияния на процессы художественного восприятия необходимо учитывать возрастные возможности детей, а также психологические условия, способствующие формированию эстетических отношений.

Многочисленные данные психолого-педагогических исследований свидетельствуют о том поразительном факте, что эстетическое отношение к произведениям искусства в младшем школьном возрасте (несмотря на высокую эстетическую чувствительность детей в целом) сформировано слабо. Подмена эмоционально-эстетического отношения к искусству непосредственно-эмоциональным, утилитарным, познавательным, нравственным и т.д. проявляется как при восприятии художественных произведений, так и в детском художественном творчестве.

Констатируется, что дети не имеют адекватных форм общения с произведением искусства, а, следовательно, искусство не может быть полностью использовано как средство эстетического и личностного развития ребенка (2, 3, 4).

Здесь будет уместным вспомнить, что "читатель должен быть конгениален поэту, и, воспринимая художественное произведение, мы как бы воссоздаем его всякий раз наново" (7, с. 272). К большому сожалению, воспитатели часто забывают о своеобразии детского эстетического восприятия и невольно стараются навязать ребенку общение на языке чуждых ему художественных образов, в котором подчас с трудом разбираются сами.

Для эстетически адекватного восприятия любого произведения искусства необходима определенная освоенность соответствующего культурного контекста, что иногда является большой проблемой для взрослого человека (о чем красноречиво говорит широкий спектр отношений к различным направлениям изобразительного искусства уходящего века). Стоит ли удивляться, что для детей, чье мировосприятие очень конкретное, привязанное к событиям их непосредственной жизни, подобная задача является неразрешимой, а значит педагогически неоправданной.

Если не смешивать живое искусство и музейную историю искусств, то окажется, что дети очень восприимчивы к эстетической стороне художественных произведений, если последние говорят на понятном для детей языке образов. Множество свидетельств тому можно найти, анализируя детские отношения к любимым игрушкам, книжным иллюстрациям и, разумеется, мультфильмам.

Анимационное кино имеет как раз тот язык, который наиболее соответствует особенностям детского эстетического восприятия мира, пространства и времени. Однако до последних лет эта область искусства оставалась на переферии не только начального художественного образования, но и эстетического воспитания детей. Компьютер кардинальным образом меняет положение дел.

Мультипликация, обручившись с компьютером и приняв название компьютерной анимации, вступила в период зрелости. Это выразилось в том, что сегодня технические проблемы реализации художественного замысла отступают на второй план, открывая простор для свободного творчества мультипликатора, призванного стать той тропинкой, по которой ребенок может и должен выйти во вселенную мировой художественной культуры.

Как это ни удивительно для многих, но сегодня, в эпоху становящейся "экранной культуры", именно компьютерная графика в своих многообразных формах может стать необходимым звеном для наиболее эффективного приобщения ребенка к общечеловеческой сокровищнице искусства.

Все предпосылки для этого уже создаются: значительная часть художественного наследия надежно защищена от разрушения переводом в электронную цифровую форму представления и становится фактически общедоступной благодаря современным компьютерным телекоммуникациям.

Современные компьютерные системы дают ребенку реальную возможность реализовать себя не только в качестве зрителя, но и непосредственно войти в творческую лабораторию создателя мультфильмов. Важность этого заключается в том, что "невозможно до конца войти в художественное произведение, будучи совершенно чуждым технике его языка. И поэтому известное минимальное техническое ознакомление со строем всякого искусства непременно должно входить в систему общего образования" (7, с. 291).

Совершенно прав один из крупнейших философов современности, утверждая, что "невозможно понять рисунок, ничего не зная о технике, в которой он выполнен. Невозможно постичь фильм, ничего не смысля в технике съемки и монтажа" (12).

Специализированные программные пакеты позволяют ребенку уже в 5-7 возрасте создавать на экране компьютера настоящее волшебство мультфильма, практически гарантируя успешность результата. Понятно, что это будет простейшая двумерная анимация с элементарным сюжетом, но педагогический эффект от ее создания тем не менее очень значителен и разносторонен.

Существуют аналогичные детские программы, ориентированные на компьютерное рисование, компьютерный дизайн, объемное моделирование и т.д., охватывая весь круг возможных приложений компьютера в области визуального творчества и позволяя сразу, за счет автоматизации многих процессов и подготовительных этапов, выйти за круг "самых элементарных, примитивных и, в сущности, бедных форм", самореализоваться в искусстве.

Наконец, становится возможным в художественном образовании согласовать обучение технике творчества и самореализации, осуществить на практике призыв В.С. Выготского: "Учите детей законам пропорции, перспективы, соразмерности - все это хорошо, но в то же время дайте простор и для детской фантазии, не ломайте детский язык сказачного видения мира..." (7, с.52-53).

"Только тогда очищается чувство, Когда соприкасается с красотой."

Ф.М. Достоевский

Уже давно была замечена удивительная особенность эстетической деятельности, которая заключается в том, что в художественном творчестве не столько повторяется, сколько преодолевается внутренний и внешний космос человека.

Именно поэтому прекрасным может быть не только изображение радости, надежды, здоровья, но и грусти, болезни, отчаяния и т.д. "Таким образом, искусство есть не восполнение жизни, но исход из того, что в человеке превышает жизнь" и "смысл эстетической деятельности понимался с самых древних времен как катарсис, т.е. освобождение и разрешение духа от мучающих его страстей" (7, 283-284).

Данная интерпретация искусства, не претендуя на всеобщность и монопольное обладание истиной, доказала свою правомерность и эффективность в области педагогической психотерапии скусством. Впервые термин "арт-терапия" был употреблен психиатром А. Хиллом в 1938 году при занятиях изобразительным искусством с людьми, находящимися в туберкулезном санатории.

В течение последующих десятилетий арт-терапия как метод психологической работы, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии, стремительно эволюционировала на основе принципов гуманистической психологии, согласно которым воздействие занятий художественным творчеством на психику можно понимать в связи с самой сущностью искусства.

Цвет, характер линии, выбор сюжета, детали, размер и расположение объектов свидетельствуют об сознаваемых или спонтанных чувствах ребенка. Средствами искусства ребенок может не только выразить себя, но и больше узнать о себе и других людях. Строя отношения с педагогами, владеющими языком несловесного общения, он получает новый опыт, который может нести в жизнь. Для воспитателя важно создавать определенную атмосферу, безопасную для обращения к сокровенным переживаниям и чувствам:

- не интерпретировать рисунки детей для детей с позиций эстетических схем, школ и концепций;

- принимать их такими, какие они есть (смеющиеся, беззаботные, плачущие или агрессивные;

- предоставлять им право на молчание и право выбора: то есть сопровождать их в этом трудном путешествии к истокам самого себя - это необходимые условия для арт-терапевтического процесса как пути к установлению истинных (неигровых) межличностных отношений.

В творческой деятельности, когда ребенок чувствует себя защищенным, могут воплощаться чувства, надежды и страхи, ожидания и сомнения, конфликты и примирения. Творчество открывает путь к выражению бессознательных идей и фантазий, которые проявляются в символической, значимой для ребенка и необычайной для всех остальных форме.

Главное, что нужно при арт-терапевтическом использовании компьютерной графики, - это создать пространство безопасности и доверия. Инструментарий ее абсолютно подходит для решения этой задачи. Особенно ценным является принципиальная возможность исправления любых некорректных действий при создании изображения. Технологически это реализовано с помощью команды "Отмена". В контексте дидактического процесса это обеспечивает безусловную успешность любой работы. Широчайшее поле выбора шаблонов, примитивов, сюжетных заготовок, интуитивная понятность интерфейса, простота, изящество и богатство инструментария работы с формами, контурами, цветом позволяют снять напряжение, присущее любой другой технике рисования аппликации, раскрашивания и т.п.), открывают возможность чистого творчества.

В компьютерной графике особенно отчетливо осознается, что рисование - это процесс, идущий изнутри, поэтому ребенка не следует учить, как надо рисовать, ему необходимо помочь осознать, что он рисует. Принятие другого человека и подлинность как выражение своих эмоций являются неоспоримыми достоинствами и уникальной ценностью арт-терапевтического действия на основе использования компьютерной графики.

"Компьютер наиболее опасен для сознания ребенка тем, что способен создать достоверную и увлекательную "иллюзорную реальность"

Г.Костоев

Все новое и непривычное вызывает закономерную настороженность и опасения. Не является исключением и компьютерная графика, особенно в своих педагогических приложениях. Такие опасения можно только приветствовать в качестве первого шага к построению действительно эффективной системы ее использования в области эстетического воспитания. Нельзя только ограничиваться этим первым шагом и надо стараться отделить действительные угрозы от иллюзорных.

Очень часто компьютерную графику, как и вообще все экранные искусства, обвиняют в том, что они настолько увлекают ребенка, что он теряет органическую связь с действительным миром, уходя в фантастическую реальность оторванной от жизни сказки. Хорошим ответом на это являются слова из рекламного проспекта к мультимедийной программе для юных художников "Арт-студия": "Программа построена таким образом, чтобы ребенок практически сразу освоился в ней и обходился без помощи взрослых".

Это сказано для взрослых и отражает сокровенные чаяния многих из них: передоверить ребенка машине, освободиться от него, избежать его настойчивого стремления к непосредственному общению. А затем снять с себя всю ответственность, обвинив компьютер во всех грехах. Это тот страх перед компьютером, который является ничем иным, как "отношением свободы к собственной вине" (Сёрен Кьеркегор), он проистекает не из особенностей взаимодействия ребенка с компьютером, а из небывалой оставленности, заброшенности ребенка среди вещей, которые являются существенными симптомами сегодняшнего дня.

Практический выход из такого положения может быть только один: обязательное взаимное сотворчество с ребенком за компьютером и непременное продолжение его в совместных играх, прогулках, конструировании, чтении, лепке, вышивании и т.п. Компьютерная графика служит для украшения реального мира, и ее педагогическое использование должно осуществляться в этом же направлении не только в постановке перспективных целей, но и для каждого отдельного случая. Это в полной мере отвечает и особенности детского возраста, которая "состоит в том, что непосредственная сила конкретного переживания для ребенка гораздо значительнее, чем сила воображаемой эмоции (7, с. 277).

"Там же чудища в чулане  И страшилы на стене!"

Том Хантер

Множество нареканий существует по поводу содержания современных компьютерных игр, мультфильмов и т.п. В справедливости большинства из них нет сомнений. На коммерческой основе, в угоду примитивным потребностям и вкусам современная экранная продукция часто имеет откровенно антипедагогическое содержание. К сожалению, подобный упрек можно отнести и к любой другой группе товаров для детей: игрушкам, книгам, одежде.

В связи с обсуждаемой проблемой эстетического воспитания хотелось бы обратить внимание только на то, что "мы никогда не можем быть заранее уверенными, каково будет моральное воздействие того или иного произведения на ребенка" (7, с. 272).

Л.С. Выготский приводит примеры, когда симпатии детей при оценке басен Крылова однозначно оказывались на стороне Лисицы ("Ворона и Лисица"), Стрекозы ("Стрекоза и Муравей"), Волка ("Волк на псарне"), а чтение детям "Хижины дяди Тома" вызывало у них искренние сожаления о том, что времена рабства миновали (7, с. 272-273). В то же время замечено, что дети, увлекающиеся "стрелялками-догонялками" и прочими "ужасниками", очень не любят смотреть репортажи с театра военных действий и мест катастроф ("потому, что происходит на самом деле").

Процессы морального воздействия искусства (как компьютерного, так и традиционного) сложны и неоднозначны, и недопустимо в их анализе примитивизировать психику ребенка. "Прежде всего необходимо отказаться от взгляда, будто переживания эстетические имеют какое-то непосредственное отношение к моральным и что всякое художественное произведение заключает в себе как бы толчок к моральному поведению" (7, с. 272). Если этого не сделать, то наступает банальная эстетическая слепота, когда вместо художественного образа видится только голая моральная схема. А умение видеть едва ли не самое ключевое в эстетическом воспитании. Как убедительно доказал своим творчеством Поль Сезанн, "только изучение изменяет наше зрение... время и размышления изменяют впечатления от увиденного, и, наконец, к нам приходит понимание". (8). Для современного экранного искусства эти слова особенно актуальны.

"Вычислительная машина ценна  ровно настолько, насколько ценен  использующий ее человек."

Н. Винер

Нельзя обойти молчанием и предупреждения об изначально разрушительном характере компьютерной графики в контексте развития творческих способностей человека.

Что тут возразить? Лучше всего привести характерный пример. На одном международном симпозиуме выступал очень уважаемый ученый с докладом о проблемах аксиологии познания. Смысл выступления заключался в том, что давать оценки явлению гуманитарной культуры правомерно лишь на основе личного опыта сопричастности к нему и непосредственного сопереживания.

Особняком в докладе прозвучала уничижительная характеристика виртуальной реальности. "Каков Ваш личный опыт взаимодействия с ней?", - спросил я докладчика. "Я слышал такие мнения от авторитетных людей", - искренне ответил он. Поистине, до сих пор верны горькие слова Альбрехта Дюрера: "Некоторые же пишут о вещах, которых они не знают, но это пустой шум" (9).

Если недопустимо примитивизировать психику ребенка, то так же неприемлема мифологизация компьютера, который есть в конечном счете "такой же инструмент, как кисть или долото" (Том Макмиллан).

Новые информационные технологии не заменяют и не подменяют творческий процесс создания произведения искусства, но не являются безразличными к нему, открывая новые возможности, предлагая новые задачи, определяя новые закономерности построения художественного образа. По-прежнему в основе восприятия и создания произведений искусства лежит потребность человека выявить свои глубинные личностные смыслы в чувственной форме, характер и степень развитости эстетического чувства и художественный вкус.

Сияющие радостью глаза ребенка, торопливо стучащееся сердце, невольно закусанная губа подскажут правду о признаках вдохновения к истинному творчеству тому, кто хочет и может видеть. С чудесными результатами компьютерного творчества можно познакомиться на десятках детских художественных галерей в Интернете (10).

Приятно отметить, что среди них есть одна, особенно замечательная тем, что она наша, белорусская. Это галерея "Оазис" (www.belipk.unibel.by/exhibition), на которой проводится конкурс детского рисунка и компьютерной графики "Карнавал сказок".

Таким образом, важнейшая задача системы эстетического воспитания видится в том, чтобы сформировать эстетическую культуру личности, адекватную реалиям и вызовам современного информационного общества. Компьютерное искусство стало существенной реалией жизни человека. Мы все сталкиваемся с его произведениями практически в любой сфере деятельности. Современный ребенок обречен на их эстетическое, семантическое, смысловое освоение. Задача воспитания - оптимизировать это освоение в управляемом педагогическом процессе в целях гармонического развития творческой личности.

Список литературы

1. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М.: Академия, 1999. - 368 с.

2. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного восприятия // Известия АПН РСФСР. - М., 1947. - Вып. 11. - С. 7-26.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М:Учпедгиз,1946.-703 с.

4. Рожина Л.Н. Некоторые особенности отношения младших школьников к литературным героям // Вопросы психологии. - 1964. №1. - С. 163-178.

5. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Мн.: Народная света, - 1982. - 288 с.

6. Эстетическое воспитание школьников: Вопросы теории и методики. - М.: Педагогика,1988. - 104 с.

7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991.- 480 с.

8. Поль Сезанн. Письмо к Э. Бернару // Мастера искусств об искусстве. - М., 1931. - Т.3. - C. 227-228.

9. Дюрер А. Дневники, письма, трактаты. - Т. 2. - М.Л.,1957.

10. Концевой М.П. Дети в Интернете (детское изобразительное творчество в Киберпространстве) // Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа - 1999. - № 1. - С.85-87.

11. Эстетическое воспитание школьников: программы кружковой и факультативной деятельности. - Мн.:НИО,1998. - 142с.

12. Интервью с Умберто Эко // Домашний компьютер. - № 2. - 1998.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://library.by/




© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.