РУБРИКИ |
Этика поведения - Обычаи и традиции моей социальной среды - Свадебный обряд |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Этика поведения - Обычаи и традиции моей социальной среды - Свадебный обрядЭтика поведения - Обычаи и традиции моей социальной среды - Свадебный обрядсмотреть на рефераты похожие на "Этика поведения - Обычаи и традиции моей социальной среды - Свадебный обряд " Российская Международная Академия Туризма Сергиево-Посадский филиал Реферат по дисциплине: "Этика поведения". На тему: "Обычаи и традиции моей социальной среды". "Свадебный обряд" Ах, эта свадьба, свадьба, свадьба пела и плясала, И крылья эту свободу вдоль несли Широкой этой свадьбе было место мало И неба было мало, и земли! Руководитель - Парус Елена Семеновна Работу выполнила студентка I курса Yyyyyyyyyy Yuyyy. г. Сергиев Посад 1998 г. План: 1. Введение 2. Сговорки 3. Рукобитье 4. Девишник 5. День брака 6. Первый день 7. Второй день. Княжий стол. 8. Третий день 9. Отводилы 10. Русский человек без родни не живет 11. Свадебные суеверия 12. Список используемой литературы Свадебный обряд Свадьбу и видно, и слышно издалека. Трудно найти более красочный и веселый обряд, в котором было бы столько радости и ликования. Это не случайно, потому что празднуется торжество любви, начало новой семьи. Даже в наши дни, когда все сводится чаще всего лишь к посещению загса, нескольких памятных мест и застолью, этот праздник привлекает всеобщее внимание самой своей нарядностью. А уж если в нем есть элементы старинного народного свадебного обряда, тогда это и вовсе становится действом. Сейчас из предсвадебных, собственно свадебных и послесвадебных обрядов наиболее известны только свадебные. Но интерес к традициям велик – и вот уже мы слышим старинные величальные песни, прибаутки. А как же проходило это искрометное действо раньше, с соблюдением всех правил – от сговорок и рукобитья до княжего стола и отводин? Невесте полагалось плакать сразу же, как только в доме появляются сваты. Этим она демонстрировала свою любовь к отчему дому, к родителям. За несколько дней до брака родители жениха едут к родителям невесты на рукобитье. И снова она причитает о том, как плохо ей будет на чужой стороне. Перед самой свадьбой – девишник. Приезжает жених с подарками; все, кроме невесты, веселятся, не обращая особого внимания на ее плач. День брака – самый торжественный. Продолжающую причитать невесту готовят к венцу, жениха тоже одевают в лучшее и при этом охраняют. В невестин дом сходятся гости, приезжает говорливый дружка с женихом, "выкупает" место за столом. После долгих переговоров, сдобренных шутками-прибаутками, едут в церковь: жених отдельно, невеста отдельно. После венчания невеста перестает плакать: дело сделано. Новобрачных везут к жениху в дом, где их уже поджидают родители жениха: отец с иконой и мать – с иконой и хлебом-солью. На второй день – "княжный стол" в доме жениха. Третий день – семейный, а также встреча невесты с соседями. И, наконец, отводины тесть зовет к себе зятя с родственниками, молодая прощается с родителями; отводные (свадебные чины) отводят новобрачных в их дом. На этом свадебный обряд считается завершенным. Сговорки Когда сваха порешит дело, т. е. Уговорится с родными невесты, на каких условиях отдают невесту, с каким приданым и выводом, – уговариваются также, в какое время приходить в дом невесты для "сговорок". Надо заметить, что сговорки, или пропивание, или слово, дают всегда в доме невесты. Когда придут сватающиеся в дом невесты, то в это время народу – соседей – приходит очень много. Сговорки (или пропивание) бывают очень недолго: разопьют чай и вино,
закусят, возьмут у невесты платок и кольцо, а затем сватовья и уходят. Во все время, когда "сговоренка" просватана, до венца родные не
заставляют ее делать никакого дела. После сговорок каждый день невеста
садится за стол и плачет, причитая. Подруги почти во все время у Рукобитье В назначенное время, дня за три-четыре до брака, бывает рукобитье. Пришедшие по приглашению хозяина садятся за стол, покрытый скатертью. Сватья берет правые руки сватов (отца жениха и отца невесты) и соединяет их рука в руку, взяв со стола пирог, обводит им вокруг рук сватов, три раза говоря: "Дело-то сделано, хлебом-солью укреплено, навеки и навеки". Над руками пирог разламывает, а потом одну половину отдает отцу жениха, а другую – отцу невесты. После преломления пирога сватовья иногда меряют, чья половина больше После преломления пирога сваты садятся за стол, начинается угощенье. После рукобитья жених посещает невесту каждодневно. Невеста встречает жениха, угощает чаем, сидит за столом, а жених приносит подарки и закуски, гостинцы: орехи, пряники и конфеты. Все такие посещения женихом невесты называются "побывашки", "поцелуи" и "проведки". Так продолжаются посещения жениха до девишника, в котором торжество превосходит все посещения, потому что это – последний день девичья житья-бытья. Девишник Девишник бывает в последний день или вечер перед свадьбою. К невесте
на девишник сходятся подруги, даже приезжают родные и знакомые из других
селений. Ранее жениха и прочих гостей приезжает от жениха сваха с сундуком
или коробом, в котором находятся разные подарки невесте, а также гостинцы
для подруг, детей и прочих зрителей, которые пришли посмотреть на девишник. По окончании девишника жених уезжает со своими гостями, а народ расходится. День брака Утром рано к невесте приходят девицы-подруги, чтобы собрать ее к венцу. В доме приготовляются к брачному пированью, потому что от венца все поезжане с новобрачными приезжают для пирования в дом невесты, а отпировав, уезжают ночевать первую ночь к жениху (на другой день у жениха бывает княжий стол). Если же от венца привозят новобрачных в дом жениха, то у невесты стола не бывает и свадьба ограничивается одним княжим столом. Подруги невесты, собравши невесту к венцу, усаживают ее на лавку, на которой постилается шуба кверху волосом: сидеть на волосе шубы – жить богато, а также – чтоб не могли злые люди испортить молодых. Невеста, девушки и родные, сидя за столом, ожидают приезда дружки, жениха и прочих поезжан – "новой родни", которые должны приехать, взять невесту и увезти к венцу. Собирая невесту к венцу, предохраняют ее от лихих людей, от "порчи", болезни и проч. Следующими способами: в платье втыкают безголовые булавки, безухие иглы, осыпают хмелем. Жениха, едущего к венцу, также охраняют, даже кладут ему в карман ножик (а невесте – ножницы). Платье как у жениха, так и у невесты должно быть новое и лучшее. Невестин отец должен выйти на улицу, встретить дружку с "поездом",
приехавшим за его дочерью, и пригласить в дом; при этом бывает и жених. Хозяин (отец невесты) выходит, растворяя двери, кланяется и пропускает гостей в избу. Отец и мать, крестный отец и крестная мать подходят и благословляют жениха и невесту, которые целуют икону, родителей и кланяются. Дружка первый едет к церкви. За дружкой – жених с братом Потом невеста со свахой, а за ними родные поезжане по старшинству и родству. Первый день После венчания новобрачных везут в дом жениха, отец и мать которого
встречают их с хлебом-солью и с образами, благословляя отец иконою, а мать Второй день. Княжий стол Княжий стол приготовляется в доме новобрачного на второй день после свадьбы. Утром подгулявшие еще с вечера родные идут "поднимать молодых", но в спальню будить молодых входит одна только сваха. Родные стоят у дверей, бьют горшки и тарелки. При выходе новобрачных их поздравляют. Новобрачные входят после умывания и наряжения, и их сажают за стол княжий, а за новобрачными усаживаются и прочие родные, а затем начинается угощение – завтрак. По окончании завтрака новобрачных снаряжают в путь к тестю и теще и
прочим родным новобрачной, звать на княжий стол. Новобрачные уезжают одни. Отец и мать новобрачного не сидят за столом, а ходят у столов н
кланяются, угощая гостей, а прочие родные новобрачного подают за столы
кушанья и напитки. За княжим столом новобрачные тоже ничего не пьют и не
едят, а только если им подносят вино и пиво, "пригубливают", т. Е. На княжий стол посмотреть приходит очень много постороннего народа. У небогатых хозяев, когда бывает один стол после брака, а княжего стола не бывает, – все церемонии и обычаи происходят за первым столом после брака, как за княжим. Третий день Из новой родни на третий день остаются очень немногие. Третий день имеет вид праздника семейного. Утром молодую заставляют стряпать и выпекать блины, которые она и подает от печки на стол. После обеда, ввечеру, к новобрачным собираются посидеть девицы, молодые женщины и парни. Молодые люди поют песни, заводят разные игры и пляшут. На этом вечернем собрании новобрачная знакомится с соседями и потчует их: блинами, пирогами, пряниками и орехами. Отводины Так называемые отводины бывают обычно через неделю после свадьбы. Русский человек без родни не живет Мало где можно увидеть столько степеней родства, как в большой, разветвленной русской семье. Не зря говорят: много родни – мало беды. Далеко не все знают, что, кроме ближайших родственников – родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестер, – есть у них еще шурины и золовки, девери и свояченицы. Приятно, когда в каком-нибудь городке или в далекой деревне обнаружится вдруг хоть и десятая вода на киселе, а все же родня, родная кровь. Сколько присказок и анекдотов бродит о зятьях и тещах – на целый том
хватит! Да и загадок, связанных с родней, немало. Например, шуринов
племянник – какая зятю родня? Поразмыслив, ответите: сын. А вот еще одна:
шли муж с женой, брат с сестрой да шурин с зятем; сколько их всего? Постараемся разобраться в степенях родства. Часто говорят: они единокровные, единоутробные. А ведь это далеко не
одно и то же. Единокровными называют детей, которые родились от одного
отца, при этом – не от одной матери; то есть родство по крови. С тестем, тещей, свекром и свекровью путаницы, как правило, не бывает. Тесть – это отец жены. О нем говорят: "Тестевы обычаи уважай." Хотя, с другой стороны, коли зять недоволен, так может и ответить: "Что мне тесть, когда нечего есть!" Но коли уж выдал дочку замуж, то приходится и зятя принимать таким, каков есть. Отсюда – "Тесть, как ни вертись, а за зятька поплатись!" Теща – мать жены. Она за родную дочь переживает, поэтому старается всячески ублажить зятя. Свекор – это отец мужа. Соответственно, жена его сына – ему сноха, она же – невестка. О нем говорят, что "свекор – гроза", но этим, как правило, и ограничиваются. Все прочие характеристики относятся к свекрови. Свекровь – мать мужа. В старину был свадебный обычай: утром после брачной ночи свекровь ударяла сноху три раза плеткой, приговаривая: "Это – свекрова гроза, это – свекровина гроза, это – мужнина гроза". 3ять – муж дочери. Но точно так же называется и муж сестры, или, как
пишет В. И. Даль, – "золовкин муж". Родители жены – мужу (зятю) тесть и
теща. Брат жены – мужу ее (своему зятю) шурин. А сестра жены – свояченица. Сноха, она же невестка, – жена сына по отношению к родителям сына. Тетка (тетя, тетушка) – сестра отца или матери. Дядя – брат отца или матери. В зависимости от этого о нем, как и о тетке, говорят с уточнением: "дядя по отцу", "дядя по матери". Нередко младшие называют дядей старшего, независимо от родства. Мачеха – не родная мать детям, вторая жена отца. Дети мужа от первого брака – мачехе пасынки и падчерицы. Отчим – не родной отец, отец по матери, второй муж матери. Отчиму дети его жены от первого брака – пасынки и падчерицы. Шурин, он же шуряк, шуряга – родной брат жены. Деверь – брат мужа. Деверь и золовка – для жены то же, что и шурин и свояченица для мужа. Золовка – сестра мужа. В некоторых местах так называют и жену брата. Свояченица – сестра жены, а муж ее – свояк. Свояками называют и двух мужчин, женатых на родных сестрах. Родство это считалось не очень надежным, поэтому говорили: "Два брата – на медведя, два свояка – на кисель". Ятровь (она же ятровица) – жена деверя. Но так зовут и жену шурина. Кум, Кума – крестные отец и мать. Они в духовном родстве не только между собою, но и относительно родителей и родичей своего крестника. То есть кумовство – это не кровное, а духовное родство. Есть и другие степени родства в русском народе, более отдаленные, о которых говорят, что это "седьмая (или десятая) вода на киселе". Порою в большой семье сами с трудом разбираются, кто кому кем доводится, и тут приходят на выручку производные от слова свои: свойственники, свойки, свойники. Свадебные суеверия Когда на брачующихся надевают венцы и священник говорит: "Венчается
раб божий такой-то", – то последний должен креститься и говорить тихонько: Во время венчания, когда под ноги подстилается полотно или платок, – то кто на него вперед ступит ногой, тот из новобрачных и будет "большим" в семейной жизни. Во время венчания замечают: у кого из брачующихся венчальная свеча скорее сгорит, тому прежде и умереть. Во время венчания ни жениху, ни невесте не следует смотреть друг на друга, а если же будут, а в особенности посмотрят в глаза, то не возлюбят друг друга или кто-нибудь изменит в супружеской жизни. Когда от венца молодую вводят в дом к свекру, то он и свекровь встречают новобрачных у калитки; первый из них дает молодой в руки скляницу с вином или с пивом, а последняя кладет потихоньку в пазуху новобрачной пирог и под ноги кидает хмель. Пирог новобрачные должны съесть пополам перед свадебным столом, на "особинке". Это делается для того, чтобы они жили всю жизнь сыто, в любви и согласии, а хмель рассыпается под ноги, чтобы жили век весело. Как за первым столом, так и за княжим, новобрачные должны свои ноги переплести или поставить нога на ногу – для того чтобы между ними не пробежала кошка, а то молодые будут жить несогласно, как кошка с собакою. Список используемой литературы: - "Берегиня" №1. Книга для семейного чтения. (Вып. 1. - М.: Либерия, 1998 г. - стр. 188) - "Современные праздники и обрядов народов СССР". (М., "Наука", 1985 г.) |
|
© 2010 |
|