РУБРИКИ |
Этнографическая психология |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Этнографическая психологияЭтнографическая психологиясмотреть на рефераты похожие на "Этнографическая психология"
1. Этнопсихология как наука. Предмет и методы Этническая психология – это междисциплинарная отрасль знания, изучающая и
разрабатывающая: 1) особенности психики людей различных народов и культур; Объектом исследования являются нации, национальности, национальные общности. Предмет – особенности поведения, эмоциональных реакций, психики, характера, а также национальное самосознание и этнические стереотипы. Изучая психические процессы у представителей этнических групп, этнопсихология применяет определенные методы исследования. Широко используется метод сравнения и сопоставления, при ктором строятся аналитические сравнительные модели, классифицируются и группируются этнические группы, этнические процессы по определенным принципам, критериям и признакам. Бихевиористский метод заключается в наблюдении за поведением отдельного индивида и этнических групп К способам исследования в этнопсихологие относят общепсихологические
методы: наблюдение, эксперимент, беседа, исследование продуктов
деятельности. тест. Наблюдение – изучение внешних проявлений психики
представителей этнических групп происходит в естественных жизненных
условиях (должно быть целенаправленным, систематическим, обязательное
условие - невмешательство). Эксперимент – активный метод. Экспериментатор
создает необходимые условия для активизации интересующих его процессов. Существует два основных ответвления этнопсихологии: этнологическая Ментальность – спектр социально-психологических явлений, отображающих
духовный мир человека или социальной общности, эпохи или этнокультуры. Дает
возможность анализировать психический состав людей в социальном,
политическом или этническом контексте. Ментальность охватывает различные
уровни социальных целостностей. В зарубежной литературе выделяют три
структурных компонента ментальности: эмоциональный (эмотивный), когнитивный Этническая ментальность проявляется в доминирующем настроении человека, в
характерных особенностях мировосприятия, в системе моральных требований,
норм, ценностей и принципов воспитания, в формах межличностных
взаимоотношений… Ментальность выступает целостным выражение духовных
направлений (не только религии и исксства), специфическим отображением
действительности, обусловленным процессом жизнедеятельностиэтноса в
определенном географическом, историческом или культурном пространстве. Изучая психические процессы у представителей этнических групп, этнопсихология применяет определенные методы исследования. Широко используется метод сравнения и сопоставления, при ктором строятся аналитические сравнительные модели, классифицируются и группируются этнические группы, этнические процессы по определенным принципам, критериям и признакам. Бихевиористский метод заключается в наблюдении за поведением отдельного индивида и этнических групп К способам исследования в этнопсихологие относят общепсихологические
методы: наблюдение, эксперимент, беседа, исследование продуктов
деятельности. тест. Наблюдение – изучение внешних проявлений психики
представителей этнических групп происходит в естественных жизненных
условиях (должно быть целенаправленным, систематическим, обязательное
условие - невмешательство). Эксперимент – активный метод. Экспериментатор
создает необходимые условия для активизации интересующих его процессов. Под национальным сознанием следует понимать «сознание принадлежности людей к нации». Это относительно устойчивая, осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о себе как о представителе определенной нации. …Язык… Этническое самосознание может также проявляться в виде осознания
субъектом своей этнической общности. Наблюдается эффект, напоминающий
приобщение человека к религиозным организациям. Осознавая себя членом какой-
нибудь этнической группы, человек подавляет в себе страх перед обществом в
целом… Члены данной группы представляются ему близкими людьми, на них
возлагаются личностные надежды индивида. Он чувствует себя уверенней и
ощущает «мнимую» поддержку. Национальные чувства – производное от национального самосознания чувство устойчивой привязанности к своей нации, к традициям, обычаям, культуре, быту, национальным и духовным ценностям. Формируется внутри этнической общности людей, занимающих общую территорию, ведущих сходный образ жизни, говорящих на одном языке. Под национализмом мы понимаем: 1) определенный комплекс этнопсихологических установок; 2) систему политических идей; 3) общественное движение. Национализм может выступать в различных формах, от беззаветного патриотизма, или готовности на жертвы во имя целой нации в целом, до крайней экстремальной формы, тесно связанной с милитаризмом, шовинизмом и фашизмом. Националистическая психология не возникает сама по себе и независимо от психологии национальной. Она базируется на национально-психологических образованиях, которые под влиянием политических интересов становятся предметом абсолютизации и превращаются в совокупность искаженных и упрощенных представлений о людях своей и других наций и народностей. Национальное самосознание включает в себя такой спектр чувств как: национальная гордость и любовь к родине, радость, переживаемая при восприятии объектов национальной культуры, эмоционально поддерживаемая убежденность в справедливости идеологических положений и политических шагов, которые выражают интересы национального развития и субъективно представляются как интересы своего народа. Этнической установкой является готовность личности воспринимать те или иные явления национальной жизни и межэтнических отношений и в соответствии с этим восприятием действовать определенным образом в конкретной ситуации. Э.У. фокусирует в себе убеждения, взгляды, мнения людей относительно истории и современной жизни этнической общности, ее взаимосвязей с другими народами, людьми иных национальностей. В своей структуре установка объединяет элементы эмоционального и рационального подхода к объектам при ведущей роли эмоционального начала. Всегда бывает либо негативной, либо позитивной относительно объекта… Субъективно всегда представляется ее носителю правильной и наилучшей. Формируется отдельными индивидами и подхватывается массами. Наличие установок на конкретный объект, сходных по направленности и по интенсивности их проявления, служит фактором, объединяющим людей на основе общей симпатии и антипатии. Установка изменяет внимание, восприятие, мнение и поведение людей в ситуациях, затрагивающих межнациональные отношения и связи. В психологии понятие стереотипа обозначает устойчивое, эмоциональное по своей природе психическое образование, в упрощенной форме отражающее некоторый достаточно сложный факт действительности. В основу этнического стереотипа обычно ложится какая-либо заметная черта внешности (цвет кожи, разрез глаз). Э.С. подразделяется на два вида: автостереотипы (мнения, суждения, оценки, относимые к данной этнической общности ее представителями. Как правило, содержат комплекс положительных оценок) и гетеростереотипы (совокупность оценочных суждений, выносимых о других народах представителями данной этнической общности). Этнический стереотип содержит в себе устойчивое ядро, определенный
комплекс представлений о внешнем облике представителей данного народа, о
его историческом прошлом. Особенностях образа жизни и пр. Кроме того Э.С.
содержит ряд изменчивых суждений относительно коммуникативных и моральных
качеств данного народа. Этнический стереотип – отражение прошлого и
настоящего, негативного и позитивного опыта взаимоотношения народов,
особенно в таких сферах деятельности как торговля, с/х, пр. Национальный характер – это сумма признаков, отличающая людей одной от людей другой национальности, комплекс физических и духовных качеств, который отличает одну нацию от другой. Это компонент психического склада нации, который определяется как система отношений конкретной этнической общности к различным сторонам окружающей действительности, закрепившаяся и проявляющаяся в устойчивых стереотипах мышления, эмоционального реагирования и поведения в целом. Национальные особенности заслуживают изучения не только ради познавательного, этнографического интереса. Знание этих особенностей помогает глубже вникать в сущность современных проблем, лучше понимать причину явлений и процессов, механику взаимодействия общественных и политических сил. Националистическая психология обладает устойчивостью и заразительностью. См. вопрос 7 Конфликт – это социальный процесс, в котором индивид или группа стремится
к достижению своих целей путем подчинения, устранения или уничтожения
другого индивида или группы, стремящихся к сходным или идентичным целям, Представители биологической теории и социал-дарвинизма: «законом жизни является борьба за существование, т.е конфликты необходимы...» - теория несостоятельна. Враждебность возникает под влиянием соответствующего воспитания и имеет определенные причины социального характера. Теория географических факторов связана с претензиями, обосновывающими историческую правомерность притязаний на ту или иную территорию… Причины возникновения – психологические, связанные с явлением Нация – исторически сложившаяся, устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющаяся в общности культуры. Общность языка – характерна, но не определяющая черта (англичане и американцы). Общность территории также не доминирующий признак (Польша в период разделов не имела государственной организации). Общность экономической жизни – не доминанта (интересы украинского инженера отличны от интересов немецкого). Осознание своей принадлежности к определенному политическому образованию как признак нации имеет право на существование, но не более того. Только наличие всех признаков образует понятие «нация». Под национальным сознанием следует понимать «сознание принадлежности людей к нации». Это относительно устойчивая, осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о себе как о представителе определенной нации. Наиболее существенным состоянием народа является язык. Настоящий национальный патриотизм заключается в осмыслении естественных
требований своей нации, критическом понимании требований общечеловеческого
прогресса. 15. Основные динамические характеристики этноса Этнос (этническая общность) – исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленных племенем, народностью, нацией. Близок к понятию «народ» в этнографическом смысле. Иногда им обозначают несколько народов одной этнолингвистической группы (русские, украинцы, белорусы, поляки – славяне). Этнос – не только ныне живущие, но и предки… Один из первых разработчиков определения этнической общности считает, что Внутри каждой этнической общности существуют определенные правила ее функционирования и жизнедеятельности, проявляющиеся в морали, культуре, обычаях. Это в целом формирует специфические особенности этноса, отличающие данный этнос от прочих. То есть можно в какой то степени рассматривать психику этнической общности, как психику отдельной личности и, отсюда, предполагать, что характеристика психики этноса будет распространятся и на всех лиц, составляющих эту общность. В однородной этнической среде проявляются индивидуальные психологические особенности ее членов, в то время как в мультиэтническом обществе более заметны этнические особенности психики отдельных индивидов. Этнические особенности психики отдельных народов необходимо рассматривать как результат функционирования совокупности культуры, обычаев, религии и морали данного этноса. Применение типологии личности К.Г.Юнга к этническим общностям, таким образом, описывает психические особенности этноса с точки зрения психологической оценки его культуры, религии, обычаев, морали. Концепция Юнга представляет собой отражение информационной модели сознательного и подсознательного уровня человека. Однако и общество обладает сознательным и бессознательным уровнем психики. Таким образом можно соотнести отдельный этнос с определенным психологическим типом. При этом сохраняется структурная модель: сознание (формируется общественным мнением); бессознательное (коллективное бессознательное, в которое входят, например, архетипы). При такой типологии можно отнести норвежцев, шведов, китайцев к
чувствующим интровертам, японцев – к интуитивным интровертам, африканцев –
к интуитивным экстравертам, арабов – к мыслительным интровертам, арабов –
к мыслительным экстравертам, англичан к ощущающим интровертам, французов к
чувствующим экстравертам и пр… Национальное сознание – это осознание себя членом определенной нации,
относительно устойчивая, осознанная, переживаемая как неповторимая система
представлений индивида о себе, как о представителе определенной нации. Этническое самосознание может также проявляться в виде осознания субъектом своей этнической общности. Наблюдается эффект, напоминающий приобщение человека к религиозным организациям. Осознавая себя членом какой- нибудь этнической группы, человек подавляет в себе страх перед обществом в целом… Члены данной группы представляются ему близкими людьми, на них возлагаются личностные надежды индивида. Он чувствует себя уверенней и ощущает «мнимую» поддержку. Этническое самосознание может также проявляться в моменты приобщения к
культуре своих предков. Попытка характеристики украинской психики была предпринята Чижевским в
его труде «Очерки по истории философии в Украине». По мнению Ч. к
характеристике национального типа существует три подхода: исследование
народного творчества; анализ ярчайших исторических эпох; характеритстика
наиболее значительных представителей данного народа. По этим трем
параметрам он делает вывод, что для украинцев характерны эмоциональность,
сентиментальность, чувственность и лиризм, наиболее ярко отражающиеся в
народной жизни и обрядах, своеобразии украинского юмора. Национальными
чертами (позитив) являются: трудолюбие, гостеприимность, стремление к
образованию, статичность в семейных отношениях, стремление к духовной
жизни, уважение старших, мужество, здоровый оптимизм, стремление к
независимости, универсальность.(Негатив) : взаимное непонимание, склонность
к анархизму, несогласованность между словами и делами, неопределенность,
обособленность, мечтательность, импульсивность, индивидуализм. (конативный) компоненты ментальности, их основные функции См. вопрос 3 Национальный характер – это сумма признаков, отличающая людей одной от людей другой национальности, комплекс физических и духовных качеств, который отличает одну нацию от другой. Это компонент психического склада нации, который определяется как система отношений конкретной этнической общности к различным сторонам окружающей действительности, закрепившаяся и проявляющаяся в устойчивых стереотипах мышления, эмоционального реагирования и поведения в целом. Национальные особенности часто проявляются в искусстве, особенно народном Характер каждого народа складывается на протяжении веков под влиянием
географических, климатических, социально-политических, экономических и иных
факторов. Конфликт – это социальный процесс, в котором индивид или группа стремится
к достижению своих целей путем подчинения, устранения или уничтожения
другого индивида или группы, стремящихся к сходным или идентичным целям, Психологические причины возникновения конфликтов чаще всего выступают в
виде этнических и национальных предрассудков и националистических
настроений. 1. Профилактика: не культивировать нац. предрассудки. На сегодняшний день приоритетными становятся аспекты национального возрождения. Данная приоритетность связан с практическим значением этнической психологии, обусловленным активизацией пассивного большинства населения, которое всегда помогает политической реакции одержать победу, а также в устранении торможений, препятствующих развитию стремления к свободе, которое возникает благодаря социально-политической ситуации в той или иной стране. Изучение особенностей этносов необходимо для анализа их деятельности,
воспитательной работы с ними, а также повышения уровня их деятельности,
развития, а также для организации цивилизованных отношений между народами. России и Украине Начало века сопровождалось активизацией многих идей, связанных с национальным вопросом. В частности идей о превосходстве наций и т.д. (Эти идеи в будущем, например, были приняты как политическая линия фашистской Германии.). Трудно представить последствия, к котрым могли привести ошибочные заключения этнопсихологов во время нового раздела мира на сферы влияния. Дискредитацию этнопсихологии в начале века следует рассматривать как своего рода временную необходимость, с одной стороны, и политическую необходимость с другой, так как политика советского государства предусматривала интернационализм, а попытки выделения особенностей одних народов вели бы к появлению идей «господствующих наций». Стереотип - обозначает устойчивое, эмоциональное по своей природе психическое образование, в упрощенной форме отражающее некоторый достаточно сложный факт действительности. В основу этнического стереотипа обычно ложится какая-либо заметная черта внешности (цвет кожи, разрез глаз). Могут формироваться под влиянием средств массовой информации. Это,
например, освещение какого-либо события с оценками и комментариями, которые
завершают формирование установки. Мнение СМИ продолжает усиливать свое
влияние на общество. Оно может переходить на личности, национальности,
обычаи, нравы… Возможности формирования СМИ стереотипов не ограничены как
по масштабу так и по силе. Мнение СМИ – авторитетно. Зомбирование,
вытеснение собственного мнения. Этноцентризм – совокупность массовых иррациональных представлений, являющихся психологическими образованиями массового сознания, о собственной этнической общности как о центре, вокруг которого группируются все остальные этнические группы, представляемые в виде конкретизированных упрощенных образов своего народа. На уровне индивида этноцентризм приводит к национальной и этнической
замкнутости, к обострению чувствительности и повышению ранимости психики,
когда речь идет о национальной или этнической группе. 29. Методологические принципы этнопсихологии и общая характеристика ее основных методов См. вопрос 4 30. Пути преодоления националистических чувств Националистические настроения – это частный случай предметно- ориентированных общественных настроений, для которых свойственны эмоциональный характер, импульсивность и динамичность. Являются продуктом отражения всей системы экономических отношений как непосредственно, так и опосредованно – через идеологию и политику. Направленные на этническую или национальную общность они могут стать националистическими или патриотическими. |
|
© 2010 |
|