РУБРИКИ

Факторы формирования НГП и комплекс трусости у женщин

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Факторы формирования НГП и комплекс трусости у женщин

Факторы формирования НГП и комплекс трусости у женщин

Факторы формирования НГП и комплекс трусости у женщин

Марина Белокурова

По роду своей деятельности я занимаюсь оказанием психологической помощи, в том числе женщинами в состоянии хронического стресса. Одной из проблем, с которой я очень часто сталкиваюсь в своей практической работе, является деструктивное развитие женской и мужской идентичности. Практически каждой первой клиентке мне приходиться рассказывать о том, что такое женщина. Об этом не задумываются ни молодые восемнадцатилетние девушки, ни зрелые шестидесятилетние женщины.

В начале моего выступления мне бы хотелось привести несколько цифр, связанных с нашей историей. В 1016 году в России был составлен первый правовой документ - правовое уложение Ярослава Мудрого, в соответствии с которым замужняя женщина не имела права выйти на улицу неодетой, неопрятной, без головного убора. Простоволосая женщина считалась "вредной" для окружающих, то есть наносящей колоссальный урон обществу. Человек, посмевший сорвать с головы женщины платок, подвергался огромному штрафу в 40 гривен. Если перевести эту сумму на современные деньги с учетом того, что одна гривна равнялась 200 граммам чистого серебра, то его размер составит примерно 40 тысяч долларов. Суровость наказания связана с тем, что после такого инцидента женщина считалась опозоренной и обесчещенной на все времена.

В XIV-XV веке вышло новое постановление, запрещающее все разводы. Взамен женщину можно было сослать в монастырь. Естественно, этим пользовались очень многие мужья всех сословий с целью завладеть приданым жены. Женщина могла быть сослана за то, что она просто не нравилась своему мужу. Например, если он считал, что она некрасива, не так выглядит, не так ходит, не так разговаривает. В случае если женщина оказывалась бесплодной, мужу даже предписывалось поступить с ней подобным образом. XVI век был ознаменован появлением российского просвещения. В период царствования Ивана IV был создан такой великий труд как Домострой. Я вам зачитаю одну-единственную цитату: «В случае непослушания очень рекомендовано не бить жену палкой в глаз или в ухо, дабы не оглохла и не ослепла, а за великое и страшное ослушание сними рубашку и плеткой вежливенько побей, да не перед людьми, а в укромном месте, наедине ее поучи». Можно сказать, что это был первый российский правовой документ, регламентирующий меры наказания, применяемые к женщине.

В соответствии с уложением 1649 года жена была полностью подчинена мужу. Убийство жены грозит мужчине всего лишь церковным покаянием и небольшим денежным штрафом. Но женщину, за то же самое деяние, ждало куда более суровое наказание. До конца XVII века ее закапывали в землю по шею, где она заканчивала свою жизнь в страшных мучениях. Только Петровские времена принесли русским женщинам некоторые послабления. Петр I был первым государем, который запретил ссылать жен в монастырь. В случае ослушания женщин отправляли на Прядильный двор, где они должны были провести остаток дней, работая у станка на тяжелой мануфактуре. Такая практика продолжалась вплоть до 1917 года. И только в 1920 году российское феминистическое движение начало набирать обороты. Этот момент можно считать первой страницей в истории восстановления прав женщин. Таким образом, женское движение в России насчитывает всего лишь какие-то 80 лет, но за это незначительное в историческом аспекте время сделано уже очень много. Достаточно сказать что, когда я зачитывала тот же самый материал моим студентам третьего курса, они просто потеряли дар речи. Услышанное произвело наибольшее впечатление на женскую часть аудитории, поскольку эта информация вступала во внутренний конфликт с их ощущением реальности.

Как я уже сказала, по роду своей деятельности я занимаюсь практической психологией. Ко мне на консультации в основном приходят женщины. Это связано с очень многими причинами, главная из которых - условия современной реальности. Мы привыкли говорить о том, что живем в эпоху перемен. Для большинства из нас это значит, что как минимум 30 лет мы просто выживаем. Неизвестно, сколько еще продлится этот период. По мнению большинства политологов, наше сегодняшнее положение можно охарактеризовать одним словом - аномия. Этот термин был придуман в начале XX века для объяснения серии социальных самоубийств. Современное российское государство вошло в такой период развития, когда предыдущие правовые нормы уже не действуют, а новые еще не узаконены. В переходный период мужчины, как правило, находятся в некоторой растерянности. Социальная и биологическая роль заставляет их завоевывать мир, ошибаясь и принимая неверные решения. У женщины нет право на ошибку. Она не может перестать выполнять свои ежедневные обязанности, потому что на ней лежит ответственность за благополучие детей. Поэтому очень часто женщина соглашается на любую работу, в не зависимости от того, соответствует ли она ее природным наклонностям. Она мать, и этим все сказано. В то же время, для детей тех женщин, которые целиком отождествляют себя с материнской функцией, очень велика вероятность принятия ответственности за нерешенные ей жизненные задачи. Именно об этом я напоминаю тем моим клиенткам, которые не до конца готовы к целенаправленной работе с психологом. Как говорят наши американские коллеги: «Если вы не хотите, чтобы ваши дети пылесосили за вас, научитесь решать свои проблемы сами». Иначе они будут видеть за вас те сны, которым вы не сочли возможным уделить достаточного внимания. Переходя к практическим инструментам снижения остроты проблемы НГП, я хотела бы остановиться на методах работы с трансгенерационным синдромом в рамках семейной истории. Тот небольшой экскурс в наше прошлое, начиная с 1016 года, который я сделала в начале своего выступления, был отнюдь не случаен. Можно сказать, что оно и сейчас остается с нами, в первую очередь, в историях наших семей. В рамках своей психотерапевтической деятельности я работаю с так называемым "синдромом предков", который означает передачу определенного позитивного, либо негативного опыта сквозь поколения. Термин трансгенерационный включает в себя два слова: "trans" - сквозь, "generation" - поколение. Одним из методов работы с трансгенерационным синдромом может быть так называемая семейная расстановка или констелляция. В этих целях также может быть использован метод геносоциограммы, или психогеносоциограмма, который помогает облегчить переживания человека благодаря происходящему логическому инсайту.

Вот всего лишь один пример из моей практики. Моей клиенткой была разведенная женщина 34 лет. Муж ушел от нее сразу после рождения второго ребенка. Женщина находилась в состоянии хронического стресса, поскольку ее бывший супруг, прекрасно зарабатывая и живя в соседнем доме, ни разу не помог своим детям. Большинство так называемых "нормальных" людей, скажет, что это ужасно. Удивительно другое, несмотря на вопиющие факты, моя клиентка считала своего бывшего мужа самым прекрасным человеком на земле. Ее убеждение не являлось следствием какой-либо психиатрической патологии. Просто степень иллюзии была настолько велика, что никакие доводы разума не могли ее разрушить. Встречая своего бывшего мужа на улице, моя пациентка чувствовала себя Золушкой, увидевшей своего принца. После непродолжительного периода работы я предложила ей сделать геносоциограмму. Мы взяли огромный лист бумаги и прописали историю всех членов ее семьи, которых она смогла вспомнить. В результате мы увидели, что в ее семье из поколения в поколение по женской линии передается одна и та же навязчивая установка: любовь - это безумство; если это не так - это ничего не стоит. Детские годы моей клиентки прошли в достаточно стесненных обстоятельствах, поэтому она решила, что ее будущий муж должен быть человеком, состоявшимся во всех отношениях. Что бы он потом ни делал, для нее он оставался лучшим. Когда моя клиентка проанализировала свою геносоциограмму, она поняла, что, начиная с прабабушки, подобные заблуждения путешествуют в ее семье из поколения в поколение. Только тогда она смогла найти в себе силы признать, что ее муж является полным ничтожеством. Этот пример наглядно показывает, что все сказанное психологом, как правило, не срабатывает на уровне логики. В полной мере на клиента может воздействовать только целостный, холистический инсайт, который включает в себя эмоциональную, коннотивную и катарсическую компоненты.

Не менее травмирующим фактором, произрастающим из нашего прошлого, является так называемая «семейная тайна». Ребенок, выросший в подобной атмосфере, не может адекватно воспринять реальность. Ему говорят одно, но не может в это поверить, потому что чувствует, что от него что-то скрывают. Тогда вся информация, связанная с травмирующими моментами семейной истории, прячется глубоко в подсознании с пометкой «страшно». Обычно семейная тайна связана с глубокими эмоциональными переживаниями других членов семьи. Очень часто такие истории могут повторяться из поколения в поколение. Один раз ко мне обратилась женщина с удивительным жизненным опытом. В ее семье было пятеро братьев и сестер, все они на сегодняшний день состоят в удачном браке. Но в свое время мать моей клиентки решила организовать нечто подобное частному семейному детскому дому и взяла на воспитание еще девять чужих детей. Родные дети не смогли ее понять, и матери пришлось жить со своими приемными детьми, в то время как родные остались с отцом. В момент обращения моей клиентке было 35 лет. Более глубокое погружение в историю ее семьи вскрыло удивительные вещи. Оказалось, что после Великой Отечественной войны ее дед, уже пожилой человек, захотел взять в жены ее бабушку, совсем молодую девушку. В силу своего возраста она не смогла адекватно ответить на чувства зрелого мужчины. Однако семья принудила ее выйти замуж, получив взамен большой надел земли. Это была некая жертва, которая позволила им спастись от голода. Затем у этой девушки родилась дочь, будущая мать моей клиентки. Но молодая девушка не могла воспитывать своего ребенка, потому что ей хотелось совсем другой, веселой жизни. В то же время дедушка моей клиентки свято верил в том, что после завершения войны все должно наконец-то наладиться. Он был председателем колхоза и считал, что совместная жизнь в коллективе является той моделью социального рая, к которой он так давно стремился. Однажды, когда он сделал замечание своей молодой жене о том, что она не умеет ухаживать за ребенком, та бросила ему в ответ: «Это вообще не твой ребенок». В результате мужчина умер от разрыва сердца, и молодая вдова почувствовала на себе двойной груз ответственности. С одной стороны она лишила своего мужа возможности создать рай земной, ради которого он выжил на войне. С другой - она стала некой священной коровой, принесенной в жертву ради выживания ее собственной семьи. Спустя поколение мать моей клиентки, сама не зная почему, решила организовать некое подобие колхоза в форме частного детского дома. Когда ее дети узнали об этих обстоятельства, они простили свою мать, но это был очень тяжелый процесс. Таким образом, констелляция и выстраивание геносоциограммы являются практическими инструментами психолога, которые позволяют работать на личном предсознательном уровне. Это тот пласт бессознательной реальности, который содержит огромную информацию о наших глубоко скрытых комплексах, обидах и страхах.

В моей практической работе я сталкивалась с еще одним очень интересным явлением, так называемом синдром годовщины. Обычно он срабатывать, если ребенок с детства идентифицирует себя с какой-либо значимой для его семьи фигурой. Это может быть его бабушка, или прабабушка, которая тяжело заболела и умерла в раннем возрасте. Обычно, взрослея, человек забывает об этом событии, но по мере приближения роковой даты он без видимых на то обстоятельств начинает болеть и чахнуть. В этом случае, для того чтобы избежать самых печальных последствий, необходимо провести определенную работу по прояснению того, чья фигура стоит за свалившимися на человека напастями. Однако нужно отметить, что синдрому годовщины в равной степени подвержены как мужчины, так и женщины.

Вторая половина моего доклада будет посвящена комплексу трусости женщин в мегаполисе. Это совершенно официальное понятие, которое означает нежелание работать со своими проблемами и страхами. Основная причина появления комплекса трусости заключается в деструктивном развитии женской идентичности. Особенно остро эта проблема стоит в условиях мегаполиса, потому что жительницы города чаще, чем другие женщины выполняют несвойственные им функции. В соответствии с Юнгианской моделью личности у каждого мужчины внутри есть женская часть психики, называемая anima, и у каждой женщины - мужская, называемая animus. Все очень хорошо знают утверждение: «мужчины и женщины - очень разные люди». Удивительно другое, за годы моей работы я проконсультировала тысячи женщин. Но ни разу ни одна из моих клиенток не смогла аргументировано объяснить, в чем разница между женщиной и мужчиной, как отличается их история развития, почему они находят разные пути высвобождения излишней агрессивности, тревожности и мнительности. Я считаю, что основы этих знаний должны закладываться начиная с первых классов школы. Я бы очень порадовалась, если бы в начале года в каждом учебном заведении очень громко говорили по радио: «Дорогие друзья, никогда не называйте женщину некрасивой, никогда не говорите мальчикам, что они ничего не достигнут». Это те два табу, которым нужно учить наших детей, пока они ее маленькие и восприимчивые к новой информации, потому что потом они будут очень упорно сопротивляться этому знанию. Развиваясь, женщина, как правило, проходит период взаимодействия со своей маскулинностью. В результате она приобретает такое качество как мужественность или в худшем случае мужеподобность. Это обязательный этап развития, благодаря которому женщина учиться быть женщиной. Обычно он приходиться на период окончания первой романтической влюбленности.

Я бы хотела упомянуть еще об одном инструменте практической психологии, который сейчас начинает все более активно использоваться во всем мире. Иногда его называют Bible therapy, иногда мифодрама. Во всем мире психологи приходят к выводу, что современный человек все более утрачивает связь со своими корнями. Даже по тому, какие сказки предлагаются нашим детям с экранов телевизоров и страниц книг, можно судить, как далеки мы сейчас от той культуры, которая нас породила. Мифодрама - это как раз тот новый инструмент, который дает возможность очень глубокого переживания на уровне коллективного бессознательного. Bible therapy - это работа с библейскими сюжетами, библиотерапия - с книжными. Если при работе с книжными сюжетами активизируется уровень личных комплексов, то в случае мифических сюжетов задействуются гораздо более глубокие пласты психической реальности. В Англии создана ассоциация сэра Оливера, которая работает с Шекспировскими сюжетами. После курса мифодрамы его участники, как правило, очень успешные бизнесмены, становятся значительно более реализованными и как мужчины, и как руководители крупных компаний. Это происходит потому, что Шекспир дает возможность развить в себе качества харизматического лидера, способного вести за собой массы.

Российские психологи также работают с мифодрамой. Ряд сюжетов классической греческой драмы чрезвычайно эффективен для правильного формирования женской идентичности. Один из таких сюжетов - миф о Психее, женщине, которая проходит путь от юной прелестной девушки к зрелой женщине, и, обладая своим анимусом, не старается победить мужчину. На этом пути ей приходиться выполнить четыре очень сложные задачи, за которыми скрывается глубочайший символический смысл. В начале она должна перебрать зерно, как символ кропотливой женской работы. Это тот муравьиный труд, который может выполнить только женщина, и который ни в коем случае не должен быть навязан мужчине. Второе задание заключалось в том, чтобы собрать золотое руно диких баранов. В первом приближении дикие бараны могут трактоваться как мужчины, которых необходимо победить. Это не совсем так. Маскулинная сущность современного общества заставляет женщину использовать мужские стратегии достижения успеха. При этом женщины часто забывают о том, что у них есть свои собственные резервы внутренней силы, такие как женская хитрость. В случае рассматриваемого нами мифа Психее нужно было дождаться, когда бараны заснут, и собрать оставшееся на кустах руно. Третье задание Психеи заключалось в том, чтобы набрать воды из Стикса, реки жизни и смерти, к которой нельзя приблизиться. В данном случае Стикс олицетворяет огромный поток событий современного мира, за которыми невозможно уследить, находясь в его эпицентре. Для этого у женщины есть еще один природный дар - это умение охватить всю перспективу целиком и вычленить из нее именно ей данный шанс. Символика кувшина воды говорит о том, что результат может быть очень мал. Но в этой способности выбрать наиболее подходящий момент и сделать именно то малое, что принесет успех в личностном развитии, и заключается огромная женская сила. Последним заданием Психеи было спуститься в подземное царство Персефоны и забрать у нее склянку с волшебным эликсиром амброзии. На символическом уровне это означает прикосновение к мистическому миру женского подсознательного волшебства. Можно сказать, что возможность полноценного развития этих качеств появилась у женщины совсем недавно. Долгие годы женщину ставили перед жестким выбором: либо она оставалась в миру, и жила сугубо практическими интересами, либо уходила в монастырь и занималась своей духовностью. Современная женщина имеет возможность двигаться и в том, и в другом направлении. Она может оставаться в семье, заниматься профессиональной деятельностью, одновременно развивая свой внутренний мир. Только сочетание всех этих качеств может сделать жизнь женщины по-настоящему красивой и полноценной.

В заключение своего выступления мне хотелось бы сказать о том, что практическая работа психолога сопряжена с большими сложностями, в том числе с накоплением хронического стресса. Но мне удается преодолевать это состояние, поскольку я знаю, что моя работа имеет огромный смысл. Я думаю, что накопленный нами практический опыт в какой-то момент позволит перевести его количество в качество. Прежде всего, я имею в виду возможность создания сети по оказанию психологической помощи, способной противостоять тому давлению, которое связано с особенностями развития современного общества.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.apollina.ru/




© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.