РУБРИКИ |
Феномен Зейгарник |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Феномен ЗейгарникФеномен ЗейгарникСодержание: 1. Зейгарник-эффект. 2. Воспоминания Б.В.Зейгарник о юности. 3. Годы работы с К.Левином. 4. Время тяжёлых испытаний для Б.В. Зейгарник. 5. Научная деятельность Блюмы Вульфовны. 6. Создание научных основ патопсихологии. 7. Внутренний мир Зейгарник. 8. Практическая деятельность Б.В. Зейгарник. 9. Загадка феномена личности Б.В. Зейгарник. 1.Зейгарник-эффект. В 1927г. На отделении психологии философского факультета Берлинского
университета была защищена дипломная работа. Руководитель – известный уже в
те годы психолог Курт Левин. Тема – «О запоминании завершённых и
незавершённых действий», а имя дипломницы – Блюма Вульфовна Зейгарник. В
работе показывается, что незавершённые действия запоминаются почти в 2 раза
лучше, чем завершённые; в основе этого явления, как было доказано в
исследовании, лежит актуальная потребность (квазипотребность, по К.Левину). Личность Б.В. Зейгарник – ярчайший психологический феномен, заслушивающий особого изучения. Жизнь Б.В.Зейгарник, её творческая научная и клиническая деятельность достойны восхищения и могут стать образцом для подражания. Мы надеемся, что эти несколько отрывочные заметки позволят восстановить живой образ Б.В. Зейгарник. 2. Воспоминания Б.В.Зейгарник о юности. Б.В. Зейгарник прожила долгую и трудную жизнь. Она родилась 9 ноября 3. Годы работы с К.Левином. Блюма Вульфовна с её интересом к внутреннему миру человека довольно скоро нашла себе учителя психологии. Им стал К.Левин. В те годы его психологическая теория была ещё в стадии становления. Сам К.Левин, не намного старше своих учеников, был для них не только учителем, но с другом- единомышленником. Б.В. Зейгарник вспоминала, что общение с К. Левином отличалось оп стилю от того, что было принято в научно-академических кругах того времени. Человек с общительным, живым характером., К.Левин вовлекал своих учеников в особую «игру-поиск», делая часто предметом исследования непосредственные житейские наблюдения над людьми.. Так, его семинары часто проходили в кафе за чашечкой кофе. В частности сам феномен запоминания незавершённых действий был «подсмотрен» им именно в этой ситуации. Он обратил внимание (вспоминала Б.В.) на то, что официант прекрасно помнит заказ каждого посетителя. К.Левин попросил официанта назвать, не заглядывая в книжечку что заказал тот или иной посетитель. Официант, не задумываясь, воспроизвел содержание всех заказов. Когда же речь зашла о выходящих из кафе посетителях, он не смог назвать ни одного заказа. «Они ведь уже расплатились», - ответил он. Следовательно, заключает Левин, у него уже нет потребности помнить, напряжённая динамическая система – квазипотребность – иссякла. Умение всматриваться в обыденную жизнь, видеть за её мелочами глубокие психологические «корни», по-видимому, в значительной степени развилось у Б.В. Зейгарник именно в годы работы с К.Левином; в течение всей последующей жизни она совершенствовала эти навыки, опираясь на данные наблюдений в своей исследовательской работе. Особая атмосфера дружелюбия, взаимопонимания, товарищества объединяла вокруг Левина его учеников, была питательной средой для их совместного творчества. После защиты диплома Блюма Вульфовна продолжала работать в группе 4. Время тяжёлых испытаний для Б.В. Зейгарник. 30-е годы – время тяжёлых испытаний для Блюмы Вульфовны. В стране
нарастала волна репрессий. Преждевременная смерть Л.С. Выготского, как
считала она, была ускорена именно этими событиями. Не обошли испытания
стороной и Блюму Вульфовну. В 1938 году был арестован её муж, она осталась
одна с малолетним сыном, второй её сын родился вскоре после ареста мужа. 5.Научная деятельность Блюмы Вульфовны. В годы Великой Отечественной войны, эвакуировавшись из Москвы, Блюма В послевоенные годы Блюма Вульфовна работала в НИИ психиатрии МЗ В то же время Б.В.Зейгарник начинает читать курс патопсихологии
сначала на отделении психологии философского факультета МГУ, затем (с 1966) Блюма Вульфовна принадлежала к тому поколению, на долю которого выпало
несколько небывлых по тяжести войн, российская революция со всеми её
социальными последствиями, тоталитаризм, репрессии. Колесо истории оставило
глубокие следы (вернее, раны) на её судьбе. Это не могло не наложить
отпечаток на её личность и общее мироощущение. Какой она была в молодости,
в период её работы в Берлине у К.Левина, мы уже не узнаем никогда. Был ли реализован в полной мере её собственный человеческий потенциал? В чём же загадка личности Б.В. Зейгарник – как особого психологического феномена? Вот некоторые штрихи к её портрету. При подготовке данной публикации мы обращались ко многим людям,
знавшим её, с вопросом: «Что, как вам представляется, была главным в
личности Блюмы Вульфовны?» Наиболее часто мы слышали в ответ: «мудрость», Все, кто знал Б.В. Зейгарник, единодушно отмечают, что она была человеком талантливым, выдающейся личностью, для которой порядочность являлась главным критерием в оценке людей. 6. Создание научных основ патопсихологии. Вся её жизнь была подчинена идее создания научных основ новой области знания – патопсихологии. Все свои творческие силы, энергию, ум, она направляла на то, чтобы отстоять (часто в дискуссиях с коллегами- психиатрами) предметную автономию данной области науки и практики. Психологию она понимала как науку гуманитарную, опирающуюся на систему
наук о человеке и обществе. Попытки биологизации, математизации и т.д.
психологии принимались ею с резкой критикой, рассматривались как грубый
редукционизм, как игнорирование собственно психологического предмета
исследования. Патопсихология для Б.В. Зейгарник – ветвь психологии (но не
медицины, не психиатрии); она изучает закономерности распада психики при
душевных заболеваниях, опираясь на знание закономерностей психического
развития в норме. В соответствии с таким пониманием предмета патопсихологии
она выделила и описала особый класс психологической феноменологии,
качественно отличающейся от психиатрической (психопатологической), это
психологические феномены нарушений познавательной деятельности при
психических заболеваниях (патология мышления, памяти, восприятия и т.д.),
нарушений личности и эмоционально-волевой сферы больных. Ею создана новая
систематика данных феноменов, основанная на психологических критериях. Все работы Б.В. Зейгарник в области патопсихологии несут на себе
отпечаток её неординарной личности. Их отличает широкая гуманитарная и
гуманистическая направленность. Тезис о единстве теории и практики никогда
не был для неё простой декларацией. Научные обобщения рождались в
практической работе с больными и сразу же находили своё воплощение в
решении повседневных прикладных вопросов психиатрической клиники Проблема соотношения интеллекта и аффекта, одна из центральных для
психологии и до настоящего времени, была наиболее важной для Б.В. 7. Создание научных основ патопсихологии. Внутренний мир Зейгарник. Блюма Вульфовна была человеком долго длящегося развития. Вспоминается
в этой связи слова И.А. Буница, сказанное им о Чехове: «Всю жизнь росла
душа его». Эти слова в полной мере можно отнести и к Б.В. Зейгарник. Как человек гармоничного склада, она всегда с настороженностью и недоверием относилась ко всякому «созданию» в развитии человека, излому, искажению. В своей обыденной жизни, профессиональном сотрудничестве она старалась избегать людей с личностными изъянами, дисгармонией, эмоциональной «несобранностью», т.е. с тем, что психологи называют комплексом неполноценностью. Масштабные жизненные цели могут быть воплощены в жизнь только
человеком с сильным, стойким характером. Таким характером и обладала Блюма Рано проявившийся интерес к человеку, ум, наблюдательность, интуитивность в сочетании с высоким профессионализмом психолога-клинициста делали Б.В. Зейгарник человеком проницательным, понимающем саму суть другого человека, даже при первом взгляде на него. Зная эту её способность часто просили её просто посмотреть на какого- то человека или побеседовать с ним и сказать своё мнение о нём. Её оценки всегда были лаконичны и в дальнейшем, как правило, подтверждались. Сама же она, будучи человеком доброжелательным, иногда изменяла свои первоначальные оценки (например, в сторону их «смягчения»); в ряде же случаев замечала при этом: «а всё таки первый взгляд самый точный». Вслед за врачами прошлого, для которых при оценке человека было важно всё: походка, речь, взгляд, рукопожатие и т.д., Б.В. Зейгарник также считала важными все эти внешние проявления, умела их увидеть, оценить и создать психологический портрет человека. Этому она учила и студентов- психологов, молодых специалистов, своих сотрудников. Обращенность к людям, желание понять человека – одна из главных черт Интерес ко внутреннему миру человека (и здорового, и больного), видимо, и побудил её в молодости – «эксперимента ради» - принять однократно наркотик. Она, рассказывая об этом, замечала, что было интересно испытать на себе, пережить то, что чувствуют люди в случае психической болезни: галлюцинации, изменённое восприятие себя и мира вокруг. Всё1 то, что она испытала при этом, Б.В. Зейгарник записывала, сопроводив описание, видимо, интересными комментариями и интерпретацией. Однако эти записи были изъяты у неё при аресте мужа вместе с другими материалами и пропали в КГБ. Лёгкость вступления в контакт с любым человеком – ребёнком или
взрослым, больным или здоровым – одна из характерных особенностей Блюмы При такой обращённости к людям, казалось бы, и сам человек «открыт»
людям. Нет, она была человеком «закрытым», о её внутреннем мире знали лишь
немногие люди (может быть только С.Я. Рубенштейн). Говорить о себе не
любила. На прямые вопросы отвечала шуткой: «Это я Вам оттуда напишу» Сама Блюма Вульфовна в полной мере владела искусством саморегуляции. Б.В. Зейгарник не были свойственны самодовольство, самомнение, амбициозность. При всей мягкости и доброжелательности в общении в ряде случаев отвечала твёрдо, категорично. Не любила ханженства, мелочности, необязательности в людях. Её раздражали глурость, ограниченность, нечуткость. Говорила например: «Как Вы можете общаться с Х.? С нею хорошо только чай пить». Любила ум, чувство юморы в людях, с нежностью относилась к ним, когда эти качества сопровождались моральной чистотой и человеческой надёжностью. Сама она была человеком с тонко развитым чувством юмора. Умела посмотреть на себя со стороны и увидеть смешное прежде всего в своём поведении. В этих отношениях с близкими ей людьми использовала только систему им понятных знаков, что упрощало взаимодействие, наполняло общение иронией, шутливым смыслом. Часто при этом брались ключевые слова или фразы из полюбившейся ей анекдотов или художественной литературы. Например, обсуждая вопрос о необходимости убеждения какого либо административного лица, говорила: «Осталось только уговорить графа». Или, характеризуя человека: «Это не Выготский… Летает, но не очень низко». Блюма Вульфовна всегда внимательно вслушивалась в оценки и мнения своих сотрудников, учеников. Они были интересны ей, так как открывали ей самих говорящих. «Что это за человек?» - этот вопрос можно было иногда прочитать в выражении её глаз, лица, позе. Знала возможности и потенциал каждого. Радовалась успехам своих учеников. 8. Практическая деятельность Б.В. Зейгарник. Сама Блюма Вульфовна была необычайно изобретательна в работе с
больными. Каждый, кому приходилось работать с психически больными, хорошо
знает, как трудно иногда привлечь внимание больного, заставить его
выполнять самое простое задание. Она делала это с большим мастерством:
могла «разговорить» депрессивного больного, стимулировать активность у
заторможенного пациента. Организовать целенаправленную деятельность
больного, находящегося в маниакальном состоянии или одержимого бредом. Когда теперь мы читаем в её книгах о том, что можно найти
психологический подход к любому человеку, понимаем – это не пустые слова. Блюма Вульфовна прекрасно знала психиатрию и поэтому могла профессионально точно общаться с психиатрами на их языке. Они знали об этом и высоко ценили не только как психолога, но и как клинициста. Часто замечали своим ученикам, что, работая в пограничной области знания (а именно такой является патопсихология), нельзя не знать достижений этой смежной области. Требовала от своих учеников и сотрудников знания психиатрии и других клинических дисциплин. Выступала против использования категорий психопатологии для характеристики здоровых людей, в особенности творческих личностей. Замечала: «Вот говорят о человеке – шизоид, элилептолог,… Что нового открывает это о нём?» Использование психиатрических «ярлыков» (как называла это Б.В.) Создаёт у психологов иллюзию нового знания. 9. Загадка феномена личности Б.В. Зейгарник. Блюма Вульфовна была широко образованным человеком. Круг её гуманитарных интересов был разнообразен, её познавательная активность оставалась высокой даже в последние годы жизни. Она в совершенстве владела немецким языком, знала немного английский и французский (читала), понимала по-польски. Вся новейшая психологическая литература становилась предметом её пристрастного обучения. Не случайно уже в последнее десятилетие жизни ею был создан новый лекционный курс «Теории личности в зарубежной психологии», привлекавший большое количество слушателей. Вопрос о преемственности научного знания (как и преемственности культуры в целом) был для неё важнейшим. Только непрерывность научных (и шире – культурных) традиций, как утверждала Б.В. Зейгарник, может обеспечить глубину и высокое качество познания. Круг постоянного чтения Блюмы Вульфовны был обширен. Литература по
философии, искусству, мемуаристика, классическая и современная
художественная литература неизменно находились на её рабочем столе. Особое пристрастие Б.В. Зейгарник обнаруживала в последние годы к
современной художественной литературе. Любила прозу «деревенщиков» О личности Блюмы Вульфовны Зейгарник мы знаем, казалось бы, очень много. Вместе с тем загадка остаётся. Разгадать её трудно нам – современникам и ученикам Блюмы Вульфовны. Ещё труднее сделать это нашим потомкам: поколение, к которому она принадлежала, редко оставляло архивы, дневники, письма. Загадка феномена личности Блюмы Вульфовны Зейгарник ещё долго будет волновать исследователей её творчества. Список литературы. . Б.В. Зейгарник «Патопсихология», М.,2000 г. . А.Р. Лурия «Травматическая афазия», М., 1969 г. . Рубинштейн С.Я. «Экспериментальные методики патопсихологии». М., 1970 г.
|
|
© 2010 |
|