РУБРИКИ

Феноменология лидерства и особенности процесса выгорания

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Феноменология лидерства и особенности процесса выгорания

Овладение умениями и навыками саморегуляции. Овладение такими психологическими умениями и навыками, как релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь, способствует снижению уровня стресса, ведущего к «выгоранию». Например, определение реальных целей помогает сбалансировать профессиональную деятельность и личную жизнь. Определяя реальные цели, следует находить время и для работы, и для личной жизни, что будет способствовать предотвращению «выгорания».

Сохранение положительной точки зрения. Найдите людей, которые обеспечат социальную поддержку и, следовательно, помогут сохранить положительную точку зрения в отношении ваших действий.

 

Контроль эмоций, возникающих после завершения намеченной работы.

Большинство лидеров знают, как важно уметь контролировать чувство тревожности и напряженности при решении профессиональных задач. Но завершение работы не всегда устраняет сильные психологические чувства, особенно если работа не принесла нужных результатов. Эмоции часто усиливаются и проявляются в ссорах с коллегами и подчиненными или, наоборот, в депрессии, которая приводит к выгоранию.
         Поддержание хорошей спортивной формы. Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь. Хронический стресс воздействует на организм человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую спортивную форму с помощью физических упражнений и рациональной диеты. Неправильное питание, увеличение или снижение массы тела отрицательно влияют на уровень самооценки и способствуют развитию синдрома выгорания. Когда вы испытываете определенный стресс, попытайтесь сохранить хорошую спортивную форму, что поможет вам остаться устойчивым и психически.



         В ходе нашего исследования было протестировано 30 человек в возрастной группе от 17 до 57 лет. По методики профессионального выгорания.

         Методика имеет три шкалы:

- психоэмоционального истощения (ПИ)

- личностного отдаления (ЛО)

- профессиональной мотивации (ПМ)

         Количественная оценка «профессионального выгорания» по каждой из шкал осуществляется путем подсчета общего количества баллов по каждой из шкал и суммарного подсчета баллов по всем шкалам.

          

Психоэмоционального истощения (ПИ) – процесс исчерпывания эмоциональных, физических, энергетических ресурсов профессионала, который работает с людьми. Истощение проявляется в виде хронической физической и эмоциональной усталости, равнодушия, холодности по отношению к людям, в виде депрессии, раздражения.


Личностного отдаления (ЛО) –










Таблица 1.

Представленность фаз и выраженность симптомов СЭВ у испытуемых.

Фаза



1 группа

2 группа

3 группа

всего



чел.

%

чел.

%

чел.

%

чел.

%

симптомы







"Напряжения"

1

"переживания психотравмирующих обстоятельств"









сложившийся

15

37,5

6

15,0



21

52,5

складывающийся



3

7,5



3

7,5

2

 "неудовлетворенности собой":









сложившийся

2

5,0

1

2,5



3

7,5

складывающийся

11

27,5

6

15,0

1

2,5

18

45,0

3

"загнанности в клетку":









сложившийся

6

15,0

4

10,0



10

25,0

складывающийся

6

15,0

4

10,0



10

25,0

4

"тревоги и депрессии":









сложившийся

9

22,5

1

2,5



10

25,0

складывающийся

2

5,0

3

7,5

2

5,0

7

17,5










"Резистенции"

1

"неадекватного эмоционального реагирования"









сложившийся

12

30,0

1

2,5



13

32,5

складывающийся

4

10

7

17,5



11

27,5

2

"эмоционально-нравственной дезориентации"









сложившийся

7

17,5


0,0



7

17,5

складывающийся

4

10,0

4

10,0

1

2,5

9

22,5

3

"расширение сферы экономии эмоций"









сложившийся

13

32,5

5

12,5

1

2,5

19

47,5

складывающийся

4

10,0

3

7,5



7

17,5

4

"редукции профессиональных обязанностей":









сложившийся

9

22,5

1

2,5



10

25,0

складывающийся

2

5,0

3

7,5

2

5,0

7

17,5










"Истощения"

1

"эмоционального дефицита"









сложившийся

8

20,0

1

2,5



9

22,5

складывающийся

3

8

4

10

1

2,5

8

20,5

2

"эмоциональной отстраненности"









сложившийся

7

17,5





7

17,5

складывающийся

7

17,5

4

10,0

1

2,5

12

30,0

3

"личностной отстраненности":









сложившийся

11

27,5





11

27,5

складывающийся

3

7,5

5

12,5

2

5,0

10

25,0

4

"психосоматических и психовегетативных нарушений":









сложившийся

9

22,5

1

2,5



10

25,0

складывающийся

5

12,5

7

17,5



12

30,0



Рисунок 1

Диаграмма уровня проявления СЭВ по фазам для всех групп испытуемых








 



 


 





Мы рассмотрели количественные показатели синдрома эмоционального выгорания. Рассмотрим теперь возможную зависимость выгорания от стажа работы.

                 Значимые показания коэффициента Стьюдента

Сравниваемые группы

Коэффициент Стьюдента

1-5 лет и 10-15 лет

2,51

5-10 лет и 10-15 лет

3,13

10-15 лет и 15-20 лет

3,04


На рисунке 2 показана динамика развития синдрома эмоционального выгорания по отдельным фазам у испытуемых с различным стажем работы.

 Рисунок 2

  Анализируя показатели фаз на графиках, можно заметить, что в фазе “напряжения” наиболее высокие показатели, имеют испытуемые со стажем работы: от 0 до 5 лет; от 10 до 15 лет и более 20 лет. В группах от 5 до 10 лет и от 15 до 20 показатели имеют более низкий уровень. В фазе “резистенции”, на графике мы видим  постепенное возрастание уровня сопротивления  от первой к третьей группе (от 0 до 15 лет), затем спад в группе  испытуемых со стажем работы от 15 до 20 лет и у испытуемых со стажем работы более 20 лет этот уровень снова повышается. Фаза “истощения” наиболее ярко выражена у испытуемых со стажем работы от 10 до 15 лет; затем у  со стажем работы свыше 20 лет. И менее выражена со стажем работы от 5 до 10 лет и от 15 до 20.

На рисунке 3 показаны средние значения развития синдрома эмоционального выгорания с различным стажем работы.

Рисунок 3

            Таким образом,   наиболее высокие показатели имеют со стажем работы от 10 до 15 лет. Причем испытуемых с не формировавшимся синдромом эмоционального выгорания в этой группе не оказалось, СЭВ в стадии формирования у 12,5% и сформировался у 87,5%.   То есть, испытуемые, вошедшие в данную группу,  возрастные границы которой  29-37 лет, оказались наиболее подверженными синдрому эмоционального выгорания. Можно предположить, что это связано с особенностями возраста, а именно с частично совпадающим с этим возрастом кризисом середины жизни. Примерно в этом возрасте наступает момент, когда человек в первый раз оглядывается назад, оценивает прошлое, он задумывается о том, чего достиг, оценивает свои профессиональные достижения, в виде повышения заработной платы, статуса, должности и т.д. Если этого не происходит, осознанно или нет, человек начинает испытывать эмоциональный дискомфорт, психическое напряжение, неудовлетворенность трудом, переутомление. И, возможно, это может быть одним из факторов формирования СЭВ.

    Испытуемые  со стажем 0-5 лет. Возрастные границы в данной группе 17-29 лет. Возможной причиной выгорания в этом возрасте может стать несоответствие ожиданий связанных с профессией и реальной действительностью. Один из источников этих ожиданий – это набор верований относительно профессионалов и их работы, которые заложены в нас обществом. Например, мы ожидаем, что, как только профессионал закончил обучение, он автоматически становится компетентным. И, конечно, молодые люди сами ожидают от себя компетентности. Они чувствуют себя неадекватными, когда сталкиваются с ситуациями, к которым не были подготовлены.  Это также средний возраст создания семьи (24 года, по Абрамовой, 1999г.) и молодых людей вступивших в брак ждет не только начало семейной жизни, но и критический период ее становления, что может быть одним из факторов возникновения симптомов эмоционального выгорания. И, напротив, неудачные попытки создать семью в более старшем возрасте, на наш взгляд могут накладывать отпечаток на профессиональную деятельность испытуемого.

Со стажем работы более 20 лет, возрастные границы  40 -53 года, все фазы синдрома эмоционального выгорания также имеют тенденцию к росту. Но среди них педагогов со сформировавшимся, формирующимся и не сформировавшимся синдромом оказалось примерно равное количество (35,7%, 35,7% и 28,5%). Можно предположить, что данный подъем также связан с  возрастными особенностями. Этот период связан с кризисом идентичности личности. Перед человеком встает вопрос: “А зачем все это? Зачем я работаю, зачем живу?”. Тот, кто избегает работы по изменению себя, к старости может оказаться в трагической ситуации. Единственным ее содержанием могут стать болезни, одиночество и ожидание смерти. Если человек успешно решает жизненные задачи, то в возрасте 50-55 лет он переживает новый подъем творческих сил. Возможно, поэтому в данной группе оказались люди с разными стадиями формирования синдрома.

   Наиболее устойчивой к синдрому оказалась группа испытуемых со стажем работы от 15 до 20 лет, возрастные границы 35-41 год. Для этого возрастного периода характерно освоение родительской дистанции с детьми, появляется возможность больше времени и внимания уделять своей собственной жизни. Это приводит к обновлению переживаний, появляется чувство полноты жизни, причастности ко всем ее проявлениям. Таким образом, можно предположить, что достижение определенной душевной гармонии, стабильности этого возрастного периода являются положительными факторами формирования устойчивости к синдрому эмоционального выгорания.

Заключение

   Представленная работа посвящена проблеме эмоционального выгорания. В ней мы изучали и исследовали феномен синдрома эмоционального выгорания, а так же факторы, влияющие на формирование и развитие данного явления. Мы постарались обосновать причины формирования синдрома, рассмотрели динамику его развития в зависимости от стажа практической деятельности. В работе были выявлены личностные качества испытуемых, а также организационные характеристики, влияющие на  формирование и развитие данного явления.

    Для выполнения поставленной цели была проведена следующая работа:

1.                      Изучена литература по данной проблеме;

2.                      Проведено психологическое исследование;

3.                      Выявлены факторы, оказывающие влияние на развитие синдрома;

4.                      Выявлены особенности формирования синдрома эмоционального выгорания  в процессе профессионализации.

    Результаты, полученные в ходе исследования, подтверждают гипотезу о том,  что лидеры христианских церквей, более подвержены синдрому выгорания, чем их коллеги, которые работают в социальной сфере. 

   Изучаемая в работе проблема, на наш взгляд,  представляется очень важной, так как эмоциональное выгорание оказывает негативное влияние не только на самих педагогов, на их деятельность и самочувствие, но и на тех, кто находится  рядом с ними. Это и близкие родственники, и друзья, а также ученики, которые попросту вынуждены находиться рядом, и поэтому  становятся заложниками синдрома. Поэтому, очень важно на наш взгляд, продолжить начатую работу, но уже с упором на коррекцию негативных последствий данного явления.

Основываясь на учении Священного Писания, изучая  пример жизни  и Личности Иисуса Христа, исследуя историю христианской церкви и её жизнь в современных условиях, мы можем выделить основные принципы христианского лидерства:

Вера в идею. Христианское лидерство развивается в контексте библейского мировоззрения. В этом мировоззрении присутствует идея Бога Творца, имеющего план на человеческую историю, цель которой, достичь гармонии в отношении Бог – Человек – Вселенная. Таким образом, в христианском миропонимании существует универсальный смысл жизни, воспринимаемый человеком на субъективном уровне. Христианские лидеры ставят за цель донести библейскую концепцию миропонимания людям. Эта идея подтверждается Священным Писанием, Личностью Христа и историей Церкви. Лидеры церкви верят в эту идею Библейского откровения и распространяют своё влияние через это учение. Две основные идеи Священного Писания:

- Царство Божье.

- Искупление в Иисусе Христе.

Условия существования. Современные последователи Иисуса Христа, принимают реальные условия существования человека, но в контексте библейского мировоззрения. Чтобы быть успешным в распространении учения Иисуса Христа, лидеры-христиане обязаны принимать во внимание человеческую ситуацию. Сегодня в современной церкви делается особое ударение на то, чтобы лидеры учились работать в реальных условиях жизни людей. Любое лидерство всегда и везде проявляется в определённых условиях жизни, христианское лидерство не исключение.

Список используемой литературы.

1.Столяренко Л.Д. Психология. Учебник для вузов. 2006г.

2.Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник.-Минск, 2004г.

3.Мельник Л.П. Психология управления.- Киев, 2002г.

4.Джон Максвелл. 21 неопровержимый закон лидерства.- Минск, 1998г.

5.Билл Халл. Пастор, воспитывающий учеников.- Санкт-Петербург, 2001г.

6.Библия. Современный перевод.- Москва, 1997г.

7.Майрон Раш. Менеджмент – библейский путь.- Издательство Логос. 1991г.

8.Джим Бучан. Как двигаться по шоссе лидерства не попадая в аварию?- Санкт-Петербург, 2001г.

9.Джин Гец. Внимательный взгляд на церковь.- BEE International, 1991г.

10.Рик Уоррен. Целеустремлённая церковь.- Киев, 1997г.

11.Билл Хайбелс. Отважное лидерство.- Москва, 2006г.

12.Даниел Гоулман, Ричард Бояцис, Энни Макки. Эмоциональное лидерство.- Москва, 2007г.

13.Джон Адаир. Психология лидерства.- Москва, 2006г.

14.Н.Водопьянова, Е.Старченкова. Синдром выгорания.- Москва – Киев Минск, 2008г.

15.Д.Г.Трунов. Еще раз о «синдроме сгорания»: экзистенциальный подход. Журнал практической психологии и психоанализа.  2008г.

16. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М., 1996.

17.Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания. Медицинские новости. 2002г. №7

18.Питер Вивчарук. Христианское руководство.- Киев, 1992г.

19.Санников С.В. Двадцать веков христанства. Учебное пособие в 2-х томах.- Одесса, Санкт-Петербург, 2001г.

20.Максименко Л.В. Экзистенциальная психология и психотерапия. Введение в теорию и практику. Авторский курс.- Одесса, 2007г.



Приложение



Тест «Профессиональный стресс» (К. Вайсмана)


Вопрос

Никогда

Редко

Иногда

Часто

Практически

всегда

1.

Как часто вам кажется, что вам не хватает полномочий, чтобы справляться со своими профессиональными обязанностями?






2.

Как часто у вас возникает неприятное ощущение по поводу  ваших служебных обязанностей?






3.

Как часто бывает, что вы не знаете про возможности своего продвижения по работе?






4.

Как часть вы чувствуете, что слишком перегружены и не можете справиться с работой за рабочий день?






5.

Как часто вам кажется, что вы не можете удовлетворить противоречивые требования разных людей из вашего окружения?






6.

Как часто вам кажется, что вам не хватает квалификаций для выполнения своей работы






7.

Как часто вы не знаете, что думает про вас ваш начальник и как он оценивает вашу работу?






8.

Как часто вы попадете в ситуацию, когда не можете получить информацию, необходимую для работы?






9.

Как часто вы волнуетесь о решениях, влияющих на жизнь ваших знакомых?






10.

Как часто вы ощущаете, что не нравитесь своим коллегам, и вас не воспринимают в коллективе?






11.

Как часто вы не можете повлиять на решения и действия начальника, направленные на вас






12.

Как часто вы не знаете, чего ждут от вас коллеги?






13.

Как часто вам кажется, что количество работы, которую вам необходимо выполнить, повлияет на качество ее выполнения?






14.

Как часто вам кажется, что вам приходится делать то, что противоречит вашим взглядам






15.

Как часто вам кажется, что работа негативно сказывается на вашей семейной жизни






Методика диагностики уровня эмоционального выгорания (Бойко)

Опросник личностный, предназначенный для диагностики такого психологического феномена как «синдром эмоционального выгорания», возникающего у человека в процессе выполнения различных видов деятельности, связанных с длительным воздействием ряда неблагоприятных стресс-факторов. Разработан В. В. Бойко.По мнению автора, эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ

на избранные психотравмирующие воздействия. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.

Стимульный материал теста состоит из 84 утверждений, к которым испытуемый должен выразить свое отношение в виде однозначных ответов «да» или «нет». Методика позволяет выделить следующие 3 фазы развития стресса: «напряжение», «резистенция», «истощение».Для каждой из указанных фаз определены ведущие симптомы «выгорания», разработана методика количественного определения степени их выраженности.

Ниже приводится перечень выявляемых симптомов на разных стадиях развития «эмоционального выгорания».


«Напряжение».

Переживание психотравмирующих обстоятельств;

Неудовлетворенность собой;

«Загнанность в клетку»;

Тревога и депрессия.

«Резистенция».

Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование;

Эмоционально-нравственная дезориентация;

Расширение сферы экономии эмоций;

Редукция профессиональных обязанностей.

«Истощение».

Эмоциональный дефицит;

Эмоциональная отстраненность;

Личностная отстраненность (деперсонализация);

Психосоматические и психовегетативные нарушения.


Инструкция.

Проверьте себя. Если вы являетесь профессионалом в какой-либо сфере взаимодействия с людьми, вам будет интересно увидеть, в какой степени у вас сформировалась психологическая защита в форме эмоционального выгорания. Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет». Примите во внимание, что, если в формулировках опросника речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности - пациенты, клиенты, зрители, заказчики, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете.

Стимульный материал.

1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют меня нервничать,

переживать, напрягаться.

2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.

3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).

4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно,

медленнее).

5. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения — хорошего или плохого.

6. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.

7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.

8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить

проблемы партнера (свернуть взаимодействие).

9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.

10. Моя работа притупляет эмоции.

11. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.

12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.

13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.

14. Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.

15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.

16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.

17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.

18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым

партнером.

19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.

20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.

21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.

22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.

23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.

24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня

портится настроение.

25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.

26.Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми

партнерами.

27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.

28. У меня часто возникают тревожные ожидания, святые с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т. п.

29. Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.

30. В общении на работе я придерживаюсь принципа: «не делай людям добра, не получишь зла».

31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.

32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на

результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).

33. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.

34. Я очень переживаю за свою работу.

35.Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.

36.При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в

области сердца, повышается давление, появляется головная боль.

37.У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.

38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.

39. Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе.

40. Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.

41. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.

42. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) хуже, чем обычно.

43.Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.

44. Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.

45.Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.

46. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами, без души.

47. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.

48.После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия.

49. На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.

50. Успехи в работе вдохновляют меня.

51. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется мне безысходной (почти безысходной).

52. Я потерял покой из-за работы.

53. На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера(ов).

54. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.

55. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.

56. Я часто работаю через силу.

57. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.

58. В работе с людьми руководствуюсь принципом: не тратить нервы, береги

здоровье.

59. Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не

видеть и не слышать.

60. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.

61. Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный.

62. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.

63. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.

64. Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.

65. Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.

66. Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.

67. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.

68. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.

69. Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.

70.Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.

71. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.

72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.

73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.

74.Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.

75. Моя карьера сложилась удачно.

76. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.

77. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.

78.Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.

79. Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.

80. Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.

81. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.

82. Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратил интерес,

живое чувство.

83. Работа с людьми плохо повлияла на меня, как на профессионала — обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.

84. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.

 



Разработчиком теста применена усложненная схема подсчетов результатов тестирования. Каждый вариант ответа предварительно был оценен экспертами тем или иным числом баллов, которые указывается в «ключе». Это сделано потому, что признаки, включенные в симптом, имеют разное значение в определении его тяжести.

Максимальную оценку - 10 баллов получил от экспертов признак, наиболее

показательный для данного симптома.

Существует трехступенчатая система получения показателей: количественный расчет выраженности отдельного симптома, суммирование показателей симптомов по каждой из фаз «выгорания», определение итогового показателя синдрома «эмоционального выгорания» как сумма показателей всех 12-ти симптомов. Интерпретация основывается на качественно-количественном анализе, который проводится путем

сравнения результатов внутри каждой фазы. При этом важно выделить к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.

Таким образом, оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что, по мнению автора, не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции.





Обработка данных.

В соответствии с «ключом» осуществляются следующие подсчеты:

1. Определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов «выгорания», с учетом коэффициента указанного в скобках. Так, например, по первому симптому положительный ответ на вопрос №13 оценивается в 3 балла, а отрицательный ответ на вопрос №73 оценивается в 5 баллов и т.д. количество баллов суммируется и определяется количественный показатель выраженности симптома.

2. Подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из 3-х фаз формирования «выгорания».

3. Находится итоговый показатель синдрома «эмоционального выгорания» - сумма показателей всех 12-ти симптомов.


Ключи.

«Напряжение»

Переживание психотравмирующих обстоятельств: +1(2), +13(3), +25(2), -37(3), +49(10), +61(5), -73(5)

Неудовлетворенность собой: -2(3),+14(2),+26(2),-38(10),-50(5),+62(5), +74(3)

«Загнанность в клетку»: +3(10), +15(5), +27(2), +39(2), +51(5), +63(1), -75(5)

Тревога и депрессия: +4(2), +16(3), +28(5), +40(5), +52(10), +64(2), +76(3)

 «Резистенция»

Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование: +5(5), -17(3), +29(10), +41(2), +53(2), +65(3), +77(5)

Эмоционально-нравственная дезориентация: +6(10), -18(3), +30(3), +42(5), +54(2), +66(2), -78(5)

Расширение сферы экономии эмоций: +7(2), +19(10), -31(20), +43(5), +55(3),

+67(3), -79(5)

Редукция профессиональных обязанностей: +8(5), +20(5), +32(2), -44(2), +56(3), +68(3), +80(10)

«Истощение»

Эмоциональный дефицит: +9(3), +21(2),+33(5), -45(5), +57(3), -69(10), +81(2)

Эмоциональная отстраненность: +10(2), +22(3), -34(2), +46(3), +58(5), +70(5),

+82(10)

Личностная отстраненность (деперсонализация): +11(5), +23(3), +35(3), +47(5), +59(5), +72(2), +83(10)

Психосоматические и психовегетативные нарушения: +12(3), +24(2), +36(5),+48(3), +60(2), +72(10), +84(5)


Интерпретация результатов.

Предложенная методика дает подробную картину синдрома «эмоциональноговыгорания». Прежде всего, надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:

  9 и менее баллов - не сложившийся симптом,

  10-15 баллов - складывающийся симптом,

  16 -20 баллов - сложившийся симптом.

  20 и более баллов - симптомы с такими показателями относятся к доминирующим в   фазе или во всем синдроме эмоционального выгорания.

Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса - осмысление показателей фаз развития стресса - «напряжение», «резистенция» и «истощение». В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако, сопоставление баллов, полученных для фаз, не правомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные: реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить

только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:

  36 и менее баллов - фаза не сформировалась;

  37-60 баллов - фаза в стадии формирования;

  61 и более баллов - сформировавшаяся фаза.

В психодиагностическом заключении освещаются следующие вопросы:

 - какие симптомы доминируют;

 - какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается «истощение»;

 - объяснимо ли «истощение» (если оно выявлено) факторами профессиональной   деятельности, вошедшими в симптоматику «выгорания», или субъективными   факторами;

- какой симптом (какие симптомы) более всего отягощают эмоциональное

  состояние личности;

 - в каких направлениях надо влиять на обстановку в профессиональном коллективе,   чтобы снизить нервное напряжение;

 - какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное «выгорание» не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.



Страницы: 1, 2


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.