РУБРИКИ |
Физиологическое развитие и школьная успеваемость |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Физиологическое развитие и школьная успеваемостьФизиологическое развитие и школьная успеваемостьФизиологическое развитие и школьная успеваемостьЛаврентьева М. В. Физиологическое развитие ребенка непосредственно влияет на школьную успеваемость и является основой для формирования психологической и социальной готовности к школе. Физиологическая готовность к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья. Оценку физиологической готовности детей к систематическому школьному обучению проводят медики по определенным критериям. Уровень физиологического развития и состояние здоровья ребенка составляют фундамент школьной деятельности. Часто болеющие, физически ослабленные учащиеся даже при наличии высокого уровня развития умственных способностей, как правило, испытывают трудности в обучении. В медицинской карте будущих первоклассников содержатся достаточно подробные сведения о соматическом развитии ребенка (вес, рост, пропорции тела и т.д. относительно возрастной нормы), при этом практически ничего не говорится о состоянии нервной системы. Между тем по данным петербургских ученых у 40 – 60% детей 6 - 8–летнего возраста при специальном обследовании выявлены различного вида минимальные мозговые дисфункции (ММД). Значительная часть детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста страдают неврозами (А. И. Захаров, А. С. Спиваковская и др.) С точки зрения психического развития, эти дети соответствуют норме и должны обучаться в обычной школе. При благоприятных условиях функциональные и минимальные органические нарушения нервной системы с возрастом могут компенсироваться. Вместе с тем детям с ММД и невротикам свойственны некоторые особенности поведения и деятельности, которые необходимо учитывать при организации воспитательно–образовательного процесса: снижение функций памяти и внимания, повышенная утомляемость, раздражительность, трудности в общении со сверстниками, гиперактивность или медлительность, трудности в принятии учебной задачи и снижение самоконтроля. Причины, вызывающие функциональные и органические отклонения в развитии нервной системы, могут быть разные: тяжелое протекание беременности и осложненные роды, некоторые заболевания в младенчестве и раннем возрасте, травмы и ушибы головы, стрессовые ситуации (пожар, наводнение, смерть близкого человека, развод родителей), неблагоприятные условия в семье. С началом школьного обучения резко возрастает нагрузка на организм ребенка. Систематическая учебная работа, большой объем новой информации, необходимость длительного сохранения вынужденной позы, изменение привычного распорядка дня, пребывание в большом школьном коллективе требуют значительного напряжения умственных и физических сил маленького школьника. Готов ли организм 6–7 летнего ребенка к таким нагрузкам? Многочисленные исследования физиологов говорят о том, что в возрасте 5–7 лет происходит существенная перестройка всех физиологических систем детского организма. К началу школьного обучения (к семи годам) эта перестройка еще не закончена, и в школьные годы продолжается активное физиологическое развитие. Поэтому ученые делают вывод: с одной стороны, по своим функциональным характеристикам организм ребенка 6-7 лет готов к систематическому школьному обучению, в то же время он очень чувствителен к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к чрезмерному умственному и физическому напряжению. Чем младше ребенок, тем труднее ему справляться со школьными нагрузками, тем выше вероятность появления отклонений в его здоровье. Необходимо помнить и о том, что все дети развиваются по–разному, фактический возраст ребенка не всегда соответствует биологическому: один ребенок в 6 лет по своему физическому развитию готов к систематическому обучению, а другому в 7 лет обычная школьная нагрузка будет не по силам. Результаты исследования морфофункционального и психофизиологического развития детей 6–10 лет показали, что в шестилетнем возрасте почти половина мальчиков и треть девочек не достигают необходимого для школьного обучения уровня развития. К семи годам значительно увеличивается количество физиологически "зрелых" и уменьшается число "незрелых" детей, особенно девочек. Все дети, поступающие в 1 класс, обязательно проходят медицинское обследование, на основании которого делается заключение о функциональной готовности к обучению в школе. Ребенок считается готовым к школьному обучению, если по физическому и биологическому развитию он соответствует формальному возрасту или опережает его и не имеет медицинских противопоказаний. Критерии физиологической готовности детей к обучению в школе: 1. Уровень физического развития. 2. Уровень биологического развития. 3. Состояние здоровья. При определении физического развития обычно проводят оценку трех основных показателей: длины тела (рост, стоя и сидя), массы тела и окружности грудной клетки. Старшие дошкольники очень быстро растут, прибавляя в росте по 7-10 см в год. Не случайно этот возраст называют периодом "вытягивания в длину". Увеличение массы тела составляет ежегодно 2,2-2,5 кг, окружность грудной клетки увеличивается на 2,0-2,5 см. В этом возрасте физическое развитие у девочек протекает более интенсивно, чем у мальчиков. Скачок физического развития в 6-7-летнем возрасте обусловлен нейроэндокринными перестройками в детском организме. Медики считают этот период критическим, отмечают снижение физической и психической выносливости и повышение риска возникновения заболеваний. В качестве критериев биологического возраста служат количество прорезавшихся постоянных зубов, достижение определенных пропорций. Мальчики Количество постоянных зубов 5 лет – 0-1 5,5 лет – 0-3 6 лет – 1-4 6,5лет – 2-8 7 лет – 6-10 Отношение окружности головы к длине тела 5 лет – 49,4-45,0 5,5 лет – 47,9-44,3 6 лет – 46,6-43,1 6,5лет – 45,4-41,9 7 лет – 44,7-41,3 Девочки Количество постоянных зубов 5 лет – 0-2 5,5 лет – 0-4 6 лет – 1-5 6,5лет – 3-9 7 лет – 6-11 Отношение окружности головы к длине тела 5 лет – 48,1-44,5 5,5 лет – 46,7-43,2 6 лет – 45,7 6,5лет – 44,9 7 лет – 43,9 Соотношение окружности головы и длины тела становится почти таким же, как у взрослого человека. Кроме того, увеличивается длина рук и ног. В существующей схеме комплексной оценки состояния здоровья все дети разделяются на пять групп. Первая группа – дети без каких-либо функциональных отклонений с хорошим физическим развитием, редко болеющие. Число таких детей, поступающих в первый класс массовой школы, не превышает 20-25%. Вторая группа – дети, имеющие некоторые функциональные нарушения, которые находятся на грани здоровья и болезни, еще не перешедшей в хронический процесс. При неблагоприятных условиях у них могут развиваться более выраженные и стойкие отклонения в состоянии здоровья. Число таких детей в первом классе колеблется от 30 до 35%. В третью группу входят дети, страдающие различными хроническими заболеваниями и имеющие выраженные отклонения здоровья, а также дети с плохим физическим развитием. Количество таких детей в массовой школе 30-35 %. Раннее обучение в школе (с шести лет) и повышенные школьные нагрузки для этих детей противопоказаны. Четвертую группу составляют дети с хроническими заболеваниями, требующими длительного лечения и диспансеризации и постоянного наблюдения у врача-специалиста. Таких детей рекомендуется обучать на дому, в санаториях и учебных заведениях санаторного типа, специализированных школах либо предлагается временная отсрочка поступления в школу. У детей пятой группы имеются существенные отклонения в состоянии здоровья, исключающие возможность обучения в массовой школе. Наряду с определением показателей физического развития (роста, веса, окружности грудной клетки) при оценки готовности к школьному обучению учитывается состояние основных физиологических систем организма ребенка. В ходе медицинского обследования измеряют частоту сердечных сокращений, артериальное давление, жизненную емкость легких и мышечную силу рук. В 6-7 лет организм ребенка растет и активно развивается. Повышается надежность и резервные возможности сердечно-сосудистой системы, совершенствуется регуляция кровообращения, перестраиваются и активно развиваются дыхательная и эндокринная системы. В этом возрасте отмечается существенное развитие опорно-двигательной системы: скелет, мускулатуры, суставно-связочного аппарата. Кости скелета изменяются по форме, размерам и строению, но процесс окостенения еще не завершен, а в некоторых отделах еще только начинается. В том числе не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, и это важно знать и учитывать при организации занятий с детьми. Неправильная посадка, длительная работа за столом, продолжительные графические упражнения – все это может привести к нарушениям осанки, искривлению позвоночника, деформации кисти пишущей руки. У старших дошкольников хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, обеспечивающие такие сложные движения, как бег, прыжки, лазанье, плавание, катание на коньках. В то же время мелкие мышц кистей рук, обеспечивающие точные и тонкокординированные движения при письме, развиты еще не достаточно. Поэтому при выполнении графических упражнений дети быстро устают. Общаясь с учителями начальных классов, выясняется, что наибольшую проблему при обучении первоклассников представляет неподготовленность руки к письму. Поэтому при организации занятий по подготовке детей к школе необходимо выявить причину графической неготовности к обучению письму. Основными причинами являются две: 1. недостаточное развитие мелких мышц пишущей руки и нервной регуляции мелкой моторики (физиологическая неготовность к обучению письму); 2. несформированность навыка выполнения графических движений (психологическая неготовность к обучению письму). Развитию мышц способствуют выполнение точных, тонко скоординированных движений пальцев рук: лепка из глины, закручивание гаек в детском конструкторе, собирание узоров из мелкой мозаики, вышивание, завязывание узелков, застегивание мелких пуговиц. Можно использовать игры с мячами небольшого размера, такими, которые можно удержать одной рукой. Очень полезны и вызывают интерес у детей разнообразные "пальчиковые игры" и гимнастика для пальцев. Чтобы подготовить ребенка к школе, нужно развивать не только те отделы опорно-двигательной системы, которые обеспечивают графическую деятельность и выполнение письменных упражнений, но и также создать условия для полноценного физического развития ребенка, обеспечить необходимую для этого двигательную активность. Движение – главное условие нормального роста и развития организма. Результаты медицинского обследования показывают, что малоподвижные, пассивные дети отстают от сверстников в развитии, часто болеют, плохо учатся. Движения не только укрепляют опорно-двигательный аппарат, развивают моторику и координацию, они обеспечивают непрерывный синтез белковых соединений в мышцах, способствуют их нормальному росту. В дошкольном возрасте необходимо развивать и поддерживать у детей потребность в движении, формировать навыки ходьбы, бега, лазанья, метания, плавания. Список литературыДля подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru |
|
© 2010 |
|