РУБРИКИ

Формирование коммуникативных навыков у младших школьников в условиях досугового центра

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Формирование коммуникативных навыков у младших школьников в условиях досугового центра

Цель тренинга состоит в том, чтобы создать участникам (учащимся) условия для полноценного общения; смоделировать такие ситуации, в которых:

- снимается страх перед самостоятельным высказыванием;

- развивается готовность принять и оказать помощь в нужной ситуации;

- развивается умение анализировать свои поступки и происходящие события, осознавать свое отношение к миру;

- формируется умение ценить свою и чужую работу;

- закрепляется чувство радости от совместного труда и творчества.

Занятия строятся таким образом, что каждый участник «проживает» различные ситуации, определяет свои способности к лидерству, к поддержке, к творчеству, к признанию заслуг другого, к умению отстаивать свою позицию, а также понимать и принимать другого и т.д. Так, каждый узнает себя как партнера по общению, открывает в себе самые разнообразные стороны личности: и те, которые помогают установить контакт, и те, которые мешают этому.

Групповые занятия строятся в игровой форме. К такому виду работы оказываются готовы участники и руководитель, которые более свободно чувствуют себя в условно-импровизационной ситуации. В такой ситуации общение строится по предложенным блокам: информационному, интерактивному, перцептивном. В каждой предложенной ситуации как обязательные элементы присутствуют все стороны общения. Блочная структура тренинга (информация - взаимодействие - восприятие) позволяет последовательно выработать у каждого участника умение находить свое место в групповом решении, при необходимости брать на себя лидирующую роль, адекватно оценивать ситуацию, оказывать помощь и поддержку остальным членам группы.

1) Информационный блок общения

Цель - познакомить участников с основными приемами по обмену информацией, формировать умение ее обрабатывать, находить жизненно важное в ней для решения актуальных проблем.

2) Интерактивный блок общения (игры на взаимодействие)

Участники вырабатывают стратегию совместных действий. Важнейшее условие - определение каждым участником своих сильных сторон в сотрудничестве:

- кто я: лидер или статист?

- умею ли я отстаивать свою точку зрения или пасую?

- имею ли мудрость признать ошибочным собственное решение и уступить в новой ситуации?

- готов ли к взаимодействию в общении или предпочитаю единолично нести груз ответственности и ошибок?

Во время проведения таких игр социальный педагог, что удалось играющим, какие аспекты взаимодействия еще требуют своего развития. Какова роль ведущего в интерактивном блоке общения? Что нового приобрели участники для себя, «прожив» разные роли в интерактивной игре?

3) Перцептивный блок общения (восприятие и взаимопонимание)

Перцептивная сторона общения построена на формировании в нашем сознании образа другого человека. Социальный педагог помогает детям учиться понимать внутренний мир человека его действия, его психологические особенности, которые отражаются в поведении. Игры на восприятие и взаимопонимание помогают не только узнать что-то новое о людях, окружающих нас, но и понять их позицию, открыть для себя некоторые причины их поведения. Нужно научиться принимать их такими, каковы они есть, а не такими, какими мы хотели бы их видеть – во всем согласными с нами. Именно перцептивная сторона общения, заложенная в тренинге, и вырабатывает умение принимать себя и других. В задачи игр этого блока входит: развивать у участников уважение к другим и самоуважение; научить преодолевать внутреннее беспокойство; учить поддерживать друг друга, доверять и доверяться; учить преуспевать без соперничества; верить, что все это необходимо и в школе.

Повышению эффективности коммуникативных умений младших школьников способствуют разрабатываемые социальными педагогами программы культурно-досуговой деятельности.

Программа досуговой деятельности, разрабатываемая социальным педагогом, должна основывать на четком понимании того, что она представляет собой некую социальную систему, объединяющую определенные подсистемы, а именно административно-структурную, экономико-технологическую, социальную, информационную. Только целеподчиненное взаимодействие всех подсистем программы позволит ей противодействовать всем внешним воздействиям и достигнуть поставленной цели.

Учитывая специфику социально-педагогических организаций, к которым относятся и досуговые центры, можно утверждать, что их технологическая подсистема в большой степени ориентирована на социальную подсистему, что подтверждает важность работы в этих организациях социального педагога.

В своей работе по организации культурно-досуговой деятельности социальный педагог должен ориентироваться на рынок социально-педагогических программ. Этот рынок понимается как совокупность потенциальных и существующих программ, ориентированных на реализацию нужд, потребностей и интересов детей.

Как видим, социальный педагог может использовать такие формы и методы работы с младшими школьниками, которые будут способствовать развитию коммуникативных способностей, развитию всех составляющих процесса общения. Весь представленный в работе материал указывает на важное место социально педагога на любом этапе осуществления коммуникативного процесса.

1.3 Критерии и показатели формирования коммуникативных навыков у младших школьников


Большое количество исследований более частного характера связаны с изучением отдельных параметров формирования речемыслительной деятельности, в качестве которых выступают увеличение словарного запаса, объема высказывания (количества фраз), усложнение лексико-грамматической структуры всего высказывания и отдельной фразы, совершенствование способов логического построения высказывания и другие.

Во всех исследованиях речевого онтогенеза, особенно в исследованиях последних двадцати лет, выполненных в рамках теории речевой деятельности достаточно эксплицитно звучит мысль о том, что критерием качества речевой продукции субъекта любой возрастной группы, а следовательно, и критерием его речевой зрелости, являются не столько отдельные количественные накопления в речевом развитии, как например, увеличение словарного запаса, сколько существенные качественные показатели, связанные с умением правильно, полно и точно выразить свою мысль, логично и связно построить высказывание и сделать его понятным и доступным для собеседника. Иными словами, важно не то, сколько слов употребил ребенок в своем высказывании, а насколько действенным это высказывание является для собеседника и насколько отвечает целям вербального поведения ребенка, т.е. подготавливается мысль о включенности речевого развития в общий контекст общения, коммуникативной деятельности. Адекватность высказывания целям речевого поведения субъекта определяет коммуникативную ценность данного высказывания. Отсюда развитие ребенка правомерно рассматривать не только с точки зрения совершенствования отдельных речевых функций и накопления речевых умений, но и с точки зрения того, как и насколько успешно ребенок продвигается в своем коммуникативном развитии, насколько эффективно осуществляет общение с другими людьми. Правомерность такой постановки вопроса определяется, прежде всего тем, что речь формируется в онтогенезе в тесной взаимосвязи с другими психическими функциями и видами деятельности в процессе общения с другими людьми. Роль социальности речи, отмеченная Л.С. Выготским, остается непреходящей ценностью. Другими словами, речь человека, его речевая деятельность развиваются постольку, поскольку они реализуют общение между людьми, их взаимодействие.

Такое понимание речи подготовлено большим количеством, как мировых, так и отечественных исследований, выполненных в рамках теории коммуникации, теории коммуникативных речевых актов, теории общения как сложного взаимодействия и деятельности.

Коммуникативное развитие, основывающееся на интеллектуальном развитии, и, в частности, на развитии понятийного мышления, речемыслительной деятельности субъекта, означает становление всех речевых процессов, при помощи которых реализуется коммуникация, или точнее, видов речевой деятельности: говорения, слушания, чтения, письма. Понятие коммуникативного развития включает в себя становление как речемыслительной, так и коммуникативной деятельности, т.е. формирование процессов мышления, речи, общения, которые неотделимы друг от друга, тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Таким образом, в коммуникативном развитии отражены не только прогрессивные изменения в умении ребенка построить связное высказывание на основе расширяющегося словаря и овладения языковыми правилами, т.е. умения говорения, но и развитие слушания, чтения, письма. Более того, характер взаимодействия видов речевой деятельности в этом развитии, формирование механизмов речи, становление языковых средств речевой деятельности по линии расширения и структурной организации словаря и усвоения языковых правил, развитие способов формирования и формулирования мысли и их осознанной дифференциации для разных условий общения - с самим собой (внутренний способ) и с другими людьми, присутствующими или отсутствующими (внутренний устный и письменный).

Отметим также, что коммуникативное развитие осуществляется внутри целостной системы личности в соответствии с линиями развития: личностной, интеллектуальной, деятельностной, которые неотделимы друг от друга.

Коммуникативное развитие должно рассматриваться в общем контексте социализации ребенка в плане учета особенностей обобщения, формирования понятий, общения со взрослыми, сверстниками, учета особенностей общей ситуации социального развития и т.д.

Коммуникативное развитие идет по разным линиям, что отмечается в работах многих исследователей. Это и количественные накопления, такие, как увеличение словарного запаса, объема высказывания, и качественные изменения, например, развитие связности речи, комплексированности мысли, усложнение предикативной структуры и т.д. Однако основным критерием интенсивности и успешности коммуникативного формирования личности является, на наш взгляд, умение понимать, ставить и решать различные по характеру коммуникативные задачи, т.е. умение правильно и оптимальным образом использовать свою речемыслительную деятельность в общении с другими людьми, средствами информации и с самим собой.

Рассматривая коммуникативное развитие с точки зрения умения ставить и решать коммуникативные речевые задачи, необходимо, прежде всего, дать определение понятию «коммуникативная задача». Как и всякая задача, коммуникативная задача представляет собой сложное психологическое образование, основными компонентами структуры которого являются цель, предмет, условия, средства и способ решения, продукт и результат, составляющие в совокупности и определяющие психологическую природу задачи. Психологическое содержание коммуникативной задачи аналогично предметному содержанию той речевой деятельности, через которую она реализуется субъектом в процессе общения. Рецептивные виды речевой деятельности предполагают понимание задачи, поставленной партнером общения, и дальнейшую вербальную или невербальную реакцию на нее.

Продуктивные виды речевой деятельности предполагают и решение субъектом той или иной задачи для партнера общения. Решение коммуникативных задач субъектом в говорении и письме, на наш взгляд, в наибольшей степени отражает характер и направление коммуникативного развития личности. Все особенности психологического содержания коммуникативная задачи в продуктивных видах речевой деятельности объективируются в продукте ее решения – тексте. Это важнейшее в теоретическом и практическом отношении положение позволяет нам по результатам анализа текста судить об успешности осуществления речемыслительной и коммуникативной деятельности, а, следовательно, об уровне коммуникативного развития субъекта.

Хотя номенклатура коммуникативных задач чрезвычайно велика, их можно объединить в большие группы по критерию степени коммуникативности, под которой понимается степень обязательности наличия и непосредственного присутствия партнера общения, его реакции, степень ориентации на реципиента, степень и комплексность оказываемого на него воздействия. В соответствии с этим критерием выделены четыре группы задач, основными репрезентантами которых являются описание, объяснение, доказательство и убеждение.

Психологами была выявлена устойчивая тенденция совершенствования, хотя и не всегда прямолинейного, способа решения всех коммуникативных задач от младшего школьного к старшему возрасту, которое выражается в совершенствовании способа формирования и формулирования мысли, складывающегося в результате выбора языковых средств в соответствии с целью задачи и ее условиями. Так, с возрастом более полным, точным и правильным становится отражение действительности в тексте решения коммуникативных задач, усложняется предикативная структура текста, что свидетельствует об уровне развития аналитико-синтетической деятельности учащихся, увеличивается объем высказывания, его лексическая насыщенность, растут комплексированность мысли и связность речи, развиваются логичность, доказательность, последовательность мысли, осознанность речемыслительной деятельности. Эти данные находятся в полном соответствии с данными, полученными исследователями, занимающимися изучением становления мышления и речи в целом безотносительно к изучению способности решать коммуникативные задачи.

Следовательно, уровень решения коммуникативных задач является показателем уровня развития коммуникативных способностей, коммуникативных умений.

Глава 2. Обоснование и экспериментальная проверка технологии формирования коммуникативных навыков у младших школьников в условиях досугового центра

2.1 Опыт социально-педагогической деятельности по формированию коммуникативных навыков у младших школьников в условиях досугового центра


Помимо школьных объединений, в организации досуга детей могут принимать участие досуговые центры, действующие за периметром школы, на территории города, в котором расположено учебное заведение.

Содержание деятельности центров досуга включает как необходимые составляющие следующие виды занятий:

- культурно-зрелищные программы с активным включением посетителей в театрализованное действие;

- подвижные игры и развлечения, допускающие равновозможное участие подготовленных и неподготовленных, нетренированных людей;

- оздоровительные мероприятия по регуляции физической и психической нагрузки, балансирующие общее состояние человека, его самочувствие;

- логические игры, деловые игры, имитирующие конфликтные и проблемные ситуации, знакомые и интересные всем посетителям;

- аттракционы, развивающие ловкость, координированность движений, внимание, реакцию;

- досуговые церемонии и ритуалы общения, танца, воссоздающие культурные нормы различных народов мира.

Наряду с основными функциональными элементами в деятельности центра присутствуют обеспечивающие подразделения:

- информационно-распределительное, ориентирующее посетителя в выборе его индивидуальной программы отдыха в центре досуга;

- экспериментально-постановочное, занимающееся разработкой новых досуговых программ и определяющее политику его долговременных мероприятий;

- творческие мастерские, объединяющие специалистов, работающих над отдельными проблемами обеспечения и организации досуговой деятельности;

- производственно-техническое, выполняющее функцию обеспечения нормальной работы оборудования и оснащения центра.

Каждому направлению работы центра детского досуга соответствует специально оборудованный сектор, включающий ряд помещений оснащенных самой современной аппаратурой.

Разнообразие программ и полнота содержания досуговой деятельности обеспечиваются единой системой преобразования среды, включающей музыкально-шумовое оформление, световую партитуру, трансформацию внутреннего пространства и т.д.

Важной отличительной особенностью центра досуга является не только комплексность предлагаемых услуг, но и их качество, соответствующее высшим показателям стандартов и обеспечиваемое современной техникой и технологией. Опережая по всем основным показателям деятельности другие учреждения, занимающиеся обеспечением и организацией досуга детей, центры досуга будут не только сохранять лидирующее положение по экономическим показателям, но и служить экспериментальной базой развития всей сферы досуга.

Для обеспечения высшего уровня привлекательности центра досуга потребуется оснастить его полным набором современных технических средств, с которыми молодежь столкнется лишь здесь.

Необходимым шагом к его активному функционированию является подготовка кадров, обеспечивающих и осуществляющих деятельность центров досуга. Для формирования системы центров досуга к работе в них будут привлекаться специалисты разных областей деятельности: педагоги, психологи, социальные педагоги, художники, режиссеры, методисты, менеджеры и др.

Такой специалист должен будет освоить практически:

- культуру досуговой деятельности во всей полноте ее содержания и во всех ее аспектах;

- все современные технические средства, используемые как для непосредственного обслуживания посетителей центров, так и для обеспечения условий их деятельности, для подготовки и разработки досуговых программ;

- методы ведения досуговых программ с соблюдением всех принципов их реализации;

- искусство общения в условиях свободного выбора посетителями программ их собственной деятельности;

- логику разработки и постановки новых досуговых программ;

- методику организации деятельности творческих мастерских, формирования постоянного актива посетителей молодежного центра досуга.

Осуществление поиска нестандартных подходов и решений, который связан с тем, что досуговые занятия современного социума в силу дифференциации интересов и запросов детей уже не вписываются в жесткие рамки традиционных форм.

Ярко выраженная социальная открытость досуговых центров находит отражение в создании зон и секторов свободного общения, любительства, мастерства. Благоприятные условия в них способствуют саморазвитию и самовоспитанию личности, обеспечивают стремление к творческой досуговой деятельности.

Досуговые центры выступают как место концентрации социально-культурной деятельности личности в сфере досуга, где ребенок приобретает навыки самореализации, самоутверждения в творчестве, опыт досугового поведения. В основу деятельности необходимо положить структуру и характер запросов детей, пытаться включать в практику новые, нетрадиционные формы развлечения, просвещения, общения и творчества.

Важно суметь организовать такую работу и такие досуговые программы, которые могли бы увлечь любого ребенка.

В рамках досугового центра организуется социально-культурная деятельность. Социально-культурная деятельность – деятельность социальных субъектов, сущность и содержание которой составляют процессы сохранения, трансляции, освоения и развития традиций, ценностей общества.

Социально-культурная деятельность – это деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга. Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усваивание культурных ценностей и т.д. Педагогам-организаторам приходится участвовать в решении проблем семьи, детей, в решении проблем в историко-культурной, экологической, религиозной и др. сферах, в создании благоприятной среды для социально-культурной деятельности и инициатив населения в сфере досуга.

Культурно-досуговая деятельность – это составная часть социально-культурной деятельности. Она помогает в решении многих социальных проблем своими своеобразными средствами, формами, методами (искусство, фольклор, праздники, обряды и т.д.).

Культурно-просветительская работа также является частью социально-культурной деятельности. Она используется в деятельности культурных учреждений.

Важность социально-культурной деятельности в том, что это не просто организация досуга, а организация в социально-значимых целях: удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов как отдельной личности, так и социума в целом.

Особенности социально-культурной деятельности:

- осуществляется в свободное время;

- отличается свободой выбора, добровольностью, активностью.

Рассмотрим возможности развития коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста на примере деятельности детского фольклорного коллектива, действующего на базе досугового центра.

Детский фольклорный коллектив «Василек» создан при детском досуговом центре «Добрый дом».

Состав участников: 15 человек от 6 до 10 лет. Инициатором создания, активным участником и руководителем коллектива является педагог дополнительного образования М.С.Калачева.

Цель фольклорных занятий - научить детей народной манере пения, познакомить с песнями, обрядами, сохранившимися среди старожилов родного края, развить музыкальные данные детей, учить общению со сверстниками, старшими товарищами, взрослыми, развивать коммуникативные навыки, необходимые для полноценного творчества.

Цель коллектива – изучение и распространение лучших образцов российской песни, музыкального и танцевального фольклора. В репертуаре ансамбля – древние обряды, игры с участием аудитории, великолепные лирические песни и зажигательные танцы.

Фольклорный ансамбль - это особая среда, в которой созданы особые условия для развития духовности ребенка. Народное искусство обладает всеми необходимыми для этого качествами:

- сохранение исторических, культурных, художественных традиций в народном искусстве,

- коммуникативность, обусловленная коллективным характером досуга;

- яркость и выразительность языка, как речевого, так и художественного;

- тесная связь народного творчества с окружающей жизнью, отраженная в гармоничном соотношении эстетического и практического аспектов деятельности;

- гуманность и человечность народного искусства, направленного на взращивание и развитие высоких духовных качеств личности, на гармонизацию общественной жизни.

Занятия в таком коллективе, как и в других художественных студиях и кружках, способствуют развитию эмоционально-чувственного мира ребенка. Ведь возможность проявить себя в различных видах художественной деятельности - одно из важнейших условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития творческих качеств личности. Синкретичный характер народного искусства позволяет решить естественным образом эту задачу: при освоении элементов обрядовой культуры есть возможность актуализировать познания и умения детей в различных областях творчества: словесном, музыкальном, декоративно-прикладном и т.д.

В ансамбле могут заниматься все желающие дети приблизительно одного возраста (но необязательно, и тогда работа строится с учетом специфических возрастных особенностей) независимо от уровня их общего развития, социального и материального положения семьи, национальности прочих внешних факторов.

В течение двух лет, пока существует при досуговом центре фольклорный коллектив, для детей занятия фольклором были своеобразным увлечением, к которому участники относились очень серьёзно. В зимнее время два раза в неделю проходили репетиции, а летом коллектив выступал на городских праздниках и перед гостями города.

Своеобразие занятий коллектива было в том, что разучивание песни, танца, игры происходило не по нотам, а с помощью прослушивания записей, исполнения песен руководителем и живого общения с носителями фольклорных традиций. Разучивались старинные детские игры родного края, фрагменты различных народных обрядов (свадебного, праздничного)

На основе творческого содружества с другими детскими фольклорными коллективами расширялся творческий кругозор детей, осуществлялось практически социальное воспитание, формировались в естественной ситуации коммуникативные навыки.

После 2-летнего существования фольклорного коллектива на его базе был организован музей народного творчества, в котором собраны различные экспонаты: музыкальные инструменты, предметы рукоделия, материалы к фольклорным праздникам.

Фольклорный коллектив принимает участие в работе фольклорно-этнографического театра, действующего на базе городского дома культуры. Фольклорно-этнографический театр – это музейный фольклорный ансамбль, который воспроизводит элементы традиционной культуры с научной достоверностью и этнографической точностью, знакомит посетителей музея с духовной жизнью местного населения. Фольклорно-этнографический театр обеспечивает в своей деятельности преемственность в освоении традиционной народной культуры между разновозрастными участниками ансамбля.

Как участники фольклорного коллектива, дети выступали на городских и сельских праздниках.

Овладение многообразными формами музыкального фольклора осуществляется участниками фольклорного коллектива путём встреч с исполнителями, аудиторных занятий (общие и индивидуальные репетиции, репетиции по инструментальной музыке.

В целом, деятельность фольклорного коллектива осуществляется по следующим направлениям:

- изучение теории отечественного фольклорного искусства;

- комплектование фольклорного музея;

- концертная деятельность;

- встречи с исполнителями народных песен;

- участие в работе фольклорно-этнографического театра;

- участие в народных гуляниях и праздниках как основных составляющих традиций художественной культуры, которая возникает на этапе достаточно высокого овладения фольклорными традициями;

- участие в фольклорных фестивалях.

На первом этапе нашего исследования был проведен диагностирующий срез. Диагностирующий срез выполняет для данного исследования три основные функции:

- информационную, которая позволяет педагогу на основе полученной информации выбрать соответствующие методы работы;

- оценочную, позволяющую определить исходный уровень участников эксперимента и отслеживать эффективность опытно-поисковой работы, вносить необходимые коррективы;

- формирующую, позволяющую выстраивать перспективы дальнейшего обучения для каждого ребенка и для ансамбля как коллектива.

По результатам исследования собранных материалов на каждого ребенка была заведена индивидуальная карта развития.

Диагностические карты представляют состояние ребенка на момент проведения среза по четырем критериям.

Уровень развития общеречевых и коммуникативных умений (установление контакта, владение вербальными и невербальными средствами общения и др.).

Особенности речевого развития (наличие/отсутствие патологий речевого аппарата, особенности произношения, визуального и слухового восприятия и анализа и пр.)

Общее развитие, кругозор (в частности объем и качество знаний детей о фольклоре и его мусте в культуре народа).

Музыкальные и прочие художественные умения.

Диагностирующий срез проводился в естественных условиях:

- первый этап (теоретический, подготовительный) – ноябрь 2006 года: определение целей и задач диагностики, условий её проведения, составление программы эксперимента, предварительный отбор и разработка недостающего диагностического инструментария;

- второй (сбор информации об участниках фольклорного коллектива) декабрь 2006 года;

- третий (диагностика исходного уровня речевого и музыкального развития) – январь 2007 года во время организационных занятий фольклорного ансамбля «Василек» по календарному планированию, далее - в индивидуальном порядке.

Содержание работы: диагностика уровня сформированности коммуникативных и исполнительских данных, создание условий для работы в группе. Занятия проводились по программе подготовительного курса. Количество участников 15 человек.

Сбор информации о детях, участниках фольклорного ансамбля на базе досугового центра.

Общие сведения:

Фамилия, имя, отчество.

Дата рождения.

Домашний адрес.

Сведения о родителях.

Общая характеристика школьного психолога.

Сведения о каждом ребенке получали в результате использования следующих методов.

1. Беседа. Просьба рассказать о себе, о том, что нравится делать и почему.

Цель: установить контакт, расположить к себе ребенка, снять зажатость.

Оценить: насколько легко ребенок вступает в контакт с незнакомым человеком в новой обстановке, нуждается ли в присутствии родных (или другого близкого человека), чтобы чувствовать себя увереннее, общее речевое развитие (свободна ли речь, не вызывает ли затруднений поиск нужного слова и пр.), степень владения невербальными средствами коммуникации (мимика, жестикуляция и т.д.)

2. Попросить ребенка прочитать стихотворение, которое нравится, если ребенок запинался, вспоминал, можно повторить «как на концерте».

Цель: определить качественные характеристики речевого голоса (диапазон, тембр, выразительность, силу, полетность), проверить дикцию, артикуляцию.

3. Вспомнить любимую скороговорку (если не знает, предложить повторить). Рассказать ее три раза подряд в разных темпах: начать с комфортного и постепенно ускорить.

Цель: определение дикционных и артикуляционных трудностей.

4. Определение правильности произнесенной или написанной педагогом знакомой пословицы, поговорки или стихотворения.

Цель: определение наличия способности к слуховому и структурному анализу речевого построения.

Полученные результаты были зафиксированы на карточке каждого участника.

Обследование особенностей речевого развития проводилось по следующему плану (в соответствии с планом групповых и индивидуальных занятий фольклорной группы):

1) обследование состояния артикуляционного аппарата: нет ли явно выраженной патологии губ, языка, зубов и т.д.; проверка подвижности губ, языка, мимических мышц через выполнение разнообразных движений вслед за педагогом или по словесной инструкции;

2) обследование состояния мимической мускулатуры (наличие или отсутствие движений, точность выполнения, мышечный тонус) через выполнение элементарных движений (нахмурить брови, надуть или втянуть щеки, зажмурить глаза по очереди, положить широкий язык на нижнюю губу и удержать под счет, высунуть язык «лопаточкой», «иголочкой», и т.п.) или создание эмоциональных «масок» (удовольствие, «лимон», страх, радость, и т.п.).

3) при чтении стихотворения отмечаются особенности звукопроизношения, чувство ритма, качественные характеристики речевого голоса, интонации, а также невербальные средства выразительности;

4) обследование активного словаря через работу с текстами, синонимическими, антонимическими рядами и т.д.

- называние предметов и дополнение тематического ряда,

- определение обобщающих слов,

- употребление синонимов и антонимов при описании предметов, качеств, действий,

- игра «Все наоборот» (Скажу я слово «далеко», а вы мне слово -...(«близко»). Скажу я слово «высоко», а вы мне слово -...(«низко»)).

Результаты оценивались по трехбалльной шкале:

3 балла - высокий уровень - упражнение выполнено правильно, объем словаря соответствует возрасту;

2 балла - средний уровень - наблюдаются затруднения в подборе слов (антонимов, синонимов, родственных слов и т.п.);

1 балл - низкий уровень - упражнение не выполнено.

Для изучения навыков и умений диалогической речи чаще всего используют наблюдения за свободным общением детей, обращается внимание на характер общения, на инициативность ребенка, его умение вступать в диалог, поддерживать и вести его, слушать собеседника и понимать его, ясно выражать свои мысли.

Оценка коммуникативных умений может быть дана (условно) с учетом следующих критериев:

Таблица 1 - Критерии оценки уровня коммуникативных умений

Критерии оценки коммуникативных умений детей

Оценка в баллах

Уровень речевой коммуникации

1

Ребенок активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт со сверстниками и педагогом, ясно и последовательно выражает свои мысли, умеет пользоваться формами речевого этикета

3

высокий

2

Ребенок умеет слушать и понимать речь, участвует в общении чаще по инициативе других, умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое

2

средний

3

Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении со сверстниками и педагогом, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание

1

низкий


Для изучения уровня связной монологической речи чаще используются, во-первых, задания на воспроизведение готового связного текста (методика «пересказа текста») и, во-вторых, задания на самостоятельное придумывание рассказа по картинке или без наглядного материала.

В первом случае ученикам предлагают послушать незнакомый рассказ или сказку, небольшие по объему. Пересказы записываются и анализируются по следующим показателям:

Понимание текста – правильное формулирование основной мысли.

Структурирование текста – умение последовательно и правильно строить пересказ (выявляется на основе сопоставления пересказа со структурой текста).

Лексика – полнота использования лексики оригинала, замена авторских выразительных средств собственными.

Грамматика – правильность построения предложений, умение использовать сложные предложения.

Плавность речи – наличие или отсутствие длительных пауз.

Самостоятельность – наличие или отсутствие необходимости в подсказках по ходу пересказа и в повторном чтении текста.

Каждый показатель оценивается отдельно. Высшая оценка воспроизведения текста – 12 баллов (условно).

2 балла – правильное воспроизведение, последовательное и точное построение пересказа, использование авторских слов и своих точных словозамен, наличие разных типов предложений, отсутствие грамматических ошибок, полное отсутствие неоправданных пауз, самостоятельное пересказывание.

1 балл – незначительные отклонения от текста, отсутствие нарушений логики, отсутствие грамматических ошибок, преобладание простых предложений, отсутствие длительных пауз, небольшое количество подсказок.

0 баллов – неверное воспроизведение, нарушение структуры текста, бедность лексики, многочисленные неоправданные паузы, необходимость в подсказках.

Таким образом, оценка в 12 баллов соответствует высшему уровню воспроизведения текста;

свыше 6 баллов – среднему уровню;

меньше 6 баллов – низкому уровню.

При рассказывании по картинке дети, с одной стороны, опираются на ее содержание, а с другой – могут проявлять собственное творчество. Безусловно, следует подбирать картинку, доступную младшим школьникам по содержанию и средствам изобразительности. Ученикам предлагается внимательно рассмотреть картинку и составить небольшой рассказ. Рассказы фиксируются и подвергаются анализу с точки зрения предметно-логического содержания и языкового оформления.

Речь оценивается по следующим параметрам:

Целостность – единство темы.

Последовательность и структурное оформление.

Связность – оценивается путем анализа способов межфразовой связи, подсчитывается количество предложений, несвязанных или формально связанных между собой.

Развернутость рассказа, его объем – измеряется путем подсчета слов и предложений, устанавливается соотношение простых и сложных предложений.

Самостоятельность – оценивается путем подсчета вспомогательных вопросов.

Плавность – оценивается путем подсчета длительных пауз, нарушающих целостность рассказа.

Количественное выражение оценки весьма условно, как и при пересказе. Методика интерпретации результатов также аналогична. Ориентируясь на обобщенную оценку указанных качеств, можно охарактеризовать примерные уровни развития связной речи младших школьников.


Таблица 2 - Характеристика функционально смысловых типов связных высказываний

Тип речи

Функции связных высказываний

Структура связного высказывания

Языковые средства, используемые в разных типах связных высказываний

Описание

Характеристика предметов, явлений природы, людей

Общий тезис, характеристика признаков объекта, итоговая завершающая фраза, оценочное отношение к объекту (структура «легкая», вариативная)

Лексические и синтаксические средства направлены на определение объекта, его признаков, образные средства языка: эпитеты, метафоры, сравнения и др.

Повествование

Изложение событий во временной последовательности, передача развития действия или состояния предметов

Начало события, развитие события, конец события (структура жесткая)

Средства, передающие развитие действия: видо-временные глагольные формы, лексика, обозначающая время, место, образ действия, слова для связи предложений (личные местоимения, слова: потом, раньше, теперь и др.)

Рассуждение

Объяснение какого-либо факта, доказательство чего-либо

Тезис, доказательства, вывод-заключение

Способы выражения причинно-следствен-ных отношений: придаточные предло-жения с союзом «потому что», глагольные словосочетания, предлоги, вводные слова.


6) Обследование уровня развития речи, продуктивность ассоциаций, процессов понимания: понимание переносного смысла пословиц, метафор. Ребенку предлагается несколько часто употребляемых метафор и пословиц, например, «золотые руки», «глухая ночь», «не все то золото, что блестит» и т.п., и предлагают объяснить их смысл.

Уровень развития коммуникативных умений диагностировался наблюдением во время выполнения испытательных и обучающих заданий.

По результатам исследования собранных материалов на каждого ребенка была составлена индивидуальная карта развития.


Таблица 3 - Общая оценка полученных результатов

Фамилия, имя

Оценка коммуникативных умений детей (в баллах)

Уровень речевой коммуникации

1. Милена К

11

высокий

2. Даша О

10

высокий

3. Лика О

10

высокий

4. Аля И

9

средний

5. Аня Г.

9

средний

6. Люда Л

9

средний

7. Оля С

9

средний

8. Сергей М.

8

средний

9. Галя Ф

8

средний

10. Сабина М.

7

средний

11 Настя А

7

средний

12. Ксения И

7

средний

13. Вика Н.

7

средний

14. Юля В

6

средний

15. Кристина Т.

5

низкий


В заключении были подведены итоги первичной диагностики уровня развития коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста, посещавших досуговый центр.

Словарный запас детей, посещающих фольклорный ансамбль, возрастной норме. Большинство детей справились со всеми предложенными заданиями. Иногда в речи исследуемых встречаются неоправданные повторы слов, часть детей слабо владеют синонимией, часто не могут подобрать антонимы. Обследование понимания логико-грамматических отношений нарушений не выявило. Исследования показали, что полные ответы по собственной инициативе дети дают редко, чаще ограничиваются краткими, испытывают затруднения с изложением своих мыслей.


2.2 Обоснование технологии социально-педагогической работы по формированию коммуникативных навыков у младших школьников в условиях досугового центра


Воспитание посредством фольклорного искусства должно рассматриваться в общем контексте воспитания.

Необходимо учитывать характер современной культуры во всей ее противоречивости и сложности.

В развитии у детей коммуникативных навыков одинаково равноценны теоретические и практические формы занятий.

Задачи коммуникативного воспитания требуют тщательного планирования и учета всей работы, чтобы установить связь между всеми видами коммуникативных умений и формами организации общения, обеспечить последовательность и успешность развития коммуникативных навыков каждого ребенка.

Фольклорная работе имеет разнообразные формы: кружковая работа (изготовление народных инструментов, конструирование костюмов, создание национальных украшений, и т.п.), фольклорные развлечения (календарные праздничные игры, старинные народные игры), изучение исторического фольклорного наследия, посещение концертов и т.д. В планировании следует предусмотреть эти своеобразные направления, так как все они оказывают влияние на формирование коммуникативных навыков. Некоторые формы работы планируются систематически (работа фольклорных коллективов, кружков по изучению народного творчества), другие носят эпизодический характер (посещение концертов, встречи с народными исполнителями, праздничные фольклорные мероприятия).

Перспективный план работы по развитию коммуникативных навыков продумывается и составляется педагогом-воспитателем, социальным педагогом, художественным руководителем с учетом поставленных воспитательных задач. На основе перспективного плана составляются календарные планы – планы отдельных мероприятий.

При планировании необходимо учитывать разные формы работы и разные виды построения отдельных форм, их различные варианты.

Нужно помнить, что планирование и систематический учет результатов – необходимое условие организации продуманного воспитательного процесса. Ведь мы говорим о фольклорной работе, как о процессе социального воспитания.

Для того чтобы работа была наиболее эффективной, следует максимально разнообразить ее формы. В нашей работе мы можем предложить следующие формы организации собственно творческой фольклорной работы, направленной на развитие у детей умений налаживать контакты со сверстниками взрослыми.

1) Создание детских фольклорных коллективов: песенных, танцевальных, инструментальных, театральных.

2) Организация детьми выставок и музеев народного творчества различной направленности («Музей народного костюма», «Музей народных инструментов», «Музей народных праздников» и т.п.).

3) Участие детских фольклорных коллективов в массовых мероприятиях на правах, равных со взрослыми коллективами.

4) Организация и проведения фольклорных фестивалей: песенных, фестивалей народного танца, фестивалей народных игр и игрушек.

5) Изучение фольклорных традиций и обычаев своего края (города, района, поселка и т.п.), краеведческая деятельность, направленная на решение данной задачи.

6) Знакомство с народными промыслами и мастерами.

7) Собирание и воспроизведение народных праздничных обрядов (календарных, свадебных и т.п.).

8) Изучение теории фольклора.

9) Проведение конкурсов самодеятельного художественного творчества.

При организации практической деятельности досуговый центр должен руководствоваться следующими принципами:

– принцип добровольности: дети сами выбирают форму занятий в творческих фольклорных объединениях;

– принцип общественной направленности: содержание работы фольклорных коллективов, кружков должно быть связано с творчеством народа, его традициями;

– принцип инициативы и самодеятельности: развитие самодеятельности при педагогическом и творческом руководстве;

– принцип развития детского творчества;

– принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей: задачи и содержание занятий должны соответствовать возможностям и интересам детей младшего школьного возраста.

Деятельность досугового центра должна строится на следующих принципах:

– свободного развития личности;

– гуманистического характера воспитательного процесса;

– приоритета общечеловеческих ценностей;

– учета культурно-исторических и национальных традиций;

– общедоступности и адаптивности реализуемых программ.

Таким образом, для того, чтобы совершенствовать коммуникативные навыки детей посредством приобщения их к фольклорному искусству, необходимо максимально разнообразить работу в этом направлении, вести ее систематически и целенаправленно, объединяя для этого все возможные силы и средства.

Кроме собственно творческой работы социальный педагог должен использовать различные специальные технологии, направленные на развитие коммуникативных навыков детей.

За основу работы по развитию коммуникационных навыков была принята теория связной речи Н.И. Жинкина и Т.А. Ладыженской. В этой теории вычленены те специальные умения, которым надо учить младших школьников, развивая навыки связной речи, и которые должны помочь говорящему, создавая текст, реализовать как можно лучше свой замысел.

Это следующие коммуникативные умения:

Умение раскрывать тему высказывания.

Умение раскрывать основную мысль высказывания.

Умение собирать материал к высказыванию.

Умение систематизировать собранный к высказыванию материал.

Умение строить высказывание в определенной композиционной форме.

Умение выражать свои мысли правильно (с точки зрения норм литературного языка), точно, ясно и по возможности ярко.

Т.А. Ладыженская указывает, что формирование этих умений поможет создать высказывание, отвечающее требованиям хорошей речи. От того, насколько ученик сумел раскрыть тему высказывания, вычленить в нем главное и собрать материал, зависят содержательность, убедительность, ясность высказывания. Умение систематизировать материал определяет логичность, последовательность высказывания.

Могут быть использованы на репетициях ансамбля ролевые игры, речевые ситуации (как созданные специально в соответствии с целями и задачами занятия, так и взятые непосредственно из жизни), разножанровые высказывания, речевые импровизации. Также актуальны метод конструирования текста (словарная работа, конструирование словосочетаний, предложений), имитационный, основанный на подражании, действии по образцу.

Рассмотрим некоторые приемы работы над развитием коммуникативных навыков.

1. Построение рассуждений по схеме.

О.

 
 





потому что

так как

2. Составление текстов с включением оценочных высказываний.

Что за уха!… Вкуснотища!

Ну и жадный ты, мишка! Ну и прожорливый!

Какие листья чудесные!

Какая же у него картина получилась!

Вот это рыба! Рыба так рыба!

Как он красив!

Какой это был вкусный чай!

3. Продолжите ряд:

Дождь: сильный, проливной, крупный, …., …;

идет, начинается, …, ….

Небо: синее, голубое, прозрачное, хмурое, …, …;

розовеет, хмурится, покрыто облаками, …, ….

Вода (в реке): чистая, прозрачная, мутная, …, …;

шумит, бурлит, плещется, …, ….

4. Языковые игры. «Кто больше?»

Играющие делятся на две команды. Ведущий предлагает слово. Например, мягкий. Участники игры должны составить устно как можно больше коротких предложений, высказываний с этим словом.

Как вариант этой дидактической игры является составление предложений на определенную тему, например, «Снег».

В ходе работы с детьми использовались и коррекционные речевые упражнения.

Упражнение № 1. «Ролевое общение».

Участники разбиваются на две группы, первая группа – журналисты, которые берут интервью, во второй группе каждый выбирает кто он будет (спортсмен, бизнесмен, президент и т.п.) и, исходя из своей роли, должен отвечать на вопросы журналистов в течение 3-5 минут. В заключении обсуждают: Легко ли было общаться исходя из определенной роли? Какие переживания, мысли возникали во время выполнения упражнения? Что помогало оно понять?

Упражнение № 2. «Передача чувств».

Все встают в шеренгу, в затылок друг другу, первый человек поворачивается ко второму и передать ему мимикой какое-либо чувство (радость, гнев, печаль, удивление), второй человек должен передать следующему это же чувство и т.д. у последнего спрашивают какое чувство он получил и сравнивают с тем, какое чувство было послано вначале, и как каждый участник понимал полученное им чувство.

Упражнение № 3. «Сильные стороны».

Цель упражнения: помочь участникам группы понять, что любую ситуацию можно проанализировать без осуждения, находя в ней сильные стороны.

Инструкция: участники делятся на пары: первый член пары в течение минуты рассказывает партнеру о своем затруднении или проблеме. Второй, выслушав, должен проанализировать ситуацию таким образом, чтобы найти сильные стороны в поведении партнера и подробно рассказать об этом. Потом роли меняются. После выполнения упражнения группа обсуждает: все ли смогли найти сильные стороны в поведении партнера? Кому было трудно это сделать, почему?

Упражнение № 4. «Эмпатия».

Инструкция: все члены в кругу слушают одного из участников, который говорит эмоционально окрашенную фразу. Каждый, по очереди, называет то чувство, которое по его мнению испытывает говорящий.

Упражнение №5. «Через стекло».

Назначение упражнения: формирование взаимопонимания партнеров по общению на невербальном уровне.

Один из участников передает текст как бы через стекло, т.е. мимикой и жестами: другие называют понятое.

Степень совпадения переданного и понятого текста свидетельствует об умении устанавливать невербальные контакты.

Ролевая игра «Трудное решение».

Детям предлагается для обсуждения та или иная ситуация. Например: «У тебя есть очень близкий друг. Ты познакомился еще с одним мальчиком (девочкой), который не понравился твоему другу, но очень понравился тебе. Что же делать в такой ситуации. Как объяснить своему другу, что твой новый товарищ совсем не плохой человек?»

Ролевая игра «Карусель»

Назначение:

- формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты;

- развитие эмпатии и рефлексии в процессе обучения.

В игре осуществляется серия встреч, причем каждый раз с новым человеком. Задание: легко войти в контакт, поддержать разговор и проститься.

Члены группы встают по принципу «карусели», т.е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный и внешний подвижный

Примеры ситуаций:

- Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой встрече...

- Перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь с ним...

- Перед вами маленький ребенок, он чего-то испугался. Подойдите к нему и успокойте его.

- После длительной разлуки вы встречаете друга (подругу), вы очень рады встрече...

Время на установление контакта и проведение беседы 3-4 минуты. Затем ведущий дает сигнал и участники тренинга сдвигаются к следующему участнику.

Применяя данные упражнения, можно формировать коммуникативные умения.

Весьма эффективными, на наш взгляд, являются и тренинговые занятия.

Приведем пример одного из тренинговых занятий, проводимых социальным в досуговом центре с детьми, являющимися членами фольклорного коллектива «Василек». (См. Приложение)

Следует отметить, что именно разнообразная. Творческая, систематическая работа с детьми способствует эффективному развитию коммуникативных навыков и умений.


2.3 Экспериментальная проверка эффективности технологии формирования коммуникативных навыков у младших школьников в условиях досугового центра


Основные направления работы с младшими школьниками, повещавшими фольклорный ансамбль досугового центра определялись особенностями формирования речевой деятельности на занятиях и репетициях, спецификой языкового материала и были направлены на совершенствование основных коммуникативных умений учащихся начальной школы, необходимых для успешной и наиболее полной самореализации:

- оценка ситуации предполагаемого общения,

- вступление в контакт,

- умение слушать, предполагающее владение нерефлексивным (умение «внимательно молчать») и рефлексивным (выяснение, отражение чувств, резюмирование, перефразирования) слушанием;

- овладение вниманием аудитории,

- владение вербальными и невербальными средствами общения,

- оценка процесса общения, внесение необходимых корректив,

- избегание конфликтных ситуаций, выход из конфликта,

- оценка результатов коммуникативного акта.

Связная речь в своей естественной форме трудно поддается объективному анализу, поскольку зависит от условий общения, от отношений между его участниками.

В педагогической практике целесообразно использовать учетно-проверочные занятия, на которых ставятся различные диагностические задачи (описать предмет, составить рассказ по картинке, написать письмо товарищу и т.п.) с целью выяснения того, как дети усвоили программу обучения связной речи. По их ошибкам и затруднениям можно судить о степени развития коммуникативных навыков и умений и об эффективности используемых технологий.

Итоговое тестирование выявило существенные изменения в поведении детей как участников коммуникативного акта, в уровне и качестве их речевой компетенции, вкусах и предпочтениях, произошедшие в результате применения разработанной методики совершенствования коммуникативной компетенции. Особенно заметны результаты детей с изначально низким уровнем развития исследуемых умений и навыков.

Проведенные контрольный срез (март 2007 года) с использованием тех же методик, что использовались и на начальном этапе исследования, показал следующие результаты.


Таблица 4 - Общая оценка полученных результатов

Фамилия, имя

Оценка коммуникативных умений детей (в баллах)

Уровень речевой коммуникации

1. Милена К

12

высокий

2. Даша О

10

высокий

3. Лика О

11

высокий

4. Аля И

11

средний

5. Аня Г.

10

высокий

6. Люда Л

10

высокий

7. Оля С

10

высокий

8. Сергей М.

10

высокий

9. Галя Ф

9

средний

10. Сабина М.

10

высокий

11 Настя А

9

средний

12. Ксения И

8

средний

13. Вика Н.

10

высокий

14. Юля В

9

средний

15. Кристина Т.

8

средний


Результаты итогового тестирования подтверждают возможность и необходимость использования игровых технологий для совершенствования коммуникативной компетенции младших школьников на внеклассных занятиях, а также использования специальных тренинговых занятий, проводимых квалифицированным социальным педагогом.

Полученные данные позволяют говорить о том, что педагоги и воспитатели, работающие с детьми в условиях досугового центра должны решать следующие задачи по развитию коммуникативных навыков младших школьников:

Обеспечить хорошую речевую среду для воспитанников.

Создать речевые ситуации, определяющие мотивацию собственной речи младших школьников.

Развивать их интересы, потребности и возможности самостоятельной речи.

Обеспечить правильное понимание и усвоение детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать имеющийся словарный запас.

Вести постоянную специальную работу по развитию коммуникативных навыков, связывая ее с творческими занятиям.

Создать в досуговом центре атмосферу, способствующую развитию высокой культуры речи.

Таким образом, успех работы по развитию коммуникативных навыков у учащихся начальных классов зависит не только от степени подготовленности младших школьников, но и в значительной мере от мастерства педагогов и воспитателей и их профессионализма.

Заключение


Ситуация современного школьного обучения требует от ребенка активного решения новых сложных коммуникативных задач: организации делового общения учеников друг с другом и с педагогами. Поэтому очень важно развивать у ребенка различные формы общения со взрослыми и сверстниками, что составит предпосылку формирования нового типа взаимоотношения между преподавателем и учеником, между воспитателем и воспитанниками, между сверстниками. Именно с целью активного коммуникативного развития младших школьников мною была проведена методическая работа, организованная в 2006 – 2007 учебном году, которая позволила решить некоторые задачи развития коммуникативных умений учащихся начальной школы.

Работа проводилась на базе досугового центра «Добрый дом» с детьми, являвшимися участниками фольклорного ансамбля «Василек».

Ее цель: научить младших школьников эффективному общению, т.е. такому общению, при котором собеседник достигает своей коммуникативной цели - убедить, утешить, склонить к какому-либо действию и т.п. А для этого дети должны как можно больше сами говорить, общаться друг с другом, со взрослыми.

Специальные исследования показывают, что речевые игры и тренинги на занятиях фольклорного ансамбля являются также важным средством активизации мышления школьников, благоприятно сказываются на обогащении социальных представлений, а также имеют несомненное воспитательное значение, в том числе в аспекте привития любви к родному языку и к русскому фольклору.

Игровые техники и тренинги, проводимые с участием социального педагога, ставшие обязательной частью репетиционной работы, позволили эффективно и деликатно повысить уровень речевого развития участников ансамбля.

Выполнение многих упражнений, в обычных условиях требующих от ребенка преодоления психологических барьеров, в процессе игры давалось меньшими усилиями или совсем легко.

Поскольку при выполнении заданий был соблюден принцип «от простого к сложному», «от конкретного к абстрактному», освоение нового и развитие имеющихся способностей происходило в комфортных психологических условиях, ребенок постоянно находился в ситуации успеха. Соблюдение принципа добровольности

(работать или не работать над проблемой - выбор самого ребенка с пониманием всех вытекающих из этого выбора последствий), возможность выбора уровня сложности упражнений и посильность задания сделали возможным организовывать работу с опорой на формирующуюся внутреннюю мотивацию.

В ходе работы положения, выносимые на защиту, нашли свое теоретическое и практическое подтверждения. Апробированная методика использования речеразвивающих игр и тренингов для развития коммуникативной компетенции младшего школьника во время внеклассных занятий неязыковой направленности в условиях досугового центра может быть рекомендована к использованию на факультативных и внеклассных занятиях, а также в системе дополнительного образования.

Библиография


1.           Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2002.

2.           Андриенко Е.В. Социальная психология. - М.: Академия, 2001.

3.           Базарская Н.И. О некоторых особенностях коммуникативного поведения // Язык и национальное сознание. - Воронеж, 1998.

4.           Батаршев А.В. Организаторские и коммуникативные качества личности. – Таллинн, 1998.

5.           Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. - М.: Аспект Пресс, 2002.

6.           Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Педагогика, 1995.

7.           Бодалев А.А. Личность и общение. – М.: Педагогика, 1993.

8.           Болотова А.К., Макарова И.В. Прикладная психология. - М.: Аспект Пресс, 2001.

9.           Болотов В. Должность социального педагога скоро станет привычной //Учительская газета. – 1994. - № 9.

10.       Березина В., Ермоленко Г. Социальная педагогика в школе //Воспитание школьников. – 1994. - № 3.

11.       Брудный А.А. Понимание и общение. – М.: Просвещение, 1989.

12.       Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. – М.: Академия, 2001.

13.       Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М.: Академия, 2000.

14.       Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга. – М.: Политиздат, 1998.

15.       Вульфов В.З. Социальная педагогика в системе общего воспитания //Педагогика. – 1992. - № 5, 6.

16.       Выготский Л.С. К вопросу о динамике детского характера / Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т. Т. 5. М.: Педагогика, 1983.

17.       Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. / Избр. психологические исследования. М.,1956.

18.       Данилова Е.Е. Ценность младшего школьного возраста // Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 1999.

19.       Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях. – М.: НГИК, 1994.

20.       Запорожец А.В. Психология. – М.: Учпедгиз, 1961.

21.       Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997.

22.       Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. - М.: Флинта, Наука, 2001.

23.       Краткий словарь психологических терминов / Сост. И.А. Стернин. – Горький, 1990.

24.       Конецкая В.П. Социология коммуникации. – М.: МУБУ, 1997.

25.       Коломинский Я.Л. Психология общения. – М.: Знание, 1974.

26.       Корнев С.М. Организация досуга: что для этого нужно?//Веч. сред. шк. – 1999. - №6.

27.       Каган М.С. Диалоги. – СПб.: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2006.

28.       Клюева Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. – Ярославль: Академия развития, 1996.

29.       Куницына В.П. и др. Межличностное общение. - СПб.: Питер, 2002.

30.       Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999.

31.       Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся – М.: Просвещение, 1985.

32.       Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Высш. шк., 1972.

33.       Липский И.А. Понятийный аппарат и парадигмы развития социальной педагогики // Педагогика, 2001. - №10.

34.       Лисина М.И. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми. – М.: Педагогика, 1985.

35.       Маслова Н.Ф. Рабочая книга социального педагога. – Орел, 1994.

36.       Назаретян А.П. Психология стихийного массового поведения: Толпа, слухи, политические и рекламные кампании. – М.: Академия, 2004.

37.       Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 1.: Общие основы психологии. – М.: ВЛАДОС, 2006.

38.       Никитина Л.Е. Технология социально-педагогической работы: Краткий анализ//Воспитание школьника. – 2000. - №10.

39.       Новые исследования в психологии и возрастной физиологии / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Педагогика, 1991.

40.       Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г.М. Андреевой, Я.М. Яноушека. – М.: МГУ, 1987.

41.       Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.С. Ярошевского. – М.: Педагогика, 1981.

42.       Парыгин Б.Д. Социальная психология. – СПб.: ИГУП, 1999.

43.       Развитие личности учащегося в процессе общения / Под ред. М.И. Боришевскиго. – Киев: Высш.шк., 1985.

44.       Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2000.

45.       Свенцицкий А.Л. Социальная психология. – М.: ТК Велби, Проспект, 2005.

46.       Социальная психология / Под ред. П.П. Предвечного, Ю.А. Шерковина. М.: Высш. шк., 1975.

47.       Социальная педагогика / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2000.

48.       Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. – М.: ВАКО, 2005.

Приложение


Тренинговое занятие с детьми младшего школьного возраста


Тема: «Умеете ли вы общаться?»

Цель: развитие коммуникативных навыков в процессе практического общения.

Ход занятия.

Социальный педагог (ведущий): Сегодня мы поговорим об общении. Ваш жизненный опыт еще мал, и порой вы не знаете, как вести себя в разных ситуациях, как поступать, чтобы не было конфликтов.

Давайте, прежде всего, проверим, конфликтная ли вы личность. Для этого ответьте на вопросы анкеты.

АНКЕТА

1. В классе начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция: не принимаю участия; кратко высказываюсь в защиту той точки зрения, которую считаю правильной; активно вмешиваюсь в спор.

2. Выступаете ли вы на классных часах с критикой товарищей?

1) нет;

2) только если имею для этого основания;

3) критикую всегда и по любому поводу.

3. Часто ли вы спорите с друзьями?

только в шутку и то если это люди не обидчивые;

лишь по принципиальным вопросам;

я люблю споры.

4. Вы стоите в очереди. Как вы реагируете, если кто-то лезет вперед?

возмущаюсь в душе, но молчу;

делаю замечание - надо же научить грубияна хорошему тону;

начинаю наблюдать за порядком.

5. Дома на обед подали несоленый суп. Ваша реакция. 1) не буду обращать внимания;

молча возьму солонку;

демонстративно откажусь от еды.

6. На улице или в транспорте вам наступили на ногу...

с возмущением посмотрю на обидчика;

сделаю замечание;

выскажусь, не стесняясь в выражениях.

7. Кто-то в семье купил вещь, которая вам не нравится.

промолчу;

ограничусь коротким, но тактичным комментарием;

выскажу все, что я об этом думаю.

8. Не повезло, вы проиграли спор товарищу.. Как вы к этому отнесетесь?

постараюсь казаться равнодушным, но дам себе слово никогда больше не участвовать в спорах;

не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором, по обещав взять реванш;

проигрыш испортит мне настроение, подумаю, как отомстить обидчикам.

Ключ: «1» - 4 очка, «2» - 2 очка, «3» - 0 очков. Идет подсчет баллов. Группа разбивается на три психологических типа.

Ведущий дает такую информацию.

22-32 очка. Вы тактичны и миролюбивы, уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций в школе, на улице и дома. Наберитесь смелости и, если обстоятельства потребуют, высказывайтесь принципиально, невзирая на лица.

12-20 очков. Вы слывете человеком конфликтным. Но это преувеличение. Вы конфликтуете, только если нет иного выхода, когда все другие средства исчерпаны. Вы способны твердо отстаивать свое мнение, не думая, как это отразится на отношениях к вам товарищей. При этом вы не «выходите за «рамки», не унижаетесь до оскорблений. Все это вызывает к вам уважение.

До 10 очков. Споры и конфликты - это ваша стихия. Ведь вы любите критиковать других. Это критика ради критики. Не будьте эгоистом. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами. Ваша несдержанность отталкивает людей. Не поэтому ли у вас нет настоящих друзей.

Социальный педагог (ведущий): Всем хочется стать чуточку лучше. А ведь есть много возможностей научиться жить бесконфликтно. Один из способов - умение делать комплименты. Давайте поучимся говорить друг другу приятные слова.

Вызываются 2 человека - мальчик и девочка. Делая вперед по одному шагу, они говорят друг другу комплименты. Кто выиграет?

Социальный педагог (ведущий): Умение высказать свое расположение к собеседнику - это еще не все. Каждому человеку надо уметь вести диалог, т.е. поддерживать беседу, не отвлекаясь от основной темы. Итак, следующий конкурс называется «Культурная беседа». Два человека садятся друг против друга. В течение двух минут каждый должен изложить тему и цель разговора. Например, я хочу знать, какой последний фильм посмотрел мой собеседник и какое мнение у него сложилось об этом фильме.

Социальный педагог формулирует для ребят задачу: предлагает построить беседу таким образом, чтобы можно было внимательно выслушать своего партнера, помочь ему раскрыть тему, а заодно решить и свои задачи (время диалога - 4 мин).

Социальный педагог (ведущий): В речи культурного человека, умеющего общаться, обязательно должны быть слова вежливости. Вежливость - неотъемлемое качество общения. Давайте же поиграем в «Речевой этикет»».

Играют два человека.

Назовите слова приветствия. (Здравствуйте! Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! Приветствую вас! Привет! Салют!)

Выскажите просьбу. (Вы можете мне сказать?.. Не могли бы вы мне?.. Скажите, пожалуйста... Разрешите попросить вас... Не могли бы вы?.. Будьте так любезны... Будьте добры!)

Какими словами лучше всего начать знакомство? (Разрешите представить вам... Разрешите познакомить вас.. Познакомьтесь... Как тебя зовут? Вы знакомы? Позвольте познакомиться.)

Как принято извиняться в культурном обществе? (Приношу вам свои извинения... Позвольте мне извиниться... Не могу не принести вам свои глубокие извинения... Простите за...)

Есть ли несколько слов утешения и ободрения у тебя в запасе? (Не огорчайтесь... Нет повода для беспокойства... Нет ничего плохого в том, что... Все будет хорошо... Успокойтесь...)

Есть ли у тебя запас слов благодарности? (Благодарю вас... Спасибо. Разрешите поблагодарить вас... Заранее благодарен... Признателен вам... Примите мою благодарность.)

Как попрощаться, чтобы людям было приятно вновь встретить тебя? (До свидания! Надеюсь видеть вас еще! Доброго пути! До завтра! Всего хорошего! Всегда рады вас видеть! Приятно было познакомиться!)

Социальный педагог (ведущий): При общении очень часто возникают трудные ситуации, найти выход из которых порой нелегко. Но нужно. Попытаемся это сделать.

Лена (обижена): Вчера ты, Андрей, шел мне навстречу и не поздоровался. Это невежливо.

Андрей (удивлен): А почему я должен здороваться? Ты меня первая увидела, вот бы и поздоровалась.

Кто прав? (Кто лучше воспитан, тот здоровается первым.)

Катя: Вовсе не обязательно здороваться со всеми знакомыми. Вот у нас соседка такая вредная, что я не хочу ей здоровья желать. Что же мне, притворяться?

Права ли Катя?

Социальный педагог (ведущий): Тебя обозвали. Твоя реакция?

Не придам значения.

Отделаюсь шуткой (демонстративно раскланяюсь и поблагодарю за «хорошие» слова).

Отблагодарю тем же (обзову).

Пожалуюсь старшим.

Социальный педагог (ведущий): Какими же качествами характера должен обладать человек, который достоин подражания, которому можно всегда и во всем довериться? Создадим коллективный портрет, предварительно разобьемся на три группы и посовещаемся.

(В это время у доски один человек разбирает на две стопки карточки, на которых указаны положительные и отрицательные качества.)

Положительные качества: доброжелательность, безотказность, тактичность, миролюбивость, вежливость, честность, великодушие, гостеприимство, деликатность, добросердечность, жизнерадостность, инициативность, остроумие, отзывчивость, скромность, справедливость, корректность, неподкупность, патриотизм.

Отрицательные качества: грубость, бестактность, несдержанность, придирчивость, раздражительность, агрессивность, завистливость, равнодушие, болтливость, вздорность, ехидность, жадность, злопамятность, легкомысленность, лицемерие, корыстолюбие, небрежность, назойливость, обидчивость.

Социальный педагог (ведущий): А теперь я предлагаю всем познакомиться с законами успешного общения:

1. Самый главный человек на свете – это тот, кто перед тобой. Полюбите его, найдите положительные качества в нем. Дарите ему знаки внимания и уважения.

2. Ищите то, что вас сближает, старайтесь не противоречить собеседнику по любому поводу.

3. Старайтесь не отзываться о людях дурно, ни в чем не обвиняйте собеседника.

Стройте общение на равных, не смотрите на собеседника свысока.

Берегите собеседника, избавьте его от обид и обвинений.

Не спорьте по мелочам.

Не спорьте с тем, с кем спорить бесполезно.

Не спорьте с тем, кому важнее спор, а не истина.

Ищите возможность согласиться, а не возразить.

Стремитесь не к победе, а к истине и миру.

Социальный педагог (ведущий): В заключение хочу дать вам еще несколько рецептов поведения.

Невежливо во время разговора отводить кого-нибудь в сторону, чтобы говорить с ним наедине; невежливо подслушивать, о чем говорят двое в стороне, - в таких случаях следует просто отойти от них подальше.

Никогда не шепчитесь в гостях. Не прерывайте говорящего. Если кто-то заговорит одновременно с вами, приостановитесь и дайте ему закончить фразу.

В обществе и за столом не демонстрируйте равнодушие, хотя лучше молчать, чем говорить слишком много.

Никогда не говорите другим того, что было бы неприятно вы слушать вам самим. Грубые, резкие слова часто возвращаются бумерангом и бьют самого говорящего.

Я думаю, что после сегодняшней игры мы ещё раз задумаемся о нашем отношении к близким нам людям.


Страницы: 1, 2


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.