РУБРИКИ |
Формирование воли дошкольников |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Формирование воли дошкольниковФормирование воли дошкольниковСодержание
Введение Для рассмотрения проблемы, обозначенной в заглавии предлагаемой работы, необходимо отметить значительность периода дошкольного детства в процессе всего личностного формирования человека. Итак, дошкольное детство — чрезвычайно важный период развития
человека. Его существование обусловлено общественно-историческим и
эволюционно-биологическим развитием общества и конкретного индивидуума, что
определяет задачи и возможности развития ребенка данного возраста. Именно в таком контексте и были рассмотрены основные аспекты процесса формирования воли у дошкольников. В первой главе предлагаемой работы воля была рассмотрена как одна из основных характеристик личностного развития. В контексте данного вопроса были также изучены определения воли в различных разделах психологи, а также основные теории воли. Помимо этого, поэтапно были проанализированы основные волевые действия. Во второй главе значительное внимание было уделено изучению процесса развития отдельных волевых свойств. Следующая глава посвящена определению роли такого важного для дошкольников вида деятельности как ролевые игры в процессе формирования воли. В четвертой главе была подробно изучена феноменология волевых расстройств, их особенности и основная классификация. В следующих главах были рассмотрены современные проблемы и минусы начального детского образования, а именно детских садов. Была предпринята попытка конкретизировать их роль в формировании воли дошкольника. В конце данной главы был сделан вывод о том, что роль детских садов крайне дуалистична. В последней главе предлагаемой работы были исследованы нетрадиционные методы формирующей работы с дошкольниками, а также приведены конкретные методические рекомендации по применению методик в конкретных детских учреждения, а также учреждениях, имеющих своей основной целью дополнительное образование дошкольников. В заключении работы были подведены итоги и аккумулированы основные выводы работы. В ходе подготовки данного материала был исследован и обработан целый ряд литературы как научного, учебного, так и практически-методического характера. Помимо этого были проанализированы монографии именитых психологов, также посвященные проблематике, обозначенной в заглавии предлагаемой работы. Все это позволило переосмыслить не только суть самой проблемы, но и найти новые пути подходя к ее решению. 1. Воля как основная характеристика личностного развития Воля как характеристика сознания Приступая к рассмотрению данной проблематики, необходимо прежде всего подробно рассмотреть саму сущность понятия воли, а также изучить тот контекст, в котором рассматривается понятие воли с точки зрения возрастной психологии. В начале дадим общее определение. Итак, воля есть сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Воля как характеристика сознания и деятельности возникла вместе с
возникновением общества, трудовой деятельности. Она является важным
компонентом психики человека, неразрывно связанной с познавательными
мотивами и эмоциональными процессами. Волевые действия бывают простые и
сложные. К простым волевым действиям относятся те, при которых человек Воля является важной характеристикой еще и потому, что она нужна при
выборе цели, принятии решения, при осуществлении действия, при преодолении
препятствий. Преодоление препятствий требует волевого усилия - особого
состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические,
интеллектуальные и моральные силы человека. Воля с точки зрения не только
общей, но и возрастной психологии проявляется как уверенность ребенка в
своих силах, как решимость совершить тот поступок, который сам субъект
деятельности считает целесообразным и необходимым в конкретной ситуации. Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, ребенок постепенно вырабатывает в себе волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность, мужество. Однако необходимо отметить, что могут возникать ситуации, когда воля и волевые качества могут у ребенка не сформироваться. Такая ситуация складывается при наличии определенных условий, таких как неблагоприятные условия жизни и воспитания в детстве: 1) ребенок избалован, все его желания беспрекословно осуществлялись (легкий мир - воля не требуется), либо 2) ребенок подавлен жесткой волей и указаниями взрослых, не способен принимать сам решения. Общие рекомендации по формированию воли ребенка Как видно из всех вышеприведенных фактов, воля является одной из важнейших характеристик личностного развития. Именно поэтому как педагоги, так и родители должны уделять значительное внимание формированию именно этого качества личности. Итак, родители, стремящиеся воспитать волю у ребенка, должны соблюдать следующие правила: 1) не делать за ребенка то, чему он должен научиться, а лишь обеспечить условия для успеха его деятельности; 2) активизировать самостоятельную деятельность ребенка, вызвать у него чувство радости от достигнутого, повышать веру ребенка в его способность преодолевать трудности; 3) даже маленькому ребенку полезно объяснять, в чем заключается целесообразность тех требований, приказов, решений, которые взрослые предъявляют ребенку, и постепенно учить ребенка самостоятельно принимать разумные решения. Крайне негативно на развитии воли сказывается невозможность ребенка самостоятельно принимать важные для него решения. Особенно данная проблема обостряется в школьном возрасте. Родители не должны ничего решать за ребенка не только, они лишь могут подводить его к рациональным решениям и добиваться от него непреклонного осуществления принятых решений. Динамика воли Помимо рассмотренных нами понятий, существует еще одна важная характеристика воли – это ее динамика. Динамика воли в зависимости от трудности внешнего мира и сложности внутреннего мира человека проявляется по-разному. Существует масса вариантов ее проявления или же, наоборот не проявления. В связи с условиями внешнего мира могут быть случаи, когда: 1. Воля не требуется (желания человека просты, однозначны, любое желание осуществимо в легком мире). 2. Требуются волевые усилия по преодолению препятствий реальной действительности, нужно терпение, но сам человек внутренне спокоен, уверен в своей правоте в силу однозначности своих желаний и целей. 3. Требуются волевые усилия по преодолению внутренних противоречий, сомнений, ребенок внутренне сложен, идет борьба мотивов и целей, он мучается при принятии решения. 4. Требуются интенсивные волевые усилия для преодоления внутренних сомнений для выбора решения и осуществления действий в условиях объективных помех и трудностей. Волевое действие здесь выступает как сознательно принятое к осуществлению по собственному решению осознанное намеренное целенаправленное действие на основе внешней и внутренней необходимости. . Анализ волевого действия С точки зрения физиологии, волевые действия, как и вся психическая деятельность, связаны с функционированием мозга. Важную роль при осуществлении волевых действий выполняют лобные доли мозга, в которых, как показали исследования, происходит сличение достигнутого в каждый раз результата с предварительно составленной программой цели. Поражение лобных долей приводит к абулии - болезненному безволию. В каждом волевом действии можно выделить два этапа. Первый - подготовительный этап, этап мысленного действия, обдумывания, на котором осознается цель, определяются пути и средства достижения цели и принимается решение; второй - исполнительный этап, на котором происходят выполнение принятого решения и самооценка выполненного действия. Подготовительный этап характерен тем, что всякое волевое действие как действие целенаправленное всегда начинается с постановки и ясного осознания цели действия. Помимо этого, важно и осознание доступности цели. Постановка целей, которых данный ребенок не в силах достичь, создает привычку не доводить начатое дело до конца. Однако легкодоступные цели не развивают воли, не вырабатывают умения бороться с трудностями, преодолевать препятствия. Цели действия должны быть доступны ребенку, но требовать больших усилий для их достижения. Только такие цели определяют подлинно волевое поведение. Для правильной оценки волевого действия необходимо знать и мотивы Рассмотрим конкретный пример. Учеников III класса спросили: “Почему вы
хорошо учитесь?” Ответы были разные. Один ученик ответил: “Это моя
обязанность - как папа с мамой хорошо работают, так и я должен хорошо
учиться”. Другой ученик сказал: “Хочу, чтобы учительница похвалила”. Третий
ученик заявил: “Я хочу быть лучше всех. Мне за хорошие отметки папа деньги
дает на кино”. И деятельность одна и та же, и результаты одинаковы, а
мотивы деятельности различны. Из приведенного примера видно, что мотивы
бывают разного уровня - низшего (эгоистические побуждения) и высшего Борьба мотивов в волевом действии - это нередко борьба между чувством
долга и противоречащими долгу побуждениями. Воля и проявляется в умении
заставить себя сделать то, что диктует чувство долга, подавив
противоречащие долгу побуждения. Когда речь идет о том, делать ли то, что
надо, или то, что хочется, следует отдавать предпочтение мотиву “надо”. Исполнительный этап. Следующий, важнейший этап всякого волевого действия - исполнение принятого решения. Конечно, воля проявляется и в принятии решения (которое иногда тоже может требовать больших усилий), но это одно еще не дает права считать ребенка волевым. Ребенок, который только ставит перед собой пусть самые возвышенные, самые важные цели, только принимает решения, но не претворяет их в жизнь, не доводит дело до конца, - человек безвольный. Исполнение может иметь двоякую форму: форму внешнего действия (внешний волевой поступок) и форму воздержания от внешнего действия (внутренний волевой поступок). Если ребенок отходит от принятой цели, то он проявляет недостаток воли. Разумеется, в тех случаях, когда меняются обстоятельства, возникают какие-то новые условия и выполнение ранее принятого решения становится нерациональным, необходим сознательный отказ от принятого решения. Волевой человек должен уметь, когда это нужно, отказаться от намеченного действия, принять новое решение, иначе это уже будет не проявление воли, а бессмысленное упрямство. Результатом волевого действия является достижение цели. Завершается волевое действие его самооценкой. Ребенок оценивает избранные им способы достижения цели, затраченные усилия и делает соответствующие выводы для будущего. Теории воли Психологические исследования воли в настоящее время оказались разделенными между разными научными направлениями: в бихевиористски ориентированной науке изучаются соответствующие формы поведения, в психологии мотивации в центре внимания находятся внутриличностные конфликты и способы их преодоления, в психологии личности основное внимание сосредоточено на выделении и изучении соответствующих волевых характеристик личности. Исследованиями воли занимается также психология саморегуляции человеческого поведения. Иными словами, в новейший период истории психологии эти исследования не прекратились, а лишь утратили прежнее единство, терминологическую определенность и однозначность. Вместе с тем они оказались расширенными и углубленными по тематике за счет применения новых понятий, теорий и методов. Кроме того, достижения различных видов психологии в проблематике формирования воли аккумулируются возрастной психологией. Определенную отрицательную роль в отказе от психологических
исследований воли и свертывании их, в утверждении реактивной концепции
поведения как единственно приемлемой научной доктрины сыграли исследования
рефлекторного поведения: безусловных рефлексов и условного (неоперантного)
обусловливания. Рефлекс в его традиционном понимании всегда рассматривался
как реакция на какой-либо стимул. Отсюда и понимание поведения как реакции. Согласно другой концепции, которая в последние несколько десятилетий
набрала силу и находит все больше сторонников, поведение человека
понимается как изначально активное, а саман рассматривается как наделенный
способностью к сознательному выбору его форм. Для такого понимания
поведения воля и волевая регуляция поведения необходимы. Оно не только
требует возвращения психологии ее прежнего названия как науки о внутреннем
опыте, но и уделения достойного внимания проблеме воли в научных
исследованиях человеческого поведения. Новейшая физиология высшей нервной
деятельности в лице таких ученых, как Н. А. Бернштейн, 2. Развитие отдельных волевых свойств Важное место в формировании воли дошкольников уделяется также развитию таких качеств, как произвольность, самосознание, а также мотивационная деятельность. Рассмотрим подробнее эти явления. Развитие произвольности Считается, что все процессы в дошкольном возрасте становятся более произвольными, но произвольность — это в принципе новообразование младшего школьного возраста. К концу дошкольного возраста происходит оформление основных элементов волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенное усилие при преодолении препятствий, оценить результат своего действия. Произвольная регуляция поведения состоит в подчинении поведения ребенка задаче, то есть в его способности сосредоточиться на том, что предложил взрослый, на попытках активного решения задачи, на преодолении всего, что не относится к основной деятельности. Произвольность, в свою очередь, обеспечивает достаточный уровень игровой мотивации. Мотивационная сфера Важнейший критерий дошкольной зрелости в этой сфере — необходимый
уровень развития самостоятельности ребенка. Как показывают исследования Самостоятельный ребенок организует взаимодействие с товарищами,
соотносит свои умения и желания действовать с условиями окружающей
обстановки. В старшем дошкольном возрасте самостоятельность становится
качественным приобретением формирующейся личности ребенка. Развитие самосознания Чаще всего дошкольникам свойственна необъективно высокая самооценка, что является следствием кризиса семи лет. Однако у некоторых дошкольников наблюдается неустойчивая, а иногда даже заниженная самооценка. Это свидетельствует не об интенсивном развитии самосознания, а о том, что эти дети испытывают дефицит эмоциональной защищенности, поддержки, любви и внимания взрослых. Низкая самооценка, сформированная у ребенка в дошкольном возрасте, может стать причиной его неуспеваемости в школе. Она порождает страх неудачи, а в своем крайнем выражении — отказ вообще что-либо делать. 3. Воля как фактор психологической готовности к школе ребенка-дошкольника Психологическую готовность ребенка к школе можно определить как
некоторый уровень психического развития ребенка, необходимый для школьного
обучения. Причем следует подчеркнуть многокомпонентность данного
образования. В психологической литературе, посвященной анализу школьной
зрелости, чаще всего называются следующие элементы психологической
готовности: интеллектуальный, личностный и волевой. На исследованию с
помощью психологической методики, определить меру ее сформированности. Следовательно, будущий школьник должен обладать рядом навыков, таких
как общение со взрослыми и ровесниками, нахождение своего места в группе
детей; знанием определенных норм и правил поведения и общения; умением
верно оценить свои реальные и потенциальные возможности (способность к
самооценке). Наибольшие сложности, как правило, испытывают дети, не
посещавшие детский сад, круг общения которых ограничен близкими взрослыми,
а опыт совместной деятельности и общения со сверстниками незначительный. Анализ психологической литературы показывает, что существуют различные определения личности, в каждом из которых особое внимание уделяется одной из сторон личностного развития. По-видимому, затруднительно будет дать такое определение, которое бы было принято большинством психологов разных школ и направлений. Такое положение с понятием “личность” побуждает к тому, чтобы дать наиболее приемлемое в данном случае определение, необходимое для содержательного наполнения понятия личностной готовности. Ограниченность такого определения может вызвать ряд возражений, но в рамках решения конкретных задач - это неизбежно, поскольку нельзя объять необъятное. В своей работе мы придерживаемся следующего понимания личности как системного качества индивида, включенного в общественные отношения. Формирование этого качества происходит в ходе совместной деятельности и общения ребенка со взрослыми и сверстниками, в процессе социализации и воспитания. Для самого ребенка личность выступает как его образ-Я, Я-концепция. Именно в дошкольном возрасте начинается формирование личности ребенка. В процессе игры, как ведущей деятельности в дошкольном детстве, ребенок опробует разные социальные роли, учится подчинять свои действия правилам. Это способствует дифференциации в сознании ребенка двух планов его образа-Я - Я- реального и Я-идеального. У старшего дошкольника появляется способность к адекватной самооценке, в основе которой лежит оценка действий ребенка взрослым. Можно предположить, что при отсутствии различения вышеназванных планов образа-Я у ребенка возникают трудности в восприятии требований, предъявляемых к нему в процессе обучения, а также следовании им и адекватности оценки результатов своих действий. В качестве дополнения к мотивационному компоненту личностной готовности, пожалуй, можно добавить еще следующий - уровень развития самооценки, соотнесенного с дифференцированностью восприятия образа-Я. Также представляется возможным выделить социально-психологическую готовность в качестве компонента школьной зрелости или одного из элементов личностной готовности, поскольку исследование развития личности ребенка вне социального или, точнее, социально-культурного контекста вряд ли в полной мере отражает содержание такого сложного понятия как личность. Отсутствие анализа социально-психологической составляющей школьной зрелости, вероятно, связано с позицией, которую занимают социальные и возрастные психологи. Исследовательские интересы первых распространяются, в основном, на детей, начиная с подросткового возраста, и взрослых. Вторые же, в свою очередь, мало уделяют внимания первым шагам ребенка в познании своего социального окружения, нахождении своего места в социуме, механизмам построения ребенком социального образа-Я. Под языковой компетентностью следует понимать такой уровень речевого
развития, который позволяет человеку в процессе общения свободно
использовать свои знания о языке. Эти два вида компетентности можно
рассматривать как элементы коммуникативной компетентности, или более широко У ребенка же в возрасте 6-7 лет только лишь возникает первый базис мировоззрения, его способность к рефлексии еще слабо развита. Восприятие информации в большей степени зависит от ее эмоциональной насыщенности, привлекательности для ребенка. Она практически не подвергается анализу и критике, возможно, исключение составляют лишь случаи резкой противоречивости. Хотя, как показывает анализ детского воображения, возможны даже самые противоречивые сочетания образов в детском сознании. Все вышесказанное позволяет сформулировать гипотезу таким образом: у
ребенка-дошкольника в процессе изучения иностранного языка происходит
повышение компетентности, но в большей мере за счет структуры – знание,
т.е. ребенок запоминает некоторый объем информации, критичное отношение К концу дошкольного возраста у ребенка формируется внутренняя позиция школьника, которая представляет собой систему потребностей, связанных с новой общественно значимой деятельностью ребенка - учением. Процесс появления внутренней позиции школьника можно рассматривать как создание необходимой предпосылки для последующего формирования у ребенка социальной идентичности, т.е. отнесение ребенком себя к определенной группе – группе школьников. Формирование - есть процесс, в данном случае идентификации, а его результатом будет идентичность - личностная или социальная. Наиболее важным шагом в процессе обретения ребенком социальной идентичности является начало учебы в школе, непосредственное включение его в тот социальный контекст, о котором у него существует некоторый образ, сложившийся в результате рассказов взрослых о школе и учебе. У ребенка появляется возможность действовать в этой новой для него социальной ситуации. Вероятно, использование понятия идентичности относительно ребенка 6-7 лет может показаться, на первый взгляд, не совсем корректным, хотя о первых шагах в этом направлении, о процессе идентификации, пожалуй, можно говорить. В современной социальной психологии выделяют два вида идентичности – личностную и социальную. Самосознание ребенка старшего дошкольного возраста еще не имеет того уровня развития, чтобы ребенок мог в полной мере определить свои характерные черты - физические, интеллектуальные, нравственные, а именно это подразумевается под личностной идентичностью. На сегодняшний момент в отечественной психологии не существует специальных исследований, хотя, как это можно предположить, было бы полезно и интересно определить ту основу, с которой ребенок вступает в новую для него социальную группу, социальный институт, на время пребывания в котором приходится важный этап становления личности ребенка – подростковый возраст и кризис соответствующего возрастного периода. О социальной идентичности, понимаемой “в терминах отнесения себя к
определенной социальной группе” следует сказать, что внутренняя позиция
школьника, т.е. желание ребенка пойти в школу, выполнять общественно
значимую деятельность, иметь определенные права и обязанности есть
предвосхищение своей социальной идентичности, которая сформируется позднее, Что качается волевой готовности ребенка в школе, то для изучения данного вопроса необходимо прежде всего рассмотреть, что же представляет собой дошкольник в психологическом и психофизическом аспектах? Анализ отечественной и зарубежной литературы позволяет нам
систематизировать представления о психологическом портрете дошкольника. Наиболее важными параметрами, по которым идет определение уровня готовности к школе являются следующие: сформированность приемов игровой деятельности; развитые социальные эмоции и высокий (для данного периода) уровень нравственного развития; развитое воображение; высокий уровень наглядно-образного мышления, памяти, речи; высокая самооценка. Наибольший вес и значение принадлежит тем качествам и психическим процессам, которые связаны со способностью ребенка осуществлять сложную развернутую игровую деятельность, прежде всего — ролевую игру с сюжетом, с распределением ролей и правилами. Одним из таких качеств является воля. Особенностями развития воли в рассматриваемый нами период являются процессы формирования целеполагания, возникновение борьбы и соподчинения мотивов. Важным фактом является появления контроля в поведении, помимо этого развивается способность в волевому усилию, ребенок осуществляет речевое планирование, побуждает взрослых и сверстников делать так, как он задумал, складывается произвольность в сфере движений, действий, а также познавательных процессов и общения со взрослыми. Развитие воли у ребенка, начинающееся с раннего детства,
осуществляется за счет формирования сознательного контроля над
непосредственным поведением при усвоении определенных правил поведения. 4. Значение ролевых игр в формировании воли Они основываются на понимании развития человека с точки зрения его
ролевого развития. При этом важное место ролевые игры занимают в
стимулировании адекватного процесса формирования воли у дошкольников. 5. Феноменология волевых расстройств Взгляд на свободу воли, как на присущую человеку функцию высшей
нервной деятельности, определяется критериями воли, выработанными
психологией и психиатрией, и опирающимися на естественнонаучные разработки. Типология волевых расстройств Клиническая психопатология относит все проявления психических расстройств к трем группам в соответствии с отделами рефлекторной дуги: поражения рецепторного отдела, поражения интрапсихической области, нарушения эффекторного звена. Тогда, исходя из концепций воли, волевые расстройства будут распределены между второй и третьей группами. В группу интрапсихических расстройств неизбежно попадут расстройство сознания свободы воли, нарушения преднамеренной регуляции психических процессов, в том числе - мышления, эмоций, навязчивые явления и др. К нарушениям эффекторного звена будут отнесены расстройства побуждений, в том числе - ступорозные состояния, патология влечений, в том числе - парафилии, импульсивные влечения и импульсивные действия и др. Таким образом, спектр расстройств, объединенных нарушением волевых функций, очень широк. В психиатрии существует и противоположная тенденция - сужать круг волевых расстройств. М. О. Гуревич, относивший волевые расстройства к патологии эффекторного звена, выделял следующие их формы: расстройства влечений, расстройства воли, расстройства действий. В виде частных форм он рассматривал понижение волевой активности (абулию, уже упоминавшуюся выше), повышение волевой активности (гипербулию), извращение волевых функций и действий, в т.ч. кататонию, и частично - расстройства внимания. Часто встречающимся примером волевых расстройств является расстройство волевых действий. Волевые действия - действия, совершаемые без актуально переживаемой
потребности в самом действии либо в его результатах, но за которыми стоит
решение, направленное на удовлетворение потребности в отдаленном будущем 6. Роль детских учреждений в формировании воли дошкольников В последнее время главной заботой родителей, когда их ребенок
достигает 3 лет, становятся не игрушки, не сказки и даже не укрепление
здоровья, а ...его поступление в школу. Это странно, но понятно. Для того,
чтобы ребенка приняли в хорошую школу, ему уже в 6 лет нужно выдержать
ответственный экзамен на "готовность". Следовательно, нужно как можно
раньше начать обучение. В результате родители ищут такой детский сад, в
котором как можно раньше и как можно больше учат. Учат читать, считать до Итак, из всего выше обозначенного можно сделать выводы о том, что роль современных детских учреждений во влиянии на формирование основных личностных качеств ребенка двояка. Конечно же, преимущества раннего обучения очевидны только в первые 2-3
месяца школьной жизни — таких "готовых" детей уже не надо учить читать и
считать. Но как только нужно проявить самостоятельность, любознательность,
способность решать и думать — эти дети пасуют и ждут указаний взрослого. 7. Искусство как нетрадиционный метод формирования воли дошкольника Последнее время среди практикующих психологов и педагогов большие
внимание уделяется нетрадиционным методам развития личности дошкольника. Искусство позволяет ребенку не только переживать чувство прекрасного, развивает в нем чувство цвета и пространства, но и может стимулировать развитие таких личностных характеристик, как самосознание, мышление и воля, которая и является объектом нашего подробного изучения. психология. Хотелось бы привести в качестве примера конкретные методические рекомендации, разработанные на основании фундаментальных и прикладных исследований, экспериментально-поисковой и практической деятельности, преподавательских навыков в области изобразительного искусства, а также опыта, накопленного самим автором. Эти рекомендации служат дополнительным методом для повседневной деятельности педагогов, работающих с детьми дошкольного возрастов. Итак, рассмотрим подробно развитие чувств в дошкольном возрасте при помощи вышеописанной методики. В дошкольном и младшем школьном возрасте детям свойственна наивность и непосредственность, так как их поведение и деятельность, желания и выражения желаний представляют недостаточную дифференцированность их внутренней и внешней жизни. Внешне ребенок такой же, как и внутри. У него нет настоящей самооценки, самолюбия и симптомов кризиса (манерничанье, кривляние, то есть того, что возникает к семилетнему возрасту). В школьном возрасте возникает смысловое переживание, обобщение чувств. Поэтому очень важно иметь в дошкольном возрасте развитие таких чувств, как чувство линии, пятна цвета, формы, пространства и т. д. В процессе развития этих чувств проявляются новые ощущения восприятия, памяти, мышления, эмоций, воображения и воли, способствующие созданию новых художественных форм и возникновению стиля. Качественно-новый стиль в искусстве, возникший на научно- психологической основе знаний, формирует качественно-новый стиль отношения людей на совершенно определенном уровне развития психологической активности, которая позволяет представить и изобразить все в новом виде. В результате возникновения нового образа, несуществующего раньше, возникает основа деятельности, которая называется воображением. Построение образов происходит на высоком уровне развития мышления, т. к. наряду с образами, которые строятся в процессе непосредственного познания действительности, ребенок освобождается от примитивной формы мышления. Существует несколько методов развития психологической активности на
занятиях изобразительного искусства: Для осуществления метода накопления знаний, эмоций и их выражения, т.е. достижения конечного результата, необходим ряд последовательных занятий или упражнений. Таким образом для передачи осени (солнечной или дождливой, мрачной или веселой) было проведено несколько подготовительных занятий: 1. "Магия цвета". Занятие начинается с вопроса "Что такое маг?". Далее идет диалог с детьми: "Маг - это волшебник. А мир состоит из трех красок - это волшебство". При этом демонстрируются произведения художников, у детей возникает реакция удивления и заинтересованности. Рассказывая о свойствах черного и белого цвета, можно показать белый и черный квадрат, а также двойственные изображения, созданные М. Борингом, котрый работал над развитием психологической активности. Эти изображения вызывают интерес не только у детей, но и у взрослых людей. Рассказав о красках, палитре, кистях, мольберте, задать вопрос- упраженение на смешивание красок (из 3-х основных - желтой, красной, синей получить дополнительные цвета). Работа преимущественно на палитре. Сам процесс смешивания красок, очень интересен детям младшего возраста. Основные задачи этого занятия: Для достижения эмоционального выражения характера осени, учащимся были предложены два натюрморта. В одном из них стояли голые ветви, разбросаны сухие листья на мрачных драпировках, в другом осенние ветви с яркими листьями, драпировками, плодами рябины и т. д. Учащиеся безошибочно определили состояние обоих натюрмортов. Это помогло им понять, как от цвета зависит настроение. В данном случае цвет выступает, как метод выражения эмоций. Происходит развитие познавательной деятельности на основе наблюдения природы, полученных ранее навыков цветоведения, умения работать с палитрой и умения свободно владеть кистью. В учебном процессе значительное место уделяется натюрморту, т. к. приобретенный опыт знаний и наблюдений в работе над натурной постановкой легко переносится на такие темы, как портрет, пейзаж, тематические композиции и т. п. Работая над натюрмортом не имеет смысла ставить грандиозные задачи, так как детьми младшего возраста усваивается минимум информации. На одном из первых занятий имеет смысл рассказать ребятам о натюрморте и показать образцы классиков и современников (Хруцкова, Машкова, Куприна и т. д.). Задача для учащихся усвоение нового понятия натюрморт; разобрать предметы по цвету, т. е. подобрать именно тот колер, краски которого содержатся в предметах и драпировках, разобрать предметы по тону, на примере тональной последовательности белого, желтого, красного, синего и черного цвета. На следующем занятии работы над натюрмортом дать понятие о двух плоскостях, линии пересечения, о плановости. Задача для учащихся поставить предметы на плоскость (горизонтальную), передать плановость, т. е. разместить предметы в том порядке, в котором они находятся. Можно схематично расчертить плоскость стола, получится фигура, в которую вписываются предметы. Один из любопытных натюрмортов - натюрморт с белым кувшином, в котором отражаются все краски, окружающие его. Это легко пронаблюдать зрительно, и на этом примере объяснить, что все предметы и драпировки в большей или меньшей мере также отражают цвета, окружающие их. По мере того, как усваивается аудиторией материал, можно усложнять задачи. Допустим в следующей постановке, говоря о форме предметов и перспективном изменении окружности, ввести источник света (лампу), показывая переход от темного к светлому - объяснить цветоградацию. При последовательному усвоении этих задач, дети делают для себя открытие, они выражают вслух и на листе бумаги, что от предметов падают тени, имеющие различные оттенки. Это открытие придает им уверенность в себе и своих действиях. Следующей важным элементом личностного развития являются чувства и воображение. Здесь изначально приоритетная роль принадлежит методам, связанным с искусством. Развитие чувства цвета и воображения. Упражнение "Образ, пятно, цвет". В нем отражен метод развития образного мышления, воображения и чувства цвета. Здесь присутствует момент апперцепции, обеспечивающий избирательность восприятия. При выполнении упражнения происходи работа над цветовым пятном, используется также опыт работы с кистью, основы знаний цветоведения. Все эти моменты находят отражение в общем содержании психической жизни человека. Важно также отметить, что в процессе создания из пятна образа, у ребенка возникает зависимость от вышеперечисленных фактов. В этом легко убедиться, предложив одно цветовое пятно аудитории. Результат будет следующий: сколько присутствующих, столько и появится мнений - образов. Для выполнения упражнения необходимо провести некоторые подготовительные работы с реквизитом. Лист бумаги нужно согнуть таким образом, чтобы получилось две равные части. На одной из сторон создаем цветовое пятно, отпечатываем на другую сторону листа. Затем работаем над образом. Мысленно созданный образ дополняем несколькими цветными мазками и вновь отпечатываем. Получаются реальные и полные фантазии пятна - образы. Это изображение деревьев, цветов, птиц, пейзажей, портретов, масок и т. д. выполненные на совершенно профессиональном уровне. Для создания состояния природы, как дождь, ветер, холод можно ввести композиции из цветных пятен выполненных в экспрессивном цвете, или в пастельном колорите. Поскольку абстрактное для воображения является промежуточным звеном
переходов в процессе его движения к конкретному, то появляются
удивительнейшие композиции, как книжная иллюстрация к произведению К. Определив тему, детям задается вопрос, каким красками они напишут
небо, землю, море, в ответ однозначно прозвучало - цветными. Л. С. Развитие чувства пространства, формы и логического мышления. Один из предлагаемых методов развития ощущения пространства - оригами. Необходимо отметить, что уже сейчас этот метод находит широкое практическое применение. Свидетельством этому может служить тот факт, что этот метод очень популярен среди вожатых летних лагерей. Возможно, это обусловлено тем, что оригами, как метод развития логического мышления и чувства пространства, предполагает развитие дизайнерской мысли, реализация, которой может проявиться, в любой области: в моделировании одежды, в создании ювелирных украшений, в оформлении интерьера и т. п. Оригами - трансформация листа, варьирование формы, создание различных структур. В основе трансформированного листа лежит квадрат. Последнее достижение На занятии внимание уделяется авторской работе, т. е. получение совершенно новой структуры, на основе знаний классического оригами, возникновение нового ощущения, переносится на плоский лист бумаги в последующей композиции, которая заключается в создании эскизов вазы, украшения, и т. п. Фантазия, сближаясь с мышлением, в дальнейшем находит развитие в объективном аспекте. Развивая логическое мышление, можно выполнить ряд конструктивных упражнений, не отнимая от листа бумаги карандаша или кисти, создать композицию из геометрических фигур, в основе которых лежит круг, овал, квадрат, треугольник и т. п. Эти упражнения способствовали появлению таких работ, как эскиз, росписи ткани, эскиз снежного городка, дачи, гобелена. Благодаря последовательному осуществлению методов развития чувств, у ребенка меняется отношение к среде, наступает новый этап в развитии. Теперь перейдем к более подробному рассмотрению способов развития воли при помощи описанной методики. Развитие воли. Все предложенные методы развивают не только память, но и воспитывают волевые качества. Работая над постановкой руки, детям задано выполнить множество повторяющихся штрихов, окружностей и т. д. Необходимо отметить, что происходит значительная затрата волевых усилий, чтобы добиться плавного перехода одной линии к другой, светлой краски к темной и т. д. Это приучает детей к мысли, что легко ничего не дается, и для достижения конечного результата необходимо трудиться, и трудиться самостоятельно. А понимание этого является одним из важнейших характеристик воли. Развитие детской воли, начинается с примитивных, произвольных движений и кончая сложными волевыми действиями, протекает в непосредственной зависимости от коллективной деятельности ребенка. После посещения выставок картин, бабочек, просмотра спектаклей, прочитанных на занятиях книг появляется общая тема, которую можно выразить в групповой композиции. И чем богаче познания, наблюдения, тем колоритней процесс выражения, тем глубже и тоньше процесс взаимопонимания и уважения друг к другу, к его мысли, и его деятельности. Только через умение слушать другого и понимать возможен процесс коллективной работы, в которой все подчинено единому процессу воображения и мышления. Рассмотрим еще один конкретный пример. Для выполнения групповой композиции на тему "Другая галактическая система", детям необходимы знания о прошлом, наблюдения настоящего и воображения о будущем, а также приобретенные графические навыки при выполнении упражнений на развитие чувства пятна, линии цвета, пространства, формы, движения. Данной задание осуществляется посредством нескольких занятий. 1. Занятие. Посещение зоопарка. Зарисовки зверей и птиц (блокнот, карандаш, цветные мелки и т п.). 2. Занятие. Тема "Фантастический зверь" (ватман, гуашь, кисть). 3. Занятие. Посещение краеведческого музея (блокнот, наброски). Изучение материалов о земле, вселенной. Чтение книг о палеонтологии, о солнечной системе и т. п. 4. Занятие. Посещение планетария. Прослушивание лекций на космологические темы. 5. Занятие. "Тема другая галактика" Группе детей, работающих на одном листе, предложен ряд тем: "Жизнь на другой планете", "Обитатели другой планеты" и т. д. Задача детей - определить конкретную тему композиции. Обратить их внимание на то, что рисующий должен видеть не только свой цветной кусок, но и рисующего слева и справа. Завершающим процессом в результате первого года обучения, может быть выполнена роспись стены "Диалог с вещами". Диалог с вещами - это фантазия ребенка, который не отличает еще своей фантазии от вещей с которыми он играет. На стене появилась игра воображения, мысли - линии, пятна, цвета. это изображения цветов, деревьев, птиц и розовый слон, как мечта и море в разрезе. Все то, что требует творческого переосоздания действительности, все то, что нуждается в непременной участии фантазии и построения нового, так как с помощью фантазии созданы не только художественные, но и научные изобретения, все технические конструкции. Роспись стены - доказательство того, что при последовательном методично изложенном материале, при развитии различных чувств, на основе которых возникает новое ощущение, рождается идея, происходит реализация дизайнерской мысли, и так же складываются новые отношения людей. В детском возрасте память является господствующей функцией, которая определяет известный тип мышления, переход к абстрактному мышлению приводить к иному типу запоминания. На начальном этапе обучения, типичным примером может послужить работа над натюрмортом. Рисуя с натуры синий кувшин на розовом фоне, дети изображают его красным или желтым, а фон - зеленым или черным, с узорами и т. п. В данном случае натуральная постановка служит толчком для воспроизведения в памяти увиденных прежде предметов и красок, что говорит о неумении наблюдать и мыслить. А рисуя натюрморт по памяти или воображению, не используют ни ярких красок, ни орнаментов, ни листьев, в результате получается цветовая грязь, что говорит о неумении мыслить в цвете и фантазировать. Эта зависимость определила комплексный характер мышления, который меняется с приобретением новых ощущений. Проведен эксперимент: двум группам предложены пятна, совершенно одинаковые
по форме, но разные по цвету. Задача для детей состояла в создании образа
из этого пятна. В аудитории, не занимающейся в студии изобразительного
искусства, пятна ассоциировались с ранее известными предметами. Заключение Подводя итоги всему вышесказанному, хочется в очередной раз
подчеркнуть всю значимость дошкольного детства как периода, определяющего
весь дальнейший процесс личностного развития человека. Особую роль в данной
периоде приобретает формирование таких личностных характеристик как воля. Библиографический список Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция,
педагогическая поддержка. М., 1997. 1971. |
|
© 2010 |
|