РУБРИКИ |
Гельштаттерапия |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
ГельштаттерапияГельштаттерапияКонтрольная работа По дисциплине «Психотерапия» ГЕШТАЛЬТТЕРАПИЯ Основателем ГТ является Фредерик Перлз, который начал заниматься ГТ около 1942 года. Благодаря сотрудничеству нью-йоркской группы, в состав которой, в частности, входили Лора Перлз и Пол Гудмен, в 1951 году были заложены теоретические основы метода на базе гештальтпсихологии, психоаналитических (З. Фрейд, Ференци, О. Ранк, В. Райх), феноменологических и экзистенциальных исследований. В 1951 году появляется подписанный тремя авторами Перлзом, Хефферлином и Гудменом фундаментальный труд по новой терапии под названием "Гештальттерапия, возбуждение и рост человеческой личности". Этот основополагающий труд по ГТ явился результатом размышления исследовательской группы, разнообразной по своему составу и путям, пройденным ее членами. Гештальттерапия выдвигает на первый план осознание того, что происходит в настоящий момент на разных неразрывно связанных между собой уровнях: телесном, эмоциональном и интеллектуальном. То, что происходит "здесь и теперь", является полноценно протекающим опытом, затрагивающим организм во всей его целостности. Этот опыт также содержит в себе воспоминания, предшествующий опыт, фантазии, незавершенные ситуации, предвидения и намерения. То, что происходит в настоящий момент - это опыт контакта с другими людьми и с окружающей средой. Психотерапевтический процесс концентрируется на осознавании того способа, которым субъект может нарушить этот опыт, игнорировать свои потребности и желания или отказаться от них, постоянно воспроизводить предшествующие ситуации, прерывать процесс творческого приспособления к окружающей среде. Это дает возможность пережить новый опыт контакта с вновь найденными знаниями и ясно определенными актуальными потребностями и осознать свою способность совершать выбор. Активация тела углубляет происходящий опыт и делает его более динамичным. Это также позволяет создать более благоприятные условия для развития, интеграции и изменения, для становления целостности личности. ГТ - это анализ процесса существования самого себя и своего присутствия в мире, анализ, способствующий созданию гибких, адекватных форм сознания и поведения и порождающий творческую ответственность. Цель ГТ – подвести клиента к принятию ответственности за свои поступки и принимаемые решения, научить следовать этим решениям и осознавать бесконечные выборы, которые составляют сущность бытия. Перлз говорил: «Человек не воспринимает отдельные, несвязанные между собой элементы, а организует их в процессе восприятия в значимое целое. Например, человек, который входит в комнату, где находятся другие люди, воспринимает не передвигающиеся пятна цвета, и даже не лица и тела по отдельности; он воспринимает комнату и находящихся в ней людей как некоторое единство, в котором один из элементов, выбранный из многих других, выделяется, в то время как остальные составляют фон. Выбор определенного элемента среди других определяется многими факторами, совокупность которых может быть объединена общим термином интерес. Пока длится определенный интерес, все целое представляется осмысленно организованным. Лишь если интерес полностью отсутствует, восприятие перестает быть целостным и комната распадается на множество несвязанных объектов. Рассмотрим, как этот принцип может действовать в простой ситуации. Предположим, что комната, о которой идет речь – гостиная во время вечеринки. Большая часть гостей уже пришла, остальные постепенно собираются. Входит хронический алкоголик, жаждущий выпивки. Для него другие гости, а также стулья, диван, картины на стенах – все это несущественно, это фон. Он направляется к бару; из всех объектов в комнате именно бар является для него фигурой. Входит другая гостья; она – художница, и хозяйка квартиры недавно купила ее картину. Ее прежде всего интересует, где и как висит эта картина; ее она выбирает среди всех прочих объектов в комнате. Ее, как и алкоголика, могут совершенно не интересовать люди в комнате, она направляется к своей картине как стремящийся домой голубь. А вот молодой человек, который пришел на вечеринку, чтобы встретиться со своей нынешней подружкой. Он оглядывает собравшихся, разыскивая ее, и когда находит, она становится для него фигурой, а все остальное – фоном. Для гостя, который переходит от одной группы к другой, с дивана на софу, от хозяйки к коробке с сигаретами, гостиная оказывается совершенно разной в разные моменты. Когда он участвует в разговоре в определенном кружке гостей, этот кружок и этот разговор является для него фигурой. Когда он, постояв, ощущает усталость и хочет сесть, фигурой становится свободное место на диване. По мере перемен его интереса меняется его восприятие комнаты, людей и объектов в ней, и даже самого себя. Фигура и фон меняются местами; они не остаются столь постоянными, как у того юноши, который весь вечер прикован к своей возлюбленной. Но вот приходит новый гость. Он, как многие из нас на вечеринках, вообще не хотел сюда идти, и у него здесь нет никаких действительных интересов. Для него вся сцена остается неорганизованной и бессмысленной, пока не произойдет чего-нибудь, что привлечет его внимание и интерес. Психологическая школа, основывающаяся на подобных наблюдениях, называется "гештальтпсихологией". "Гештальт" – немецкое слово, для которого трудно найти точный английский эквивалент. Гештальт – это рисунок, конфигурация, определенная форма организации индивидуальных частей, которая создает целостность. Основная предпосылка гештальтпсихологии состоит в том, что человеческая природа организована в виде таких целостных образований, и только таким образом может быть воспринята и понята». Гештальт обозначает фигуру, которую субъект создает при своем контакте с окружающей его средой. Важные понятия ГТ – фигура и фон, поле "организм - окружающая среда", саморегуляция, контакт и граница контакта, творческое приспособление, доминантность, осознание, построение - разрушение гештальтов, self. Исследования в области восприятия показали, что важные и значимые события занимают центральное место в сознании, образуют фигуру, а менее важная информация отступает на задний план. Построение и завершение гештальтов является естественным ритмом жизнедеятельности организма и происходит под воздействием процесса организмической саморегуляции. Невротическое функционирование возникает, когда между нашими внешней и внутренней зонами сознавания вклинивается средняя зона фантазии. Последовательность построения - разрушения гештальтов (которая иногда носит название "цикл контакта", т.к. описывает, каким образом организм контактирует с окружающей средой) будет протекать согласно четырем фазам. Эти фазы в действительности не отделены друг от друга: предконтакт, контактирование, финальный контакт, постконтакт. Существуют нарушения контактной границы, в понимании Перлза соответствующие невротическим защитным механизмам: слияние, интроекция, проекция, ретрофлексия, изоляция и дефлексия. СЛИЯНИЕ. Индивид вообще не ощущает границы между собой и средой, полагает, что он и среда – одно, он находится в слиянии с ней. Части и целое оказываются неразличимыми. У матери большое слияние с грудным младенцем, а у него с матерью, иначе говоря, в опыте ребенка, граница между "Я" и "не-Я" не очень различима. Патологическое слияние имеет также серьезные социальные последствия. В слиянии человек требует сходства и отказывается терпеть какие бы то ни было различия. Мы часто видим это у родителей, которые считают детей продолжением себя. Такие родители отказываются признавать, что дети не могут не отличаться от них хотя бы в каких-то отношениях. И если дети не поддерживают слияния и не отождествляются с требованиями родителей, их ожидает отвержение и отъединение: "Я не буду любить такого отвратительного ребенка!". ИНТРОЕКЦИЯ. Это склонность неразборчиво поглощать и присваивать любые нормы, мнения, взгляды, ценности без критического их осмысления, опасность интроекции двояка. Во-первых, интроектор упускает возможности развивать собственную личность, поскольку он занят удержанием чуждых элементов в своей системе. Чем больше интроектов он нахватал, тем меньше у него остается возможностей выразить себя или хотя бы обнаружить, что такое он сам. Во-вторых, интроекция способствует распаду личности. Интроецировав несовместимые понятия, вы можете обнаружить себя разрываемым на куски при попытке согласовать их. В наше время это встречается довольно часто. ПРОЕКЦИЯ. Противоположностью интроекции является проекция. Если интроекция – это тенденция принять на себя ответственность за то, что в действительности является частью среды, то проекция – это тенденция сделать среду ответственной за то, что исходит из самого человека. Примером крайнего случая проекция может служить паранойя, клинически характеризуемая наличием у пациента хорошо организованной системы бреда. Параноик, как правило, оказывается в высшей степени агрессивной личностью; неспособный принять на себя ответственность за собственные иллюзии, желания и чувства, параноик приписывает их объектам или людям в своей среде. Его убежденность, что его преследуют, фактически является утверждением о том, что он хотел бы преследовать других. В терапевтическом процессе первую очередь мы имеем дело с проекцией аффектов, эмоций, или в более широком смысле опыта, и трудность заключается в необходимости для пациента восстановить этот аффект или эту эмоцию, которую он пытается не осознавать, приписывая ее кому-то другому. РЕТРОФЛЕКСИЯ буквально означает "оборачивание в противоположную сторону", Ретрофлектор умеет проводить границу между собой и средой и проводит ее вполне четко – только проводит он ее точно посередине себя самого. Интроектор поступает так, как хотят от него другие, проектор делает другим то, в чем обвиняет их по отношению к себе, человек в патологическом слиянии не знает, кто кому что делает, а ретрофлектор делает себе то, что хотел бы сделать другим. При ретрофлектированном поведении человек обращается с собой так, как первоначально он намеревался обращаться с другими людьми или объектами. Он перестает направлять свою энергию вовне, чтобы произвести в окружающем изменения, которые удовлетворили бы его потребности; вместо этого он направляет свою активность внутрь и делает объектом своих воздействий не среду, а себя самого. В той мере, в какой он это делает, он разделяет свою личность на две части: действующую и испытывающую воздействие. Он буквально становится своим собственным худшим врагом. Цель терапии должна состоять в том, чтобы обеспечить пациента возможностью разрешить свои теперешние проблемы а также те, которые возникнут у него завтра или через год. Такую возможность может дать ему способность опираться на себя (self-support), которую пациент обретает, применяя – прямо сейчас, в настоящем – к самому себе и своим проблемам все средства, имеющиеся в его распоряжении. Если пациент начнет в каждый момент действительно сознавать себя самого и свои действия на всех уровнях – на уровнях фантазий, слов и действий, – он может увидеть, каким образом он сам создает свои трудности и каковы его трудности в настоящем; и тогда он сможет обеспечить себе возможность в настоящем же – здесь и сейчас – разрешить их. Каждая трудность, которую он разрешает, облегчает разрешение следующей, потому что каждый раз, когда пациент справляется с какой-либо трудностью, он усиливает свою способность опираться на себя. Если терапия успешна, пациент обязательно позаботится о том, что осталось от его прошлых неразрешенных проблем, потому что эти остатки прошлого причиняют ему беспокойство в настоящем. Они неизбежно под тем или иным покровом проявятся во время терапевтической сессии: в виде диссоциаций, нервных привычек, фантазий и пр. Но эти остатки прошлого являются также текущими проблемами, которые мешают пациенту участвовать в настоящем. Формы, в которые терапия может облекаться, могут меняться с каждым новым пациентом, также как они могут меняться в зависимости от чувствительности и личного опыта каждого терапевта: с некоторыми пациентами связь будет, главным образом, словесная, с другими возможно обращение к выразительным формам и невербальному общению, такому как рисунок, движение, лепка, звук и т.д. Техники не являются самоцелью, а лишь обозначают различные подходы и пути экспериментирования. ГТ - терапия действия. Любое действие возможно лишь тогда, когда накопится достаточная энергия к действию. ГТ фрустрирует клиента до степени его готовности к новым действиям или же до степени выведения накопленного эмоционального напряжения вовне, т.е. разрядки. ГТ неэффективна у лиц с явно сниженной критикой, с выраженными изменениями личности в виде ригидности, застреваемости, резонерства, аморфности мышления, с наличием активной психопатологической продукцией, с выраженной интеллектуальной недостаточностью. Цель ГТ - интеграция частей личности, находящихся в рассогласованности между собой. Основной принцип работы Г-терапевта – здесь и теперь; он задает вопросы что и как, но не почему. Перлз считал основными вопросами для успешной работы «Что вы делаете?», что вы чувствуете? Что вы хотите? Чего вы избегаете? И Чего вы ждете? Основные приемы ГТ: 1. Расширение сознания 2. Интеграция противоположностей 3. усиление внимания к чувствам 4. работа с мечтами, фантазиями, снами 5. принятие ответственности на себя 6. работа с сопротивлениями. Подробно эти приемы описаны в «Групп. Псих. Т» Рудестама. Терапевтическое экспериментирование является сердцевиной метода и определяет своеобразие работы гештальтиста. Экспериментирование должно быть связано с ситуациями каждого клиента и основываться на наблюдениях терапевта. Эксперименты могут быть направлены на фокусирование сознания, когда пациенту предлагается осознать свое дыхание, движение, мимику, часть тела. Исследование может пройти через усиление, акцентирование употребленных слов, жестов и т.п. экспериментирование исследует разные типы границ собственного «Я» и контакта, пределы проявления себя, границы самовыражения, фантазии, катастрофические ожидания, незавершенные ситуации. Групповая ГТ имеет ряд отличительных особенностей от других видов групповой терапии. Целью гештальт-группы является пробуждение организмических процессов в каждом участнике. Стиль ведения группы может быть разным, но всегда предполагает директивность со стороны терапевта. Он фокусирует внимание членов группы на «здесь и теперь», на невербальных проявлениях. Каждый сеанс ГТ включает следующие этапы: 1. работа с «потоком осознавания» пациентом того, что происходит с ним здесь и теперь, с феноменологическим проявлением, актуальным в настоящей ситуации 2. расширение среды осознавания себя (связь феномена с эмоциями, ощущениями, мыслями, действиями) 3. разблокировка осознавания неосознанной в данной ситуации потребности (или осознавание заблокированной потребности) 4. осознавание того, каким образом пациент себя блокирует 5. работа с механизмами блокирования приводит к разблокированию потребности, к завершению незавершенной ситуации и освобождению связанной энергии 6. пациент готов переживать новый опыт. В работе с пациентами при невротических расстройствах применяются различные Г-техники, классифицированные К. Наранхо: 1. Супрессивные техники (изменяющие) 1. осознание и недопущение повествовательности, интерпретации пациентом своих переживаний 2. осознавание и недопущение долженствования и оценивания 3. осознание и прерывание манипуляций 2. Экспрессивные техники (проявляющие) 1. инициация действия 2. обеспечение неструктурной ситуации: предписание об усилении прямой экспрессии (вербальной, невербальной, неструктурной вокализации) или предписание об усилении обратной экспрессии (действия, избегаемого пациентом, которое часто противоположно актуально демонстрируемому) 3. Завершенность экспрессии 1. простое повторение действия 2. преувеличение и развитие действия 3. выявление (вербализация невербальной экспрессии, перевод фигуры из одной модальности восприятия в другую) 4. идентификация и исполнение роли 4. Прямота экспрессии 1. стимулирование прямоты и конкретности в вербальном выражении пациентом своих чувств и желаний 2. оборачивание ретрофлексии 5. Техника интеграции 1. ассимиляция проекции 2. внутриличностное столкновение Поскольку психодраматический метод и Г-подход имеют много общих точек, то многие техники психодрамы обогащают ГТ. Можно использовать следующие техники: пустой стул, техники замены ролей, диалог, монолог, зеркало, дублирование, круг давления, стена или ограда, все спиной, повернись к нему спиной, высокий стул, судилище, имплозивная психодрама. ГТ помогает осознать свои возможности и сопоставить их с условиями среды для полноценного осуществления опыта взаимодействия со средой. ГОРЯЧИЙ СТУЛ «Горячий стул» - это место для участника, на котором некоторое время будет сфокусировано внимание группы, высказывания и действия других участников и т.п. Доброволец садится на «горячий стул» и спрашивает группу: «Что Вам во мне нравится, а что - нет?» Все участники по очереди отвечают на этот вопрос. Следует сказать об особенностях динамики классической гештальт-группы. Поскольку она не фокусируется непосредственно на развитии внутригрупповых отношений, групповые потребности выражаются опосредованно в процессе индивидуальных сессий через идентификацию участников с работающим на “горячем стуле” и в процессе предоставления группой обратной связи. Индивидуальная терапевтическая динамика участников достигается не только благодаря личной работе на “горячем стуле”, но и в связи с процессом идентификации, и в связи с приобретением опыта выражения чувств в промежутках между индивидуальными сессиями. Показателем хорошей динамики группы следует считать возрастание открытости участников, как тех, кто предъявляет свои проблемы, так и тех, кто дает обратную связь. Повышение открытости проявляется в предъявлении более интимных проблем, выражении более широкого спектра чувств и с большей интенсивностью их проявления. Преодоление неадекватных способов регуляции границ мобилизует собственный терапевтический потенциал группы. На наш взгляд, терапевтическая роль участников классической гештальт-группы заключается в эмоциональном принятии предложившего свою проблему и в предоставлении ему адекватной (точной и не наносящей неоправданных ран) обратной связи. Т.о. в задачи ведущего входит работа с защитными механизмами, препятствующими терапевтическому процессу и мобилизация терапевтического потенциала группы. На наш взгляд ведущему стоит задавать себе следующие методологические вопросы: Какие защитные механизмы действуют в группе? Каков общий эмоциональный фон в группе? Каковы доминирующие групповые потребности? Какие действия можно предпринять для преодоления чрезмерных сопротивлений? Упражнения, в которых на одного участника работает остальная группа, применяются на тренинговых занятиях довольно часто, но злоупотреблять ими не стоит. Тренинг все же групповой метод, а это означает требование к ведущему создать такие условия, при которых все участники имеют возможность получить от совместной работы максимальную пользу. Впрочем, некоторые гештальттерапевты и по сей день считают, что, когда один из клиентов сидит на "горячем стуле" и именно к нему приковано внимание ведущего, остальные участники группы также испытывают психотерапевтическое воздействие за счет механизма сопереживания. Ведь к сожалению временные границы тренинговых занятий часто не позволяют пропустить через какое-то индивидуальное упражнение абсолютно всех членов группы. Как бы там ни было, метод "горячего стула", изобретенный то ли гештальтистами, то ли психодраматистами (приоритет до сих пор оспаривается), является достаточно распространенным и популярным в тренинговой работе. Одним из вариантов применения этого метода можно считать упражнение "Стул откровений". Суть этого упражнения состоит, во-первых, в предоставлении кому-то из участников права получить прямую (то есть не завуалированную метафорами и аллегорическими образами) обратную связь от других участников, а во-вторых, в наложении обязанности быть предельно откровенным и абсолютно честным при ответах на вопросы своих товарищей по группе. Иначе говоря, этот прием провоцирует человека пойти на риск открытия себя в глазах других и на риск открытия себя для других. Ведущий должен почувствовать момент, когда группа "созреет" для принятия этого упражнения и способна будет на глубокое проживание такого опыта. Важно, чтобы ведущий с достаточной долей уверенности мог спрогнозировать появление по крайней мере двух-трех добровольцев, готовых пойти на риск. Если такой момент наступил, то ведущий может сказать примерно следующее: - Из нашего обсуждения мне показалось, что N. хотел бы получить от нашей группы предельно откровенную обратную связь, хотел бы получить честную информацию о том, как к нему тут относятся, как его воспринимают. Это так? Если ведущий правильно понял стремление этого N.. то естественно услышит утвердительный ответ. Очень хорошо. Надеюсь, что группа предоставит ему такую возможность. Готов ли ты, N., принять от своих товарищей не только комплименты и дифирамбы, но, может быть, и не вполне приятные для тебя суждения? Да? Ну что же. Тогда предлагаю прежде тебе самому сделать шаг навстречу группе и заслужить откровенность с ее стороны своей собственной откровенностью. Согласен ли ты на это условие? Получив подтверждение еще раз, ведущий ставит внутрь круга стул и продолжает: - Это "стул откровений". Садясь на него, участник берет на себя очень серьезную и ответственную задачу: быть предельно честным, искренним и открытым. Взамен он сможет получить точно такой же ответ от группы. Как он будет решать эту задачу? Любой участник группы имеет право задать ему любой вопрос о его чувствах, мыслях, желаниях, стремлениях, о его отношении к людям, в том числе и к конкретным людям из нашей группы. Человек, сидящий на "стуле откровений", обязан не увиливать, не уклоняться от ответа, а отвечать как есть. Если группа даст мне такое право, то я буду иметь возможность вмешаться и отклонить какой-то вопрос, если сочту это необходимым. Обещаю не злоупотреблять этим правом. Такая оговорка представляется вынужденной мерой, чтобы все-таки обезопасить участника на "стуле откровений" от вопросов, способных нанести ему глубокие душевные травмы. Разговор должен проходить с учетом принципа "здесь и теперь"; не всякий "скелет в шкафу", вытащенный наружу из прошлого человека, сможет сыграть в этой ситуации полезную роль. Впрочем, обычно к этому моменту группа находится на такой стадии развития, которая обеспечивает сочетание открытости с чувством взаимного принятия и такта, и ведущему не приходится прибегать к мерам пресечения. Вопросы могут быть самыми разными: от достаточно поверхностных, ориентированных на получение новых знаний об увлечениях человека ("как ты относишься к группе "Агата Кристи"?" или "любишь ходить в лес?") до самых деликатных, касающихся интимных переживаний ("есть ли у тебя сексуальный партнер?", "к кому из лиц противоположного пола в группе ты испытываешь чувства, которые можно назвать любовью?" или даже такой "скажи, как ты ко мне относишься?"). Такая "пресс-конференция" продолжается около десяти минут (слишком затягивать, на наш взгляд, не стоит), после чего ведущий предлагает изменить позиции и теперь предоставить участнику на "стуле откровений" право задавать вопросы остальным членам группы. При выполнении этого упражнения не следует забывать об основной особенности конструктивной обратной связи – ее безоценочности. Формулировки не должны носить характера прямых обвинений, восхвалений или сравнений. Участники говорят о своих чувствах, переживаниях, мыслях по какому-то поводу или по отношению к поведению кого-то из присутствующих, но не используют слов и выражений, содержащих прямую оценку личности. Завершающее обсуждение часто сопровождается высказываниями благодарности друг другу и признаниями в том, что люди открыли для себя в себе нечто совершенно новое, то, о чем никогда не думали и даже не подозревали, осознали отношение к себе окружающих. Порой желающих посидеть на "стуле откровения" оказывается больше, чем могут позволить временные интервалы занятия. В одной из групп, состоящей из молодых специалистов крупного промышленного предприятия, на тренинге, проходившем в пансионате, желание получить именно такую обратную связь оказалось так велико, что группа вновь собралась после отбоя и, пощадив утомленных ведущих, продолжала это упражнение самостоятельно до четырех часов утра – до тех пор, пока на "стуле откровений" не побывали все участники. На утренней сессии мы, ведущие, узнали, что и во время нашего сна тренинговый процесс активно развивался. ЛИТЕРАТУРА 1. Ф. Перлз «Гештальт-подход», «ГТ дословно», «Семинары по снам», «Внутри и вне помойного ведра», Перлз, Гудман, Хефферлин «Практикум по ГТ». 2. Карвасарский Б.Д. «Психотерапия». 3. Наранхо К. «Гештальт-Т. Отношение и практика атеоретического эмпиризма». 4. Робин Ж.М. «ГТ» 5. Полстер И., Полстер М. «Интегрированная ГТ: контуры теории и практики». 6. Фридрик С.С. «ГТ при невротических расстройствах». 7. К. Рудестам «Групповая психотерапия». |
|
© 2010 |
|