РУБРИКИ

Гендерная специфика представлений об отцовстве

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Гендерная специфика представлений об отцовстве

Из выше приведенных примеров можно выделить 3 варианта развития мужских качеств у мальчиков: недостаток этих качеств, избыток и норма.

При недостатке мужских качеств ребенок растет пассивным, послушным, аккуратным, мало интересуется спортом. Такой мальчик нравится родителям, родственникам, учителям, поскольку не доставляет никаких хлопот.

При избытке мужских качеств растет нагловатый, самоуверенный человек, который ищет удовольствие в драках, а девочек не считает за людей. Такой тип никому не нравится. Однако часто подростки воспринимают хамство и силу как единственное средство утверждения своего мужского «я», что компенсирует недостаток мужских качеств (1 тип).

При норме мужских качеств мальчик уверен в себе, обладает чувством собственного достоинства, в меру агрессивен. Он инициативен, интересуется специфически мужскими предметами. Он четко осознает себя будущим мужчиной, защитником слабых, у него иногда могут быть вспышки агрессии,

Но взрослые, борясь с ними, могут препятствовать их развитию.

Девочки же менее ранимы в этом отношении, они способны ориентироваться даже на такого отца, который утратил положение главы семьи, если только он добр и ласков с ними. Дочери важнее не то, кто руководит в семье, а то, насколько конфликтны отношения родителей. По мере взросления девочки начинают относиться лучше к отцу и хуже – к матери, у них развивается чувство жалости к отвергнутому отцу и ненависть к матери, способной унизить и оскорбить мужа на глазах дочери.

Огромную роль в судьбе девочки играет, прежде всего общая оценка отцом ее внешней привлекательности, когда внешность становится важным фактором самоуважения девочки. Если отец не общается с дочерью и даже указывает на ее непривлекательность, ей трудно будет в жизни и потребуется немало усилий, чтобы поверить в свое достоинство. Если отец обожает дочь и даже в некоторой мере превозносит ее, она с трудом будет привыкать к тому, что некоторые мужчины будут относиться к ней без восхищения. Если девочка с детства лишена отца, ей будет очень трудно общаться с мужчинами ввиду отсутствия мужского образца. И в самом лучшем положении будет находиться та, чей любящий отец мягко и ненавязчиво напоминал ей о ее красоте, достоинстве, формируя устойчивое, положительное отношение к се6е. Из выше сказанного, на наш взгляд, можно сделать вывод, что отцовская фигура оказывает влияние на развитие личности, как мальчика, так и девочки. Однако в современной семье решающую роль играет не столько прямое воспитывающее влияние отца, сколько общие характеристики его поведения, формирующие у ребенка образ доброй, уверенной в себе силы, - представление о том, что сила и авторитет могут сочетаться с заботой и лаской. Отец участвует во всех сферах жизни ребенка и накладывает на них свой отпечаток, что также является подтверждением немаловажной роли наличия отца.

Огромное значение для развития детей имеют отношения между отцом и матерью. Ребенок наблюдает эти отношения, и поведение каждого из родителей становится для него моделью, образцом отношений между мужчиной и женщиной вообще. Ребенок видит, какими способами и в чью пользу разрешаются конфликты, какие качества больше всего ценятся. Здесь он предвидит свою будущую роль, «получает сценарий для построения своих собственных отношений в дальнейшем». (Кочубей Б.И., 1987).

Все это означает, что влияние мужчины на ребенка зависит не только от самого мужчины, но и от людей, определяющих его положение, прежде всего от жены.

И мать, и отец ведут себя с ребенком в присутствии друг друга не так, как наедине. Однако присутствие жены значительно сильнее влияет на поведение отца, чем его присутствие – на поведение матери. Эксперименты показывают, что ухудшение отношений с женой существенно меняют характер беседы отца с ребенком дошкольного и младшего школьного возраста: уменьшается число улыбок, доброжелательных похлопываний и других проявлений добрых чувств, увеличивается раздраженность. Отец начинает грубо отвечать на вопросы ребенка, вмешиваться в его дела, в игры, мешая ему проявлять активность. По данным американского психолога П. Гирде, появление матери значительно уменьшает активность разговора отца с сыном и эта закономерность прослеживается в разных возрастах – от 3 до 16 – 18 лет.

Отец чаще, чем мать, относится к детям по-разному в зависимости от их пола и, таким образом, оказывает важное влияние на процесс формирования их половых черт. Время, которое отец тратит на общение с маленьким ребенком, во многом определяется точкой зрения матери на положение отца в семье. У женщин, придерживающихся традиционных, патриархальных взглядов на разделение семейных ролей, мужья мало занимаются детьми. Женщины, чьи взгляды более свободны, уделяют детям чуть меньше времени, зато их мужья занимаются детьми значительно активнее.

Как правило, в семьях, где отцовское воспитание жестче материнского, вырастают более эмоционально устойчивые, умеющие правильно организовать свою жизнь дети. И наоборот, эмоциональные взрывы, немотивированные поступки, истерические реакции часто характеризуют детей, которых воспитывают суровая мать и относительно мягкий отец.

Из выше сказанного, на наш взгляд, можно выделить закономерность: роль отца, его поведение по отношению к ребенку, его активность и та польза, которую он приносит семье, зависят не только от него самого, но и от матери. И, наоборот, поведение матери во многом зависит от действий отца, которые, однако, не являются определяющими. Это все указывает на важность и необходимость совместного воспитания детей.

Концептуальная модель воздействий на ответственное отцовство

Краткая характеристика исследований в 1980 и 1990 годах свидетельствует о том, что вовлеченность отца (по сравнению с матерью) составляет около 40%, а доступность находится на уровне 2/3 по отношению к матерям. Здесь значительными факторами были возраст ребенка и день недели. Например, З.Х. Саралиева обнаружила, что «используя углубленное интервью, удалось установить, что отцы в среднем проводили с детьми 2 – 2,8 часа в день, 1,9 часа в рабочие дни и 6,5 часов по выходным. Причем время, проводимое с подростками, было существенно меньше: 0,5 – 1,0 часа в будни и 1,4 – 2,0 часа по выходным». (Саралиева З.Х., 2002).

Наиболее характерная модель, часто используемая в литературе по отцовству – четырехфакторная модель вовлеченности отца Lamb and Pleck, которая основана на более широкой теории идентичности. Они предположили, что вовлеченность отца определяется мотивацией, умением, уверенностью в себе, социальной поддержкой и институциональной практикой. Эти факторы можно рассматривать как дополнительные, вытекающие один из другого и как взаимодействующие друг с другом, при этом один фактор обязательно предшествует другому, например мотивация может быть необходима для дальнейшего развития навыков.

Концептуальная модель затрагивает отцовство, как в браке, так и независимо от совместного или раздельного проживания с ребенком, и нацелена на факторы, помогающие создать и укрепить связь отца с ребенком. Эта модель является попыткой преодолеть двоичный подход традиционной теории развития ребенка, выделив сначала треугольник мать-отец-ребенок, а затем и более серьезные факторы, воздействующие на отцовство.

Модель выделяет личные (индивидуальные) факторы отца, матери и ребенка; факторы взаимоотношений между родителями, а также более серьезные факторы окружающей среды. Внутри каждой из этих сфер модель выделяет ряд специфических факторов, выделенных с помощью исследований. В центре – взаимодействие отца, матери и ребенка, каждый из них значим, и его поведение воздействует на поведение других. Они входят в более широкий социальный контекст, который влияет как на них по отдельности, так и на их взаимоотношения. Все факторы в модели также влияют на взаимоотношения матери и ребенка, так как они характерны для родительства в целом, но многие из них касаются в большей степени отцовства. Стрелки на рисунке указывают на отношения отец-ребенок, в частности на четыре области (сферы) ответственного отцовства: биологическое отцовство, присутствие, материальная поддержка и вовлеченность в жизнь своего ребенка.

Хотя модель может отобразить косвенное влияние отца на детей через поддержку матери, центральным в данном исследовании является непосредственное взаимодействие отца и ребенка.

Исследование придерживается представления о том, что отношения отец-ребенок в большей степени подвергаются воздействию трех основных составляющих этой модели: отношений между родителями, факторов другого родителя и контекстуальных факторов.

Отношения между родителями

Ряд исследований показало, что качество отношений отца и ребенка, как в семье, так и вне ее, больше зависит от качества отношений между родителями. Отцы отделяются от своих детей, если они не ладят с матерями, тогда как матери не настолько сильно отделяются в схожей ситуации. Это один из способов понять тенденцию ухода отцов из жизни детей после развода. Для многих мужчин брак и отцовство неразрывно связаны. В американской культуре, например, женщина остается матерью на всю жизнь, а мужчина является отцом только, если он женат. Одной из причин, по которой отцовство зависит от супружеских отношений, является то, что стандарты отцовства не такие жесткие. В семьях часто обсуждают обязанности отцов, чем матерей. Как утверждают Lewis и O Brien, мужчины хуже осознают свои обязанности как отца, чем матери свои. Поэтому, поведение отцов находится под влиянием их собственных ожиданий, а также, ожиданий матерей, детей, родственников и окружающих (Саралиева З.Х.,2002).

Материнские факторы

Среди внешних факторов, влияющих на отцовство, особенно выделяются материнские, потому что матери играют роль партнеров, а иногда мешают развитию отношений отца с ребенком, как в браке, так и вне его. Материнские факторы сочетаются с факторами отношений между родителями, потому что чувства матери к отцу влияют на их взаимоотношения. Но есть факты, доказывающие, что даже при удовлетворительных отношениях между родителями, присутствие отца в жизни ребенка, особенно маленького, часто зависит от отношений матери к нему, материнских ожиданий и поддержки отца, также как и степени ее занятости. Исследования показывают, что большинство замужних и незамужних матерей двояко относятся к активной вовлеченности отцов в жизнь детей. Если мы примем во внимание ряд культурных аспектов, которые обуславливают выполнение женщинами материнской роли, становится очевидным, что активное вмешательство отцов в жизнь детей в некоторой степени угрожало бы самоидентификации женщины и чувству контроля над этой главной областью их жизни (Саралиева З.Х.,2002).

Контекстуальные факторы

В наше время существует, на наш взгляд, чрезвычайная зависимость отцовства от общественной и институциональной практики, начиная от установления официального отцовства до большего воздействия безработицы на отцовство, чем на материнство. Низкий доход и невозможность устроиться на лучшую работу особенно отрицательно сказываются на отцовстве. Пренебрежение материальными и психологическими обязанностями среди бедных, безработных мужчин и мужчин, переживающих финансовый кризис и проблемы с работой, частично является последствием высокой зависимости отцовства от успешности в окружающем мире.

Отцовство также подвержено воздействию негативных социальных явлений, таких как расизм, который мешает добиться успеха. Например, в семьях афроамериканцев, бедность и расизм в сочетании друг с другом приводят к психологическому стрессу, который в свою очередь, приводит к негативным изменениям в выполнении отцовских обязанностей и порождает большие трудности в отношениях между родителями.

Наша концептуальная модель также отражает и положительный вклад в отцовство этнических и культурных факторов. Почти каждая культура требует от отцов экономической, материальной поддержки ребенка, которая является одним из аспектов ответственного отцовства. Allen и Connor изучали, как гибкость роли отца и забота о детях среди афроамериканцев позволяли мужчинам вступить в отношения суррогатного отцовства с детьми, у которых не было ежедневного контакта с их биологическими отцами.

Последний контекстуальный фактор в модели – это социальная поддержка, которая является решающим фактором в уменьшении негативного воздействия бедности на поведение родителей. Но этот фактор пока не оценен и отцы, в большей степени, вовлеченные в жизнь ребенка, встречают неодобрение знакомых, родственников и коллег по работе по поводу социальной поддержки именно мужчин. Но ведь отношения отец-ребенок с культурной точки зрения многосторонние, им необходима поддержка общества вне семьи. Поэтому препятствия со стороны матерей или социальных институтов или систем может побудить многих отцов отказаться от ответственного отцовства, если их собственное стремление к отцовству не является очень сильным (Саралиева З.Х.,2002).

Отцовские факторы

Понимание отцом всей роли, его родительский опыт и обязательства оказывают существенное влияние на отцовство. Они могут быть как слабо, так и сильно выражены наряду с определенными личностными и контекстуальными факторами, такими как ожидание матери и проживание отца в семье или вне семьи. Например, в американской культуре, отцам предоставляется свобода в понимании родительской роли, исполнении родительских обязательств и степени компетенции. Из-за этой свободы многие отцы, не уверенны в том, как выполнять свою роль. Разнообразие индивидуальных отцовских факторов определяет два важных значения нашей концептуальной модели: поддержка матерей и общества может способствовать ответственному отцовству даже, если мужчина не заинтересован в этом лично, а высокий уровень опыта и знаний, повышенное осознание своих обязательств необходимы, чтобы преодолеть негативные воздействия со стороны матери, между супругами и обществом. Это схоже с тем, что высокий уровень мотивации отца может помочь преодолению препятствий, созданных социальными институтами и отсутствием социальной поддержки.

Что касается опыта отца в семье, в которой он рос, некоторые исследования дают повод полагать, что отношение с его собственным отцом могут тоже оказывать влияние на отца – либо через отождествление со своим отцом, либо через компенсацию ошибок отца, помогая ему понять свою отцовскую роль, усилить чувство долга и повысить самооценку.

Также, занятость отца и условие его работы имеет отношение к присутствию в жизни детей. Особый график работы не влияет слишком сильно на присутствие отца в жизни детей, но более свободное расписание влияет на степень вовлеченности отцов (Саралиева З.Х.,2002).

Последний контекстуальный фактор в модели – это социальная поддержка, которая является решающим фактором в уменьшении негативного воздействия бедности на поведение родителей. Но этот фактор пока не оценен и отцы, в большей степени, вовлеченные в жизнь ребенка, встречают неодобрение знакомых, родственников и коллег по работе по поводу социальной поддержки именно мужчин. Но ведь отношения отец-ребенок с культурной точки зрения многосторонние, им необходима поддержка общества вне семьи. Поэтому препятствия со стороны матерей или социальных институтов или систем может побудить многих отцов отказаться от ответственного отцовства, если их собственное стремление к отцовству не является очень сильным (Саралиева З.Х.,2002).

Из выше сказанного следует, что концептуальная модель выделяет несколько факторов, влияющих на отцовство, от индивидуальных и связанных с отношениями, до контекстуальных. Эти факторы можно рассматривать как дополняющие друг друга. Например, низкая степень осознания родительской роли в сочетании с низкими ожиданиями матери станет причиной слабой вовлеченности отца независимо от раздельного или совместного проживания. Высокая степень осознания родительской роли в сочетании с высокими ожиданиями матери приведет к большей вовлеченности отца независимо от раздельного или совместного проживания. Также проживание отдельно от семьи может быть компенсировано повышенными отцовскими обязательствами перед детьми и поддержкой матери. А сильная поддержка социальных институтов через общественную политику может смягчить нежелание не состоящих в браке отцов и матерей установить отцовство.

В целом, мы хотим выделить ведущую роль самих отцов в принятии или отрицании культурных традиций и контекстуальных установок, в формулировании отцовской самоидентичности и развитии отцовских навыков и приобретении опыта во взаимоотношениях со своими детьми, в понимании чувств к собственным отцам, в умении сочувствовать матерям.


1.4 Представления об отцовстве по материалам научных исследований


Социальные исследования отцовства проходят на фоне дискуссий о роли отца в развитии и воспитании детей. В своем недавнем анализе исторических путей развития американского идеала отцовства Плек видит отца как равного в правах с матерями. (С 1900 по 1970 идеальным отцом был отец, исполняющий воспитательные функции, а с 1830 по 1900 только отец-кормилец).

Рост интереса к проблемам отцовства был замечен в начале 80-х, это связывали с переоценкой роли женщины в семье и беспрецедентными демографическими изменениями в американской семье.

Доерти У.Дж. и соавторы отмечали, что, в целом, наблюдается сильное отрицательное влияние внебрачного отцовства на отношения «отец – ребенок». Проводилась исследовательская работа по несостоящим в браке молодым родителям афро-американцам в Балтиморе, выяснил, что только 13% молодых людей имеют хорошие отношения со своим биологическим отцом, если он не жил с ними. Этот показатель составил 50% для отцов, живущих со своими детьми. Также изучались отношения детей с отчимами и другими мужчинами: только 1% детей имели тесные взаимоотношения с двумя или тремя отцами, 30% хотя бы с одним, а 69% вообще не имели сильной привязанности к отцу (Доерти У.Дж., Кунески Э.Ф., Эриксон М.Ф., 1998).

В отечественной психологии в последние годы также ведутся исследования на тему отцовства: В.Т. Лисовский,2002; Л.М. Прокофьева, М.Ф. Валетас, 2002; Л.В. Карцева, 2003; И.М. Козина, 2000; М.Г. Воронцова, 2000. В большинстве из этих исследований упоминается о незначительной роли отца в воспитании ребенка, либо о его отсутствии.

Нам хотелось показать несколько другую точку зрения на проблему взаимоотношений отцов и детей и на то, что на самом деле в нашем обществе, несмотря на большое количество неполных семей, есть и их количество растет мужчины, которых можно назвать ответственными, заботливыми и внимательными отцами.

Наиболее интересным в этом плане исследованием нам показалось исследование И.В. Павлова «Образы отцовства в современной рекламной фотографии» о том, какие образы отцовства демонстрируются в современной рекламной фотографии. Задачей данного исследования было увидеть, насколько популяризируемый средствами рекламной фотографии образ отца отвечает традиционным представлениям об отцовстве. Для этого были отобраны рекламные фотографии, опубликованные в популярных глянцевых российских журналах и на рекламных постерах за последние несколько лет. По внешнему виду мужчины, изображенного на рекламной фотографии, он был отнесен к средней возрастной группе: 30-45 лет. По мнению И.В. Павлова, А.А. Реана это возраст, когда лидирующее место в жизни мужчины занимает семья и здоровье и поэтому центральной психологической задачей на данном этапе становится освоение родительской роли и готовность к ответственному отцовству. Возраст детей, занятых в рекламе колеблется от грудного до подросткового.

Все рекламные сюжеты в данном исследовании были разделены на две основные группы: в первой группе отец и ребенок находились в ситуации непосредственного общения, а во второй ситуации их взаимодействие было связано с какой-либо деятельностью, причем расстояние между отцом и ребенком в обоих случаях было минимальное.

В случае с грудными детьми отец кормил, пеленал, укладывал спать, читал сказки. С детьми постарше отцы занимались спортом, работали за компьютером, фотографировали. А в ситуациях непосредственного общения отца и ребенка можно было увидеть их тесный эмоциональный и физический контакт. Таким образом мужской рекламный персонаж демонстрирует свое умение взаимодействовать с ребенком, является защитником, хранителем семейных ценностей, другом, советчиком ребенку, идеалом для подражания, что позволяет ребенку реализовать потребности в общении, безопасности, чувстве стабильности окружающего мира, в заботе и уходе, в достижениях.

Из данного исследования следует, что мужчина, хоть и не всегда мотивирован, но потенциально способен обеспечить полноценный уход за ребенком, удовлетворить все его важнейшие физиологические и психологические потребности, за исключением тех функций, которые связаны с анатомо-физиологическим строением мужского организма. С.А. Минюрова, О.А. Кустова говорили, что образы «хорошего отца», «идеального мужа» формируются через непосредственное подражание, усвоение опыта родительской семьи, из прочитанных книг, каналов массовой коммуникации, а так как в рекламе отец изображен выполняющим «женские» функции, связанные с уходом за детьми, компетентным и любящим родителем, явно получающим удовольствие от взаимодействия с ребенком, то на наш взгляд в ближайшем будущем отцы помимо роли добытчика и защитника семьи, станут выполнять традиционно «материнские» функции.

Глава 2. Исследование содержательных аспектов женских и мужских представлений об отцовстве


2.1 Программа исследования


На основе анализа научной литературы целью своего исследования мы определили изучение специфики содержательных аспектов представлений об идеальном отцовстве, в гендерном измерении.

Объектом нашего исследования является отцовство как социально – психологический феномен.

Предмет исследования: качественные характеристики представлений женщин и мужчин об идеальном отцовстве.

Нами были сформулированы следующие гипотезы:

1.      В системе представлений женщин и мужчин об идеальном отцовстве будут существенно преобладать гендерно - стереотипные характеристики.

2.      Содержательные аспекты представлений об идеальном отце будут варьироваться в зависимости от пола испытуемых, т.е. иметь гендерно – маркированную специфику, а именно: у мужчин образ идеального отца будет в большинстве своем соответствовать стандартам «нормативной мужественности»; у женщин он окажется менее традиционным.

3.      Характер восприятия испытуемыми образа идеального отца может быть обусловлен возрастом и фактом наличия/ отсутствия у них собственных детей, в частности: представления об отцовстве у женщин и мужчин зрелого возраста, имеющих детей, будут более дифференцированы, стереотипизированы и эмоционально насыщены по сравнению с девушками и молодыми людьми, не имеющими детей.

Исходя из цели и гипотез были поставлены конкретные исследовательские задачи:

1.      Изучить содержательные аспекты мужских представлений об идеальном отцовстве и провести сравнительный анализ качественных характеристик образа идеального отца у испытуемых разного пола, имеющих и не имеющих детей.

2.      Изучить содержательные аспекты женских представлений об идеальном отцовстве и провести сравнительный анализ качественных характеристик образа идеального отца у испытуемых разного возраста, имеющих и не имеющих детей..

3.      Выявить гендерную специфику представлений об идеальном отцовстве.

4.      Разработать некоторые практические рекомендации по организации психологической работы в плане оптимизации представлений женщин и мужчин об идеальном отцовстве.

Основу нашего эмпирического исследования составило слабоструктурированное проблемно – ориентированное интервью.

 В нашем исследовании принимали участие 2 группы испытуемых общим количеством 60 человек. Первую группу составили мужчины и женщины, имеющие собственных детей; из них: 15 мужчин – водители ЧП Медоварова и завода «Красный Якорь» г. Нижнего Новгорода (возраст испытуемых от 30 до 45 лет); 15 женщин – сотрудницы ДМШ №13 и Метрополитена г. Нижнего Новгорода (возраст испытуемых от 30 до 47 лет). Во вторую группу вошли испытуемые, не имеющие собственных детей, а именно: 15 молодых людей – студентов нижегородских вузов и профессиональные водители (возраст испытуемых от 17 до 28 лет); 15 девушек – учащихся МОУ СОШ № 55 и студенток нижегородских вузов (возраст испытуемых от 16 до 25 лет).


2.2.           Содержательные аспекты мужских представлений об идеальном отцовстве


Первый этап нашего исследования был посвящен анализу представлений об идеальном отцовстве у мужчин, имеющих собственных детей. Прежде чем раскрывать содержательные аспекты этих представлений, выявленных в ходе интервью, отметим, что участие в нашем исследовании принимали мужчины со средним заработком, как правило, общающиеся со своими детьми только по выходным.

Испытуемым было предложено рассказать историю о человеке, которого они могли бы назвать идеальным отцом. При этом им давалось следующее пояснение: «Это может быть как реальный человек из Вашей жизни, так и вымышленный персонаж, герой какой-либо сказки».

Для обработки полученных данных в исследовании применялась методика открытого кодирования, сущность которой заключается в выделении смысловых единиц в тексте с последующей их классификацией и подсчетом частоты их использования.

Итак, кратко охарактеризуем полученные результаты.

В ходе анализа содержания интервью в высказываниях респондентов нами было выделено 6 основных категорий, а именно: «личностные качества», «обеспечение семьи», «отношения с женой», «хозяин / хозяйственность», «уход за ребенком / забота», «отношения с детьми». Их численная представленность нашла свое отражение в таблице 1.


Таблица 1

Представления мужчин, имеющих детей, об идеальном отцовстве

Категории

Личностные качества

Обеспечение семьи

Отношения с женой

Хозяин / хозяйственность

Уход за ребенком/забота

Отношения с детьми

Значение балл.

8

14

5

9

11

8

Значение %

14,5

25,4

9,2

16,4

20

14,5

Как можно видеть из данных, зафиксированных в таблице, при описании мужчинами образа идеального отца, самой значимой оказалась категория «обеспечение семьи», частота встречаемости которой в высказываниях респондентов составила 25,4%.

Так, довольно часто мужчины подчеркивали необходимость отца зарабатывать деньги, материально поддерживать жену и детей : «Отец должен обеспечивать свою семью всегда и во всем…»; «Оставался сверхурочно на работе, чтобы заработать хоть еще немного»; «Денег много зарабатываю»; «Прилично зарабатываю»; «Он хочет заработать побольше денег для своей семьи…» и т. п.

На наш взгляд, подобные высказывания наглядно демонстрируют ориентацию испытуемого на существующие в обществе установки относительно роли мужчины как «добытчика», финансовой опоры семьи. Однако заметим, что эту роль «добытчика» подчеркивали все-таки не все респонденты. Некоторые делали больший акцент на личностных качествах отца и том времени, которое он должен уделять ребенку для его нормального, полноценного развития.

Если говорить о второй по значимости категории «уход за ребенком/ забота», частота втречаемости которой составила 20%, то она скорее включила передачу опыта от старшего поколения к младшему и обучение различным конкретным навыкам: «…учил ловить рыбу»; «Вместе ходили на демонстрации»; «Учил, как нужно поступать в различных ситуациях»; «Приучил самим зарабатывать деньги…»; «…постоянно брал на работу» и др.

Вообще необходимо сказать о том, что передача мужчинами своего опыта чаще всего происходит именно в тех случаях, когда ребенком является мальчик, тогда как в случае с девочками мужчины обычно ограничиваются тем, что могут поиграть, погулять с ними или забрать из дет. сада/ школы. Кроме того, на основе анализа содержания интервью, нами была замечена такая тенденция: отцы, как правило, не упоминались в ситуациях, связанных с удовлетворением физиологических потребностей ребенка, реализация которых осуществлялась исключительно матерями. Отцы могут погулять с ребенком, купить что-то, помочь жене по хозяйству, но они практически никогда не кормят ребенка, не купают его, не переодевают, так как это считается типично женскими обязанностями.

Как отмечают специалисты, физический уход, выхаживание и заботу о детях осуществляет мать, а дело отцов – защита от внешних опасностей и, в большей или меньшей степени, жизнеобеспечение (И.С. Кон, 1990).

Что касается представленности в образе идеального отца характеристик, относящихся к категории «хозяин/ хозяйственность», то по частоте упоминания они оказались на третьем месте (16,4% высказываний). При этом обращает на себя внимание тот факт, что участвующие в нашем исследовании мужчины примерно в равном количестве упоминали как о выполнении отцами так называемой «мужской работы» по дому (ремонт мебели, создание новых предметов домашнего обихода), так и о его помощи жене в стирке, уборке квартиры, приготовлении обедов и т.п.: «…все игрушки мастерил сам»; «сам делал маме полки»; «построил дом»; «…стирал, убирался»; «готовил…» и т. п.

Однако, вместе с тем, мы обнаружили, что отход от стереотипных норм в описании хозяйственной деятельности отца наблюдается только в тех рассказах, героями которых были мужчины не являющиеся отцами наших испытуемых. В тех же случаях, когда описывались свои собственные отцы, речь шла только о выполнении «мужских обязанностей» по дому. Иными словами, тот жизненный опыт, который приобрели испытуемые в своей родительской семье, позволил им усвоить образцы стереотипного распределения домашних обязанностей.

Категории «личностные качества» и «отношения с детьми» встречались в текстах интервью по 8 раз, что составило 14,5% соответственно. Заметим, что категория «личностные качества» оказалась собирательной поскольку включила в себя различные темпераментные свойства, черты характера, а также высказывания респондентов об отсутствии вредных привычек. В частности, как показал качественный анализ, чаще всего звучали упоминания о следующих характеристиках идеального отца: «строгий»; «трудолюбивый»; «отзывчивый»; «внимательный»; «никогда не пил и не курил» и др.

Рассказывая об отношениях отца с детьми (14,4% от общего числа высказываний) большинство мужчин делали акцент на их строгости и принципиальности, говоря при этом о своем уважении к отцу и о чувстве гордости как отца за сына, так и сына за отца: «мы уважали отца…»; «хвалился и гордился мной»; «…чтобы ребенок гордился им» и т. п. Исключение составил лишь один испытуемый, который упоминал о том, что с отцом можно было поговорить по душам, спросить совета. Любопытно, что многие из респондентов зрелого возраста откровенно признавались в том, что только сейчас они начали осознавать, почему отцы воспитывали их в строгости и даже страхе. По словам испытуемых, именно так и должна проявляться настоящая отцовская любовь к сыну, основанная на стремлении воспитать из него «настоящего» мужчину. На наш взгляд, наличие подобных установок может служить подтверждением факта принятия нашими респондентами традиционных гендерных стандартов и тем самым оправдания существовавшего в прошлом и существующего в настоящем положения вещей. Поэтому велика вероятность, что общаясь со своими детьми (особенно маленькими), эти мужчины применяют те же самые привычные, знакомые им с детства стратегии и тактики воспитания.

Последняя категория – «отношения с женой» оказалась самой малочисленной (9,2% высказываний), что позволяет считать данные характеристики образа идеального отца наименее значимыми в системе представлений семейных мужчин зрелого возраста.

Таким образом, обобщая полученные результаты, мы можем сделать вывод о том, что в целом, у этой группы испытуемых преобладает стереотипное восприятие образа идеального отца, который наделяется чертами и характеристиками, соответствующими традиционным гендерным стандартам «нормативной мужественности».

Второй этап нашего исследования был посвящен анализу содержательных аспектов представлений об идеальном отцовстве у молодых людей, не имеющих собственных детей. На основе текстов интервью нами были выделены те же 6 категорий, что и у мужчин зрелого возраста, а именно: «личностные качества», «обеспечение семьи», «отношения с женой», «хозяин/ хозяйственность», «уход за ребенком/ забота», «отношения с детьми». Обратимся к полученным результатам, которые нашли свое отражение в таблице 2.


Таблица 2

Представления молодых людей, не имеющих детей, об идеальном отцовстве

Категории

Личностные качества

Обеспечение семьи

Отношения с женой

Хозяин / хозяйственность

Уход за ребенком / забота

Отношения с детьми

Значение балл.

9

10

2

8

17

11

Значение %

15,8

17,5

3,5

14

29,8

19,4


Как можно видеть из данных, зафиксированных в таблице, при описании молодыми людьми образа идеального отца самой значимой оказалась категория «уход за ребенком/ забота», частота встречаемости которой составила 29,8%, что почти в 1,5 раза превышает все остальные. При этом в отличие от мужчин, имеющих собственных детей, высказывания молодых людей, относящиеся к этой категории, включают, прежде всего, непосредственно заботу о ребенке, упоминания об общих интересах: «Ходили в зоопарк»; «Постоянно играл с сыном, вечером собирали конструктор…»; «…ездили в бассейн, заезжал за мной на тренировки»; «Каждые выходные проводим вместе» и т. п.

Второй по значимости в представлениях молодых людей также оказалась категория, связанная с ребенком - «отношения с детьми» (19,4%), причем судя по текстам интервью, здесь вновь наблюдается тенденция, противоположная той, которая была зафиксирована в группе респондентов зрелого возраста. Так, если у мужчин в высказываниях из данной категории как правило преобладали рассуждения о строгости и эмоциональной дистанцированности, то у молодых людей, напротив, чаще всего звучат упоминания о доверительных, дружеских отношениях отцов и детей: «…должен проявлять заботу, давать детям самостоятельность»; «…занимается вместе с нами»; «Должен понимать сына, разговаривать с ним»; «постоянно играет с дочкой»; «никогда не поднимал руку и голос на сына»; «научил защищаться от нападок одноклассников»; «приучил к рыбалке и теперь всегда рыбачат вместе» и др.

Что касается «обеспечения семьи», то эта категория по степени своей значимости оказалась только на третьем месте (17,5%). Однако все молодые люди, которые выделяли данную обязанность идеального отца, также как и у мужчин, говорили о хорошем, достойном заработке: «Много зарабатывает»; «Должен приносить приличную зарплату»; «Деньги зарабатывает, чтобы обеспечить свою семью, чтобы она ни в чем не нуждалась» и т. п.

Категория «личностные качества» в характеристике образа идеального отца заняла у молодых людей четвертое место. Частота ее встречаемости в высказываниях респондентов составляет 15,8%, что практически совпадает с количественной представленностью у испытуемых зрелого возраста. При этом, как показывает качественный анализ, по своему содержанию входящие в нее характеристики образа идеального отца в представлениях молодых людей почти полностью совпадают с аналогичными характеристиками, встречающимися в рассказах мужчин старшего поколения: «Не пьет, не курит»; «В меру строгий, не ругался матом»; «Расчетливый, целеустремленный, умный, должен много уметь»; «…не должен быть грубым, не должно встречаться вредных привычек, ответственный, внимательный».

Чуть реже в тексте интервью с молодыми людьми встречалась категория «хозяин/ хозяйственность» (14% высказываний). Однако, те, кто обращались к ней, как правило, отмечали довольно широкий спектр дел идеального отца, хотя традиционно «женские» обязанности в их числе отсутствовали: «Столярит»; «Дома все делал сам, строил дома, рисовал картины»; «Работал в огороде, следил за ним» и т. п.

Последняя категория «отношения с женой», как и в группе испытуемых зрелого возраста, оказалась самой незначительной (3,5%) и была представлена только в единичных случаях, когда респонденты упоминали о помощи отца матери.

Таким образом, резюмируя вышесказанное, мы можем говорить о том, что, судя по полученным данным, образ идеального отца в представлениях молодых людей, хотя и наделяется многими характеристиками традиционных норм мужской гендерной роли, в целом является менее стереотипными, нежели у мужчин более старшего поколения, и, прежде всего, это касается аспекта детско – родительских отношений.


2.3 Содержательные аспекты женских представлений об идеальном отцовстве


Третий этап нашего исследования был посвящен изучению содержательных аспектов представлений об идеальном отцовстве у женщин-матерей. В ходе предпринятого анализа текстов интервью в высказываниях женщин, имеющих детей нами было выделено 9 категорий, 6 из которых были идентичны категориям, выделенными у мужчин: «личностные качества», «обеспечение семьи», «отношения с женой», «хозяйственность», «уход за ребенком/ забота», «отношения с детьми». В числе дополнительных категорий, не встречающихся у мужчин, оказались следующие: «внешность», «общественная деятельность», «взаимоотношения с родственниками».

Итоговые результаты количественного анализа нашли свое отражение в таблице 3.


Таблица 3

Представления женщин, имеющих детей, об идеальном отцовстве

Категории

Личностные качества

Обеспечение семьи

Отношения с женой

Хозяйственность

Уход за ребенком / забота

Отношения с детьми

Внешность

Общественная деятельность

Взаимоотношения с родственниками

Значение балл.

16

12

11

4

19

12

2

2

2

Значение %

20

15

13,75

5

23,75

15

2,5

2,5

2,5


Как можно видеть из таблицы, самой значимой в высказываниях респонденток - матерей оказалась категория «уход за ребенком/ забота о нем». (Частота ее встречаемости составила 23,75%). При этом, в отличие от представлений мужчин, характеристики из данной категории у женщин - матерей предполагают большую заботу, внимание отца по отношению к ребенку: «Вечером гуляет с ребенком, сидит с ним дома, когда он болеет…»; «Приносит ребенку сладости, покупает подарки»; «Покупает игрушки, забирает ребенка из детского сада»; «…покупает красивую одежду, играет с ребенком» и т.п. Из приведенных высказываний видно, что со слов респонденток почти во всех случаях забота о ребенке заключается в том, чтобы чем-то занять его, пока мама занимается домашними делами, например, приготовлением ужина, а также в удовлетворении потребностей ребенка, связанных с материальными ценностями. Следует заметить, что большинство женщин говорили о таких характеристиках отца не потому, что их мужья, отцы, братья осуществляют уход за ребенком, а, скорее, напротив, потому что те обычно не делают этого. Поэтому наличие подобных высказываний можно рассматривать как своего рода желания матерей, их мечты о том, чтобы мужчины наконец-то не перекладывали всю ответственность по заботе о детях на женские плечи, а делили ее поровну.

Заметим, что в отличие от мужчин у испытуемых женского пола, следующей по степени значимости в системе представлений женщин об отце является категория «личностные качества», частота встречаемости которой составила 20%. Данная категория включает в себя не только перечисление качеств идеального отца, отсутствие у него вредных привычек (курение, пьянство и т. п.), но и необходимость идеального отца быть еще и идеальным мужем: «Без вредных привычек»; «…идеальный муж»; «В меру строгий, заботливый»; «Умный, образованный, добропорядочный, любящий, ласковый, отзывчивый…»; «Не должен злоупотреблять, быть идеальным мужем» и др. Иными словами, с точки зрения женщин, мужчине мало быть идеальным отцом, ему еще нужно стать и идеальным мужем, уделяющим внимание не только детям, но и жене.

Такие категории как «обеспечение семьи» и «отношения с детьми» встречались в текстах интервью по 12 раз, что составило по 15% соответственно. Применительно к первой из них, также как и у мужчин, речь шла о способности идеального отца хорошо зарабатывать, обеспечивать семье финансовую поддержку. А вот что касается отношений с детьми, высказывания женщин большей частью включили пожелания, их видение правильного воспитания и взаимоотношений отца с ребенком: «Отвечает на вопросы, следит за выполнением домашнего задания»; «…в курсе дел ребенка, быть другом детям, советчиком»; «Должен быть другом, знать друзей ребенка, показывать хороший пример»; «…уделять время ребенку, уметь выслушать»; «Прививать детям любовь к книгам» и др.

Чуть менее значимой для образа идеального отца женщины считают характеристики, связанные с категорией «отношения с женой» (13,75%), среди которых назывались следующие: готовность оказывать помощь по хозяйству и в уходе за ребенком, внимание и уважение к супруге и др.: «Помогает ухаживать за ребенком, помогает жене по хозяйству, уважает жену»; «Домой приходит рано»; «Помощник жене, с работы возвращается рано»; «…должен приходить домой рано, все время уделять жене и ребенку». Как видно из вышеприведенных примеров, некоторые респондентки отмечали важность того, чтобы отец проводил в семье больше времени, не задерживался на работе и в компании с друзьями, рано приходил домой. Скорее всего это желание связано с тем, что, по мнению испытуемых, придя домой рано, мужчина уже не сможет сослаться на сильную усталость в результате долгого и продолжительного рабочего дня и его можно будет попросить о помощи. Кроме того, некоторые женщины, упоминая о своем желании, сопровождают его такой фразой: «хотя бы с ребенком немного побудет, а то он скоро забудет как он выглядит».

Высказывания из категории «хозяйственность» встречались лишь у немногих респонденток (5% случаев) и были связаны с упоминаниями о ремонте дома и хождении по магазинам: «…дома ремонтировал все сам», «… помогает с уборкой, ходит по магазинам» и др. На наш взгляд, судя по данным высказываниям, их можно считать не только характеристиками идеального отца, но и идеального мужа.

Остальные три категории – «внешность», «общественная деятельность», «взаимоотношения с родственниками» - оказались самыми малочисленными (частота их встречаемости составляет по 2,5%), и были представлены в высказываниях испытуемых только в единичных случаях. Так, характеризуя общественную деятельность идеального отца, женщины отмечали наличие у него многих связей (что предполагает максимальное включение в социальные сети), готовность посещать собрания в школе. Что касается внешности идеального отца, то о ней упоминали только самые молодые женщины этой группы, тогда как о взаимоотношениях с родственниками самые взрослые из опрошенных женщин.

Таким образом, как показали результаты анализа, представления женщин – матерей об идеальном отцовстве являются более дифференцированными и эмоционально насыщенными, по сравнению с испытуемыми мужского пола. При этом образ идеального отца они склонны наделять как гендерно стереотипными, так и не стереотипными характеристиками, что делает его более схожим с представлениями молодых людей, не имеющих детей, нежели с представлениями мужчин зрелого возраста.

На 4 этапе исследования изучались содержательные аспекты представлений об идеальном отцовстве у девушек, не имеющих детей. В ходе проведенного анализа нами были выделены 8 категорий: «личностные качества», «обеспечение семьи», «отношения с женой», «хозяйственность», «уход за ребенком/ забота», «отношения с детьми», «общественная деятельность» и «антигерой». Их общее количественное соотношение зафиксировано в таблице 4.


Таблица 4

Представления девушек, не имеющих детей, об идеальном отцовстве

категории

Личностные качества

Обеспечение семьи

Отношения с женой

Хозяйственность

Уход за ребенком / забота

Отношения с етьми

Общественная деятельность

Антигерой

Значение балл.

25

5

9

8

10

14

4

6

Значение %

30,9

6,2

11,1

9,9

12,3

17,3

4,9

7,4


Как можно видеть из таблицы, самыми значимыми для девушек характеристиками образа идеального отца оказались личностные качества (соответствующая категория составила 30,9% высказываний). Вот, что говорили по этому поводу респондентки : «Умный, заботливый, общительный, изобретатель»; «Талантливый, с чувством юмора, заботливый, гибкий»; «Не курит, не пьет, занимается спортом, любящий…» и т. п.

Категория «отношения с детьми» стоит в их представлениях на втором месте. (Частота встречаемости подобных высказываний 17,3%.) Заметим, что судя по текстам интервью, девушки оказались самыми требовательными из всех наших испытуемых в плане возможности выстраивания отцами родительско – детских отношений, подчеркивали множество различных качеств, которыми по их мнению необходимо обладать идеальным отцам для налаживания хороших отношений с ребенком: «Должен быть другом», «Интересоваться детьми, должен быть примером», «…дает на карманные расходы, любит меня», «Должен рассказывать истории, любить своего ребенка», «Покупает подарки, помогает когда я порошу…» и др.

Категория «уход за ребенком/ забота» встречалась чуть реже (12,3%) и по своему содержанию в целом напоминала аналогичные высказывания женщин - матерей: «…играть с детьми»; «Покупает мне то, что я попрошу…»; «…побольше времени проводить с детьми, играть с ними, ходить на прогулки…»; «…каждый вечер перед сном они гуляют» и др.

Что касается следующей категории - «отношения с женой», частота встречаемости которой составила 11,1%, то в ней, как правило, речь шла о таких характеристиках отца, как помощь матери и хорошее к ней отношение: «помогать матери ухаживать за ребенком»; «Хорошо относится к маме, помогает ей»; «любит свою жену…»; «Всегда помогает маме»; «…помогает в их воспитании жене»; «Он взял маму к себе на работу и чуть что всегда спрашивает ее совета» и др.

В тех случаях, когда девушки говорили о хозяйственности отца (9,9%), чаще они упоминали гендерно нетрадиционные семейные обязанности, связанные с приготовлением пищи и уборкой по дому. Кроме того, почти в 2 раза реже, чем зрелые женщины и мужчины девушки отмечали необходимость идеального отца отвечать за материальное обеспечение семьи, быть добытчиком и кормильцем, что может, на наш взгляд, свидетельствовать о меньшей ориентации современных молодых женщин на традиционные гендерные стереотипы. В частности, для многих из них более важными оказываются качества мужчины как родителя и воспитателя детей, нежели как финансовой опоры семьи.

Вместе с тем, также как и женщины – матери, респондентки, не имеющие детей, подчеркивали значимость для идеального отца общественной деятельности (4,9%), под которой они понимали участие в родительских собраниях и т. п.

Нами отдельно была выделена категория «антигерой» (7,4%), в которой респондентка повествовала об отце, с прямо противоположными качествами идеальному отцу: «Приходит домой выпимши»; «С утра до ночи пропадает на работе»; «не смотрит за своей внешностью» и др.

Таким образом, резюмируя выше сказанное, представления девушек относительно идеального отцовства, также как и представления женщин являются эмоционально окрашенными и менее стереотипизированными. Для девушек респонденток самыми важными оказались детско-родительские отношения, как и в случае с молодыми людьми.


2.4 Гендерная специфика представлений об идеальном отцовстве по материалам эмпирического исследования


Разделение людей на мужчин и женщин является центральной установкой восприятия нами различий, имеющихся в психике и поведении человека. В психологии основные гендерные исследования направлены на изучение и анализ личностных проблем мужчин и женщин, порождаемых иерархичностью их социальных ролей, статусов, позиций в социуме, затрудняющих самореализацию в семейной и профессиональной сферах.

Термин «гендер» указывает на социальный статус и социально-психологический характер личности, который связан с полом и сексуальностью, но возникает во взаимодействии с другими людьми. Также немаловажную роль в данном параграфе имеет термин «гендерная роль», под которой подразумеваются в данном случае социальные ожидания, определяющие нормы поведения, речи, манер, одежды, жестов. Социальная система поощряет одни качества и подавляет другие, там самым, формируя норматив гендерного поведения в соответствии с задачами общественного развития в определенный временной период.(Радина Н.К.)

В нашем исследовании очень важную роль играет понятие «гендерного стереотипа», устойчивого, эмоционально окрашенного образа поведения и черт характера мужчины и женщины. Всего выделяют три основных группы гендерных стереотипов, одна из которых является определяющей в нашем исследовании: «распределение семейных и профессиональных ролей по системе взаимодополнения. Женщина – домохозяйка, мать, ответственна за взаимоотношения в семье. Мужчина – «добытчик», ответственен за дисциплину и обеспечение семьи».

Также необходимо раскрыть такое понятие как социальные представления – набор убеждений, понятий, объяснений, возникающих в повседневной жизни по ходу межличностных коммуникаций.

Все перечисленные выше понятия являются основополагающими в нашем исследовании. Как мы уже говорили, в качестве испытуемых выступали мужчины и женщины разных возрастов, представляющие разные поколения. Всего в интервью были включены три поколения, так как испытуемые старшего возраста рассказывали о своих отцах.

В ходе нашего исследования подтвердились основные установки и стереотипы, созданные в обществе относительно распределения ролей по половому признаку. Несмотря на то, что требования в обществе меняются и мужчины теряют свою лидирующую позицию (не являются явными лидерами), женщины продолжают осуществлять физический уход за ребенком, а мужчины защищают от опасностей и обеспечивают.

Мужчины в нашем исследовании были немногословны и все их обязанности, в основном, сводились к обеспечению семьи и строгому воспитанию детей. В своих рассказах мужчины - респонденты отражали основные представления в обществе относительно мужских ролей: ««строгий»; «трудолюбивый»; « обеспечивать свою семью всегда и во всем…»; «…все игрушки мастерил сам» и др.

Женщины, в целом, говорили о своих желаниях и упоминали больше о качествах мужа и мужчины вообще, нежели о качествах идеального отца. «Вечером гуляет с ребенком, сидит с ним дома, когда он болеет…»,«Без вредных привычек»; «…идеальный муж»; «В меру строгий, заботливый»; «Умный, образованный, добропорядочный, любящий, ласковый, отзывчивый» и т. п.

Помимо выделенных категорий относительно представлений опрошенных респондентов о том, каким должен быть идеальный отец, нами были выделены конкретные люди, о которых чаще всего упоминали испытуемые, и которых называли идеальными отцами. Полученные результаты количественного анализа нашли свое отражение в таблице 5.


Таблица 5


Мужчины

Юноши

Женщины

Девушки

Отец

60%

27%

_

46%

Дедушка

_

_

7%

7%

Брат

_

_

7%

7%

Муж

_

_

26%

_

Друг

7%

13%

_

_

Я

19%

_

_

_

Чужой отец

_

13%

_

7%

Мужчина

7%

20%

60%

20%

Герой

_

7%

_

_

Никто

7%

20%

_

13%


Как видно из данных, зафиксированных в таблице, большинство мужчин в роли «идеального отца» приводят в пример своего отца, несмотря на достаточную холодность и строгость воспитания, о которых упоминали наши испытуемые в ходе рассказов.

А вот для молодых людей нет явного авторитета, идеала отца, поэтому примерно в равном количестве они упоминают в своих рассказах об о своем отце, мужчине, либо вообще не называют никакого конкретного лица.

Для женщин идеальным отцом является мужчина, которого они сами себе воображают, так называемый мужчина-мечта. Но примечательно, что несмотря на все перечисленные недостатки мужчин как идеальных отцов, все-таки 26% респонденток считают своих мужей «идеальными отцами».

Большинство же девушек выделяют своего отца как «идеального отца».

В заключении, опираясь на полученные результаты, подведем некоторые итоги выполненного нами исследования.

Итак, согласно имеющимся у нас данным, в представлениях мужчин относительно идеального отцовства основным является хороший заработок, обеспечение семьи и только потом уход за ребенком, выполнение различных дел по дому и другие обязанности. Кроме того, если говорить о представлениях женщин относительно идеального отцовства, то, не смотря на то что доминирующей категорией в высказываниях является «уход за ребенком», не малое число респонденток упоминали об обязанности отца хорошо зарабатывать, приносить домой зарплату и обеспечивать свою семью, чтобы она ни в чем не нуждалась. Все это подтверждает выдвинутую нами гипотезу о преобладании в представлениях мужчин и женщин относительно отцовтсва гендерно-стереотипных характеристик. Также подтвердилась гипотеза о соответствии высказываний мужчин стандартам нормативной мужественности, а в случае с женщинами, их высказывания были менее традиционными. Кроме того оказалось, что представления женщин и мужчин зрелого возраста являются более стереотипизированными, дифференцированными, но менее эмоционально – окрашенными, нежели представления молодых людей и девушек особенно, не имеющих детей, как это предполагалось ранее.


2.5 Возможные направления психологической работы по проблеме воспитания мужчины как будущего отца


В связи с полученными в ходе исследования результатами, наши рекомендации будут сосредоточены на том, чтобы люди, проживающие в определенном обществе, не ссылались на существование гендерных стереотипов и семейных ролей, а выполняли работу по дому; работали; в нашем случае – осуществляли уход за ребенком, воспитание совместно, со всем вниманием и заботой, правильно организовывали среду вокруг ребенка. Только тогда, на наш взгляд, можно будет вырастить полноценных граждан нашего общества.

В ходе нашего исследования мы затронули проблему детско-родительских отношений и чтобы оптимизировать в дальнейшем представления будущего поколения относительно идеального отцовства и не только, необходимо, чтобы оба супруга правильно и грамотно воспитывали своего ребенка. А для этого необходимо больше читать соответствующей литературы, общаться с другими родителями и обращаться к специалистам по поводу возникающих трудностей.

Мы рассмотрим психологическое консультирование как 1 из видов работ. Осуществляемый психологом с семьей, в ходе которого проводится диагностика и последующая коррекция детско-родительских отношений.

Не реже, чем с просьбой о помощи в восстановлении семейных отношений, супруги обращаются в консультацию с жалобами на сложности отношений с детьми самых различных возрастов – от дошкольников до студентов и старше. Причем это дети, у которых отсутствуют какие – либо отклонения, но есть самая большая проблема – отношения с собственными родителями, непонимание, доходящее до отчуждения.

Причины нарушения детско-родительских отношений – это прежде всего неумение понять ребенка, уже допущенные ошибки воспитания, столь типичная для последних лет бытовая и личностная неустроенность самих родителей.

В целом в психологическом консультировании по поводу сложностей отношений с детьми целесообразно выделить три органически связанных направления. (Е.Г. Силяева).

1.            Повышение социально-психологической компетентности родителей, обучение их навыкам общения и разрешения конфликтных ситуаций;

2.            Психологическая помощь взрослым членам семьи, которая включает как диагностику внутрисемейной ситуации, так и работу по ее изменению;

3.            Психотерапевтическая работа непосредственно с ребенком. Главным объектом воздействия становится сфера сознания родителей, система сложившихся стереотипов, формы взаимодействия в семье (А.С. Спиваковская). Для многих родителей важна работа по преодолению педагогических, воспитательных стереотипов.

Мы рассмотрим основные методы диагностики детско-родительских отношений и техники их коррекции.

Существуют семьи здоровые или функциональные и проблемные или дисфункциональные. Здоровая семья удовлетворяет потребности в росте каждого члена семьи. Это достигается уважением друг к другу, сходством интересов и ценностей, терпимостью друг к другу у всех членов семьи, но одновременно четкостью межпоколенных границ, гибкой структурой власти. Проблемная семья не позволяет личностно расти каждому из своих членов. Представители проблемных семей испытывают недостаток тепла, чувство стыда за кого-либо из своих членов, необходимость создания семейных мифов. Именно в таких семьях присутствуют «антигерои» относительно образа идеального отца, как и было в нашем исследовании и именно такие семьи нуждаются в консультировании.

Итак, подробное диагностическое обследование психического развития ребенка включает в себя изучение содержания контактов родителей с детьми. Мелодики разделяются на две группы: одни исследуют межличностные отношения в системе «родитель-ребенок» глазами родителя, другие – глазами ребенка.

Изучая межличностные отношения в системе «родитель-ребенок» глазами родителя, практический семейный психолог обращает внимание на особенности семейного воспитания:

родительские установки и реакции;

отношение родителей к ребенку и жизни в семье;

нарушение воспитательного процесса в семье;

причины отклонений в семейном воспитании;

типы воспитания;

уровень родительской компетентности и т. п.

Эти аспекты взаимоотношения родителей и детей исследуются с помощью социальных методик.

Тест «Родительско-детские отношения» (PARI) (американские психологи Е.С. Шеффер, Р.К. Белл; адаптирован Т.Н. Нещерет).

Тест-опросник анализа семейного воспитания и профилактики нарушений воспитания (ACB) (Э.Г. Эйдмиллер, В.В. Юстицкис) предназначен для изучения нарушений в жизни семьи и причин отклонений в семейном воспитании.

Тест-опросник родительского отношения (OPO) (А.Я. Варг, В.В. Столин) представляет собой психодиагностический ниструментарий, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Опросник для исследования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия (Е.И. Захарова).

Методики исследования межличностных отношений в системе «родитель-ребенок» глазами ребенка:

Тест «Рисунок семьи»; проективная методика Р. Жиля, исследующая межличностные отношения ребенка и его восприятие5 внутрисемейных отн6ошений; методика А.Г. Лидерса и И.В. Анисимовой «Диагностика эмоциональных отношений в семье», разработанная для двух возрастных групп.

В результате проведенной диагностики могут использоваться различные техники семейных проблем для налаживания отношений в семье, описанные Ежовой Н.Н.: «Котерапия», «Просмотр видеозаписей», «Телефонные звонки», «Домашние визиты», «Семейная скульптура», «Семейно-терапевтический марафон» и др.

Таким образом в ходе семейного консультирования решаются различные семейные проблемы, конфликты, налаживаются отношения между родителями и ребенком, родители становятся более компетентными. Все это способствует благоприятному развитию ребенка и, следовательно, оптимизации его представлений относительно родителей и отца, в частности.


Заключение


Мы доказали, что отец – важная фигура в жизни и воспитании детей. На протяжении многих веков он является носителем жизненной энергии, независимо оттого, что в разных культурах его функции и поведение может быть различным (Кочубей Б.И.,1990). А точка зрения на положение отца в семье должна соответствовать условиям меняющегося общества. Но в любом случае наличие отца, и, прежде всего, его участие в воспитании благоприятно сказывается на эмоциональном, интеллектуальном, личностном развитии ребенка а также благополучной обстановке в семье и за ее пределами в целом. Так наблюдения показывают, что дети, отцы которых особенно на первом году жизни хоть немного участвуют в повседневном уходе за ними, меньше боятся незнакомых людей, с большей готовностью вступают в контакт с другими детьми (Саралиева З.Х.,2002). Участие в личностном развитии, дает представление о том, что сила и авторитет могут сочетаться с заботой и лаской.

Дефицит же мужского влияния может привести к тому, что нарушается гармоничное развитие интеллектуальной сферы, страдают аналитические способности; процесс половой идентификации мальчиков и девочек делается менее четким; затрудняется обучение подростков навыкам общения с противоположным полом; может формироваться избыточная привязанность к матери и как следствие – несамостоятельность в жизни (Воронина О.А.,2001).

Также можно сказать, что не только отец оказывает влияние на детей, но и дети на отца, не зря говорят именно о взаимодействии отец – ребенок. Многие исследования показывают, что рождение ребенка – не только трудный и ответственный, но и очень важный этап в жизни мужчины, что преодоление этого кризиса выводит его на новый, более высокий уровень личностного развития (Кон И.С.,2003).

Кроме того, мы затронули проблему детско-родительских отношений, так как наличие в семье обоих родителей помогает успешнее решать многие задачи, связанные с сохранением психического здоровья ребенка. Ведь ни одна даже хорошая мать не сможет заменить отца, в силу того, что не возможно выполнять роли обоих родителей одновременно, при этом, не вводя, ребенка в замешательство. Таким образом, роль родителей очень многопланова и отражается на формировании личности ребенка уже в раннем детстве. Отсутствие одного из родителей (в данном случае отца) приводит к нарушениям психического (умственного) развития ребенка, снижению его социальной активности, деформациям личности и нарушению процесса поло-ролевой идентификации, а также к разного рода отклонениям в поведении и в состоянии психического здоровья. Все это оказывает серьезное влияние на дальнейшую личную и общественную жизнь как мальчика, так и девочки.

Итак, в данной работе мы попытались рассмотреть проблему взаимоотношений «отцов и детей», которая является актуальной на протяжении многих веков.

Первая глава нашей работы посвящена анализу научных исследований по проблеме отцовства. Было выявлено, что хотя проблема отцовства была затронута много веков назад, она является малоизученной и лишь в последнее время стали появляться публикации относительно ответственного отцовства. Кроме того мы рассмотрели различные типы обществ, семей и роль отца в них, выявили различные точки зрения на место и роль отца в жизни ребенка. Помимо этого оценили современную ситуацию на сегодняшний день в сфере родительства и установили, что постепенно женщина становится активной, занимает маскулинизированные позиции, уходит от привычной роли жены, матери, пытается реализовать себя как личность. В то же время мужчина выполняет не менее значимые родительские функции. Также в данной главе мы рассмотрели специфику личностного развития современных мужчин и роль отца в воспитании подрастающего поколения.

В ходе нашей исследовательской работы мы попытались установить гендерные представления относительно идеального отцовства с точки зрения двух поколений.


Список использованной литературы


1.            Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М. 2004

2.            Берн Шон. Гендерная психология. СПб.2002

3.            Гурко Т.А. Вариативность представлений в сфере родительства // Социс.2000.№11. с.90-98

4.            Гурко Т.А. Критика концепции половых ролей // Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций / Под ред. О.А.Ворониной. М. 2001

5.            Гурко Т.А. Родительство в меняющихся // Социс.1997.№1. с.

6.            Здравомыслова Е., Темкина А. Кризис маскулинности в позднесоветском дискурсе // О мужественности. Сборник статей / Сост.С.Ушакин. М.2002

7.            Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога. Ростов-на-Дону. 2004

8.            Зидер Р. Социальная история семьи // Основы гендерных исследований. Хрестоматия / Ответ. ред. О.А. Воронина. М.2001

9.            Клецина И.С. Гендерная социализация. СПб. 1998

10.        Кон И.С. Заметки по этнографии родителей // Семья и школа. 1988. №2. с.31-34

11.        Кон И.С. Маскулинность как история // Гендерный калейдоскоп. М.2002

12.        Кон И.С. Меняющиеся мужчины в меняющемся мире // Гендерный калейдоскоп. М.2002

13.        Кон И.С., м.,2003

14.        Кон И.С. Ребенок и общество. М.2003

15.        Кон И.С. Российский мужчина и его проблемы // Гендерный калейдоскоп. М.2002

16.        Кочубей Б.И. Мужчина и ребенок. М.1990

17.        Крайг Грейс. Психология развития. СПб.2000

18.        Минюрова С.А., Кустова О.А. Формирование «образа женщины» в различных социальных группах // Журнал практического психолога. 1997.№5

19.        Павлов И.В. Образы отцовства в современной рекламной фотографии // Семейная психология и семейная терапия. 2005. №3

20.        Популярная психология для родителей / Под ред. А.С. Спиваковской. СПб.1997

21.        Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клециной. СПб.2003

22.        Прокофьева . Отцы и их дети после разводов // Социс. 2002. №6

23.        Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е.Г. Силяевой. М. 2002

24.        Райнпрехт, Хансхайнц. Воспитание без ограничений. М.2000

25.        Саралиева З.Х. Семья – клиент социальной работы. М.2000

26.        Феррн М.М. Феминизм и семейные исследования // Основы гендерных исследований. Хрестоматия / Ответ. ред. О.А. Воронина. М.2001

27.        Шамраев .Отцы и дети // Социс. 1996. №4

28.        Эпштейн М.Н. Отцовство. СПб.2003

29.        Э.Фромм. Искусство любви.


Приложение 1


Представления мужчин, имеющих детей, об идеальном отцовстве

Категории

Личностные качества

Обеспечение семьи

Отношения с женой

Хозяин / хозяйственность

Уход за ребенком / забота

Отношения с детьми

Значение балл.

8

14

5

9

11

8

Значение %

14,5

25,4

9,2

16,4

20

14,5



Страницы: 1, 2


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.