РУБРИКИ |
Гендерно обусловленная взаимосвязь брачно-ролевых ожиданий у девушек и юношей |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Гендерно обусловленная взаимосвязь брачно-ролевых ожиданий у девушек и юношейf-сумма частот во всех ячейках j- столбца; N-сумма частот всей таблицы сопряженности. Полученные эмпирические данные, заносим в таблицу сопряженности (Приложение 2) Далее, применяя критерий χ² –Пирсона, мы рассчитываем по этой формуле данные для каждой ячейки, и заносим их в соответствующее местоположение. Такая таблица (Приложение 3) называется таблицей сопряженности теоретических частот. 2.3 Интерпретация полученных данных Строим гистограмму, на которой отмечены процентные показатели по каждому варианту ответа на каждый вопрос анкеты и сверяем их с данными в таблице распределения супружеских ролей в моделях традиционного и современного брака. Таблица 2.1. Распределение супружеских ролей в моделях традиционного и современного брака
На рис. 2.1.(Процентные показатели ответов юношей и девушек на вопрос анкеты№1) видно, что нет большой разницы между ответами у девушек и юношей, а существует тенденция предпочтения нейтрального отношение к ранним бракам/0003/ юноши – 43.33%, девушки – 57,14%. Рис. 2.1. Процентные показатели ответов юношей и девушек на вопрос анкеты№1 На вопрос, какие условия для заключения брака, вы считаете необходимыми, большинство респондентов ответили - взаимная любовь/0012/ (юноши – 96.67%, девушки – 90.48%), подходящее материальное положение будущего супруга// выбрала 1/3 испытуемых и уважение/0007/ юноши – 40%, девушки – 66,67% – рис.2.2. (Процентные показатели ответов юношей и девушек на вопрос анкеты №2). Рис. 2.2. Процентные показатели ответов юношей и девушек на вопрос анкеты №2 Обнаружена статистически зависимая значимость(0.01<р<0.05) предпочтения формы регистрации отношений от пола: 30% девушек отдали предпочтение регистрации отношений и в ЗАГСе и венчание в церкви/0015/, притом, что этот вариант не был выбран ни одним юношей – рис. 2.3.(Процентные показатели ответов юношей и девушек на вопрос анкеты №3). Рис. 2.3. Процентные показатели ответов юношей и девушек на вопрос анкеты №3 На рис.2.4.(Процентные показатели ответов юношей и девушек на вопрос анкеты №4) видно, что возраст от 20 до 25 лет/0017/ считается наиболее подходящим с точки зрения обоих полов – более 50%. Рис. 2.4. Процентные показатели ответов юношей и девушек на вопрос анкеты №4 И девушки и юноши считают, что наличие жилья и стабильный доход - являются необходимым минимумом материального благополучия для того чтоб завести ребенка (Рис. 2.5. Процентные показатели ответов юношей и девушек на вопрос анкеты №5) Рис. 2.5. Процентные показатели ответов юношей и девушек на вопрос анкеты №5 33% юношей считают, что именно мужу должны принадлежать лидерство и ответственность за принятие решений в семье/0029/, из девушек этот вариант не выбрала ни одна, вариант ответа о принятии решений в семье совместно/0031/ выбрали 76% девушек и 40% юношей. Таким образом можно утверждать, что существует статистически значимая зависимость предпочтения модели брака от пола(0.01<р<0.05) – рис.2.6.(Процентные показатели ответов юношей и девушек на вопрос анкеты №6) то есть юноши склонны к традиционному аспекту модели брака, а девушки – современному. Рис. 2.6. Процентные показатели ответов юношей и девушек на вопрос анкеты №6 На рис.2.7.(Процентные показатели ответов юношей и девушек на вопрос анкеты№7) показано, для юношей более предпочтительной является такая ситуация, когда основным добытчиком денег является муж/0034/ – 53%, в свою очередь девушки считают, что в семье оба супруга несут ответственность за семейный бюджет в равной степени/0037/ – 76%. Таким образом, подтверждается статистически значимая зависимость предпочтения модели брака от пола, так как р<0.001, то есть юноши склонны к традиционному аспекту модели брака, а девушки – современному. Рис. 2.7. Процентные показатели ответов юношей и девушек на вопрос анкеты№7 20% юношей считают, что распоряжаться семейным бюджетом должен муж/0038/, 13% - жена/0039/ и 67% - оба супруга/0040/, девушки в большинстве случаев отдают предпочтение обоюдному распоряжению семейным бюджетом/0040/ – 90%, Таким образом, подтверждается статистически значимая зависимость предпочтения модели брака от пола, так как р<0.001, то есть юноши склонны к традиционному аспекту модели брака, а девушки – современному. На рис. 2.8. отображена данная зависимость(Процентные показатели ответов юношей и девушек на вопрос анкеты№8). Рис. 2.8. Процентные показатели ответов юношей и девушек на вопрос анкеты№8 На рис. 2.9.(Процентные показатели ответов юношей и девушек на вопрос анкеты№9) видно, что мнения юношей разделились: 33% - считают, что больше времени посвящать ведению хозяйства должна жена/0042/, 40% - супругам следует помогать друг другу/0044/, этого мнения придерживается 71% девушек. Обнаружена статистически значимая зависимость предпочтения модели брака от пола (0.01<р<0.05), юноши склонны к традиционному аспекту модели брака, а девушки – современному. Рис. 2.9. Процентные показатели ответов юношей и девушек на вопрос анкеты№9 73% юношей и 67% девушек отдали предпочтение совместному проведению отпуска супругами/0046/, 20% юношей считают, что отпуск супруги могут проводить как вместе, так и отдельно/0048/ - рис. 2.10.(Процентные показатели ответов юношей и девушек на вопрос анкеты№10). Обнаружена статистически значимая зависимость предпочтения модели брака от пола: 0.001<р<0.01 Рис. 2.10. Процентные показатели ответов юношей и девушек на вопрос анкеты№10 На рис.2.11.(Процентные показатели ответов юношей и девушек на вопрос анкеты№11) отображена следующая тенденция: 100% девушек и 90% юношей считают, что создание позитивной атмосферы в семье задача обоих супругов/0053/. В данном случае, при сопоставлении ответов респондентов и данных Таблицы 2.1. наблюдается склонность обоих групп к современной модели брака - супруги ожидают друг от друга равного вклада в плане создания «погоды в доме». Рис. 2.11. Процентные показатели ответов юношей и девушек на вопрос анкеты№11 Рис. 2.12.(а, б)(Процентные показатели ответов юношей и девушек на вопрос анкеты№12) «12. Допустим ли в семье контроль мужем и женой друг друга? (оцените каждое высказывание оценкой от 1 до 5, 1 – наибольшее предпочтение, 5 – то, что вас более всего не устраивает) 054 – поведение мужа четко контролируется женой 055 – поведение жены четко контролируется мужем 056 – муж и жена находятся в курсе дел друг друга 057 – каждый предоставлен сам себе» отражает отношение респондентов к контролю в семье супругами друг друга таким образом: муж и жена находятся в курсе дел друг друга/0056/ – наибольшее предпочтение, средняя оценка в группе девушек – 1,24, в группе юношей – 1.9, остальные варианты ответов получили оценки в обеих группах 0т 4 до 4,7 . Склонность обеих групп к аспекту современной модели брака Рис. 2.12а. Оценка группой девушек вариантов ответов на вопрос анкеты№12 Рис. 2.12. б. Оценка группой юношей вариантов ответов на вопрос анкеты№12 На рис.2.13.(Процентные показатели ответов юношей и девушек на вопрос анкеты№13) отображена следующая тенденция: 87% юношей и 100% девушек убеждены, что заниматься воспитанием детей следует обоим родителям, старшему поколению/0061/ и образовательным учереждениям/0063/ отводится небольшая роль – 5-30%. Рис. 2.13. Процентные показатели ответов юношей и девушек на вопрос анкеты№13 В современных условиях на формирование представлений молодого поколения о семье и браке влияет ряд факторов: родительский дом, ближайшее окружение, средства массовой информации, литература и фольклор, образовательная система. Определенное влияние оказывают и новые ценностные ориентации, которые распространились в конце ХХ века: равноправие между полами, экономическая и психологическая самостоятельность женщины, сексуализация культуры, изменения в структуре «брачного рынка» и брачного выбора и пр. Неопределенность норм, регулирующих в настоящее время брачно-семейные, в том числе ролевые отношения, ставит перед современной семьей ряд социально-психологических проблем. В многочисленных исследованиях психологов и социологов выявлено, что представления юношей и девушек о будущей семейной жизни формируются в родительской семье стихийно – или как стремление к повторению, или как желание сделать все по-другому и т.д. Опираясь на полученные в ходе исследования данные, можно прийти к следующим заключениям: - гипотеза подтверждена: существует зависимость брачно-ролевых ожиданий от пола, а именно то, что для девушек предпочтительнее модель современного брака, а для юношей – традиционного, это можно объяснить влиянием социализации образования в системе силовых структур на ролевые представления юношей в отношении брачной жизни, и экономическая и психологическая самостоятельность девушек; - у юношей и девушек брачно-ролевые ожидания во многих аспектах различаются, в дальнейшем, при формировании собственной семьи на этой почве могут возникнуть разногласия, что в свою очередь может стать причиной семейных конфликтов. Таблица выводов
1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. - М.: Питер,1990. – 270с. 2. Агеев В.С. Психологическое исследование социальных стереотипов // Вопросы психологии, 1986, № 1 – 115с. 3. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Наука, 1999. – 323с. 4. Бергер П. Социальное конструирование реальности / Бергер П., Лукман Т. – М.: Просвещение, 1997. – 345с. 5. Бодалев А.А. О социальных эталонах и стереотипах и их роли в оценке личности / А.А. Бодалев, В.Н. Куницына, В.Н. Панферова // Человек и общество: (ученые записки НИИКСИ). – Л.: изд-во Л. ун-т. – вып. 9. – 1971. 6. Кон И.С. Социологическая психология: избранные психологические труды. – М.: Воронеж, 1999. - 460с. 7. Краткий психологический словарь / Сост. Л.А.Карпенко; под общ. Ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – М.: Политиздат, 1985. - 180с. 8. Майерс Д. Социальная психология.СПб.: Питер, 1996. – 394с. 9. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М.: Прогресс, 1992. – 268с. 10. Сорокин Ю.А. Стереотип, штамп, клише: К проблеме определения понятий. – М.: Инфро, 1998. – 493с. 11. Социальная идентификация личности / Под ред. В. Ядова. – М.: Наука, 1993. – 540с. 12. Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы и межличностные отношения // Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г.М.Андреевой, Я.Яноушека. – М.: изд-во Моск. Ун-та, 1987. – 356с. 13. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы исследования установки. - М.: Наука, 1966. – 437с. 14. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. – М.: ВЛАДОС, 1995.- 259с. 15. Шибутани Т. Социальная психология. – М.: Просвещение, 1969. – 403с.16. Шихирев П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе. – М.: Наука, 1985. – 297с. Ваш возраст______________________________ Ваш пол _________________________________ Форма обучения__________________________ 1. Ваше отношение к ранним бракам: 001 – категорически против 002 – негативное 003 – нейтральное 004 – положительное 005 – толко за. 2. На ваш взгляд, необходимым условием для заключения брака является (возможен выбор нескольких утверждений): 006 - подходящее материальное положение будущего(ей) супруга(ги) 007 – уважение 008 – симпатия 009 – физическое влечение 010 – соответствие вашему образу идеального супруга 011 – любовь одного из супругов 012 – взаимная любовь. 3. Что вы думаете об обстоятельствах совместного проживания 013 – для начала лучше гражданский брак 014 – предпочитаю законный брак 015 – мой выбор – регистрация и венчание 4. Какой возраст вы считаете наиболее приемлемым для того, чтоб завести ребенка 016 – до 20 017 – от 20 до 25 018 – от 25 до 30 019 – от 30 до 35 020 – от 35 до 40 021 – после 40. 5. Наличие, какого минимума материального благополучия является для вас необходимым условием, чтоб завести ребенка (возможен выбор нескольких утверждений): 022 – наличие жилья 023 – наличие прописки 024 – наличие собственного жилья 025 – наличие машины 026 – стабильный доход 027 – высокий стабильный доход 028 - ________________________________________________________ 6. Кому, по-вашему, должны принадлежать лидерство и ответственность за принятие решений в семье 029 – мужу 030 – жене 031 – основные решения принимаются совместно 032 – обоим, все вопросы до мелочей решаются совместно 033 – у каждого есть своя сфера, где он лидер 7. Кто должен быть, на ваш взгляд, основным добытчиком денег в семье 034 – муж 035 – жена 036 – каждый работает на себя 037 – работают оба в одну копилку 8. А кто распоряжаться семейным бюджетом? 038 – муж 039 – жена 040 – оба 9. Кто больше времени, по вашему мнению, должен посвящать ведению хозяйства 041 – муж 042 – жена 043 – каждый, в свободное от работы время 044 – каждый старается помочь другому 045 – у каждого свой круг обязанностей. 10. Отпуск, по-вашему, супруги должны 046 – проводить вместе 047 – отдыхать друг от друга 048 – проводить и вместе, и отдельно 049 – когда отдыхает муж, жена остается дома 050 – когда отдыхает жена, муж остается дома 11. Вы считаете, что создание позитивной атмосферы в семье задача 051 – мужа 052 – жены 053 – обоих 12. Допустим ли в семье контроль мужем и женой друг друга? (оцените каждое высказывание оценкой от 1 до 5, 1 – наибольшее предпочтение, 5 – то, что вас более всего не устраивает) 054 – поведение мужа четко контролируется женой 055 – поведение жены четко контролируется мужем 056 – муж и жена находятся в курсе дел друг друга 057 – каждый предоставлен сам себе 13. Вы считаете, что воспитанием детей должны заниматься(возможен выбор нескольких утверждений): 058 – жена 059 – муж 060 – оба 061 - старшее поколение (бабушки и дедушки) 062 – няня 063 - детский сад, школа. Таблица сопряженности эмпирических частот
Таблица сопряженности теоретических частот
Страницы: 1, 2 |
|
© 2010 |
|