РУБРИКИ |
Гендерные различия тревожности в подростковом возрасте |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Гендерные различия тревожности в подростковом возрастеВысокотревожные подростки вспыльчивы, раздражительны и находятся в постоянной готовности к конфликту и готовности к защите, даже если в этом объективно нет надобности. Для них, как правило, характерна неадекватная реакция на замечания, советы и просьбы. Особенно велика возможность нервных срывов, аффективных реакций в ситуациях, где речь идет об их компетенции в тех или иных вопросах, их престиже, самооценке, их отношении. Боязнь неудачи - характерная черта высокотревожных подростков. Для низкотревожных подростков характерно ярко выраженное спокойствие. Они не всегда склонны воспринимать угрозу своему престижу, самооценке в самом широком диапазоне ситуаций, даже когда она реально существует. Возникновение состояния тревоги у них может наблюдаться лишь в особо важных и личностно значимых ситуациях (экзамен, стрессовые ситуации, реальная угроза семейному положению и др.). В личностном плане такие люди спокойны , считают, что лично у них нет поводов и причин волноваться за свою жизнь, репутацию, поведение и деятельность. Вероятность возникновения конфликтов, срывов, аффективных вспышек крайне мала. Таким образом, результат проведённого тестирования в области ситуативной и личностной тревожности показал, что высокий уровень тревожности в большей степени проявляется у девочек, чем у мальчиков. Более подробно результаты представлены на рисунке 1 и 2.
Рис. 1 Проявление личностной и ситуативной тревожности у девочек Данная диагностика позволяет выявить уровень ситуативной и личностной тревожности у девочек. По результатам исследования ситуативная тревожность у большинства девочек умеренная и составляет 66,7%, а высокий уровень ситуативной тревожности наблюдается у 33,3% испытуемых. Низкий уровень тревожности у девочек в данной выборке не зафиксирован.
Рис. 2 Проявление личностной и ситуативной тревожности у мальчиков Данная диагностика позволяет выявить уровень ситуативной и личностной тревожности у мальчиков. По результатам исследования ситуативная тревожность у большинства мальчиков умеренная и составляет 75%, а низкий уровень ситуативной тревожности наблюдается у 25% испытуемых. Высокий уровень тревожности у мальчиков в данной выборке не зафиксирован. Обратимся к рассмотрению результатов исследования, полученных на констатирующем этапе эксперимента; так, методика «Шкала тревожности» Кондаша, направленная на выявление уровней тревожности подростков, локализованной в трех основных плоскостях: школьная тревожность, самооценочная тревожность, межличностная тревожность. Результаты исследования по «Шкала тревожности» О. Кондаша представлены в таблице №3 и гистограмме №3 – результаты девочек. Повышенная школьная тревожность у девочек составляет 44,4 %,; высокая школьная тревожность у девочек 22,2 %; очень высокая школьная тревожность у девочек составляет 11,1 %. Повышенная самооценочная тревожность у девочек составляет 22, 2 %; высокая самооценочная тревожность у девочек 22,2 %; очень высокая самооценочная тревожность у девочек отсутствует. Повышенная межличностная тревожность у девочек составляет 11, 1 %; высокая межличностная тревожность у девочек 11, 1 %; очень высокая межличностная тревожность у девочек не выявлена. Повышенная тревожность общего типа среди девочек составляет 55, 5 %; высокая тревожность данного типа составляет 11, 1 %; очень высокий уровень не наблюдается. Таблица №3 Уровень выраженности типов тревожности у девочек
Таким образом, по результатам исследования уровня выраженности четырех типов тревожности у девочек, наблюдается преобладание нормального уровня по данным всех исследуемых типов, кроме школьного и общего типов тревожности. В школьном типе тревожности преобладает повышенный уровень, в самооценочном и межличностном типах тревожности преобладает нормальный уровень, в общем типе преобладает также нормальный уровень тревожности, следовательно, по результатам данной методики у девочек выявлен нормальный уровень тревожности, кроме школьного типа. Это свидетельствует о том, что девочки беспокоятся по поводу учебных ситуаций, это беспокойство проявляется в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Подростки с «повышенными», «высокими» и «очень высокими» значения школьной тревожности указывают на эмоциональное неблагополучие подростка в контексте тех или иных школьных ситуаций. Самооценочная тревожность связана с оценкой себя с другими. Самооценочной тревожностью испытывают неуверенность в себе, чувство неполноценности. Повышенный уровень тревожности у ребенка может свидетельствовать о его недостаточной эмоциональной приспособленности к тем или иным социальным ситуациям. В таблице №4 и рисунке №4 представлены результаты исследования мальчиков. Повышенная школьная тревожность у мальчиков отсутствует; высокая школьная тревожность у мальчиков составляет 25 %; очень высокая школьная тревожность у мальчиков не выявлена. Повышенная самооценочная тревожность у мальчиков 25 %; высокая самооценочная тревожность у мальчиков не выявлена; очень высокая самооценочная тревожность у мальчиков отсутствует. Повышенная межличностная тревожность у мальчиков 25 %; высокая межличностная тревожность у мальчиков не выявлена; очень высокая межличностная тревожность у мальчиков не выявлена. Таблица №4 Уровень выраженности типов тревожности у мальчиков
Таким образом, в школьном, самооценочном, межличностном и общем типах тревожности преобладает нормальный уровень. По результатам данной методики выяснилось, что мальчики не проявляют тревожность ни в одном из данных типах. Более подробно результаты представлены на рисунке №3 и №4.
Рис. 3 Проявление уровней тревожности в различных типах у девочек
Рис. 4 Проявление уровней тревожности в различных типах у мальчиков Сравнивая данные можно сделать вывод, как у девочек, так и у мальчиков преобладает нормальный уровень тревожности во всех типах, кроме школьного. Обратимся к рассмотрению результатов исследования, полученных на констатирующем этапе эксперимента; так, методика « Личностная шкала проявления тревоги» Дж. Тейлора, направленная на выявление уровня тревожности в подростковом возрасте, Результаты исследования по методике представлены в таблице №5 и гистограмме №5. У девочек высокий уровень тревожности составляет 55,5%; средний, с тенденцией к высокому-33,3%; средний, с тенденцией к низкому -11%. Низкий уровень тревожности не выявлен. У мальчиков высокий уровень тревожности составляет 25%; средний, с тенденцией к высокому-50 %; средний, с тенденцией к низкому-25%. Низкий уровень тревожности не выявлен. Таблица №5 Проявление уровней тревожности у девочек и мальчиков
Таким образом, высокий уровень тревожности больше проявляется у девочек, чем у мальчиков. Высокая тревожность связана с физическими и психическими особенностями возраста, с уровнем значимости для сверстников и взрослых. Для тревожных подростков характерно неумение оценить свои действия, найти оптимальную для себя зону трудности задания, а также определить вероятность желательного исхода события. Более подробно результаты представлены на рисунке 5. Рис. 5 Проявление уровней тревожности у девочек и мальчиков Так как целью нашего исследования является выявление гендерных различий в проявлении тревожности у мальчиков и девочек в подростковом возрасте, то мы применили: метод сравнительного анализа, метод математической статистики – критерий φ* — угловое преобразование Фишера. 1) Метод сравнительного анализа - это изучение одного и того же психического явления у разных групп испытуемых в зависимости от пола, возраста и т.д. 2) Метод математической статистики - критерий φ* — угловое преобразование Фишера. Критерий Фишера предназначен для сопоставления двух выборок по частоте встречаемости интересующего исследователя эффекта. Суть углового преобразования Фишера состоит в переводе процентных долей в величины центрального угла , который измеряется в радианах. Большей процентной доле будет соответствовать больший угол ф, а меньшей доле - меньший угол. При увеличении расхождения между углами φ1 и φ2 и увеличения численности выборок значение критерия возрастает. Чем больше величина φ* , тем более вероятно, что различия достоверны. В таблице № 6 представлен сравнительный анализ по методикам «Исследование тревожности» Ч. Д. Спилберга, «Шкала тревожности» О. Кондаша, «Личностная школа проявлений тревоги» Дж. Тейлора. Таблица № 6 Сравнительный анализ по методикам (девочки)
В таблице № 7 представлен сравнительный анализ методик «Исследование тревожности» Спилберга, «Шкала тревожности» О. Кондаша, «Личностная школа проявлений тревоги» Дж. Тейлора. Таблица № 7 Сравнительный анализ по методикам (мальчики)
По данным результатам методики «Исследование тревожности» Ч. Д. Спилберга в группе девочек - подростков выявилось, что высокий уровень преобладает в личностном типе тревожности, а в ситуативном типе тревожности преобладает нормальный уровень. У мальчиков как в ситуативной, так и в личностном типе преобладает нормальный уровень тревожности. По данным результатам методики «Шкала тревожности» О. Кондаша выявилось, что у девочек выявлен нормальный уровень тревожности во всех типах, кроме школьного типа. У мальчиков в школьном, самооценочном, межличностном и общем типах тревожности преобладает нормальный уровень. По данным методики «Личностная школа проявлений тревоги» Дж. Тейлора выявилось, что высокий уровень тревожности больше проявляется у девочек, чем у мальчиков. Для подтверждения достоверности нашей гипотезы мы использовали критерий ф* – угловое преобразование Фишера. Критерий Фишера предназначен для сопоставления двух выборок по частоте встречаемости интересующего нас эффекта - тревожность. Критерий оценивает достоверность различий между процентными долями двух выборок, в которых зарегистрирован интересующий нас эффект. Гипотезы: H0: Доля лиц, у которых проявляется исследуемый эффект, в выборке 1 не больше, чем в выборке 2. H1: Доля лиц, у которых проявляется исследуемый эффект, в выборке 1 больше, чем в выборке 2. В таблице № 8 показано угловое преобразование ф* критерия Фишера по методике «Исследование тревожности» Ч. Д. Спилберга, при ф* кр. = 1,64 (р≤ 0,05), 2,31 (р≤0, 01), где выборка 1 – девочки, выборка 2 мальчики. Таблица № 8 Угловое преобразование ф* критерия Фишера по методике «Исследование тревожности» Ч. Д. Спилберга
Мы видим, что в зону незначимости попадают почти все уровни и типы тревожности, значит мы можем утверждать, что принимается гипотеза Н0: доля девочек с данными уровнями и типами тревожности не больше, чем доля мальчиков. Личностная тревожность с высоким уровнем находится в зоне неопределенности, т.е. принимается гипотеза Н0: доля девочек с высоким уровнем личностной тревожности больше, чем доля мальчиков с высоким уровнем личностной тревожности. В таблице № 9 показано угловое преобразование ф* критерия Фишера по методике «Шкала тревожности» О. Кондаша. Таблица № 9Угловое преобразование ф* критерия Фишера по методике «Шкала тревожности» О. Кондаша.
Так как в зоны незначимости попали большинство уровней всех типов тревожности, то мы можем утверждать, что доля мальчиков с данными типами и уровнями тревожности больше, чем доля девочек. В зоне значимости находится повышенный уровень школьной тревожности, а это значит, что доля девочек с данным уровнем тревожности больше, чем доля мальчиков. В таблице № 10 показано угловое преобразование ф* критерия Фишера по методике «Личностная шкала проявлений тревоги» Дж. Тейлора. Таблица № 10 Угловое преобразование ф* критерия Фишера по методике «Личностная шкала проявлений тревоги» Дж. Тейлора.
Таким образом, мы видим, что все уровни тревожности находятся в зоне незначимости. А значит что доля тревожности у мальчиков, больше чем доля тревожности девочек. Следовательно, наша гипотеза о том, что существуют различия в проявлении тревожности у мальчиков и девочек в подростковом возрасте на математическо уровне не подтвердилась. А это значит, что гендерные особенности подростка не являются определяющим условием для специфики возникновения и проявления тревожности. Нами было проведено исследование на базе Тарской гимназии № 1 им. Луппова А. М. в г. Таре. В ходе исследования была проведена диагностика тревожности среди учеников 9 класса, в возрасте 14-15 лет. Всего в исследовании приняли участие 13 человек из них 9 девочек и 4 мальчика. Исследование заключалось в выявлении гендерных различий тревожности в подростковом возрасте. Результат применения методик выявил преобладание среднего уровня ситуативной и личностной тревожности как у мальчиков, так и у девочек. У девочек наблюдается повышенный уровень школьной тревожности, что свидетельствует о том, что эти дети имеют тревожное эмоциональное состояние, связанное с различными формами их включения в жизнь школы. У мальчиков, в свою очередь, преобладает нормальный уровень тревожности. Нормальный уровень тревожности, как у мальчиков, так и у девочек преобладает в самооценочном и межличностном типе тревожности. Повышенный уровень тревожности, в общем типе, у девочек выше, чем у мальчиков. Результатом применения 3 методики явилось преобладание среднего уровня, с тенденцией к высокому у мальчиков, и высокому уровню тревожности у девочек. Угловое преобразование ф* критерия Фишера по методике «Исследование тревожности» Ч. Д. Спилберга, показало, что в зону незначимости попадают почти все уровни и типы тревожности, значит мы можем утверждать, что принимается гипотеза Н0: доля девочек с данными уровнями и типами тревожности не больше, чем доля мальчиков. Личностная тревожность с высоким уровнем находится в зоне неопределенности, т.е. принимается гипотеза Н0: доля девочек с высоким уровнем личностной тревожности больше, чем доля мальчиков с высоким уровнем личностной тревожности. Угловое преобразование ф* критерия Фишера по методике «Шкала тревожности» О. Кондаша показало, что в зоны незначимости попали большинство уровней всех типов тревожности, то мы можем утверждать, что доля мальчиков с типами и уровнями тревожности больше, чем доля девочек. В зоне значимости находится повышенный уровень школьной тревожности, а это значит, что доля девочек с данным уровнем тревожности больше, чем доля мальчиков. Угловое преобразование ф* критерия Фишера по методике «Личностная шкала проявлений тревоги» Дж. Тейлора показало, что все уровни тревожности находятся в зоне незначимости. А значит что доля тревожности у мальчиков, больше чем доля тревожности девочек. Заключение В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка. При повышении уровня тревожности, что особенно часто происходит в подростковый период, человек теряет возможность к актуализации собственной личность, так как повышенная тревожность мешает ему двигаться вперед. Понятием «тревожность» большинство психологов обозначают состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску. Тревожные подростки обычно не уверены в себе, с неустойчивой самооценкой. Неуверенный, тревожный подросток всегда мнителен, а мнительность порождает недоверие к другим. Такой ребенок опасается других. Гендерные исследования стали неотъемлемой частью психологической науки. Гендерная проблематика стала вычленяться в разных областях психологии – при изучении когнитивной и эмоциональной сфер, проблемы социализации, межличностных взаимодействий и социальных отношений. Гендер – это совокупность социальных и культурных норм, которое общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. В зависимости от того, к какому полу он принадлежит, индивид выстраивает своё поведение, свои взаимоотношения. Гендерный подход предполагает, что различия в поведении, психике, деятельности мальчиков и девочек подросткового возраста определяются не столько их анатомо-физиологическими особенностями, сколько социально-культурными факторами. В заключение следует отметить, что достоверность выдвигаемой нами гипотезы о том, что существуют различия в типах тревожности у мальчиков и девочек в подростковом возрасте, не подтвердилась. Список литературы 1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. - М.: «Академия», 1997.-286 с. 2. Андреева Г. М. Социальная психология. – М., 1981.-185 с. 3. Бендас Т.В. Гендерная психология: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005. –431 с. 4. . Березин Ф.Б. «Психическая и психофизиологическая адаптация человека». - Л., 1988. 5. Большой психологический словарь (Сост. И общ. Ред. Б. Мещяриков, В. Зинченко – СПб.: прайм – Еврознак, 2004. – 672 с. ) 6. Бурлачук Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. – М., 2000. – 132 с. 7. Вачков И. Тревожность, тревога, страх: различение понятий//Школьный психолог. – 2004. - №8. 8. Введение в гендерные исследования/ под ред. В.Н.Жеребкиной.- Харьков, 2001 9. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов/ В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова и др.; Под ред. А. В. Петровского.-2-е изд., испр. И доп. – М.: Просвещение, 1979. – 288 с. 10. Гендерная педагогика и психология / под ред. О.И.Ключко – Саранск, 2005. 11. Добрович Л. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М., 1987. – 240 с. 12. Дубровина Т. В и др. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. – М., 1987. – 225 с. 13. Захаров А. И. Неврозы у детей. СПб., 1996. 14. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. – М., 1987. – 150 с. 15. Клецина И.С. Гендерная социализация. СПб., 1998 16. Клецина, И.С. От психологии пола – к гендерным исследованиям в психологии / И.С.Клецина // Вопросы психологии. – 2003. - №1. – 243 с. 17. Ковалёва А. Г. Психология личности, изд. 3. – М.: Просвещение, 1970. – 320 с. 18. Колесов Д. В. Учителю о психологии и физиологии подростка. – М., 1986. – 162 с. 19. Костикова И.В. Основы гендерной педагогики: Программа спецкурса. М., 2001. 20. Кочубей Б., Новикова Е. Лики и маски тревоги// Воспитание школьника. – 1990. - № 6. 21. Крутецкий В. А., Лукин Н. С. Очерки психологии старшеклассника. – М., 1963. – 257 с. 22. Кузнецов Д. Демобилизующая тревожность// Школьный психолог. – 2005. - № 2. 23. Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги.//Вопросы психологии. - 1963. 24. Макшанцева Л. В. Тревожность и возможности её снижения у детей//Психологическая наука и образование. – 1998. - № 2. 25. Мусина И. А. Взаимосвязь самостоятельности познавательной деятельности и тревожности личности. – М.,1993. 26. Мэй Р. Проблема тревоги / Пер с англ. А. Г. Гладкова. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 432 с. 27. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. Высш. пед. учеб. заведение: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами мат. статистики. – 640 с. 28. Петровский А. В. Общая психология.- М.: Просвещение. – 1986. 29. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. № 2. 1998. 235 с. 30. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М. – Воронеж, 2000. – 235 с. 31. Психология современного подростка./ Под ред. Д. И. Фельдштейна. – М., 1987. – 246 с. 32. Психологический словарь. Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. М.: Педагогика, 1983. 33. Психологические тесты. / Под ред. А. А. Карелина: в 2 т. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2002. –т № 1- 312 с. 34. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2000. - 656 с. 35. Реан Л. А. К проблеме социальной адаптации личности. – М., 1996. – 210 с. 36. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн.1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – 384 с. 37. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога(Учебное пособие в двух книгах). Книга 1. – М.: ВЛАДОС. 1999. 38. Российская педагогическая энциклопедия. – М., 1999. – 560 с. 39. Спилберг Ч.Д. Концептуальные и методические проблемы исследования тревоги . - Сост. Ю.Л. Ханин. - М., 1983. 40. Степанов С. Беспокойство – его причины и следствия// Школьный психолог. – 2004. - №8. 41. Степанов В. Г. Психология трудных школьников: Учебное пособие для студентов высш. Пед. учеб. заведений. – 3 изд., переаб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 336 с. 42. Теория и методология гендерных исследований. - М., 2001 43. Тревога и тревожность. Хрестоматия./ Сост. В. М. Астапов. – СПб., 2001. – 146 с. 44. Фильдштейн Д. Психология современного подростка. – М., 1991. – 250 с. 45. Ханин Ю. Л. Психологические механизмы коррекции состояния тревожности личности. – М., 1980. 46. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т. 1. М.,"Педагогика", 1986. 47. Хорни К. Тревожность. / Собр. соч. в 3 томах. М.: Смысл, 1997. Т.2. 180 с. 48. Хрестоматия по курсу "Основы гендерных исследований" - М., 2000 49. Хрипкова А. Г. Мир детства: подросток. – М., 1989. – 320 с. Приложение 1 Опросник Спилберга «Исследование тревожности» Шкала ситуативной тревожности (СТ) Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет. Суждения
Суждения
Обработка результатов 1) Определение показателей ситуативной и личностной тревожности с помощью ключа. 2) На основе оценки уровня тревожности составление рекомендаций для коррекции поведения испытуемого. 3) Вычисление среднегруппового показателя СТ и ЛТ и их сравнительный анализ в зависимости, например, от половой принадлежности испытуемых. При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом, чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной). При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов – низкая, 31 – 44 балла - умеренная; 45 и более высокая. КЛЮЧ
По результатам обследования группы пишется заключение, оценивающее группу в целом по уровню ситуативной и личностной тревожности, кроме того, выделяются лица, высоко и низкотревожные. Приложение 2 «Шкала тревожности» (разработана по принципу «Шкалы социально-ситуативной тревожности» Кондаша (1973).) Цель методики: с помощью данной шкалы можно выявить уровень тревожности подростков, локализованной в трех основных плоскостях: учебная деятельность (школьная тревожность), взаимоотношения со сверстниками и значимыми взрослыми (межличностная тревожность) и представление о самом себе (самооценочная тревожность). Возрастные ограничения. Методика предназначена для работы с подростками. К настоящему моменту опубликованы тестовые нормы для учащихся 8—10-х классов (Рогов Е. И., 1996) Необходимые материалы. Диагностический бланк содержит инструкцию и задания. В нем также указываются фамилия и имя учащегося, его возраст и дата диагностики. Обработка результатов. По окончании тестирования подсчитывается количество совпадений с ключом по каждому разделу шкалы и по шкале в целом (школьная тревожность — вопросы 1,4, 6, 9,10, 13,16, 20, 25, 30; самооценочная тревожность — 3, 5,12, 14, 19, 22, 23, 27, 28, 29; межличностная тревожность — 2, 7, 8, 11, 15, 17, 18, 21, 24, 26). Общий показатель тревожности рассчитывается сложением результатов по отдельным шкалам. Интерпретация результатов. Полученные по каждой шкале, а также суммарные баллы интерпретируются в качестве показателей уровня соответствующих видов тревожности, учитывая тестовые нормы. Шкала тревожности. Инструкция. «Ниже перечислены ситуации, с которыми вы часто встречаетесь в жизни. Некоторые из них могут быть для вас неприятными, вызывать волнение, беспокойство, тревогу, страх. Внимательно прочитайте каждое предложение и обведите кружком одну из цифр справа: 1,2,3,4. Если ситуация совершенно не кажется вам неприятной, обведите цифру 0. Если она немного волнует, беспокоит вас — обведите цифру 1. Если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что вы предпочли бы избежать ее, обведите цифру 2. Если она для вас сильно неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх, обведите цифру 3. Если ситуация для вас крайне неприятна, если вы не можете перенести ее и она вызывает у вас очень сильное беспокойство, очень сильный страх — обведите цифру 4. Ваша задача — представить себе как можно яснее каждую ситуацию и обвести кружком ту цифру, которая указывает, в какой степени эта ситуация может вызывать у вас опасение, беспокойство, тревогу или страх». Текст методики приведен ниже. 1. Перейти в новую школу 01234 2. Отвечать у доски 01234 3. Пойти в дом к незнакомым людям 01234 4. Участвовать в соревнованиях, конкурсах 01234 5. Разговаривать с директором школы 01234 6. Думать о своем будущем 01234 7. Учитель смотрит по журналу, кого бы спросить 01234 8. Тебя критикуют, в чем-то упрекают 01234 9. На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь 01234(наблюдают во время работы, решения задачи) 10. Пишешь контрольную работу 01234 11. После контрольной учитель называет отметки 01234 12. На тебя не обращают внимания 01234 13. У тебя что-то не получается 01234 14. Ждешь родителей с родительского собрания 01234 15. Тебе грозит неудача, провал 01234 16. Слышишь за своей спиной смех 01234 17. Сдаешь экзамены в школе 01234 18. На тебя сердятся (непонятно почему) 01234 19. Выступать перед большой аудиторией 01234 20. Предстоит важное, решающее дело 01234 21. Не понимаешь объяснений учителя 01234 22. С тобой не согласны, противоречат тебе 01234 23. Сравниваешь себя с другими 01234 24. Проверяются твои способности 01234 25. На тебя смотрят как на маленького 01234 26. На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос 01234 27. Замолчали, когда ты подошел (подошла) 01234 28. Оценивается твоя работа 01234 29. Думаешь о своих делах 01234 30. Тебе надо принять для себя решение 01234 31. Не можешь справиться с домашним заданием 01234 Приложение 3 Личностная шкала проявления тревоги Цель теста: диагностика уровня личностной тревожности. Дополнительная информация: методика предназначена для диагностики уровня тревожности испытуемого. Шкала была создана Дж. Тейлором. Адаптация Т. А. Немчинова. Шкала лживости, введенная В. Г. Норакидзе в 1975 г., позволяет судить о демонстративности и неискренности. Опросник состоит из 60 утверждений. Интерпретация результатов: При оценке результатов 40-50 баллов рассматриваются как показатель очень высокого уровня тревоги, 25-40 баллов свидетельствуют о высоком уровне тревоги, 15-25 баллов - о среднем (с тенденцией к высокому) уровню, 5-15 баллов - о среднем (с тенденцией к низкому) уровню, 0-5 баллов - о низком уровне тревоги. Шкала недостоверности диагностирует склонность давать социально желательные ответы. Если этот показатель превышает 6 баллов, то это свидетельствует о неискренности испытуемого. Инструкция: выберите ответ "Да", если Вы согласны с утверждением, и "Нет" — если не согласны. 1. Я могу долго работать не уставая Да Нет 2. Я всегда выполняю свои обещания, не считаясь с тем, удобно мне это или нет Да Нет 3. Обычно руки и ноги у меня тёплые Да Нет 4. У меня редко болит голова Да Нет 5. Я уверен в своих силах Да Нет 6. Ожидание меня нервирует Да Нет 7. Порой мне кажется, что я ни на что не годен Да Нет 8. Обычно я чувствую себя вполне счастливым Да Нет 9. Я не могу сосредоточиться на чём-то одном Да Нет 10. В детстве я всегда немедленно и безропотно выполнял всё то, что мне поручали Да Нет 11. Раз в месяц или чаще у меня бывает расстройство желудка Да Нет 12. Я часто ловлю себя на том, что меня что-то тревожит Да Нет 13. Я думаю, что я не более нервный, чем большинство людей Да Нет 14. Я не слишком застенчив Да Нет 15. Жизнь для меня почти всегда связана с большим напряжением Да Нет 16. Иногда бывает, что я говорю о вещах, в которых не разбираюсь Да Нет 17. Я краснею не чаще, чем другие Да Нет 18. Я часто расстраиваюсь из-за пустяков Да Нет 19. Я редко замечаю у себя сердцебиение или одышку Да Нет 20. Не все люди, которых я знаю, мне нравятся Да Нет 21. Я не могу уснуть, если меня что-то тревожит Да Нет 22. Обычно я спокоен и меня нелегко расстроить Да Нет 23. Меня часто мучают ночные кошмары Да Нет 24. Я склонен все принимать слишком серьёзно Да Нет 25. Когда я нервничаю, у меня усиливается потливость Да Нет 26. У меня беспокойный и прерывистый сон Да Нет 27. В играх я предпочитаю скорее выигрывать, чем проигрывать Да Нет 28. Я более чувствителен, чем большинство людей Да Нет 29. Бывает, что нескромные шутки и остроты вызывают у меня смех Да Нет 30. Я хотел бы быть так же доволен своей жизнью, как, вероятно, довольны другие Да Нет 31. Мой желудок сильно беспокоит меня Да Нет 32. Я постоянно озабочен своими материальными и служебными делами Да Нет 33. Я настороженно отношусь к некоторым людям, хотя знаю, что они не могут причинить мне вреда Да Нет 34. Мне порой кажется, что передо мной нагромождены такие трудности, которых мне не преодолеть Да Нет 35. Я легко прихожу в замешательство Да Нет 36. Временами я становлюсь настолько возбужденными, что это мешает мне заснуть Да Нет 37. Я предпочитаю уклоняться от конфликтов и затруднительных положений Да Нет 38. У меня бывают приступы тошноты и рвоты Да Нет 39. Я никогда не опаздывал на свидание или работу Да Нет 40. Временами я определенно чувствую себя бесполезным Да Нет 41. Иногда мне хочется выругаться Да Нет 42. Почти всегда я испытываю тревогу в связи с чем-либо или с кем-либо Да Нет 43. Меня беспокоят возможные неудачи Да Нет 44. Я часто боюсь, что вот-вот покраснею Да Нет 45. Меня нередко охватывает отчаяние Да Нет 46. Я — человек нервный и легко возбудимый Да Нет 47. Я часто замечаю, что мои руки дрожат, когда я пытаюсь что-нибудь сделать Да Нет 48. Я почти всегда испытываю чувство голода Да Нет 49. Мне не хватает уверенности в себе Да Нет 50. Я легко потею, даже в прохладные дни Да Нет 51. Я часто мечтаю о таких вещах, о которых лучше никому не рассказывать Да Нет 52. У меня очень редко болит живот Да Нет 53. Я считаю, что мне очень трудно сосредоточиться на какой-либо задаче или работе Да Нет 54. У меня бывают периоды такого сильною беспокойства, что я не могу долго усидеть на одном месте Да Нет 55. Я всегда отвечаю на письма сразу же после прочтения Да Нет 56. Я легко расстраиваюсь Да Нет 57. Практически я никогда не краснею Да Нет 58. У меня гораздо меньше опасений и страхов, чем у моих друзей и знакомых Да Нет 59. Бывает, что я откладываю на завтра то, что следует сделать сегодня Да Нет 60. Обычно я работаю с большим напряжением Да Нет Страницы: 1, 2 |
|
© 2010 |
|