РУБРИКИ |
Группа сверстников как институт социализации |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Группа сверстников как институт социализацииГруппа сверстников как институт социализацииГруппа сверстников как институт социализации Люди не обладают от рождения всеми необходимыми навыками для жизни в
обществе, они приобретают их на протяжении жизненного пути. Эти знания и
навыки индивид получает в процессе общения с другими, что делает
коммуникацию важным механизмом трансляции культуры. Этот процесс получил
название социализации. По мнению Шибутани «социализация относится к тем
процессам, посредством которых люди научаются эффективно действовать в
социальных группах... Личность социализирована, когда она способна
участвовать в согласованных действиях на основе конвенциональных норм.»[1] В ходе социализации человек усваивает набор ролей, которые ему предстоит играть в обществе и «вводит в свою систему поведения те шаблоны, которые санкционированы группой».[3] Это облегчает ему участие в жизни коллектива. Факторы социализации - общий термин для обозначения воздействий на личность со стороны общества. Среди этих факторов можно выделить институты социализации. Конкретные люди, служащие посредниками в этом процессе, получили название агентов социализации. К институтам социализации можно отнести как те институты, основной задачей которых является социализация индивидов, так и те институты, для которых выполнение этой задачи является побочным. К первым относятся все институты образования (детские сады, школы, высшие учебные заведения и т. д.), ко вторым, все остальные, так или иначе влияющие на социализацию институты. К институтам социализации можно отнести и группу сверстников. Существуют различные взгляды на социализацию. Некоторые ученые говорят
периодизации социализации, причем эти периоды часто совпадают с основными
этапами жизненного пути. Так, И. С. Кон считает основными стадиями
формирования личности детство, подростковый возраст и юность. Н. В. Но даже если мы считаем, что социализация продолжается всю жизнь и не выделяем ее этапов привязанных к возрасту, нельзя игнорировать большее значение тех или иных институтов в определенном возрасте. Безусловно, то, какие институты оказывают влияние на социализацию, во многом зависит от типа общества, его культурных особенностей. Но каждое общество готовит для своих членов более или менее схожий путь социализации. Так в определенном возрасте большинство детей в нашем обществе идут в детский сад, а затем в школу, и их социализация проходит пол влиянием этих институтов. Сто лет назад на социализацию в том же возрасте больше влиял институт церкви. Такой институт как группа сверстников существовал всегда, но на протяжении истории, очевидно, оказывал различное влияние. В литературе обычно говорится о влиянии группы сверстников на
социализацию подростков, хотя этот институт оказывает влияние как до так и
после подросткового возраста. Почему же группа сверстников столь важна для
подростков и всегда ли она имела для них такое значение? Можно попытаться
ответить на этот вопрос используя типологию культур Мид, которая выделяет
три типа культур: постфигуративные, кофигуративные и префигуративные. В
постфигуративных культурах практически нет изменений на протяжении жизни
нескольких поколений, и очень ценится опыт стариков, у которых учатся
младшие. Уже в кофигуративных культурах вырастает значение сверстников, так
как опыт предыдущего поколения уже не всегда подходит для жизни следующего. Есть еще ряд причин делающих группу сверстников особенно важной именно для подростков. Общение со сверстниками оказывается важным «каналом информации; по нему подростки и юноши узнают многие необходимые вещи, которых им по тем или иным причинам не сообщают взрослые».[6] Часто через сверстников подростки получают информацию по вопросам пола, и именно через этот канал транслируется молодежная субкультура. Кроме того, общение со сверстниками, это «специфический вид деятельности и межличностных отношений».[7] В ходе этого общения вырабатываются навыки социального взаимодействия, увеличивает набор его социальных ролей, расширяется представление о собственной личности. По мнению Кона, «включение в общество сверстников расширяет возможности самоутверждения ребенка, дает ему новые роли и критерии самооценок. По мере того как расширяется и обогащается круг его «принадлежностей», выражающийся словом «мы» («мы — Ивановы», «мы — мальчики», «мы — старшая группа», «мы — октябрята» и т. д.), усложняется и «образ Я».»[8] Общение со сверстниками это еще и «специфический вид эмоционального контакта.»[9] Оно обеспечивает подростку чувство эмоционального благополучия и устойчивости, а также облегчает «автономизацию от взрослых».[10] Для самоуважения подростка очень важно заслужить доброе отношение товарищей. Подростковый возраст по многим причинам принято считать кризисным, поэтому неудивительно, что подростки, переживающие кризис, ориентируются именно на себе подобных, так как они переживают то же самое и могут лучше понять их, чем родители или другие старшие. Часто подростки настолько полно идентифицируются с группой сверстников, что отвергают все «чужое», выходящее за рамки ценностей данной группы. Как правило, это увеличивает остроту кризиса, делает более напряженными и конфликтными отношения со страшим поколением. Однако по мнению Эриксона, такая нетерпимость распространяется не только на старших. «Молодые люди могут становиться в высшей степени обособленными в своем кругу и грубо отвергать «чужаков», отличающихся от них цветом кожи, происхождением уровнем культуры, вкусами и дарованиями, а часто забавными особенностями одежды, макияжа, жестов, временно выбранных в качестве опознавательных знаков «своих». Важно понимать (что не означает мириться или разделять) такую интолерантность как защиту против «помрачения» сознания идентичности.»[11] Такое стереотипное «идеологическое» видение себя и мира помогает подросткам справляться с кризисом и отсутствием более постоянной идентичности, (кризис идентичности подростков обуславливается тем, что они уже вышли из детского возраста, но еще не приняты мир взрослых и не освоили принятые в этом мире роли). Воздействие группы сверстников на социализацию происходит посредством
определенных психологических механизмов, к которым относятся научение,
подражание, заражение и идентификация. Научение - процесс осознанного
приобретения знаний и навыков, он присутствует в группах сверстников, хотя
по своему значению и уступает другим механизмам. Подражание - один из
главных механизмов социализации в группах сверстников, особенно среди
подростков. Этот процесс, в отличие от научения, происходит бессознательно. * * * Группа сверстников оказывает значительное влияние на социализацию современного человека. «Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у ребенка уже в 4—5 лет (по некоторым данным - даже раньше) и с возрастом неуклонно усиливается».[12] Особенно значимой группа сверстников становится в подростковом возрасте, так как помогает разрешить многие психологические проблемы, связанные с трудностями переходного возраста. Группа сверстников становится для подростка своеобразной школой жизненного опыта, который не могут обеспечить другие институты, такие как семья или образовательные учреждения. В первую очередь, она дает опыт «горизонтального» общения, то есть общения с равными, опыт совместной деятельности, и усвоения связанных с этой деятельностью новых ролей. Значения группы сверстников как института социализации меняется на
протяжении истории и во многом зависит от преобладающего в данном обществе
типа культуры. Надо полагать, что и в будущем значение этого института не
будет оставаться неизменным. Нарастающая скорость культурных и социальных
изменению в мире, безусловно, повлияет и на характер процесса социализации,
и адаптирует роль отдельных ее институтов к новой ситуации.
|
|
© 2010 |
|