Игровые методы в терапии
Игровые методы в терапии
РУССКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИННОВАЦИЙ
Кировский
филиал
РЕФЕРАТ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ»
Тема: Игровые методы в терапии
Выполнил:
Студент 5
курса, группа ПЗ-51
Проверил:
Преподаватель
г. Кирок
2009 г.
План
1. Понятие игры
2. Интерактивная игра или игра в тренинге
3. Ролевая и сюжетно-ролевая игра
4. Деловая игра
5. Имитационная игра
6. Типичные ошибки в организации и проведении игр
в тренинге
Список литературы
1. Понятие игры
Б.Г. Ананьев,
один из основоположников отечественной психологической науки, пишет, что игра
занимает ведущее место в социальном формировании человека, как субъекта
познания и деятельности. В искусственно воссозданных условиях человек
проигрывает разные жизненные и производственные ситуации, что является
необходимым для его развития, изменения его социальных позиций, ролей в обществе,
для формирования профессиональных интересов, потребностей и навыков.
Французский
ученый Р. Калуа в своей работе «Структура и классификация игр» определяет общие
характеристики, согласно которым игра свободна (у участника нет никаких
обязательств), изолирована во времени и пространстве, регламентирована
правилами, в ней создается и поддерживается высокое
эмоцианально-интеллектуальное напряжение участников через систему управления их
взаимодействием.
К
признакам игры специалисты относят в первую очередь игровой контекст,
включающий: игровую зону (реальную или психологическую); время и пространство,
в границах которых осуществляется игровое действие. Контекст игры это, по
словам М. М. Бахтина, атмосфера быстрых и резких перемен, риска и свершений [2].
И.В.
Вачков отмечет, что игра «…создает новую модель мира, приемлемую для ее
участников. В рамках этой модели задается новая воображаемая ситуация,
изменяются семантические смыслы предметов и действий, часто
"спрессовывается" время, до краев наполняясь интеллектуальными и
эмоциональными событиями» [2].
Любая
игра немыслима без правил, которые, по словам А. Г. Асмолова, "можно
считать полномочными представителями тенденции к устойчивости, стабильности,
повторяемости жизни". И "никакие правила, принятые в игре, не дают
возможности предсказать все ходы, все возможные варианты, т.е. получается, что
игра – это одновременно как бы и хранилище норм, сберегающих устойчивость
бытия, и школа социализации, готовности к непредсказуемости жизни" [4, с.
46].
С
одной стороны, игра представляет собой жесткую структуру, так как она требует
от участников обязательного соблюдения правил, определяющих ее ход. А с другой
правила игры, ограничивая степени свободы, допускают, однако, разнообразные
импровизации и вариативность поведения. Таким образом, игра образует
противоречивое единство свободы и необходимости, заданности и гипотетичности,
жесткости игровых обстоятельств и условности поведенческих границ [2].
В
среде психологов интерес к игре является уже традиционным. Достаточно назвать
только некоторых авторов классиков психологии, – занимавшихся проблемами игры:
К. Бюллер, А. Валлон, Л. С. Выготский, К. Гросс, А. В. Запорожец, К. Коффка, А.
Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, З. Фрейд, В. Штерн, Д. Б. Эльконин и др.
В
психологии практически общепринятой является точка зрения, согласно которой
игра служит эффективным средством социализации и адаптации к обстоятельствам
жизни, нейтрализации стрессопорождающих нагрузок и, следовательно, средством
оздоровления.
По
мнению ряда исследователей, психологическими механизмами игры являются
замещение, вытеснение, сублимация. Причем динамика замещения в игре
развертывается в подлежащем контролю и экспериментированию пространстве, что
отличает игру от иррациональных и идеальных способов и сфер замещения
(сновидений, фантазий) [2]. В силу этого игра превращается в одно из важнейших
средств психотерапии и психотренинга.
2.
Интерактивная игра или игра в тренинге
Игровая
деятельность участников тренинга структурирована в соответствии с целями и
задачами работы и подразумевает возможность и необходимость межличностного
взаимодействия (интеракции).
Можно
выделить несколько разновидностей интерактивных игр: подвижные (разогревающие
игры), сюжетные и ролевые, деловые и имитационные (последние две группы иногда
обоснованно рассматриваются как разновидности ролевых) [3]. И.В. Вачков выделяет ситуационно-ролевые,
дидактические, творческие, организационно-деятельностные, имитационные, деловые
игры [2].
Игра может использоваться
и как психотерапевтический метод, что особенно ярко проявляется в
гештальттерапии и психодраме. В определенном смысле к
игровым методам можно отнести и работу с
деструктивными играми в общении, проводимую в трансакционном анализе Э. Берна.
Использование игровых методов в тренинге,
по мнению многих исследователей, чрезвычайно продуктивно.
На первой стадии
групповой работы игры полезны как способ преодоления скованности и
напряженности участников, как условие безболезненного снятия "психологической
защиты".
Очень часто игры
становятся инструментом диагностики и самодиагностики, позволяющим ненавязчиво,
мягко, легко обнаружить наличие трудностей в общении и серьезных
психологических проблем.
Благодаря игре
интенсифицируется процесс обучения, закрепляются новые поведенческие навыки,
обретаются казавшиеся недоступными ранее способы оптимального взаимодействия с
другими людьми, тренируются и закрепляются вербальные и невербальные
коммуникативные умения.
Ведь игра, пожалуй, как никакой другой метод эффективна в создании условий для
самораскрытия, обнаружения творческих потенциалов человека, для проявления
искренности и открытости, поскольку образует психологическую связь человека с
его детством. Вследствие этого игра становится мощным психотерапевтическим и
психокоррекционном средством не только для детей, но и для взрослых [1].
Возможности игровых методов в
тренинговой работе действительно неисчерпаемы (А. А.
Вербицкий, Ю. В. Громыко, П. Г. Щедровицкий и др.). Как отмечает К. Фопель
[7, с.30], интерактивные игры «…не только обращаются к интеллекту участника, но
«затрагивают личность участника целиком — его мысли, чувства, знания, интерес и
стремление к игре».
Применительно
к тренингу, И.В. Вачков подразделяет игры на коррекционные и психологические.
По его мнению, цель коррекционных игр в тренинге состоит в том, чтобы изменить
человека, "скорректировав" его в сторону большего соответствия
некоему социальному стандарту, а, цель психологических игр, напротив, в том, чтобы
помочь человеку утвердить свое Я, чувство собственной ценности,
предложить "испытательный полигон" для работы с самим собой. В первом
случае необходимо внешнее, постороннее вмешательство, порой достаточно жесткое,
в те или иные психические проявления человека (в зависимости от
содержательно-психологической направленности в рамках нормального
онтогенетического развития различается коррекция умственного развития,
коррекция развития личности, коррекция и профилактика развития невротических
состояний и неврозов). Во втором случае ведущий тренинга исходит из
гуманистического постулата о том, что любой участник группы, как и всякая
личность, уникален, самоценен и обладает внутренними источниками саморазвития.
В
психологических тренинговых играх большее значение имеет не сам процесс игры,
часто дарящий участникам массу положительных эмоций и прочищающий, как всякая
хорошая детская игра, каналы творческой инициативы и спонтанности, а осмысление,
рефлексия происходящего после игры.
3. Ролевая и
сюжетно-ролевая игра
Ролевая и
сюжетно-ролевая игра очень распространены и в России, и в мире. Существуют
целые ассоциации «Игроков в историю», выходят специальные издания по теме.
Среди них и российские – например, Master Ludi, выходящий в Санкт-Петербурге.
Ролевые
игры изначально базировались на теории ролей, которую – каждый по-своему –
разрабатывали Дж. Мид, Дж. Морено и Р. Линтон. Сейчас они применяются очень
широко – как в направлениях психотерапии, признающих катарсис (социометрия и
психодрама, гештальттерапия, группы встреч, первичная терапия Янова,
трансакционный анализ и др.), так и в бихевиористской психотерапии. В
тренинговых группах, ориентированных на личностный рост, саморазвитие и
самопознание, ролевые игры также применяются очень активно, хотя и далеко не
исчерпывают все игровое содержание занятий [2].
Ролевые игры
– это игры на возможное изменение уже известных тенденций, на проектирование
новой истории, на оценку всех возможных вариантов – с тем, чтобы научиться
делать выбор и просчитывать последствия. В некоторых источниках их называют
сюжетно-ролевыми или ситуационно-ролевыми играми.
Сущность
ролевой игры заключается в том, что человек временно «принимает» определенную
социальную роль и демонстрирует поведенческие модели, которые, как он считает,
соответствуют ей. Она не сводится к разыгрыванию дословно описанных действий
персонажа, как при игре пьесы. Задается только социальная роль, конкретные же
действия, подразумеваемые ею, участники определяют сами.
В большинстве
случаев в игре участвует одновременно несколько человек, каждый из которых
выступает в своей роли. Как правило, участника просят «взять на себя роль, не
характерную для исполнителя либо характерную для него, но в абсолютно другой
обстановке», что позволяет получить новый опыт поведения [6]. Обстановка же
создается таким образом, чтобы оптимизировать возможности для обучения новым
поведенческим моделям.
Образно
говоря, ролевую (сюжетно-ролевую) игру можно сравнить с театральным
представлением по пьесе, в которой написан только первый акт, а все остальное оставлено
на откуп актерам: как и что они сыграют, то и получится.
Применение
ролевой (сюжетно-ролевой) игры в тренинге позволяет решать следующие задачи:
Сформировать у участников новые модели поведения в ситуациях межличностного
взаимодействия.
o
Расширить
гибкость поведения благодаря возможности принимать роли разных участников
общения.
o
Обучить
моделям эффективного поведения в конкретных ситуациях общения (знакомство,
конфликт, устный экзамен и т. д.).
o
Продемонстрировать
условность предписываемых ролями поведенческих моделей, их зависимость от
контекста общения.
o
Создать
условия для осознания и коррекции собственных неадекватных поведенческих
моделей.
o
Снизить
остроту проблемных переживаний, связанных с проигрываемыми ситуациями (эффект
катарсиса). Этот же эффект лежит в основе психотерапевтического воздействия
многих техник психодрамы и игровой психотерапии [3].
Выделяют
различные типы сюжетно-ролевых игр. С одной стороны, они могут
классифицироваться по функциям:
o
иллюстрация
определенного процесса или ситуации
o
демонстрация
эффективной модели поведения
o
тренировка
навыков
o
предоставление
обратной связи и т. д.
С другой
стороны, можно классифицировать игры по тому, кто выступает главными
действующими лицами (участники, ведущий) и чьи роли они исполняют (самих себя,
других участников, посторонних людей) [3].
Разработка
сценария сюжетно-ролевой игры производится с учетом решаемых задач, контингента
занимающихся, места игры в общей структуре тренинга. Как правило, данный этап
выполняется ведущим на стадии подготовки к тренингу, но при определенном опыте
сценарий можно создать и непосредственно по ходу занятия, с учетом контекста
тренинговой ситуации.
4. Деловая игра
Деловая
игра чаще всего применяется для решения организационно-производственных задач
как непосредственно на предприятиях и в учреждениях, так и при подготовке и
переподготовке руководящих и инженерных кадров [2].
Историю
их возникновения специалисты возводят к 1932 году, когда М. М. Бирштейн провела
в Ленинграде деловую игру по организационно-производственным испытаниям. В 1966 году была создана первая
крупномасштабная деловая игра «Реформа», в 1968 году деловая игра «Астра»
(Ленинградский финансово-экономический институт, профессор И. М. Сыроежкин.).
Были созданы несколько научных центров по разработке теории и практики деловых
игр (Москва, Санкт-Петербург, Киев, Новосибирск, Челябинск и др.), постоянно
проводятся семинары по активным методам обучения.
Особенно
широко деловые игры стали использоваться в последние годы. В настоящее время в мире
используется более 2000 деловых игр.
И.В.
Вачков предлагает рассматривать несколько видов деловых игр:
o
Производственные
o
Организационно
–деятельностные
o
Проблемные
o
Учебные
o
Комплексные
[2].
В
психологических тренингах деловые игры используются, но, как правило, в
несколько "урезанном" виде, поскольку обычно сказывается дефицит
времени и ведущий отдает предпочтение более "терапевтическим"
процедурам. Ведь что бы ни говорилось, деловые игры все-таки "деловые",
а не "психологические", т. е. они в большей степени связаны с
нацеленностью на решение административных, производственных или учебных задач.
Деловую игру можно
рассматривать как
1. метод обучения
профессиональной деятельности, предполагающий решение учебно-производственных
задач в игровой форме, когда учащиеся берут на себя роли и в соответствии с
установленными правилами в условиях заданной игровой ситуации выполняют
профессиональные функции, имитируя профессиональную деятельность, вступая в
коллективные отношения;
2. метод имитации
принятия управленческих решений в различных производственных ситуациях путем
игры по заданным правилам группой людей.
В ходе
деловой игры решаются специально разработанные профессиональные (экономические,
управленческие, технологические) задачи, в результате чего происходит
совершенствование профессиональных умений и навыков обучаемых. Деловая игра
используется также при коллективной выработке стратегий или организационных
решений.
5. Имитационная игра
Имитационной называют игру, которая позволяет исследовать
социальную систему путем эксперимента с ее моделью, воспроизводящей
функционирование системы во времени. При этом имитируются взаимодействия
органов управления в тех или иных хозяйственных ситуациях и т.д. Имитационные игры - это игры с разной
целевой направленностью.
Игра
организуется следующим образом: участники в предложенной руководителем ситуации
принимают определенные решения, имитируя исполнение заранее розданных ролей,
одновременно реагируя на действия соседей, исполняющих иные роли. Учитывая
реакции партнеров, принимают решения. В
такой игре может быть только одна роль, которая тиражируется каждым участником,
который в свою очередь готовит свое решение.
В завершение
анализируется и обсуждается каждый игровой этап, восстанавливается порядок
действий участников, оценивается правильность выбранных решений с различных
точек зрения. Информация обобщается, выделяются цепочки причинно следственных
связей. В имитационной игре отсутствует модель управленческой системы и объект
управления, остается только модель среды, в которой необходимо принять решение.
6. Типичные ошибки при
организации и проведении игр в тренинге
Психологи
отмечают, что тренер может только влиять на ход игры, но не может определять
его. В игре важно не освоение определенных знаний, умений и навыков - это
задача тренинга, а построение личного отношения и личного понимания прожитых на
игре событий. Личное отношение не может быть правильным или неправильным, оно
либо возникает, либо нет. И отношение игроков к прошедшей игре может быть
совсем не таким, какое предполагали организаторы игры.
Необходимо
конкретизировать некоторые типичные ошибки при использовании игровых методов в
психологических тренингах:
o
Недостаточная
связь полученного в играх опыта с повседневной реальностью, превращение
игрового действия в самоцель.
o
Слабое
осмысление полученного в ходе игры опыта, отсутствие когнитивной составляющей,
недостаточное время для обсуждения.
o
Избыточно
частое применение игр развлекательного плана при недооценке других методов, что
ведет к превращению ведущего в массовика-затейника.
o
Игнорирование
эмоционального состояния участников (как равнодушие, так и чрезмерно сильные
эмоции являются помехой в работе).
o
Потеря
чувства такта, превращение тренингового занятия в «душевный стриптиз» или
психотерапевтическую сессию [2].
Многие
психологи так же говорят о том, что некорректная или безответственная работа
организаторов игры порождает безответственное и весьма негативное явление –
«игроголизм». То есть в такое положение дел, когда игра превращается для
человека в единственное пространство действия. Человек использует игру как
компенсацию собственной неуспешности в жизни. Чаще всего это связано с
построением игр по шаблону: в нескольких играх подряд повторяются ситуации, из
которых игроки уже научились выходить. После серии подобных игр у игроков
появляется ощущение собственной «крутости» – мы все умеем – и стремление
действовать только в освоенной уже области – в игре.
Список литературы
1.
Абдукадирова
Л.Ю. Теория и практика социально-психологического тренинга Учеб. пособие. – Ф:
Издательство "ФГУ", 2005.
2.
Вачков
И.В. Основы технологии группового тренинга. Учеб. пособие. – М: Ось-89, 1999
3.
Грецов
А.Г. Радость общения: социально-психологический тренинг для подростков /
Психология в школе: практический психолог - профессия нового века. - СПб.:
Речь, 2001.
4.
Как
построить свое "Я" / Под ред. В. П. Зинченко. - М.: Педагогика. 1991.
5.
Ментс
М. Эффективный тренинг с помощью ролевых игр (Эффективное использование ролевых
игр в тренинге). - СПб., 2001.
6.
Смид
Р. Групповая работа с детьми и подростками. - М., 2000.
7.
Фопель
К. Барьеры, блокады и кризисы в групповой работе (сборник упражнений). – М.:
Генезис, 2003
|