РУБРИКИ

Имидж Лидера

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Имидж Лидера

Имидж Лидера

ДГУ

ПО КУРСУ
ПОЛИТОЛОГИЯ

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО.
ИМИДЖ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА.

СТУДЕНТКИ ФАКУЛЬТЕТА ССМК
ГР. ЗМ 98-1
НЕСТЕРЕНКО ТАТЬЯНЫ

ДНЕПРОПЕТРОВСК
1999г.

ПЛАН.

ПРЕДИСЛОВИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Часть1
ЧЕМ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЛИДЕРЫ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ: СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

1.1 ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА О СЕБЕ САМОМ И КАК

ОНИ ВЛИЯЮТ НА ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ: Я - КОНЦЕПЦИЯ

ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА

1.2. ЧТО ДВИЖЕТ ПОЛИТИКОМ: ПОТРЕБНОСТИ И МОТИВЫ ЛИДЕРОВ,

ВЛИЯЮЩИЕ НА ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ

1.3. КАК ЛИДЕР ОРИЕНТИРУЕТСЯ В МИРЕ ПОЛИТИКИ: УБЕЖДЕНИЯ,

ВЛИЯЮЩИЕ НА ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ

1.4. КАК ДЕЛАЕТСЯ ВЫБОР: СТИЛЬ ПРИНЯТИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

1.5. КАК ПОЛИТИК РЕАГИРУЕТ НА "КРИЗИСНЫЙ СИНДРОМ":

УСТОЙЧИВОСТЬ К СТРЕССУ И МЕХАНИЗМЫ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ


Часть II
СОЗДАНИЕ ИМИДЖА ПОЛИТИКА

2.1.ВЛАСТЬ И ВЛИЯНИЕ: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ЛИДЕРСТВА

2.2. КАК ПОЛИТИК ВЛИЯЕТ НА ДРУГИХ ЛЮДЕЙ-МЕХАНИЗМЫ И СРЕДСТВА

2.3. ВЛАСТЬ ХАРИЗМЫ: ИЗ ЧЕГО И КАК СТРОИТСЯ ЛИЧНОСТНОЕ ВЛИЯНИЕ ЛИДЕРА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

ПРЕДИСЛОВИЕ

В первой части данного реферата анализируется личность политического лидера, ее структура, сходство и отличия от личности людей - не политиков.
Вторая часть раскрывает секреты создания имиджа политика, в нем анализируются психологические способы воздействия лидера на своих последователей. И в заключение даются несколько советов известных политиков, как добиться поддержки со стороны больших групп последователей.

Также в каждом разделе даются своеобразные выводы, непосредственно относящиеся к имиджу и созданию имиджа политика: что, по мнению ведущих психологов и имиджмейкеров нужно стараться делать политику в данном аспекте проблемы каждого конкретного раздела. Безусловно, не возможно, в ограниченном объеме реферата, проанализировать все, но я постаралась уделить внимание более, на мой взгляд, главному.

И хотя реферат по дисциплине - политология, в нем присутствуют элементы психологии, а конкретнее, психологии личности, политической психологии, в данном случае личности политического лидера, что все равно неизменно связано с данным предметом.

ВВЕДЕНИЕ

С незапамятных времен человечество познало только три способа выдвижения лидеров: борьба за лидерские позиции в иерархии, которая предполагает фактически насильственные способы их достижения; упорядоченное наследование по признакам родства, старшинства; выборы по законам демократии, древней и примитивной или же современной, сложной и изощрённой.

Проблема политического лидерства - одна из центральных проблем современной политической психологии.

Ключевой вопрос здесь - что, какие психологические механизмы побуждают или заставляют людей признавать в одном человеке лидера, а другому - отказывать в праве, привилегии и ответственности на такое признание.

Под "психологическим" в области политики имеется в виду такие аспекты внутриполитической и внешнеполитической деятельности государства, которые имеют или могут иметь причины, лежащие в области психологии личности или общественной психологии. Исходя из этого, можно выделить две сферы психологического исследования политической жизни общества. Это, во-первых, влияние отдельного человека на социальные и политические процессы, и, во- вторых, анализ социально-психологических явлений на массовом уровне.
Актуальность этой проблематики обусловлена не только чисто теоретическими интересами и целями, не только запросами практики, но и всей предшествующей историей нашего общества.

Для понимания комплексного феномена политического лидерства необходим учёт различных типов переменных, которые в совокупности определяют природу лидерства в каждый конкретный момент времени.

Переменными, которые необходимо учитывать при объяснении данного феномена, являются: личность лидера, его происхождение, процесс социализации и способы выдвижения; характеристики последователей; отношения между лидером и последователями; контекст, в котором лидерство имеет место; результат взаимодействия между лидером и последователями в определённых ситуациях.
Итак, было определено, что имеется в виду под феноменом лидерства вообще и политического лидерства в частности. И, по-видимому, чтобы довести анализ до логического конца, необходимо указать на то, какого рода политические деятели попадают под определение этого процесса.

Г. Пейдж считает, что "политическое лидерство - это поведение людей, находящихся в позиции власти их соперников, их взаимодействия с остальными членами общества, как это существовало в прошлом, существует в настоящем, и, возможно, будет существовать в будущем во всем мире".

Политическое лидерство означает не только поведение людей, находящихся на высших ступенях власти, но и тех, кто находится на среднем и более низким уровне; не только монархов, президентов и премьеров, но и губернаторов, мэров, лидеров партийных организаций и т.п. Под политическим лидерством имеется в виду не только лидерство отдельных личностей, но и
"коллективное лидерство" и взаимодействие лидера со своими последователями как единое образование. Это означает существование лидерств не только в определенном типе общественных институтов (например, партии, законодательной власти или бюрократии) или в политических процессах
(например, в процессах принятия политических решений, выборов и революций); пожалуй, не найдется такой сферы общественной жизни, где бы ни существовало лидерства.

Часть1

ЧЕМ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЛИДЕРЫ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ: СТРУКТУРА

ЛИЧНОСТИ

Личность политического лидера является сложнейшим образованием и состоит из различных взаимосвязанных элементов. Не все они в одинаковой степени "ответственны" за политическое поведение.
Наиболее влиятельные личностные характеристики: представления политического лидера о себе самом; потребности и мотивы, влияющие на политическое поведение; система важнейших политических убеждений; стиль принятия политических решений; стиль межличностных отношений; устойчивость к стрессу.

1.1 ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА О СЕБЕ САМОМ И КАК ОНИ

ВЛИЯЮТ НА ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ: Я - КОНЦЕПЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО

ЛИДЕРА

Проблема компенсации реальных или воображаемых дефектов личности была поставлена ещё известным психологом в области*** А. Адлером. Согласно его концепции, человек для компенсации низкой самооценки стремится к власти как средству такой компенсации. Таким образом, самооценка, будучи не адекватной, может стимулировать поведение человека в отношении политически релевантных целей - власти, достижений, контроля и других.

Политический лидер в любой ситуации за редким исключением ведёт себя в соответствии с собственной Я-концепцией. Поведение его зависит от того, кем и как он себя осознает, как он сравнивает себя с теми, с кем он взаимодействует.

Я - концепция, то есть осознание человеком кто он, имеет несколько аспектов. Наиболее существенные из них это - образ "Я", самооценка и социальная ориентация политического лидера.

Американские исследователи Д. Оффер и Ч. Строзаер рассматривают образ
Я политика, который соответствует "общей сумме восприятии, мыслей и чувств человека по отношению к себе". "Эти восприятия, мысли и чувства могут быть более или менее ясно проговорены в образе Я, в котором Я разделено на шесть различных частей, тесно взаимодействующих". Эти шесть Я - следующие: физическое Я, сексуальное Я, семейное Я, социальное Я, психологическое Я, преодолевающее конфликты Я.

Физическое Я - это представления политического лидера о состоянии своего здоровья, физической силе или слабости. Политический лидер должен быть достаточно здоровым, чтобы это не препятствовало его деятельности.

В политологической и психологической литературе были описаны страдания, которые причиняло президентам США Рузвельту, Вильсону и Кеннеди их плохое здоровье. Хорошо известны также переживания Гитлера и Сталина в связи с их физическими недостатками.

По поводу сексуального Я, ученые отмечают отсутствие статистических данных о том, как сексуальное поведение связано с лидерскими способностями.
Сомнительно, что президентом современного развитого государства может стать гомосексуалист или эксгибиционист. Прежде всего, такие наклонности закрыли бы ему путь в большую политику вне зависимости от лидерских качеств. В истории же известные тираны отличались патологией сексуальной сферы и нередко страдали различными извращениями.

Семейное Я является очень важным элементом личности политика. Хорошо известно и, прежде всего из психоанализа, какое огромное влияние оказывают отношения в родительской семье на поведение взрослого человека. Некоторые политические лидеры преодолевают ранние травмы и конфликты, другие - нет и становясь лидерами переносят фрустрации из своего детства на свое окружение в стране и в мире.

Для людей, находящихся на высшем государственном посту, очень важно обладать способностью к совместной деятельности с другими. Представления политика об этом качестве отражены в социальном Я. Политический лидер должен научиться тому, как вести переговоры и как стимулировать своих коллег к проявлению их лучших качеств. Он должен быть способным использовать навыки межличностных отношений для эффективной работы с различными, порой враждебными группами людей, с лидерамидругих стран.

Психологическое Я составляют представления о своем внутреннем мире, фантазиях, мечтах, желаниях, иллюзиях, страхах, конфликтах - важнейшем аспекте жизни политического лидера. Как и у обычных людей, у лидеров нет врожденного иммунитета от невротических конфликтов, психологических проблем.

Преодолевающее конфликты Я - представления политического лидера о своей способности к творческому преодолению конфликтов и нахождению новых решений для старых проблем. Лидер должен обладать достаточными знаниями и интеллектом, чтобы смочь воспринять проблему. Он должен быть достаточно самоуверенным при принятии политических решений, чтобы суметь передать эту уверенность другим; осознание лидером своей способности к преодолению стрессов, связанных с его ролью и деятельностью на посту например, главы государства. Стресс может привести к тяжелым симптомам, которые самым серьезным образом ограничивают интеллектуальные и поведенческие возможности политического лидера.

Очень важно заметить что, чем выше самооценка, т.е. Я-концепция, у политиков, тем хуже они реагируют на ситуацию, тем ниже их реактивность.
Лидеры с высокой самооценкой менее зависимы от внешних обстоятельств, они имеют более стабильные внутренние стандарты, на которых они основывают свою самооценку.

Политические деятели с низкой самооценкой оказываются более зависимыми от других людей и таким образом, более реактивными. Они являются более чувствительными и изменяют свою самооценку в зависимости от одобрения или неодобрения других.

Самооценка политического лидера накладывает очень важный отпечаток на внутри- и внешнеполитический курс его страны. Если у него в течение жизни сформировалась заниженная самооценка то его постоянное недовольство собой могло быть той самой движущей силой, которая толкала его на взятие всё новых и новых барьеров в сфере внутренней или внешней политики. Такими были
Ленин, Сталин, Никсон, Рейган, такими являются Саддам Хусейн, Дудаев.
Каждой своей победой они постоянно доказывали себе, что они чего-то стоят.
Но взятые барьеры их уже не радовали. И они стремились к новым, чтобы опять удостовериться в собственной значимости. Заниженная самооценка толкает политического лидера на "великие" шаги на международной арене: крупномасштабные военные или, наоборот, миротворческие акции, неожиданные для окружения экстравагантные повороты во внешней политике и многое другое.

Лидеры государств с завышенной самооценкой переоценивая собственные качества политика и главнокомандующего, зачастую не замечают всеобщей и внешней, и внутренней реакции на свой курс на международной арене. Они упиваются собственным успехом и относят критику к злобствующим завистникам.

Другой тип лидеров с завышенной самооценкой сталкиваясь с недооцениванием их политики как в стране гак и за рубежом, сильно страдают от аффекта неадекватности. Когда их политика строилась с их собственной точки зрения на принципах высокой морали или же казалась им продуманной и продуктивной, а она была воспринята как безнравственная или же бессмысленная, то тогда такие политические лидеры шли на самые неожиданные шаги. Американский президент Джонсон очень сильно страдал, что его вьетнамская война стала вызывать негативное отношение и в США, и в мире. Его близкие советники отмечали, что весьма часто, получив донесение об острой негативной реакции в других странах и в различных слоях американского общества, сетуя на то, что его не ценят, не любят и не понимают, он отдавал приказ об очередной бомбардировке Вьетнама. Круг, тем самым, замыкался.

Лидеры с адекватной самооценкой представляют лучший образец партнеров на политической арене. Их внешняя и внутренняя политика не мотивирована стремлением к самоутверждению. Адекватно оценивающий свои политические способности лидер, как правило, уважительно и высоко оценивает других лидеров. Не боясь, что его унизят, обидят, обойдут, твердо зная, собственную высокую цену, считая себя не хуже других с кем ему приходится взаимодействовать, такой лидер будет вести политику, которая позволила бы добиться поставленных целей и дала бы обоюдную выгоду.

Выводы, советы.

Политику нужно научиться адекватно оценивать себя, чтобы суметь эффективнее действовать в мире политики. Для этого он должен ответить на вопросы: кто для него наиболее значимое лицо или группа лиц, мнение которых ему необходимо знать, чтобы сформулировать отношение к себе. Почему их мнение для него столь уж значимо? Может ли он определиться в самоотношении независимо от них? Знать мнение других людей о себе важно, но нужно уметь самому оценивать себя, свои личностные достоинства и недостатки, качество исполнения политических ролей.

Анализируя другого политика, необходимо иметь информацию о различных личностных характеристиках и их взаимодействии. Важно установить, как эти личностные характеристики сформировались. Поэтому при анализе личности оппонента или партнера по политическому взаимодействию необходимо знать биографические данные, начиная с раннего детства, иметь информацию о его взаимоотношениях с родителями и другими членами семьи. Крайне важна информация о системе и формах наказаний и поощрений, имевшей место в семье, когда он был ребенком.
Я-концепция другого политического лидера является ключом к пониманию его личностных проблем.

Политический лидер со сложной Я-концепцией и заниженной самооценкой будет наиболее восприимчив к критике и сумеет лучше других изменить свое политическое поведение.

1.2. ЧТО ДВИЖЕТ ПОЛИТИКОМ: ПОТРЕБНОСТИ И МОТИВЫ ЛИДЕРОВ, ВЛИЯЮЩИЕ

НА ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Политическое поведение лидера является целенаправленным и мотивированным. Существует множество различных личностных потребностей, которые так или иначе связаны с его политической деятельностью.

Главными потребностями, мотивирующими политическое по ведение лидеров, являются : потребность во власти; тесно связанная с потребностью во власти потребность в контроле над событиями и людьми, потребность в достижении; потребность в принадлежности к какой-то группе и получении одобрения

Власть может быть желанна по многим причинам. Условно можно выделить три типа причин, по которым власть для политического лидера желанна: чтобы доминировать над другими и/или ограничивать действия других; чтобы другие люди над ним не доминировали и/или не вмешивались в его дела; чтобы осуществлять политические достижения.

При достижении власти и пользовании ею, политический лидер уменьшает напряжение. В ряде случаев он испытывает чувство эйфории, которое служит для компенсации некоторых компонентов низкой самооценки, от которых он страдает.

В порядке компенсации политический лидер старается найти себе сферу деятельности, в которой он может продемонстрировать свою компетенцию и достоинство. Например А. Джордж выделил такие типы компенсаций: чувство собственной незначительности компенсируется чувством уникальности; чувство моральной неполноценности у политического лидера компенсируется чувством превосходства; чувство слабости компенсируется чувством обладания высшей силой; чувство посредственности у политического лидера компенсируется чувством обладания высшими способностями; чувство интеллектуальной неадекватности компенсируется чувством интеллектуального превосходства и компетенции.

Эти эйфорические чувства не всегда можно встретить в открытом виде, хотя в ряде случаев они содержатся в прямых текстах политических лидеров.

Показателем потребности во власти в поведении политического лидера является занятие позиции, дающей формальную социальную власть. Он проявляет беспокойство о престиже и престижных вещах, нередко потребляет алкогольные напитки проявляет склонность к относительно высокому риску в азартных ситуациях и враждебность к другим лицам, имеющим высокий статус. Он окружает себя мало престижными друзьями, активен и влиятелен в малых группах, сексуально обычно рано созревает.

У многих политических лидеров потребность во власти является хорошо развитой. Однако она может иметь умеренный или гипертрофированный характер.
Во многом сам пост главы государства с присущими ему атрибутами власти уже должен удовлетворить эту потребность у лидера. Но поскольку лидер действует от имени государства на международной арене, то он, во-первых, взаимодействует с другими лидерами, не являясь, таким образом, единственной вершиной пирамиды власти, каковой он стал в собственной стране, и здесь есть поле для соперничества и конкуренции. Во- вторых, действуя от имени собственного государства, он стремится утвердить его власть над другими государствами.

Потребность политического лидера в личном контроле над событиями и людьми является проявлением в политической деятельности базовой человеческой потребности в контроле внешних сил и событий влияющих на нашу жизнь. Когда эти силы и события относятся к сфере политики, то образуется связь между личным контролем и политической жизнью. Данная потребность находит также свое удовлетворение и во внешнеполитической деятельности, равно как и мотивирует его поступки на международной арене .

Если сильна потребность в контроле над международными событиями и международные отношения видятся как борьба, то тогда политический лидер проявляет склонность к более жёсткому внешнеполитическому курсу, к нередкому и скорому военному вмешательству в ситуацию. И наоборот, когда политический лидер рассматривает отношения между странами в норме как взаимодействие, то политика сотрудничества в решении общих проблем вполне удовлетворит его умеренную потребность в контроле, поскольку при продуктивном взаимодействии исход ситуации во многом запрограммирован.

Потребность в контроле над политическими лидерами других стран будет зависеть от образа того политического лидера, в отношении которого предполагается осуществить контроль.

Осуществление контроля над конкретным политическим лидером другого государства зачастую становится невозможным как в силу самой ситуации, так и в силу личностных качеств этого лидера.

Когда лидеру крупной страны не удаётся контролировать лидера другой крупной страны, эти периоды знаменуются более жёстким контролем деятельности глав государств-сателлитов.

Потребность политического лидера в достижении. Потребность в достижении проявляется в заботе о совершенстве, мастерстве, поведении, направленном на достижение. Обычно потребность в достижении хорошо видна в предпринимательском поведении, когда бизнесмен склонен к умеренному риску, модифицирует свое поведение в зависимости от обстоятельств, использует советы экспертов. Это поведение предпринимателей является инструментальным для достижения успеха в мире бизнеса.
Перед политическими психологами уже довольно давно встал вопрос о том, будет ли такое поведение у политических лидеров столь же успешным. Так, президент может положиться на совет высших экспертов, но в нём могут быть свои изъяны, ведущие к серьезным политическим последствиям.

Поведение политического лидера, в котором проявляется потребность в достижении, может не быть очень успешным, а его карьера счастливой. По мнению Д Винтера и А.
Стюарта, президент с потребностью в достижении будет активным, хотя и не обязательно любящим свою работу, он будет выбирать себе советников на основе их экспертных знаний скорее, чем из личных или политических соображений, он не обязательно достигнет слишком многого или будет оценен как "прекрасный" президент.

Увы, такая судьба постигла двух политиков со схожими личностными профилями Буша и Горбачева.
Потребность в достижении имеет отношение к мастерству, манипулированию, организации физического и социального окружения, преодолению препятствий, установлению высоких стандартов работы, соревнованию, победе над кем-либо. Поведение человека направлено на избежание провала столь же, сколь и на достижение цели. Существуют два мотива, связанных с потребностью в достижении: мотив достижения успеха и мотив избежания провала, причем оба они рассматриваются в контексте вероятности успеха.

Д Винтер и А Стюарт выделили индикаторы : потребности в достижении в речах и документах политических лидеров, в поведении, в межличностных отношениях.

В текстах политических лидеров потребность в достижении проявляется в высказывании заботы о соответствии стандартам совершенства и превосходства, уникальных достижениях, долговременном вовлечении во что-либо, успехе в соревнованиях. В поведении политического лидера эта потребность проявляется в успешной предпринимательской деятельности, нынешней или имевшей место в его карьере, склонности к умеренному риску и модификации политического поведения на основе полученных ранее результатов. Такой политический лидер выбирает для себя хороших экспертов, а не друзей, чтобы они ему помогали в решении задач. Для политических лидеров с высокой потребностью в достижении не редка нечестность, когда это необходимо для достижения цели.
Иногда они могут пойти на нарушение закона.
В межличностных отношениях, напоминающих "торг", политический лидер с потребностью в достижении демонстрирует обычно кооперативное поведение, В долговременных отношениях такого типа он особенно склонен к сотрудничеству.
Для него будет характерной личная дипломатия, многочисленные послания и личные обращения к другим для координации совместных действий. Политические лидеры с потребностью в достижении воспринимают своих партнеров как сотрудников, членов по кооперации.

В международных отношениях такие политические лидеры более кооперативны, менее конфликтны, склонны к минимальным военным действиям, да и то в крайнем случае.

Для президентов, с высокой потребностью в достижении, характерны быстрые перемены в составе кабинета - как прямого выражения тенденции людей с высокой потребностью в достижении предпочитать работать с экспертами, а не друзьями. В России это отчётливо проявилось в администрации Б. Ельцина.

Потребность в достижении воспитывается во многом родителями, являющимися для будущего политического лидера высокими эталонами для подражания.

Потребность в достижении своих целей является для многих стержнем их политической карьеры. Когда политический деятель становится главой государства, то основная цель казалось бы достигнута. Однако внешнеполитическая сфера предоставляет ему возможность ставить множество труднодоступных целей, достижение которых приносит ему определенное психологическое удовлетворение. Многие лидеры, проводят свой политический курс исходя из поставленных целей, по-разному "выкладываясь". Одни отличаются страстностью, другие завидным хладнокровием. Чтобы лучше понять как самого лидера так и его политику, необходимо выявить его основные стратегические цели.

Потребность политического лидера в аффилиации, то есть в принадлежности к группе и получении одобрения проявляется в заботе политического лидера о близких отношениях с другими. Потребность в аффилиации подразумевает дружественные отношения с другими людьми. С непохожими или представляющими хоть какую- либо угрозу людьми, политические лидеры, обладающие потребностью в аффилиации, часто оборонительны и неустойчивы. Их взаимодействие, привязанность, сходство или соглашение с другими людьми являются взаимными и подкреплёнными, также как их избегание, нелюбовь и разногласия. Они в результате таких свойств более вероятно изберут своими советниками лояльных друзей, а не экспертов.

Для политических лидеров с высокой потребностью в аффилиации будет характерно предпочтение диадических отношений групповым. Они ищут безопасную дружбу, хотя и не обязательно её находят, поскольку люди с высокой потребностью в аффилиации бывают оборонительны и сверхчувствительны в условиях риска или конкуренции, то президенты с такой личностной чертой часто оцениваются обществом как менее популярные чем те, у кого эта потребность развита менее. В любом случае такие президенты обычно пассивны и легко подвержены влиянию других людей как в целом, так и конкретно тех, кто им особенно привлекателен. Качество советов, полученных от привлекательных, лояльных, но не экспертных советников часто бывает очень низким. Нередко благодаря влиянию советников, а также специфики их стиля принятия решений, администрации президентов с высокой потребностью в аффилиации могут оказаться втянутыми в политический скандал.

В целом мотивированные на аффилиацию президенты имеют тенденцию быть более подвижными во внешнеполитическом взаимодействии, причём президенты, у которых эта потребность выше среднего уровня, будут более успешны по части соглашений об ограничении вооружений.
Эти президенты находятся в менее враждебных военных отношениях с соперниками.

Одним из важных аспектов потребности в аффилиации является поиск одобрения со стороны других. У политического лидера такой поиск одобрения проявляется в его внешнеполитической деятельности.
Поиск одобрения со стороны других людей. Политический лидер рассматривает свою политическую деятельность как способ заслужить одобрение внутри собственной страны у референтных для него лиц. Он старается проводить свой внутри- или внешнеполитический курс исходя из разделяемых ими норм и ценностей, максимально стремясь к прототипу политического лидера в их глазах . Поиск одобрения значимых лидеров других государств часто успешно удовлетворяется в деятельности посредников при урегулировании международных конфликтов. Эта деятельность является одобряемой со стороны большого числа стран и их лидеров. В то же время политики, стремящиеся заслужить одобрение у других лидеров, не могут, как правило, удовлетворить свою потребность путём военных акций, так как в этом случае их агрессивность будет восприниматься с удвоенной силой в результате проекции на них собственной агрессивности у референтных политических лидеров.
Поиск одобрения со стороны своей страны. Стремясь заслужить одобрение в массовом сознании своей страны, политический лидер нередко опирается на некие усреднённые нормы и понятия "хорошего" и
"плохого". Например, ориентируясь на более примитивные образы "хорошей" внешней политики, лидер отвечает невысоким запросам масс. "Средний" гражданин любого государства, менее образованный и разбирающийся во внешней политике не предъявляет сложных требований к внешней политике своего государства. Она должна "крепить мир", "давать отпор", "возвеличивать авторитет" страны. Методы и последствия воспринимаются "средним" гражданином как дело десятое. Поэтому лидеры в попытке удовлетворить свою потребность в одобрении со стороны собственного государства часто идут на военные акции, способные найти отклик у патриотически или националистически настроенного населения.
Поиск одобрения со стороны других стран. Политические лидеры государств не стоящих на принципах изоляционизма во внешней политике чаще всего вынуждены взаимодействовать с другими странами внутри военно-политических или экономических блоков.

Выводы, советы.

Придти в политику человека побудил один или несколько из четырех мотивов - власти, контроля над событиями и людьми, достижения, аффилиации.
Политик должен проанализировать, какие из них и в какой степени
"ответственны" за его политическое поведение. Если он обнаружил у себя потребность во власти, то этого не надо стыдиться или пугаться. Потребность во власти является нормальной, естественной для политического лидера .Нужно постараться понять для чего и почему нужна власть.
Если потребность во власти хорошо развита, то очень вероятно, что потребность в контроле над событиями и людьми также сильна. Однако даже если это очень талантливый политик, всё равно практически невозможно проконтролировать всё происходящее вокруг все области политики, а чрезмерный контроль раздражает окружение политика и формирует негативный имидж. Высокая потребность в достижении - также нормальное явление для политиков. Нужно постараться определить сферы деятельности, в которых политик наименее компетентен и наименее комфортно себя чувствует. Если потребность в достижении высока, то, вероятно такой политик станет объектом критики за приверженность осторожности, изменчивость поведения в меняющейся ситуации и даже за сверхкомпетентное окружение.

Желая получить одобрение от людей или страны в целом, политику нужно помнить что оценивать такого политика будут целому комплексу политического поведения и конкретным результатам. Для этого нужно быть ровным и доброжелательным, сдержанным и результативным, полезным в глазах людей.

При анализе личности партнера или оппонента важно установить, какая потребность, релевантная политике, является у него ведущей. Это даёт возможность лучше понять побудительные мотивы политического лидера, а также скорректировать собственную стратегию взаимодействия с ним.Знание его ведущей потребности сделает возможным облегчение удовлетворения этой потребности у данного политического лидера во взаимодействии с ним при соответствующих целях.

1.3. КАК ЛИДЕР ОРИЕНТИРУЕТСЯ В МИРЕ ПОЛИТИКИ: УБЕЖДЕНИЯ, ВЛИЯЮЩИЕ

НА ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Убеждения политического лидера относительно окружающего мира организованы в характерную для него Систему. Эта система убеждений позволяет политическому лидеру ориентироваться в окружающей его политической реальности, интерпретировать её и избирать соответствующую стратегию взаимодействия.

Однако не все убеждения являются одинаково стабильными - те из них которые помогают политическому лидеру лучше понимать окружающий мир и адаптироваться к нему - получать знания и прояснять познавательную картину, являются более открытыми к изменениям. Другие, основанные на внутренних потребностях установления и сохранения самоидентичности, защищающие против внутренних конфликтов и внешней опасности, напротив, более устойчивы к изменениям.

"Убеждения политического лидера о природе политики и политического конфликта, его взгляды на то, в какой степени историческое развитие может быть кем-то сформированным, и его знания о правильных стратегиях и тактиках," - пишет А. Джордж,- являются необходимыми для действий политического лидера. АДжордж создал "операциональный код" системы убеждений политического лидера, он выделил две группы убеждений о мире политики:: философские и инструментальные.

Эти политические убеждения детерминируют во многом действия лидера, поскольку в них зафиксированы основные принципы его политического поведения и восприятия мира политики.

Выводы. Советы.
Ориентироваться в сфере политики политику помогает система политических убеждений. Если проанализировав их он решит, что эти убеждения слишком жёсткие, ему необходимо изменять свои убеждения относительно природы политических конфликтов, отношений с противниками и партнёрами, своей способности влиять на исторические события.

Если политик недостаточно прагматичен, склонен к морализированию, то лучше постараться изменить свои убеждения, поскольку прагматичная система убеждений сделает любого политика более гибким в деятельности.
Морализирование в политике может оказаться губительным. Если изменение убеждений не под силу, лучше изменить род деятельности и стать, например, священником или воспитателем.

Если политику присущи сильные националистические убеждения то пусть посмотрит на другие нации и страны с точки зрения их достоинств и выгоды, которые принесут доброжелательные отношения с ними. Любовь к своей нации или стране не должна ослеплять, делать некритичным, не видящим их слабые стороны, которые могли бы улучшить и тем самым помочь своей нации, своей стране.

Политические лидеры могут и должны контролировать события, чтобы действовать успешно. Если кажется, что нельзя их полностью контролировать, не заблуждайтесь - это невозможно. Всегда найдутся факторы, ускользнувшие от внимания. Политик должен научиться прогнозировать политические ситуации и поведение основных действующих лиц.
Если политик хочет лучше понимать поведение другого политического лидера, он должен понять его систему политических убеждений, помнить, что политическая риторика способна вуалировать прагматизм и может ввести в заблуждение.

1.4. КАК ДЕЛАЕТСЯ ВЫБОР: СТИЛЬ ПРИНЯТИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Американский политолог и историк Л. Пейпер автор известной монографии о личности президента Кеннеди, пишет: "Каждый президент имеет свой отличительный стиль, свой отличительный метод действия, который приспособлен к его особым нуждам и личности" Методы президентского принятия решения меняются не только в зависимости от личности политического лидера, но также и от обсуждаемой проблемы. Помощники президента, от которых он зависит в данный момент, события, которые занимают его мысли, - всё это влияет на принятие особого решения.

Под стилем принятия политических решений понимаются индивидуальные методы принятия решения.
Стиль принятия решений составляют несколько компонентов: подход к получению новой информации, характеристики мышления, предпочтение определённой величины риска, когнитивная сложность, то есть способность к анализу и синтезу, информационные процессы, способность противостоять двойственности
Подход к получению информации о политических объектах является очень важной характеристикой лидера, определяющей остальные познавательные процессы. Здесь возможны различные варианты подходов к информации, но, главным образом, выделяются три: склонность воспринимать лишь ту информацию, которая совпадает с собственной точкой зрения; склонность получать максимальную информацию о всех сторонах вопроса, отсутствие боязни противоречащей его точке зрения информации;

Склонность получать любую, как позитивную, так и негативную информацию о проблеме, но в сжатой до предела, схематической форме. Он очень распространён и наблюдается нередко у политических лидеров, державшихся у власти не один десяток лет. Типичен этот подход для лидеров тоталитарных режимов Подобная склонность возникает и под воздействием стресса, например, в период острых политических кризисов, как защитная реакция. При изучении конкретного политического лидера необходимо выявить типичный для него в нормальных, естественных условиях подход к получению информации.

Второй подход является самым продуктивным. Он позволяет политическому лидеру иметь наиболее объёмный образ проблемной ситуации или же какого-либо объекта. Такой информационный подход даёт политическому лидеру возможность не быть полностью зависимым от своих экспертов-советников и при совместной выработке решений нередко быть с ними на равных. Однако стремление "к наиболее широкой и адекватной информации помогает политическому лидеру чаще принимать решения, более отвечающие международной реальности.

Третий тип информационного подхода - стремление получить объективную, но сжатую до предела информацию - является весьма распространённым, но не слишком продуктивным для политического лидера. Подобный подход встречается у людей, привыкших к взаимодействию с пирамидой бюрократического аппарата, доверяющего людям, профильтровывающим информацию на нижних уровнях. Однако ещё в 1978 г известный американский исследователь Р.Беттс обнаружил, что часто политический лидер из-за подобной структуры в разведывательных органах, обрабатывающей информацию перед подачей её "наверх", становится перед лицом политического кризиса.

Характеристики мышления политического лидера могут быть paccмотрены как собирательное понятие Здесь скорее надо говорить о конкретных свойствах мышления: гибкости, продуктивности, скорости, аналитичности. Очень важной характеристикой, входящей в стиль принятия решения политическим лидером, является догматизм. Для догматичного политического лидера чрезвычайно важны традиции, правила, принципы при восприятии новой информации и при принятии решения. Он не захочет изменить политический курс, который он рассматривает как традиционную часть репертуара деятельности его страны.

Гибкость мышления политического лидера теснейше связана с его подходом к получению информации. Если он получает широкую информацию, то он оперирует более адекватными объемными образами, позволяющими мыслить большим набором категорий. В то же время жёсткость мышления нередко определяется большим количеством политических стереотипов, однако стереотипность мышления не может рассматриваться однозначно как препятствие к изменению политического курса, повороту его в иное русло. Стереотипность суживает эту способность. Президент Рейган доказал это на практике советско- американских отношений за восемь лет пребывания во главе администрации США.
Здесь очень важно подчеркнуть, что, исследуя того или иного политического лидера, нужно определить: являются ли политические стереотипы, употребляемые им в речи, стереотипами его мышления или же это лишь риторический приём в расчете на аудиторию?

Продуктивность мышления отражает способность лидера к рождению новаторских и оправданных реальностью политических идей. Политический лидер весьма часто стоит перед задачей быстрого решения, принципиально нового подхода к проблеме, без опоры на советников и экспертов. В таких ситуациях непродуктивность мышления может привести политического лидера к серьёзным затруднениям и даже кризисам. При динамическом развитии политической ситуации, особенно конфликтной, неспособность к принципиально новым подходам и идеям столь же губительна, как и опора на отжившие и уже не соответствующие моменту стереотипы.

Скорость мышления политического лидера очень существенная характеристика как для выживания его государства в момент военно- политического кризиса, так и его самого в качестве главы правительства.
Конечно же можно говорить лишь об относительной медлительности мышления у некоторых политических лидеров, поскольку тугодум просто в силу естественного отбора не может стать лидером государства. Правда, надо оговориться, что сильно задержавшийся в кресле главы правительства политик зачастую уже в силу старческого возраста, склеротического процесса в головном мозге и физического недомогания теряет свои мыслительные способности, в том числе и скорость мышления. Однако, считая, что у политического лидера скорость мышления должна быть достаточно высокой, то всё же некоторые политические лидеры демонстрируют особо быстрое мышление.
Такой политик реагирует быстро выдавая оценку событию с точки зрения его причин и последствий, оставляя за собой право переоценить его в случае дополнительной информации.

Аналитичность мышления лидера существенно влияет как на формирование долгосрочной политической стратегии, так и на принятие экстренных решений в острых политических и международных кризисах. Если у политического лидера нет склонности к анализу ситуации, но есть тенденция воспринимать её поверхностно как данное, в её абсолютном значении "хорошо" или "плохо", то ошибочность-политического поведения во многом предопределена.

Стиль принятия политических решений строго индивидуален для каждого политического лидера. Он может быть: гибкий стиль со склонностью к риску; гибкий, но со склонностью к осторожности; жёсткий со склонностью к риску; жёсткий со склонностью к осторожности

Политический лидер с гибким стилем принятия решений и со склонностью к риску будет анализировать при выборе альтернатив большое число аргументов
"за" и , "против", стремясь решить в пользу той альтернативы, которая с его точки зрения больше приблизит его к цели.

Гибкий и со склонностью к осторожности стиль принятия политических решений является, вероятно, самым предпочтительным для лидера. Склонность к осторожности не мешает принимать смелые политические решения, те альтернативы, последствия которых в случае неудачи будут менее неприятными, а вероятность положительного исхода выше.

Политический лидер с жёстким стилем принятия политических решений и со склонностью к риску, как правило, не рассматривает аргументы, противоречащие его предварительной позиции по поводу избираемой альтернативы.

Политический лидер с жёстким стилем принятия политических решений и со склонностью к осторожности всё же менее опасен и для собственной страны, и на международной арене. Хотя сдвинуть его с изначальных позиций бывает крайне затруднительно даже с помощью самой впечатляющей новой информации.
Выводы. Советы.

Если политик проанализировав особенности своего стиля принятия политических решений, обнаружил у себя нежелание узнавать информацию, которая опровергает его точку зрения, возможно его жизнь всегда сложнее наших гипотез. Возможно, эта информация поможет найти оригинальный подход к решению проблемы Эффективное решение -это всегда политический успех. Ему должны предшествовать анализ проблемы и интеграция всей информации о ситуации.

У всех людей есть свои стереотипы мышления и восприятия. Нужно понять, какие стереотипы больше всего влияют на видение политика. Можно суметь отказаться от некоторых из них, если перестать рассматривать политические объекты - страны, нации, партии, лидеров и т.д. - через призму категории
"все чеченцы - бандиты, а бизнесмены - жулики". Это мешает политику найти полезных партнёров среди этих людей.

1.5. КАК ПОЛИТИК РЕАГИРУЕТ НА "КРИЗИСНЫЙ СИНДРОМ": УСТОЙЧИВОСТЬ К

СТРЕССУ И МЕХАНИЗМЫ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ

Политические лидеры государств постоянно испытывают действие стресса в связи с хронической необходимостью принятия решения по различным делам государственной важности. В международных же кризисных ситуациях ограниченность времени для принятия решения, их неожиданность и, главное, угроза основным ценностям государства, стресс, испытываемый политическим лидером, возрастает драматически.

В исследованиях психологического стресса у политических лидеров широко распространенным является понятие "стимул" или "стрессор", то есть в случае политического кризиса, угрозы основным национальным ценностям или целям государства. Однако, важнейшим элементом является интерпретация политическим лидером этого стрессора.

Проблема интерпретации стрессора неизбежно подводит к двум другим вопросам, касающимся реакции политического лидера на стресс: во-первых, реакции должны иметь чисто индивидуальный характер и, во-вторых, реакция будет зависеть от степени идентификации политическим лидером собственных целей с государственными. И тогда в этом случае формула французского абсолютизма "Государство - это я" приобретает дополнительный смысл для политического лидера с таким убеждением.

Политические лидеры обычно достаточно уязвимы при восприятии угрозы национальным ценностям и целям, поскольку они часто идентифицируют их с собственными. Во-первых, национальные ценности и цели, для которых возникла угроза, могут быть вполне их собственными ценностями, которые политики должны защитить, и целями, которые они хотят достичь. Во-вторых, если политический лидер не имел бы сильную идентификацию с государством, не воспринимал бы себя и государство как единое, он вряд ли бы сделал карьеру в высшем государственном учреждении. И в-третьих, успех политических лидеров может зависеть от эффективного достижения тех государственных целей, которым создалась угроза на международной арене.

Известный американский специалист в области исследования стресса у политических лидеров Т.Вигеле определяет "стресс как тревогу, страх и/или биофизиологические изменения, которые развиваются как внутренняя реакция индивида на внешнюю нагрузку, вызванную патогенным фактором, стрессором или жизненным кризисом, который воспринимается как составляющий сильную угрозу одной или более ценностям политика". Сталкиваясь со стрессором, политический лидер обычно с помощью советников делает когнитивную оценку того, является ли этот стимул угрожающим.

В поведении политического лидера возникают определенные вербальные
(словесные) и невербальные изменения, свидетельствующие о том, что политический лидер переживает стресс. Внешними индикаторами стресса являются: выражение лица, жесты, движения тела, характеристики голоса, содержание и структура речи и другие
Изменения речи политического лидера могут быть во время стресса самыми разнообразными. Речь может стать взволнованной с более частым употреблением междометий или оборотов типа "так сказать", "вы знаете". Учащаются повторы слов, фраз и целых предложений, а также изменения и поправки только что произнесённых фраз. Убыстряется темп речи, увеличивается скорость и сокращаются паузы.
К числу невербальных индикаторов стресса относится напряжённость тела, сопровождающаяся бесцельными или спонтанными движениями, миганием, жестикуляцией, игрой с ключами, авторучкой, хрустом пальцев. Присутствуют признаки стресса и на лице, политический лидер хмурит брови. Голос приобретает более высокие ноты, меняется его интенсивность.

Во время стресса возникает раздражённость, сопровождающаяся возрастанием числа заявлений о дискомфорте, оценочных заявлений, улыбок через силу, а также уменьшения позитивных кивков головой
Кроме того, у политического лидера в состоянии стресса значительно повышается бдительность; он внимательно фиксирует других людей взглядом, смотря прямо в глаза, сохраняя при этом очень жёсткую позу.

Итак, после восприятия, интерпретации и интернализации политической угрозы у политического лидера начинаются внутренние процессы, направленные на преодоление стресса, или, как их еще называют, процессы адаптации.

Адаптация к стрессу включает продолжающуюся оценку или переоценку любых возможных реакций на стресс. Типичным примером адаптации политического лидера к стрессу с помощью личностного защитного механизма является избегание ситуации угрозы, дистанцирование себя от события или отрицание самой ситуации. Он начинает более часто употреблять жесты, символизирующие отталкивание, а также слова, указывающие на дистанцию с объектами и людьми, имеющими отношение к данной ситуации. Отрицание ситуации как таковой сопровождается словами "нет", "никогда", а также увеличением числа отказов.

Другим типом адаптации к стрессу является борьба с угрожающей ситуацией с целью её устранения. Осуществляя борьбу со стрессовой политической ситуацией, политический лидер может пойти по пути агрессивного поведения. У него повышается интенсивность голоса, движений, направленных на других людей. Увеличивается число враждебных заявлений. Борясь с ситуацией, политический лидер может сделать свою позицию более жёсткой, увеличив в речи использование слов "всё", "всегда", "исключительно", а также начинает применять очень узкий набор слов и выражений, демонстрируя обычно не свойственную ему бедность словаря. В борьбе с политическим стрессором политический лидер может пойти по пути обмана. Стараясь обмануть всех, включая свое окружение, он демонстрирует меньше улыбок, даёт короткие ответы, сильно жестикулируя руками

Третьим типом адаптации политического лидера к стрессу является бездействие. В этом случае политический лидер может проявлять амбивалентное поведение, вроде намереваясь как-то решать проблему, но ничего при этом не делая. Характерным для политического лидера будет употребление
"квалифицирующих" слов типа "возможно", "может быть", а также одновременное употребление позитивных и негативных оценок в отношении одних и тех же объектов, явлений, персонажей.
Бездействующий политический лидер нередко впадает в депрессию, демонстрируя возрастание ссылок на себя, молчание, придвигание рук ближе к телу.

Некоторые политические лидеры говорят о том, что кризис не только не порождает негативного самочувствия и ухудшения мыслительных процессов, а наоборот, подстёгивает к творчеству, находчивости, стимулирует познавательный процесс, увеличивает способности. Усталость, отсутствие отдыха и сна в течение нескольких дней они воспринимают как неизбежный признак ситуации, но это, по их мнению, не мешает им принимать наиболее эффективно важнейшие политические решения.

Страницы: 1, 2


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.