|
|
|
|
Индивидуально-психологические особенности подростков в неполных семьях
Для подростка характерно самоустранение
или уход из среды. Этот путь актуализируется тогда, когда два предыдущих типа
адаптации не удалось реализовать в связи с невозможностью принять ценности
окружения как свои, с одной стороны, и неспособность изменить или покорить
окружающий мир – с другой. У подростка может пропасть ощущение собственной
ценности либо ценности того, что его окружает. Адаптация путем ухода из
ситуации часто встречается у подростков, когда они чувствуют, что не в силах
принять окружающий мир, но и изменить его они тоже не могут. В данном случае
ребёнок уходит в свой внутренний мир, мир фантазии. Однако личностно подросток не
совершенствуется, поскольку для оптимального развития необходимо не уходить из
ситуации, а стремиться к её разрешению.
У подростка уже есть все психологические
предпосылки, чтобы жить своей личной жизнью: есть внутренний план действий,
есть ориентировка на внутренний мир, есть способы понимания окружающего мира –
тип мышления.
Таким образом, общение является особым
видом деятельности а, в процессе которой осуществляется поиск близкого друга и
установление с ним доверительных отношений. Как подросток умеет общаться, как
стремится к общению и какими мотивами при этом он руководствуется, а также
какие условия влияют на его общительность – всё это влияет на внутренний мир
ребёнка, содействует его успешности (если это влияние положительное) или,
наоборот, приводит к одиночеству, переживанию неудач в деятельности (если это
влияние носит отрицательный характер). Подростковый возраст – это время жизни,
когда формируются нормы и способы общения с другими и с самим собой. В этот
период претерпевают изменения отношения с родителями, связи с которыми
становятся менее эмоциональными, чем раньше.
Говоря о подростковом периоде развития
человека, мы всегда подразумеваем, что это сложный, трудный период. Трудность
этого периода состоит не только в вышеперечисленных особенностях подросткового
возраста, но в первую очередь, в пубертатном кризисе, кризисе подростковой
идентичности, успешный выход из которого будет одним из важнейших условий
формирования правильного, просоциального, неагрессивного поведения подростка в
будущем.
Несмотря на внешние и внутренние
противоречия свойственные данному возрасту, подросток испытывает потребность в
поддержке взрослого. Особо благоприятной является ситуация, когда взрослый
выступает в качестве друга. В этом случае взрослый может помочь подростку найти
его место в системе новых, складывающихся взаимодействий, помочь оценить свои
способности и возможности, лучше познать себя. В связи с легкой ранимостью
подростка для взрослого очень важно найти формы налаживания и поддержания
контактов. Подросток испытывает потребность поделиться своими переживаниями,
рассказать о событиях своей жизни, но самому ему трудно начать такое близкое
общение.
1.3 Проблемы неполных семей и их влияние
на индивидуально психологические особенности подростков
Неполная семья - это один из основных
социально - демографических типов современной семьи.
Неполная семья - это малая группа с
частичными неполными связями, где нет традиционной системы отношений мать –
отец – ребенок.
Выделяют несколько источников
формирования неполных семей. Наиболее массовый из них связан с распадом семьи
вследствие развода супругов.
Накопленная исследователями
социологическая информация свидетельствует о том, что наиболее
распространенными причинами разводов являются алкоголизм, несхожесть
характеров, измена или создание другой семьи. Обращает на себя внимание тот
факт, что в подавляющем большинстве случаев инициатором развода выступает
женщина.
Что касается ранних браков, то они
оказываются менее жизнестойкими, чем обычные. Этот процесс, несомненно,
стимулируется социальной и гражданской незрелостью супругов, их
безответственным, легкомысленным отношением к семье, а также увеличением числа
вынужденных браков, вследствие беременности и рождения ребенка. Формированию
неполных семей в значительной мере также способствует наблюдаемый в последнее
десятилетие непропорциональный рост смертности мужчин в трудоспособном возрасте
от неестественных причин (отравление, производственных травмы, военные действия
и т. д.).
В связи с изменением моральных норм в области
взаимоотношений полов, распространением добрачных связей, неподготовленности
молодежи к браку, завышении требований к брачному партнеру увеличивается число
детей, рожденных вне брака.
В настоящее время спектр неполных семей
пополняется, помимо названных выше, семьями фактически раздельно проживающих
супругов; за счет практики усыновления ребенка одинокой матерью, а также
установлением опеки или попечительства в случае сиротства.
Семья, в которой ребенка воспитывает
один родитель, стала столь обыденным явлением, что сегодня психологи и
социологи стараются избегать обидного термина «неполная семья», заменяя его
политкорректным «нетрадиционная» или «нестандартная».
Сегодня матери, воспитывающие детей без
отца, стали своего рода общественной нормой. Возможно, вследствие новизны
термин «матери – одиночки» неоднозначно воспринимается в разных странах.
Например, Великобритании, так же как и в нашей стране, его применяют к той
категории женщин, которые никогда не были замужем, родили ребенка и в одиночку
его воспитывают.
Вместе с тем наряду с понятием «одинокая
мать», которое включает в себя женщин, не выходивших замуж и в одиночку
воспитывающих ребенка, есть и такие неполные семья, где дети проживают вообще
без обоих родителей – у дедушек, бабушек и других родственников. Как правило
последняя ситуация еще более неблагоприятна для детей. Она связана с полным
распадом прежней родительской полной семьи (смерть обоих родителей, их развод,
а затем смерть матери) либо лишение одинокого родителя родительских прав, либо
с тем, что одинокие матери или отцы сами не хотят воспитывать своих детей, и
передают их на воспитание своим родителям.
Проблема неполной семьи в том, что в не
ребенок часто встречается лишь с одной ролью родителя – либо только карающий,
либо только поощряющей. Поскольку дети в неполной семье не могут наблюдать
отношений между мужчиной и женщиной, то они вырастают, не имея целостной модели
этих отношений. В будущем для них более проблематично будет строить собственные
отношения.
Воспитательные возможности в неполной
семье ограниченны: затрудняется контроль и надзор за детьми, отсутствие отца
лишает детей возможности знакомиться с разными вариантами семейных отношений и
влечет за собой односторонний характер психического развития. Это связано с
отсутствием образцов сексуального поведения взрослого человека, которым можно
было подражать в будущем. На примере авторитетного отца образца для подражания
– мальчики формируют мужскую самоидентификацию. Девочки общение с отцом
помогает формированию образа мужчины.
В отсутствие отца мальчик не имеет
возможности на ближайшем примере наблюдать особенности мужского поведения и
невольно перенимает женские черты. И для девочки мать в этой ситуации вынуждена
совмещать собственную материнскую роль и роль отсутствующего отца – в
результате психосексуальное развитие отличается противоречивостью. Если отца в
семье нет, образ мужчины получается искаженным – обедненным или напротив,
идеализированным, что приводит впоследствии, либо к упрощенности в личных
отношениях с мужчиной, либо к непреодолимым сложностям. Опираясь на негативный
опыт родительской семьи, супруги из неполных семей легче идут на разрыв и в
собственной семье.
У детей из неполных семей, в отличие от
детей из полных семей, несколько более выражены такие качества, как
возбудимость, покорность, мягкосердечность, чувствительность, подавленность,
тревожность, они менее беспечны. Частенько они демонстрируют большую
неудовлетворенность семейной ситуацией. Сами себя они считают менее смелыми,
радостными, спокойными.
На протяжении многих десятилетий
неполная семья служила источником социального неблагополучия. Речь идет о
преступности среди несовершеннолетних, расстройстве характера или личности в
целом, дурной психологической наследственности.
Ученные отмечают снижение познавательных
установок у детей после развода, низкую успеваемость и слабую выраженность
стремления к достижениям.
Медико-биологические исследования
показали, что у детей без отцов чаще бывают задержки развития речи. Выявлено,
что такие дети более неустойчивы психически и более упрямы.
В процессе воспитания могут быть
использованы различные стили отношений, многие из которых не способствуют
благоприятному развитию личности подростка. В процессе воспитания в характере
подростков при данных стилях возможно формирование своеобразных черт характера.
Для нас наибольший интерес представляют черты характера подростка из неполных
семей. Поэтому более подробно рассмотрим особенности характера именно у
подростка из таких семей.
В неблагополучной неполной семье
подросток фактически безнадзорен и, следовательно, на него воздействуют
отрицательные примеры. Чаще всего в неполных семьях отсутствует единая твердая
линия воспитания, это то, что обычно порождает слабохарактерность,
избалованность подростка. «Недостаточная требовательность к подростку,
применение физических наказаний - все это приводит к возникновению лживости,
трусливости. Отсутствие четкого режима дня в неполной семье вызывает у детей
беспорядочность, рассеянность, неаккуратность».
На возникновение некоторых
особенностей характера влияет также неумение учитывать возрастные особенности
подростка. Таким образом, неудовлетворение подростком потребности быть или хотя
бы казаться взрослым, отношение к нему как к ребенку, часто приводит к
появлению и закреплению у него упрямства, капризности, негативизма, грубости.
Возможны и более серьезные деформации черт характера. Незнание возрастных
особенностей подростков может вызвать крупные и продолжительные конфликты с членами
всей семьи, скрытую или явную войну с ними. Следует отметить, что члены
неполной семьи не всегда своевременно реагируют на появление особенностей
характера у подростков, которые являются их недостатками. А между тем, чем
быстрее с ними начать бороться, тем легче искоренить. В противном случае они
закрепляются в структуре личности подростков. Тогда для искоренения отдельных
недостатков характера надо будет влиять на связанные с ними другие психические
качества, а то и на всю личность. Понятно, что сделать это бывает очень сложно.
Неблагоприятно влияет на развитие
подростков переоценка или недооценка недостатков его характера. Так, некоторые
представители неполных семей склонны объяснять чрезвычайную капризность или
недисциплинированность, невыдержанность подростков их нервностью. Это
способствует укреплению у таких детей этих недостатков и появлению чувства
вседозволенности. Нередко они прямо заявляют: «Не троньте меня: я нервный!».
Плохо и когда не обращают внимания на повышенную возбудимость, неуравновешенность,
повышенную обидчивость или полную безучастность ребенка, на такие симптомы, как
бессонница, головные боли, тики, неоправданная слезливость. В этом случае надо
немедленно обращаться к врачу.
Нередко бывает, что сами дети
неправильно квалифицируют свои черты характера, принимая упрямство за силу
воли, грубость – за правдолюбие и мужество, невежливость – за прямоту,
высокомерие – за гордость и проявление чувства собственного достоинства.
Некоторые даже, сознавая недостатки своего характера, не хотят от них
избавляться. Например, ребенок осознает, что лень позволяет сохранить жизненные
силы и не надорваться, а неискренность и своевременная расчетливость – добиться
личного преуспевания в служебной карьере. Здесь важно помнить, что ребенок не
только объект, но, прежде всего субъект воспитания. Поэтому важно помочь ему
правильно оценить недостатки своего характера и постараться самому их изжить.
Но что мы называем недостатками характера?
Недостатки характера – это устойчивые
отрицательные формы поведения человека. Поэтому, прежде чем говорить о
недостатках характера подростка, надо убедиться в их устойчивости, а не
эпизодичности, вызванной переходящими обстоятельствами. Для этого поведение
подростка надо пронаблюдать в другой обстановке и в другое время. Но даже если
определенная отрицательная черта характера явно и постоянно присуща ребенку, не
следует говорить ему об этом в категоричной форме и все время с укоризной
фиксировать на ней его внимание. Лучше, например, говорить ему о повторяющихся
у него случаях проявления негативизма, чем о наличии у данного ребенка
негативизма вообще. В противном случае можно подорвать у ребенка веру в
возможность искоренения у него этого недостатка.
Необходимо знать, что не все
индивидуальные черты выражают характер человека, а только наиболее
существенные. В категории привычных недостатков характера выделяют два вида:
проявляющихся в его работе и в отношении его к себе и другим людям. Первый вид:
леность, пассивность, неорганизованность, отсутствие настойчивости. Второй вид:
эгоизм.
Более подробно рассмотрим
перечисленные недостатки детей из неполных семей. К первому виду недостатков
характера относится леность. Леность проявляется в отсутствии желания трудиться
и учиться. По многим причинам леность справедливо считается крупнейшим
недостатком характера детей и взрослых. Во-первых, общество построено на труде.
Прогресс современных стран с рыночным хозяйством невозможен без развития
свободного творческого и высокоэффективного труда, без значительного повышения
эффективности производства. А это требует воспитания трудолюбия с ранних лет.
Во-вторых, трудовая и учебная
деятельности необходимы для психического и физического развития человека. Недаром
труд используется даже как средство лечения.
В-третьих, лишенный трудолюбия ребенок
оказывается не адаптированным к миру взрослых, к самостоятельной жизни.
В-четвертых, отсутствие у ребенка
потребности в посильном систематическом труде лишает его радости жизни и
нередко приводит к деградации личности. Недаром издавна говорят, что праздность
– мать всех пороков. Важно знать, что воспитательное воздействие на ленивых
детей следует предпринимать с учетом их возрастных и индивидуальных
особенностей. А в решении этой проблемы им необходима помощь. У подростков
важно преодолеть мнение, что учеба – это деятельность для маленьких детей и
«зубрил», а также предоставить им возможность проявить свою взрослость на
уроках в школе.
К данному виду недостатков характера
детей из неполных семей относится пассивность. Понятие «пассивный» в словаре С.И.
Ожегова раскрывается как «не проявляющий деятельности, безучастный,
безразличный к окружающей жизни», а также «зависящий от деятельности другого,
лишенный самостоятельности». В педагогической психологии «пассивный» обычно
толкуется как противоположный активному, активный с отрицательным знаком.
Изучив соответствующую литературу, мы пришли к выводу, что основными причинами
пассивности ребенка являются пониженная интеллектуальная активность, недостатки
физического здоровья, дефекты развития.
Для раскрытия первой причины
используется понятие «интеллектуально пассивные дети», оно выражается через
следующие психологические особенности:
- недостаточная сформированность
интеллектуальных умений и навыков;
- отрицательное отношение к
интеллектуальной деятельности;
- отсутствие познавательного
отношения к действительности.
Основной причиной интеллектуальной
пассивности у подростков часто является невозможность проявить в учебе свою
активность, самостоятельность, взрослость. Также интеллектуальная пассивность
детей может быть результатом болезни или переутомления. Болезнь всегда
подрывает физические и умственные силы ребенка, лишает желания чем-либо
заниматься. Поэтому вялое поведение ребенка должно серьезно озадачить маму и
учителей (воспитателей), заставлять их в первую очередь исключать возможность
заболевания. В случае обнаружения болезни надо поставить задачу выздоровления
на первое место. Причем важно не только вылечить ребенка, но и существенно его
укрепить. Часто пассивность возникает из-за переутомления ребенка. Нередко
бывают виноваты и сами члены неполной семьи, которые из лучших чувств побуждают
своих детей записываться сразу в несколько кружков. Особенно опасны перегрузки
для подростков, в организме которых происходят серьезные изменения. К тому же
подростки часто сами переоценивают свои силы. Отсюда усиливается опасность
физических и нервных срывов, приводящих в дальнейшем к полной пассивности в
отношении учебы и многих других видов деятельности. Отметим, что это нередко
случается с подростками, прежде бывшими активными и хорошо учившимися.
Пассивное поведение может быть
связано как с неправильным отношением к ребенку, так и с некоторыми
психологическими особенностями самого ребенка. Например, при слишком большой
опеке детей в неполных семьях нередко вырастают безучастные, вялые, унылые,
равнодушные дети, ни к чему активно не стремящиеся. Пассивность также может
возникнуть из-за требования безусловного послушания родителю, в этом случае
ребенок не стремиться к самостоятельности, активной деятельности. Необходимо
отметить, что причины пассивности ребенка могут быть и внутреннего порядка.
Одни из них обусловлены неблагоприятным воздействием темперамента ребенка. Так,
флегматик нередко бывает, инертен, вял, малоподвижен и сонлив. Для преодоления
такого состояния важно не только его тормошить, внешне побуждать к
деятельности, но и помочь ему формировать внутренние мотивы деятельности:
интересы, убеждения, стремления.
Такие черты, как застенчивость,
обидчивость и неуверенность в себе тоже будут способствовать возникновению и
закреплению пассивности у детей. Из всего выше сказанного следует, что ребенок
и подросток должны научиться управлять своей активностью, регулировать ее,
вырабатывать у себя это психологическое качество. Данное психологическое
качество называется организованностью. Понятия «активный ученик» и
«организованный ученик» близки друг другу по содержанию, но не совпадают
полностью по объему. Организованный ученик активен, но не всякий активный
ученик организован, т. е. умеет управлять своей активностью, держать себя в
руках. Дети, которые не умеют управлять своей активностью, относятся к
неорганизованным детям.
Таким образом, неорганизованными
детьми являются дезорганизаторы, мало организованные, частично организованные и
заорганизованные дети. Перевоспитание подобных детей начинают с привлечения к
несложным видам общественно-организационной деятельности, постепенно ее,
усложняя, обучая целесообразным приемам организаторской работы. Мотивом
поведения у дезорганизаторов является желание самовыражения и самоутверждения.
У подростков к этому добавляется возрастная особенность повышенная критичность
мышления, переходящая в критиканство. У старшеклассников дезорганизаторское
поведение усиливается явлением юношеского максимализма.
В большинстве случаев, малоорганизованные
дети не умеют управлять своей активностью. Многие из них импульсивны. Это
происходит не только из-за отсутствия у них знаний о навыках организаторской
деятельности, но, прежде всего из-за нежелания ограничивать свою свободу
какими-либо рамками. Организованность же чаще всего выражается в том, что
подросток хорошо организует свою деятельность. Заорганизованность чаще всего
бывает двух видов: внешняя и внутренняя. Внешне заорганизованный ребенок слепо
подчиняется установленному в неполной семье порядку. Он лишен самостоятельности
и критичности, в трудных жизненных ситуациях не может проявить инициативу, а
ждет указаний.
К внутренне заорганизованным
школьникам и взрослым относятся чрезмерно активные и жестко самоорганизованные
люди, которые не знают пределов своих физических и умственных возможностей.
Заорганизованных и малоорганизованных детей сближает одна характерная
особенность: они не знают меру своих возможностей, физических и душевных сил.
Первые значительно завышают свои возможности, вторые – занижают. То и другое
вредно.
Следующим недостатком характера
подростка, воспитывающегося в неполной семье, является отсутствие
настойчивости. Настойчивость – необходимая черта характера современного
человека. Она выражается в особенности личности завершать начатое дело и
достигать поставленной цели в процессе достаточно напряженной и длительной
деятельности. Таким образом, настойчивость связана с умением осуществлять свои
стремления, т. е. с одним из важнейших видов внутренних мотивов. Ненастойчивые дети
либо вообще не ставят труднодостижимых или далеких целей, либо ставят, но не
руководствуются ими в своем поведении. Существуют следующие основные пути
воспитания настойчивости у ребенка: тщательный контроль над выполнением детьми
любой работы, небрежное дело не следует принимать, а стоит добиться переделки;
в труде и учебе ставить перед подросткам интересные задачи, увлекать
положительными примерами. При первых затруднениях детей не надо незамедлительно
спешить к ним на помощь и устранять все препятствия самим. Пусть они научатся
преодолевать посильные трудности, укреплять свои силы. Воспитание
настойчивости непосредственно связано с формированием таких черт характера, как
активность, организованность, упорство, уверенность в себе, сознательность и
другие.
Ко второму виду недостатков характера
детей относится эгоизм. Какого человека мы можем назвать эгоистом? Эгоист – это
себялюбец, предпочитающий во всем свои личные интересы интересам других людей и
общества, часто пренебрегающий последними. Жизненная направленность эгоиста –
собственное «Я», личное преуспевание (причем нередко за счет других). Основными
видами выражения эгоизма являются нарциссизм, синдром Клеопатры, эгоизм из-за
отчужденности, эгоцентризм, групповой эгоизм. Матери (отцу) необходимо не только
увидеть и устранить недостатки характера, связанные с эгоизмом ребенка, но и
способствовать формированию у него таких качеств, как альтруизм, товарищество,
забота о слабом. Потому что эти качества препятствуют формированию эгоизма во
всех его проявлениях.
Существуют в неполных семьях и такие
недостатки характера у детей, как недисциплинированность, грубость, лживость,
педантичность. В частности, недисциплинированные дети – это дети, которые
постоянно привлекают к себе внимание окружающих и доставляют им наибольшее
беспокойство. Прежде всего, надо выяснить причины подобного нежелательного
поведения. Наиболее распространенной причиной недисциплинированности у детей и,
особенно, у подростков является избыток энергии и неумение рационально проявить
свою инициативу. Важно сформировать у них интерес к общественно полезной
деятельности, разумно направить проявления их активности.
Грубые дети – одни из тех, кто часто
вызывают конфликтную ситуацию или попадают в нее. Часто грубость, резкость,
дерзость в достаточно сильно выраженном виде вызываются подавлением личности
подростка взрослым (диктаторскими формами обращения с ребенком, мелочной
опекой, чрезмерным и неуместным выражением нежности и т. д.). В этих случаях
грубость подростка устраняет уважение его достоинства, предоставление ему
определенной самостоятельности, разумная организация его активности. Грубое
поведение может быть ответом на несправедливые действия взрослых. В таком
случае конфликт устраняется исправлением взрослыми своей ошибки. Подросток может
проявить грубость в состоянии переутомления. Предохраняет от этого явления
правильно организованный режим труда и отдыха.
Лживость детей вызвана разными
причинами: боязнью наказания, стремлением, во что бы то ни стало привлечь к
себе внимание окружающих. Следует сообщить ребенку, что лживость – презренное
качество человека, отягощающее дурной поступок. Но при этом надо избегать таких
средств наказания, которые вызывают у ребенка чувство страха и глубокой
подавленности.
Педантичные дети - чрезвычайно добросовестны.
Они стараются делать все очень тщательно, аккуратно и точно. Чувство излишне
повышенной ответственности, стремление выполнить все поручения предельно
правильно нередко вызывают у этих людей неуверенность в себе. Особенности
личности педантов в неблагоприятных для них условиях могут приводить к
трудностям в общении. Для ликвидации подобного состояния надо приучать педантов
к дисциплине, воспитать у них силу воли, позволяющую не погружаться бесконечно
в свои сомнения, а переходить своевременно к следующим действиям или мыслям.
На наш взгляд, важно затронуть
психологические особенности личности детей развода, так как этой категории
детей становиться все больше. Большинство характеристик детей, переживающих
развод, свидетельствуют о негативном характере его последствий на личность
ребенка. Психологи отмечают высокий уровень тревожности, дети тревожатся по
причине финансовых трудностей, по поводу здоровья родных. Обостренное
беспокойство о здоровье близких объясняется их опасениями потерять единственного
родителя. Это тревожное чувство формируется у них на первом этапе распада семьи
и сопровождает их до обретения полной социальной и материальной
самостоятельности. Вторая группа причин тревожности связанна с их личными
проблемами. Детские страхи выявляются через переживания разногласий с
родителями, а также через трудности усвоения школьной программы.
Особое внимание обращается на
повышенную уязвимость мальчиков в неполной семье и наличие у них дополнительных
причин для тревожности. В связи с отсутствием мужского эталона (если мальчик
остался с матерью) идентификации одинокая мать пытается компенсировать сыну
этот недостаток изменением своей роли. Однако эта смена стратегии отношений с
сыном приводит к драматическим результатам: женщина не в состоянии совмещать
материнскую любовь, терпимость и теплоту с отцовской функцией, основанной на
мужской строгости, требовательности и авторитарности. В результате мальчик
лишается не только отца, но и частично матери. Эмоциональное состояние
мальчиков более низкое, чем девочек и связанно с ощущением личностной изоляции.
Мальчики чаще испытывают чувство одиночества и трудности в общении. У детей из
неполных семей уход родителей связан с представлениями о предательстве,
отсутствием любви и собственной значимости.
Таким образом, роль родителей очень
многопланова и отражается на формировании личности ребенка уже в раннем
детстве. Отсутствие одного из родителей (в данном случае отца) приводит к
нарушениям психического (умственного) развития ребенка, снижению его социальной
активности, деформациям личности и нарушению процесса поло-ролевой
идентификации, а также к разного рода отклонениям в поведении и в состоянии
психического здоровья. Все это оказывает серьезное влияние на дальнейшую личную
и общественную жизнь, как мальчика, так и девочки.
Итак, подытоживая, проведенное
теоретическое исследование индивидуально-психологических особенностей
подростков из неполных семей хочется отметить, что существуют различные,
зачастую противоречивые точки зрения о том, каким образом может повлиять
воспитание детей без отца на формирование их личности. Почти все авторы
сводятся к мысли о том, что отсутствие в семье не просто отца, а, прежде всего
мужчины является важной предпосылкой отклонений в психическом развитии ребенка.
Дефицит мужского влияния в неполных
семьях проявляется в следующем:
1. Нарушается гармоничное развитие
интеллектуальной сферы, страдают математические, пространственные,
аналитические способности ребенка за счет развития способностей вербальных.
2. Менее четким делается процесс половой
идентификации мальчиков и девочек.
3. Затрудняется обучение подростков
навыкам общения с представителями противоположного пола.
4. Становится возможным формирование
избыточной привязанности к матери, поскольку отсутствует член семьи, который
мог бы «оторвать» ребенка от матери, вывести его в более широкий мир.
5. Наблюдается формирование низкого
уровня социальной активности ребенка, т.е. инфантилизм.
6. Помимо общих психологических
особенностей ребенка в подростковом возрасте, существует и индивидуально-психологический
тип личности.
Кроме того, в теоретической части мы
рассмотрели типы и источники формирования неполных семей.
Можно сделать вывод о том, что в
неполных семьях в процессе воспитания, в характере ребенка могут сформироваться
устойчивые отрицательные формы поведения. Поэтому воспитывающему родителю,
необходимо иметь представление о недостатках характера, которые могут
возникнуть в результате использования неправильного стиля воспитания, для того,
чтобы своевременно их заметить и постараться исправить.
ГЛАВА
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ
В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ
2.1 Организация и методы
экспериментального исследования
Целью данной части исследования является
сравнительный анализ индивидуально-психологических особенностей подростков в
полных и неполных семьях. Исходя из этого, нами поставлены следующие задачи:
1)
подбор
методик для изучения индивидуально-психологических особенностей личности
подростков;
2)
диагностическое
исследование и анализ индивидуально-психологических особенностей подростков,
воспитывающихся в полных и неполных семьях;
3)
составление
и апробирование коррекционной программы.
Исследование было проведено на базе ГАУСО
«Центр социального обслуживания населения «Таяныч» Министерства труда,
занятости и социальной защиты Республики Татарстан в городском округе «город
Казань».
Всего в исследовании участвовало 20
детей в возрасте 11-13 лет из неполных семей и 20 детей в возрасте 11-13 лет из
полных семей.
Исследование
проводилось в несколько этапов:
1.
Первый
этап исследования - формирование выборки - производилось с
помощью изучения личных дел учащихся, бесед с социальными педагогами.
2.
Второй
этап исследования - выбор методов и методик исследования.
3.
Третий
этап исследования - экспериментальный.
4.
Четвертый
этап исследования - анализ полученных результатов.
В исследовании
применялись следующие методики:
-
Опросник
FPI (модифицированная форма В);
-
Диагностика
показателей и форм агрессии (А.Басс, А Дарки);
-
Диагностика
уровня самооценки личности, разработана Г.Н. Казанцевой;
-
Шкала
явной тревожности CMAS, адаптированная
А.М. Прихожан.
Методика 1
Опросник
FPI (модифицированная форма B)
Цель:
диагностики состояний и свойств личности, имеющих первостепенное значение для
процесса социальной адаптации и регуляции поведения.
Оснащение. Опросник с инструкцией и
бланк ответного листа в количестве, соответствующем числу одновременно
исследуемых лиц.
Описание методики. Опросник FPI содержит
12 шкал; форма В отличается от полной формы только в два раза меньшим числом
вопросов. Общее количество вопросов в опроснике – 114. Один (первый) вопрос ни
в одну из шкал не входит, так как имеет проверочный характер. Шкалы опросника
I–IX являются основными, или базовыми, a X-XII – производными, интегрирующими.
Производные шкалы составлены из вопросов основных шкал и обозначаются иногда не
цифрами, а буквами Е, N и М соответственно.
Инструкция: На последующих страницах
имеется ряд утверждений, каждое из которых подразумевает относящийся к вам
вопрос о том, соответствует или не соответствует данное утверждение каким-то
особенностям вашего поведения, отдельных поступков, отношения к людям, взглядам
на жизнь и т.п. Если вы считаете, что такое соответствие имеет место, то дайте
ответ «Да», в противном случае – ответ «Нет». Свой ответ зафиксируйте в
имеющемся у вас ответном листе, поставив крестик в клеточку, соответствующую
номеру утверждения в вопроснике и виду вашего ответа. Ответы необходимо дать на
все вопросы.
Успешность исследования во многом
зависит от того, насколько внимательно выполняется задание. Ни в коем случае не
следует стремиться своими ответами произвести на кого-то лучшее впечатление,
так как ни один ответ не оценивается как хороший или плохой. Вы не должны долго
размышлять над каждым вопросом, а старайтесь как можно быстрее решить, какой из
двух ответов, пусть весьма относительно, но все-таки кажется вам ближе к
истине. Вас не должно смущать, если некоторые из вопросов покажутся слишком
личными, поскольку исследование не предусматривает анализа каждого вопроса и
ответа, а опирается лишь на количество ответов одного и другого вида. Кроме
того, вы должны знать, что результаты индивидуально-психологических
исследований, как и медицинских, не подлежат широкому обсуждению.
Обработка результатов. Первая процедура
касается получения первичных, или «сырых», оценок. Для ее осуществления
необходимо подготовить матричные формы ключей каждой шкалы на основе общего
ключа опросника. Для этого в бланках чистых ответных листов, идентичных тем,
которыми пользовались испытуемые, вырезаются «окна» в клетках, соответствующих
номеру вопроса и варианту ответа. Полученные таким образом шаблоны поочередно,
в соответствии с порядковым номером шкалы, накладываются на заполненный
исследуемым ответный лист. Подсчитывается количество отметок (крестиков),
совпавших с «окнами» шаблона. Полученные значения заносятся в столбец первичных
оценок протокола занятия.
Вторая процедура связана с переводом
первичных оценок в стандартные оценки 9-балльной шкалы с помощью таблицы.
Полученные значения стандартных оценок обозначаются в соответствующем столбце
протокола нанесением условного обозначения (кружок, крестик или др.) в точке,
соответствующей величине стандартной оценки по каждой шкале. Соединив прямыми обозначенные
точки, получим графическое изображение профиля личности.
Анализ результатов следует начинать с
просмотра всех ответных листов, заполненных исследуемыми, уточняя, какой ответ
дан на первый вопрос. При отрицательном ответе, означающем нежелание испытуемого
отвечать откровенно на поставленные вопросы, следует считать исследование
несостоявшимся. При положительном ответе на первый вопрос, после обработки
результатов исследования, внимательно изучается графическое изображение профиля
личности, выделяются все высокие и низкие оценки. К низким относятся оценки в диапазоне
1–3 балла, к средним 4-6 баллов, к высоким – 7-9 баллов. Следует обратить
особое внимание на оценку по шкале IX, имеющую значение для общей
характеристики достоверности ответов.
Методика 2
«Диагностика показателей и форм
агрессии»
Авторы: А. Басс, А. Дарки.
Цель: диагностика агрессивных и враждебных
реакций.
Описание методики. Созданный американскими
психологами А. Бассом и А. Дарки в 1957 г. одноимённый опросник, – одна из наиболее
часто применяемых методик для исследования уровня агрессивности.
Тест состоит из 75 утверждений, на которые
обследуемый должен ответить «да» или «нет». Создавая свой опросник, дифференцирующий
проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:
1.
Физическая
агрессия - использование физической силы против другого лица.
2.
Косвенная
агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
3.
Раздражение
- готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость,
грубость).
4.
Негативизм
- оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы
против установившихся обычаев и законов.
5.
Обида
- зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
6.
Подозрительность
- в диапазоне от недоверия и осторожности по отноше-
-нию к людям до убеждения в том, что другие
люди планируют и приносят вред.
7.
Вербальная
агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через
содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
8.
Чувство
вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком,
что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
При составлении опросника авторами использовались
следующие принципы:
1.Вопрос может относиться только к одной
форме агрессии.
2.Вопросы формулируются таким образом, чтобы
в наибольшей степени ослабить эффект социальной желательности ответов.
По мнению авторов, под агрессивностью можно
понимать свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций,
в основном в области субъектно-субъектных отношений. Вероятно, деструктивный компонент
человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так как
потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность
к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому
процессу.
Агрессивность имеет качественную и количественную
характеристики. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности:
от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать
определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости,
конформности и т.д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности,
которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д. Сама
по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны,
существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой,
сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы. В
житейском сознании агрессивность является синонимом «злонамеренной активности».
Однако само по себе деструктивное поведение «злонамеренностью» не обладает, таковой
его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми
активность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходны, но
их мотивационные компоненты прямо противоположны.
Исходя из этого, можно разделить агрессивные
проявления на два основных типа: первый - мотивационная агрессия, как самоценность,
второй - инструментальная, как средство (подразумевая при этом, что и та, и другая
могут проявляться как под контролем сознания, так и вне него, и сопряжены с эмоциональными
переживаниями (гнев, враждебность)).
При разработке диагностического инструментария
А. Басс, также разделил понятия агрессии и враждебность и определил последнюю как:
«...реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий».
Инструкция: Внимательно прослушайте утверждения.
Если вы согласны с утверждением, то ставьте знак «+», если нет, ставьте знак «-».
Обработка результатов. Ответы оцениваются
по восьми шкалам согласно ключу.
Нормой агрессивности является величина ее
индекса, равная 21 ± 4, а враждебности – 6,5-7 ± 3. При этом обращается внимание
на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления
агрессивности.
Пользуясь данной методикой, необходимо помнить,
что агрессивность, как свойство личности, и агрессия, как акт поведения, могут быть
поняты в контексте психологического анализа мотивационно-потребностной сферы личности.
Методика 3
«Диагностика уровня самооценки личности»
Автор: Г.Н. Казанцева
Цель: диагностику уровня
самооценки личности.
Описание методики:
Методика предложена Г.Н. Казанцевой и направлена на диагностику уровня самооценки
личности. Методика построена в форме традиционного опросника.
Инструкция: Вам
будут зачитаны некоторые положения. Вам нужно записать номер положения и против
него – один из трех вариантов ответа: «да» (+), «нет» (-), «не знаю» (?), выбрав
тот ответ, который в наибольшей степени соответствует Вашему собственному поведению
в аналогичной ситуации. Отвечать нужно быстро, не задумываясь.
Обработка результатов:
Подсчитывается количество согласий (ответы
«да») с положениями под нечетными номерами, затем – количество согласий с положениями
под четными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный результат
может находиться в интервале от – 10 до +1. Результат от –10 до –4 свидетельствует
о низкой самооценке; от +4 до +10 – о высокой самооценке.
Методика 4
«Шкала явной тревожности CMAS»
Автор: А.М. Прихожан.
Цель: диагностика тревожности.
Описание методики:
Шкала была разработана американскими психологами A.Castaneda, В.R.McCandless, D.S.Palermo
в 1956 году на основе шкалы явной тревожности (Manifest Anxiety Scale) Дж.Тейлор
( J.A.Taylor, 1953), предназначенной для взрослых. Для детского варианта шкалы было
отобрано 42 пункта, оцененных как наиболее показательные с точки зрения проявления
хронических тревожных реакций у детей. Специфика детского варианта также в том,
что о наличии симптома свидетельствуют только утвердительные варианты ответов. Кроме
того, детский вариант дополнен 11 пунктами контрольной шкалы, выявляющей тенденцию
испытуемого давать социально одобряемые ответы. Показатели этой тенденции выявляются
с помощью как позитивных, так и негативных ответов. Таким образом, методика содержит
53 вопроса.
В России адаптация детского варианта шкалы
проведена и опубликована А.М.Прихожан. По данным авторов и пользователей, детский
вариант шкалы доказывает достаточно высокую клиническую валидность и продуктивность
ее применения для широкого круга профессиональных задач.
Инструкция: На
следующих страницах напечатаны предложения. Около каждого из них два варианта ответа:
верно и неверно. В предложениях описаны события, случаи, переживания. Внимательно
прочти каждое предложение и реши, можешь ли ты отнести его к себе, правильно ли
оно описывает тебя, твое поведение, качества. Если да, поставь галочку в колонке
Верно, если нет – в колонке Неверно. Не думай над ответом долго. Если не можешь
решить, верно, или неверно то, о чем говорится в предложении, выбирай то, что бывает,
как тебе кажется, чаще. Нельзя давать на одно предложение сразу два ответа (т. е.
подчеркивать оба варианта). Не пропускай предложения, отвечай на все подряд.
Обработка результатов:
Предварительный этап
1. Просмотреть
бланки и отобрать те, на которых все ответы одинаковы (только «верно» или только
«неверно»). Как уже отмечалось, в CMAS диагностика всех симптомов тревожности подразумевает
только утвердительный ответ («верно»), что создает при обработке трудности, связанные
с возможным смешением показателей тревожности и склонности к стереотипии, которая
встречается у младших школьников. Для проверки следует использовать контрольную
шкалу «социальной желательности», предполагающую оба варианта ответа. В случае выявления
левосторонней (все ответы «верно») или правосторонней (все ответы «неверно») тенденции
полученный результат следует рассматривать как сомнительный. Его следует тщательно
проконтролировать с помощью независимых методов.
2. Обратить
внимание на наличие ошибок в заполнении бланков: двойные ответы (т. е. подчеркивание
одновременно и «верно», и «неверно»), пропуски, исправления, комментарии и т. п.
В тех случаях, когда у испытуемого ошибочно заполнено не более трех пунктов субшкалы
тревожности (вне зависимости от характера ошибки), его данные могут обрабатываться
на общих основаниях. Если же ошибок больше, то обработку проводить нецелесообразно.
Следует обратить особое внимание на детей, которые пропускают или дают двойной ответ
на пять или более пунктов CMAS . В значительной части случаев это свидетельствует
о затрудненности выбора, трудностях в принятии решения, попытке уйти от ответа,
т. е. является показателем скрытой тревожности.
Основной этап:
1.
Подсчитываются
данные по контрольной шкале – субшкале «социальной желательности».
2.
Подсчитываются
баллы по субшкале тревожности.
3.
Первичная
оценка переводится в шкальную. В качестве шкальной оценки используется стандартная
десятка (стены). Для этого данные испытуемого сопоставляются с нормативными показателями
группы детей соответствующего возраста и пола.
4.
На
основании полученной шкальной оценки делается вывод об уровне тревожности испытуемого.
Опросник выделяет характерные уровни тревожности:
1. Состояние
тревожности испытуемому не свойственно.
2. Нормальный
уровень тревожности.
3. Несколько
повышенная тревожность.
4. Явно
повышенная тревожность.
5. Очень
высокая тревожность.
2.2.
Результаты констатирующего эксперимента
Исследуемые были разделены на 2 группы: первую
группу составили 20 подростков из полных семей, вторую группу - 20 подростков из
неполных семей.
По опроснику FPI мы получили данные, которые
отобразили в таблице 1 и на рисунке 1 (стр. 57).
Таблица
1 Средние показатели по опроснику FPI
ШКАЛЫ
|
Средние показатели в неполных семьях
|
Средние показатели в полных семьях
|
невротичность
|
8,5
|
6,55
|
спонтанная агрессивность
|
6,7
|
4,6
|
депрессивность
|
5,4
|
5,15
|
раздражительность
|
6,2
|
5,15
|
общительность
|
5,2
|
5,6
|
уравновешенность
|
3,3
|
5,5
|
реактивная агрессивность
|
7,5
|
4,2
|
застенчивость
|
6,25
|
4,3
|
открытость
|
7,6
|
8,8
|
экстраверсия-интроверсия
|
8,1
|
5,2
|
эмоциональная лабильность
|
7,55
|
6
|
маскулинизм - феминизм
|
4,65
|
4,45
|
Рис. 1 Сравнительный график
показателей опросника FPI в полных и неполных семьях
Сравнение
средних показателей в обеих группах показало, что в шкалах «депрессивность», «общительность»
и «маскулизм-феминизм» приблизительно соответствуют друг другу, причем их значения
говорят о средней степени их выраженности. У подростков отмечается средний уровень
социальной активности, отсутствие психопатологического депрессивного синдрома в
эмоциональном состоянии и в поведении.
Страницы: 1, 2, 3
|
|
|
|
|