РУБРИКИ |
Инновационная деятельность как фактор развития творчества педагогов |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Инновационная деятельность как фактор развития творчества педагоговИнновационная деятельность как фактор развития творчества педагоговИнновационная деятельность как фактор развития творчества педагоговВ.И.Рыбакова Вряд ли у кого вызывает сомнения утвердительный ответ на вопрос: является ли инновационная деятельность фактором развития творчества педагогов? Практика инновационной деятельности педагогических коллективов, отдельных педагогов убедительно доказывает это. В квалификационных характеристиках педагогов высшей и первой квалификационных категорий одним из основных условий является творческое отношение к педагогической деятельности, участие в разработке и реализации новых проектов, способствующих совершенствованию учебно-воспитательного процесса. По итогам аттестации высшую категорию получили в 1993 году - 34 преподавателя, 1994 - 233, 1995 - 270, 1996 - 301, в текущем году на высшую квалификационную категорию претендуют 1083 педагога. Формой квалификационнных испытаний все чаще становится защита творческих работ и авторских проектов. Участие в исследованиях помогает творческому росту учителя и повышает его квалификацию. Педагоги с большим опытом практической работы систематизируют и обобщают его, грамотно организуют апробацию идей и оценку результатов. Руководители учреждений, реализуя инновационные проекты, приходят к осмыслению управленческого аспекта инновационной деятельности. Именно режим развития требует перехода от руководства к управлению, осмысления программно-целевого подхода, создания концепции развития образовательного учреждения, освоения научных основ управления. Взаимодействуя с наукой, практики включаются в реальную исследовательскую работу, совершенствуют навыки аналитической и прогностической деятельности. В банк данных информационно-педагогического центра занесено 450 творческих работ и проектов, большинство из них пользуются спросом не только в области, но и за ее пределами, только в 1996 году по этому поводу обращались более 300 человек. Наиболее популярны у педагогов темы и проекты по новым технологиям обучения, нетрадиционным формам организации учебно-воспитательного процесса, коррекционной педагогике, сельской школе, работе с родителями, русской национальной школе. Спрос тоже свидетельствует о стремлении педагогов к творчеству. Я полагаю, что не только и не столько процесс аттестации активизировал стремление учителя к новым знаниям, повышению квалификации, а прежде всего стремление к самовыражению, самореализации при решении педагогических проблем, использованию возможности осознания себя творческой личностью, осознания причастности к важному профессиональному делу в тесном сотрудничестве с коллегами. Несмотря на тяжелые финансовые сложности, приток желающих пройти курсы не ослабевает, только за прошлый год в различных формах переподготовки и повышения квалификации приняли участие 12 тыс. педагогов и руководителей. Именно инновационная деятельность вызвала острый интерес педагогов к творчеству, в том числе благоприятная инновационная обстановка в области, включившая в себя: создание режима благоприятствования на всех уровнях управления, выражающегося в востребовании инициативы и творчества педагогов, определение форм поддержки и практической помощи им; формирование кадрового научного потенциала, способного обеспечить сопровождение рождающихся и разрабатываемых программ и экспериментов; создание управленческой инфраструктуры, специализирующейся на управлении инновационной деятельностью на всех уровнях; формирование служб обеспечения, основной задачей которой является формирование социального заказа на инновации, обеспечение экспертной оценки значимости для региона и перспективности разрабатываемых проектов, отслеживание результатов инновационной деятельности отдельных педагогов, творческих групп, целых педагогических коллективов, муниципальных управленческих структур; создание системы информационно-методического обеспечения на всех уровнях, отвечающих запросам педагогов, включающей тиражирование результатов деятельности, проведение научно-практических конференций и т.д.; создание опорных образовательных учреждений, муниципальных органов управления образованием, в опережающем порядке переходящих на работу в режиме развития; создание временных научно-исследовательских коллективов в рамках образовательного учреждения, муниципальной системы образования и на уровне региона; обеспечение разработки учебных планов, программ регионального компонента содержания образования и его методического сопровождения; создание атмосферы общественной значимости инновационных процессов, обеспечение информированности детей и родителей о происходящих изменениях в сфере образования. Выделение в качестве основного звена развития инновационной деятельности работ с кадрами также способствует развитию творчества. Одно из необходимых условий реализации принципа основного звена - комплекс мер, стимулирующих инновационную деятельность педагогов: материальная поддержка, выражающаяся в частичном финансировании проектов, надбавках в заработной плате, материальном поощрении в случае конкурсного отбора проекта; моральная поддержка: общественное признание проблем, заявленных в инновационном проекте; возможность осознания себя творческой личностью, причастной к важному профессионального делу в сотрудничестве с коллегами; возможность издания результатов инновационной деятельности; профессиональная поддержка: индивидуально ориентированная помощь, возможность обучения на целевых курсах, участие в “круглых столах”, организационно-деятельностных играх; особое внимание инновационной деятельности при аттестации на квалификационные категории. Одним из важных направлений работы по управлению инновационными процессами являлась индивидуально ориентированная помощь педагогам и помощь коллективам в разрешении типичных проблем организации творческой работы. Среди этих проблем мы выделили главные и наметили пути их решения. Отсутствие достаточно полной информации требует целенаправленных действий по ее обеспечению: создания информационно-обеспечивающих структур в управлении, расширения издательской деятельности по результатам инновационных процессов, организации информационных выпусков и информационно-методических банков, проведения научно-практических конференций, изменения учебных планов и программ повышения квалификации кадров. Формальное принятие принципов и заявленной стратегии проекта, выбор проекта по “молодому”, престижному направлению. Решение этой проблемы обеспечивается экспертно-консультативной помощью при проектировании (особая проработка приоритетов в виде тактических и стратегических достижений, контрольно-диагностических процедур, их проявления, использования различных форм рассмотрения проекта - защита, индивидуальное собеседование, презентация и т.д.). Несовпадение мнений участников проекта сокращается после коллективных обсуждений, моделирования процессов деятельности, знакомства с образовательными подходами, концептуально-теоретическими и практико-методическими новинками, стимулирования совместных разноуровневых, междисциплинарных заявок. Сопротивление инновациям руководителей и отдельных работников педагогических коллективов уменьшается при организации коллективной и индивидуальной работы по изменению мышления, выработке нового видения и позиции в ходе повышения квалификации и активной групповой работы (интерактивный семинар, дискуссия, фокус-группа, коллективная форма повышения квалификации). Изменению ситуации способствует включение показателя восприимчивости нововведений как квалификационного требования к руководителям образовательных учреждений и педагогам высшей квалификационной категории с разработкой соответствующих квалификационных испытаний при аттестации. Недостаточная компетентность исполнителей проектов вызывает необходимость создания экспериментальных и стажерских площадок в образовательных учреждениях и управленческих структурах; проведения интенсивно-технологических курсов, индивидуальных консультаций, расширения организационно-деятельностных игр как формы работы в отдельных творческих группах, целых педагогических коллективах учреждений и территориальных образований. К практическим результатам внедрения новой модели управления инновационной деятельностью образовательных учреждений в регионе можно отнести следующие факты. В 1995 - 1996 учебном году уже 80% школ области в учебных планах имело 70 новых предметов и курсов, направленных на гуманитаризацию образования, сохранение и возрождение национального характера школы, допрофессиональную ориентацию и подготовку, социальную адаптацию и реабилитацию учащихся и воспитанников. В 20% школ обеспечено раннее изучение основ информатики и вычислительной техники, иностранного языка, пропедевтических курсов физики, химии; в 40% школ введен выбор учащимися углубленного изучения отдельных предметов. Формируется целостная система поддержки талантливых детей. Для детей, имеющих проблемы в развитии, расширена сеть социальных учреждений и сформированы в составе общеобразовательных учреждений классы компенсирующего обучения, выравнивания, классы по медицинским показаниям, группы разновозрастного обучения, группы без базового образования в учреждениях начального профессионального образования, формируется домашняя система обучения. Создаются центры социальной помощи детям; методико-педагогические школы, психологические службы, культурно-образовательные центры, службы доверия и т.д. На уровне региона созданы телекоммуникационный центр дистанционного обучения школьников с филиалами в шести городах и четырех районных центрах; очно-заочные школы русской филологии и культуры, математическая, физико-техническая; продолжается процесс включения всех средних школ в международные образовательные телекоммуникационные сети ИНТЕРНЕТ. Инновационная деятельность позволила обеспечить разработку новых учебных планов, программ регионального компонента содержания образования по региональным образовательным областям - этика, экономика, экология; спецкурсам - “Моя Родина”, “Краеведение”, “География Ярославской области”, “Экология Ярославской области”. Готовится к изданию “История Ярославского края”, подготовлены и изданы учебные планы и программы для использования в качестве муниципального и школьного компонентов образования, авторские программы. С педагогическими кадрами работали всегда, но сегодня это другой уровень, поскольку необходимая помощь педагогам ими востребована. Психологическая поддержка позволяет педагогам поверить в свои силы, работа в группах, всем педагогическим коллективом, в межшкольных группах - познакомиться с единомышленниками. Коллективная работа над проектом позволяет обогатить его опытом каждого, создает общую заинтересованность в результатах. Дифференцированная система повышения квалификации позволяет глубже проникать в конкретные проблемы. Переход на новые учебные планы, новое содержание образования, введение регионального и местного компонента образования инициирует поиск, стремление педагога освоить новые педагогические технологии. Смотры-конкурсы “Учреждение года”, “Педагог года”, презентации инновационных проектов, создание новых технологий, программ, издание результатов, да и сами результаты реализации новых проектов создают общественную поддержку, тем самым стимулируют работу педагогических коллективов в режиме развития. Широкая инновационная деятельность в области позволила широко привлечь научные кадры к изучению и проработке проблем практического образования. Не могу утверждать, что каждый педагог на себе это почувствовал, но большинство - это факт. Не могу согласиться с мнением некоторых наших ученых, что основные организации в области, ответственные за развитие образования, работают разрозненно (ЯГПУ, ЯрГУ, ИПК, ЦРО), что вузы предпочитают заниматься чистой наукой, практичность которой выражается в озабоченности ученых проблемами практики, а не стремлением в решении этих проблем. Сегодня каждый вуз работает с педагогами школ, участвует как в подготовке, так и в повышении их квалификации, имеет совместные проекты с учебными заведениями, в значительной степени обеспечивая их научно-методическое сопровождение. Именно совместная работа с учеными позволяет переходить нашим педагогам к грамотному анализу и осмыслению практики, научно обоснованному эксперименту, творческому поиску, и я думаю, вскоре из числа педагогов появятся ученые, способные еще более активизировать инновационные процессы в области. Список литературыДля подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru/ |
|
© 2010 |
|