РУБРИКИ |
Исследование имиджа Макарьевского монастыря |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Исследование имиджа Макарьевского монастыряИсследование имиджа Макарьевского монастыряМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК ОТДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА Дисциплина: СК-6 Психология имиджа Тема: Исследование имиджа Макарьевского монастыря. Выполнила студентка 5 курса, 14-53 группы Васильева И.В. Преподаватель: Колосова В.В. 1. Объект исследования: Макарьевский монастырь Краткое описание объекта исследования. Макарьевский монастырь находится на территории Нижегородской области (населённый пункт Макарий, Лысковский район). Монастырь – действующий, женский. Объект исследования представляет собой духовную, историческую, эстетическую ценность. Обоснование выбора данного объекта исследования. Для своей практической работы я выбрала Макарьевский монастырь по следующим причинам: 1. В течение последних лет образ (имидж) монастыря активно развивается в СМИ. Информацию о нём я встречала в местных и центральных новостях (репортажи о реставрации и о праздновании дня Макария, а значит и дня самого монастыря), в газетах различного уровня (небольшие заметки о дне Макария, более значительные статьи об истории монастыря). 2. Макарьевский монастырь знаком мне по личному опыту. Я была там дважды – в 2004 и 2005 годах – оба раза в день Макария 7 августа. Историческая справка. Макарьевский монастырь возник в 16 веке на левом берегу Волги в 88 км ниже Нижнего Новгорода. Основателем монастыря считается Макарий (1482 - 31. 12. 1563), церковный и политический деятель, архиепископ новгородский с 1526, митрополит московский и всея Руси с 1542. Убеждённый сторонник усиления самодержавной власти, представитель иосифлян, отстаивал позиции сильной воинствующей церкви. Под влиянием Макария Иван IV в 1547 принял царский титул. Макарий предпринял канонизацию пантеона русских «святых» с целью унификации местных культов. Макарий способствовал открытию первой русской типографии. В советское время название монастыря упоминается в исторической литературе в связи с Макарьевской ярмаркой - одной из крупнейших ярмарок в России. Торг на Макарьевской ярмарке производился ежегодно в июле. Выгодное географическое положение привлекало русских купцов из центральных районов государства, Поволжья, Сибири и Поморья, а также купцов из Закавказья, Средней Азии, Ирана, Индии. С 20-х годов 17 века Макарьевская ярмарка способствовала складыванию всероссийского рынка. На ярмарке сбывались пушнина, ткани, рыба, изделия из металла, зерно. В конце 17 века привоз товаров достиг 80 тыс. рублей, к концу 18 века — 30 млн. рублей. В 1816 пожар истребил основные ярмарочные строения. С 1817 торг перенесён под Нижний Новгород, где была учреждена Нижегородская ярмарка. 2. Целевая группа. Я считаю, что Макарьевский монастырь (ММ) может быть интересен следующим группам: - верующие (посещают монастырь как паломники); - туристы; - историки; - церковные деятели. Для каждой из вышеуказанных групп образ монастыря будет складываться из различных составляющих. Конечно, в образе монастыря для разных целевых групп будут и общие черты, однако даже это общее будет иметь различное значение. Например, расположение монастыря в живописном месте для верующего будет символизировать благодать Божью, а для туриста – красоту природы. В данной работе я рассмотрю имидж Макарьевского монастыря применительно к целевой группе туристы. 3. Методы исследования ü наблюдение. Говорить об использовании данного метода можно лишь с определённым уточнением: оценка данных наблюдения производилась отсрочено во времени. ü интервью (см. Приложение). Критерии отбора интервьюируемых: - не относят себя к глубоко верующим людям (цель: исключить влияние имиджа Макарьевского монастыря как церковной святыни); - в список увлечений входит путешествие по разным городам, посещение музеев и выставок. Интервьюирование проводилось с людьми, которые посещали и не посещали Макарьевский монастырь. В ходе интервью выяснялись следующие параметры имиджа объекта исследования: - общая информация о монастыре (месторасположение, дата основания и т.п.); - отличие данного монастыря от других аналогичных туристических объектов; - эмоциональное воздействие образа монастыря. ü теоретический анализ (изучение справочной литературы и газетных статей). 4. Описание и анализ составляющих имиджа Макарьевского монастыря Для любого туристического объекта важны следующие составляющие имиджа: - местонахождение (административное, географическое, ландшафтное); - историческая, культурная, духовная ценность; - внешний вид объекта (его композиция, цвета, след старины и т.п.); - наличие завлекающих факторов (то, что отличает данное место от всех остальных). Это могут быть сувениры и другие материальные составляющие, которые можно увести с собой, исполнение определённых ритуалов («прикоснуться к чему-то и желание сбудется»), занимательные истории (действительно имевшие место, а так же легендарные, фантастические). Часть таких «завлекалочек» складывается исторически, естественным путем, часть специально выдумывается для привлечения туристов. Все составляющие имиджа можно так же разделить на две большие группы: - «Имидж до» - то, что турист знает до посещения объекта. Т.е. та информация, которая побуждает его посетить тот или иной город, музей, памятник. В формировании данного имиджа участвуют СМИ и значимое окружение. - «Имидж после» - то, что турист узнаёт во время посещения объекта, с чем он возвращается домой (знания, эмоции, материальные компоненты). «Имидж после» влияет на то, что он расскажет другим потенциальным туристам и на то, посетит ли он объект ещё раз. Было опрошено 7 человек. - 3 человека посещали ММ два раза; - 1 человек ездил в ММ один раз; - 3 не были в ММ. Возраст опрашиваемых от 17 до 46 лет. Анализ информационной составляющей имиджа. Все опрошенные до проведения интервью знали о существовании ММ, т.о. можно сделать вывод, что это довольно известный объект. Основным источником информации о ММ является СМИ. Большинство опрошенных (5 человек) вспомнили, что впервые узнали о ММ из теленовостей (это произошло 3-5 лет назад). Типичный сюжет репортажа, который вспоминают опрошенные: знаменитые люди (режиссер Н.Михалков, актёры и т.д.) ежегодно совершают речное путешествие от Москвы до Макария. Следует отметить, что все опрошенные живут на территории Нижегородской области, т.е. в непосредственной близости от объекта изучения, однако узнают о нём фактически через столичных гостей. Второй источник информации о ММ – бытовые разговоры со знакомыми (это указало 3 человека). Лишь один человек упоминает, что впервые встретил название ММ в книгах по истории родного края. Анализ фактической составляющей имиджа.
Все побывавшие в ММ довольно точно вспоминают планировку монастыря: - высокие стены, храмы, колокольню, беседку, бытовые помещения, кладбище, сад и огород и т.п. Анализ эмоциональной составляющей имиджа. Результаты интервью показали, что ММ интересен для опрошенных как: - объект, находящийся далеко (относительно) от места жительства, т.е. здесь действует эффект новизны, смены обстановки (так ответили 7 из 7); - исторический объект (6 из 7); - модный объект (влияние СМИ и посещение ММ известными людьми и политиками) (4 из 7); - духовный центр (3 из 7); - объект, находящийся вдали от цивилизации, на лоне природы (вид Волги, ухоженный сад монастыря). В имидже ММ можно выделить следующие факторы, которые отличают его от других туристических мест и делают пребывание в нём более насыщенным и запоминающимся:
Все побывавшие в ММ отмечают, что в целом они очень довольны поездкой в ММ, т.к. они узнали много нового, побывали в новом месте. Однако все отмечают, что значительную роль для них сыграло то, что после посещения монастыря, они продолжили свое путешествие отдыхом на природе. 7 из 7 опрошенных хочет побывать в ММ (первый раз и повторно), но те, кто уже был в ММ отмечают, что всё на территории монастыря можно изучить за одну поездку и желательно продолжение отдыха на природе. Благодаря положительным отзывам тех, кто побывал в ММ в 2004 году (3 человека), в 2005 году в Макарий поехали как минимум ещё 4 человека. Развитие имиджа Следует отметить, что имидж монастыря как туристического объекта быстро развивается. По результатам наблюдения и со слов опрошенных можно отметить следующие изменения в имидже монастыря:
Выводы. Рекомендации Макарьевский монастырь является интересным туристическим объектом, который не исчерпал свой потенциал. Имидж монастыря значительно видоизменяется за последние годы: из тихого местечка на берегу Волги, который раз в год посещали немногочисленные паломники, он превращается в один из самых известных в Нижегородской области туристический пункт. К тому же он обладает чертами, которые отличают его от других схожих туристических мест (православные храмы, например, в Суздале, Дивеевский монастырь). Следует указать, что большинство побывавших в монастыре туристов, отмечают: объект интересен сам по себе только в первое посещение, а далее необходимы какие-то дополнительные завлекающие факторы (например, поездка на природу, новый колокол, бочковое пиво). Т.о. следует постоянно развивать имидж монастыря как места посещения туристами. Для этого необходимо обращать внимание на рассмотренные выше составляющие имиджа и развивать их качественное наполнение. По моему мнению, увеличению потока туристов способствовали бы следующие моменты: 1. Сохранение всего того, что привлекает туристов в монастырь и что отличает его от других православных святынь. Например, источник монастырской воды имеет большую популярность как среди паломников, так и среди туристов. Однако здесь возможно ещё большее увеличение воздействия данного фактора. Для этого необходимо облагородить домик для источника (сейчас он полуразрушенный, из потемневшего дерева), предложить посетителям какую-нибудь уникальную тару для воды взамен разносортным бутылкам, которые они приносят с собой (например, бутыли оригинальной формы, с наклейкой, где изображен вид монастыря). 2. Продолжение реставрации монастыря и добавление к его имиджу новых материальных элементов (красивая беседка, интересное растение в саду). Однако с этим пунктом развития имиджа нужно обращаться крайне осторожно. Реставрация, которая была начата в монастыре, приближает его облик к современному (яркие краски, всё выглядит слишком новым), а в имидже исторического объекта важно оставить налёт старины и загадочности. 3. Популяризация образа монастыря: - СМИ (расширение тематики – не только про день Макария, но и побольше информации об истории монастыря, о жизни Макария); - продажа брошюр об истории монастыря; - продажа открыток с видом монастыря, его отдельных строений, внутреннего убранства. Список литературы 1. Нижегородская губерния – дорога в XXI век. // Альманах. Выпуск первый. - «Комсомольская правда – Форпост» - 2001. 2. Обозов Н.Н. Словарь практического психолога. – СПб., Академия психологии. Предпринимательства и менеджмента. «Облик», 1998 – 200 с. 3. БСЭ, 3-е издание, 1970-1977 (электронная версия). Приложение План интервью. 1. Знает ли человек о существовании ММ? Как давно? Из каких источников? 2. Что человек знает о ММ. Время основания? Где находится? Кто основал? Макарьевская ярмарка? 3. Был ли человек в ММ? Когда? Сколько раз? Хочет ли побывать? 4. (если человек посещал ММ) Что вспоминается, когда человек слышит название ММ? Что понравилось? Что запомнилось? Что находится на территории? Что интересного есть в окрестностях? 5. Есть ли в планах посетить ММ ещё раз? Почему? Зачем? 6. Повлияли ли впечатления от поездки на то, что кто-то из окружения поехал тоже? |
|
© 2010 |
|