РУБРИКИ |
Исследование личности студента педагогического колледжа |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Исследование личности студента педагогического колледжаИсследование личности студента педагогического колледжаКонтрольная работа Исследование личности студента педагогического колледжа Бийск 2010г. Содержание детство переориентация общение юношеский возраст Введение Глава 1. Теоретические аспекты особенностей юношеского возраста 1.1 Характеристика юношеского возраста 1.2 Взаимоотношения с окружающими в юношеском возрасте Глава 2. Практическое исследование взаимоотношений в юношеском возрасте Заключение Список литературы Введение Юношеский возраст - не фаза "подготовки к жизни" , а чрезвычайно важный, обладающий самостоятельной, абсолютной ценностью этап жизненного пути. В общем можно определить следующие границы 15-25 лет. Каждый знает, что юность ¾ определенный этап созревания и развития человека, лежащий между детством и взрослостью. Слово "юность" обозначает фазу перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, что предполагает, с одной стороны, завершение физического, в частности полового, созревания, а с другой ¾ достижение социальной зрелости. Отношения людей представляют реальность особого рода, которая не сводима ни к совместной деятельности, ни к коммуникации, ни к взаимодействию. Субъективная и фундаментальная значимость этой реальности для жизни человека и развития его личности не вызывает сомнений. Одна из главных особенностей юношеского возраста - смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми. Одна из главных тенденций юношеского возраста ¾ переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников, более или менее равных по положению. Такая переориентация может происходить медленно и постепенно или скачкообразно и бурно, она по-разному выражена в разных сферах деятельности, в которых престиж старших и сверстников неодинаков, но происходит она обязательно. Постоянство возникающих конфликтов подростков с родителями заставляет снова и снова возвращаться к изучению специфики отношений с окружающими в подростковом возрасте. Тема формирования позитивных отношений родителей с подростками актуальна и это связано с социальными, политическими, экономическими изменениями в обществе в котором мы живем. Глава 1. Теоретические аспекты особенностей юношеского возраста 1.1 Характеристика юношеского возраста Период характеризуется завершением физического развития организма, заканчивается половое созревание, приходит в гармоничное соответствие сердечно -сосудистая система, замедляется темп роста тела, нарастает мышечная масса, повышается ее работоспособность, заканчивается формирование и функциональное развитие тканей и органов. Девушки и юноши озабочены проблемой соответствия эталоном мужества и женственности. Обусловлены спецификой социальной ситуацией развития, человек проходит этапы профессионального самоопределения, которого от него требует общество. Ведущий вид деятельности учебная деятельность, связанная с профессиональным образованием. Кризисность данного периода заключается в расхождении систем образования и систем взросления. Центральным местом жизни является обращенность в будущее, построение жизненных планов и перспектив, т.е. личностное самоопределение, самопроектирование себя в будущее. Социальная ситуация определяет развитие мотивационной сферы. Быстро развиваются специальные способности связанные с выбранной профессиональной областью. Новообразования. Самоопределение, готовность к личностному и жизненному самоопределению, продолжается развитие самосознания, появляется понятие идентичность (по Эриксону – чувство обретения адекватности и владение личностью собственным "я" независимо от ситуации). В юности индивид становится созвучен эпохи, отождествляя себя с ней, поэтому ценным и приятным является воспоминания связанные с этим периодом. Ценности возраста. Обретение чувства личностной тождественности и целостности (идентичности). Обретение психо сексуальной идентичности это осознание и самоощущение себя как достойного представителя определенного пола. Профессиональное самоопределение, самостоятельность, независимость определения жизненных целей и выбор будущей профессии. Развитие готовности к жизненному самоопределению, что предполагает достаточный уровень развития ценностных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности. Таким образом, в юности происходит как бы второе рождение личности, ошибки, сделанные в этом возрасте могут обернуться последствиями драматического характера, происходит вхождение человека в мир культуры посредством интеллектуальной и физической возможности, встречается и переживается любовь, дружба, которая остается в памяти навсегда. Взаимоотношения полов становятся основной из воспитательных проблем. Для полноценного развития личности необходимы поиски и сомнения характерные для этого возраста прошедшие это период в большей мере независимы творчески относятся к делу обладают более гибким мышлением, способны принимать самостоятельные решения. Тревожность возникает к моменту окончания обучения. Несмотря на все это можно говорить о стабилизации личности о сформированности Я-Концепции о высоком самоуважении, о развитии саморегуляции и самоконтроля, об устойчивом настроении и о нравственной устойчивости личности, самоопределение вырабатывает мировоззрение и окончательный выбор жизненного пути. 1.2 Взаимоотношения с окружающими в юношеском возрасте Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Юношеское "Я" еще неопределено, расплывчато, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда растет потребность в общении и одновременно повышается его избирательность, потребность в уединении. Другие люди ¾ не внешняя среда, предметно воспринимаемая человеком, не обстоятельство его жизни, но его внутреннее достояние, главное содержание его личности. Самосознание человека возможно только через его отношения с другими. Становление самосознания в ранней юности, т.е. осознание не только окружающего, но и самого себя в своих отношениях с окружающим миром, осознание себя как "Я", характеризуется и способностью самостоятельно и сознательно ставить перед собой цели своей деятельности и реализовывать их. Особенности межличностных отношений между людьми, находящимися в отношениях субординации, оказывают существенное влияние на характер мотивации, уровень самоуважения, способность к саморегуляции личностей, находящихся в подчиненном или зависимом положении. Как же появляется эта возрастная тенденция (не смешивать с отношениями между поколениями!) в отношениях старшеклассников с наиболее значимыми для них конкретными взрослыми ,которые являются не только старшими по возрасту, но и полномочными представителями общества взрослых в целом, - родителями и учителями? Из факторов социализации, рассматриваемых по отдельности ,самым важным и влиятельным была и остается родительская семья как первичная ячейка общества ,влияние которой ребенок испытывает раньше всего ,когда он наиболее восприимчив. Семейные условия, включая социальное положение ,род занятий ,материальный уровень и уровень образования родителей ,в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности. Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Понять взаимоотношения старшеклассника с родителями, необходимо знать, как меняются с возрастом функции этих отношений и связанные с ними представлениями. К старшим классам поведенческая автономия, как правило, уже весьма велика: старшеклассник самостоятельно распределяет свое время, выбирает друзей, способы досуга и т. д. В семьях с более или менее авторитарным укладом эта автономизация иногда вызывает острые конфликты. Многих учителей и вне школы отличает назойливо-дидактическая, поучающая манера держать себя. Привычка упрощать сложные вещи, чтобы сделать их доступными детям, способствует развитию негибкого, прямолинейного мышления, вырабатывает склонность видеть мир в упрощенном, черно-белом варианте, а привычка постоянно держать себя в руках затрудняет эмоциональное самовыражение. Положение учителя - это постоянный искус, испытание властью. Одна из главных тенденций юношеского возраста ¾ переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников, более или менее равных по положению. Такая переориентация может происходить медленно и постепенно или скачкообразно и бурно, она по-разному выражена в разных сферах деятельности, в которых престиж старших и сверстников неодинаков, но происходит она обязательно. Общение со сверстниками очень важный специфический канал информации; по нему подростки и юноши узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые. Также общение со сверстниками ¾ это специфический вид межличностных отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся принципиально на равных и статус надо заслужить и уметь поддерживать, ребенок не может выработать необходимых взрослому коммуникативных качеств. Соревновательность групповых взаимоотношений, которой нет в отношениях с родителями, также служит ценной жизненной школой. Это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных, товарищей, имеет для самоуважения подростка решающее значение. Психология общения в юношеском возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления (приватизации) и аффилиации, т.е. потребности в принадлежности, включенности в какую-то группу или общность. Обособление чаще всего проявляется в эмансипации от контроля старших. Однако оно действует и в отношениях со сверстниками. Усиливается потребность не только в социальной, но и пространственной, территориальной автономии, неприкосновенности своего личного пространства. В юношеском возрасте меняются представления о содержании таких понятий, как "одиночество" и "уединение". Чем самостоятельнее и целенаправленнее юноша, тем сильнее у него потребность и способность быть одному. Типичная черта юношеских групп ¾ чрезвычайно высокая конформность. Яростно отстаивая свою независимость от старших, они зачастую абсолютно некритически относятся к мнениям собственной группы и ее лидеров. Неокрепшее, диффузное "Я" нуждается в сильном "Мы", которое, в свою очередь, утверждается в противоположность каким-то "Они". Причем все это должно быть грубо и зримо. Следует отметить, что коммуникативные черты и стиль общения юношей и девушек не совсем одинаковы. Это касается и уровня общительности, и характера аффилиации. Юношеские группы удовлетворяют в первую очередь потребность в свободном, нерегламентированном взрослыми общении. Свободное общение ¾ не просто способ проведения досуга, но и средство самовыражения, установления новых человеческих контактов, из которых постепенно выкристаллизовывается что-то интимное, исключительно свое. Юношеское общение поначалу неизбежно экстенсивно, требует частой смены ситуаций и довольно широкого круга участников. Принадлежность к компании повышает уверенность подростка к себе и дает дополнительные возможности самоутверждения. Как ни важны для юности товарищеские отношения и чувство своей принадлежности к коллективу, групповые контакты обычно включают в себя соревновательность, борьбу за положение и авторитет. Даже в самом сплоченном коллективе далеко не все его члены испытывают друг к другу личную симпатию. Жажда самовыражения, предпосылкой которой является осознание своей особенности, составляет одну из главных черт юношеской психологии. Дружба является прежде всего эмоциональной привязанностью, реальная или подразумеваемая близость для нее важнее, чем общность предметных интересов. Психологическая ценность юношеской дружбы определяется тем, что она является одновременно школой самораскрытия и школой понимания другого человека. Очень интересно поэтому, какой тип alter ego выбирают старшеклассники. Дружба иногда выступает и как своеобразная форма психотерапии, позволяя молодым людям выразить переполняющие их чувства и найти подтверждение того, что кто-то разделяет их сомнения, надежды и тревоги. Для понимания психологических отличий дружбы взрослых людей от юношеской дружбы особенно важны три момента: относительное завершение формирования самосознания; расширение и дифференциация сферы общения и деятельности; появление новых интимных привязанностей. В юности дружба занимает привилегированное положение, поскольку она складывается, когда у человека нет еще ни собственной семьи, ни профессии, ни любимой. Единственный "соперник" юношеской дружбы ¾ любовь к родителям, но эти чувства лежат в разных плоскостях. С появлением новых, "взрослых" привязанностей дружба постепенно утрачивает свое привилегированное положение. Глава 2. Практическое исследование взаимоотношений в юношеском возрасте Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений: их важная черта – эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического климата группы. Семья является первичной группой во всех возрастах. Анкета "Взаимоотношения со взрослыми" 1) Вы эмоциональный человек? Да-1. Нет-3. Наверное человек настроения-2. 2) Чувствуете ли вы ответственность за свои поступки? Всё зависит от обстоятельств-2. Каждый должен быть сознательным-1. 3) Родители считают вас самостоятельным человеком? Иногда родители меня переоценивают-2. Да-1. Не знаю-3. 4) А вы как считаете? Да-1. Не знаю-2. Иногда забота обо мне не помешает-3. 5) Когда вы хотите задать какой-либо вопрос родителям, можете сделать это прямо? Могу-1. Потребуется благоприятная обстановка-2. Нет-3. 6)Часто ли вы умалчиваете перед родителями из того, что вас тяготит? Да, боюсь, что меня могут не понять-3. Без утайки всё рассказываю-1. Иногда считаю, что родители не всё должны знать-2. 7) Вы чаще делитесь с друзьями своими проблемами, чем со своими родителями? Со своими друзьями мы понимаем лучше друг друга-3. Иногда-2. Свои проблемы предпочитаю обсуждать с родителями-1. 8) Считаете ли вы бестактностью, когда родители "влезают" в ваш разговор с друзьями, входят в вашу комнату без стука? Считаю это незначительным (не думаю об этом)-3. Это выводит меня из себя-2. У меня родители тактичные люди-1. 9) Бывает ли так, что, когда родители разговаривают с Вами, вы думаете о чём-то другом? Бывает-3. Слушаю внимательно-1. Если "в облаках" то пытаюсь сосредоточить всё своё внимание-2. 10) Будете ли вы советоваться с родителями, даже если вы уверены в правильности своего решения? Очень редко-2. Это необходимо для полной уверенности-1. Нет-3. 11) В споре с родителями вы самокритичны? Обычно да-1. Стараюсь-2. Нет-3. 12) Когда вы знаете, что родители неправы, Вы доказываете свою правоту, или уходите к себе с мыслями: "Родителей не выбирают"? Отступаю и виню себя в легкомыслии-2. Остаюсь при своём мнении-1. Отстаиваю свою позицию если даже она грозит вылиться в скандал-3. 13) Вы считаете, что родители должны Вас обеспечивать материально до совершеннолетия, или до тех пор, пока вы учитесь и не работаете? Да, а потом я внесу свою лепту-2. Мои личные доходы не помешают семье-1. Не знаю-3. 14) Можете ли вы посмеяться вместе с родителями над ситуацией, где кто-либо из вас выглядел нелепо? Да, чувство юмора присуще нашей семье-1. Смотря, какая ситуация-2. Нет, это выглядит глупо-3. 15) У вас появился партнёр(ша), который, как вам кажется достоин Вас, а родители так не считают, Вы послушаетесь родителей или будет конфликт? Попытаюсь доказать обратное-2. Конечно:"за друга горой"-3. Я пересмотрю и проанализирую качества своего партнёра-1. 16) Отношение родителей к вашим вредным привычкам (если они у вас есть)? У меня их нет-0. Они об этом не знают-3. Знают, но естественно не поощряют-1. Не акцентируют на этом внимание-2. 17) После знакомства с другом противоположного пола, считаете ли вы нужным рассказать о нём своим родителям или даже познакомить? Нет, мне это не нужно-4. Иногда это преждевременно-3. Я рассказываю обо всём-1. Считаю, что нужно удовлетворить их тайное любопытство-2. 18) Можете ли вы откровенно с родителями поговорить о сексуальных потребностях человека? Эта тема между нами никогда не затрагивается-4. Предпочитаю узнать больше на эту тему от родителей-1. Нет, лучше прочитать специализированную литературу-2. Только с близкими друзьями можно обсуждать такие интимные вопросы-3. 19) Будет ли у Вас ссора с родителями, если Вы считаете, что Вам недостаточно выделяют денежных средств? Я не имею права требовать больше-1. Иногда, когда совсем обижают своим денежным невниманием-2. Если мне недостаточно, они обязаны удовлетворить мои денежные потребности-3. 20) Если Вы интересуетесь политикой, то придерживаетесь того же мнения, что и родители? Меня политика вообще не интересует-4. Наверное да, я хочу мыслить как они-3. Нет у меня свои взгляды на политику-2. 21) Если у Вас политические лидеры противоположны в своих позициях с лидерами Ваших родителей, может это обернуться скандалом в процессе доказательства правоты? Никогда, я считаю можно отстаивать своё мнение по этому вопросу без конфликта-1. Да, такое часто бывает-2. 22) Часто ли родители навязывают Вам своё мнение? Не дают даже вздохнуть-3. Не обращаю внимания-1. Нет-2. 23) Вы считаете это правильным т.к. они мудрее, старше, опытнее? Вот поэтому они должны быть лояльнее-1. Не знаю-2. Всё равно они не всегда правы-3. 24) Вы считаете, что родители должны давать своему ребёнку свободу выбора, какой бы он не был? Ограничения этой свободы должны существовать-1. Да-3. Не всегда есть уверенность в правильности выбора-2. 25) Как долго может продолжаться конфликт с родителями по любому поводу, или продолжительность зависит от причины ссоры? Если повод был серьёзный, тогда долго-2. Нет, не долго независимо от причины-1. Когда как-3. 26) Кто первый идёт на примирение? Конечно же родители-2. Иногда как-1. Атмосфера мира сама налаживается-2. 27) Чаще всего по какой причине происходят споры? Нет взаимопонимания-1. Слишком много хотят знать-2. Меня просто тритируют-3. Любая другая причина-4. 28) Вы можете извиниться перед родителями, если знаете, что сгоряча наговорили непростительного или считаете "само собой всё пройдёт, они старше, они поймут"? Не знаю-2. Чувствую вину за собой, это естественно-1. Нет, сами спровоцировали-3. Ключи к опроснику: 101—80 баллов — ответы недостоверны, 79—40 баллов — оптимальные отношения с родителями, конфликты редки, 40—33 баллов — отношения с родителями в целом благополучны, Ниже 32—19 баллов — частые конфликты и разногласия, Ниже 19 баллов — игнорируют родителей. Результаты анкетирования Анализируя данные полученные, в результате проведения к выводу, что родителям юноша таким, какой он есть, они старается уважать его индивидуальность, проводить с ним определенное время. В данной семье бывают случаи применения авторитарных методов воспитания, при которых мама требует послушания и дисциплины. В определенных моментах мама старается навязать юноши свою волю. Проявляют интерес к делам своего сына, испытывают чувство гордости за него, положительно оценивают его интеллектуальные и творческие способности. Стараются поощрять инициативу и самостоятельность, доверяют юноши. Юноша имеет большую зависимость от семьи, ему свойственно ощущение самопожертвования, также высоки показатели вербализации в этой семье. Таким образом, данные исследования показывают стабильные внутрисемейные отношения. Заключение Юность ¾ одновременно самый искренний и самый неискренний возраст. В юности сильнее всего потребность быть в согласии с самим собой, бескомпромисность, жажда полного и безоглядного самораскрытия. Однако известная неустойчивость представлений о собственном "я" рождает желание проверить себя путем разыгрывания каких-то несвойственных ролей. Юноша страдает от того, что у него не хватает средств и возможностей выразить свой внутренний мир. Но беда его не столько в недостатке средств, сколько в реальной неясности, незавершенности его "я". Юность эмоциональна, она бурно увлекается новыми людьми, идеями, делами. Хотя эти увлечения порой непродолжительны, они помогают в короткий срок пережить и освоить много нового. Одна из главных особенностей подросткового и раннего юношеского возраста - смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми. Одной из самых важных потребностей переходного возраста становиться потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а также от установленных ими правил и порядков Из факторов социализации, рассматриваемых по отдельности, самым важным и влиятельным была и остается родительская семья как первичная ячейка общества. Всеобъемлющее влияние родителей на детей, а также содержание и характер этого влияния объясняются теми механизмами социализации ребенка, которые с наибольшей эффективностью активизируются в семейном воспитании. В качестве таких механизмов, с помощью которых ребенок приобщается к социальной действительности, входит в жизнь, становится ее самостоятельным участником, психологи определили подкрепление, индентификацию, понимание. Семейное воспитание происходит в процессе жизни – в отношениях близости, в делах и поступках ребенка. Список литературы 1. Авдеева Н.Н. Ранний этап в развитии личности // Психология личности: Теория и эксперимент. М., 1982. 2. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы// Психология формирования и развития личности,М., 1981. 3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1972. 4. Бодалев А.А. Психология межличностных отношений //Вопросы психологии.¾ 1994.¾ № 1. 5. Бодалев А.А.Личность и общение. М., 1983. 6. Бубер М. Я и Ты. М., 1993. 7. Диалоги о воспитании: Книга для родителей / Под ред.В.Н.Столетова.¾ М.: Педагогика, 1985 8. Ильенков Э.В. Что же такое личность? //Психология личности:Тексты. М., 1982. 9. Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. ¾ М.: Просвещение, 1989. 10.Кон И.С. Психология юношеского возраста ¾ М.: Просвещение, 1979. 11.Кроник А.А. Межличностное оценивание в малых группах, Киев, 1982. 12.Лубовский Д. Развитие мотивов межличностных отношений у подростков 12-15 лет // Воспитание школьников. ¾ 1997. ¾ № 2. 13.Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте 14.Петровский В.А. К психологии активности личности // Вопросы психологии. 1975. ¾ № 3 15.Родионова Е.А. Общение как условие развития личности // Психология формирования и развития личности. М., 1981. 16.Рувинский Л.И. Самовоспитание личности. М., 1984.. 17.Савченко Е.А. О готовности старшеклассников противостоять аморальным проявлениям // Вопросы психологии. ¾ 1997. ¾ № 3. 18.Синягин Ю. Ошибки в общении учителя с учениками и их родителями // Воспитание школьников. ¾ 1997. ¾ № 1. 19.Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. ¾ 1994. ¾ № 6. 20.Рубинштейн С.Л. Человек и мир // Проблемы общей психологии. М., 1973. 21.Чирков В.И. Межличностные отношения, внутренняя мотивация и саморегуляция // Вопросы психологии. ¾ 1997. ¾ № 3 22.Чирков В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека // Вопросы психологии. ¾ 1996. ¾ № 3.
|
|
© 2010 |
|