РУБРИКИ

Исследование мотивации педагогической деятельности

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Исследование мотивации педагогической деятельности

Исследование мотивации педагогической деятельности

Исследование мотивации педагогической деятельности

Н. Г. Рукавишникова

Мотивы педагогической деятельности − побуждения, связанные с ее осуществлением; то ли это внутренняя потребность работать в области данного предмета; то ли потребность работать с людьми, основанная на осознании своих педагогических способностей; то ли необходимость, обусловившая вынужденный выбор профессии.

Мотивация к профессии учителя в литературе носит название педагогической направленности (Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.А. Сластенин и др.). Устойчивая педагогическая направленность -это стремление стать, быть и оставаться учителем, помогающее ему преодолевать препятствия и трудности в своей работе. Направленность личности учителя проявляется во всей его профессиональной жизнедеятельности и в отдельных педагогических ситуациях, определяет его восприятие и логику его поведения, весь облик человека [1, 3, 8]. Правда, как отмечает А.К.Маркова и другие ученые, у учителя этот облик приобретает порой утрированные черты, выражающиеся в излишней назидательности, категоричности суждений [4]. Развитию педагогической направленности способствует сдвиг мотивации учителя с предметной стороны его труда на психологическую сферу, интерес к личности учащихся. Нередко в понятие педагогической направленности вкладывается лишь осознание значимости педагогической работы и интерес к тому или другому предмету. Но истинная педагогическая направленность проявляется в интересе к своим учащимся, к творчеству, связанному с воспитанием в них человеческих качеств, обеспечивающих им дальнейшее самообразование средствами самоорганизации, самоконтроля. В таком случае важнейшими признаками педагогической направленности являются интерес к педагогической профессии, склонность заниматься ею, осознание своих способностей и характера как соответствующих данной профессии [4].

В нашем исследовании изучалась проблема мотивации педагогической деятельности на этапе обучения в педвузе. В исследовательскую выборку вошли 267 студентов ЯГПУ. Им было предложено ответить на 72 вопроса авторской методики. На этапе сбора данных также использовались методы беседы и анкетирования студентов.

Прежде всего нас интересовал вопрос мотивов выбора студентами нашего вуза педагогической профессии. На основе анализа ответов на вопросы методики можно утверждать, что ведущими мотивами выбора педагогической профессии у студентов нашего вуза являются желание получить высшее образование и любовь к детям. На втором месте стоит интерес к профессии учителя и вера в свои педагогические способности. На третьем - интерес к любимому предмету. Анализ индивидуальных результатов показал, что те студенты, которые имеют истинную педагогическую направленность, больше удовлетворены процессом своего профессионального становления, имеют положительную динамику отношения к профессии и к себе как к педагогу. Далее нас интересовало представление студентов о том, какие потребности их личности могут быть удовлетворены в педагогической деятельности, что является важнейшей характеристикой профессиональной деятельности. Мера соответствия потребностей личности и возможностей профессиональной деятельности по их удовлетворению является важнейшим стимулом для сближения человека и профессии, продвижения личности по пути профессионального становления, служит основой для формирования профессиональной идентичности. Профессиональная идентичность, в свою очередь, является одним из важнейших критериев эффективности процесса профессионализации педагога. Особенностью мотивационного потенциала педагогической профессии является то, что она дает возможность удовлетворить высшие человеческие потребности, в первую очередь духовные и социальные.

Для исследования структуры ведущих потребностей личности студентов нами был использован опросник терминальных ценностей (И.Г. Сенин, 1993). Результаты исследования показали, что ведущими потребностями студентов педвуза являются:

- потребность в материальном обеспечении;

- потребность в развитии собственной личности;

- потребность в достижении;

- потребность в сохранении собственной индивидуальности.

На основе анализа ответов респондентов на вопросы авторской методики мы пришли к следующим выводам. Наблюдается определенная динамика в понимании студентами возможностей профессии педагога по удовлетворению высших, психогенных потребностей личности (см. табл. 1).

Распределение положительных ответов на утверждения методики (в %)

Таблица 1

Содержание утверждений методики



© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.