РУБРИКИ |
Исследование толерантности |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Исследование толерантностиИсследование толерантностиТема: Исследование психологических фактов обуславливающих личную толерантность. Психологические факторы коммуникативной толерантности. Содержание: План: Введение(актуальность проблемы толерантности; практическая значимость; цель работы и задачи. Гипотеза.) 1. концептуальный анализ межличностных конфликтов и негативных эмоциональных переживаний в жизнедеятельности человека 2. результаты имперического исследования 2.1. показатели коммуникативной толерантности (группы), исследование социально-демографических факторов обуславливающих коммуникативную толерантность 2.2. влияние психологических факторов на коммуникативную толерантность а) социальная креативность б) личностная креативность в) стратегии самоутверждения личности г) определение интегральных форм коммуникативной агрессивности д) диагностика уровня личностносной конфликтности 3. заключение и выводы Введение Организация объединенных наций по инициативе ЮНЕСКО объявила 1995 год, год 50-летия обеих организаций, Международным годом Толерантности. Толерантность во все времена считалась человеческой добродетелью. Она подразумевала терпимость к различиям среди людей, умение жить, не мешая другим, способность иметь права и свободы, не нарушая права и свобод других. Толерантность также является основой демократии и прав человека, нетерпимость в полиэтническом , поликонфрессиональном либо в либо в поликультурном обществе приводит к нарушению прав человека, насилию и вооруженным конфликтам. Более чем 200 лет назад Вольтер вел яростную философскую полемику с религиозной рознью, фанатизмом и несправедливостью. Нетерпимость присутствовала в истории человечества всегда. Она является причиной большинства войн, религиозных преследований и идеологических противостояний. Непосредственной целью объявления 1995 года Международным годом толерантности явилось порождение осознания политиками и общественностью опасности, которая связана с появлением форм нетерпимости в современном мире. С момента окончания холодной войны непрестанно росло количество социальных, религиозных и культурных конфликтов. Слишком много конфликтов быстро переросло в полномасштабные вооруженные столкновения. Слишком большое число основных прав человека подверглись прямой угрозе, слишком много жизней было потеряно. Естественно, данная проблема волнует правительство и общественность. Нетерпимость общества это слагаемое нетерпимости его граждан. Становление открытого гражданского общества, продолжение
демократических реформ должно опираться на широкую общественную поддержку,
консолидацию общества. Конструктивное взаимодействие социальных групп с
различными ценностями, этническими, религиозными и политическими
ориентирами может быть достигнуто на общей платформе социальных норм
толерантного поведения и навыков межкультурного взаимодействия. Это обусловлено сохраняющейся социальной напряженностью в обществе, продолжающимися межэтническими и меж конфессиональными конфликтами, попытками использования этих конфликтов для политического режима, ростом сепаратизма и национального экстремизма, являющейся прямой угрозой безопасности страны. Наиболее рельефно все это проявилось в 1998-1999 годах в действиях террористов на Северном Кавказе, всплесках ксенофобии, фашизма, фанатизма и фундаментализма. Эти явления в крайних формах своего проявления выражаются в терроризме, который, в свою очередь, усиливает деструктивные процессы в обществе. В связи с особой актуальностью проблемы в России по заказу Цель работы и задачи: Проведение тестов самооценки личной конфликтности, коммуникативной толерантности у группы, с целью формирования установок на толерантное самовоспитание и контроль агрессии. Исследование социально-демографических факторов, обуславливающих коммуникативную толерантность в условиях демократии в России. Гипотеза: Демократия делает людей более терпимыми, доверчивыми, но в России со времени перехода к демократии в 1991г граждане не стали счастливее, доверчивее, терпимее. 1. Концептуальный анализ межличностных конфликтов и негативных, эмоциональных переживаний в жизнедеятельности человека Межличностные конфликты, по-видимому, также неустранимы из жизни, как разгул стихий: наводнение, землетрясение, тайфуны, извержение вулканов… даже идеальные условия жизни людей едва ли устранит это явление, что становится очевидным, если обратится к «классической» ситуации «любовного треугольника»: двое оспаривающие любовь третьего лица, в редчайших случаях способны сохранять симпатии к друг другу. Почти любой объект людских притязаний, будь то человек, неодушевленный предмет, видное положение, престиж, благосостояние, становятся своего рода «вершиной треугольника», поводом для соперничества нескольких, либо множества людей. Соперничество же легко и незаметно перерастает во вражду. Психологический словарь под ред. В.В. Давыдова определяет конфликт как трудноразрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями. А. А. Ершов понимает под конфликтом действие противоположных, несовместимых в данной ситуации тенденций, мотивов, интересов, типов поведения. Конфликт – это противоречие, возникающее между людьми в связи с решением тех или иных вопросов социальной и личной жизни. В конфликте одна из сторон требует, ждет изменения поведения , мыслей, либо чувств партнера. Бывают следующие виды конфликтов: социальные, политические,
юридические и др. Доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель наук Характер межличностного конфликта (конфликт ценности, интереса или норм и правил взаимодействия) определяется характером проблемы, порождающей противоречия между участниками ситуации, а причина его возникновения – конфликтными обстоятельствами. Самым общим образом конфликт можно определить как «предельное обострение противоречий». Психологи утверждают, что такое трудно разрешимое противоречие связано с острыми эмоциональными переживаниями. Слово эмоции происходит от латинского «emovere» - волновать, возбуждать. Эмоции, чувства могут быть направлены на себя (раскаяние, самодовольство) и на другого (благодарность, зависть). Наиболее часто употребляемым является деление эмоций на положительные и отрицательные.
Деление эмоций на положительные и отрицательные отражает, прежде всего, субъективную оценку переживаемых ощущений. Во внешнем же плане как положительные, так и отрицательные эмоции могут приводить и к позитивным, и к негативным последствиям. Так, хотя переживаемый гнев или страх часто имеют негативные последствия для организма и даже для общества, в некоторых случаях они могут нести позитивную форму защиты, выживания. Такие положительные эмоциональные проявления, как радость и оптимизм могут в некоторых случаях превращаться в «воинствующий энтузиазм», который может привести к негативным последствиям. Среди различных проявлений эмоционального мира человека принято выделять аффекты, собственно эмоции, чувства, страсти и настроения. Аффектом называют стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, сопровождающийся органическими изменениями и действиями, зачастую неподчиненными сознательному волевому контролю. В состоянии аффекта человек как бы «теряет голову». Чувства имеют четко выраженный предметный характер, они связаны с представлением о некотором объекте – конкретном (любовь к человеку) или обобщенном (любовь к родине). Объектами чувств могут быть образы и понятия, образующие содержание нравственного сознания человека (Н. А. Леонтьев, 1, с.170-171). Высшие чувства относятся к духовным ценностям и идеалам. Они играют важную роль в формировании личности. Чувства регулируют поведение человека, могут мотивировать его поступки. Эмоции и чувства могут не совпадать – так, что можно сердится на человека, которого любишь. Страсть – сильное, стойкое, длительное чувство. Страсть выражается в
сосредоточенности, собранности помыслов и сил, направленных на единую цель. Настроением называют общее эмоциональное состояние личности. Наличие или отсутствие межличностных, межнациональных,
межконфессионных конфликтов напрямую зависит от наличия либо отсутствия
негативных эмоциональных переживаний в жизнедеятельности человека. Отдельная личность, под влиянием негативных переживаний, в буквальном смысле может перевернуть ход истории. 2. Результаты имперического исследования Двум группам из семи и восьми человек были предложены несколько
тестов из работы: «Социально-психологическая диагностика личности и группы» Выборки являются независимыми (взятые из 2-х групп 1) 7-мь человек – работники костромской ГРЭС(от управления(ИТР) до рабочих), 2) 8-мь человек, эта группа включает в себя работников образования, административных и инженерных работников, безработных) в целом 15 человек, 10 из которых имеют высшее образование и 5 среднее техническое (специальное). В общем 6 женщин и 9 мужчин в возрасте от 24 до 53 лет. 2.1. Показатели коммуникативной толерантности группы оценивались по Девять ситуаций: 1) Медлительные люди обычно действуют мне на нервы Меня раздражают суетливые, непоседливые люди Шумные детские игры переношу с трудом Оригинальные, нестандартные, яркие личности обычно действуют на меня отрицательно Безупречный во всех отношениях человек насторожил бы меня 2) Меня обычно выводит из равновесия несообразительный собеседник Меня раздражают любители поговорить Я тяготился бы разговором с безразличным для меня попутчиком в поезде, самолете, если он проявит инициативу Я тяготился бы разговорами случайного попутчика, который уступает мне по уровню знаний и культуры Мне трудно найти общий язык с партнерами иного интеллектуального уровня, чем у меня 3) Современная молодежь вызывает неприятные чувства своим внешним видом (прическа, косметика, наряды) Так называемые «новые русские» обычно производят неприятное впечатление либо бескультурьем, либо рвачеством Представители некоторых национальностей в моем окружении откровенно несимпатичны мне Есть тип мужчин ( женщин), который я не выношу Терпеть не могу деловых партнеров с низким профессиональным уровнем 4) Считаю, что на грубость надо отвечать тем же Мне трудно скрыть, если человек чем-либо неприятен Меня раздражают люди, стремящиеся в споре настоять на своем Мне неприятны самоуверенные люди Обычно мне трудно удержаться от замечания в адрес озлобленного или нервного человека, который толкается в транспорте 5) Я имею привычку поучать окружающих Невоспитанные люди возмущают меня Я часто ловлю себя на том, что пытаюсь воспитывать кого-либо Я по привычке постоянно делаю кому-либо замечания Я люблю командовать близкими 6) Меня раздражают старики, когда они в час пик оказываются в городском транспорте или в магазинах Жить в номере гостиницы с посторонним человеком для меня просто пытка Когда партнер не соглашается в чем-то с моей правильной позицией, то обычно это раздражает меня Я проявляю нетерпение, когда мне возражают Меня раздражает, если партнер делает что-то по своему, не так как мне этого хочется 7) Обычно я надеюсь, что моим обидчикам достанется по заслугам Меня часто упрекают в ворчливости Я долго помню нанесенные мне обиды теми, кого я ценю или уважаю Нельзя прощать сослуживцам бестактные шутки Если деловой партнер непреднамеренно заденет мое самолюбие, то я на него тем не менее обижусь 8) Я осуждаю людей, которые плачутся в чужую жилетку Внутренне я не одобряю коллег (приятелей), которые при удобном случае рассказывают о своих болезнях Я стараюсь уходить от разговора, когда кто-нибудь начинает жаловаться на свою семейную жизнь Обычно я без особого внимания выслушиваю исповеди друзей (подруг) Мне иногда нравится позлить кого-нибудь из родных и друзей 9) Обычно мне трудно идти на уступки партнерам Мне трудно ладить с людьми, у которых плохой характер Обычно я с трудом приспосабливаюсь к новым партнерам по совместной работе Я воздерживаюсь поддерживать отношения с несколько странными людьми Обычно я из принципа настаиваю на своем, даже если понимаю, что партнер прав Максимальное количество балов в данном тесте составляло 135. Чем выше количество балов тем личность нетерпимее к окружающим и наоборот чем ниже тем человек терпимее относится ко многим типам партнеров, во многих ситуациях, т.е. толерантнее. Результаты самооценки коммуникативной толерантности приведены в таблице 1. Таблица 1 Из таблицы мы видим, что у группы людей имеющих высшее образование на Составим график отношений толерантности к возрасту опрашиваемых. [pic] - Линия тренда (линейная аппроксимация и сглаживание) Линия тренда (аппроксимации) на графике показывает, что у людей более старшего возраста толерантность ниже, чем у людей более молодого возраста. 2.2 Влияние психологических факторов на коммуникативную толерантность Все у той же группы опрашиваемых были проведены следующие тесты: а) определение социальной креативности личности. Назначение методики: Данная методика с помощью самооценки поведения в нестандартных ситуациях жизнедеятельности позволяет определить уровень социальной креативности. На основе суммарного числа баллов набранных испытуемыми определяем уровень их творческого потенциала. Результаты опроса приведены в таблице 3 Таблица 3 Обработка данных исследования: Уровень социальной креативности мужчин и женщин:
- Линия тренда (линейная аппроксимация и сглаживание) Линия тренда на графике показывает, что толерантность в группе, в зависимости от социальной креативности личности не меняется. б) Определение личностной креативности. Назначение методики: Данная методика позволяет определить четыре особенности творческой личности: любознательность (Л); воображение (В); сложность (с); склонность к риску (Р). Основные критериальные проявления исследуемых факторов: 1. Любознательность. Субъект с выраженной любознательностью чаще всего спрашивает всех и обо всем, ему нравится изучать устройство механических вещей, он постоянно ищет новые пути (способы) мышления, любит изучать новые вещи и идеи, ищет разные возможности решения задач. 2. Воображение. Субъект с развитым воображением: придумывает рассказы о местах, которые он никогда не видел; представляет, как другие будут решать проблему, которую он решает сам; мечтает о различных местах и вещах; любит думать о явлениях, с которыми он не сталкивался; видит то, что изображено на картинах и рисунках необычно, не так, как другие; часто испытывает удивление по поводу различных идей и событий. 3. Сложность. Субъект, ориентированный на познание сложных явлений: проявляет интерес к сложным вещам и идеям; любит ставить перед собой трудные задачи; любит изучать что-то без посторонней помощи; проявляет настойчивость, чтобы достичь своей цели; предлагает слишком сложные пути решения проблемы, чем это кажется необходимым, ему нравятся сложные задания. 4. Склонность к риску. Проявляются в том, что субъект: будет отстаивать свои идеи, не обращая внимания на реакцию других; ставит перед собой высокие цели, и будет пытаться их осуществить; допускает для себя возможность ошибки и провалов; любит изучать новые вещи и идеи и не поддаются чужому мнению; не слишком озабочен, когда одноклассники, учителя или родители выражают свое неодобрение; предпочитает иметь шанс рискнуть, чтоб узнать что из этого получится. Таблица 4 Чаще всего для оценки разброса данных определяют отклонение каждого из полученных значений от средней (М-M/) (обозначенная буквой d), а затем вычисляют среднюю арифметическую всех этих отклонений, чем она больше, тем больше разброс данных и тем более разнородна выборка и наоборот, если средняя не велика, то данные более сконцентрированы и выборка более однородна. среднее отклонение [pic] где ((сигма) означает сумму (d( - абсолютное значение каждого индивидуального отклонения от средней; n – число данных. Статистики решили возводить все значения в квадрат, а затем делить сумму квадратов на число данных. В результате такого подсчета получают так называемую вариансу (в отечественной литературе ее называют дисперсией. Формула вычисления вариансы: Варианса [pic] Стандартное отклонение [pic] Для того чтобы более точно оценить стандартное отклонение для малых выборок (с n (30) в знаменателе под корнем используют n-1. Стандартное отклонение: [pic] По данным таблицы факторы креотивности мужчин по всем 4 факторам выше женщин. График - Линия тренда (линейная аппроксимация и сглаживание) Из графика мы видим по линии тренда чем больше балл (оценка) личностной креативности тем толерантность выше. в) Стратегия самоутверждения личности Назначение методики: Феномен самоутверждения идентифицируется с особенностями фиксации личностью уникального способа своей жизни в социуме. В данной методике самоутверждения личности рассматривается в контексте факторной природы, включающей следующие три стратегии: самоподавление, конструктивность и агрессивность. Результаты исследования приведены в таблице 5. Таблица 5 По результатам опроса: У 7 человек – средний уровень конфликтности; У 5 человек – выше среднего; У 2 человек – чуть ниже среднего; У 1 человека – четь выше среднего. Чем меньше суммарное число балов, тем ниже уровень конфликтности и
наоборот. - Линия тренда (линейная аппроксимация и сглаживание) С увеличением количества баллов оценки личностной конфликтности толерантность понижается. 3.Заключение и выводы В среднем по результатам исследования у группы толерантность находится на низком уровне. Люди более старшие по возрасту менее толерантны. Из этого можно сделать вывод: Образование – это процесс, который длиться всю жизнь, не начинается и не заканчивается школой. Попытки привития толерантности через школьное образование будут безуспешны, до тех пор, пока они не будут направлены на все возрастные группы и не станут повсеместными дома, в школе, на работе, в обучении по юридической или правоприменительной специальности, и даже при проведении досуга. Часто корни нетерпимости уходят в невежество и страх: страх перед неизвестным, другими культурами, нациями, религиями. Нетерпимость также часто имеет общее с гипертрофированным ощущением собственной ценности и высокомерия: личным, национальным или религиозным. Эти представления формируются в раннем возрасте, поэтому я считаю, что демократия в России еще слишком молода, для того, чтобы люди ощутили себя более свободными, могли в полной мере развивать свой творческий потенциал. Толерантность как тип индивидуального и общественного отношения к социальным и культурным различиям, как терпимость к чужим мнениям, верованиям и формам поведения можно рассматривать в качестве одного из фундаментальных признаков цивилизованности, уровня культуры. В демографической культуре существует терпимость к позиции тех членов общества, которые выступают с несколько отличными политическими, религиозными, экономическими лозунгами. Происходит это потому, что в этих обществах граждане, выражающие противоположные точки зрения по таким, казалось бы, важным проблемам, например связанным с экономическим и политическим курсом, религией и пр., имеют одну и ту же точку зрения на такие вопросы, как свобода, дисциплина, рабочая этика, то есть преобладает согласие по главным, базовым социальным вопросам. В дни острейшего политического кризиса никто не подвергнет сомнению необходимость существованию в стране правового порядка и демократического политического режим, не усомниться в «американском образе жизни», «Франции для французов», «особенности японцев». Люди воспринимают других членов общества как таких же людей, как они сами, достойных уважения и поддержки. Россияне еще не достигли того уровня демократической культуры,
поэтому толерантность и межличностное доверие остаются на низком уровне. Свою работу я хотел бы закончить мнением, которое полностью
поддерживаю, С.В. Смирнова г. Москва, Государственный Университет Не хочу советовать конкретным представителям СМИ, т.к. суть содержания программ и вопросов, обсуждаемых в них, довольно разнообразны и противоречивы, а на результатах во многом сказывается восприятие людей и прочие субъективные факторы. Толерантное сознание и мирный настрой нельзя обрести - их можно воспитать, а порой для этого бывает необходимо видеть и негативные вещи. Я полагаю, что для воспитания толерантности нужно акцентировать внимание не на СМИ, которые о нем просто вещают/печатают и призывают к ней, а на тех из них, которые выстраивают философию и проводят это в жизнь своими способами, помогая людям проникнуться пониманием толерантности, не только понимая, что это такое, а поступая в соответствии с ней.» Литература: 1. Фетискин И.П.; Миронова Т.И., Социально-психологическая диагностика личности и группы: ГГУ им. Н.А. Некрасова, 2001 г; Приложение Бланк ответов Ф.И.О.______________________________ Дата «_____» ________200__г. Пол ________ Возраст_________________ Место учебы или работы ______________ Опросник 1. Вы приехали на отдых. 1. Обязательно с кем-нибудь познакомитесь. 2. Другие должны принять за честь знакомство с вами. 3. Будете пребывать в одиночестве. 4. Если вам предложат, познакомитесь с кем-нибудь. 5. Будете находиться в сомнениях, как познакомиться. 1. Больше испытываю недовольство. 2. Смеюсь, улыбаюсь. 3. Бываю просто доволен. 4. Сдерживаю радость. 5. Не знаю, как радуются. 1. Решите, что сегодня неудачный день и уйдете. 2. Просто расстроитесь. 3. Съедите. 4. Громко потребуете возврата денег. 5. Попробуете и отставите в сторону. 1. Будете долго ждать, когда придет проводник. 2. Попросите своего спутника помочь вам. 3. Ляжете спать без белья. 4. Потребуете к себе бригадира поезда. 5. Добьетесь, чтобы вам выдали все необходимое. 1. Часто подавляю. 2. Выражаю умеренно. 3. Стараюсь не попадать в такие ситуации. 4. Очень часто подавляю. 5. Почти никогда не подавляю. 1. С готовностью согласитесь. 2. Безоговорочно откажетесь. 3. Обрадуетесь случаю свести с ним счеты. 4. Согласитесь, ругая себя за это. 5. Откажетесь, испытывая неловкость. 1. Спросите кого-нибудь, как проехать. 2. Будете искать сами. 3. Возмутитесь тому, что ваш спутник заранее не узнал дорогу в театр. 4. Вообще не пойдете в театр. 5. Обратитесь к знакомому за помощью. 1. Очень обрадуетесь. 2. Засомневаетесь, не спутали ли вас с кем-нибудь. 3. Приятно удивитесь. 4. Выразите недоумение, почему у других премия больше. 5. Примите как должное. 1. Нехотя согласитесь. 2. Откажетесь, и будете испытывать неловкость. 3. Резко откажетесь, т.к. ваши просьбы игнорируются еще чаше. 4. Просто откажетесь. 5. Согласитесь, т.к. вам кажется, что просьба вполне обоснована. 1. Дадите и будете считать себя размазней. 2. Будете в страшном гневе и наговорите ему много нелестных слов. 3. Не дадите, и уже этим все будет сказано. 4. Не дадите, но для себя решите, что поступили неправильно. 5. Дадите, т.к. боитесь остаться совсем без друзей. 1. Обратитесь еще раз и уйдете, не получив ответа. 2. Предложите свою помощь продавцу, т.к. вам кажется, что он устал за целый день работы. 3. Настойчиво и требовательно добьетесь своего. 4. Найдете возможность отыграться на недостатках продавца. 5. Отойдете к другому прилавку. 1. Немедленно переключитесь на проблемы обратившегося к вам человека. 2. Откажетесь, а потом передумаете. 3. С недовольством отложите свою работу. 4. Предложите подождать и продолжите свою работу. 5. Отчитаете человека за то, что он не во время к вам обратился. 1 Никак не прореагируете на это событие. 2. Пожалуетесь ему на свою неустроенность. 3. Поздравите по телефону. 4. Выразите свою радость при встрече. 5. Еще раз утвердитесь во мнении, что у него везде знакомства. 1. Потребуете сделать новый ключ. 2. Придете в замешательство. 3. Пошлете в мастерскую кого-нибудь поэнергичней. 4. Поменяете замок. 5. Устроите в мастерской скандал. 1. Инициативу передаете вашему партнеру. 2. Говорите больше всех, заканчивая разговор, когда это нужно именно вам. 3. Начинаете и ведете разговор. 4. Сомневаетесь, так ли вы себя ведете. 5. Чувствуете себя несколько застенчиво. 1. Согласитесь выполнить незамедлительно. 2. Оставите просьбу без внимания. 3. Неуверенно откажетесь. 4. Согласитесь, испытывая собственные затруднения. 5. Попросите отложить ее решение на более поздний срок. 1. Будете с ним спорить, приводя доводы. 2. Обругаете его про себя. 3. Скажете, что он невежда. 4. Станете с ним солидарны. 5. Вам все равно. 1. Очень часто. 2. Часто. 3. Иногда. 4. Почти никогда. 5. И в плохом вижу хорошее. 1. Остановитесь и спросите, все ли в порядке. 2. Обернетесь и убедитесь, что все нормально. 3. Сделаете вид, что не заметили этого. 4. Броситесь извиняться, предлагать помощь. 5. Скажете, чтобы был осмотрительнее. 1. Почувствуете в этом свою вину. 2. Попросите у кого-нибудь совета. 3. Будете находиться в нерешительности. 4. Потребуете нового ремонта или обмена часов. 5. Вернетесь в бюро ремонта, т.к. у вас есть что сказать мастеру. 1. Скорее чувство покоя. 2. Немного. 3. Когда есть с кем порадоваться. 4. Часто испытываю это чувство. 5. Многое раздражает, а не радует. 1. Выплеснете на него всю свою злость. 2. Подумаете: «Это и к лучшему». 3. Расстроитесь. 4. Заставите исправить положение. 5. Затаите обиду. 1. Открыто обвините этого человека в необязательности. 2. Оставите книгу у него. 3. Слегка рассердитесь. 4. Потребуете книгу обратно. 5. Посоветуетесь с другим, как обычно. 1. Обменяете на новую. 2. Пойдете ругаться с продавцом. 3. Оставите на черный день. 4. Будете озабочены этим, не зная как поступить. 5. Станете носить дальше. 1. Останетесь недовольны, с вашей точки зрения, невысокой оценкой. 2. Будете находится в состоянии апатии. 3. Поделитесь радостью с другими. 4. Останетесь недовольны собой. 5. Будете очень довольны. 1. Не пойдете к телефону в любом случае. 2. Скажете по телефону, что нужно правильно набирать номер. 3. Недовольно выслушаете извинения. 4. В гневе бросите трубку. 5. Обрадуетесь, т.к. вам все равно не до сна. 1. Это невозможно, т.к. мало кто способен на такие сюрпризы. 2. Вам кажется, что вы этого не заслужили. 3. Будете довольны. 4. Останетесь равнодушны, т.к. вы этого ожидали. 5. Очень обрадуетесь 1. Сядете на другие место, хотя там хуже видно. 2. Будете пребывать в недоумении. 3. Отреагируете на ситуацию. 4. Попробуете освободить место. 5. Сдержитесь в проявлении отрицательных эмоций. 1. Долго и мучительно выбираете тему для разговора. 2. Напряженно молчите, 3. Сами предлагаете тему для беседы. 4. Вынуждаете его развлекать вас. 5. Ждете появления кого-нибудь из знакомых. 1. Что ж, придется смотреть эту. 2. Рассердитесь и потребуете переключить обратно. 3. Промолчите, демонстрирую недовольство. 4. Поссоритесь. , 5. Любезно согласитесь, т.к. новая программа вроде бы интереснее. 31.Вы собрались уходить, а ваш начальник просит вас остаться., т.к. необходимо еще поработать. 1. Неуверенно откажетесь. 2. Не подчинитесь, страшно негодуя при этом. 3. Откажетесь, ссылаясь на занятость. 4. Согласитесь, радуясь, что на вас обратили внимание. 5. Согласитесь, проклиная себя за это. 32. Если вам необходимо с кем-нибудь познакомиться, как вы это делаете? 1. Полагаетесь на судьбу, стечение обстоятельств. 2. Просите кого-нибудь посодействовать. 3. Действуете очень напористо и решительно. 4. Проявляете инициативу, договариваетесь о встрече. 5. Мысленно проигрываете эту ситуацию в разных вариантах, не переходя к делу. 1. Категорически откажете. 2. Откажете, и вас замучат угрызения совести. 3. Отдадите и включите старый утюг. 4. Просто откажете. 5. Дадите, не желая того. 1. Откажетесь, сожалея, что так поступили. 2. Купите, досадуя на себя. 3. Пройдете мимо. 4. Будете раздражены этим. 5. Купите на последние деньги. 1. Общаетесь только со знакомыми. 2. Стремитесь максимально привлечь к себе внимание. 3. Чувствуете себя скованно. 4. Нередко находитесь в центре внимания. 5. Не решаетесь с кем-нибудь познакомиться. 1. Примите как должное. 2. Расстроитесь и уйдете. 3. Возмутитесь, а потом все-таки успокоитесь. 4. Выскажите врачу все, что накипело, не выбирая выражений. 5. Потребуете, чтобы прием продолжал другой врач. Самооценка коммуникативной толерантности | | |Баллы | | | |Баллы | | | |Баллы | | | |Баллы | | | |Баллы | | | |Баллы | | | |Баллы | | | |Баллы | | | |Баллы | Опросник (бью кулаком о стол, что-нибудь ломаю, бью посуду). Вопросы теста 1. Характерно ли для вас стремление к доминированию, т.е. к тому чтобы подчинить своей воле других? А. Нет. Б. Когда как. В. Да. 2. Есть ли в вашем коллективе люди, которые вас побаиваются? А. Да. Б. Затрудняюсь ответить. В. Нет 3. Кто вы в большей степени? А. Пацифист. Б. Принципиальный. В. Предприимчивый. 4. Как часто вам приходится выступать с критическими суждениями? А. Часто. Б. Периодически. В. Редко. 5.Что для вас было бы наиболее характерно, если бы вы возглавили новый коллектив? А. Разработал бы программу работы коллектива на год вперед и убедил бы коллектив в ее целесообразности. Б. Изучил бы, кто есть кто, и установил бы контакт с лидерами. В. Чаще бы советовался с людьми. 6. В случае неудач, какое состояние для вас наиболее характерно? А. Пессимизм. Б. Плохое настроение. В. Обида на самого себя. 7. Характерно ли для вас стремление отстаивать и соблюдать традиции вашего коллектива? А. Да. Б. Скорее всего, да. В. Нет. 8. Относите ли вы себя к людям, которым лучше сказать горькую правду в глаза, чем промолчать? А. Да. Б. Скорее всего да. В. Нет. 9 Из трех личностных качеств, с которыми вы боретесь, более всего стараетесь изжить в себе: А. Раздражительность. Б. Обидчивость. В. Нетерпимость критики других. 10. Кто вы в большей степени? А. Независимый. Б. Лидер. В. Генератор идей. 11. Каким человеком вас считают ваши друзья? А. Экстравагантным. Б. Оптимистичным. В. Настойчивым. 12. С чем вам чаще всего приходится бороться? А. С несправедливостью. Б. С бюрократизмом. В. С эгоизмом. 13.Что для вас наиболее характерно? А. Недооцениваю свои способности. Б. Оцениваю свои способности достаточно объективно. В. Переоцениваю свои способности. А. Излишняя инициатива. Б. Излишняя критичность. В. Излишняя прямолинейность. |
|
© 2010 |
|