РУБРИКИ |
История контент-анализа как психодиагностической процедуры - психодиагностика |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
История контент-анализа как психодиагностической процедуры - психодиагностикаИстория контент-анализа как психодиагностической процедуры - психодиагностикаИстория контент-анализа как психодиагностической процедуры – психодиагностика Содержание Введение 1. Основные термины понятия контент-анализ 2. Цели контент-анализа в социально-психологическом исследовании 3. Контент-анализ как психодиагностическая процедура 4. Контент-анализ как психодиагностическая процедура Список литературы ВведениеТема работы – «История контент-анализа как психодиагностической процедуры». Контент-анализ — количественный анализ текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей. Этот тип исследования называют еще формализованным анализом документов. Контент-анализ широко распространен не только в психологии, но и в других социальных науках. Этот метод можно рекомендовать для анализа исторических документов и т. д. С помощью контент-анализа изучалась религиозная символика и популярные песни, устанавливались отличия эротических кинокартин от порнографических, устанавливалась мера эффективности политических лозунгов, реклам и вражеской пропаганды, определялись особенности суицидального поведения, проявившиеся в предсмертных записках самоубийц, стереотипы сознания различных социальных групп, выявлялась направленность демонстрации людей определенной национальности на телеэкранах, идеологическая подоплека передовиц газет, отличия в трактовках одного и того же события в разных СМИ, исследовались многие другие темы. контент анализ текст психологический 1. Основные термины понятия контент-анализКонтент-анализ в психологии (англ. contents — содержание) — научный метод выявления и оценки определенных характеристик текстов и других носителей информации (видеозаписей, теле- и радиопередач, интервью, ответов на открытые вопросы и т. д.), в котором в соответствии с целями исследования анализируются определенные элементы содержания — смысловые единицы или формальные признаки. Контент-анализ возник в журналистике и социологии как средство анализа сообщений средств массовой информации. Например, частота упоминания определенных кандидатов на выборах используется одним из индикаторов рейтинга популярности. Использование контент-анализ в психологии требует, как правило, более высокой квалификации от исполнителя: необходимо уметь зафиксировать психологические характеристики поведения, неформализованный смысл сообщений, анализ признаков невербального (неречевого) взаимодействия участников анализируемого процесса, определенные графические элементы рисуночных проективных методик и т.д. После выявления единиц анализа обычно определяются частота и объем упоминаний выделенных единиц анализа в определенной совокупности текстов или в других носителях информации (принадлежащих одному автору или изучаемой группе). Контент-анализ дает возможность выявлять отдельные психологические характеристики коммуникатора (автора текста), а по реакции аудитории — и ее характеристики. Т.о., содержание сообщения может изучаться во взаимосвязи с поведением реципиентов информации. В отличие от элементарного содержательного анализа, К. а. как метод психодиагностики оценивается по таким же критериям качества, как и все другие методики, — надежность, валидность и достоверность (объективность). В современной психодиагностике контент-анализ — важнейший инструмент стандартизации проективных методик. Заметное значение в повышении качества Контент-анализ имеет использование методов многомерного статистического анализа данных. Особенно широко используется факторный анализ, способствующий в данном случае выявлению латентных факторов, обуславливающих одновременное появление связанных (скоррелированных) элементов в одном и том же тексте (документе). 2. Цели контент-анализа в социально-психологическом исследовании - изучение социально-психологических особенностей создателей (авторов; отдельных личностей, группы, в том числе скрытых (неосознаваемых) проявлений и тенденций; - изучение реальных социально-психологических явлений, отраженных в содержании сообщений (явлений, имевших место в прошлом, которые недоступны для исследования другими методами); - изучение социально-психологических особенностей их адресатов; - изучение социально-психологических аспектов воздействия авторов на адресатов как представителей личных социальных микро- и макрогрупп, а также изучение успешности общения; - обработка и уточнение данных, полученных другими методами (обработка открытых вопросов анкет и интервью, данных проективных методик и т. д.). Исследователь выделяет единицы содержания и квантифицирует полученные данные. Каждая единица рассматривается в контексте более общей структуры. Выбор объекта и единиц анализа — чуть ли не самые сложные шаги на этом пути. Нужно найти ответы на вопросы: где это искать и как проявляется изучаемое явление, событие, процесс. Стандартные единицы при анализе текста в контент-анализе: 1) слово (термин, символ), 2) суждение или законченная мысль, 3) тема, 4) персонаж, 5) автор, 6) целостное сообщение. Основные этапы контент-анализа: 1) выделение единицы анализа, и сведение их в категории анализа и машиночитаемый вид; 2) подсчет частотных распределений и выявление взаимосвязей единиц анализа; 3) интерпретация результатов. Контент-анализ используется при анализе результатов применения прожективных тестов, материалов беседы, книг, плакатов или листовок, газет, фильмов, публичных выступлений, теле- и радиопередач, общественных и личных документов, журналистских интервью, ответов на вопросы анкет и т. д. 3. Контент-анализ как психодиагностическая процедура Контент-анализ — метод систематизированной фиксации и квантификации единиц содержания в исследуемом материале. Применяется начиная с 20-х гг. нынешнего столетия для обработки материалов средств массовой коммуникации; анализа некоторых социально-психологических явлений в больших социальных группах. В настоящее время метод широко распространен в социальной психологии и социологии. В методическом аспекте контент-анализ находит применение в трех качествах: как основной метод, направленный на получение наиболее важной информации об изучаемом явлении; как параллельный метод, применяемый в комплексе с другими; как вспомогательный метод или процедура обработки данных, полученных при других исследованиях. В последнем качестве контент-анализ наиболее часто используется в психологической диагностике. В психологии метод, близкий к контент-анализ, применялся К. Юнгом для анализа результатов ассоциативного теста. Использование контент-анализ в психологии и психодиагностике базируется на его направленности на анализ речевых сообщений испытуемого, сопровождающих практически любое обследование, особенно при индивидуальной процедуре. Особым достоинством контент-анализ является то, что он нередко позволяет выявить и объективизировать скрытую тенденцию в ответах и других видах информации, характеризующих испытуемого, относительно точно регистрировать внешне неразличимые показатели в объемных массивах эмпирических данных. Конкретные направления применения контент-анализ включают: 1) анализ результатов проективных методик исследования личности; 2) изучение диагностических интервью, содержания бесед, другой речевой и письменной продукции испытуемого; 3) анализ содержания открытых вопросов при массовом анкетировании; 4) изучение психологических особенностей личности по качественным характеристикам, развернутым экспертным оценкам; 5) анализ объективной информации о личности; 6) анализ высказываний при диагностике особенностей групповой коммуникации. В целях диагностики некоторых личностных особенностей (тревожность, невротизация и др.) проводится своеобразный контент-анализ. Контент-анализ грамматических и стилистических конструкций речи испытуемого (напр. количество «тематических» высказываний, глаголов, логических «гнезд» и т. д.), что часто находит применение в «Завершение предложения» методиках. Проведение контент-анализ в любом из направлений требует выполнения ряда требований к организации его этапов и процедур. Наиболее важным является определение категорий анализа — ключевых элементов, регистрируемых в соответствии с задачами исследования или обследования. Такие категории (напр. количество речевых актов взаимодействий, побуждающих высказываний, частота отражения отдельных тем: «болезнь», беспокойство по поводу «карьеры», «семьи» и т.д.) должны быть исчерпывающими, охватывать все части фиксируемого содержания. В случае включения контент-анализ как элемента процедуры обработки данных теста критерий должен быть четко формализован и «стандартизирован» в целях однозначности его характеристики лицами, проводящими исследование. После выделения регистрируемых категорий определяются соответствующие им единицы анализа — лингвистические единицы речи или элементы содержания, экспрессивные элементы речевой продукции (слова, суждения, темы, интонации, описываемые или наблюдаемые ситуации). Наконец, выделяются единицы квантификации (частота появления анализируемых единиц в определенном объеме информации). Эти исходные данные составляют инструкцию по обработке — алгоритм кодирования. ЗаключениеКонтент-анализ (англ. content analysis, нем. Content-Analyse, фр. analyse du contenu) — исследовательская техника для получения выводов путем анализа содержания текста о состояниях и свойствах социальной действительности, в частности, источника текста публикации. Своими словами, контент-анализ — это перевод текстовой информации в количественные показатели. Например, такими показателями могут быть: · для определения размера публикации — количество слов в тексте; · для определения ключевой фигуры статьи — количество и состав действующих персонажей; · для определения смысловой направленности публикации — тематика статьи или наличие в тексте определенных слов и т.д. Подсчет частоты появления в тексте исследуемых показателей, например, слов, символов, таблиц, фотографий, характеризует количественный контент-анализ публикаций, а поиск в тексте присутствия или отсутствия исследуемой переменной — качественный контент-анализ. Применение метода контент-анализа для изучения информации из СМИ считается особенно эффективным. Из открытых источников можно получить от 80 до 95% имеющейся информации при сравнительно низкой стоимости ее получения. Результаты контент-анализа используются маркетологами для конкурентной разведки, аналитиками для выявления тенденций и построения прогнозов и PR-специалистам для оценки репутации и эффективности pr-кампаний.
Список литературы 1) Анцупов А.Я. Словарь конфликтолога. 2-е из., Питер, С.-Петербург, 2006 2) Барсамов В.А. Контент- анализ газетных материалов // Социс – 2006 - №2 3) Иванов В.В., Коробова А.Н. Муниципальный менеджмент. Справочник. М.: Инфра-М, 2002. 4) Клуппт М.А. Демографическая политика как предмет контент-анализа // Социологические исследования. 2003. № 6. 5) Козлова Н.Н. Методология анализа человеческих документов // Социологические исследования. 2004. 6) Мангейм Дж. Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования: Пер. с англ. / Предисловие А.К. Соколова. М.: Весь Мир, 1997. 7) Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь, 3-е изд., Прайм-Еврознак, С.-Петербург, 2003 8) Общая психология. Словарь. под общей ред. Петровского А.В., редактор-составитель Карпенко Л.А., ПЕР СЭ, Москва, 2005 9) Основы прикладной социологии: Учебник для вузов. / Под ред. Ф.Э. Шереги и М.К.Горшкова. М.: Интерпракс, 1996. 10) Рой О. Исследования социально-экономических и политических процессов. СПб: Питер, 2004. 11) Словарь-справочник по психодиагностике под редакцией Бурлачук Л. 3-е изд, Питер, С.-Петербург, 2008 12) Хеллевик О. Социологический метод. М.: Весь мир, 2002. 13) Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 1998
|
|
© 2010 |
|