|
|
|
|
История психологии
История психологии
Прикамский социальный институт
филиал Московского
открытого социального университета
Контрольная работа
по
"Истории психологии "
Разработал студент:
группы П-СО
- 98
Корягин Юрий Игоревич
Проверила:
старший преподаватель
кафедры психологии
Стерлигова Елена Алексеевна
1998 г.
Содержание
Список людей сделавший свой вклад в развитие психологии.
Античный период.
Период феодального строя.
Период учения XVII - XVIII века.
XIX век.
Карта памяти по истории психологии
1 период
2 период
3 период
Список литературы.
Список
людей сделавший свой вклад в развитие психологии.
Античный
период.
Ученый
|
Основные идеи.
|
Платон
(428 – 348 г. до н.э.)
|
Родоначальник европейского идеализма, создал на основе
древнегреческой мифологии философскую модель, вел напряженную борьбу с
материалистическим направлением, вершиной которого в период античности
являлось учение Демокрита.
Противник материализма.
Ученик
Сократа
Познание
- есть анамнесис воспоминание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения
с телом.
Платон
интенсивно разрабатывал диалектику и наметил развитую неоплатонизмом схему
основных ступеней бытия.
Он учил, что истинная реальность, которой он считал
сферу вечных, бестелесных, чуждых ему материальных идей, постигается
устремленным к этому высшему миру умозрений.
Считал, что чувственное и умопостигаемое принадлежит к
двум не сопоставимым ни в каком отношении мирам.
В своих учениях он ориентировался на математику.
Считал, что работа мышления отличается от ощущений не
только по характеру ее зависимости от объектов, но и по производимым
субъектом действий.
|
Аристотель
(384 – 322 г. до н.э.)
|
Полагал что идейное богатство мира воплощено в
конкретных чувственно воспринимаемых вещах и раскрывается только благодаря
земному общению с ними в процессе эмпирических исследований.
В своих учениях он ориентировался на биологию.
Душа
–
Это целесообразно работающая органическая система.
–
Неотъемлемое начало органической жизни, но не материального мира в
целом.
–
Способ организации материального тела.
Окончательно покончил с гилозоизмом – учением о
одушевленности всех физических тел.
Выделил четыре функции души:
1. Питательная,
вегетативная – растительный мир.
2. Сенсомоторная
– животный мир
3. Сенсомоторная
– животный мир
4. Разумная
– человеческий мир, человек.
Учил, что каждый ситуации соответствует определенный –
правильный аффект.
Отвергал, что органом психики является мозг –
поверхность больших полушариев не обладает чувствительностью.
Учился у Платона.
Воспитатель Александра
Македонского.
Основоположник формальной логики.
создатель силлогистики. (СИЛЛОГИСТИКА - от греч. syllogistikos выводящий
умозаключение), исторически первое, созданное Аристотелем учение о логической
дедукции.
«Первая философия» (позднее
названа метафизикой) содержит учение об основных принципах бытия: возможности
и осуществлении/
Колебался между материализмом и
идеализмом; идеи:
-
внутренние движущие силы вещей, неотделимые от них;
-
источник движения и изменчивого бытия вечный и неподвижный «ум»;
-
ступени природы: неорганический мир, растение, животное, человек.
-
«ум», разум, отличает человека от животного.
Центральный принцип этики - разумное поведение,
умеренность (метриопатия).
|
Августин
(354 – 430 г. до н.э.)
|
“Отец церкви”
Культивировал негативное отношение к реальному миру и
интровертную установку – человек должен остаться наедине с собой чтобы
устремиться к всевышнему.
Проповедовал спонтанную активность души с телом с
которым она соединена.
|
Гераклит
(530 – 470 г. до н.э.)
|
Все вещи есть суть модификации огня.
“По каким дорогам ты ни шел бы, не найдешь границ души,
так глубок ее логос”
Все существующее, в том числе телесное и душевное,
непрерывно изменяется и безостановочно течет.
Он полагал, что душа испаряется из влаги.
Придерживался идеи неразделимости внешней природы и
души.
Разделил психические и допсихические состояния в
организме.
Внутри психического познания вычленил: мышление,
познание, уровни понимания.
|
Парменид
(период расцвета
504-501 до н. э.)
|
Основатель элейской школы.
Провел принципиальное различие между чувственно
познаваемым миром и миром умопостигаемым.
чувственно познаваемый мир – текучий, зыбкий, вечно
изменчивый.
умопостигаемым мир – неподвижен, однороден, закончен.
Первым провел принципиальное
различие между умопостигаемым, неизменным и вечным («единым»), бытием (сфера
истинного знания) и чувственно воспринимаемой изменчивостью и преходящей
текучестью всех вещей (сфера «мнения»).
Сформулировал идею тождества бытия
и мышления.
|
Анаксагор
(500 – 428 г. до н.э.)
|
Материалист.
Считал мир состоящим из бесчисленного множества
качественно различных частиц, учил, что их движение упорядочивается благодаря
уму. Он указывал на начало, придающее процессам природы и человеческому
поведению (включая мышление) закономерный характер.
Вывел, что сладкое, горькое и др. чувственные свойства
вещей нельзя познать с помощью их самих.
Выдвинул учение о неразрушимых
элементах «семенах» вещей (позже названных гомеомериями).
Движущий принцип мирового порядка ум (нус), организующий
элементы.
|
Демокрит
(460 – 370 г. до н. э.)
|
Разработал атомистическую модель
мира, воплотившую в себе принцип причинности.
Душа – лишь одна из разновидностей
вещества среди других.
Он отвергал бессмертие души.
Один из основателей античной
атомистики.
По Демокриту, существуют только
атомы и пустота. Атомы неделимые материальные элементы (геометрические тела,
«фигуры»), вечные, неразрушимые, непроницаемые, различаются формой,
положением в пустоте, величиной; движутся в различных направлениях, из их
«вихря» образуются как отдельные тела, так и все бесчисленные миры; невидимы
для человека; истечения из них, действуя на органы чувств, вызывают ощущения.
|
Сократ
(470 – 399 г. до н.э.)
|
Родоначальников диалектики как
метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов
Создатель понятия – диалектика – нахождение истины с
помощью беседы. “Познай самого себя”
С помощью определенным образом
подобранных вопросов помочь собеседнику найти истинный ответ – сократический
метод, и тем самым привести его от неопределенных представлений к логическому
ясному знанию обсуждаемых предметов.
В отличии от софистов у которых исходным пунктом было
отношение человека к людям, он принял за основу отношение человека к самому
себе, как носителю интеллектуальных и нравственных качеств.
Был обвинен в «поклонении новым
божествам» и «развращении молодежи» и приговорен к смерти.
Излагал свое учение устно.
Цель философии самопознание как
путь к постижению истинного блага; добродетель есть знание, или мудрость.
Для последующих эпох Сократ стал
воплощением идеала мудреца.
|
Лукреций
(99 – 55 г. до н.э.)
|
Ученик Эпикура – последователя Демокрита.
Вывел что дух это не тоже самое, что и душа.
Душа, разновидность материи – активна, деятельна,
способна подчинить себе тело состоящее из более грубой материи.
Категорически отвергал что вся природа пронизана разумом.
Есть только атомы, учил Он, движущие по естественным
законам из которых нужно выводить и сам разум.
|
Гален
(129 – 199)
|
Вплотную подошел к понятию о сознании.
В его учении термин “Распознавание” явился приемником
термина – сознание в наше время.
Создатель концепции – “зрительного акта”
|
Плотин
(203 – 269 г. до н.э.)
|
Проповедовал абсолютную имматериальность души.
Утверждал, что душа обладает способностью направляться
не только “вверх” – к божественному, и “вниз” – к неземному материальному
миру, но и к самой себе, воспринимая тем самым свою собственную деятельность.
Индивидуальные души происходят от мировой души.
Он понимал психическое действие любого уровня как чисто
духовное.
Память – это не запас впечатлений она есть не что иное,
как знание о свих прежних действиях
Основатель неоплатонизма.
Плотин сыграл большую роль в развитии античной
диалектики.
|
Гиппократ
(460 – 377 г. до н.э.)
|
Отвергал единое материальное начало как основу
органической жизни
|
Алкмеон Кротонский
(6-5 вв. до н. э.)
|
Мозг – есть орган души.
Утверждал, что имеется прямая связь между органами
чувств и мозгом.
Представитель кротонской
медицинской школы.
Впервые дал натурфилософскую
концепцию человеческого тела как микрокосма и сбалансированной системы
противоположностей.
Проводил анатомо-физиологические
исследования.
|
Период
феодального строя.
Ученый
|
Основные идеи.
|
Ибм – Сине
(980 – 1037)
|
Поддержка учения о психофизиологических функциях.
Выделил две психологии:
1. Естественно
– научная
2. Метафизическая
В его работах философское учение о душе стало своего
рода прослойкой между наукой и религией.
Создатель “Канона”
Продвигал идею о независимости психики от мозга.
|
Закарий Рази
(865 – 925)
|
Противник идей Галена.
Призывал строить науку на наблюдении и эксперименте.
|
Ибн аль – Хайсам
(965 – 1039)
|
Занимался исследованием возникающих в организме
психических феноменов, а именно продуктов деятельности глаза.
Подошел к органу зрения как к оптическому прибору.
Изучил:
·
бинокулярное зрение
·
смещение цветов
·
контраст
|
Ибн – Рошду
(1126 – 1198)
|
“ … Чувствующей частью органа зрения является не
хрусталик, а сетчатая оболочка”.
Предполагал, что индивидуальная душа обладает некоторыми
способностями, коренящимися в чувственности которые позволяют ей воспринимать
божественный разум.
Учил, что человек связан с божеством не прямо, а
посредством божественного разума.
|
Фома Аквинский
(1225 – 1274)
|
Душа – чистый субъект, не обладающий ни чем кроме
способности сознавать.
|
Бернардино Телезио
(1509 – 1588)
|
Разработал теорию аффектов.
Полагал, что движение материи не может объяснить особое
положение человека.
Склонялся к тому, что душа – бессмертна.
|
Леонардо да Винчи
(1452 – 1519)
|
Дал понятие – “живопись”, и стал создателем науки
живопись.
Придавал большое значение строению и свойству
двигательного аппарата.
Воспевал высокое значение строения глаза.
Изучая функции органов,
рассматривал организм как образец «природной механики».
Впервые описал ряд костей и
нервов, особое внимание уделял проблемам эмбриологии и сравнительной
анатомии, стремясь ввести экспериментальный метод и в биологию.
Утвердил ботанику как
самостоятельную дисциплину, дал классические описания листорасположения.
Явился одним из основоположников палеонтологии, считая,
что окаменелости, находимые на вершинах гор, опровергают представления о
«всемирном потопе».
|
Хуан Луис Вивес
(1492 – 1540)
|
Один из первых противопоставил эмпирико –
психологическое познание метафизическим учениям о душе.
Сформулировал закон ассоциации.
Доказал, что самым верным способом управления чувствами
является вытеснение одного аффекта другими, более сильными.
|
Гомес Перейра
(1500 – 1560)
|
Отрицал существования души у животных.
Животные ничего не слышат, не видят и вообще не
чувствуют
Не чувственные образы а знаки движут их поведением.
|
Период
учения XVII - XVIII века.
Ученый
|
Основные идеи.
|
Френсис Бэкон
(1561 – 1626)
|
Провозгласил имевшие в те времена революционный смысл
идеи о том, что человек есть слуга и истолкователь природы, что значение
становиться силой (подобной силам природы), когда люди от книг обращаются к
реальным явлениям, от умозрения – к эксперименту.
Решающую роль он придает эксперименту – не созерцанию и
наблюдению, а изменению явлений посредством действий с использованием
инструментов, орудий, приборов. Природа предстает как огромный механизм,
безгранично открытый для вычислений, наблюдений экспериментов с помощью
различных приборов.
|
Декарт
(1596 – 1650)
|
Определил новые понятия:
тело – автомат – система, организованная по
законам механики.
душа – упорядочивание автомата – системы.
Работа внутренних органов и поведение организма
нуждается только во внешних толчках и соответствующей материальной
конструкции.
Ввел понятие «страсть» или «аффект» – эмоциональное
состояние + ощущения + представления.
|
Лейбниц
(1646 – 1716)
|
Считал, что в душе существует известное предрасположение,
благодаря которому в дальнейшем из нее могут быть извлечены в неопытные
истины. Произвел разделение психических явлений и представленость на уровне
сознания, и при отсутствии сознания, считал что, непрерывно продолжается
незаметная деятельность психических сил.
Является родоначальником учения о
психической причинности.
|
Спиноза
(1632 – 1677)
|
Его идеи:
Единственная субстанция – природа.
Психическое мышление столь же реально, как и физическое.
Вместе с Гоббсом выдвинули идеи:
О принципиальной неотделимости души и тела, душа не
самостоятельная по отношению к телу «начало»
Предметом психологии познания должны служить конкретные
психические явления, а не душа как целостная сущность.
Учение о психике – часть общего учения о материальном
мире.
Законы природы – есть строго причинные явления.
|
Гоббс
(1588 – 1679)
|
Пытался поставить вопрос – каким образом можно вывести
мыслительную активность из принципа механического воздействия.
Единственная субстанция – природа.
Он считал, что в материальном мире нет ничего, кроме
движущейся материи. Дал точное определение понятию самосохранение – конечная
цель к которой устремлен каждый и во имя которой один индивид вынужден
наносить ущерб другому.
|
Локк
(1632 – 1704)
|
Поддерживал Декарта.
Опыт есть последствия совместной деятельности ощущений и
рефлексии.
Вывел термин «ассоциация»
|
Гартли
(1705 – 1757)
|
Противник материализма.
Его учение это первая материалистическая концепция
бессознательного.
Его идеи:
Рецептор должен рассматриваться не сам по себе, а как
компонент системы.
Выдвинул идею о том, что следующие за раздражением
рецептора движения мышц могут происходить в незаметной для внешнего
восприятия форме.
Волевое поведение возникает у человека благодаря
соединению сенсомоторных реакций с речью.
|
Дейвид Юм
(1711 – 1776)
|
Провозгласили единственным объектом познания опыт.
Отбросил рефлексию как источник познания.
ОПЫТ = впечатления + ощущения + эмоции + … + идеи.
Развил учение о чувственном опыте
(источнике знаний) как потоке «впечатлений», причины которых непостижимы.
Проблему отношения бытия и духа считал неразрешимой.
Отрицал объективный характер причинности и понятие
субстанции. Разрабатывал теорию ассоциации идей. В этике развил концепцию
утилитаризма, в политэкономии разделял трудовую теорию стоимости А. Смита.
Учение Юма один из источников философии И. Канта, позитивизма и
неопозитивизма.
Волей человека, по Юму, руководят именно аффекты, а не
разум. Разум сам по себе не способен нейтрализовать действие какого-либо
аффекта, это может сделать только другой аффект.
Все аффекты Юм делит на спокойные (например, чувство
прекрасного) и бурные (например, любовь или ненависть).
Особое место среди описываемых им аффектов занимает
аффект симпатии, которая оживляет все другие аффекты. Она возникает в
результате воображаемого перенесения себя на место другого человека,
испытывающего определенные душевные переживания
|
Христиан Вольф
(1679 – 1754)
|
Приемленик Лейбница
Первым преподнес понятие ПСИХОЛОГИЯ в Европу.
Описал различные классы психических явлений и разделил
их на иерархически расположенные группы.
|
Томас Рид
(1710 – 1796)
|
«Шотландская школа»
Его теория – каждый человек рождается с запасом
принципов и истин, позволяющих ему независимо от опыта различать прекрасное и
безобразное, дурное и хорошее.
Дал понятие ощущение – простое состояние, которое
существует в уме познающего.
|
А. Н. Радищев
(1749 – 1802)
|
«…Бытие вещей независимо от силы познания о них»
Он налагал, будучи материалистическим монистом, что
психические явления совершаются в пространстве и воплощены в пространственных
структурах. Тем самым он отвергал противопоставление психического физическому
по признаку не протяженности.
Придерживался, что формирование умственных качеств
индивида зависит не только от взаимодействия внешней среды но и от телесной
организации.
|
Общие
«достижения» для данного периода
|
·
Развитие учения о механизмах тела.
·
Развитие проблемы аффекта (страсти) – как телесное состояние,
являющимся могучим регулятором психической жизни.
·
Развитие учения о живом теле как механической системе, которая
не нуждается для своего объяснения ни в каких скрытых качествах и душах
·
Развитие понятия о сознании как присущей индивиду способности
путем внутреннего наблюдения иметь самое достоверное, знание о собственных
психических состояниях и актах.
·
Развитие взаимосвязи физического и психического.
|
XIX век.
Ученый
|
Основные идеи.
|
Чарлз Белл
(1774 – 1842)
|
Создатель проекта «Новая анатомия
мозга»
Ссылаясь на свои опыты он
указывал, что единый нерв представляет в действительности связку различных
нервов, имеющий каждый собственное качество.
Рассчитывал экспериментально
расчленить душевную жизнь на ее первичные элементы.
В результате хирургических
экспериментов установил различие в функциях нервов.
Он очень близко подошел к понятию
рефлекторной природе чувственного познания тем – что считал пространственный
образ вещи складывается благодаря непроизвольной деятельности глазных мышц.
В 1811 установил распределение
нервных волокон в корешках спинного мозга
Провел работы по связи
выразительных движений с функциями различных отделов нервной системы. Внес
существенный вклад в разработку представлений о рефлексах и рефлекторной
дуге. Обнаружил один из защитных рефлексов, состоящий в том, что при смыкании
век оба глазных яблока поворачиваются к верху.
|
Маршал Холл
|
Отделил рефлексы от движений.
Рефлекс – такие акты, природа
который апсична. Рефлекс – не есть деятельность психических моментов.
|
Ф. Галль
(1758 – 1828)
|
Основатель науки френологии (наука
о деятельности мозга).
Произвел первые попытки
«размещения» в извилинах больших полушариев все «умственные силы».
|
Флуранс
(1794 – 1867)
|
Мозг – орган мысли.
Экспериментальными способами
впервые выяснил, что:
·
мозжечок – координирует движения
·
продолговатый головной мозг – это жизненный узел
·
четверохолмие – зрение
·
спиной мозг – возбуждение
|
Томас Юнг
(1773 – 1829)
|
Выдвинул гипотезу, что сетчатка
глаза содержит три вида волокон каждый из которых реагирует на свой световой
луч.
|
Карл Густав Юнг
(1875-1961)
|
Основатель «аналитической
психологии».
Развил учение о коллективном
бессознательном, в образах которого (т. н. архетипах) видел источник
общечеловеческой символики, в т. ч. мифов и сновидений («Метаморфозы и
символы либидо»).
Цель психотерапии, по Юнгу,
осуществление индивидуации личности.
Оказал влияние на культурологи,
сравнительное религиоведение и мифологию (К. Кереньи, М. Элиаде и др.).
|
Огюстом Конт
(1798 – 1857)
|
В период его деятельности он
предложил новую классификацию наук, среди которых – психологии не было.
Внутренний мир станет предметом
науки тогда, когда будет восстановлена бесплодная почва интроспективного
анализа.
Вод его влиянием образовалась
социальная психология.
|
Фохт
(1817 – 1895)
Молешотт
(1822 – 1893)
Бюхнер
(1824 – 1899)
Чольбе
(1819 – 1873)
|
- утверждал, что мозг производит
мысль так же, как печень желчь. Враждебно относился к рабочему движению и
социализму.
- в мышлении видел лишь
физиологический механизм. Биохимические исследования Молешотта сыграли
значительную роль в развитии физиологической химии.
- понимал сознание не как активное
отражение объективной реальности, а как зеркальное (пассивное) отражение
действительности; сторонник социального дарвинизма.
Сочинения этих авторов
способствовали развитию материалистического воззрения.
За свой период научной
деятельности эти германские ученые внесли лишь малую лепту в развитии
психологии.
Вульгарный материализм – мозг
является не столько энергетической сколько информационной машиной.
Ложность их позиции заключалась в
ошибочном понимании мозга как машины.
|
Иоганнес Мюллер
(1801 – 1858)
|
Рефлекс – есть деятельность
психических моментов и примером тому служит – чихание, кашель.
Каждому органу чувств свойственна
своя «специфическая энергия» – скрытая в органе она разряжается под действием
внешних стимулов.
|
Уитстон
(1802 – 1875)
Брюстер
(1781 – 1868)
|
Создатели прибора по исследованию
зрительного органа.
Выводом после изучения глаза был
следующий – глаз нельзя рассматривать как чисто оптический инструмент и как
чисто анатомический орган.
|
Л. Фейербах
(1804 – 1872)
|
Первоначально последователь
Гегеля, затем (1839) подверг критике его философию.
В центре философии Фейербаха
человек, трактуемый как биологическое существо, абстрактный индивид. Религию
истолковывал как отчуждение человеческого духа, источник которого чувство
зависимости человека от стихийных сил природы и общества.
Основу нравственности усматривал в
стремлении человека к счастью, достижимому посредством «религии любви»
(человеческого единения, взаимосвязи Я и Ты).
|
Э. Пфлюгер
(1829 – 1910)
|
Экспериментально доказал
несостоятельность рефлекторной концепции Холла.
Доказал, что объективный подход у
целесообразному поведению позвоночных требует сенсорной регуляции.
|
Джеймс Раш
(1786 – 1869)
|
Произвел первую революцию в
психологии как переход к изучению объективной психологии.
Его система строилась на двух
фундаментальных принципах:
1. Отражение
2. Реальность
действия
Важную роль в структурировании
человеческой психики отводил речевым знакам.
|
Герман Гельмгольц
(1821 – 1894)
|
Обнаружил и измерил
теплообразование в мышцах, изучил процесс сокращения мышц, измерил скорость
распространения нервного импульса.
Сторонник физиологического
идеализма.
|
Томас Лейкон
(1812 – 1876)
|
Физиология мозга является базисом
для науки психического.
Мозг – это рефлекторный аппарат.
Рефлекс – психофизиологический, а
не психический акт.
|
В. Карпентер
(1813 – 1885)
|
Вывел понятие о идеомоторном акте
– движение которое автоматически вызывается не раздражением нервных окончаний
самих по себе, а идеей, образом, психическим.
|
Гегель
(1770 – 1831)
|
Утвердил принцип историзма в
интерпретации сознания.
Он считал процесс общественного
развития объективацией духа.
Самосознание – родовое, в
неличностное начало, развивающегося отдельной личности.
Его открытия:
Сознание формируется в
деятельности причем моделью, с которой он писал картину деятельности, служил
труд.
Различал четыре разновидности
психологии:
1. Житейская
2. Национальная
3. Эмпирическая
4. Истинно
философская психология
|
Белинский В.Г.
(1811 – 1848)
Герцен А.И.
(1812 – 1870)
Добролюбов Н.А.
(1836 – 1861)
Чернышевкий Н.Г.
(1828 – 1899)
|
Убежденные материалисты.
Отстаивали принцип детерминизма
как незыблемую основу научного мировоззрения.
Пытались доказать, что психические
акты неотделимы от явлений.
Психика – одна их форм
жизнедеятельности.
|
Густав Фехнер
(1801 – 1887)
|
Создатель психофизики.
Идеи:
Психические явления подчинены определенной
закономерности, которая доступна опытному изучению и может быть выражена
математическии.
Он утверждал, что сознание разлито
по вселенной, небесные тела воодушевлены, а материя лишь оборотная теневая
сторона психического.
|
Э.Г. Вебер
(1795 – 1878)
|
Открыл определенную математически
формулируемую корреляцию между физическими стимулами и сенсорными реакциями.
|
Вильгельм Вундт
(1832 – 1920)
|
Под воздействием достижений
физиологии органов чувств он выдвинул свою психологическую программу.
Психология, имеет уникальный
предмет – непосредственный опыт субъекта постигаемый путем самонаблюдения!
Обычное самонаблюдение
бесконтрольно и хаотично.
Контроль и порядок в исследовании
сознания способны внести экспериментальные процедуры физиологии.
Он считал, что в физиологии как
таковой не содержится ни каких данных расширяющих возможность
психологического объяснения.
В его школе формировалась первое
поколение профессиональных психологов.
Сравнивая его программы с другими
выходит, что ее решающее преимущество было связано с утверждением
эксперимента в качестве главного рычага превращения психологического знания в
научное.
Психология – наука опытная и
экспериментальная
Один из основоположников
экспериментальной психологии.
Центральную роль в душевной жизни
отводил воле.
Выдвинул концепцию «аналитической
интроспекции». содержит психологическое истолкование мифа, религии, искусства
и т. д.
|
П.Ф. Лесгафт
(1837 – 1909)
|
Руководствуясь принципом
сенсомоторного единства, он разработал теорию физического образования, в качестве
главной цели которого утверждалась «сознательная физическая форма»
|
Карлос Гросс
(1861 – 1946)
|
Противопоставил учению о том что
игра по своей сущности является будто бы атавизмом, остаточным явлением.
Согласно которой игра обращена не к прошлому, а к бедующему и служит школой
подготовки организма к жизненным испытаниям.
|
Г. Мюнстерберг
(1863 – 1916)
|
Предложил тесты для проф.
ориентации и проф. отбора.
Один из родоначальников тестологии
- // сравнительная тестология
|
Г.И. Россолимо
(1860 – 1928)
|
Идея количественной оценки
ингредиентов душевной жизни с целью воссоздания ее индивидуального профиля у
здоровой и больной личности.
Выделили 11 психических процессов
который разделил на пять групп:
·
Внимание
·
Воля
·
Восприимчивость
·
Запоминание
·
Ассоциативные процессы
|
Сеченов
Иван Михайлович
(1829-1905)
|
Российский ученый и
мыслитель-материалист, создатель физиологической школы.
Обосновал рефлекторную природу
сознательной и бессознательной деятельности, показал, что в основе
психических явлений лежат физиологические процессы, которые могут быть
изучены объективными методами.
Открыл явления центрального
торможения, суммации в нервной системе, установил наличие ритмических
биоэлектрических процессов в центральной нервной системе, обосновал значение
процессов обмена веществ в осуществлении возбуждения.
Исследовал дыхательную функцию
крови.
Создатель объективной теории
поведения, заложил основы физиологии труда, возрастной, сравнительной и
эволюционной физиологии. Труды Сеченова оказали большое влияние на развитие
естествознания и теории познания.
Предложил новый план в психологии
– объективная наука.
Открыл тормозные центры
Истинный смысл его проекта –
построить новую психологию на принципе детерминизма и объективном методе.
«РУССКИЙ ПИОНЕР РЕФЛЕКСОЛОГИИ»
|
Франц Брентано
(1838 – 1917)
|
Противник Вундта.
Его кумир – Аристотель.
Разработал план новой психологии
об «ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫХ АКТАХ СОЗНАНИЯ».
Область психологии – это не сами
по себе ощущения, или преставления, а те акты которые производит субъект
когда он превращает нечто в объект осознания. Вне акта объект не существует.
Он стоял у истоков направления –
функции – анализа.
Психология – наука опытная и
наблюдательная.
|
Блонский
Павел Петрович
(1884-1941),
|
Резко критикует взгляды на
человека как на неизменное существо.
Поведение человека есть изменчивое
явление. Оно выступает как производное общественных отношений.
… поведение понятно лишь как
история поведения.
Разделял идеи педологии.
Развил теорию трудовой народной
школы, предложил генетическую теорию памяти.
|
Корнилов Константин Николаевич
(1879-1957)
|
Психологические процессы – это
свойство высокоорганизованной материи и что такое понимание определяет
решение вопроса о предмете психологии.
Он считал что система современной
психологии науки не должна замыкаться в узкие рамки только индивидуальной
психологии, а должна включать в себя социальную психологию, основывающуюся на
теории исторического материализма.
Возглавил методологическую
перестройку психологии на основе диалектического материализма.
Развивал идеи реактологии.
|
В.М. Бехтерев
(1857 – 1927)
|
Основатель рефлексологии.
Поддерживал Сеченова.
Нет ни одного сознательного или бессознательного
процесса мысли, который не выражался бы рано или поздно в объективных
проявлениях.
Изучал быстроту и форму протекания
реакций.
Исследования лечебного применения
гипноза, в т. ч. при алкоголизме.
Труды по половому воспитанию,
поведению ребенка раннего возраста, социальной психологии.
Исследовал личность на основе
комплексного изучения мозга физиологическими, анатомическими и
психологическими методами.
Основатель рефлексологии.
|
Челпанов
Георгий Иванович
(1862-1936)
|
Основатель и директор первой в
России Московского Психологического Института.
Он стремился оторвать
экспериментальную психологию от материализма и подвести под нее
материалистическую базу.
Сторонник психофизического
параллелизма.
Труды по экспериментальной
психологии.
|
1. История
психологии / М. Г. Ярошенко - М.: Мысль. 1976.
2.
Психология Словарь справочник / М. И. Дьченко, Л. А. Кандыбович - Мн.: Хэлсон.
1998.
|
|
|
|
|