РУБРИКИ |
История психологии |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
История психологииИстория психологииПрикамский социальный институт филиал Московского открытого социального университета
Контрольная работа по
"Истории психологии "
Разработал студент: группы П-СО - 98 Корягин Юрий Игоревич Проверила: старший преподаватель кафедры психологии Стерлигова Елена Алексеевна
1998 г. Содержание
Список людей сделавший свой вклад в развитие психологии. Античный период. Период феодального строя. Период учения XVII - XVIII века. XIX век.
Карта памяти по истории психологии 1 период 2 период 3 период
Список литературы. Список людей сделавший свой вклад в развитие психологии.
Античный период. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ученый |
Основные идеи. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Платон (428 – 348 г. до н.э.) |
Родоначальник европейского идеализма, создал на основе древнегреческой мифологии философскую модель, вел напряженную борьбу с материалистическим направлением, вершиной которого в период античности являлось учение Демокрита. Противник материализма. Ученик Сократа Познание - есть анамнесис воспоминание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом. Платон интенсивно разрабатывал диалектику и наметил развитую неоплатонизмом схему основных ступеней бытия. Он учил, что истинная реальность, которой он считал сферу вечных, бестелесных, чуждых ему материальных идей, постигается устремленным к этому высшему миру умозрений. Считал, что чувственное и умопостигаемое принадлежит к двум не сопоставимым ни в каком отношении мирам. В своих учениях он ориентировался на математику. Считал, что работа мышления отличается от ощущений не только по характеру ее зависимости от объектов, но и по производимым субъектом действий. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Аристотель (384 – 322 г. до н.э.) |
Полагал что идейное богатство мира воплощено в конкретных чувственно воспринимаемых вещах и раскрывается только благодаря земному общению с ними в процессе эмпирических исследований. В своих учениях он ориентировался на биологию. Душа – Это целесообразно работающая органическая система. – Неотъемлемое начало органической жизни, но не материального мира в целом. – Способ организации материального тела. Окончательно покончил с гилозоизмом – учением о одушевленности всех физических тел. Выделил четыре функции души: 1. Питательная, вегетативная – растительный мир. 2. Сенсомоторная – животный мир 3. Сенсомоторная – животный мир 4. Разумная – человеческий мир, человек. Учил, что каждый ситуации соответствует определенный – правильный аффект. Отвергал, что органом психики является мозг – поверхность больших полушариев не обладает чувствительностью. Учился у Платона. Воспитатель Александра Македонского. Основоположник формальной логики. создатель силлогистики. (СИЛЛОГИСТИКА - от греч. syllogistikos выводящий умозаключение), исторически первое, созданное Аристотелем учение о логической дедукции. «Первая философия» (позднее названа метафизикой) содержит учение об основных принципах бытия: возможности и осуществлении/ Колебался между материализмом и идеализмом; идеи: - внутренние движущие силы вещей, неотделимые от них; - источник движения и изменчивого бытия вечный и неподвижный «ум»; - ступени природы: неорганический мир, растение, животное, человек. - «ум», разум, отличает человека от животного. Центральный принцип этики - разумное поведение, умеренность (метриопатия). |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Августин (354 – 430 г. до н.э.) |
“Отец церкви” Культивировал негативное отношение к реальному миру и интровертную установку – человек должен остаться наедине с собой чтобы устремиться к всевышнему. Проповедовал спонтанную активность души с телом с которым она соединена. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Гераклит (530 – 470 г. до н.э.) |
Все вещи есть суть модификации огня. “По каким дорогам ты ни шел бы, не найдешь границ души, так глубок ее логос” Все существующее, в том числе телесное и душевное, непрерывно изменяется и безостановочно течет. Он полагал, что душа испаряется из влаги. Придерживался идеи неразделимости внешней природы и души. Разделил психические и допсихические состояния в организме. Внутри психического познания вычленил: мышление, познание, уровни понимания. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Парменид (период расцвета 504-501 до н. э.) |
Основатель элейской школы. Провел принципиальное различие между чувственно познаваемым миром и миром умопостигаемым. чувственно познаваемый мир – текучий, зыбкий, вечно изменчивый. умопостигаемым мир – неподвижен, однороден, закончен. Первым провел принципиальное различие между умопостигаемым, неизменным и вечным («единым»), бытием (сфера истинного знания) и чувственно воспринимаемой изменчивостью и преходящей текучестью всех вещей (сфера «мнения»). Сформулировал идею тождества бытия и мышления. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Анаксагор (500 – 428 г. до н.э.) |
Материалист. Считал мир состоящим из бесчисленного множества качественно различных частиц, учил, что их движение упорядочивается благодаря уму. Он указывал на начало, придающее процессам природы и человеческому поведению (включая мышление) закономерный характер. Вывел, что сладкое, горькое и др. чувственные свойства вещей нельзя познать с помощью их самих. Выдвинул учение о неразрушимых элементах «семенах» вещей (позже названных гомеомериями). Движущий принцип мирового порядка ум (нус), организующий элементы. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Демокрит (460 – 370 г. до н. э.) |
Разработал атомистическую модель мира, воплотившую в себе принцип причинности. Душа – лишь одна из разновидностей вещества среди других. Он отвергал бессмертие души. Один из основателей античной атомистики. По Демокриту, существуют только атомы и пустота. Атомы неделимые материальные элементы (геометрические тела, «фигуры»), вечные, неразрушимые, непроницаемые, различаются формой, положением в пустоте, величиной; движутся в различных направлениях, из их «вихря» образуются как отдельные тела, так и все бесчисленные миры; невидимы для человека; истечения из них, действуя на органы чувств, вызывают ощущения. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сократ (470 – 399 г. до н.э.) |
Родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов Создатель понятия – диалектика – нахождение истины с помощью беседы. “Познай самого себя” С помощью определенным образом подобранных вопросов помочь собеседнику найти истинный ответ – сократический метод, и тем самым привести его от неопределенных представлений к логическому ясному знанию обсуждаемых предметов. В отличии от софистов у которых исходным пунктом было отношение человека к людям, он принял за основу отношение человека к самому себе, как носителю интеллектуальных и нравственных качеств. Был обвинен в «поклонении новым божествам» и «развращении молодежи» и приговорен к смерти. Излагал свое учение устно. Цель философии самопознание как путь к постижению истинного блага; добродетель есть знание, или мудрость. Для последующих эпох Сократ стал воплощением идеала мудреца. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лукреций (99 – 55 г. до н.э.) |
Ученик Эпикура – последователя Демокрита. Вывел что дух это не тоже самое, что и душа. Душа, разновидность материи – активна, деятельна, способна подчинить себе тело состоящее из более грубой материи. Категорически отвергал что вся природа пронизана разумом. Есть только атомы, учил Он, движущие по естественным законам из которых нужно выводить и сам разум. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Гален (129 – 199) |
Вплотную подошел к понятию о сознании. В его учении термин “Распознавание” явился приемником термина – сознание в наше время. Создатель концепции – “зрительного акта” |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Плотин (203 – 269 г. до н.э.) |
Проповедовал абсолютную имматериальность души. Утверждал, что душа обладает способностью направляться не только “вверх” – к божественному, и “вниз” – к неземному материальному миру, но и к самой себе, воспринимая тем самым свою собственную деятельность. Индивидуальные души происходят от мировой души. Он понимал психическое действие любого уровня как чисто духовное. Память – это не запас впечатлений она есть не что иное, как знание о свих прежних действиях Основатель неоплатонизма. Плотин сыграл большую роль в развитии античной диалектики. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Гиппократ (460 – 377 г. до н.э.) |
Отвергал единое материальное начало как основу органической жизни |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Алкмеон Кротонский (6-5 вв. до н. э.) |
Мозг – есть орган души. Утверждал, что имеется прямая связь между органами чувств и мозгом. Представитель кротонской медицинской школы. Впервые дал натурфилософскую концепцию человеческого тела как микрокосма и сбалансированной системы противоположностей. Проводил анатомо-физиологические исследования. |
Период феодального строя.
Ученый
Основные идеи.
Ибм – Сине
(980 – 1037)
Поддержка учения о психофизиологических функциях.
Выделил две психологии:
1. Естественно – научная
2. Метафизическая
В его работах философское учение о душе стало своего рода прослойкой между наукой и религией.
Создатель “Канона”
Продвигал идею о независимости психики от мозга.
Закарий Рази
(865 – 925)
Противник идей Галена.
Призывал строить науку на наблюдении и эксперименте.
Ибн аль – Хайсам
(965 – 1039)
Занимался исследованием возникающих в организме психических феноменов, а именно продуктов деятельности глаза.
Подошел к органу зрения как к оптическому прибору.
Изучил:
· бинокулярное зрение
· смещение цветов
· контраст
Ибн – Рошду
(1126 – 1198)
“ … Чувствующей частью органа зрения является не хрусталик, а сетчатая оболочка”.
Предполагал, что индивидуальная душа обладает некоторыми способностями, коренящимися в чувственности которые позволяют ей воспринимать божественный разум.
Учил, что человек связан с божеством не прямо, а посредством божественного разума.
Фома Аквинский
(1225 – 1274)
Душа – чистый субъект, не обладающий ни чем кроме способности сознавать.
Бернардино Телезио
(1509 – 1588)
Разработал теорию аффектов.
Полагал, что движение материи не может объяснить особое положение человека.
Склонялся к тому, что душа – бессмертна.
Леонардо да Винчи
(1452 – 1519)
Дал понятие – “живопись”, и стал создателем науки живопись.
Придавал большое значение строению и свойству двигательного аппарата.
Воспевал высокое значение строения глаза.
Изучая функции органов, рассматривал организм как образец «природной механики».
Впервые описал ряд костей и нервов, особое внимание уделял проблемам эмбриологии и сравнительной анатомии, стремясь ввести экспериментальный метод и в биологию.
Утвердил ботанику как самостоятельную дисциплину, дал классические описания листорасположения.
Явился одним из основоположников палеонтологии, считая, что окаменелости, находимые на вершинах гор, опровергают представления о «всемирном потопе».
Хуан Луис Вивес
(1492 – 1540)
Один из первых противопоставил эмпирико – психологическое познание метафизическим учениям о душе.
Сформулировал закон ассоциации.
Доказал, что самым верным способом управления чувствами является вытеснение одного аффекта другими, более сильными.
Гомес Перейра
(1500 – 1560)
Отрицал существования души у животных.
Животные ничего не слышат, не видят и вообще не чувствуют
Не чувственные образы а знаки движут их поведением.
Период учения XVII - XVIII века.
Ученый
Основные идеи.
Френсис Бэкон
(1561 – 1626)
Провозгласил имевшие в те времена революционный смысл идеи о том, что человек есть слуга и истолкователь природы, что значение становиться силой (подобной силам природы), когда люди от книг обращаются к реальным явлениям, от умозрения – к эксперименту.
Решающую роль он придает эксперименту – не созерцанию и наблюдению, а изменению явлений посредством действий с использованием инструментов, орудий, приборов. Природа предстает как огромный механизм, безгранично открытый для вычислений, наблюдений экспериментов с помощью различных приборов.
Декарт
(1596 – 1650)
Определил новые понятия:
тело – автомат – система, организованная по законам механики.
душа – упорядочивание автомата – системы.
Работа внутренних органов и поведение организма нуждается только во внешних толчках и соответствующей материальной конструкции.
Ввел понятие «страсть» или «аффект» – эмоциональное состояние + ощущения + представления.
Лейбниц
(1646 – 1716)
Считал, что в душе существует известное предрасположение, благодаря которому в дальнейшем из нее могут быть извлечены в неопытные истины. Произвел разделение психических явлений и представленость на уровне сознания, и при отсутствии сознания, считал что, непрерывно продолжается незаметная деятельность психических сил.
Является родоначальником учения о психической причинности.
Спиноза
(1632 – 1677)
Его идеи:
Единственная субстанция – природа.
Психическое мышление столь же реально, как и физическое.
Вместе с Гоббсом выдвинули идеи:
О принципиальной неотделимости души и тела, душа не самостоятельная по отношению к телу «начало»
Предметом психологии познания должны служить конкретные психические явления, а не душа как целостная сущность.
Учение о психике – часть общего учения о материальном мире.
Законы природы – есть строго причинные явления.
Гоббс
(1588 – 1679)
Пытался поставить вопрос – каким образом можно вывести мыслительную активность из принципа механического воздействия.
Единственная субстанция – природа.
Он считал, что в материальном мире нет ничего, кроме движущейся материи. Дал точное определение понятию самосохранение – конечная цель к которой устремлен каждый и во имя которой один индивид вынужден наносить ущерб другому.
Локк
(1632 – 1704)
Поддерживал Декарта.
Опыт есть последствия совместной деятельности ощущений и рефлексии.
Вывел термин «ассоциация»
Гартли
(1705 – 1757)
Противник материализма.
Его учение это первая материалистическая концепция бессознательного.
Его идеи:
Рецептор должен рассматриваться не сам по себе, а как компонент системы.
Выдвинул идею о том, что следующие за раздражением рецептора движения мышц могут происходить в незаметной для внешнего восприятия форме.
Волевое поведение возникает у человека благодаря соединению сенсомоторных реакций с речью.
Дейвид Юм
(1711 – 1776)
Провозгласили единственным объектом познания опыт.
Отбросил рефлексию как источник познания.
ОПЫТ = впечатления + ощущения + эмоции + … + идеи.
Развил учение о чувственном опыте (источнике знаний) как потоке «впечатлений», причины которых непостижимы. Проблему отношения бытия и духа считал неразрешимой.
Отрицал объективный характер причинности и понятие субстанции. Разрабатывал теорию ассоциации идей. В этике развил концепцию утилитаризма, в политэкономии разделял трудовую теорию стоимости А. Смита. Учение Юма один из источников философии И. Канта, позитивизма и неопозитивизма.
Волей человека, по Юму, руководят именно аффекты, а не разум. Разум сам по себе не способен нейтрализовать действие какого-либо аффекта, это может сделать только другой аффект.
Все аффекты Юм делит на спокойные (например, чувство прекрасного) и бурные (например, любовь или ненависть).
Особое место среди описываемых им аффектов занимает аффект симпатии, которая оживляет все другие аффекты. Она возникает в результате воображаемого перенесения себя на место другого человека, испытывающего определенные душевные переживания
Христиан Вольф
(1679 – 1754)
Приемленик Лейбница
Первым преподнес понятие ПСИХОЛОГИЯ в Европу.
Описал различные классы психических явлений и разделил их на иерархически расположенные группы.
Томас Рид
(1710 – 1796)
«Шотландская школа»
Его теория – каждый человек рождается с запасом принципов и истин, позволяющих ему независимо от опыта различать прекрасное и безобразное, дурное и хорошее.
Дал понятие ощущение – простое состояние, которое существует в уме познающего.
А. Н. Радищев
(1749 – 1802)
«…Бытие вещей независимо от силы познания о них»
Он налагал, будучи материалистическим монистом, что психические явления совершаются в пространстве и воплощены в пространственных структурах. Тем самым он отвергал противопоставление психического физическому по признаку не протяженности.
Придерживался, что формирование умственных качеств индивида зависит не только от взаимодействия внешней среды но и от телесной организации.
Общие «достижения» для данного периода
· Развитие учения о механизмах тела.
· Развитие проблемы аффекта (страсти) – как телесное состояние, являющимся могучим регулятором психической жизни.
· Развитие учения о живом теле как механической системе, которая не нуждается для своего объяснения ни в каких скрытых качествах и душах
· Развитие понятия о сознании как присущей индивиду способности путем внутреннего наблюдения иметь самое достоверное, знание о собственных психических состояниях и актах.
· Развитие взаимосвязи физического и психического.
XIX век.
Ученый
Основные идеи.
Чарлз Белл
(1774 – 1842)
Создатель проекта «Новая анатомия мозга»
Ссылаясь на свои опыты он указывал, что единый нерв представляет в действительности связку различных нервов, имеющий каждый собственное качество.
Рассчитывал экспериментально расчленить душевную жизнь на ее первичные элементы.
В результате хирургических экспериментов установил различие в функциях нервов.
Он очень близко подошел к понятию рефлекторной природе чувственного познания тем – что считал пространственный образ вещи складывается благодаря непроизвольной деятельности глазных мышц.
В 1811 установил распределение нервных волокон в корешках спинного мозга
Провел работы по связи выразительных движений с функциями различных отделов нервной системы. Внес существенный вклад в разработку представлений о рефлексах и рефлекторной дуге. Обнаружил один из защитных рефлексов, состоящий в том, что при смыкании век оба глазных яблока поворачиваются к верху.
Маршал Холл
Отделил рефлексы от движений.
Рефлекс – такие акты, природа который апсична. Рефлекс – не есть деятельность психических моментов.
Ф. Галль
(1758 – 1828)
Основатель науки френологии (наука о деятельности мозга).
Произвел первые попытки «размещения» в извилинах больших полушариев все «умственные силы».
Флуранс
(1794 – 1867)
Мозг – орган мысли.
Экспериментальными способами впервые выяснил, что:
· мозжечок – координирует движения
· продолговатый головной мозг – это жизненный узел
· четверохолмие – зрение
· спиной мозг – возбуждение
Томас Юнг
(1773 – 1829)
Выдвинул гипотезу, что сетчатка глаза содержит три вида волокон каждый из которых реагирует на свой световой луч.
Карл Густав Юнг
(1875-1961)
Основатель «аналитической психологии».
Развил учение о коллективном бессознательном, в образах которого (т. н. архетипах) видел источник общечеловеческой символики, в т. ч. мифов и сновидений («Метаморфозы и символы либидо»).
Цель психотерапии, по Юнгу, осуществление индивидуации личности.
Оказал влияние на культурологи, сравнительное религиоведение и мифологию (К. Кереньи, М. Элиаде и др.).
Огюстом Конт
(1798 – 1857)
В период его деятельности он предложил новую классификацию наук, среди которых – психологии не было.
Внутренний мир станет предметом науки тогда, когда будет восстановлена бесплодная почва интроспективного анализа.
Вод его влиянием образовалась социальная психология.
Фохт
(1817 – 1895)
Молешотт
(1822 – 1893)
Бюхнер
(1824 – 1899)
Чольбе
(1819 – 1873)
- утверждал, что мозг производит мысль так же, как печень желчь. Враждебно относился к рабочему движению и социализму.
- в мышлении видел лишь физиологический механизм. Биохимические исследования Молешотта сыграли значительную роль в развитии физиологической химии.
- понимал сознание не как активное отражение объективной реальности, а как зеркальное (пассивное) отражение действительности; сторонник социального дарвинизма.
Сочинения этих авторов способствовали развитию материалистического воззрения.
За свой период научной деятельности эти германские ученые внесли лишь малую лепту в развитии психологии.
Вульгарный материализм – мозг является не столько энергетической сколько информационной машиной.
Ложность их позиции заключалась в ошибочном понимании мозга как машины.
Иоганнес Мюллер
(1801 – 1858)
Рефлекс – есть деятельность психических моментов и примером тому служит – чихание, кашель.
Каждому органу чувств свойственна своя «специфическая энергия» – скрытая в органе она разряжается под действием внешних стимулов.
Уитстон
(1802 – 1875)
Брюстер
(1781 – 1868)
Создатели прибора по исследованию зрительного органа.
Выводом после изучения глаза был следующий – глаз нельзя рассматривать как чисто оптический инструмент и как чисто анатомический орган.
Л. Фейербах
(1804 – 1872)
Первоначально последователь Гегеля, затем (1839) подверг критике его философию.
В центре философии Фейербаха человек, трактуемый как биологическое существо, абстрактный индивид. Религию истолковывал как отчуждение человеческого духа, источник которого чувство зависимости человека от стихийных сил природы и общества.
Основу нравственности усматривал в стремлении человека к счастью, достижимому посредством «религии любви» (человеческого единения, взаимосвязи Я и Ты).
Э. Пфлюгер
(1829 – 1910)
Экспериментально доказал несостоятельность рефлекторной концепции Холла.
Доказал, что объективный подход у целесообразному поведению позвоночных требует сенсорной регуляции.
Джеймс Раш
(1786 – 1869)
Произвел первую революцию в психологии как переход к изучению объективной психологии.
Его система строилась на двух фундаментальных принципах:
1. Отражение
2. Реальность действия
Важную роль в структурировании человеческой психики отводил речевым знакам.
Герман Гельмгольц
(1821 – 1894)
Обнаружил и измерил теплообразование в мышцах, изучил процесс сокращения мышц, измерил скорость распространения нервного импульса.
Сторонник физиологического идеализма.
Томас Лейкон
(1812 – 1876)
Физиология мозга является базисом для науки психического.
Мозг – это рефлекторный аппарат.
Рефлекс – психофизиологический, а не психический акт.
В. Карпентер
(1813 – 1885)
Вывел понятие о идеомоторном акте – движение которое автоматически вызывается не раздражением нервных окончаний самих по себе, а идеей, образом, психическим.
Гегель
(1770 – 1831)
Утвердил принцип историзма в интерпретации сознания.
Он считал процесс общественного развития объективацией духа.
Самосознание – родовое, в неличностное начало, развивающегося отдельной личности.
Его открытия:
Сознание формируется в деятельности причем моделью, с которой он писал картину деятельности, служил труд.
Различал четыре разновидности психологии:
1. Житейская
2. Национальная
3. Эмпирическая
4. Истинно философская психология
Белинский В.Г.
(1811 – 1848)
Герцен А.И.
(1812 – 1870)
Добролюбов Н.А.
(1836 – 1861)
Чернышевкий Н.Г.
(1828 – 1899)
Убежденные материалисты.
Отстаивали принцип детерминизма как незыблемую основу научного мировоззрения.
Пытались доказать, что психические акты неотделимы от явлений.
Психика – одна их форм жизнедеятельности.
Густав Фехнер
(1801 – 1887)
Создатель психофизики.
Идеи:
Психические явления подчинены определенной закономерности, которая доступна опытному изучению и может быть выражена математическии.
Он утверждал, что сознание разлито по вселенной, небесные тела воодушевлены, а материя лишь оборотная теневая сторона психического.
Э.Г. Вебер
(1795 – 1878)
Открыл определенную математически формулируемую корреляцию между физическими стимулами и сенсорными реакциями.
Вильгельм Вундт
(1832 – 1920)
Под воздействием достижений физиологии органов чувств он выдвинул свою психологическую программу.
Психология, имеет уникальный предмет – непосредственный опыт субъекта постигаемый путем самонаблюдения!
Обычное самонаблюдение бесконтрольно и хаотично.
Контроль и порядок в исследовании сознания способны внести экспериментальные процедуры физиологии.
Он считал, что в физиологии как таковой не содержится ни каких данных расширяющих возможность психологического объяснения.
В его школе формировалась первое поколение профессиональных психологов.
Сравнивая его программы с другими выходит, что ее решающее преимущество было связано с утверждением эксперимента в качестве главного рычага превращения психологического знания в научное.
Психология – наука опытная и экспериментальная
Один из основоположников экспериментальной психологии.
Центральную роль в душевной жизни отводил воле.
Выдвинул концепцию «аналитической интроспекции». содержит психологическое истолкование мифа, религии, искусства и т. д.
П.Ф. Лесгафт
(1837 – 1909)
Руководствуясь принципом сенсомоторного единства, он разработал теорию физического образования, в качестве главной цели которого утверждалась «сознательная физическая форма»
Карлос Гросс
(1861 – 1946)
Противопоставил учению о том что игра по своей сущности является будто бы атавизмом, остаточным явлением. Согласно которой игра обращена не к прошлому, а к бедующему и служит школой подготовки организма к жизненным испытаниям.
Г. Мюнстерберг
(1863 – 1916)
Предложил тесты для проф. ориентации и проф. отбора.
Один из родоначальников тестологии - // сравнительная тестология
Г.И. Россолимо
(1860 – 1928)
Идея количественной оценки ингредиентов душевной жизни с целью воссоздания ее индивидуального профиля у здоровой и больной личности.
Выделили 11 психических процессов который разделил на пять групп:
· Внимание
· Воля
· Восприимчивость
· Запоминание
· Ассоциативные процессы
Сеченов
Иван Михайлович
(1829-1905)
Российский ученый и мыслитель-материалист, создатель физиологической школы.
Обосновал рефлекторную природу сознательной и бессознательной деятельности, показал, что в основе психических явлений лежат физиологические процессы, которые могут быть изучены объективными методами.
Открыл явления центрального торможения, суммации в нервной системе, установил наличие ритмических биоэлектрических процессов в центральной нервной системе, обосновал значение процессов обмена веществ в осуществлении возбуждения.
Исследовал дыхательную функцию крови.
Создатель объективной теории поведения, заложил основы физиологии труда, возрастной, сравнительной и эволюционной физиологии. Труды Сеченова оказали большое влияние на развитие естествознания и теории познания.
Предложил новый план в психологии – объективная наука.
Открыл тормозные центры
Истинный смысл его проекта – построить новую психологию на принципе детерминизма и объективном методе.
«РУССКИЙ ПИОНЕР РЕФЛЕКСОЛОГИИ»
Франц Брентано
(1838 – 1917)
Противник Вундта.
Его кумир – Аристотель.
Разработал план новой психологии об «ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫХ АКТАХ СОЗНАНИЯ».
Область психологии – это не сами по себе ощущения, или преставления, а те акты которые производит субъект когда он превращает нечто в объект осознания. Вне акта объект не существует.
Он стоял у истоков направления – функции – анализа.
Психология – наука опытная и наблюдательная.
Блонский
Павел Петрович
(1884-1941),
Резко критикует взгляды на человека как на неизменное существо.
Поведение человека есть изменчивое явление. Оно выступает как производное общественных отношений.
… поведение понятно лишь как история поведения.
Разделял идеи педологии.
Развил теорию трудовой народной школы, предложил генетическую теорию памяти.
Корнилов Константин Николаевич
(1879-1957)
Психологические процессы – это свойство высокоорганизованной материи и что такое понимание определяет решение вопроса о предмете психологии.
Он считал что система современной психологии науки не должна замыкаться в узкие рамки только индивидуальной психологии, а должна включать в себя социальную психологию, основывающуюся на теории исторического материализма.
Возглавил методологическую перестройку психологии на основе диалектического материализма.
Развивал идеи реактологии.
В.М. Бехтерев
(1857 – 1927)
Основатель рефлексологии.
Поддерживал Сеченова.
Нет ни одного сознательного или бессознательного процесса мысли, который не выражался бы рано или поздно в объективных проявлениях.
Изучал быстроту и форму протекания реакций.
Исследования лечебного применения гипноза, в т. ч. при алкоголизме.
Труды по половому воспитанию, поведению ребенка раннего возраста, социальной психологии.
Исследовал личность на основе комплексного изучения мозга физиологическими, анатомическими и психологическими методами.
Основатель рефлексологии.
Челпанов
Георгий Иванович
(1862-1936)
Основатель и директор первой в России Московского Психологического Института.
Он стремился оторвать экспериментальную психологию от материализма и подвести под нее материалистическую базу.
Сторонник психофизического параллелизма.
Труды по экспериментальной психологии.
1. История психологии / М. Г. Ярошенко - М.: Мысль. 1976.
2.
|
© 2010 |
|