РУБРИКИ

История социальной помощи глухонемым 19-20 веках

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

История социальной помощи глухонемым 19-20 веках

История социальной помощи глухонемым 19-20 веках

Министерство науки и образования

Московский Государственный Областной Университет

Кафедра социальной работы и педагогики










Курсовая работа

По дисциплине: истории социальной работы

На тему: «История социальной помощи глухонемым 19-20 веках»



Выполнила: студентка 2 курса

Очной формы обучения

специальность социальная работа


Проверила: доцент,







Москва - 2009

Оглавление


Введение

Глава 1.Исторические тенденции благотворительной помощи глухонемым в России под покровительством императорской фамилии (конец 19 – начало 20 века)

§ 1.Особенности попечительской деятельности Марии Федоровны

§2. Характеристика просветительской деятельности глухих во время царствования императора Николая II

Глава 2.Система обучения глухонемых

§1.Особенности духовного воспитания глухих в дореволюционную эпоху

§2.Положение глухонемых в обществе и их обучение в МГТУ им. Баумана

Заключение

Глоссарий

Библиография


Введение


Актуальность темы

По статистике, нарушениями слуха страдает каждый девятый житель нашей планеты. Травмы, болезни или врожденные пороки – все это может стать причиной потери слуха. По данным прошлого года, социально значимыми дефектами слуха во всем мире страдают около 30 млн. человек. В России же насчитывается 12 млн. глухих, из них более 600 тыс. детей и подростков.

На Земле существует 2,5 тысяч языков, но есть и ещё одна форма общения, в последнее время все больше и больше интересующая ученых, — язык взгляда и жестов. Всемирная Федерация глухих в 50-е годы для обслуживания международных мероприятий глухих, то есть конгрессов, симпозиумов, конференций, в том числе и спортивных, разработала Жестуно — систему жестов. Первый словарь Жестуно был опубликован в 1965 году и содержал 300 жестов, а третье издание 1975 года включало уже 1,5 тысячи жестов.

Будучи большим сторонником Жестового Языка и основоположником мимического метода аббат де Л’Эпе основал первую школу — Парижский институт глухонемых /1760 год/ во Франции. В России же первое училище для глухих было открыто в 1802 году.

Сегодня во всем мире действуют различные программы реабилитации больных с тугоухостью и глухотой, у них есть свой язык, специальные школы, свои общества по интересам и другие объединения. Конечно, все это помогает людям с дефектами слуха жить более полноценной жизнью.

Несмотря на это, таким людям порой приходится очень тяжело из-за отсутствия полного понимания их проблемы со стороны общественности и госвласти. Наше общество порой бывает очень несправедливым и равнодушным к глухим. В результате чего люди с дефектами слуха не могут устроиться на работу, испытывают материальные, социальные, психологические трудности. Именно поэтому проблема трудоустройства и организации досуга глухонемых заслуживает самого серьезного внимания.

Между тем, среди инвалидов по слуху много энергичных, деятельных и талантливых людей. Примером могут служить такие небезызвестные исторические личности как поэт эпохи Возрождения Пьер де Ронсар, Виктор Гюго, Бетховен, художник Антонио Станьоли, скульптор Десен, Жан Жак Руссо – все они были глухими. Наша терпимость, понимание и любовь могут помочь сделать жизнь глухонемых людей более комфортной и полноценной, раскрыть свои способности и таланты.

Объект исследования – помощь глухонемым людям

Предмет исследования – история социальной помощи глухонемым людям в 19-20 веках

Цель исследования – изучить процесс помощи глухонемым людям

Задачи исследования – изучить особенности попечительской деятельности Марии Федоровны, изучить характеристику просветительской деятельности глухих во время царствования императора Николая II, изучить особенности духовного воспитания глухих в дореволюционную эпоху, изучить Положение глухих в обществе и их обучение в МГТУ им. Баумана.

Теоретико-методологическая база:

По Материалам Третьего Московского симпозиума по истории глухих. Москва. Издательство «Загрей». 2001


Глава 1. Исторические тенденции благотворительной помощи глухонемым в России под покровительством императорской фамилии ( конец 19 – начало 20 века)


§1.Особенности попечительской деятельности Марии Федоровны


Действовавшая в императорской России система социальной помощи, основанная на благотворительности, постоянно развивалась. Усилиями власти и общества расширялся круг благотворителей, совершенствовались формы и методы призрения нуждавшихся в социальной помощи, в том числе специализированной. Одной из категорий нуждавшихся в такой помощи являлись глухонемые.

К концу XIX столетия власть и общественность осознали необходимость организации системы социальной и медицинской помощи глухонемым в общегосударственных масштабах. Для решения этой задачи по инициативе вдовствующей императрицы Марии Федоровны в 1898 г. было создано Попечительство императрицы Марии Федоровны о глухонемых – специализированное благотворительное ведомство для оказания социальной и медицинской помощи глухонемым, глухим, пораженным болезнями слуха и расстройством речи.

Деятельность Попечительства о глухонемых, как единственного в России ведомства для призрения указанной категории нуждающихся, является сравнительно малоизученной проблемой.

Полностью Попечительство о глухонемых называлось «Состоящее под августейшим покровительством их императорских величеств Попечительство государыни императрицы Марии Федоровны о глухонемых».

Попечительство вошло в состав Ведомства учреждений императрицы Марии – одного из особых благотворительных ведомств и комитетов под покровительством императорской фамилии. Включение Попечительства о глухонемых в состав Ведомства императрицы Марии было обусловлено рядом причин. Попечительство вошло в состав Ведомства учреждений императрицы Марии – одного из особых благотворительных ведомств и комитетов под покровительством императорской фамилии.

Боришпольский Е. Об участии земских и городских самоуправлений в деле призрения (обучения) глухонемых // Призрение и благотворительность в России. 1914. № 3-4.С.37-39

Включение Попечительства о глухонемых в состав Ведомства императрицы Марии было обусловлено рядом причин.

В числе учреждений Ведомства действовало единственное в России специализированное учебно-воспитательное детско-юношеское учреждение призрения – Училище глухонемых, созданное в 1806 г. в Павловске и в 1810 г. переведенное в Петербург. Кроме того, в составе Ведомства императрицы Марии успешно действовало образованное в начале 80-х годов XIX в. Попечительство императрицы Марии Александровны о слепых, осуществлявшее специализированную социальную и медицинскую помощь в масштабах страны слепым и пораженным глазными болезнями.

Опыт этого ведомства использовался при организации помощи глухонемым. Попечительство о глухонемых вошло в состав в Ведомства императрицы Марии, сохранив внутреннюю самостоятельность. «Положение о состоящем под августейшим покровительством их императорских величеств «Попечительстве государыни императрицы Марии Федоровны о глухонемых», установившее правовую основу его деятельности, было утверждено императором 2 мая 1900 г.

«Положение о состоящем под августейшим покровительством их императорских величеств «Попечительстве государыни императрицы Марии Федоровны о глухонемых», установившее правовую основу его деятельности, было утверждено императором 2 мая 1900 г.

Цель деятельности нового ведомства определялась Положением как «…попечение о глухонемых всех возрастов» . Призрение взрослых глухонемых заключалось в создании мастерских, домов трудолюбия для частично трудоспособных, богаделен для немощных, в поисках работы и т.д.

Для «малолетних глухонемых» предполагалось открытие школ, учебных мастерских, приютов, оказание помощи денежными пособиями бедным семьям, в которых проживали глухонемые дети. Кроме того, Попечительство «озабочивалось» созданием курсов по подготовке учителей для школ глухонемых, разработкой методик обучения глухонемых.

По своему организационному устройству Попечительство о глухонемых было сходно с другими структурами и учреждениями Ведомства императрицы Марии. Собственно Попечительство как орган управления состояло из Комитета, Совета при нем и неограниченного числа членов.

Главной руководящей структурой Попечительства был Комитет, осуществлявший «высший надзор» за всеми учреждениями, входившими в состав Попечительства.

В состав Комитета входили шесть членов, утверждавшихся сроком на три года императрицей Марией Федоровной.

Один из членов Комитета на этот срок назначался председателем, другой – заместителем. Комитет устанавливал правила хранения и использования финансовых средств Попечительства, рассматривал прошения об оказании помощи глухонемым, утверждал в должностях руководителей региональных отделений Попечительства и их заместителей, почетных членов Попечительства и членов Совета Попечительства. Совет при Комитете предназначался для обсуждения вопросов учебно-воспитательной и хозяйственной деятельности Попечительства. Возглавлял Совет председатель Комитета.

Положением предусматривалась возможность создания губернских, областных и городских отделений Попечительства с советами при них. Вопросы ,связанные с открытием отделений, находились в компетенции Комитета.

Число членов Попечительства о глухонемых не ограничивалось. Они подразделялись на почетных членов, действительных членов и членов-сотрудников. В почетные члены принимались лица, «…оказавшие Попечительству услуги значительными пожертвованиями или иным образом способствовавшие успешному развитию деятельности Попечительства».

Почетные члены утверждались в звании императрицей Марией Федоровной. В число действительных членов могли входить лица, внесшие 500 руб. единовременно или вносившие не менее 50 руб. ежегодно. Членами-сотрудниками могли быть лица, пожертвовавшие 100 руб. единовременно или не менее 5 руб. ежегодно.

Две последние категории членов Попечительства утверждались в званиях Комитетом. Пребывание в звании члена Попечительства о глухонемых не давало никаких служебных, социальных и сословных преимуществ, а служило лишь общественному признанию заслуг благотворителей.

Две последние категории членов Попечительства утверждались в званиях Комитетом. Пребывание в звании члена Попечительства о глухонемых не давало никаких служебных, социальных и сословных преимуществ, а служило лишь общественному признанию заслуг благотворителей.

Однако благотворителям, занимавшим должности попечителей учреждений призрения, Попечительство о глухонемых присваивало чины и мундиры. Ведомства императрицы Марии. Попечители учреждений в столицах имели чины VI класса, их помощники – VII класса, в остальных городах, губерниях и уездах – соответственно чины VII и VIII класса.

Средства Попечительства о глухонемых в основном складывались из сумм, поступавших в качестве благотворительных пожертвований.

К ним относились суммы, поступавшие от имени императрицы Марии Федоровны, а также в форме взносов членов Попечительства, различных нерегулярных пожертвований, средств, полученных от проведения благотворительных мероприятий: балов, концертов, базаров, спектаклей, от кружечного сбора.

Кроме того, в распоряжение Попечительства поступали средства, полученные за содержание призреваемых на внештатных вакансиях, от продажи изделий призреваемых, доходы от операций с недвижимостью.

Среди сумм, поступавших в распоряжение Попечительства, в Положении упоминаются и «субсидии, какие могут быть назначаемы правительством». Выделение государственных средств Попечительству Положением не гарантировалось, а лишь допускалось

Образование отдельного специализированного ведомства по призрению глухонемых создало основу для перемен в существовавших к тому времени учреждениях призрения глухонемых и для открытия новых заведений. Перемены коснулись и Училища глухонемых в Санкт-Петербурге. В марте 1900 г. был принят новый Устав Училища, положивший конец экспериментам со способами обучения глухонемых.

Образование отдельного специализированного ведомства по призрению глухонемых создало основу для перемен в существовавших к тому времени учреждениях призрения глухонемых и для открытия новых заведений. Перемены коснулись и Училища глухонемых в Санкт-Петербурге. В марте 1900 г. был принят новый Устав Училища, положивший конец экспериментам со способами обучения глухонемых.

Устав утвердил «устный» способ обучения, то есть обучение по специальным методикам с помощью устной речи. «Мимическое» обучение (языком жестов), применявшееся ранее, было сохранено в специальных отделениях для взрослых при Училище, позже ликвидированных.

Согласно Уставу целью Училища глухонемых являлось воспитание, общее и специальное (трудовое) обучение детей обоего пола как родившихся глухонемыми, так и потерявших слух или дар речи в результате заболевания.

Положение о состоящем под августейшим покровительством их императорских величеств Попечительстве государыни императрицы Марии Федоровны о глухонемых. Саратов, 1909.

В Училище имелись два отделения: женское и мужское. Каждое состояло из«приготовительного» и общеобразовательного классов. Срок обучения в приготовительном классе составлял три года, в общеобразовательном – шесть лет.

Общее образование включало изучение Закона Божьего, русского языка, арифметики, геометрии с черчением, географии, истории, «извлечений» из естественной истории и физики, чистописания, рисования и «курса общеполезных сведений».Питомцы мужского пола занимались ручным трудом, женского – рукоделиями. В училище глухонемых принимались дети всех сословий, любого христианского вероисповедания ,не младше 7 и не старше 9 лет. Воспитанники содержались за счет Попечительства о глухонемых и пансионерской платы, которая вносилась родными и близкими призреваемых либо благотворителями со стороны.

Бесплатные вакансии предназначались, главным образом, для сирот, полусирот (детей, имевших только отцов), питомцев Санкт-Петербургского и Московского Воспитательных домов Ведомства императрицы Марии и детей «беднейших» родителей.

Плата за содержание в Училище была для того времени довольно высока – 350 руб. в год за пансион, 120 руб. в год за полупансион(дневное пребывание) и 40 руб. в год за «приходящего» ученика.

Если желающих поступить в Училище было больше, чем свободных вакансий, претенденты зачислялись кандидатами и ожидали освобождения вакансий. По состоянию на 1 января 1905 г.

В Санкт-Петербургском Училище глухонемых содержались 142 питомца, 96 из которых призревались за счет Попечительства о глухонемых. Остальные были пансионерами различных ведомств, общественных организаций и частных лиц, в том числе членов императорской фамилии .

Профессиональное обучение ремеслам и рукоделиям осуществлялось в ремесленных мастерских при училище, созданных еще в первой половине XIX в. Санкт-Петербургское Училище глухонемых служило образцом для создания других подобных учебно-воспитательных заведений.

С конца ХIХ столетия Училище выполняло роль общероссийского учебно-методического и просветительского центра, готовившего административно-педагогические кадры для работы с глухонемыми и глухими, привлекавшего внимание общественности к вопросам социальной и медицинской помощи этим лицам.

Ведущие специалисты-медики в этой области в вечернее время читали в Училище лекции «для лиц, желавших посвятить себя воспитанию и обучению глухонемых»

Вскоре после своего образования Попечительство императрицы Марии Федоровны о глухонемых приступило к созданию системы специализированных учреждений для оказания различной социальной и медицинской помощи глухонемым в столицах и губерниях. Период активного развития Попечительства о глухонемых продолжался до1905–1907 гг.

Наибольшее число учреждений Попечительства было сосредоточено в Петербурге и Петербургской губернии: Педагогические курсы, приют для глухонемых со школой для девочек, ремесленные мастерские в Петербурге; приют-школа в Сестрорецке; школа в Нарве и Мурзинская колония глухонемых, включавшая ряд учебно-воспитательных, производственных и лечебных учреждений, располагавшихся в местечке Мурзинка по Шлиссельбургскому тракту.

В этот комплекс входили Мариинская школа для наиболее способных к обучению детей, сочетавшая общее и трудовое обучение, учебные – ферма, прачечная, мастерские, а также больница. В Мурзинской колонии единовременно могли призреваться до полутораста человек. Призрение взрослых глухонемых (за исключением немощных) заключалось, главным образом, в трудовом обучении и трудовой помощи.

Для этого в Петербурге в 1899 г. Были организованы мастерские, состоявшие из трех отделений: столярного, токарного и переплетного. Глухонемые не только обучались в них, но могли использовать производственные помещения, инструменты и материалы для работы. Часть заработка удерживалась в пользу Попечительства о глухонемых,часть оставалась призреваемым.

Обучавшиеся в мастерских находились на полном обеспечении Попечительства, приходящие могли воспользоваться той или помощью только в рабочее время.

В течение 1904 г. в мастерских прошли обучение 24 пансионера Попечительства и работали 11 приходящих. За указанный год мастерские реализовали изготовленной учениками и работавшими продукции на сумму 7500 руб.

В Петербурге действовало и медицинское учреждение для глухонемых – амбулатория, открытая в 1901 г.Она предназначалась для оказания помощи страдавшим болезнями органов слуха и расстройством речи. За 1905 г. амбулатория оказала помощь 1237 больным. Подобно Попечительству императрицы Марии Александровны о слепых, Попечительство о глухонемых имело отделы в губерниях. В 1905 г. действовали уже 14 отделов: Александровский в городе Александровск Екатеринославской губернии, Донской в Новочеркасске, Калужский, Костромской в городе Юрьевец Костромской губернии, Московский, Полтавский, Смоленский, Тифлисский, Уфимский, Харьковский, Черниговский, Одесский.

Большинство отделов располагало лишь учебно-воспитательными заведениями для призрения глухонемых детей. В этих заведениях, как и в Санкт-Петербургском Училище глухонемых, сочетались общее и трудовое воспитание и обучение.

Некоторые отделы имели богадельни. Число глухонемых, призревавшихся отделами, не превышало двух-трех десятков человек.

Исключением являлся Московский отдел, представлявший собой комплекс учреждений призрения, включавший приют для глухонемых девиц, школу, мастерские живописи и иконописи и бухгалтерские курсы.

Всего в учреждениях Московского отдела по состоянию на 1905 г. единовременно призревались до 60 человек

Количество призревавшихся Попечительством императрицы Марии Федоровны о глухонемых было невелико. По состоянию на 1905 г. в учебно-воспитательных и богаделенных учреждениях единовременно призревались 749 глухонемых, из них 439 в Санкт-Петербурге и Петербургской губернии и 310 – в прочих губерниях.

С учетом лиц, страдавших расстройством речи и слуха, принятых в указанном году лечебницей для глухонемых в Петербурге, общее число лиц, получавших различную социальную и медицинскую помощь, по состоянию на 1905 г. составляло не более 2000 человек.

Для сравнения, разнообразной социальной и медицинской помощью Попечительства Марии Александровны о слепых за 1904 г. воспользовались в той или иной форме 602 459 человек. Создание Попечительства императрицы Марии Федоровны о глухонемых было прогрессивным шагом на пути развития социальной политики в России. Впервые глухонемые начали призреваться как особая категория, требующая специализированной, более сложной и квалифицированной социальной и медицинской помощи.

Получили развитие различные типы учреждений призрения и форм социальной помощи глухонемым, в том числе считавшаяся наиболее прогрессивной и широко внедрявшаяся трудовая помощь.

Как и для Ведомства императрицы Марии в целом, для Попечительства о глухонемых главным направлением работы стала помощь детям.

С деятельностью Попечительства о глухонемых была связана разработка учебно-методической базы призрения этой категории в специализированных учреждениях.

За сравнительно короткий срок была создана сеть учреждений призрения, охватившая не только Санкт-Петербург и Москву, но и ряд губерний. Однако Попечительство о глухонемых, созданное для помощи этой категории в общегосударственном масштабе, не смогло успешно справиться с этой задачей.

Непосредственной причиной такого положения дел был недостаток финансовых средств. В 1904 г. годовой доход Попечительства о глухонемых составлял 150 251 руб. 25,5 коп., тогда как, например, доход Попечительства императрицы Марии Александровны о слепых на тот же год составил1 045 624 руб. . Капиталы Ведомства императрицы Марии и другого крупного благотворительного ведомства под покровительством императорской фамилии – Императорского человеколюбивого общества – формировались десятки лет, в том числе за счет крупных пожертвований от лица членов императорской фамилии.

Попечительство о слепых получило, в частности, один миллион рублей, пожертвованный Александром II на благотворительные цели в память своей супруги – императрицы Марии Александровны. Созданный в 1913 г. Романовский комитет получил миллион рублей от имени Николая II. Выделить Попечительству о глухонемых столь крупную сумму из казны или средств, находившихся в его личном распоряжении, император, видимо, не посчитал нужным.

Таким образом, исходной причиной того, что Попечительство о глухонемых не смогло развернуть масштабную деятельность, было отсутствие поддержки со стороны императорской фамилии и государства. По мере возможного Попечительство о глухонемых стремилось заручиться расположением лиц, облеченных высокой государственной властью. В 1900 г. Николай II по докладу министра финансов С. Ю. Витте все-таки распорядился выделить из казны 75 000 руб. на организацию в Санкт-Петербурге мастерских для глухонемых.

В том же году С. Ю. Витте был избран почетным членом Попечительства. Однако для решения задач, стоявших перед Попечительством, требовалось гораздо больше денежных средств. На их недостаток неоднократно указывал председатель Попечительства о глухонемых И. К. Мердер.

«Попечительство, состоящее под августейшим покровительством, пока не имеет достаточных денежных средств, чтобы организовать необходимые дома призрения, убежища и школы – говорится в составленной им записке о деятельности Попечительства за 1898–1900 гг.

Тем не менее Мердер полагал, что «с Божьей помощью дело должно сдвинуться вперед, и при содействии просвещенных медиков удастся облегчить страдания от ушных болезней, а иногда и предупредить развитие глухоты» [4, л. 83]. Как видно, руководство Попечительства о глухонемых четко представляло конкретные задачи деятельности своего ведомства, но «Божьей помощи» для их успешного решения было недостаточно. Не изменилось эта ситуация и в дальнейшем.

С этого времени, Попечительство о глухонемых не открыло ни одного нового учебно-воспитательного заведения для глухонемых, в учреждениях Петербурга и его окрестностей число призреваемых глухонемых сократилось, а Сестрорецкая школа вообще была закрыта.

Вывод:

Таким образом, изучив деятельности Попечительства императрицы Марии Федоровны о глухонемых людях, я узнала , что только благотворительность не могла служить надежным средством обеспечения социальной помощи, даже если этой благотворительности покровительствовала императорская фамилия. Многое зависело от субъективных пристрастий императора и членов его семьи, отличной инициативы и авторитета руководителей благотворительных ведомств и учреждений призрения.

История Попечительства о глухонемых показывает, что если в отдельных случаях на местном уровне социальная помощь и могла осуществляться на благотворительной основе, то успешно решать общегосударственные задачи в области призрения в тот период было невозможно без мощной и системной государственной поддержки.

Я считаю, что в то же время этот пример показывает значение благотворительной общественной инициативы, за счет которой было создано и действовало Попечительство о глухонемых, потенциал благотворительности, который можно и нужно было использовать совместно с государством для решения социальных задач, в том числе в такой сложной специализированной отрасли, как призрение глухонемых.


§2. Характеристика просветительской деятельности глухих во время царствования императора Николая II


К моменту царствования Николая Второго Россия уже располагала несколькими училищами и сурдопедагогическим опытом, столь необходимым для широкомасштабных преобразований в России. Царствование Николая Второго было благоприятным для развития сети начальных училищ для глухонемых. При нем Императрицей Марией Феодоровной было учреждено Попечительство о глухонемых в 1898 году. Первым председателем Попечительства был Иван Карлович Мердер, человек доброй памяти. За время своего существования Попечительство Марии Феодоровны о глухонемых открывало отделения в городах: Александрове ,Екатеринославской губернии, Калуге, Киеве, Одессе, Полтаве, Туле, Тифлисе, Уфе, Харькове, Чернигове, Новочеркасске.

И.К. Мердер первым делом основал Мариинское училище. Не обошлось без помощи благотворителей. Государыня Императрица Мария Федоровна внесла 300 тыс. руб. в качестве неприкосновенного капитала, с тем, чтобы проценты с капитала шли на содержание училища. В каменном здании училища, построенном в Мурзинке, сооружена церковь в честь св. апостола Филиппа.

В тех городах, где имелись отделения Попечительства, создавались школы и училища. Священник Василий Ветухов, настоятель церкви св. Пантелеимона в городе Харькове, в 1896 году по сердечному призыву учредил училище глухонемых.

Мысль о создании училища глухонемых возникла у него в мае 1896 г., в заседании Совета Харьковского благотворительного общества, где обсуждался вопрос о дальнейшей судьбе глухонемого из дома подкидышей. На последующих заседаниях он предложил Совету учредить училище для глухонемых. Совет, обсудив его предложение, предложил ему принять на себя организацию этого дела.

Вскоре возникла необходимость в отдельном помещении для училища. На средства благотворителей отец Василий в 1899 г. выстроил двухэтажное каменное здание. Таким образом, к августу 1900 г. здание было закончено и обставлено самым необходимым.

Харьковское отделение Попечительства возглавил Преосвященный Иннокентий, епископ Нарвский (бывший Сумский), по предложению Попечительства. За время своего существования Харьковское отделение расширило училище в Харькове, открыло ремесленную школу в селе Кочетке и хутор-школу в Клучиновке. Все здания построены на средства благотворителей. Освящение школы в Кочетке совершено 19 мая 1903 года Высокопреосвященным Архиепископом Харьковским и Ахтырским Арсением. По освящении Высокопреосвященный обратился с кратким словом к глухонемым и благословил каждого крестиком, а новоосвященное здание Образом Озерянской Божией Матери, передав на хранение строителю здания священнику Ветухову. Заведовал школой священник села Кочетково о. Евгений Проскурников. В Клучиновке для глухих была построена церковь. Живопись церкви была исполнена самими глухонемыми.

Высокопреосвященный Архиепископ Алексий, экзарх Грузии, почетный член Тифлисского отделения Попечительства, предоставил в распоряжение Тифлисской школы Попечительства дачу в местечке Марктоби, около монастыря св. Антония, в 25 верстах от Тифлиса. Открытие школы в Тифлисе в присутствии Высокопреосвященного Алексия, экзарха Грузии, губернатора и почетных гостей состоялось 8 октября 1903 года.

22 июля 1903 года Калужский отдел Попечительства праздновал день рождения государыни Императрицы Марии Феодоровны торжественным освящением школы для глухонемых.

В том же 1903 году при содействии А.А.Офросимова открыта школа-приют для глухонемых девочек при женской общине “Всех Скорбящих Радосте” в Медынском уезде. Он в 1909 году открыл отделение калужской школы при ските Преподобного Сергия Радонежского, близ г. Калуги.

Попечительство, кроме образования отделов в городах, приняло на свое содержание школы в селах Немды и Сычевка, московскую школу псаломщика Иверского собора В.С. Воздвиженского. Немденская школа для глухонемых открыта в 1902 году священником В.В. Поповым в селе Немды Макарьевского уезда, близ г. Юрьевец Костромской губернии. Идею священнику подсказал прихожанин этого храма, крестьянин Балабанов, имеющий глухонемого сына в Вязниковской школе глухонемых. Молодой священник, не связанный заботами о приходе, тот час принялся за дело.

Крестьяне Завражной волости постановили ходатайствовать пред епархиальным начальством о разрешении употребить из запасного церковного капитала 2000 руб. на строительство здания для школы глухих. Ходатайство было утверждено. 25 августа 1899 г. преосвященным Виссарионом, епископом Костромским и Галичским, учреждено особое попечительство по организации названной школы. В результате его усилий появилась возможность выстроить одноэтажное школьное здание с необходимыми службами. 8-го декабря 1901 г. состоялось торжественное открытие школы.

Уфимское училище глухонемых открыто на благотворительные средства, по предложению Преосвященного Антония, епископа Уфимского и Мензелинского 17 февраля 1902 г. Инициативу учреждения этого училища проявил протоиерей Николай Котельников Крестовоздвиженской церкви, имеющий своего глухонемого сына.

В Смоленской губернии о. Павел Троицкий, священник Свято-Троицкой женской общины открыл училище глухих в селе Сычевке. Здание школы отстроено в начале февраля 1903 г. При школе сооружена церковь во имя преп. Серафима Саровского. Освящение храма и школы состоялось 24 июля 1903 г. Кроме того, ему принадлежит школа для глухонемых в г. Вязьме.

Попечительство с разрешения духовных властей в некоторых губерниях в определенные дни в соборных и монастырских храмах устраивало сбор пожертвований в пользу глухонемых.

Князь Аргутинский-Долгоруков, председатель Тифлисского отдела Попечительства, в свое время заметил, какое значение для провинции имела организация учреждений Попечительства и какое громадное влияние на деятельность отделов имеет председательствуемое И.К. Мердером центральное Попечительство.

Учебные заведения для глухих создавали не только Попечительство о глухонемых, но и Святейший Правительствующий Синод. К концу 1902 года школ для обучения глухонемых Святейшего Синода насчитывалось 27.

Среди них числилась Ярополческая, предназначенная для призрения детей духовного ведомства и Малинская церковно-приходская школа. Церковно-приходская школа глухонемых была учреждена в Малинах Киевской губернии приходским священником Моисеем Моисеевичем Яворским, посвятившим служению глухонемым под влиянием сокрушения о собственных детях, родившихся глухонемыми.

1892 г.Церковно-приходская школа глухонемых была учреждена в Малинах

Киевской губернии приходским священником Моисеем Моисеевичем Яворским, посвятившим служению глухонемым под влиянием сокрушения о собственных детях, родившихся глухонемыми.

Желая дать для них доступное образование, он посетил школы в Санкт-Петербурге, Москве и Варшаве. Но они оказались дорогими для бедного священника.

И он решил открыть школу в своем приходе, но такую, в которой кроме его детей, могли воспитываться другие дети бедного состояния.

1 ноября 1897 года он открывает школу для глухонемых в селе Максимовичи Радомысльского уезда, где он состоял на службе. Через несколько лет школа переезжает в благоустроенное здание в Малинах.

В Верхотурье (Екатеринбургская епархия) при Николаевском монастыре в 1904 году была открыта и освящена школа-общежитие. Двухэтажное каменное здание школы сооружено исключительно на монастырские средства и на эти средства производилось обучение и содержание учащихся школы. Начало этому делу положил архимандрит Арефа, ныне причисленный к лику святых.

Перервинское училище учреждено Высокопреосвященным Владимиром, митрополитом Московским и Коломенским, по просьбе священника, отца глухой дочери, в здании, принадлежавшему Перервинскому монастырю. Сохранился документ, проливающий на свет подробности открытия Перервинского училища. По документу, а точнее по Определению Святейшего Синода, митрополит Московский Владимир внес предложение в Святейший Правительствующий Синод о разрешении учредить училище в здании, принадлежавшем Перервинскому монастырю. Оно было представлено на усмотрение Его Императорского Величества и Его Императорское Величество собственноручно написал на докладе о сем «Прочитал с удовольствием». Это произошло 7 июля 1906 года.

Далее Святейший Синод указом от 28 сентября 1906 года разрешил открыть училище глухонемых при Перервинском монастыре. Торжество состоялось в монастыре 31 октября в присутствии чудотворной Иверской иконы Божьей Матери из Иверской часовни.

В 1887 году во время посещения Императорской четой города Новочеркасска, Его Императорское Высочество Государь Наследник Цесаревич Николай Александрович, будущий Император, пожертвовал приюту глухонемых 5 тысяч рублей для хранения под неприкосновенным капиталом имении Августейшего жертвователя.

Но Государь не ограничился достигнутым. Народное предание, хранитель исторических фактов, гласит, что Николай Второй был гостем Санкт-Петербургского училища глухонемых, присутствовал на службах в домовой церкви св. апостолов Петра и Павла. Он, также, был благодетелем этой церкви. Его человеколюбивое отношение к глухим настолько было очевидным, что в Императорском училище выпускные группы изучали историю попечительства о глухонемых Императора Николая Второго.

Вывод:

Таким образом, я изучила расширение просветительской деятельности глухих во время царствования императора Николая II. Обзор документов по религиозному просвещению глухих в России показывает, что оно осуществлялось на протяжении столетий. Вначале глухие через труд воспитывались в православном духе в общей системе призрения. В XIX веке глухие уже получали начальное школьное образование, трудовую подготовку и религиозно-нравственное воспитание в специальных учебных заведениях. Религиозному просвещению много способствовало милосердие, проявляемое христолюбивыми благодетелями. Благодаря милосердным покровителям глухие научались религиозным истинам и начинали славить Бога. Русская Православная Церковь всегда была образцом милосердия: очень часто именно по инициативе священников, в России открывались школы для глухонемых и специальные отделения для них при обычных школах. До революции глухие в России получали многостороннее и полноценное воспитание.

На протяжении всей своей истории Российское государство осуществляло призрение глухих. За это время попечительство о них проделало огромный путь: от обычного призрения до создания сурдопедагогики. Но суть всегда была одна - достичь того, чтобы глухие люди стали равноправными членами общества.

Я считаю, что в настоящее время назрела необходимость возродить утраченные традиции православного милосердия и просветительной деятельности среди глухих. Люди, лишенные полноты восприятия окружающего мира, нуждаются в помощи Русской Православной Церкви, ведь и Господь Иисус Христос подал нам пример отношения к глухим, исцелив глухого косноязычного.


Глава 2 . Система обучения глухонемых


§1 .Особенности духовного воспитания глухих в дореволюционную эпоху


В условиях системы общественного призрения, существовавшей в России с X в. (в 996 г.В. Мономах издает указ о призрении убогих и неимущих), специального и систематического обучения, в том числе и духовного воспитания, глухонемых детей не проводилось. Призрением глухих детей занимались монастыри, приюты и богадельни, которые не могли дать им полноценного и осознанного понимания религиозно-нравственных принципов.

Учитывая конкретность мышления глухого ребенка, мы можем предположить о поверхностном понимании неслышащими детьми в X – XVIII в.в. основ православной веры.

Начало систематическому обучению и воспитанию глухонемых детей в России, было положено с учреждением Московского воспитательного дома, который открывается в 1763 г., на основе проекта И.И.Бецкого. Глухонемые дети находились там среди слышащих, хотя обучались и воспитывались в специальных группах.

В 1770 г открывается и Санкт-Петербургский воспитательный дом.

Основой воспитания в Московском и Петербургском воспитательный домах являлось и физическое и нравственное развитие детей, в том числе глухонемых, однако, на первый план выдвигалась трудовая подготовка и ремесленное обучение.

Практический опыт Санкт-Петербургского и Московского воспитательных домов, подготовил основу для создания специализированных училищ для глухонемых детей.

Первые училища открываются в западных губерниях России: в Пярну (1790г), в Риге (1802 г), в Вильнюсе (1805 г) и, наконец, 15 декабря 1806г. в Павловске на средства супруги императора Павла I – императрицы Марии Федоровны, открывается первое Опытное училище глухонемых в России.

Изучение истории Санкт-Петербургского училища глухонемых показывает, что первым его учителем был католический священник Сигмунд, прибывший из Вильно, а ранее служивший наставником института глухонемых в Вене. Обучение воспитанников осуществлялось с помощью дактильной, жестовой, письменной и устной речи. Однако, императрице не нравилось светскость преподавания Сигмунда. Мария Федоровна считала, что во время обучения детям недостаточно внушаются религиозные понятия и правила. Императрица посылает письмо Р.А.Сикару с просьбой возглавить училище. В 1810 г Сикар присылает вместо себя своего ученика И.А.Жоффре (к моменту приезда которого училище переезжает в Санкт-Петербург, в главный корпус двухэтажного дома, находящегося на Выборгской стороне, на берегу Невы).

Так, Жоффре становится директором училища, обучение в котором проходит по методике аббатов Эпе и Сикара. По первому уставу училища, утвержденному императрицей Марией Федоровной в 1802 г, устанавливается шестилетний срок обучения. В училище существуют четыре класса. Четвертый класс (для самых младших воспитанников) делится на три отделения. С третьего отделения вводится первый экзамен (самым младшим детям к этому моменту было всего 7 лет).

В своем очерке о Санкт-Петербургском училище глухонемых, Н.М.Лаговский указывает на то, что ученики четвертого класса на последнем экзамене заинтересовали своими ответами всех присутствующих. Он пишет, что глухие давали точные определения об инстинктах животных, о разуме, о свободе и вообще, о разных отвлеченных понятиях. «Развитие учеников этого класса, - отмечает Лаговский, - дало возможность ввести их в обладание самыми высокими истинами; им был преподано о создании духов, о возмущении их, о свержении их с неба в преисподню, о сотворении мира и человека, который состоит из тела и души…» .

С третьего класса дети знакомятся с теорией вопроса и притяжательных местоимений, со спряжением в трех временах и пр. Говоря о знаниях учеников первого класса, Лаговский отмечает, что они толково отвечают на вопросы из области религии и искусств, и что «знанием вещей, сделанных человеком, они были подготовлены к разумению того, что было сделано Создателем».

Во втором классе глухие воспитанники, по словам Лаговского, были «доведены до познания о Боге, о творении мира, о двух естествах человека – тале и душе».

Говоря далее о воздействии духовного воспитания на глухонемых учащихся, Лаговский отмечает, что дети оплакивали падение прародителей, негодовали на злого духа, который научил их непослушанию, и «стали надеяться на лучшую участь на небе за бесконечные заслуги Спасителя».

Таким образом, привитие глухонемым учащимся основ религиозно-нравственных понятий и представлений, глубоко воздействуют на их эмоциональную сферу.

Судя по объявлению 1819г, предметы, составляющие курс обучения при Жоффре, включают в себя:

1. Закон Веры;

2. Правильное познание российского и французского языков;

3. Основы геометрии;

4. История;

5. Рисование;

В 1820г Жоффре приглашает священника Измайлова в качестве настоятеля устроенной в том же году церкви при училище. Церковь была названа именем Святого Апостола Павла. В обязанности священника входило, также, и преподавание учащимся под руководством директора Закона Божьего.

В 1824 г, после смерти Жоффре, директором училища становится Г.А.Гурцов, который делает первую попытку создать методику обучения глухонемых, написав «Энциклопедический курс методических и практических уроков, составленных и кратких назидательных фраз, приспособленных к мимическому языку, относящихся к человеку, житейским нуждам, познаниям и ко всем обязанностям в обществе».

Анализ этого труда свидетельствует, что данное сочинение разделяется на десять книжек с таблицами картин (54 шт.) и двумя картами: природы и геометрических фигур и тел. С помощью «Энциклопедического курса …» происходит, также, и духовно-нравственное воспитание глухонемых учащихся.

Так, в книге V содержится информация о Создателе, Четырех стихиях, небесных светилах и т. д.; VII книга содержит курс практических уроков, включающих в себя человеческие познания, вероисповедания, образованность, правоведение, мужество и пр. IV книга содержит представление о благоустройстве церкви и совершаемых в них службах и IX книга содержит нравственные представления для кончающих курс обучения в училище глухонемых воспитанников.

30 июля 1835 г, утвержден новый Устав училища. После его утверждения, в курсе предметов, к Закону Божьему добавляется «Священная история и нравственность». В преподавании в училище, по-прежнему руководствуются методой аббата Эпе со всеми изменениями и улучшениями, которые он а получила в Германии и Франции и с применением сведений из собственного опыта преподавателей училища.

Следующим директором училища в 1838 году становится В.И.Флери, сыгравший значительную роль в развитии отечественной сурдопедагогики и написавший первую книгу в этой области «Глухонемые, рассматриваемые в отношении к их состоянию и к способам образования, самым свойственным их природе» Обосновывая убеждение, что глухонемота не лишает человека способностей, Флери излагает приемы обучения и воспитания глухонемого, как сознательной личности, показывает роль мимики и различных форм словесной речи.

Флери пишет о связи умственного и нравственного воспитания глухонемых, о роли семьи и необходимости семейного воспитания, о необходимости большой самоотдачи педагогов. Флери обосновывает важность индивидуального подхода в процессе обучения и выступает за комбинирование приемов обучения, осуждая абсолютизацию какого-либо одного способа.

В своей работе «Глухонемые …» Флери отводит целую главу религиозно-нравственному воспитанию неслышащих, которую он называет «Введение в познание религиозных и нравственных понятий». Духовное воспитание глухонемого Флери советует начинать еще до того, как оно может быть полностью осознанным. «Понятие о Божестве, это основание всего блаженства человека и всех его познаний, заранее должно быть предоставлено рассудку глухонемого», - пишет Флери.

Флери рекомендует обращать внимание глухонемых детей на различные явление природы (грозу, дождь, яркое солнце, радугу), обогащая их чувственный опыт и, подводя их к осознанию величия Бога, проявляющего себя во всем, что ребенок видит.

Говоря об этом, Флери пишет: «…Пусть он внимательно возле вас и под вашем надзором увидит некоторые из этих величественных явлений творения, - тогда он сам упредит вас вопросом, хоть и невольным, но глубоко основательным: Кто все это сделал? Для чего это?». Флери остерегает тотчас же внушать ребенку догматы веры (о карающей молнии и аде) и подводить его к совершению обрядов, указывая на большую способность глухонемого к подражанию, которое в дальнейшем может вылиться в простое притворство. Он советует объяснять ребенку щедрость, милость и любовь беспредельного Существа.

Флери пишет, что совершенная понятливость догматических истин через письменные обозначения долго остается неприступной для глухонемого, и существование Бога, его благость и необходимость его правосудия, как и другие подобные истины, не имеют нужды в многословии. «…Самые простые и легкие слова, избранные для их выражения достаточно объясняются в присутствии дел и явлений, которых они будут следствием и перечнем», - пишет Флери.

Флери показывает независимость религиозных и нравственных чувств глухонемого от словесной речи. «Познание Верховного Существа совершенно независимо от пособий языка устного», - пишет Флери, считая, что чувства добра и зла, справедливости и несправедливости являются врожденными у любого человека. Наказав невиновного, мы увидим негодование глухонемого, наказав его самого за кражу, мы увидим его смирение; «…к чему здесь язык – глас естественного закона предшествует всякому языку», - считает Флери.

Чтобы привить глухонемому понятие о нравственности, нужно прибегать к самому ребенку, научить его «нисходить в сердце свое», советоваться с голосом своей совести, и тогда, радость его при всяком добром деле и страх, сопровождающий его дурные поступки, покажут ребенку нравственные различия добра и зла, - считает Флери, полагая, что такой способ является наиболее надежным и способным утвердить в сердце глухонемого ребенка чувство добродетели и отвращения его от порока. Флери указывает на важную роль наследственности в нравственном воспитании глухонемых.

Он предлагает использовать картины, на которых изображались бы «главные примеры нравственности», считая, что «смотря на сцены милосердия… глухой, выучится благотворительности».

Однако, показывая достоинство иконографических пособий, Флери предостерегает часто использовать их при обучении Закону Божьему, так как в этом Флери видит угрозу овеществления духовных истин.

Говоря о религиозно-нравственном воспитании на уроках истории, Флери советует не углубляться в определение ее предмета, в хронологию событий, в красочное их описание.

Несмотря на то, что в первичном преподавании духовно-нравственных представлений глухонемым детям Флери не уделяет достаточно внимания обучению их словесной речи, (в частности, устной), в дальнейшем, в развитии религиозно-нравственных качеств личности глухого, в их утверждении и закреплении, языку Флери отводит главнейшую роль. «Усовершенствование воспитания глухого, - считает Флери, - увенчание нравственного его восстановления, введение его вновь в недро общества, состоит в возвращении ему слова и в удобном употреблении членораздельного языка».

В 1847 г Флери пишет книгу «Правила нравственности», которая предназначается для самих глухонемых и отпечатывается ими в типографии училища.

«Эта книга, - пишет Флери в предисловии, - назначена для тех воспитанников, которые начинают понимать механизм языка, но ее содержание может быть полезным всякому другому дитяти». Книга отличается простотой и подробностью изложения и разделяется на две части:

1. Правила нравственности собственно

2. Объяснительная часть.

В первой части пять разделов, в каждом из которых трактуется об отдельном предмете. Например, раздел первый имеет своим предметом «Первоначальные истины»: о Боге, о естестве человека, о Законе Божьем и пр. Во втором разделе излагаются обязанности каждого к Богу, к ближнему, к родителям и т.д. В самом обширном, третьем разделе, имеющем 21 главу, даются понятия добродетели, благочестия, послушания и др.

Вторая часть книги – «Объяснительная…», - тесно связана с текстом первой.

Флери признает огромную роль самого педагога в духовном воспитании неслышащих. Таким образом, Флери видит большие возможности духовного воспитания и развития глухонемого, признает важную роль словесной речи в формировании религиозно-нравственных представлений, роль печатных изданий и, в то же время считает, что даже малоспособные дети могут развиться духовно и нравственно, как и «безграмотный крестьянин, не разбиравшийся в богословии».

В 1856г директором Санкт-Петербургского училища становится Я.Т. Спешнев, который отдает много сил на совершенствование организации и методов обучения глухонемых воспитанников. В 1859г под руководством Спешнева составляются программы всего курса обучения глухонемых учащихся. Весь курс разделяется на части. Дети от семи до десяти лет получают подготовку к «разумному настроению», получают понятия об окружающих их вещах и явлениях. Постепенно затрагиваются и отвлеченные понятия. Для детей от десяти до пятнадцати лет предполагается умственное развитие с помощью мимики, письма и устной речи. В программу также входит обучение молитвам и Священной истории, изъяснение формы языка (этимология и орфография). Дети пятнадцати – двадцати лет упражняются в чтении для умственного развития и знакомятся с языком литературным. Когда такой язык становится доступным для глухонемых учащихся, им преподают Закон Божий, в программу которого входит история Нового Завета, катехизис, объяснение богослужений и христианских обязанностей. В курс предметов входит также арифметика, география и курс общеполезных знаний.

В училище находится особый наставник-законоучитель для преподавания Закона Божьего и второй наставник-законоучитель для лиц евангельско-лютеранского вероисповедания.

В 1865 г утверждается Новый (третий по счету) Устав училища. Директором училища к тому времени становится И.Я. Селезнев. Вырабатываются новые программы, к которым педагогами училища разрабатываются учебники, руководства и пособия. Анализируя эти программы с точки зрения развития глухонемых учащихся, следует заметить, что на седьмом году обучения программой предусматривается чтение церковных книг, изучение Закона Божьего, уроки по которому состояли из повторения всего предыдущего с дополнением необходимых подробностей и изъяснением литургии и других богослужений. На протяжении всех лет обучения молитвы читаются устно, а Символ Веры и десять заповедей заучиваются наизусть.

На восьмом году обучения, начатое в предыдущие годы знакомство с церковным языком выражается в свободном чтении книг церковно-славянского языка, преимущественного Евангелия.

В приложении к изучению Закона Божьего училищем издаются следующие книги:

«Молитвы утренние, вечерние и в продолжении дня, Символ Веры и десять заповедей», Издание училища в пособии наставникам. Отпечатано в 1867 г самими воспитанниками.

2. «Букварь для обучения юношества церковному и гражданскому чтению"», СПб., 1865г.

3. «Зачатки христианского православного учения».

4. «Начальное чтение человекам, хотящим учится книге Божественного писания».

5. «Объяснение православного Богослужения», священника Михайловского и др.

У более грамотных, взрослых воспитанников в постоянном пользовании находится Евангелие и «Краткое изложения Литургии Иоанна Златоустого» [СПб., 1864], отмечает Лаговский.

Роли языка в духовном воспитании глухонемых учащихся, Селезнев придает решающее значение. «…Изучение языка составляет основу и цель разумного развития и нравственного воспитания глухонемых», - утверждает Селезнев, не отвергая, однако мимику и считая ее в некоторых случаях необходимой. Произношение, однако, не было целью обучения глухих детей, но в обучении языку Селезнев видит отличное средство для нравственного воспитания неслышащих.

С 1868 года в училище наблюдается «книжный голод» из-за отсутствия специально приноровленных для глухонемых учебников и руководств.

В обучении используются книги времен Флери, Спешнева и Селезнева. Исключение в это время составляет лишь один предмет – Закон Божий.

Служивший при училищной церкви протоирей А.Я. Братолюбов, как законоучитель училища, по словам Лаговского, «знавший глухонемых в отношении размеров возможностей их развития», составляет для них целый ряд учебников по своему предмету:

1. Краткая Священная история Ветхого и Нового завета;

2. Краткие понятия о всенощной и литургии;

3. Краткий очерк истории христианской Церкви;

4. Пантомима молитв или описание мимических молитвенных знаков с приложением ручной азбуки

Так, «Пантомима молитв…» включает в себя описание целого ряда молитв, таких как: Символ Веры, Достойно есть…, Пасхальные молитвы и др. При составлении молитв, автор старается сблизить выражение знаков со значением письменных слов или перевести слова на знаки.

Говоря о пользе дактилологии, письменной и устной речи в чтении молитв глухими учащимися, Братолюбов указывает на необходимость отрыва мимических знаков от словесного их обозначения и более свободного перевода письменных слов.

В противном случае мы «превратили бы мимику в пользу нашего словесного или письменного расположения и не представили бы свойственного ей духа, и мимика, потеряв от того свой характер, будет непонятной», - пишет Братолюбов.

Братолюбов отмечает большую выразительность и внушаемость пантомимы для глухонемых, нежели книжные переводы «буква в букву» и предлагает комбинировать в преподавании мимику, дактилологию, устную и письменную речь. Он считает, что благодаря пантомиме, владеющий ей глухонемой, с помощью синоним, сравнений и уподоблений, способен усваивать понятия «об отвлеченных предметах даже из области умозрительной и метафизической».

«Пантомима молитв…» была представлена на рассмотрение педагогической конференции училища, которая дала о ней следующий отзыв: «признать труд протоирея А.Я. Братолюбова, составленным с полным знанием дела и добросовестностью, весьма полезным руководством для лиц, занимающихся обучением глухонемых.

Знаки описания в руководстве считать обязательными при чтении молитв воспитывающимися в училище.

Вывод:

Таким образом, я изучила дореволюционный период деятельности Санкт-Петербургского училища глухонемых, которое являлось своеобразным учебно-методическим и научным центром, характеризуется повышенным вниманием к проблеме духовно-нравственного воспитания неслышащих.

Достигнутые при этом успехи (овладение отвлеченными понятиями религиозно-нравственного характера, безукоризненное поведение, высокий уровень нравственности), говорят о правильности, точности и разнообразии применяемых в училище методов духовного воспитания, о заботе и любви педагогов к своим воспитанникам, об их моральном облике и о той атмосфере доброжелательности, которая, наполняя училище, способствовала развитию лучших сторон характера глухонемых учащихся.


§2. Положение глухонемых в обществе и их обучение в МГТУ им.Баумана


Социальное положение глухих на протяжении многих столетий определялось взглядами общества на них. Исторически народы разных стран придерживались мнения, что глухонемые нуждаются в призрении и опеке, но не в обучении. Считалось, что для их благополучия вполне достаточно того, что бы они были накормлены, одеты и имели жилье. Ученые и педагоги мало задумывались о том, что глухой человек не может без специальной помощи овладеть человеческой речью и, следовательно, определенным кругом знаний.

Первые попытки обучения глухих относятся к ХVI - ХVIII векам и предпринимались в Испании (Бонет, Понсе), Англии (Уиллис), Франции (Де Лепе, Сикаp, Пеpейpа), Геpмании (Гейнике). Эти попытки сопровождались интенсивным обменом мнений о путях и методологии обучения глухих. Несмотря на различия в методических подходах, достижения в этой области стали результатом коллективных усилий и постоянного обмена информацией.

Россия в силу своего отдаленного географического положения и особенностей ее общественно-исторического развития была в стороне от этих педагогических дискуссий. Однако, российская сурдопедагогика прошла самобытный и интересный путь развития.

Уже в 996 году великий князь Владимир своим указом установил, что забота об убогих является делом церковных властей.

В летописных источниках имеются ссылки на то, что убогих детей не только призревали, но и обучали ремеслам и начаткам грамоты.Псковский князь Всеволод организовал приют, в котором воспитывались «слепые, глухие, хромые и больные».

На участь глухих людей обращали свое внимание епископы Московский, Новгородский, Ростовский, Смоленский и дp.

В первой половине ХVI века значительно увеличилось число детей, воспитывавшихся в приютах, которые имелись в мужских монастырях Вологодской епархии, Печерском монастыре в Пскове, Сергиевой лавре, Белозерском монастыре и др. Установлено перераспределение полномочий между церковной и светской властями. Церковные власти по-прежнему заботились об убогих, однако, ответственность за них ложилась на государственную и княжескую власть.

В 1648 году произошла реформа законодательной власти, в результате которой глухонемые получили имущественные права при распределении родительского наследства.

Начиная с ХVIII века и до начала ХIX века в России зарождается и в дальнейшем получает свое развитие практика организации воспитательных домов для убогих - слепых, глухонемых и инвалидов. Имеются многочисленные свидетельства о воспитании и обучении глухонемых детей в Воспитательных домах Новгорода, Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России.

В основу воспитания бралась система семейного уклада, а работники Воспитательного дома как бы становились «родителями» глухонемых детей.

Характерной особенностью деятельности Воспитательных домов являлось их значительное внимание к физической подготовке детей и приучение их к трудовой деятельности. Однако, в системе воспитания этих домов недостаточно были отражены вопросы полноценного развития детей.

Родоначальниками оpганизованного обучения глухих в Pоссии считается Павловское училище, основанное в 1806 году императрицей Марией Федоровной, пpеобpазованное затем в Санкт-Петеpбуpгское училище для глухих.

После Санкт-Петеpбуpгского училища для обучения глухонемых были созданы училища в Москве, Ваpшаве, Одессе, Казани и дpугих гоpодах Pоссийской империи. Их хаpактеpной особенностью было то, что они pазвивались как учебно-воспитательные учpеждения обpазовательного и пpофессионально-pемесленного типа.

Кpоме того, в них постоянно осуществлялись единые тpебования к общеобpазовательному уpовню глухих детей. Pазличие в них существовало лишь в отношении pемесленного обучения.

Во втоpой половине ХIХ века тpудовая подготовка в училищах значительно усиливается и становится одним из важнейших компонентов учебного пpоцесса. Подобное пpеобpазование было пpодиктовано желанием дать выпускникам училищ пpофессиональные навыки, котоpые обеспечивали бы им самостоятельную жизнь.

Санкт-Петеpбуpгское, Московское (1860г.) и Ваpшавское (1817г.) училища стали наиболее кpупными и ведущими учебными заведениями Pоссии и служили моделями для остальных пpовинциальных училищ глухонемых. Указанные учебные заведения пpедставляли собой надежный тип.Пpи опpеделении объема содеpжания общеобpазовательных знаний для глухонемых за основу бpались пpогpаммы для слышащих. Фоpмулиpуя тpебования к объему и содеpжанию пpогpаммы для глухонемых,

Н.М.Лаговский (1911г.) отмечал, что они не обязательно должны иметь стpого опpеделенный объем, а учитель таким обpазом получал полную свободу формировать диффеpенциpованный подход к способностям и возможностям учащихся.

К концу ХIХ века заметно возpосло и количество учебных заведений для лиц с недостатками слуха. Несмотря на сложные условия своего существования училища для глухонемых не только давали им общеобразовательную и профессиональную подготовку, но и меняли статус самого глухого человека в обществе. В этом отношении истоpическую pоль сыгpала деятельность Санкт-Петеpбуpгского училища глухонемых. Свод Законов Pоссийской импеpии, изданный в 1856 году, спустя полстолетия после начала деятельности Санкт-Петеpбуpгского училища, уже содеpжал упоминание о нем. В нем отмечалось, что глухонемые, успешно закончившие училище, освобождались от опеки и пользовались всеми гpажданскими пpавами.

Пеpемену в общественном положении глухонемых означал и тот факт, что пеpвый печатный тpуд об их пpавовом положении в госудаpстве был подготовлен Александpом Соколовым, глухим выпускником Санкт-Петеpбуpгского училища. Изданный в маpте 1862 года этот тpуд («Узаконения о глухонемых и немых») был пpактически пеpвой pаботой, написанной глухим человеком в Pоссии. Pабота А.Соколова в дальнейшем легла в основу более капитального тpуда о пpавовом положении глухонемых в Pоссии, автоpом котоpого был П.Д.Енько, диpектоp Санкт-Петеpбуpгского училища глухонемых.

Таким обpазом, такие кpупнейшие училища глухонемых, как Санкт-Петеpбуpгское, а затем Московское, к концу ХIХ века стали давать своим воспитанникам полноценное обpазование на уpовне училищ для слышащих детей. Их выпускникам пpедоставлялась возможность получать дальнейшее обpазование и овладевать пpестижными по тем вpеменам пpофессиями инженеpов, учителей, коммеpсантов и т.д.

Социально-экономические пpеобpазования в обществе, начавшиеся после 1917 г., коснулись и pоссийской суpдопедагогики.

После революции в России формируется единая система коррекционного начального и среднего образования: руководство воспитанием и обучением инвалидов становится централизованным, создаются кафедры по подготовке учителей для специальных школ, постепенно растет количество таких школ (происходит их дифференциация) и число учащихся в них.

В СССР сложилась система специальных профессиональных училищ и техникумов для инвалидов. При этом в наборе специальностей, предлагаемых человеку с ограниченными возможностями здоровья (швея, столяр, резчик по дереву и т.д.), отражается утилитарное представление о целях обучения. После окончания СПТУ и техникумов инвалиды попадали по распределению в специальные группы на производстве, что способствовало их изоляции в обществе.

Система высшего профессионального образования инвалидов в СССР создана не была. Доступ инвалидов к качественному высшему профессиональному образованию оставался ограниченным: случаи обучения инвалидов – «талантливых одиночек» в вузах носили скорее исключительный характер.

Попытки создать сегрегированную (коррекционную) систему высшего профессионального образования для инвалидов потерпели неудачу (например, создание «НИСОРа» - Новосибирского института социальной реабилитации, 1989 г.).2 Систематически обучать инвалидов по программам высшего профессионального образования в вузах общего типа также не получалось (например, в Московском институте химического машиностроения (1932 г.).

Начало новому подходу к профессиональному образованию инвалидов в России было положено в 1934 году, когда в МГТУ им. Н.Э. Баумана3 впервые по специальным программам, но в интегрированных условиях стали обучаться инвалиды по слуху.

Жизнеспособность бауманского подхода доказана временем: в течение 75 лет МГТУ им. Н.Э. Баумана является практически единственным в России высшим техническим учебным заведением общего типа, где реализована система высшего образования инвалидов в обычной образовательной среде. При этом уровень знаний и высокая квалификация выпускников-инвалидов позволяет им занять достойное место в различных областях профессиональной деятельности.

К началу 1990-х годов, в связи с социально-экономической трансформацией общества, возникла необходимость реформирования высшего профессионального образования инвалидов как базового элемента социальной защищенности этой группы лиц путем повышения конкурентоспособности их на рынке труда.К началу 1990-х годов, в связи с социально-экономической трансформацией общества, возникла необходимость реформирования высшего профессионального образования инвалидов как базового элемента социальной защищенности этой группы лиц путем повышения конкурентоспособности их на рынке труда.

В связи с этим, в 1994 году в МГТУ им. Н.Э. Баумана создается Головной учебно-исследовательский и методический Центр профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) (далее ГУИМЦ) - структурное подразделение университета.

Цель создания Центра состоит в осуществлении комплексной реабилитации инвалидов и иных лиц с дефектами слуха путем обеспечения им возможностей получения высшего профессионального образования по широкому спектру направлений и специальностей университетской подготовки в МГТУ им. Н.Э.Баумана в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.

На сегодняшний день можно утверждать, что причина успеха МГТУ им. Н.Э. Баумана в области высшего профессионального образования инвалидов заключается в том, что специальные образовательные программы, с одной стороны, остаются в рамках государственного образовательного стандарта по соответствующим специальностям, с другой - учитывают специальные образовательные потребности инвалидов (потребности в дополнительных образовательных мероприятиях и поддержке, в специальных

Вывод:

Таким образом, изучив положение глухонемых людей в обществе и их обучение ,я считаю, что идея обучения инвалидов по программам профессионального интегрированного образования была прогрессивной для своего времени и отражала актуальные тенденции наших дней: общество нуждается в высококвалифицированных специалистах, которые вне зависимости от состояния здоровья способны мыслить творчески и создавать новое в различных областях профессиональной деятельности.

На сегодняшний день можно утверждать, что причина успеха МГТУ им. Н.Э. Баумана в области высшего профессионального образования инвалидов заключается в том, что специальные образовательные программы, с одной стороны, остаются в рамках государственного образовательного стандарта по соответствующим специальностям, с другой - учитывают специальные образовательные потребности инвалидов (потребности в дополнительных образовательных мероприятиях и поддержке, в специальных (индивидуализированных) условиях обучения, технических средствах, в особом содержании и методах обучения, а также в медицинских, социальных и иных услугах, непосредственно связанных с образованием и необходимых для успешного обучения).

Функционирование специальных образовательных программ в вузе требует специального ресурсного, учебно-методического, штатно-кадрового и финансового обеспечения. Реализация программ высшего профессионального интегрированного образования осуществляется в рамках существующего нормативно–правового поля Российской Федерации и при использовании социальной инфраструктуры МГТУ им. Н.Э.Баумана (информационно-образовательной, социокультурной, психолого-педагогической и др.). Задача ГУИМЦ состоит в координации деятельности всех структур вуза в области реализации специальных программ для студентов-инвалидов по слуху.


Заключение


Изучив процесс становления социальной помощи глухонемым людям в России, я поняла ,что это явление длительного характера. Оно пока не имеет своего исторического завершения и оформления. Складывающаяся парадигма помощи и поддержки нуждающимся представляет собой сложную совокупность исторических общественных форм защиты и учений, традиций и обычаев, законов и индивидуальных иррациональных действий и поступков.

Я могу сказать, что сегодня милосердие – это помощь нуждающимся; формы этой помощи могут быть очень разнообразными. Это и призрение осиротевших детей, и опека над инвалидами и престарелыми, помощь многодетным семьям, людям лишённым слуха и зрения.

Отрадно отметить, что в наши дни, вместе с возрастанием роли в жизни российского общества возрождённой Русской Православной Церкви и других традиционных конфессий, в народе вновь утверждаются понятия духовности и нравственности, активно возрождаются вековые традиции российской благотворительности.

На глазах образуются новые и воссоздаются исторические российские благотворительные организации, фонды, общества милосердия. В стране стали создаваться добровольные молодёжные группы – общества милосердия, где молодые люди помогают одиноким старикам и инвалидам, где помощь нуждающимся является не повинностью, а потребностью души.

В общественной жизни вновь заметны сословные союзы: дворян, купцов, казаков, мещан. Российским Дворянским Собранием воссоздан имеющий большую историю Дамский попечительский комитет о бедных. С 1991 года регулярно на свою Родину приезжают члены Российского Императорского Дома в изгнании. Их благотворительные акции известны уже во многих регионах страны.

Всё громче звучит голос общественности, призывающий не только повысить престиж благотворительности, но и осознать, наконец, что отношение к делу призрения глухонемых людей отражает уровень не только экономической, но и духовной зрелости общества.

Я считаю, что следует отметить, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, признавая социальную значимость благотворительности, далеко не всегда оказывают необходимую поддержку помощи глухонемым людям.


Глоссарий


Мари́я Фео́доровна; до перехода в православие — София-Доротея-Августа-Луиза (Sophia Dorothea Augusta Luisa von Wьrttemberg) (14 октября 1759, Штеттин — 24 октября 1828, Павловск) — российская императрица (с 1796, с 1801 вдовствующая), вторая супруга императора Павла I, мать Александра I и Николая

Уезд - в дореволюционной России — административно-территориальная единица, сложившаяся в процессе образования единого Русского государства (15—16 вв.). В начале 18 в. У. стал составной частью губернии (подразделялся на волости). В соответствии с губернской реформой 1775 уездную администрацию возглавлял исправник. По земской реформе 1864 в У. создавались земские собрания. 2) В СССР до 1930 — административно-территориальная единица среднего звена, входившая в состав губернии (на территории Латвийской ССР, Литовской ССР, Эстонской ССР У. существовали до 1949—50).

Глухонемота и глухота —страдание, при котором не только потеряна способность восприятия звуковых ощущений (тонов и шумов), но и способность членораздельной речи. Глухота часто встречается без немоты, но в высшей степени редко… (Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона)

Общественное призрение - культурная форма благотворительности (см.). Первичная форма последней есть подаяние милостыни нищему, встречающееся в самые отдаленные времена, например уже в эпоху, описываемую Гомером, и впоследствии возведенное в религиозную обязанность. От милостыни общественное П. отличается организацией, мотивами и целями

Социальная помощь - забота государства, общества о гражданах, нуждающихся в помощи, содействии в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной обеспеченностью средствами существования. Социальная помощь (социальная защита, социальное обеспечение) проявляется в виде пенсий, пособий, предоставления материальной помощи, обслуживания больных и престарелых, заботы о детях. Твердо гарантированную систему материального обеспечения нетрудоспособных называют социальным страхованием.

Никола́й II Алекса́ндрович (6 (18) мая 1868, Царское Село17 июля 1918, Екатеринбург) — последний император Всероссийский, Царь Польский и великий князь Финляндский (20 октября (1 ноября) 1894 года — 2 марта (15 марта) 1917 года). Фельдмаршал британской армии (18 декабря 1915 года). Из династии Романовых.

Сурдопедаго́гика (лат. surdus глухой + греч. paidagōgikē искусство воспитания) — раздел сурдологии, изучающий проблемы, возникающие при обучении, получении образования глухими и слабослышащими пациентами

Опека и попечительство - правовые формы защиты прав и интересов недееспособных или неполностью дееспособных граждан. Над несовершеннолетними опека и попечительство устанавливаются тж. в цепях их воспитания.

Благотворительность— оказание безвозмездной помощи (материальной и денежной) нуждающимся лицам и организациям, обеспечение людей благами и услугами за счет благотворителя.

Уста́в — свод правил, регулирующих организацию и порядок деятельности в какой-либо определенной сфере отношений или какого-либо государственного органа, предприятия, учреждения. Общие уставы утверждаются, как правило, высшими органами государственной власти, уставы отдельных организаций — их учредителями либо соответствующими министерствами и ведомствами. Уставы имеют общественные организации (добровольные спортивные общества, творческие союзы и др.). Уставы имеются у большинства международных организаций в качестве основных актов, определяющих задачи, принципы образования и деятельности данной организации.

Нравственность есть внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле — в отличие от морали, которая является внешним требованием к поведению индивида, наряду с законом.




© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.