РУБРИКИ |
Изменение самоотношения лиц юношеского возраста средствами кататимно-имагинативной терапии |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Изменение самоотношения лиц юношеского возраста средствами кататимно-имагинативной терапииИзменение самоотношения лиц юношеского возраста средствами кататимно-имагинативной терапииРоссийский государственный социальный университет Филиал в г. Чебоксары Кафедра Педагогики и психологии Специальность "Психология" Курсовая работа по предмету "Психология трудных и экстремальных жизненных ситуации" на тему: Изменение самоотношения лиц юношеского возраста средствами кататимно-имагинативной терапии Подготовил: студент 5 курса заочного отделения группа № ЗП 2 – 04 Игнатьев Е.В. Научный руководитель: доц. Велиева Светлана Витальевна Чебоксары – 2009 Содержание Введение Глава 1. Теоретические основы проблемы изменения самоотношения лиц юношеского возраста средствами кататимно-имагинативной терапии в отечественной и зарубежной психологии 1.1. Кататимно-имагинативная терапия как психотерапевтический метод на современном этапе 1.2. Основные принципы кататимно-имагинативной терапии 1.3. Особенности работы с лицами юношеского возраста методом кататимно-имагинативной терапии Выводы к первой главе Глава 2. Практическое исследование и анализ полученных результатов 2.1 Цель, задачи, гипотеза и методики исследования 2.2 Исследование Заключение Список используемой литературы Приложения Введение Актуальность темы исследования: Главная цель всякого психотерапевтического воздействия заключается в том, чтобы помочь пациентам внести необходимые изменения в свою жизнь. Каким образом это можно сделать? Ответ на поставленный вопрос каждое направление психотерапии дает в терминах собственных понятий. Успешность или эффективность психотерапии оценивается в зависимости от того, насколько стойкими и в широком смысле благотворными для пациента оказываются эти изменения; оптимальными будут те психотерапевтические меры, которые обеспечивают стойкий, продолжительный позитивный эффект. Актуальность выбранной темы: "Изменение самоотношения лиц юношеского возраста средствами кататимно-имагинативной терапии" объясняется следующим. Во-первых, тем, что проблема самоотношения для человека имеет важное значение. Аспект самоотношения составляет основу самосознания, определяет жизненный путь личности и выражается в таких образованиях как самоуважение, себялюбие или самоуничижении и т.д. Самоотношение в процессе развития личности рождается сначала между человеком и значимыми для него людьми и только потом становится имманентной составляющей его внутреннего мира. Эмоциональное самоотношение не ограничено решением проблем самопринятия и самопознания, оно проявляется в поведении, является основой отношений с людьми и с миром вообще. В силу этого проблема выработки позитивного эмоционального самоотношения приобретает особую важность. Во-вторых, принимая во внимание огромное количество научных областей, изучавшие проблему эффективности воздействия на глубинные слои психики методика кататимно-имагинативной терапии зарекомендовала себя как результативное средство. Указанные обстоятельства определили выбор темы исследования и основные направления ее разработки. Разработанность проблемы: Научные концепции кататимно-имагинативной терапии в отечественной и зарубежной психологии восходят к экспериментам немецкого психотерапевта Ханскарла Лейнера, основавшего метод названый "Экспериментальным Кататимным переживанием образов" (ЭКПО). В нашей стране известна, как символдрама. Данный метод берет свое начало от исследований Я.Л. Морено основателя психодрамы, учение К.Г. Юнга и З.Фрейда. Имеются элементы ведения психотерапевтической беседы К.Роджерса и некоторые стратегии поведенческой терапии Й.Вольпе. Все они, несомненно, повлияли на современное состояние кататимно-имагинативной терапии. В Российской Федерации символдрама динамично развивается в структуре Профессиональной Психотерапевтической Лиги. В настоящее время в Новосибирске создано Региональное отделение МОО СРС, руководителем которого является Александр Сергеевич Жуков. Издано достаточное количество научных монографии на исследуемую тему, которые постепенно дополняются. В данной исследовательской работе были освещены принципы активного воображения по Юнгу и Роберту Джонсону. Трансформации образа как метода изменения эмоционального состояния, по Н.Д.Линде. А также описание метода, техника проведения, работа с рисунком и анализ символики цвета и чисел. Цель и задачи исследования: цель данного исследования заключается в определении эффективности применения средств кататимно-имагинативной терапии как метода коррекции самоотношения лиц юношеского возраста. Исходя из поставленной цели, нами решаются следующие задачи: 1. рассмотреть работы зарубежных и отечественных исследователей с использованием научной литературы на изучаемую тему; 2. выявить особенности методов психотерапии использующие образы и активное воображение; 3. установить специфику работы с образами в кататимно-имагинативной терапии; 4. определить самоотношение с помощью разработанных методик; 5. изучить изменения самоотношения произошедшие в результате проведения психокоррекционной работы по методу кататимно-имагинативной терапии; 6. сделать анализ результатов проведенного исследования. Гипотеза исследования: в проводимом исследовании я выдвигаю гипотезу о том, что кататимно-имагинативная терапия является эффективным средством для изменения самоотношения лиц юношеского возраста. Объектом исследования: личностное самоотношение в юношеском возрасте. Предметом исследования: изменение самоотношения лиц юношеского возраста средствами кататимно-имагинативной терапии. Методы исследования: Теоретические: анализ научных разработок по психологии относительно исследуемой проблематики, системный анализ и синтез. Эмпирические: - беседа; - тест-опросник самоотношения В.В. Столина; - мотивы, используемые в кататимно-имагинативной терапии, рекомендуемые для юношеского возраста; - и методы математической статистики. В исследовании принимали участие 8 учеников из 11 "А" и "Б" класса средней образовательной школы №22. Апробация работы: по окончанию исследования и обработки полученных результатов, с ними были ознакомлены все участники данного исследования. Глава 1. Теоретические основы проблемы изменения самоотношения лиц юношеского возраста средствами кататимно-имагинативной терапии в отечественной и зарубежной психологии 1.1 Кататимно-имагинативная терапия как психотерапевтический метод на современном этапе Кататимно-имагинативная терапия (К.и.т.) в нашей стране известна как символдрама – это одно из направлений психотерапии, базирующееся на принципах глубинной психологии, в котором используется особый метод работы с воображением, для того чтобы сделать наглядным бессознательные желания человека, его фантазии, конфликты и механизмы защиты, а также отношение переноса и сопротивление. Символдрамы способствует их переработке, как на символическом уровне, так и в ходе психотерапевтической беседы. В основе метода символдрамы лежит теоретическая база психоанализа. Поэтому на практике символдрама исходит из анализа бессознательной динамики актуально действующих конфликтов. История создания метода восходит к 1948 году. Первые эксперименты были проведены в 1932 г. профессором Хайнц Хенниг, проводивший исследования в Институте медицинской психологии университета им. Мартина Лютера (Галле). Суть этих экспериментов заключалась в использовании представления образов в психотерапевтических целях. Этими исследованиями заинтересовался выдающийся немецкий психотерапевт Ханскарл Лёйнер (1919-1996), который в последующем и основал символдраму. Он стремился показать важную область психических отражений бессознательных мотивов на таком уровне, который был бы признан в научных кругах. Спустя 6 лет, в 1954 г., многолетние системные эксперименты Лёйнера со сновидениями наяву нашли отражение в его методе – названым "Экспериментальным Кататимным переживанием образов" (ЭКПО). Основные положения, метод и результаты психотерапии с использованием Кататимного переживания образов были широко освещены в 1955 г. в публикациях под названием "Клинический метод психотерапии". Хотя техника эксперимента скорее мешала осуществлению общего плана терапии, постепенно все же становилось ясно, что свободное развитие возникающих при этом спонтанных эмоций и аффектов и зависящего от них творческого представления образов оказывается гораздо более плодотворным для психотерапевтического процесса. Поэтому с 1964 года Ханскарл Лёйнер переименовал метод просто в "Кататимное переживание образов" (КПО), а позднее как "символдрама". В англоязычной литературе метод стал известен под названием "Guided Affective Imagery" (GAI). Эти названия выражают суть метода. Зависимость представляемых образов от эмоционального мира отчетливо отражена в первом и в последнем терминах, а работа с символами по типу драматического развития событий-переживаний - во втором упомянутом выше термине. С технической точки зрения, метод основан на том, что у лежащего в расслабленном состоянии на кушетке или удобно сидящего в кресле пациента психотерапевт может вызвать похожее на сновидения наяву представление образов - имагинации. Если предварительно задать некоторый неопределенный мотив представления, то это, как будет показано далее, получается значительно легче. За первыми образами обычно очень скоро следуют последующие, которые по разным причинам представлены преимущественно образами ландшафта и образами встречи животных и человека. При этом представляющий образы человек часто может прийти к почти реальному переживанию, расширенному до трехмерного пространства, словно речь идет о действительно реальных структурах. Пациента или клиента просят сразу же сообщать сидящему рядом с ним психотерапевту о содержании появляющихся образов. Психотерапевт может оказать на них влияние и структурировать сновидения наяву в соответствии со специально разработанными правилами. Полное эмпатии (сочувствия) сопровождение психотерапевта имеет особо важное значение в этом диалогическом методе. Тем самым Кататимное переживание образов отличается от аутистических техник использования образов в психотерапии, например таких, как образная медитация, активное воображение по К.Г.Юнгу и высшая ступень аутогенного тренинга по И.Х.Шульцу [13; 4 – 9]. Из многих направлений психотерапии, использующих образы в лечебном процессе, символдрама является наиболее глубоко и системно проработанным, технически организованным методом, имеющим фундаментальную теоретическую базу. Концепция КПО базируется на традиции европейской глубинной психологии. В содержании сновидений наяву можно увидеть символическое представление бессознательных или предсознательных конфликтов. Компромиссные образования между аффективно-инстинктивными импульсами и защитными процессами отражают как актуальные эмоциональные проблемы, так и генетические глубинные формы конфликтов, восходящие вплоть до самого раннего детства. Система КПО основывается на двух основных положениях: 1. Человек способен развивать в своем воображении фантастические представления, которые известны не только как ночные сновидения, но и как дневные фантазии. При помощи своей имагинативной способности человек может каждый раз заново создавать свой образ, исходя из самого себя, и познавать себя в ходе тонкого диалектического процесса. 2. В результате эмпирических наблюдений содержащих фантазии образов выработан ряд специфических правил и закономерностей. Они подчинены первичному процессу при помощи неинтерпретирующего воздействия. Положение Кататимного переживания образов в спектре известных на сегодняшний день психотерапевтических методов позволяет выделить следующие общие моменты и отличия. В соответствии со своей концепцией, метод КПО близок глубинной психологии и признает бессознательную психодинамику (символику сновидений, инстинктивные импульсы Оно, защитные образования Я, инстанции Сверх-Я, регрессивные процессы). Но применяемая техника имеет также и специфический характер. С феноменологической точки зрения, можно проследить параллели символдраме в игровой терапии ребенка, в психодраме по Я.Л.Морено и в элементах гештальт-терапии. В техническом плане КПО близки элементы ведения психотерапевтической беседы по К.Роджерсу и некоторые стратегии поведенческой терапии, например, по Й.Вольпе. Это, однако, не означает, что КПО представляет собой комбинацию из этих смежных методов. Перечисленные элементы, а отчасти и типичные формы реакции психики вообще, уже давно были выделены непосредственно на основе клинически-эмпирического опыта изучения сновидений наяву. Это произошло задолго до того, как многие перечисленные выше направления психотерапии (например, поведенческая психотерапия или разговорная психотерапия по К.Роджерсу) вообще получили известность. В основу обработки материала сновидений наяву может быть положена практически любая глубинно-психологическая концепция, в том числе даже экзистенциально-аналитический метод. Во многом я обязан также и учению К.Г.Юнга, хотя Кататимное переживание образов сегодня в целом полностью ориентируется на психоанализ З.Фрейда и его последующее развитие (например, в трудах Х.Когута, О.Ф.Кернберга и др.) [13; 10 – 16]. История развития символдрамы в нашей стране началась в 1994 года, когда на русский язык были переведены некоторые работы Х. Лёйнера и стали проводиться сертификационные семинары по основам техники символдрамы. За это время обучение прошло уже несколько тысяч специалистов из более 50 городов России, Украины, Белоруссии, Казахстана, а также Эстонии, Латвии и Литвы, многие, из которых используют символдраму в качестве основного психотерапевтического метода. Международное общество Кататимного переживания образов и имагинативных методов в психотерапии и психологии (МОКПО) и Институт Кататимно-имагинативной психотерапии в г.Гёттинген (Германия) делегировали право вести преподавание символдрамы в нашей стране Межрегиональной общественной организации содействия развитию символдраме (МОО СРС), назначив доцентов Института Кататимно-имагинативной психотерапии в России, Украине, Белоруссии и Казахстане. В Российской Федерации символдрама динамично развивается в структуре Профессиональной Психотерапевтической Лиги. В Новосибирске первый обучающий семинар по символдраме состоялся в 1998 г., а с 2002 г. семинары по символдраме стали проводиться под кураторством НРО ОППЛ на постоянной основе. В настоящее время в Новосибирске создано Региональное отделение МОО СРС, руководителем которого является Александр Сергеевич Жуков. В 2006 г. правление МОКПО (г. Гёттинген, Германия) назначило Новосибирского психолога-психотерапевта Елену Ивановну Еханину доцентом МОКПО, делегировав ей право проведения обучающих семинаров по символдраме с выдачей соответствующих свидетельств и сертификатов, а также проведения учебной психотерапии по символдраме. Правление МОКПО назначило психологов-психотерапевтов Александра Сергеевича Жукова и Елену Геннадьевну Токареву, врачей-психотерапевтов Юлию Викторовну Сарычеву и Инну Валентиновну Быкову обучающими психотерапевтами МОКПО, делегировав им право проведения учебной психотерапии по символдраме [20]. Сегодня символдрама широко распространена, и официально признана системой медицинского страхования ряда европейских стран. 1.2 Основные принципы кататимно-имагинативной терапии Это метод глубинно-психологически ориентированной психотерапии, который оказался клинически высокоэффективным при краткосрочном лечении неврозов и психосоматических заболеваний, а также при психотерапии нарушений, связанных с невротическим развитием личности. В качестве метафоры можно охарактеризовать кататимно-имагинативную психотерапию как "психоанализ при помощи образов". Название метода происходит от греческих слов "ката" - "соответствующий", "зависящий" и "тимос" - одно из обозначений "души" (в данном случае имеется ввиду "эмоциональность"). На русский язык название метода можно перевести как "эмоционально-обусловленное переживание образов". Основу метода составляет свободное фантазирование в форме образов, "картины" на заданную психотерапевтом тему (мотив). Психотерапевт выполняет при этом контролирующую, сопровождающую, направляющую функцию. Концептуальная основа метода - глубинно-психологические психоаналитически ориентированные теории, анализ бессознательных и предсознательных конфликтов, аффективно- инстинктивных импульсов, процессов и механизмов защиты как отражения актуальных эмоционально-личностных проблем, анализ онтогенетических форм конфликтов раннего детства. Здесь большое значение придается активному воображению. Активное Воображение – это особый метод использования силы воображения, разработанный Юнгом в начале этого столетия. В сущности, активное воображение – это диалог, ведущийся с различными частями "Я", живущими в бессознательном. В определённом смысле это похоже на сон, с той лишь разницей, что, испытывая это ощущение, человек не спит и полностью осознаёт происходящее. Юнг доказал, что он может входить в свою фантазию, осознанно в ней участвовать и превращать ее в активный обмен между осознающей и бессознательной энергетическими системами. Активное воображение помогает лучше понять, что возникающие в воображении образы на самом деле являются символами, представляющими глубоко сидящие внутри нас части нашего "Я". Подобно образам из снов, они символизируют содержимое нашего бессознательного. Поскольку эти внутренние существа обладают "своим собственным разумом", они говорят и делают вещи, которые иногда потрясают зачастую просвещают, а иногда и оскорбляют наше эго. В снах события происходят исключительно на уровне бессознательного. В процессе активного воображения, события происходят на уровне воображения, которое не относится ни к осознающему разуму, ни к бессознательному, а представляет собой "место встречи", "нейтральную полосу", на которой осознающий разум и бессознательное встречаются, чтобы создать событие жизни, сочетающее в себе элементы и того, и другого. Два уровня сознания сливаются друг с другом на уровне воображения, подобно двум рекам, которые впадают друг в друга, чтобы создать один мощный поток. Они дополняют друг друга, они начинают работать вместе, и, в результате, ваша полная личность начинает преобразовывать себя в единство. Диалог осознающего разума с бессознательным, приводит в действие высшую "божественную" функцию "Я", которое представляет собой синтез этих двух уровней сознания. Воображение не может быть активным, если в процессе не задействованы ваши чувства и эмоции. "Я" испытываю определенные чувства: "я" счастлив, заинтересован, печален или зол в результате происходящих событий. "Я" должно ощущать воображаемое действие так полно, как если бы оно было внешним, физическим событием. Да, это событие – символическое, но, тем не менее, оно является реальным событием, в котором задействованы реальные чувства. Посредством нашего активного участия мы превращаем то, что могло бы остаться бессознательной, пассивной фантазией, в абсолютно осознанный, мощный акт воображения. Если активное воображение применяется правильно, оно соединяет те различные части нашего "Я", которые конфликтовали между собой или были отделены друг от друга. Оно пробуждает внутри нас могучие голоса и приводит к заключению мира между враждующими эго и бессознательным, к началу сотрудничеству между ними. Активное воображение выводит человека на путь, ведущий к целостности, к осознанию полноты своего "Я", и все это только потому, что человек научился общаться со своим внутренним "Я". Джонсон доработал Юнговский четырехфазный подход к активному воображению: · Фаза 1. Приглашение бессознательного. Смысл заключается в том, чтобы пригласить живущего в бессознательном создание поднять их на поверхность и установить с ними контакт. · Фаза 2. Диалог. Ведется разговор то с одной частью личности, то с другой. В ходе этого диалога выясняются желания, действия и чувства той или иной части личности. · Фаза 3. Ценности. Джонсон считает необходимым внести в это общение между противоположными ценностями этические нормы для того, чтобы не было подчинения одной противоположности другой. · Фаза 4. Ритуалы. Джонсон отмечает, что должно произойти перенесение смысла из воображения в реальную жизнь. Из известных сегодня около пятнадцати направлений психотерапии, использующих образы в лечебном процессе, символдрама является наиболее глубоко и системно проработанным и технически организованным методом, имеющим фундаментальную теоретическую базу. Символдрама - это не комбинация из смежных психотерапевтических методов, а самостоятельная, оригинальная дисциплина, многие элементы которой возникли задолго до того, как они появились в других направлениях психотерапии. Чтобы сделать Кататимное переживание образов "надежным" инструментом клинической и практической психотерапии - в отличие от несистематических методов использования имагинаций. Лейнер считал, что с помощью данного метода чуть ли не каждый психотерапевт должен добиться, чтобы ему открылось образное сознание пациента, и он сможет, с почти экспериментальной надежностью, вести пациента сквозь полноту всевозможных имагинаций сновидений наяву. Пациенту не нужно ждать, пока он достаточно расслабится, и пока спонтанно возникнут образные переживания. Целесообразнее было бы при помощи простой, но ясно структурированной инструкции расслабления непосредственно вводить пациента в состояние контролируемой регрессии (регрессии в глубинно-психологическом смысле, т. е. одного из соответствующих раннему детству эмоциональных функциональных уровней). Трансформация образа как метод изменения эмоционального состояния. Одним из теоретиков метода трансформации является Н.Д.Линде. В общем виде данный метод может быть выражен формулой: чувство – образ – трансформация – чувство. Терапевтический процесс может быть представлен как последовательность из 10 шагов: клиническая беседа, прояснение симптома, создание образа, исследование образа, проверка на фиксацию, трансформация, интегрирование образа с личностью, ситуационная проверка, экологическая проверка, закрепление. Н.Д.Линде приводит 10 основных методов трансформации состояний: 1.Созерцание. Сосредоточение внимания на негативных качествах образа, созерцание его нежелательного качества для того, чтобы оно постепенно исчезло и вместе с ним исчезает негативное состояние. 2.Мысленное действие. Прежде всего, следует спросить клиента, что ему хочется с "этим" сделать, и во многих случаях найденное клиентом решение оказывается вполне адекватным. Избранный способ действия должен соответствовать структуре психологического конфликта. 3.Диалог. Разговор с образом как с реальной личностью, ведь он всегда выполняет для клиента определенные функции и воплощает те или иные чувства. Диалог может играть проясняющую роль, помогая выбрать правильную стратегию действий, но может служить и самостоятельным средством решения психотерапевтической задачи. 4.Взаимодействие противоположностей. Психологические проблемы связаны с наличием противоположных сил, причем одна из взаимоопределяющих друг друга сторон осознается, а вторая – нет. 5.Замена. В этом методе предлагается сначала найти образ, представляющий негативные чувства, а потом найти позитивный образ, который мог бы адекватно заменить его, после чего принять позитивный образ, отказавшись от негативного. 6.Передача чувства. Этот метод состоит в том, чтобы мысленно передать образу те чувства (негативные), которые он вызывает. По мере передачи чувств негативный образ тает, а с ним исчезает и негативное состояние. 7.Прослеживание судьбы образа. В этом подходе клиенту предлагается просмотреть процесс дальнейшего развития образа или его историю в обратном порядке вплоть до его возникновения. Как прошлое, так и будущее могут скрывать возможности избавления от негативного образа, а значит, и связанного с ним состояния (подобный метод используется в НЛП). 8.Свободное фантазирование. Отталкиваясь от первично заданного образа, клиенты (особенно художественного склада) могут просмотреть целый фильм в своем воображении, что само по ходу является трансформацией личности. 9.Расширение осознания. Метод предполагает умение терапевта задавать вопросы, проявляющие скрытый смысл, содержащийся в образе. Цель его – более полное осознание клиентом своего проблемного поля. 10. Волшебство. Этот метод предполагает различные варианты волшебных изменений по желанию клиента под магическим воздействием терапевта. Он применяется при разрешении тупиков третьей степени, когда человек считает, что чувствовал себя так всегда и не находит способа изменить образ. При этом клиенту предлагается представить, что образ изменился в нужном русле и описать, как он себя при этом чувствует. В качестве основных мотивов символдрамы для детей и подростков Х. Лейнер предлагает, следующие: 1.луг, как исходный образ каждого психотерапевтического сеанса; 2.подъем в гору, чтобы увидеть с ее вершины панораму ландшафта; Важным диагностическим критерием является степень освоенности человеком ландшафта, свидетельствующая о социальной адаптированности пациента. 3.следование вдоль ручья вверх или вниз по течению; 4.обследование дома; 5.встреча с особо значимым лицом (мать, отец, братья и сестры, кумир, учитель и т. д.) в реальном или символическом облачении (в образе животного, дерева и т. п.); 6.наблюдение опушки леса и ожидание существа, которое выйдет из темноты леса; 7.лодка, появляющаяся на берегу пруда или озера, на которой ребенок отправляется покататься; 8.пещера, которую сначала наблюдают со стороны в ожидании, что из нее выйдет символическое существо, и в которую, по желанию ребенка, можно также войти, чтобы в ней побыть или, чтобы исследовать ее глубины. Наряду с перечисленными мотивами в последние годы широко используются также три следующих дополнительных мотива: 1.наблюдение и установление контакта с семьей животных - с целью получить представление о проблемах в семье ребенка, а также провести их коррекцию; 2.получение во владение надела земли, чтобы что-нибудь на нем возделать или построить; 3.представление себя примерно на 10 лет старше. Для подростков можно предложить также мотив собственная машина или мотоцикл. Кроме того, в плане психодиагностики особенно эффективными оказались следующие мотивы: дерево; три дерева; цветок. В определенных случаях используются специфические мотивы символдрамы: ¾ представление реальной ситуации в школе или дома; ¾ воспоминания из прошлого опыта; ¾ представление последней сцены из ночного сновидения и продолжение его развития в сновидении наяву под контролем психотерапевта; ¾ интроспекция внутренностей тела (путешествие вглубь своего тела); ¾ представление определенных предметов, имеющих особое эмоциональное значение, например, игрушки, любимой куклы, плюшевого мишки или другой мягкой игрушки. Все мотивы имеют, как правило, широкий диапазон диагностического и терапевтического применения. В то же время существует определенное соответствие между каждым конкретным мотивом и некоторой проблематикой. Можно говорить об отнесенности конкретных мотивов к определенной проблематике и стадии детского развития, а также об особой эффективности некоторых мотивов в случае определенных заболеваний и патологических симптомов. Описание метода: Пациента, лежащего с закрытыми глазами на кушетке или сидящего в удобном кресле вводят в состояние расслабления. Как правило, бывает достаточно нескольких простых внушений состояния спокойствия, расслабленности, тепла, тяжести и приятной усталости – последовательно в различных участках тела. В работе со многими детьми даже и это часто бывает излишним. Достаточно попросить ребенка лечь или сесть, закрыть глаза и расслабиться. Предварительным условием проведения психотерапии является, само собой разумеется, установление в ходе одной или нескольких предварительных бесед доверительных отношений между пациентом и терапевтом, а также сбор данных о пациенте (анамнез). После достижения пациентом состояния расслабления (что можно проконтролировать по характеру дыхательных движений, дрожанию век, положению рук и ног) ему предлагается представить образы на заданную психотерапевтом в открытой форме тему – стандартный мотив. Представляя образы, пациент рассказывает о своих переживаниях сидящему рядом психотерапевту. Психотерапевт как бы "сопровождает" пациента в его образах и, если необходимо, направляет их течение в соответствии со стратегией лечения. Участие психотерапевта внешне выражается в том, что через определенные промежутки времени при помощи комментариев типа "да", "угу", восклицаний типа "Вот как!", повторения описаний пациента, а также при помощи вопросов о деталях и свойствах образа он сигнализирует о том, что внимательно следит за ходом развития образов пациента. Чтобы обеспечить наиболее полное и глубокое самораскрытие личности пациента, необходимо свести до минимума суггестивное воздействие психотерапевта. Длительность представления образов зависит от возраста пациента и характера представляемого мотива. Для подростков и взрослых пациентов она составляет в среднем около 20 минут, но не должна превышать 35 – 40 минут. Для детей длительность представления образов колеблется в зависимости от возраста ребенка от 5 до 20 минут. Курс психотерапии состоит, как правило, из 8 – 15 сеансов, в особо сложных случаях достигая иногда 30 – 50 сеансов. Однако существенные улучшения наступают уже после нескольких первых сеансов, вплоть до того, что иногда даже один-единственный сеанс может избавить пациента от болезненного симптома или помочь разрешить проблемную ситуацию. Частота сеансов составляет от 1 до 3 сеансов в неделю. Так как метод символдрамы оказывает глубокое эмоциональное воздействие и требует времени, чтобы пережитое в ходе сеанса прошло сложный процесс внутреннего психологического прорабатывания, проводить сеансы ежедневно и, тем более, несколько раз в день не рекомендуется. Также не рекомендуется проводить сеансы реже, чем раз в неделю. Символдрама проводится в индивидуальной, групповой форме и в форме психотерапии пар, когда образы одновременно представляют либо супруги/партнеры, либо ребенок с одним из родителей. Символдрама может быть также составной частью семейной психотерапии. Символдрама хорошо сочетается с классическим психоанализом, психодрамой, гештальт-терапией, игровой психотерапией. Техника проведения психотерапии Предварительные условия Прежде всего, необходимо установить эмоционально-личностный контакт между пациентом и психотерапевтом. При этом особо важное значение придается беседе с пациентом о его радостях и заботах. В то же время внимание не должно отвлекаться на посторонние предметы. Поэтому сеанс символдрамы желательно проводить в тихой комфортной комнате. Желательно, чтобы помещение было слегка затемнено, шторы при этом должны быть наполовину прикрыты (полностью закрывать не следует, иначе это может вызвать у пациента тревогу). Делать это нужно заранее, до прихода пациента, так как в его присутствии это может вызвать у него беспокойство. Обстановка должна казаться вполне нормальной. Предпочтительно проводить сеанс, сидя в удобном кресле с достаточно высокой спинкой, чтобы сидящий мог удобно облокотить голову. Психотерапевту предпочтительно сесть не напротив, а параллельно, рядом с пациентом. Сидеть при этом следует лицом не к окну, а в сторону темной части комнаты. Следующим важным условием проведения сеанса символдрамы является понятное и приемлемое для пациента обоснование. Например, если символдрама проводится с ребенком, то можно спросить, знает ли он интересную "игру полета фантазии с закрытыми глазами". Обычно ребенок отвечает: "Нет". Таким образом, у него удается пробудить любопытство и создать мотивацию для проведения сеанса символдрамы. В работе с более старшими детьми и подростками психотерапевт может спросить, не хочет ли он пройти интересный тест, в котором нужно представлять в воображении определенные образы. Как правило, в этом возрасте дети с удовольствием выполняют различные тесты. Каждый сеанс символдрамы начинается с короткой предварительной беседы, длящейся от 5 до 15 минут. В ходе этой беседы необходимо, прежде всего, обсудить актуальное состояние пациента, его самочувствие и реальную ситуацию. Затем можно перейти к представлениям образов. По окончании процедуры представления образов происходит последующее обсуждение, в ходе которого следует оставаться на уровне эмоционального переживания, не проводя никакой интерпретации и анализа. Можно спросить о том, что было самым приятным в образе, что было менее приятно, что было самым ярким, что менее ярким, что было реальным воспоминанием, а что – продуктом чистой фантазии. Можно расспросить о конкретных деталях образа, что из этого пациент считает самым важным, и что произвело на него наибольшее впечатление. Работа с рисунком Важное место в работе по методу символдрамы занимает рисование пациентом пережитого им образа. Специалистами Института Кататимно-имагинативной психотерапии в Германии разработана специальная методика проведения психодиагностики – на основе рисунка пережитого пациентом образа. Привлечение рисунка используется в работе практически со всеми категориями пациентов. Особенно полезно рисование пережитого в образе материала оказалось в работе с людьми, имеющими недостаточно развитую фантазию, испытывающими трудности вербального выражения, скованных запретами и комплексами, а также переполненных силой образа. Если в первом случае рисунок стимулирует фантазию, то в последнем случае рисунок оказывает на фантазию человека ограничивающее и систематизирующее воздействие. Задание нарисовать пережитое обычно дается пациенту после окончания представления образа. Это своего рода специальное психотерапевтическое домашнее задание. Обсуждение рисунка происходит, как правило, в начале следующего сеанса. Иногда пациент рисует непосредственно сразу после представления образа в кабинете психолога. В этом случае, задача психолога – создать оптимальные возможности для наиболее полного самораскрытия личности пациента. Для этого необходимо дать пациенту полную свободу в выборе величины и формата листа бумаги, а также в выборе средств для рисования. Лучше всего, если пациент сам отрежет необходимый ему для рисования лист бумаги от большого рулона, наподобие рулона обойной бумаги. В кабинете психолога должен быть достаточно большой выбор средств для рисования: карандаши, мелки и краски. Пациента просят выбрать, чем он будет рисовать, вырезать из рулона бумаги "свой" формат и что-нибудь нарисовать в течение примерно 20 минут. Если психотерапевт наблюдает за процессом рисования пациента, то необходимо фиксировать сопровождающие его эмоциональные проявления. Если такого наблюдения не проводится, то о некоторых эмоциональных реакциях можно сделать вывод по продавливаниям на обратной стороне рисунка. Например, продавливания, соответствующие прямым линиям, уколам, толчкам и острым углам, как правило, говорят о проявлении агрессии, а повторяющиеся круговые движения обычно свидетельствуют о тревоге и страхе. При этом важно, где расположены эти круговые движения. Например, многократное круговое очерчивание вокруг рта часто соответствует оральным и вербальным страхам. Эти наблюдения сделаны на большом статистическом материале. Один из них – это величина и формат выбранного листа бумаги. Большие листы бумаги (больше формата А4) выбирают, как правило, люди с завышенными представлениями о себе, склонные к нарциссизму и истерическим реакциям, а также дети. В экстремальных случаях пациент даже продолжает рисовать за пределами листа бумаги на столе. Маленькие листы бумаги (меньше формата А4) обычно выбирают пациенты с депрессивной и навязчивой структурой личности, а также имеющие заниженную самооценку, "маленькие", "скромные". Следующий объективный диагностический критерий – это горизонтальное или вертикальное положение листа бумаги. Горизонтальный формат выбирают обычно люди, стремящиеся охватить одновременно как можно больше областей в жизни. Это характерно для экстенсивного типа личности. Обычно на рисунке изображается несколько предметов, дорога и т. п. Выбор вертикального формата свидетельствует о целеустремленности, о способности сконцентрироваться на каком-то деле. Это интенсивный тип личности. Обычно на рисунке изображается один, поднимающийся вверх предмет. Следующий важный диагностический критерий – это наличие или отсутствие специально нарисованных пациентом рамок. Рамка может свидетельствовать о стремлении пациента отгородиться от внешнего мира, что, в свою очередь, обусловлено страхом, тревогой и неуверенностью, защитой от которых, как раз и служит рамка. "Рамка" может быть также образована из незанятого цветом пространства по краям листа бумаги, что тоже говорит о страхе и неуверенности по отношению к внешнему миру. Важно, с какого края рисунка находится такое незанятое цветом пространство. Считается, что смещение изображения в верхнюю часть рисунка отражает завышенный уровень притязаний, а смещение в нижнюю часть рисунка – заниженный уровень притязаний и низкую самооценку. Левая сторона рисунка соответствует эмоционально-интуитивной сфере личности, а правая сторона – интеллектуально-рациональной сфере личности. В соответствии с этим, с какой стороны рисунка образовалась "рамка" из незанятого пространства – в той сфере пациент испытывает наибольшую неуверенность. Большое значение имеют средства, которые пациент выбирает для рисования. Важно отметить, что выбор материала должен быть большой. И если из всех материалов пациент выбирает, например, простой карандаш – это говорит о страхе перед самовыражением красками (страх перед неопределенностью). Часто для таких пациентов свойственны навязчивые черты. Тушь (особенно черная), как правило, соответствует агрессивности. Если из всего многообразия средств для рисования пациент выбирает шариковую ручку – это говорит о навязчивой, слишком конкретной личности, для которой рисование шариковой ручкой служит определенной защитой. Признаком внутренней раскованности и нарастания степени выраженности внутренней свободы может служить следующая последовательность выбора изобразительных средств: 1. цветные карандаши, 2. восковые мелки, 3. пастель, 4. гуашь, 5. акварель. В этом ряду признаком наиболее раскрепощенной и свободной личности может быть выбор акварели, когда пациент уверенно чувствует себя, несмотря на размытый и нечеткий характер линий. С другой стороны, рисование цветными мелками и карандашами позволяет менее уверенному пациенту опираться на четкие линии. Интерпретация расположения элементов рисунка на листе бумаги (в центре, вверху, внизу, слева и справа) соответствует разработкам классических рисуночных тестов (например, теста "Несуществующее животное"). При обсуждении рисунка пациента можно спросить: "Где Вы чувствуете себя лучше? В какую сторону Вы бы пошли?". С диагностической точки зрения, важно, что самое важное пациент бессознательно располагает в центре, что бы он потом ни говорил. Это же можно сказать и о перспективе. Самое важное пациент бессознательно располагает на переднем плане, – опять же, как бы потом он сам ни комментировал свой рисунок. Само наличие или отсутствие перспективы – это тоже диагностический критерий. Отсутствие перспективы у взрослых пациентов может быть связано с психотическими нарушениями. Известно, что на рисунках больных шизофренией часто нет перспективы или она потеряна. При анализе рисунка необходимо учитывать все необычные, отличные от нормы элементы, утрирования, диспропорции, отсутствие определенных частей тела и т. д. Интерпретация этих признаков проводится в соответствии с принципами классических рисуночных тестов (например, теста "Несуществующее животное"). Один из таких диагностических критериев – это особенность изображения линии горизонта. Если взрослый пациент оставляет пропущенный участок между "небом" и "землей" – это может говорить о расщеплении психической структуры, разрыве между "верхом" и "низом". Символика цвета и чисел Анализ рисунка включает в себя интерпретацию основного цветового фона изображения и цвета отдельных его элементов. Известно, что цвет отражает различные эмоции человека. Причем один и тот же цвет может одновременно вызывать сразу множество различных, часто противоположных переживаний. Поэтому при анализе рисунка важно расспросить пациента, какое впечатление производит на него рисунок в целом и отдельные его части, нравится ли ему тот или иной цвет и т. д. Символика цвета определяется одновременно множеством факторов – как наследуемых, так и формирующихся при жизни. При этом на образование символа может оказывать влияние любое событие, начиная с внутриутробного развития, особенностей протекания беременности у матери, родов, развития в младенческом возрасте, особенностей приучения к горшку, времени посещения детского сада и т. д., вплоть до актуальной ситуации, в которой находится пациент сейчас. Причем особое внимание следует уделить событиям последних двух дней. Символообразование формируется по принципу сгущения. Этот важный аналитический принцип предполагает, что в каждом образе или элементе рисунка одновременно проявляются символические отражения множества различных событий, происшедших с пациентом в разное время. Другой важный аналитический принцип символообразования – принцип амбивалентности – предполагает существование у одного и того же символа прямо противоположных значений. Не следует стремиться истолковать каждую отдельную деталь рисунка, образа или сновидения, как, бы раскладывая его по полочкам. Сновидение, образ и рисунок - это, прежде всего метафора. Именно таким целостным, метафорическим подходом и нужно руководствоваться при интерпретации. Учитывая множественность детерминации, многозначность, многоплановость и амбивалентность символа, мы не можем делать однозначных выводов на основании лишь одного только конкретного рисунка, образа или сна. Интерпретация допускается только на уровне гипотезы, степень вероятности которой в последующем либо будет повышаться, либо понижаться – в ходе интерпретации других рисунков, образов и сновидений, а также анализа истории жизни и актуальной личностной ситуации пациента. Как правило, проблема или внутренний конфликт пациента отражаются в разных формах почти в каждом образе и рисунке пациента. Это позволяет специалисту-психологу сделать достаточно точные и объективные диагностические выводы на основании совокупности образов и рисунков. 1.3 Особенности работы с лицами юношеского возраста методом кататимно-имагинативной терапии Психотерапевтические методики работы с детьми и подростками ориентируются, прежде всего, на различные игровые техники и методы разговорной психотерапии. Существенное отличие психотерапии детей и подростков от работы со взрослыми пациентами заключается также в принципиально иной эмоциональной установке психотерапевта. Она характеризуется тем, что требует от психотерапевта: 1. большей активности, жизненности и бодрости чувств; 2. полного доброжелательности и радости отношения к ребенку, которое он очень хорошо чувствует; 3. готовности и способности воспринимать позитивные чувства, которые может вызывать в психотерапевте ребенок; 4. психотерапевт ведет себя так, как будто он уже хорошо знает ребенка, но долго не видел его и поэтому теперь очень рад его приходу Каждый сеанс символдрамы начинается с короткой предварительной беседы, длящейся от 5 до 15 минут. В ходе этой беседы необходимо, прежде всего, обсудить актуальное состояние подростка, его самочувствие и реальную ситуацию. Можно спросить о том, что происходит в школе (оценки, задания) или дома (например, если кто-нибудь заболел, приехали гости и т. п.) Затем можно перейти к теме предыдущего сеанса. Почти все дети приносят рисунок, который психотерапевт задал нарисовать после представления предшествующего мотива. Обсуждая его, психотерапевт способствует "оживлению" рисунка, если он, например, спрашивает: "А что происходит здесь?"; "Куда смотрит этот?"; "Что бы дереву хотелось больше всего сделать?" - и т. п. Такая беседа пробуждает фантазию ребенка и настраивает его на работу со следующим мотивом. Далее следует индукция расслабления и собственно представление образов. По окончании процедуры представления образов происходит последующее обсуждение, в ходе которого следует оставаться на уровне эмоционального переживания, не проводя никакой интерпретации и анализа. Можно спросить о том. что было самым приятным в образе, что было менее приятно, что было самым ярким, что менее ярким, что было реальным воспоминанием, а что - продуктом чистой фантазии. Можно расспросить о конкретных деталях образа, что из этого пациент считает самым важным и что произвело на него наибольшее впечатление. В качество используемых мотивов для лиц юношеского возраста используется широкий диапазон диагностического и терапевтического применения. В то же время существует определенное соответствие между каждым конкретным мотивом и некоторой проблематикой. Можно говорить об отнесенности конкретных мотивов к определенной проблематике и стадии развития, а также об особой эффективности некоторых мотивов в случае определенных заболеваний и патологических симптомов. Основные используемые мотивы: Þ Мотив "цветок". Мотив цветка больше подходит для девочек на латентной стадии, чем для мальчиков, которым предпочтительнее давать более динамичные мотивы. В работе со старшими подростками и со взрослыми пациентами мотив цветка служит для введения в кататимно-имагинативную психотерапию. Так называемый "тест цветок" дается, как правило, по окончании сбора данных глубинно-психологического анамнеза в конце первого или второго сеанса. Тест должен показать, способен ли и насколько способен пациент образовывать полноценные кататимные образы. Действительно, потрясает тот факт, что почти все пациенты (даже с относительно тяжелыми нарушениями) легко справляются с этим тестом и представляют себе цветок, хотя у нетренированных пациентов достигаемое в положении сидя состояние расслабления может быть и не очень глубоким. Цветок следует обрисовать во всех подробностях ¾ описать его цвет; ¾ размер, ¾ форму, ¾ описать, что видно, если заглянуть в чашечку цветка и т. п. ¾ эмоциональный тон, непосредственно идущий от цветка. ¾ попросить пациента попытаться в представлении потрогать кончиком пальца чашечку цветка и описать свои тактильные ощущения. Некоторые дети переживают эту сцену столь реалистично, что поднимают руку и выставляют указательный палец. Страницы: 1, 2 |
|
© 2010 |
|