РУБРИКИ

Изучение агрессивности младших подростков

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Изучение агрессивности младших подростков

Так, например, в 5 кл. 343 школы по косвенной агрессии 68% учеников имеют средний уровень, 24% - высокий; 41% учеников имеют средний уровень физической агрессии и 36% - высокий; 33% учеников имеют средний уровень вербальной агрессии и 35% - высокий.

В 5 кл 862 школы по косвенной агрессии 22% учеников имеют средний уровень, 14% - высокий; 69% учеников имеют средний уровень физической агрессии и 17% - высокий; 30% учеников имеют средний уровень вербальной агрессии и 30% - высокий. 6 кл. 862 школы по косвенной агрессии 77% учеников имеют средний уровень, 11% - высокий; 48% учеников имеют средний уровень физической агрессии и 37% - высокий; 36% учеников имеют средний уровень вербальной агрессии и 29% - высокий.

6кл. 343 школы по косвенной агрессии 62% учеников имеют средний уровень, 21% - высокий; 59% учеников имеют средний уровень физической агрессии и 23% - высокий; 44% учеников имеют средний уровень вербальной агрессии и 27% - высокий.. При этом во всех возрастах отмечается самый высокий уровень агрессии - физической, затем – вербальной и косвенной.

Так было обнаружено, что девочки в возрасте 11-13 лет используют в основном непрямые способы агрессии в отличие от мальчиков, прибегающих к прямым способам агрессивного поведения. Выявлено, что способность к использованию непрямых способов агрессии формируется у девочек к 11-летнему возрасту. Вышеизложенное подтверждается данными моих экспериментальных исследований. В частности, изучалось влияние социализации на соотношение вербальной (замечания, выговоры, угрозы, сплетни, оскорбления, обвинения, критика) и физической (нападения, драки) агрессии детей младшеподросткового возраста. Данные свидетельствуют, что у младших школьников соотношение форм выражения агрессии прямо противоположно: у мальчиков преобладает физическая агрессия, в то время как у девочек вербальная. Позднее у мальчиков младшего подросткового возраста тенденция изменяется: вербальная агрессия становится доминирующей, и, кроме того, они чаще прибегают к словесному способу выражения негативных чувств, чем девочки того же возраста. Вместе с тем отмечается и одна примечательная особенность поведения детей: с возрастом агрессивность детей все больше приобретает враждебную окраску.

У детей 10–11- летнего возраста преобладает физическая агрессивность и менее всего выражена агрессивность косвенная. Причем вербальная агрессивность и негативизм, по сути, находятся на одной ступени развития. У подростков 12–13 лет наиболее выраженным становится негативизм, отмечается рост физической, а также вербальной агрессивности. Вместе с тем, агрессивность косвенная, хотя и дает существенный сдвиг по сравнению с младшим подростковым возрастом, все же является менее выраженной. Агрессивность же физическая и косвенная повышается несущественно, так же как и уровень негативизма. В целом, на всем протяжении подросткового периода наблюдается четко выраженная динамика всех форм агрессивности от младшего к старшему подростковому периоду. Вместе с тем, по мере взросления у подростков начинают доминировать вербальные формы агрессивности и негативизм.

Если рассматривать физическую агрессивность в поло-возрастном аспекте, то она проявляется у 60–70% мальчиков, тогда как у девочек эта форма агрессивности отмечается лишь у 30–56%. В то же время необходимо отметить, что у мальчиков с возрастом происходит некоторое затухание физической агрессивности с 70% в 10–11 лет до 61% в 14–15 лет, тогда как у девочек, напротив, наблюдается рост этой формы агрессивности: с 30% в 10–11 лет до 38% в 12–13 лети 56% в 14–15 лет.

Вербальная агрессивность отмечается у 62–82% мальчиков и 38–60% подростков-девочек. При этом в 12–13 лет у мальчиков имеет место снижение уровня вербальной агрессивности, тогда как у девочек этот процесс обладает тенденцией к увеличению: 38% в 10–11 лет, 49% в 12–13 лет и 60% в 14–15 лет.

Негативизм значительно сильнее у подростков-мальчиков (68–82%), наблюдаясь только у 36–60% девочек этого возраста. При спаде косвенной агрессивности подростков-мальчиков (от 10 до 15 лет) идет возрастание ее у девочек – с 25% в 10–11 лет до 59% в 14–15 лет.

Наибольшей агрессивностью отличаются 10–11-летние подростки-мальчики, у которых превалирует физическая агрессивность – 70%, при наличии негативизме (68%) и вербальной агрессивности (62%). К 14–15 годам физическая агрессивность снижается до 61%, а косвенная составляет лишь 39%. В отличие от мальчиков у подростков-девочек с возрастом существенно увеличивается физическая агрессивность с 30% в 10–11 лет – до 56% в 14–15 лет. Резко возрастают показатели косвенной агрессивности с 25% в 10–11 лет – до 59% в 14–15 лет и агрессивности вербальной с 38% в 10–11 лет – до 49% в 12–13 лет и 60% в 14–15 лет. Вместе с тем у девочек несколько затухает негативизм .

Опросник Басса-Дарки, несомненно, удачно классифицирует степень и виды враждебности и агрессивности, но с помощью социометрии и рисуночного теста "Несуществующее животное" удаётся выявить некоторые причины, обуславливающие агрессивное поведение, а также личностные особенности, что дополняет информацию об индивиде в процессе исследования. Важным является то, что данные опросника подтверждаются показателями по проективным методикам.

Социометрия

Термин "Социометрия" означает измерение межличностных взаимоотношений в группе. Основоположник социометрии известный американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено. Внедрение этого метода в исследования советских психологов связано с именами Е.С.Кузьмина, Я.Л.Коломинского, В.А. Ядрова, И.П. Волкова и др. Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования.

Наиболее общей задачей социометрии является изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы. Исследование группы при помощи данной методики обычно проводится тогда, когда группа включает в себя не менее 10 человек и существует не менее одного года. Целью нашего социометрического исследования является выявление относительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются "лидер" группы и "отвергнутый".

Инструкция: "Ваш класс существует уже давно. За время совместной жизни и общения друг с другом вы наверное, смогли неплохо узнать друг друга, и между вами сложились определенные личные и деловые отношения, симпатии и антипатии, уважение и неуважение друг к другу и т.п. Ответьте в этой связи на следующие вопросы, записав свои ответы на отдельном листе бумаги. Ваши ответы оглашению не подлежат.

Вопросы следующие:

·          Кого бы Вы пригласили на День рождения? Укажите 3 фамилии из класса. Кого бы Вы не пригласили на День рождения?

·          С кем бы Вы хотели сидеть за одной партой во время контрольной? С кем бы Вы не хотели сидеть за одной партой?

·          Кто может быть капитаном команды твоего класса для того, чтобы участвовать в соревнованиях? Кто не может быть капитаном команды?

При проведении социометрии необходимо соблюдать ряд условий, обеспечивающих надёжность получаемых результатов:

1) необходимо, чтобы члены группы отвечали самостоятельно, не советуясь друг с другом;

2) не следует торопить с ответом;

3) для того, чтобы испытуемые не упустили из внимания никого из членов группы, на доске написать фамилии отсутствующих.

По данным опроса испытуемых вначале составляется социометрическая матрица (см. Приложение № 3-17) по каждому вопросу в отдельности, по горизонтали и по вертикали которой, в одном и том же порядке перечислены фамилии всех членов исследуемой группы. Результаты выборов разносятся по матрице с помощью условных обозначений:

"+"- положительный выбор, а "-" - отрицательный выбор.

Нижние строки являются итоговыми. В них вносят суммарные данные о количестве выборов и отклонений, полученных каждым из членов группы. Для получения более наглядного описания взаимоотношений, сложившихся в группе, прибегают к социограммам.

Нами были исследованы групповые социограммы – мишени (см. Приложение № 18 - 35), которые представляет собой систему концентрических окружностей. Все члены группы располагаются на окружностях, в соответствии с количеством полученных выборов. Для заполнения социограммы - мишени используют следующие обозначения:


                                                            - мужской пол

 - женский пол

 - односторонние выборы

 - взаимные выборы


По социограммам выборов выделяются "лидеры", а по социограммам отклонений - "отверженные".

В результате социометрического исследования обработка выборов и отклонений позволила нам составить социометрические матрицы по каждому вопросу для 6 «А» класса 343 школы (см. Приложение № 3,4,5), для 6 «Б» класса (см. Приложение № 15,16 ,17), для 5 класса 862 школы (см. Приложение № 6,7,8), для 6 «Б» 862 шк. (см. Приложение № 9,10,11), для 6 «А» (см. Приложение № 12,13,14). Подсчитав полученные выборы и отклонения, нами были заполнены социограммы - мишени (см. Приложения № 18-32).

Анализ социометрического исследования позволил выявить "социометрические позиции", т.е. соотносительный авторитет членов группы по признакам симпатий - антипатий, где на крайних полюсах оказались "лидеры" группы и "отверженные".

Так, например, в 6 "А" классе 862 шк. с помощью ответов на вопрос "Кого бы Вы пригласили на День рождения?" (основными критериями которого являются коммуникабельность, чувство юмора, дружелюбие и т.д.), нами выделены 2-лидера, набравшие по 6 выборов (см. Приложение № 12). С помощью ответов на вопрос "С кем бы Вы хотели сидеть за одной партой во время контрольной работы?" (основным критерием которого является хорошая успеваемость), нами были выделены 4 лидера, набравших 5 и более выборов (см. Приложение № 13).

С помощью ответов на вопрос "Кто мог бы стать капитаном команды твоего класса для того, чтобы участвовать в соревнованиях?" (основным критерием которого является доверие этому человеку), нами были выделены 3 лидера, набравших 5 и более выборов (см. Приложение № 14) С помощью ответов на вопрос "Кого бы Вы пригласили на День рождения?" в 6 "Б" классе 862 шк. нами были выделены 3 лидера (см. Приложения № 9), в 5 классе нами были выделены 5 лидеров и 5 отверженных (см. Приложения № 6). В 6 «А» классе 343 шк. нами были выделены 3 лидера (см. Приложение № 3), а в 6 «Б» классе 343 шк. нами были выделены 2 лидера (см. Приложение № 15). С помощью ответов на вопрос "С кем бы Вы хотели сидеть за одной партой во время контрольной работы?" в 6 "Б" классе 862 шк. нами были выделены 2 лидера (см. Приложения № 10), в 5 классе нами были выделены 4 лидера и 5 отверженных (см. Приложения № 7). В 6 «А» классе 343 шк. нами были выделены 4 лидера (см. Приложение № 4), а в 6 «Б» классе 343 шк. нами были выделены 5 лидеров (см. Приложение № 16).

С помощью ответов на вопрос "Кто мог бы стать капитаном команды твоего класса для того, чтобы участвовать в соревнованиях?" в 6 "Б" классе 862 шк. нами были выделены 3 лидера (см. Приложения № 11), в 5 классе нами были выделены 5 лидеров и 4 отверженных (см. Приложения № 8). В 6 «А» классе 343 шк. нами были выделены 4 лидера (см. Приложение № 5), а в 6 «Б» классе 343 шк. нами были выделены 3 лидера (см. Приложение № 17).

Таким образом, необходимо отметить, что в 11-13 лет лидеры обладают такими качествами как коммуникабельность, чувство юмора, они хорошо учатся и им доверяют. Отверженные наоборот - не коммуникабельны, плохо учатся, им не доверяют. Лидеры и отверженные обладают определённым набором личностных качеств (совокупностью определённых психологических черт).

Таким образом, прослеживается закономерность: оказалось, что по всем этим критериям выделяют одних и тех же отверженных. Доверие к лидеру - это признание его высоких достоинств, заслуг и полномочий, признание необходимости, правильности и результативности его действий. В разных ситуациях группа выдвигает разных людей в качестве лидера, которые превосходят других по крайней мере в каком-то одном качестве, но поскольку именно это качество и оказывается необходимым в данной ситуации, человек, им обладающий, становится лидером. То есть лидером необходимо рассматривать того, в ком наиболее в полном виде представлены такие качества, которые особенно значимы для групповой деятельности, т.е. это такой член группы, который как бы идентифицируется с наиболее полным набором групповых ценностей. Именно поэтому он и обладает большим влиянием. Отверженных как правило оценивают отрицательно либо не замечают. Основной характеристикой отверженных является слабая успеваемость и не умение постоять за себя, к 13 годам к этому прибавляется еще конфликтность и неуверенность.

В связи с результатами "Социометрии", необходимо отметить, что набор таких групповых ценностей учащихся 11-13 лет включает в себя: отличную учёбу соответственно острый и гибкий ум, коммуникабельность и доверительность в отношениях, а также самоуверенность, умение подчинить себе людей. Для получения более полной картины "лидер - отверженный" необходимы данные "Социометрии" и сопоставление с данными опросника Басса-Дарки. (см. Таблицы 6,7 Приложения) При сравнении «Социометрии» и опросника «Басса – Дарки» мы, выделив лидеров и отверженных, рассчитали средние значения физической, косвенной и вербальной агрессии для каждого класса в отдельности.

Таким образом, необходимо отметить, что у лидеров независимо от возраста, уровень косвенной агрессии – средний, а данные по вербальной и физической агрессии коррелируют между собой. У отверженных низкий уровень вербальной агрессии в 11 лет, к 13 годам уровни косвенной и физической агрессии приближаются к высоким показателям. Как у лидеров, так и у отверженных данные по физической агрессии не отличаются, т.е. по нашим данным не прослеживается закономерности агрессивность – лидер, агрессивность – отверженный, а прослеживается только закономерность повышения агрессии к 13 годам, т.е. является ли агрессия как личностное свойство необходимым для лидера, мы утверждать не можем (т.к. уровень агрессии возрастает как у лидеров, так и у отверженных).

Данные подтверждаются и дополняются сопоставлением результатов «Социометрии» и теста «Несуществующее животное»

Проективный рисуночный тест «Несуществующее животное»

Инструкция: «Я хочу посмотреть, насколько у вас развито воображение, фантазия (как ты умеешь фантазировать, воображать). Придумайте и нарисуйте животное, которого на самом деле нет, никогда не было, и которого до вас никто не придумал - ни в сказках, ни в компьютерных играх, ни в мультфильмах». Если обследуемый говорит, что не знает, как рисовать, не умеет, не может ничего придумать и т.п., то надо ободрить его, объяснить, что для этого задания не нужно ничего уметь. Поскольку требуется нарисовать животное, которого на самом деле нет, то совершенно все равно, каким оно получится. Если обследуемый долго думает, не приступая к рисованию, то следует посоветовать ему начать рисовать, как получается, а дальше придумывать по ходу рисования и просят придумать животному название, предложить ему написать рассказ об образе жизни придуманного животного самостоятельно по следующим вопросам:

·          Как его зовут? • Чем оно питается?

·          Где живет? Какое оно? • Что любит делать больше всего

·          А чего больше всего не любит? • С кем оно живет?

·          Есть у него друзья? Кто они? • А враги у него есть? Кто?

Так как в методике мы затрагиваем сознаваемый аспект проявления агрессивности, то в рисунках можно получить эмоционально-бессознательный ответ на интересующие нас вопросы. При анализе рисунков мы сравнивали образы и в зависимости от того, присутствуют ли элементы агрессии (см. Приложение 2) в рисунках и в названии животных мы делали вывод об агрессивности, свойственной испытуемому. Результаты проявления агрессии занесены в таблицы № 1,2,3 Приложения.


3.3 Практические рекомендации по коррекции и профилактики агрессивного поведения у младших подростков


В процессе тестирования, анкетирования, обследования детей с помощью опросников позволили выделить четыре группы:

·          Подростки с устойчивым комплексом аномальных, аморальных, примитивных потребностей, им свойственны эгоизм, равнодушие к переживаниям других, неуживчивость, отсутствие авторитетов, цинизм, озлобленность, грубость, вспыльчивость, дерзость, драчливость. В их поведении преобладает физическая агрессивность.

·          Подростки с деформированными потребностями и ценностями, обладающие более или менее широким кругом интересов, отличающиеся обострённым индивидуализмом, желающие занять привилегированное положение за счёт притеснения слабых и младших. Стремление к применению физической силы проявляется у них ситуативно и лишь против тех, кто слабее.

·          Подростки, у которых конфликт между деформированными и позитивными потребностями, отличающиеся односторонностью интересов, приспособленчес-твом, притворством, лживостью. В их поведении преобладают косвенная и вербальная агрессия.

·          Подростки, отличающиеся слабо деформированными потребностями при отсутствии определённых интересов и весьма ограниченным кругом общения, отличающиеся безволием, мнительностью, трусливостью и мстительностью. Для них характерно заискивающее поведение перед старшими и более сильными товарищами. В их поведении преобладают вербальная агрессивность и негативизм.

·          Приведённые классификации агрессивности подростков основываются на комплексе свойств личности, типичных для определённой группы подростков. Анализ причин отклонений в личностном развитии и поведении позволяет конкретнее наметить приёмы воспитательной работы с целью коррекции агрессивного поведения подростков. В результате проведенного эмпирического исследования были выработаны рекомендации по коррекции агрессивного поведения учащихся младшего подросткового возраста.

Коррекция агрессии младших подростков направлена на перевод ее в социально приемлемые формы. Коррекционная работа по профилактике отклоняющегося поведения с подростками имеет свои особенности. На начальных этапах не показаны групповые формы. Не говоря уже о практически неизбежной отрицательной консолидации подростков в группе, индивидуальная работа с подростком является более эффективной. С самого начала, параллельно, необходимо начинать работу с семьёй. После диагностики семейных отношений и степени их дисгармоничности должна следовать психокоррекционная работа как индивидуальная, так и групповая. Но основной акцент следует делать на индивидуальной работе с подростком. Совершенно неэффективными оказываются общие беседы о необходимости "хорошо себя вести". Особое место в коррекционной работе следует уделять формированию круга интересов подростка также на основе особенностей его характера и способностей. Необходимо стремиться к максимальному сокращению периода свободного времени подростка – "времени праздного существования и безделья" за счёт привлечения к положительно формирующим личность занятиям: чтение, самообразование, занятие музыкой, спортом, и т.д. При непродуктивной деятельности в период свободного времени – “ничегонеделанье” – неизбежен скорый возврат подростка в асоциальную компанию и рецидив делинквентности.

Исходя из того, что развитие ребёнка осуществляется в деятельности, а подросток стремится к утверждению себя, своей позиции, как взрослый, среди взрослых, то необходимо обеспечить включение подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создаёт возможности подростку реализовать и утвердить себя на уровне взрослых.

Психологический смысл этой деятельности состоит для подростка в том, что участвуя в ней, он фактически приобщается к делам общества, занимает в нём определённое место и удерживает свою новую социальную позицию среди взрослых и сверстников. В процессе этой деятельности подросток признаётся взрослыми, как равноправный член общества. Это создаёт оптимальные условия и для реализации его потребностей. Такая деятельность предоставляет подростку возможность развития его самосознания, формирует нормы его жизнедеятельности. Но методы и принципы такой деятельности требуют значительной корректировки при включении в неё подростков, отличающихся повышенной агрессивностью. Так, нужно канализировать действенную агрессию в вербальную (словесную), представляющую меньшую опасность для окружающих. И если у человека высокий, но "окультуренный" уровень агрессивности, то он просто любит делать окружающим такие замечания.

Еще более приемлемой формой коррекции истинной агрессии является направленность на преодоление, разрушение внешних препятствий. Однако необходимо не только найти общие пути канализации агрессивных тенденций, но и давать выход сиюминутной агрессии. Иногда родители опасаются, что предпринимаемые ребенком разрушительные действия приведут к развитию, усилению агрессивности. Надо объяснить им, что, напротив, разрядка агрессии снижает уровень ее напряженности. После такой разрядки полезны успокаивающие занятия, вроде игр с песком, водой и/или релаксация. И лишь после того как непосредственный агрессивный импульс отработан, возможны совместные занятия, в которых разрушительные порывы ребенка можно переадресовать с партнера на внешние препятствия на пути к общей цели.

Для агрессивных мальчиков с выраженным мускулинным (мужским) типом ценностей целесообразно впрямую работать с идеалом "настоящего мужчины", подключая к прочим представлениям об эталоне мужественности такие качества как сдержанность, владение собой.

При защитной агрессии рекомендуется, прежде всего, работа по обучению средствам общения. Кроме того, необходимо снять тревожность, чему способствует теплая эмоциональная атмосфера домашнего общения, душевный комфорт, ибо за защитной агрессией стоит ощущение небезопасности, угрозы внешнего мира.

При выраженной защитной агрессии полезно обучать ребенка боевому искусству как целостному комплексу приемов самообладания, релаксации и самозащиты. Водить детей в спортивные школы, приучать дома к ежедневной гимнастике, подсовывать гантели и эспандеры, железные гири и боксёрские перчатки. Пусть колотят друг друга в мирной драке. Только бы не допустить, чтобы агрессия накапливалась, подобно статическому электричеству. Оно ведь имеет свойство взрываться болезненными разрядами. Так можно придать мальчику, опасающемуся нападения, уверенность в себе.

Профилактика и предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних становится не только социально значимым, но и психологически необходимым. Проблема повышения эффективности ранней профилактики должна решаться в следующих основных направлениях:

·          выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения, которые обуславливают отклонения в развитии личности несовершеннолетних и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий;

·          современная диагностика асоциальных отклонений в поведении несовершеннолетних и осуществление дифференцированного подхода в выборе воспитательно-профилактических средств психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения. Отсюда возникает необходимость в проведении системного анализа индивидных, личностных, социально-психологических и психолого-педагогических факторов, обуславливающих социальные отклонения в поведении несовершеннолетних, с учётом которых должна строиться и осуществляться воспитательно-профилактическая работа по предупреждению этих отклонений. Раннее выявление поведенческих проблем у подростков, системный анализ характера их возникновения и адекватная воспитательно-коррекционная работа дают шанс предотвратить десоциализацию подростков.

Что мы можем делать, чтобы предохранить себя от психологических нападений и их разрушительных последствий; чувства вины, обиды, страха, смятения, отчаяния? К сожалению, часто устранить источник психологической агрессии мы не можем, но изменить своё отношение и свой индивидуальный способ реагирования на проявления агрессии мы можем всегда.

Правила психологической самообороны.

Эмоциональная нейтральность. В стрессовой ситуации, которую Вам навязывают, важно сохранять эмоциональное спокойствие, которое позволит адекватно оценить ситуацию и выбрать верный способ реагирования на неё. Лица, от которых исходит угроза психологического насилия можно разделить на три группы:

1) психически нормальные люди без видимых отклонений в поведении;

2) психически нормальные люди, но находящиеся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;

3) люди с патологическими отклонениями в психике.

Вступая в контакт с человеком, который Вам угрожает или оскорбляет Вас, прежде всего, обратите внимание на степень его агрессивности. Направлена ли она против Вас лично или это агрессивность общего характера. Последняя обычно свойственна людям, живущим по принципу "Я обижен на весь мир". Они любят причину собственных неудач видеть в окружающих. В этом случае вы выступаете просто как объект, случайно попавший им под руку, на которого они с удовольствием выливают свою желчь и недовольство жизнью. Такие субъекты сплошь и рядом встречаются, например, в городском транспорте. Если Вам встретится подобная личность, важно определить эмоциональное состояние вашего "благожелателя", и правильно выбрать тактику поведения.

Можно продемонстрировать свое спокойствие и уверенность в себе, ваше спокойствие может снизить степень гнева противника; лучший способ воздействия при презрении противника будет сохранение собственного достоинства; демонстрируйте не только спокойствие, но и уверенность в себе, собственную силу, если заметили страх противника. Отвечайте твердо, уверенно, спокойно, неторопливо, величаво и, по возможности, с улыбкой, обращая ответ в пространство. Перед ответом важно выдержать небольшую паузу и внимательно посмотреть в лицо собеседнику. Слишком поспешный ответ будет означать, что Вы включились в манипуляцию, ответили нападением на нападение, что усилит психологическое давление на Вас. Если Вы начали объясняться и оправдываться, значит Вас уже втянули в манипуляцию. Беседуя с человеком будьте сдержанны, не высказывайте своих оценок той информации, которая от него поступает, не давать советы, если Вас об этом специально не просят, не помогайте, предлагайте свою помощь в чем-то конкретном, после своих важных дел.

Физическое избегание. Самый простой вид защиты - физическое избегание, сведение общения к минимуму, не пренебрегать письменными посланиями. Можно общаться через посредников, третьих лиц, особенно, когда с неприятным человеком нужно уладить какие-то дела, а эмоционально-чувственная сфера не дает спокойно этого сделать. Вспомните и проанализируйте неприятные ситуации, в которые попадали и терпели фиаско. Скажите самому себе, как бы хотели выйти из конкретной ситуации в идеале, и составьте наиболее подходящие фразы. В ситуациях противостояния, когда на Вас давят высказывания, затрагивающие ваше достоинство, на первое место выдвигается умение проявить выдержку, самообладание. Сделать это бывает совсем непросто, но крайне важно.

"Маленький и смешной". Попробуйте воспользоваться этой методикой, когда Вас пытается спровоцировать на конфликт человек, который явно сильнее вас. Представьте агрессора в виде какой-нибудь смешной зверушки вроде Чебурашки, прыгающего около Вас и с комической серьезностью нападающего на Вас, либо в виде капризного, истеричного, орущего с серьезным видом, невоспитанного ребенка. Можно также мысленно уменьшить себя по отношению к агрессивному началу.

"Защита с помощью фиксации взгляда".

1. Сядьте или встаньте лицом к окну на расстоянии примерно 1 метра от него. Голову держите прямо.

2. Начните слегка поворачивать голову вправо и влево, удерживая внимание на основании черепа - оси, вокруг которой крутится голова. Зафиксируйте взгляд на вертикальной планке оконной рамы и наблюдайте, как при поворотах головы пейзаж за окном двигается относительно рамы. Вскоре появится ощущение, что Вы соединились с вертикальной планкой оконной рамы в одно целое, отстранились от "проплывающего мимо" окружающего мира и погрузились в состояние внутренней тишины.

3. Во время неприятного разговора, "наезда" аналогично зафиксируйтесь на ближайшем предмете и делайте едва заметные движения головой. Вы почувствуете, что собеседник где-то там, вдали от Вас, что-то делает, что-то говорит, а Вы в некой сфере. Если сделают замечание, что Вы его не слушаете, Вам нужно слегка повернуть к нему голову, вежливо продемонстрировав свое внимание, а взгляд и внимание оставить на выбранном предмете.

Упражнения по релаксации. "Защитное дыхание". При регулярном применении успокаивает практически в любой напряженной, стрессовой ситуации.

·Кончик языка расположите позади передних верхних зубов и держите его там все время проделывания упражнения.

·На счет "раз-два-три" сделайте вдох через рот, сквозь зубы.

·На счет "четыре-пять-шесть" неслышно выдохните носом.

·Задержите дыхание на счет "семь" и вдохните ртом на счет "восемь".

·Таких дыхательных циклов нужно проделать 5-7.

Конструктивное управление гневом. Лучший из способов справиться с собственным гневом - это не дать ему разжечься внутри нашего сознания. Но при этом необходимо принимать во внимание следующее:

1) Объективно ли я смотрю на происходящие события, осознаю ли я вероятности того или иного их исхода для меня?

2) Хочу ли я для себя душевного покоя?

3) Решит ли мои проблемы то, чего я хочу достичь?

4) Как я могу избежать беспокойства, чувства вины и т.д.?

Успокаивающее размышление. Помимо мыслей, способных нас разгневать, существуют мысли, которые помогают контролировать ситуацию:

а) "Никто не сможет заставить меня сделать это", "Я выбираю, как мне поступать в этой ситуации" и т.д.

б) "Я не Бог, чтобы заставлять людей думать и поступать так, как мне того бы хотелось" и т.д.

в) "Интересно, что думает и чувствует этот человек, когда он поступает таким образом?"

г) "Я могу ударить его, но мне этого не нужно, ведь я могу очутиться в тюрьме. Зачем мне это?"

Концентрировать свое внимание на подобных мыслях вместо мыслей, вызывающих гнев - эффективный способ управления гневом. Таким образом, гнев - это сильная эмоция, враждебность, которая во многом зависит от внутренних установок и убеждений человека. Поэтому управлять собственным гневом можно путем рационального, позитивного мышления.

5 выпускных клапана для гнева. 1. Устранитесь от ситуации. Это проблемно-ориентированная стратегия, которая создает дистанцию между Вами и тем, что вызывает Ваш гнев. Это даст возможность остыть и большей эффективностью воспользоваться техникой глубокого дыхания и позитивными превозмогающими утверждениями. Не менее важно то, что выход из ситуации предохранит Вас от импульсивных или агрессивных действий, которые могут усугубить ситуацию. 2. Выполняя упражнения, гоните гнев прочь. Ходите, бегайте или выполняйте любые другие физические упражнения, которые Вам лучше всего подходят, чтобы попытаться разрядить сдерживаемое возбуждение. Упражняйтесь, пока не устанете, и пока не отступят гневные чувства.

3. Изометрические упражнения. Если не имеете возможности выйти из ситуации и заняться упражнениями, попробуйте изометрические упражнения. Упритесь руками в стену и толкайте изо всех сил, пока мышцы не обессилят. 4. Вопите и кричите. В буквальном смысле слова, сколько хватит воздуха в легких, пока не выбьетесь из сил. Но вопите и кричите на себя (например, в спальне или ванной), а не на кого-то еще. 5. Бейте подушку. Если рассердились настолько, что чувствуете потребность кого-нибудь ударить, отправляйтесь в спальню и выбейте дух из подушки. Возьмите полотенце и лупите постель, пока не устанете.

Рекомендации родителям по общению с агрессивным подростком:

1. Быть внимательным к нуждам и потребностям подростка.

2.Демонстрировать модель неагрессивного поведения. Показывайте подростку личный пример эффективного поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева или нечестных высказываний о своих друзьях или коллегах, строя планы "мести".

3. Быть последовательным в наказаниях подростка, наказывать за конкретные поступки. Четко разделять санкции и наказания.

4. Наказания не должны унижать подростка.

5. Обучать приемлемым способам выражения гнева. Дайте возможность выплеснуть свою агрессию, сместить ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку или разорвать "портрет" его врага и вы увидите, что в реальной жизни агрессивность в данный момент снизилась.

6. Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.

7. Обучать распознанию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.

8. Развивать способность к эмпатии.

9. Расширять поведенческий репертуар подростка.

10. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.

11. Организовать занятия спортом, прежде всего плавание.

Техники эффективной коммуникации

1.        Техника эмпатического («активного») слушания. Предоставление обратной связи о его чувствах, переживаниях эмоциональных состояниях.

Невербальные компоненты: доброжелательная открытая поза, контакт «глаза в глаза» на одном уровне с подростком. Вербальные компоненты:

·          Повторение «слова в слово»

·          Перефразирование (что подросток хотел сказать?)

·          Обозначение эмоционального состояния

2.        Техника эффективной похвалы. Критерии эффективной похвалы:

·          Не должна содержать сравнения со сверстниками

·          Не должна содержать прямой оценки личности подростка. Содержит реалистическое описание действий, его усилий, результатов действий.

·          Похвала должна содержать критерии оценки и создавать возможности для формирования позитивной Я-концепции.

·          Похвала должна содержать описание чувств взрослого.

3.        Техника введения запретов и ограничений. Содержание запретов и ограничений:

·          Физическая и личностная безопасность подростка

·          Сохранность оборудования

·          Постоянство времени и места занятия

Ограничений должно быть немного, они предъявляются в ясной и понятной словесной форме, имеют тотальный императивный характер и предъявляются безлично («Драться нельзя»)

4. Техника «Я - высказывание» Цель «Я–высказывания» - не вежливость и мягкость (но и не грубость), а ясность и прямота.

1.        Объективно описать событие (ситуацию) без эмоционально окрашенных выражений и без своего истолкования: «Когда на меня поднимают голос…», а не «Когда ты на меня орешь…» или «Когда ты хочешь меня унизить...»

2.        Описать свою реакцию (когда мы говорим «Я», мы находимся на безопасной почве):

Эмоциональная реакция: «Я обижена», «Я рассержена», «Я чувствую себя забытой».

Описание поведения: «Я ухожу в себя», «Я решаю все делать сам», «Я начинаю кричать на тебя».

Реакция, которой вы сопротивляетесь: «У меня появляется желание избегать тебя», «Мне хочется просто выйти», «Мне хочется бросить все это».

Неправильно: осуждать других: «Я из-за тебя это уронил», «Ты меня расстроил».

3.        Высказывать свои пожелания: «Мне хотелось бы…», - не формировать их как требования. Когда мы говорим другим, что они должны сделать что-то, они зачастую противятся этому. Если они не чувствуют свободы выбора, они могут сопротивляться нашим предложениям. Однако мы уведомили их о нашей позиции.

4.        Представить как можно больше альтернативных вариантов.

5.        Физическая и личностная безопасность ребенка

6.       Можно добавить какое-то объяснение, т.е. дать дополнительную информацию партнеру относительно проблемы и ее последствий для нас: «Потому что…». Так другим легче понять нашу точку зрения, и они начинают содействовать нам.

 

Правила обратной связи:

п/п

Правила обратной связи

Так делать не стоит!

А вот так –эффективно!

1.

Результативность обратной связи будет гораздо выше, если говорить партнеру не о свойствах его личности, а о поведенческих проявлениях и реакциях, которые вы отследили.

« Ты какой-то неуравновешенный,

нервничаешь вечно!»

«Мне кажется, ты был взволнован, когда отвечал урок».

2.

Эффективнее говорить о своих наблюдениях, а не о заключениях, к которым пришли в ходе своих рассуждений

«Ты что кричишь, думаешь, я не справедливо тебя оцениваю!»

«Ты сейчас очень громко говоришь!»

3.

Не стоит оценивать поведение другого человека, поскольку, во-первых, ваша шкала оценки того или иного поступка не обязательно является идеальной, а во-2ых, в обратной связи вы высказываете свое отношение, а не интерпрети-руете поведение другого.

«Только бездельники и дураки списывают на контрольной».

«Мне не приятно видеть, как ты списываешь».

4.

В обратной связи необходимо избегать таких обобщающих категорий как «всегда», «никто»,

«никогда», «ничего» и т.д., лучше использовать такие высказывания как «В большей или меньшей степени». Поскольку утверждение «никто и никогда» чаще всего действительно не имеет под собой основания, таким образом, обратная связь превращается в огульную критику. В такой фразе собеседник прочитает надменность, несправедливость и непонимание, таким образом, цель обратной связи не будет достигнута, а ваш собеседник будет чувствовать себя некомфортно и обижено, на что у него будет полное право.

«Ты всегда не умел объяснять материал, никто ничего не понял».

«Я думаю, что ты объяснял сложными фразами».

5.

В обратной связи следует касаться тех ситуаций и того поведения, которые имели место в данный момент или вне далеком прошлом. Использование намеков на прошлые дела и события, о прошлых ошибках и оплошностях, может вызвать только негативные эмоции и не приведет к конструктивному выводу и решении ситуации

«Опять ты обзываешься! То вчера Петю обозвал, то, помнишь, на прошлой неделе, как со мной разговаривал…»

«Сейчас ты ведёшь себя не совсем корректно».

6.

В центральном послании необходимо выделять то, что может быть важно для партнера, то, что поможет наладить взаимодействие, а не то, что дает разрядку коммуникатору, возможность не просто выплеснуть эмоции.

«Я тут целых пол часа распинаюсь! Ты меня не слушаешь! Как с тобой разговаривать можно!»

«Мне, конечно, не просто, но важно, чтобы мы друг друга выслушали»

7.

Для того чтобы у человека,

воспринимающего обратную связь была возможность осмыслить, понять и присвоить информацию, необходимо дозировать её, иначе большой поток только вызовет хаос и увеличит непонимание друг друга

Говорить сразу о многих аспектах взаимодействия, особенно эмоцио-нально значимых для получателя обратной связи – не эффективно.

Лучше сказать достаточно сжато и о главном.

8.

Стоит выбрать время и место трансляции обратной связи. Партнер должен быть в состоянии адекватно воспринимать всё, что ему хотят сказать. Если он занят другими важными для него делами, думает о предстоящей встрече или о том, что должно вскоре случиться - это затмит его восприятие возможно важной для него обратной связи.



«Да отвлекись ты, я хочу тебе сказать…»

«Когда закончишь свои дела, дай мне знать. Мне хотелось бы поговорить с тобой»

9.

Соблюдайте баланс между положительной и отрицательной оценкой. Начинать следует с «хорошего». При этом критика не должна перевешивать похвалу (помните, как кот Матроскин сказал: «поздравляю, Шарик, ты – балбес»). Помните, что неискренняя или беспричинная похвала приносит больше вреда, чем пользы. Использование похвалы как дальнейшей манипуляции обычно распознается собеседником и создает угрозу доверию.

«Ты конечно молодец, но у тебя много ошибок, плохой почерк и сложные формулировки».

«Ты действительно написал интересное сочинение. Единственное, над грамматикой следует ещё поработать».


Однако все перечисленные способы и приемы не приведут к положительным изменениям, если будут иметь разовый характер. Воспитательно-профилактическая деятельность не может ограничиваться лишь мерами индивидуального воздействия и коррекции, применяемыми непосредственно к несовершеннолетнему. Непоследовательность поведения родителей может привести к ухудшению поведения подростка. Прежде всего необходима организация системы развёрнутой деятельности, создающей жёсткие условия и определённый порядок действий и постоянный контроль. При условии последовательности, постепенности приобщения агрессивных подростков к различным видам социально признаваемой деятельности – трудовой, спортивной, художественной, организаторской и других, – важно соблюдать принципы общественной оценки, преемственности, чёткого построения этой деятельности. Терпение и внимание к подростку, его нуждам и потребностям, постоянная отработка навыков общения с окружающими - вот что поможет родителям наладить взаимоотношения с сыном или дочерью. Несвоевременное обнаружение начальных признаков отклоняющегося поведения и проблем в воспитании, препятствующих развитию ребёнка, приводит к быстрому переходу отклонений в хронические нарушения поведения.

Выводы по главе 3


Итоговая агрессивность по субшкалам методики Басса – Дарки позволила объективно оценить развитость агрессивности в различных ее проявлениях.

Взятая изолированно, сама по себе, в отрыве от личностного контекста, агрессивность вне зависимости от ее выраженности не способна объяснить причины и характер поведения субъекта в конкретной ситуации. В то же время повышенная агрессивность в совокупности с другими характеристиками межличностного взаимодействия, входящими в данный блок, может являться фактором, повышающим вероятность открытого проявления агрессии в конфликте

Для выявления взаимосвязи между уровнем агрессивности и социальным статусом индивида в подростковых группах была проведена социометрия. Сравнительный анализ средних значений агрессивности мальчиков и девочек с повышенным уровнем агрессивности показывает, что у мальчиков и девочек индекс агрессивности превосходит индекс враждебности. При этом индексы агрессивности мальчиков и девочек практически равны, а индекс враждебности девочек превалирует над индексом враждебности мальчиков. По отдельным шкалам агрессивности и враждебности значимые различия наблюдаются в раздражительности. Степень враждебности, обиды девочек превосходит степень враждебности, обиды у мальчиков. Так же степень выраженности подозрительности девочек превалирует над степенью выраженности подозрительности мальчиков.

По остальным шкалам различия незначительны. Таким образом, анализ средних значений агрессивности позволяет утверждать, что у этой категории испытуемых агрессивность более выражена, чем враждебность, при этом мальчики и девочки агрессивны практически одинаково, а враждебность больше у девочек. При этом девочки более обидчивы, подозрительны и раздражительны.

Вместе с тем наблюдается опосредованная физической агрессии положительная корреляционная связь индекса агрессивности с результатами проективной методики «Рисунок несуществующего животного». Следует отметить, что успеваемость отрицательно коррелирует с методикой «РНЖ». Данное обстоятельство позволяет утверждать: непосредственным и единственным психологическим коррелятом агрессивности у девочек с повышенным уровнем агрессивности является вербальная агрессия.

Таким образом, агрессивность у девочек с повышенным уровнем агрессивности следует корректировать посредством снижения вербальной агрессии. Прослеживаются следующие непосредственные положительные корреляционные связи на статистически значимом уровне между индексом враждебности, обидой и подозрительностью. Враждебность высоко коррелирует с подозрительностью и с обидой, т.е. чем выше обида и подозрительность, тем больше враждебность девочек с повышенным уровнем агрессивности. При этом индекс враждебности девочек превалирует над индексом враждебности у мальчиков, а индекс агрессивности превалирует у мальчиков. Таким образом, освобождая девочек с высоким уровнем агрессивности от чувства обиды и подозрительности, можно снизить уровень враждебности у них.

Анализ средних значений агрессивности подростков с нормальным уровнем агрессивности позволяет утверждать, что в норме у подростков индекс враждебности меньше индекса агрессивности, при этом девочки более подозрительны, а мальчики более склонны к физической агрессии. Степень выраженности физической агрессии мальчиков превосходит степень физической агрессии девочек. Прослеживаются связи между индексом агрессивности и вербальной агрессией, т.е. агрессивность мальчиков с пониженным уровнем агрессивности реализуется через вербальную агрессию. Данное обстоятельство наводит на мысль, что с целью снятия агрессивного напряжения у мальчиков необходимо продумать коррекционные упражнения, где есть возможность проявления вербальной агрессии, следовательно враждебность у мальчиков с повышенным уровнем агрессивности можно корректировать через снижение обиды, межличностной тревожности и подозрительности.

Коррекционная работа по профилактике отклоняющегося поведения подростка на начальных этапах подразумевает индивидуальную работу, являющуюся более эффективной. Параллельно, необходимо начинать работу с семьёй. После диагностики семейных отношений и степени их дисгармоничности должна следовать психокоррекционная работа как индивидуальная, так и групповая. Но основной акцент следует делать на индивидуальной работе с подростком.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.