РУБРИКИ |
Изучение детско-родительских отношений у подростков с умственной отсталостью |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Изучение детско-родительских отношений у подростков с умственной отсталостью(содержание упражнения см.приложение №2) Предложенные упражнения в содержание коррекционно-равзивающей программы, направленной на оптимизацию детско-родительских отношений у подростков с умственной отсталостью, охватывают основные формы контакта: зрительный, тактильный, слуховой, кинестетический. Это даёт возможность клиента достигнуть понимания на разных уровнях взаимодействия. В результате предложенных упражнений родитель и ребёнок постепенно начинают общаться на одном языке, понимать мысли, чувства и другие действия партнёра. Всё это гармонизирует отношения в семье, повышает самооценку подростка. Подросток с верой в себя, в свои возможности может достичь многого. Он становится более уравновешенным, доброжелательным, легче находит контакт с людьми. В школе это помогает подростку не только увереннее держаться на уроках, но и адекватно воспринимать учителя, его замечания. Данные упражнения можно использовать в контексте решения других задач, чередуя их с другими видами коррекционной или консультативной работы. В любом случае, гармонизация отношений поможет членам семьи быстрее достичь желаемого результата. ГЛАВА 3 Результаты и анализ результатов, полученных в ходе изучения детско-родительских отношений подростков с умственной отсталостью 3.1 Данные и результаты оценки внутрисемейных взаимоотношений, полученные с помощью теста «Кинетический рисунок семьи» Таня Расположение рисунка в центре листа указывает на нормальную, чувствующую себя безопасно личность. Сильно варьирующий нажим карандаша свидетельствует об эмоциональной лабильности. Отсутствие рук у автора рисунка указывает на нарушения общения. Семья изображена не в полном составе. Девочка изобразила только себя и бабушка. А в реальной семье проживает ещё и дедушка. Отсутствие данного члена семьи на рисунке может свидетельствовать о наличии конфликта между испытуемой и дедушкой, отсутствии эмоциональной связи между ними. Первой Таня изобразила бабушку, что указывает на большую значимость данного члена семьи для испытуемой. На рисунке между бабушкой и испытуемой изображена кухонная плита, что указывает на наличие конфликта между ними. Стирание и перерисовывание рук бабушки во время рисования также свидетельствует о напряжённом, конфликтном отношении к этому члену семьи. Большое количество мебели (плита, диван, стул) свидетельствуют о недостаточном эмоциональном общении в семье. Света Расположение рисунка в верхней части листа свидетельствует о повышенной самооценке. Семья изображена в полном составе – испытуемая, папа, мама, сестра, бабушка. Особо мелкое изображение сестры, сдвинутой на задний план, говорит о конкурентных отношениях между испытуемой и сестрой. При ответе на вопрос: «Кто чем занимается?» испытуемая сказала: «Я с папой и мамой, а сестра гуляет». Тем самым ещё раз доказывая подсознательное желание «вытеснить сестру» из семьи. Крупное изображение бабушки может говорить о её большой значимости в семье. Самым первым испытуемая изобразила папу и рядом с собой, что указывает на сильную эмоциональную связь между этими членами семьи. Отсутствие рта у матери может свидетельствовать о негативном отношении к ней испытуемой. Кристина Уменьшенный размер рисунка, расположенного в нижней части листа, указывает на низкую самооценку испытуемой. Семья изображена не в полном составе. В реальной семье, помимо испытуемой и бабушки, проживает дедушка. Но испытуемая его не изобразила, что свидетельствует о наличии конфликта между этими членами семьи, низкой эмоциональной связи. Бабушку испытуемая изобразила первой, что указывает на её значимость для испытуемой. Фигура и испытуемой и бабушки находятся близко друг к другу, что говорит о тесном эмоциональном контакте между ними. Саша Уменьшенный размер рисунка, расположенный в нижней части листа указывает на низкую самооценку. Семья изображена не в полном составе. На рисунке отсутствует мать. На вопрос: «Где мама?» девочка ответила: «Ушла в магазин». Всё это свидетельствует о наличии конфликта между мамой и испытуемой, низкой эмоциональной связи. Рядом с собой испытуемая изобразила бабушку – можно предположить, что между ними тесная эмоциональная связь. Особо мелкое изображение брата говорит о конкурентных отношениях между ним и испытуемой. Руки отца, дедушки и брата, спрятанные за спиной указывают на негативное отношение к этим членам семьи. Особенно тщательно прорисована сестра, испытуемая изобразила её второй – это может указывать на близкую эмоциональную связь между ними. Миша Увеличенный размер рисунка, стирания и исправления во время рисования могут свидетельствовать о гиперактивности, импульсивности, стрессовом состоянии. Штриховые линии указывают на тревожность как черту личности. Руки в карманах у автора рисунка говорят о негативизме или уходе от общения. Сигарета в зубах автора рисунка свидетельствует о негативизме, асоциальности испытуемого. Семья изображена в полном составе. Отсутствие рук у матери и отчима свидетельствует о негативном отношении к ним. Изображение зубов указывает на вербальную агрессию. Рома На рисунке изображена только мама, стоящая у плиты. В реальной семье испытуемого присутствуют отец, дедушка, бабушка и сестра. Всё это говорит о наличии конфликтных отношений испытуемого с отсутствующими членами семьи. Пустые глаза матери могут указывать на страх испытуемого перед ней. Испытуемый несколько раз пытался нарисовать себя, но в конце концов стёр своё изображение – это говорит о чувстве его отверженности в семье. Вася На рисунке изображены мама, брат, папа, бабушка, испытуемый. Первой испытуемый изобразил маму, что говорит о близкой эмоциональной связи между ней и испытуемым. Папа изображён со спины, а бабушка в профиль – всё это указывает на наличие конфликтных отношений данных членов семьи с испытуемым. Изображение бабушки сильным нажимом карандаша также свидетельствует о наличии конфликта. Большое количество мебели, других предметов – диван, телевизор, шкаф, кресло, мойка – всё это говорит о недостаточном эмоциональном общении в семье. 3.2 Данные и результаты оценки внутрисемейных отношений, полученные с помощью методики «Семейная социограмма» Таня В круге изобразила тётю, бабушку, дедушку, себя и двух друзей. Реальная семья испытуемый состоит из бабушки, дедушки и самого испытуемого. Наличие в кругу членов, официально не относящихся к семье указывает на неудовлетворительные потребности по отношению к данным лицам – в нашем случае – это тётя и два друга испытуемой. Размеры кружков, изображающих членов семьи, одинакового размера, что может сообщать нам о достаточной самооценке автора рисунка. Но в то же время все кружки изображены наверху круга маленького размера, в том числе и кружок испытуемой, что свидетельствует о сочетании низкой самооценки с высоким уровнем притязаний. Ближе всех в психологическом отношении, судя по рисунку, испытуемой дедушка, так как его она изобразила рядом с собой. Света В круге изобразила маму, папу, дедушку, крёстного, крёстную, бабушку, сестру, двоюродного брата, троюродного брата, двоюродную сестру, себя. Наличие в круге членов, официально не относящихся к семье указывает на неудовлетворительные потребности по отношению к данным лицам – крёстного, крёстной, двоюродным и троюродным братьям. Достаточно маленький размер кружков и их расположение в верхней части круга указывает на сочетание низкой самооценки с высоким уровнем притязаний. Кружок папы изображён сильным нажимом карандаша, что предположительно указывает на наличие тревоги испытуемой по отношению к отцу. Присутствие двоюродных и троюродных братьев и сестёр, крёстных между испытуемой и родителями указывает на переживание эмоциональной отверженности. Кристина В круге изобразила себя и бабушку. В реальной семье испытуемой проживает и дедушка, но она его не изобразила, что указывает нам на наличие бессознательных негативных чувств испытуемой к данному члену семьи или на конфликтные отношения с ним. Изображение своего кружка ближе к центру круга свидетельствует об эгоцентрической направленности испытуемой. Кружки, занимающую достаточно малую часть круга указывают на низкую самооценку испытуемой. Саша В круге изобразила маму, папу, бабушку, брата, дедушку, сестру, себя. Изображение кружков маленького размера в верхней части круга указывает на сочетание низкой самооценки с высоким уровнем притязаний. Самым большим по сравнению с остальными кружками кружок мамы, это может указывать на большую значимость её для испытуемой. Самым маленьким изображён брат, что говорит о малой значимость его для испытуемой. Себя испытуемая изобразила в стороне от членов семьи – это свидетельствует об эмоциональной отверженности или наличии конфликтных отношений в семье. Миша В круге изобразил себя, маму, отчима. Изображённые члены семьи присутствуют в реально семье испытуемого. Изображение кружков маленьких размеров в верхней части круга указывает на сочетание низкой самооценки с высоким уровнем притязаний. Самым первым и большим по сравнению с другими кружками изображён кружок испытуемого, что свидетельствует об эгоцентрической направленности личности. Ближе к кружку испытуемого изображена мама, что указывает на близкие психологические отношения матери и ребёнка. Кружки изображены в один ряд. Если провести мысленно горизонтальную линию по самому нижнему кружку, то кружок отчима «повисает в воздухе», а это, по мнению испытуемого, не имеет самостоятельной опоры в жизни. Вася В круге изобразил себя, брата, папу, маму. В реальной семье ребёнка проживает ещё и бабушка. Отсутствие её кружка указывает на наличие бессознательных негативных чувств к этому члену семьи, отсутствие эмоционального контакта с ней или конфликтного отношения. Кружки маленького размера, изображённые в верхней части круга указывают на сочетание низкой самооценки с высоким уровнем притязаний. Самым последним и немного в стороне от других кружков изображён кружок мамы, что может указывать на малую значимость матери для испытуемого или наличие конфликтной ситуацию. Рома В круге изобразил маму, папу, бабушку, дедушку, дядю, тётю, себя и сестру. Наличие в круге персонажей, официально, не относящихся к семье – дяди и тёти, указывает на неудовлетворительные потребности по отношению к данным лицам. Можно предположить, что субъект реализует желания в своей фантазии, в воображаемом общении с данными персонажами. Самым первым и самым большим изображён кружок матери, что свидетельствует о большей её значимости для испытуемого. В то же время кружок испытуемого изображён в стороне от других кружков, что может говорить о конфликтных отношениях в семье, переживании эмоциональной отверженности. Выше всех в круге изображены кружки мамы и папы. Они, по мнению испытуемого, обладают наибольшей властью в семье. А ниже всех изображён кружок сестры, что указывает на минимальную власть в семье испытуемого. Таким образом, проанализировав рисунки семьи, мы можем сказать, что, практически во всех семьях испытуемых, нарушены внутрисемейные отношения. 3.3Данные и результаты оценки внутрисемейных отношений, полученные с помощью методики Рене Жиля Качественный анализ. При анализе сведений о межличностных отношениях подростков с умственной отсталостью учитывались также условия семейной жизни каждого испытуемого. Анализ анамнестических данных позволил дифференцировать семьи испытуемых по структуре, как полные (наличие обоих родителей) и неполные (один из родителей). Все дети воспитываются в полных семьях. В двух семья, лицами заменяющими мать и отца детей, являются бабушка и дедушка. В процессе наблюдения за детьми и беседы с ними во время выполнения экспериментальных заданий было выявлено: для большинства детей в межличностном взаимодействии наиболее актуальными являются отношения c друзьями. На второе место по значимости для подростков с умственной отсталостью выступают межличностные отношения с учителями. Их показатель составляет в среднем 36,5% - средний уровень. Средний уровень отношений – 31,3% - у детей и с бабушками и дедушками. А вот показатель отношения к матери у подростков с умственной отсталостью довольно низкий – 28,5%. Это указывает на достаточно серьёзные нарушения взаимоотношений в системе ребёнок-мать. Ещё более нарушенными оказались взаимоотношений подростков с братьями и сёстрами, их показатель составил – 25%. И на последнем месте по значимости взаимоотношений выступили отношения умственно отсталых подростков с отцами. Их уровень значительно ниже среднего и составляет всего лишь 19%. Результаты, полученные с помощью данной методики, указывают на достаточно глубокие нарушения детско-родительских отношений у подростков с умственной отсталостью. Анализируя личностные особенности подростков с умственной отсталостью, можно сказать следующее: уровень любознательности детей данной категории высокий – 67%; показатель доминантности составляет 42%, что указывает на средний уровень; показательно общительности довольно высокий и составляет 79%; уровень социальной адекватности поведения средний – 53%; показатель закрытости ниже среднего – 22%. Количественный анализ. (бланки регистрации ответов см.приложение 3) Представлен в таблице 1. Таблица 1. Количественный анализ методики Р.Жиля
3.4 Данные и результаты оценки внутрисемейных отношений, полученные с помощью методики «Лесенка для детей» Количественная обработка:
Качественный анализ: 0 – 4 б. – низкий уровень привязанности 5 – 9 б. – средний уровень привязанности 10 – 14 б. – высокий уровень привязанности Анализируя полученные данные можно сделать следующие выводы: уровень привязанности к отцу и другим членам семьи у испытуемых на низком уровне, уровень привязанности к матери – на среднем. Лишь у одного испытуемого – Ромы – по результатам данной методики уровень привязанности к матери высокий, но уровень привязанности к отцу и другим членам семьи – низкий. У остальных испытуемых уровень привязанности к матери – средний. Только у одного испытуемого – Светы – уровень привязанности к отцу высокий. И у двух испытуемых – Саши и Васи – высокий уровень привязанности к другим членам семьи. Всё это свидетельствует о нарушенных детско-родительских отношений у подростков. 3.5 Данные и результаты оценки внутрисемейных отношений, полученные с помощью опросника родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столлин) Количественный анализ
Качественный анализ: Высокие баллы по первой шкале указывают на то, что родители воспринимают своих детей плохими, неприспособленными, неудачливыми. Им кажется, что дети не добьются успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родители испытывают к ребёнку злость, досаду, раздражение, обиду. Низкие баллы по шкале «кооперация» говорят о том, что родители мало заинтересованы в делах и планах детей, мало сочувствуют им, недооценивают его интеллектуальные и творческие способности, не испытывают чувства гордости за них. Они мало поощряют инициативу и самостоятельность детей, не стараются быть с ними на равных, не стараются встать на его точку зрения в спорных вопросах. Высокие баллы по шкале «симбиоз» свидетельствуют о том, что родители постоянно ощущают тревогу за детей. Дети таким родителям кажутся маленькими и беззащитными. Высокие баллы по шкале «гиперсоциализация» указывают на то, что родители требуют от детей безоговорочного послушания и дисциплины. Они не в состоянии встать на точку зрения детей. За проявления своеволия детей сурово наказывают. Достаточно высокие балы по шкале «маленький неудачник» говорят о том, что родители приписывают своим детям личную и социальную несостоятельность. Дети представляются им неприспособленными к жизни, открытыми для дурных влияний. Родители не доверяют детям, досадуют на его неуспешность и неумелость и в связи с этим стараются оградить его от трудностей в жизни и строго контролировать действия. Заключение Исследование детско-родительских отношений является чрезвычайно важным, так как они обеспечивают возможность позитивного изменения условий развития личности подростка. На данном этапе семья является одной из важнейших составляющих в развитии адекватной, интеллектуально, физически, эмоционально, морально и нравственно развитой личности. Если семья не оказывает необходимой поддержки в развитии в этот момент, то позднее влияние искажённых эмоциональных связей проявляется как в социальных отклонениях поведения ребёнка, так и в расстройствах личностного развития. Поэтому важно проводить своевременную работу с родителями, направленную на повышение уровня психолого-педагогической культуры, так как от него зависит возможность выбора родителями оптимальных детско-родительских отношений. Были намечены и решены следующие задачи: 1. Проанализирована психолого-педагогическую литературу по проблеме детско-родительских отношений у подростков с умственной отсталостью. 2. Составлена диагностическая программа, направленная на выявление 3. уровня детско-родительских отношений у подростков с умственной отсталостью. 4. Апробирована диагностическую программу, сформулированы выводы. 5. На основе изучения литературы составлена коррекционно-развивающую программу, направленная на оптимизацию детско-родительских отношений у подростков с умственной отсталостью. Таким образом, гипотеза о том, что для нормализации детско-родительских отношений у подростков с умственной отсталостью необходимо: 1) исследовать восприятие ребёнком внутрисемейных отношений; 2) выявить особенности оценки ребёнком его взаимоотношений с родителями; 3) изучить особенности родительской позиции к своему ребёнку; 4)на основе полученных данных составить коррекционно-развивающую программу, направленную на оптимизацию детско-родительских отношений у подростков с умственно отсталостью нашла своё подтверждение. А цель, направленная на изучение детско-родительских отношений и разработку коррекционно-развивающей программу на оптимизацию детско-родительских отношений у подростков с умственной отсталостью, была достигнута. Литература 1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении. – М.: «Ось-89», 2003. 2. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у подростков. –М.: АРКТИ, 2003. 3. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты.–М.:Владос, 2002. 4. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1973. 5. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков/Под ред. Бурменской Г.В, Захарова Е.И, Карабановой О.А. и др. –М.: Издательский центр «Академия», 2002. 6. Волковская Т.Н. Возможные способы организации и содержание работы с родителями в условиях коррекционного учреждения.//Дефектология.- 1994. – №4 7. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии// Собр. соч.: В 6 т. – М., 1983. Т. 4. 8. Гарбузов В.И., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение. – М.: Медицина, 1977. 9. Гордон Т. Повышение родительской эффективности/Популярная педагогика. – Екатеринбург: АРД ЛТД,1997. 10. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. Спб.: Издательство «Речь», 1995. 11. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности подростка: занятия, игры, упражнения. Спб.: Издательство «Речь», 2004. 12. Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2002. 13. Ковалев Г.А.О возможностях «активной» коррекции межличностных отношений // Семья и формирование личности. – М., 1981. 14. Лебединский В.В., Никольская О.С, Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. – М., 1985. 15. Леонтьев А.Н. Проблемы в развитии психики. – М.,1981. 16. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986. 17. Личко А.Э. Психопатии и акцентуация характера у детей и подростков. – Л., 1983. 18. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. –СПб.:Изд-во Речь.2002 19. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 20. Минияров В.М. Психология семейного воспитания.–Москва-Воронеж.: Изд-во НПО МОДЭК,2000. 21. Никулина В.Д. Рекомендации по психокоррекционной работе с семьями, воспитывающими проблемного ребенка // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2002, №4. 22. Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. – М.: Изд-во «ГНОМ и Д», 2002. 23. Программы внутрисемейной работы с проблемной семьёй. – М.: «Копи Принт»,2009. 24. Разина Н.Р. Опыт исследования структуры и динамики родительских отношений.// Вопросы психологии. – 2000. -№5. 25. Райгородский Д.Я. (ред.-сост.) Практическая психодиагностика. – Самара: Изд. дом «БАХРАХ-М»,2003 26. Рождественская Н.А., Разумова А.В. Негармоничные стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей.//Вестник Московского Университета. Психология. – 2002.- №2 27. Романова Е.С., Потёмкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М., 1992 28. Савина Е.А., Чарова О.Б. Особенности материнских установок по отношению к детям с нарушениями в развитии.// Вопросы психологии. – 2002. -№6 29. Семья в психологической консультации: опыт и проблемы психологического консультирования./Под ред. А.А.Бодалёва.–М.:Педагогика,1989 30. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 31. Слободник Н.П., Худенко Е.Д., Поташова И.И. Программа диагностики детско-родительских отношений в семьях несовершеннолетних «группы риска»: Метод.сборник – М.,2008 32. Ткачёва В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений: мама, папа, я – дружная семья. Практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений. – М.: Изд-во «ГНОМ и Д», 2000. 33. Ткачёва В.В. Консультирование семьи, воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии// журнал Обучение и воспитание детей с нарушениями в развитии.- 2004.-№2 34. Ткачёва В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии: Практикум по формированию адекватных отношений. – М.: Гном -Пресс, 1999 35. Фромм М. Азбука для родителей. – Л., 1991. 36. Фромм Э. Психоанализ и этика. – М.: Республика,1993. 37. Хорош С.М. Влияние позиции родителей на раннее развитие ребенка / Дефектология. – 1991. – №3. 38. Чарова О.Б. Коррекция внутрисемейных отношений – важнейший фактор развития и формирования личности ребёнка: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Арзамас, 1997. 39. Шипицина Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – «Детство-ПРЕСС», 2003. 40. Эйдемиллер Э.Г. Воспитание родителей. Концепции, направления и перспективы. – М.: Просвещение.1993. 41. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. – М. – Спб.: Фолиум, 1996. ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Текст опросника родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин) 1. Я всегда сочувствую своему ребёнку 2. Я считаю своим долгом знать всё, что думает мой ребёнок. 3. Я уважаю своего ребёнка. 4. Мне кажется, что поведение моего ребёнка значительно отклоняется от нормы. 5. Нужно подольше держать ребёнка в стороне от реальных проблем, если они его травмируют. 6. Я испытываю к ребёнку чувство расположения. 7. Хорошие родители ограждают ребёнка от трудностей жизни. 8. Мой ребёнок часто неприятен мне. 9. Я всегда стараюсь помочь своему ребёнку. 10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребёнку приносит ему большую пользу. 11. Я испытываю досаду по отношению к моему ребёнку. 12. Мой ребёнок ничего не добьётся в жизни. 13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребёнком. 14. Мой ребёнок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят. 15. Для своего возраста мой ребёнок немножко незрелый. 16. Мой ребёнок ведёт себя плохо специально, чтобы досадить мне. 17. Мой ребёнок впитывает в себя всё дурное, как губка. 18. Моего ребёнка трудно научить хорошим манерам при всём старании. 19. Ребёнка следует держать в жёстких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек. 20. Люблю, когда друзья моего ребёнка приходят к нам в дом. 21. Я принимаю участие в своём ребёнке. 22. К моему ребёнку «липнет» всё дурное. 23. Мой ребёнок не добьётся в жизни успеха. 24. Когда в компании знакомых людей говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребёнок не такой умный и способный, как мне хотелось бы. 25. Я жалею своего ребёнка. 26. Когда я сравниваю своего ребёнка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям. 27. Я с удовольствием провожу с ребёнком всё свободное время. 28. Я часто жалею, что мой ребёнок растёт и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким. 29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребёнку. 30. Я мечтаю, чтобы мой ребёнок достиг всего того, что мне не удалось в жизни. 31. Родители должны приспосабливаться к ребёнку, а не только требовать этого от него. 32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребёнка. 33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребёнка. 34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребёнка. 35. В конфликте с ребёнком я часто могу признать, что он по-своему прав. 36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться. 37. Я всегда считаюсь со своим ребёнком. 38. Я испытываю к ребёнку дружеские чувства. 39. Основная причина капризов моего ребёнка – эгоизм, упрямство, лень. 40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребёнком. 41. Самое главное, чтобы у ребёнка было спокойное и беззаботное детство, всё остальное приложиться. 42. Иногда мне кажется, что мой ребёнок не способен ни на что хорошее. 43. Я разделяю увлечения своего ребёнка. 44. Мой ребёнок может вывести из себя кого угодно. 45. Я понимаю огорчения моего ребёнка. 46. Мой ребёнок часто раздражает меня. 47. Воспитание ребёнка – сплошная нервотрёпка. 48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер. 49. Я не доверяю своему ребёнку. 50. За строгое воспитание дети благодарят потом. 51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребёнка. 52. У моего ребёнка больше недостатков, чем достоинств. 53. Я разделяю интересы моего ребёнка. 54. Мой ребёнок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так. 55. Мой ребёнок вырастет неприспособленным человеком. 56. Мой ребёнок нравится мне таким, какой он есть. 57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребёнка. 58. Нередко я восхищаюсь своим ребёнком. 59. Ребёнок не должен иметь секретов от своих родителей. 60. Я невысокого мнения о способностях моего ребёнка и не скрываю этого от него. 61. Очень желательно, чтобы ребёнок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям. ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Регистрационный лист к методике исследование межличностных отношений (по Р.Жилю). Ф.И. ребёнка: Таня И. Возраст:13лет
Ф.И. ребёнка: Рома Т. Возраст: 13 лет
|
|
© 2010 |
|