РУБРИКИ |
Изучение готовности ребенка к школьному обучению |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Изучение готовности ребенка к школьному обучениюКак видно из таблицы 6: 2 чел – высокий уровень; 10 чел – средний уровень; 8 чел – низкий уровень. Методика 8. Диагностика памяти. Слуховая память изучается с помощью методика «10 слов» (Приложение 9). Методика 9. Зрительная память. Использование методики Д. Векслера (Приложение 10). Полученные результаты. Таблица 7.
Как видно из таблицы 7: Зрительная память: 7 чел – высокий уровень; 12 чел – средний уровень; 1 чел – низкий уровень. Слуховая память: 6 чел – высокий уровень; 10 чел – средний уровень. 4 чел – низкий уровень; Результат исследования представлен в диаграмме: Диагностика готовности к школе. С целью статистического подтверждения полученных данных нами были использованы следующие методы: выборочное среднее значение, представляющее собой среднюю оценку изучаемого в эксперименте психологического качества, а также были найдены дисперсионные характеристики наших полученных данных, которые позволяют сделать нам вывод, насколько частные значения отклоняются от средней величины в данной выборке. Чем выше дисперсионные значения, полученные нами, тем больше отклонения или разброс данных. Также нами был проведен корреляционный анализ полученных данных, который позволяет судить о наличие существенной взаимосвязи между двумя массивами данных. В частности мы использовали метод линейной корреляции, позволяющий установить прямые связи между переменными величинами по их абсолютным значениям. В результате проведенного статистического исследования были получены следующие данные. Таблица. Выборочное среднее значение и данные дисперсии
1- степень психосоциальной зрелости 2- школьная зрелость 3- уровень умственной работоспособности по корректурным пробам 4- уровень восприятия 5- зрительное восприятие «Назови фигуры» 6- слуховое восприятие «Назови фигуры» 7- уровень развития наблюдательности 8- зрительная память по методики Векслера 9- Слуховая память по методике Векслера Из данных таблицы видно, что наиболее ярко выраженные отличия по дисперсионным данным наблюдаются по следующим параметрам: 1, 4, 3, 5, 8. Данные линейной корреляции можно представить в виде следующей таблице. Таблица. Данные линейной корреляции
1- степень психосоциальной зрелости 2- школьная зрелость 3- уровень умственной работоспособности по корректурным пробам 4- уровень восприятия 5- зрительное восприятие «Назови фигуры» 6- слуховое восприятие «Назови фигуры» 7- уровень развития наблюдательности 8- зрительная память по методики Векслера 9- Слуховая память по методике Векслера Из приведенных выше данных видно, что наиболее сильные взаимосвязи существуют между следующими параметрами: 1-4, 2-3, 2-5, 2-7, 3-4, 3-6, 3-8, 4-5, 5-7, 6-8 – уровень значимости для всех значений одинаков и равен Р=0,001. Это говорит о взаимозависимости этих параметров друг от друга, т.е. наличие одного параметра у ребенка может служить предпосылкой формирования другого и наоборот. Т.к данные корреляционного анализа являются положительными, то и взаимосвязь между зависимыми параметрами является прямопропорциональной. Данные корреляционного анализа представлены в виде корреляционной плеяды в приложении № 11. Исходя из данных, полученных с помощью методов математической обработки можно увидеть, что результаты и выводы дипломной работы нашли подтверждение в методах математической обработки данных. 2.2 Психокоррекционная работа со школьниками на этапе адаптации Коррекционная программа для младших школьников подготовлена кандидатом психологических наук Н.Л. Васильевой. Цель: преодоление интеллектуальных трудностей при обучении в школе, развитие творческого потенциала каждого ученика. В группу вошли дети с низкими показателями произвольности, форсированности учебных действий и тонкой моторики руки. Занятия проводились 2 раза в неделю по 45-50 мин. Каждое занятие было просвещенно развитию различных психических процессов и организовывались по традиционной для всей программы схеме: ритуал приветствия, рефлексия, основная часть рефлексия, ритуал прощания. Начиналось занятие куплетом песни, которая выбиралась ребятами по своему настроению и или общим рукопожатием с пожеланием всем здоровья и добра. Как правило им не составляло труда вспомнить предыдущее занятие и свои впечатления о различных играх. Общее отношение детей к занятиям менялось. В начале они охотно бежали в кабинет, не спрашивая о предстоящем занятии, а затем – стали интересоваться содержанием. Если не предполагалось проведение полюбившихся им упражнений, шли с неохотой. В такие дни приходилось прилагать дополнительные усилия для повышения их заинтересованности (это и включение в программу понравившихся игр, и вручение медалек «Самая серьёзная», «Самая догадливая», и др.) Из упражнения на развитие внимания особенно понравилось «Живая картина» во время занятий на развитие мышления удивление вызывало задание перечислить возможные виды использования кирпича. К концу занятий дети стали гораздо быстрее принимать условия работ, повышалась их внимательность, о чём свидетельствует доброта и правильность выполнения достаточно сложных заданий. В программе цикла «Развивающие игры» представлено 12 занятий. Каждое занятие нацелено на преимущественную тренировку одного из психических процессов. Занятие 1. Знакомство. Цель занятия: Создание атмосферы психологической безопасности, сплочённости группы. 1. Знакомство. Каждый участник по кругу называет своё имя. Второй круг проводится с повторение трех имен: имени соседа справа, своего имени и имени соседа слева. 2. Путаница 3. Коррекционная проба 4. Совместный рисунок 5. Колечко 6. Письмо Занятие 2. Внимание. Цель занятия: тренировка произвольного внимания, продолжение работынад сплочением группы. 1. Повторение имен по кругу. Бросать мяч любимому участнику называя его имя. 2. Слушать тишину. 3. Корректурная проба. 4. Синтез слов из звуков. 5. Живая фотография. 6. Слова – невидимки. 7. Путаница. Занятие 3. Память. Цель занятия: тренировка произвольного компонента слуховой, зрительной и моторной памяти. 1. Корректурная проба. 2. Жил – был – кот. 3. Передача воображаемого предмета. 4. Живая фотография. 5. Слова – невидимки. 6. Птица – дверь – рыба. Занятие 4. Дивергентное мышление. Цель занятия: тренировка способности творчески мыслить, давать собственные ответы на неоднозначные вопросы. 1. Корректурная проба. 2. Слова с заданной буквой. 3. Составление предложений. 4. Установление причинно-следственных связей. 5. Дорисовать рисунок. 6. Совместная история. 7. Письмо. Занятие 5. Воображение. Цель занятия: тренировка способностей фантазировать, креативных способностей. 1. Корректурная проба. 2. Внутренний мультфильм. 3. Нарисовать увиденное. 4. Перечислить все возможные виды использования кирпича. 5. Закончить «Колобок» иначе. 6. На что похожи пятна чернил? Занятие 6. Конвергентное мышление. Цель занятия: тренировка способности мыслить логически, приучение к стандартным мыслительным операциям.1. Корректурная проба. 2. Закончить ряд цифр. 3. Исключение 4-го лишнего. 4. Слова – невидимки. 5. Выявление соотношений. 6. Зеркало. Занятие 7. Коммуникативные навыки. Цель занятия: тренировка способности к совместной деятельности, сотрудничеству. 1. Корректурная проба. 2. Ручеек. 3. Заколдованные. 4. Слова с заданной буквой. 5. Совместный рисунок 6. Тропинка. 7. Письмо. Занятие 8. Дивергентное мышление. Цель занятия: тренировка способности творчески и самостоятельно мыслить, давать собственные ответы на неоднозначные вопросы. 1. Корректурная проба. 2. Бег ассоциаций. 3. Составить предложение. 4. Упражнение. 5. Решение задач на спичках. 6. Упражнение. 7. Отгадать предмет по спичкам. Занятие 9. Внимание. Цель занятия: тренировка произвольного внимания, продолжение работы над развитием способностей взаимодействовать1. Корректурная проба. 2. Что изменилось в классе. 3. Синтез слов и звуков. 4. Запретное движение. 5. Слова – невидимки. 6. Счет по команде. 7. Колечко. Занятие 10. Память. Цель занятия: тренировка произвольного компонента различных видов памяти. Занятие 11. Воображение. Цель занятия: тренировка способностей фантазировать, творческих способностей. 1. Корректурная проба. 2. Внутренний мультфильм. 3. На что похожи облака? 4. Совместная история из предложений. 5. Придумать задания для этой истории. 6. Рисовать свое настроение в цветах. Занятие 12. Заключение. Цель занятия: Закрепление положительно окрашенного эмоционального отношения к интеллектуальной деятельности и к взаимодействию к группе сверстников. 1. Корректурная проба. 2. Слова – невидимки. 3. Бег ассоциаций. 4. Письмо. 5. Путаница. 6. Комплименты. ЗАКЛЮЧЕНИЕ «Готовность ребёнка к школе», - понятие комплексное, многогранное и охватывает все сферы жизни ребёнка. Это необходимый и достаточный уровень психологического развития ребёнка для освоения школьной программы в условиях обучения сверстников. Основными компонентами готовности ребёнка к школе являются - личностная (мотивационная) и интеллектуальная готовность к школе. Оба аспекта важны как для того чтобы учебная деятельность ребёнка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, без болезненного вхождения в новую систему отношений. Психологическая готовность к школьному обучению определяется, прежде всего, для выявления детей, неготовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающую работу, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации. Развивающую работу с нуждающимися в ней детьми целесообразно проводить в группах развития. В этих группах реализуется развивающая психику ребят программа. Не ставятся специальной задачи научить детей считать, писать, читать. Главная задача – довести психологическое развитие ребёнка до уровня готовности к школе. Основной акцент в группе развития делается на мотивационное и развитие ребёнка, а именно развитие познавательного интереса и учебной мотивации. Задача взрослого сначала пробудить у ребёнка желание научится чему - то новому, а уже затем начать работу по развитию высших психологических функций. Исходя, из вышесказанного можно сделать вывод: подготовка ребёнка к школе является одной из важных задач обучения воспитания, её решения в единстве с другими задачами дошкольного образования позволяет обеспечить целостное гармоническое развитие личности каждого ребёнка. БИБЛИОГРАФИЯ 1. Азарова Т.В. Развивающая работа психолога на этапе адаптации детей в школе./ Т.В. Азарова., М.р,Битянова. – М.: Мир психологии, 1996. – 125с. 2. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте дети./ Ш.А. Амонашвили. – М.: Просвещение, 1983. – 320с. 3. Андрющенко Т.Ю. коррекция психологического развития младших школьников на этапе обучения./ Т.Ю. Андрющенко., Н.В. Карабекова //Вопросы психологии. – 1993. №1 –С.18-23. 4. Ануфриев А.Ф. Как преодалеть трудности в обучении детей./ А.Ф.Ануфриев, С.Н.Костромина. – М.: Просвещение, 1998 – 340с. 5. Битянова М.Р. Работа психолога в начальной школе./ М.Р. Битякова., Т.В. Азарова., Е.И. Афанасьева и др. - М.: Генезис, 2001. – 347с. 6. Блонский П.П. Психология младшего школьника./ П.П. Блонский, - М.: Просвещение, 1997 – 285с. 7. Варга А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения // Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. –М.: Сфера, 1989 –304с. 8. Венгер А.Л. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста: для школьных психологов. /А.Л. Венгер., Г.А. Цукерман. –Томск.: Знание, 1993 –218с. 9. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6т. – М.: 1984. Г4. 10. Гильбух З.В. Методика распределения первоклассников по классам. /З.В. Гильбух., С.Л. Коробко., Л.И.Андрющенко. –Киев.: Наука, 1998 –105с. 11. Гуревич К.М. Психологическая диагностика. / К.М. Гуревич, Е.М.Борисова.–М.: НПО, «МОДЭК».,2001 –367с. 12. Гуревич К.М. Психологическая коррекция. / К.М. Гуревич, И.В.Дубровина.–М.: Просвещение 1991 –217с. 13. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. / Н.И. Гуткина. –М.: Просвещение, 1996-265с. 14. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. /В.В.Давыдов. –М.: знание, 1994 –308с. 15. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога./ И.В. Дубровина- М.: Просвещение, 1991-217 с. 16. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба./ И.В.Дубровина- М.: Просвещение, 1991-395с. 17. Дащицына З.В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе разноуровневой дифференциации. /З.В. Дащицена. - М: Сфера,1998-107с. 18. Елфимова Н.В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников./Н.В.-М.:1991-295с. 19. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика./ К. Ингенкамп.-М.:Владос,1991-215с. 20. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка./ О.А.Карабанова. – М.: Знание, 1997 – 187с. 21. Коломинский Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста./Я.Л. Коломинский, Е.А.Панько. - М.: Просвещение., 1998- 252с. 22. Козырева Е.А. Программа психологического сопровождения, их учителей и родителей с 1 по 11 класс./Е.А. Козырева. –М.: Сфера, 1997-471с. 23. Кочубей Б.И. Эмоциональная устойчивость школьников./ Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова. - М.: Сфера, 1991-398с. 24. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе./Е.Е. Кравцова. –М.: Сфера, 1995-153с. 25. Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении./Н.Г.Лусканова. - М.: Мысль,1993-250с. 26. МарковаА.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте./ А.К. Маркова.-М.: Сфера.,1993-220с. 27. Матвеева Л.А. Развитие свойств субъекта учебной деятельности в младшем школьном возрасти. /Л.А.Матвеева.-Л.:Наука,1991-124с. 28. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников./ М.В.Матюхина. –М.: Просвещение.,1996-135с. 29. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи./ З.А.Михайлова. –М.:Владос.,1998-56с. 30. Мухина В.С. Детская психология./ В.С.Мухина - М.: Просвещение, 1996г-420с. 31. Мухина В.С. Психология детства и отрочества /В.С.Мухина. - М.: Институт практической психологии,1998-216с. 32. Немов Р.С. Психология. В 3т.- М.: Владос,2001-651с. 33. Нижегородцева Н.В. Развитие познавательных процессов и личности в старшем дошкольном возрасте./ Н.В.Нижегородцева.- Ярославль,: Академия развития.,1996-308с. 34. Нижегородцева Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе./Н.В.Нижегородцева.,В.Д.Шадриков.-М.:Владос.,2002-258с. 35. Общая психология./Под. Ред. В.В.Богословского., А.Г.Ковалёва/.Спб.: Сфера.,1989-345с. 36. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста./ Под. Ред. Б.Д.Эльконина, А.Л. Венгера. – М.: 1988 – 260с. 37. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе./Р.В.Овчарова.- М.: Сфера,1999-235с. 38. Петровский В.А. Учимся общаться с ребенком./В.А.Петровский., А.М. Виноградова., Л.М.Кларина и др.-М.:Мысль.,1993-347с. 39. Психология развивающейся личности./ Под ред.В.В.Давыдова.-М.:Просвещение.,1990-396с 40. Психологическое развитие младших школьников./ Под ред. В.В.Давыдова.- М.:Просвещение.,1990-402с. 41. Руководство практического психолога: готовность к школе: развивающие программы. М.: Знание, 1998 – 195с. 42. Самоукина Н.В. Игровые методы в обучении и воспитании./Н.В.Самоукина. –М.: Генезис, 1992-106с. 43. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. /Л.Ф. Тихомирова. - Ярославль.: Академия развития 1996г-354с. 44. Фридман Л.М. Психологический справочник учителя./Л.М.Фридман., И.Ю.Кулагина.-М: Знание..1993-67с. 45. ЦукерманГ.А. Какая теория нужна школьной психологии? / Вопросы психологии.-1993-№1- с 17. 46. Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей. /Л.В. Черемошкина. – Ярославль.: Популярное пособие для родителей и педагогов., - 200с. 47. Шадриков В.Д. Деятельность и способности /В.Д. Шадриков.-М.: Просвещение.,1994-138с. 48. Шмакова С. От игры к самовоспитанию: сборник игр- коррекции /С. Шмакова, Н.Безбородова- М.: Знание..1993-85с. 49. Эльконин Б.Д. Возрастные и индивидуальные особенности, младших школьников. /В.Д.Эльконин, Т.В. Драгунова. –М.: Просвещение 1981-210с. 50. Эльконин Б.Д. Детская психология. /Б.Д.Эльконин. –М.: Просвещение 1989-320с. 51. Эльконин Б.Д. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей. /В.Д.Эльконин. –М.: Просвещение 1989-190с. Приложения. Приложение 1.Развивающий материал для занятий. Устойчивость внимания. Устранение импульсивности.1. «Слушаем тишину»В течении 3 минут все слушают тишину. За этим следует обсуждение: кто, что услышал и в каком порядке. 2. «Минутка» Ведущий просит детей внутренне измерить время, равное 1 минуте. Когда внутренняя минутка пройдет, каждый поднимает руку. Ведущий с помощью секундомера измеряет реальное время и записывает степень несовпадения каждого ответа. Это упражнение помимо тренировки внимания, представляет собой и хороший диагностический метод исследования внутреннего темпа ребенка. Объем внимания. 3. «Что изменилось» Упражнение имеет несколько вариантов. - Что изменилось в классе по сравнению с предыдущим занятием (уроком, днем)? - Что изменилось в круге? Если участники занятия сидят в круге, то можно использовать этот вариант. Водящий закрывает глаза или отворачивается. Ведущий молча (жестами) просит поменяться местами любых участников занятия, затем водящий должен восстановить первоначальную картину круга. 4. «Живая картина» Ведущий (или кто-то из детей) организует участников (от двух до всех) в любую группу. Живая картина может иметь сюжет, а может не иметь его. Участники замирают в заданной позе. Входящий в течение 30 секунд рассматривает эту скульптурную группу, затем отворачивается. В картину вносится оговоренное количество изменений. Задача входящего – восстановить первоначальную картину. Концентрация (интенсивность) внимания. 5. Слова невидимки. Ведущий пишет на доске (или на стене, или в воздухе) пальцем слово по одной букве. Дети записывают буквы по мере их изображения на бумаге или пытаются их запомнить. Затем обсуждается, какое слово получилось у каждого. Ведущий может привлечь кого-нибудь из детей к изображению слова. В этом случае он показывает одну за другой карточки с написанными на них буквами учащемуся, которые он воспроизводит пальцем на доске. Количество повторений заранее оговаривается (от двух до трех на первых занятиях до одного по мере привыкания), постепенно увеличивается и темп упражнения. 6. Синтез слов из звуков. Входящий произносит слово, но не слитно (мяч), а по отдельным звукам (м – я - ч, к – о – р – о – в - а). Дети синтезируют эти звуки в слово. Два параметра, которые регулируют сложность упражнения - длина слова и темп произнесения звуков. По мере усвоения дети сами загадывают слова из звуков (пластилин) 7. Счет по командам. Группа делится на две команды. Заранее оговаривается порядок цифр (в пределах 10 и т.д.) и используемые арифметические операции (+; -; ·). Затем дети первой команды называют по очереди цифры, ведущий, или кто-то из детей называют арифметические действия. Дети второй команды следят за этим рядом и в уме производят операции. Затем команды меняются местами. Выигрывает команда, у которой больше правильных ответов. Переключение внимания. 8. Корректурная проба. Для этого упражнения можно использовать специальные таблицы, но вполне подходят и старые журналы. В течение следующих 5 минут дети меняются журналами и проверяют, нет ли ошибок. Ошибкой считается каждая пропущенная буква, проверка самими детьми обеспечивает концентрацию внимания еще на 5 минут, т.е. тоже является тренингом внимания. Педагогу следует обратить внимание на индивидуальные особенности и темп каждого ребенка при выполнении корректурной пробы. Один ребенок работает в быстром темпе, просматривает большой кусок текста, однако, и ошибок у него много. Другой делает все без единой ошибки, но медленно и мало по объему. В зависимости от выявленных особенностей деятельности каждый ребенок получает рекомендации по совершенствованию стиля работы. Распределение внимания. 9. Одновременно читать простое стихотворение и решать простые арифметические примеры. Объем памяти. 10. Восстановить пропущенное слово. Читается ряд из 5-7 слов, не связанных между собой по смыслу, например: сахар – пуля – ящик – рыба – танец - груша. Затем ряд читается не полностью, одно из слов пропускается. Дети должны восстановить пропущенное слово (а в дальнейшем – и его место в ряду). В третий раз пропускается другое слово. На четвертый раз можно попросить детей восстановить весь ряд полностью, без сохранения очередности слов или по порядку. Точность памяти. 11. «Жил-был кот…» Упражнение заключается в составлении ряда определений к существительному. Каждый из участников повторяет весь предыдущий ряд, добавляя в конце свое определение. Например, «Это был красивый кот…» «Это был красивый пушистый кот…» «Это был красивый, пушистый кот с зелеными глазами…» Могут быть использованы разные варианты, например, «Бабушка, испекла пирог. Это был…» 12. Составление историй. а) Из отдельных слов. Каждый из участников говорит по очереди по одному любому слову так, чтобы в результате получалась общая история. Перед тем как назвать свое слово, необходимо повторить все сказанные ранее слова. б) Из предложений. Упражнение аналогично предыдущему, разница заключается в том, что каждый участник говорит целое предложение, а не одно слово. Непременное условие повторение предыдущего ряда. 13. Птица – зверь – рыба. Ведущий в случайном порядке предлагает каждому участнику одно из трех слов. Участник должен в ответ припомнить представителя того или иного вида. Повторять ранее названное нельзя. Пример: птица – снегирь, рыба – лещ, зверь – медведь и т.д. 14. Передача воображаемого предмета. Ведущий задает какой-либо предмет, показывая действия, совершаемые с ним (например, гладит котенка, играет в мяч). Вслух предмет не называется, показываются только действия. Предмет передается по кругу, и каждый должен догадаться, что ему передали, или постараться почувствовать (пушистого белого котенка, упругий мяч) или что-то сделать с этим предметом и передать его другому. Наблюдая за другими участниками, дети постепенно приобретают все большую уверенность в том, какой же предмет они передают. Кроме того, это упражнение хорошо тренирует образную и тактильную память. В более сложном варианте каждый передает свой предмет. Следующий участник угадывает, что он получил. Способы развития диверянтного мышления. Беглость мышления. 15. Придумать слова с заданной буквой. а) Начинающиеся на букву «а»; б) Оканчивающиеся на букву «т»; в) В котором третье от начала буквы «с»; 16. Перечислить объекты с заданным признаком: а) Красного (белого, зеленого и т.д.) цвета; б) Круглой формы. Гибкость мышления. 17. Перечислить все возможные виды использования кирпича – за 8 минут. Если ответы детей будут примерно такими: строительство дома, амбара, гаража, школы, камина – это будет свидетельствовать о хорошей беглости мышления, но недостаточной его гибкости, так как все перечисленные способы использования кирпича принадлежат к одному классу. Если же ребенок скажет, что с помощью кирпича можно придерживать дверь, сделать груз из бумаги, заколотить гвоздь или сделать красную пудру, то он получит, помимо высокого балла по беглости мышления, еще и высокий балл по непосредственной гибкости мышления: этот испытуемый быстро переходит от одного класса к другому. Беглость ассоциаций. 18. Перечислить слова со значением «хороший» и слова со значением, противоположным слову «твердый». 19. Дается четыре не больших числа. Спрашивается, какие аритмические действия можно с ними провести, чтобы в итоге получить, например (4+4; 3+4; 3+4+1; 2+3+4-1). 20. Бег ассоциаций. Первый участник называет слово. Второй участник добавляет свое слово. Третий участник придумывает предложение, включающие два названых слова. Предложение должно иметь смысл. Затем он придумывает новое слово, а следующий участник пытается связать второе и третье слово в предложении и т.д. Задача заключается в постепенном увеличении выполнения упражнений. Например: дерево, свет. «Забравшись на дерево, я увидел невдалеке свет из окна сторожки лесничего. 21. Беглость выражений. Даются начальные буквы (например, В – С – Е –П), каждая из которых представляет собой начало слов в предложении. Нужно образовать различные предложения, например: «Всей семьей ели пирог». Легкость приспособления. 22. Решение задач на спичках. Способность к установлению причинно – следственных связей. 23. Детям предлагается начало фразы. Нужно продолжить эту фразу словами «из-за того что …», «потому что …». Сегодня я очень замерз, потому что: … на улице мороз. … долго гулял. У мамы хорошее настроение, потому что … т.д. Способы развития конвергентного мышления. Способность понимания элементов. 24. Угадать предмет или животное по его признакам. Дети задумывают предмет в отсутствие водящего и затем по очереди перечисляют его признаки: цвет, форму, возможное использование или место обитания (для животных) и т.д. По этим признакам водящий указывает задуманный объект. 25. Установление отношений. Слева дано соотношение двух понятий. Из ряда слов справа одно так, чтобы оно образовало аналогичное соотношение с верхним словом. Школа Больница Обучение Доктор, ученик, учреждение, лечение, больной. Песня Картина Глухой Хромой, слепой, художник, рисунок, больной. Нож Стол Сталь Вилка, дерево, стул, пища, скатерть. 26. Исключение 4 –го лишнего. Выделение существенных признаков. Предлагается группы слов, три из которых объединены существенным признаком, а четвертое слово оказывается лишним, не подходящим по смыслу. Например, грузовик, электричка, автобус, трамвай – транспорт. 27. Дедукция. Предлагаются осмысленные задачи типа: Иван моложе Сергея. Иван старше Олега. Кто старше: Сергей или Олег? 28. Обобщения. Назвать одним словом предметы, например: Вилка, ложка, нож – это… Дождь, снег, мороз – это… Воображение. 29. Внутренний мультфильм. Ведущий рассказывает начало истории, а затем прерывает ее. Например: «Вы идете по дороге и видите впереди стены незнакомого волшебного города. Вы заходите в городские ворота и …»; или «Вы идете на прогулку в лес. Светит солнце, дует легкий ветерок. Вы выходите на опушку леса и …». Дети представляют продолжение истории. Можно использовать как отдельное упражнение. 30. Дорисовать рисунки. Предъявляются контуры элементов предметных изображений, например силуэт дерева с одной веткой, кружок – голова с ушами, простые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Детей просят дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка. Имеет значение степень оригинальности, необычности созданного ребенком изображения (отсутствие повторов из рисунков других детей) и свобода в использовании заданных элементов для создания образа воображения (например, фигура выступает не как основная часть картинки, а включается как один из второстепенных элементов в созданный ребенком образ: треугольник уже не крыша дома, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картинку). Коммуникативные навыки. 31. Ручеёк. В произвольном порядке разбиться на пары, например, вписать в пару с тем, кто сейчас рядом. Пары располагаются друг за другом, взявшись за руки, подняв сомкнутые руки вверх, как бы образуя крышу. Водящий проходит под сомкнутыми руками и выбирает себе партнера. Новая пара становится сзади, а освободившийся участник заходит в ручеек и ищет себе пару и т.д. По сути, эта игра представляет собой социометрическую процедуру и оказывается эмоционально значимой для каждого участника. 32. Путаница. Выбирается водящий. Остальные участники, взявшись за руки, образуют круг. Водящий отворачивается, а остальные участники начинают «запутываться», меняя свое положение в круге, но не размыкая рук. Водящему нужно распутать получившуюся фигуру, вернув каждого в первоначальное положение, в круг. 33. Совместный рисунок. а) Каждый участник по очереди или на листке бумаги какую-нибудь линию, имеющую отношение к предыдущим. В результате получается общий рисунок. Участники обсуждают, что у них получилось. Можно всем вместе придумать название рисунку или имя, если это персонаж. б) Игру можно проводить по командам. В этом варианте вводится параметр времени. Приложение 2Методика 1. Степень психосоциальной зрелости (тестовая беседа, подложенная С.А. Банковым). Вопросы для обследования: 1. Назови свою фамилию, имя, отчество 2. Назови фамилию, имя. Отчество мамы, папы. 3. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастишь тётей или дядей? 4. У тебя есть брат, сестра? Кто старше? 5. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года? 6. Сейчас утро или вечер? (День или утро?) 7. Когда ты завтракаешь - вечером или утром? Обедаешь утром или днём? Что бывает раньше обед или ужин? 8. Где ты живёшь? Назови свой домашний адрес. 9. Кем работает твой отец? Мать? 10. Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш (ленточка, платье)? 11. Какое сейчас время года - зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь? 12. Когда можно кататься на санках? - зимой или летом? 13. Почему снег бывает зимой, а не летом? 14. Что делает почтальон, врач, учитель? 15. Звонок и парта в школе нужны зачем? 16. Ты сам (а) хочешь пойти в школу №7 17. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза и уши? 18. Каких животных ты знаешь? 19. Каких ты знаешь птиц? 20. Кто больше корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у собаки или петуха? 21. Что больше 8 или 9, 7 или 3?.Посчитай от 3до 6, от 9 до 2. 22. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь? Оценка ответов: 1. За правильный ответ на все подвопросы одного пункта ребёнок получает 1 балл, (за исключением контрольных) 2. Ребенок может получить по 0,5 балла за правильные, но неполные ответы на подвопросы пункта. 3. Правильными считаются ответы, соответствующие поставленному вопросу: Папа работает инженером, У собачки лап больше, чем у петуха. Неверными считаются ответы типа: Мама Таня; Папа работает на работе. 4. К контрольным заданиям относятся вопросы: 5, 8, 15, 22. №5 – если ребенок может вычислить, сколько ему лет, - 1 балл, если он называет года с учетом месяцев – 3 балла. №8 – за полный домашний адрес с названием города - 2 балла, за неполный - 1 балла. №15 – за каждое правильно указанное применение школьной атрибутики – 1 балла. №22 – за правильный ответ - 2 балла. 5. Пункт 16 оценивается совместно с пунктами 15 и 17. Если в пункте 15 ребенок набрал 3 балла и дал положительный ответ на вопрос пункта 16, то в протоколе отмечается положительная мотивация к обучению в школе (общая сумма баллов должна быть не менее 4). Приложение 3Методика 2. Определение школьной зрелости по тесту Керна – Йирасека. (приложение № 2) Тест включает в себя три задания: рисование фигуры по представлению, Копирование фразы из письменных букв, срисовывание точек в определенном пространственном положении. Эти задания дают общее представление об уровне психического развития ребенка, его способности к подражанию, о выраженности тонкодвигательных координации. Без развития последних невозможно формирование навыков письма, развитие второй сигнальной системы и абстрактного мышления и речи. Процедура проведения тестирования: ребёнку даётся лист бумаги, на лицевой стороне записывается имя и фамилия ребёнка. Инструкция: «Здесь (каждому показывается, где ) нарисуй какого – либо дядю так, как ты умеешь». Когда рисунок закончен, детей просят, что бы они перевернули лист, на обратной стороне которого написан образец фразы и конфигурация из 10 точек. Второе задание формулируется следующим образом: «посмотри здесь что-то написано. Ты еще писать не умеешь, но попробуй. Хорошенько посмотри, как это написано, и напиши то же самое». Третье задание: «Здесь нарисованы точки. Попробуй сам рядом так же их нарисовать» Оценка результатов: Каждое задание оценивается баллом от 1 (наилучшая оценка) до 5 (наихудшая оценка). Критерии оценки по каждому из заданий: Задание №1 «Рисование мужской фигуры». 1 балл – у нарисованной фигуры должна быть голова, туловище, конечности. Голову с туловищем должна соединять шея (она не должна быть больше туловища). На голове – волосы (возможно шапка или шляпа), уши, на лице - глаза, нос, рот. Верхние конечности должны заканчивается рукой с пятью пальцами. Должны присутствовать элементы мужской одежды. 2 балла – выполнение всех требований, как и в оценке 1, кроме синтетического способа изображения (т.е. отдельно рисуется голова, туловище, к нему прикрепляются руки, ноги.) Возможно, три отсутствующие части тела: шея, волосы, 1 палец руки, но не должна отсутствовать какая- либо часть тела. 3 балла - у фигуры на рисунки должны быть шея и туловище, конечности (Руки и ноги, которые должны быть нарисованы двумя линиями). Отсутствуют уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах. 4 балла - примитивный рисунок головы с туловищем. Конечности (достаточно лишь одной пары) изображены одной линией. 5 баллов – отсутствует ясное изображение туловища и конечностей. Каракули. 1балл – высокий уровень интеллектуального развития; 2 балла – средний уровень; 3 балла - ниже среднего; 4 балла – низкий уровень; 5 баллов – очень низкий. Приложение 4 Методика 3. Уровень умственной работоспособности по корректурным пробам. Важным критерием школьной зрелости, т.е. готовности к школе, является уровень сформированость произвольного внимания. Методика использования фигурных таблиц. для диагностики умственной работоспособности и внимания у детей 6-7 летнего возраста была предложена НИИ физиологии детей и подростков. Работа с этой таблицей продолжается в течение 2 мин Инструкция: просматривай внимательно фигурки, отыскивай среди них три: флажок, треугольник, кружок. В треугольнике будешь ставить чёрточку ( -), В кружочке – крестик (+), Во флажке – точку (.). Следует спросить ребёнка, как он понял задания. Даётся сигнал к началу работы. Через 2 минуты таблицы собирают. Оценка выполнения задания проводится по количеству просмотренных фигур и количеству допущенных ошибок. Например ребёнок просмотрел 60 знаков и сделал 7 ошибок. в пересчёте на 100 знаков что составит 11,6. Х = 7х100 = 11,6 60 Помимо этого рассчитывается коэффициент продуктивности умственной работоспособности по формуле: УР = __С ___ С +а УР - умственная работоспособность; С - количе5ство просмотренных строк; а - количество ошибок. Приложение 5 Методика 4. Диагностика уровня восприятия. Методика «Чего нахватает?» (Немов Р.С.). Ребёнку предлагается 7 рисунков. На каждом из которых не хватает какого-то важного элемента. Инструкция: на каждой из картинок не хватает какой-то важной детали, посмотри внимательно и назови отсутствующую деталь. Проводящий диагностику с помощью секундомера или секундной стрелки часов фиксирует время. Затрачиваемое на выполнение задания. Оценка результатов: 10 баллов - ребёнок назвал все 7 недостающих предметов менее, чем за 25 секунд 8-9 баллов – время поиска всех недостающих предметов заняло 26 -30 секунд; 6-7 баллов - время поиска всех недостающих предметов заняло 31-35 секунд; 4-5 баллов - время поиска всех недостающих предметов заняло 36-40 секунд; 2-3 баллов - время поиска всех недостающих предметов заняло 41-45 секунд; 0-1 балл - время поиска всех недостающих предметов заняло больше 45 секунд Выводы об уровне развития: 10 баллов – очень высокий; 8 -9 баллов – высокий; 4-7 баллов – средний; 2-3 балла - низкий; 0-1 балл – очень низкий. Приложение 6Методика 5. Исследование зрительного восприятия при помощи пробы «Назови фигуры». Зрительное восприятие детей определяется скоростью запоминания и аккредитивное воспроизведение считываемого с доски материала, а также с учебника и других пособий. От уровня зрительного восприятия детей зависят методы работы учителя, количество и характер наглядных пособий, правильный их подбор, время и место их применения на уроке. По тому важно определить и развивать уровень зрительного восприятия. Задание: Ребенку показывают таблички с изображением предметов Инструкция: «Скажи, из каких фигур составлены эти рисунки?» (Фигуры представлены по степени сложности). Оценка результатов: задание считается выполненным, оценивается знаком (+), если ребёнок правильно нашёл и назвал все фигуры (круг, треугольник, прямоугольник) или допустил 1-2 ошибки – высокий уровень. Задание считается выполненным, оценивается знаком (+), если ребёнок допустил 3-4 ошибки – средний уровень. Задание считается не выполненным. Оценивается знаком (-), если ребёнок допустил 5 ошибок и более – низкий уровень. Приложение 7Методика 6. Определение слухового восприятия с помощью пробы «Понимание текста». Слуховое восприятие определяет понимание и усвоение услышанного материала. Уровень слухового восприятия можно выявить, если попросить ребёнка рассказать, как он понял прочитанный текст. Задание: ребенку диктуется предложение: « Серёжа встал, умылся, позавтракал, взял портфель, пошёл в школу». После этого ребёнка спрашивают о порядке действия Серёжи. Оценка результатов: Безошибочные ответы оцениваются знаком (+) это высокий уровень. Если ребёнок сделал 1-3 ошибки, ответ также оценивается знаком (+), но это средний уровень; более 3 ошибок тест считается не выполненным и оценивается знаком (-) – низкий уровень Приложение 8Методика7. Методика для диагностики уровня развития наблюдательности. Надо приготовить 2 картинки, несложные по сюжету и количеству деталей. Картинки эти должны быть одинаковы, кроме заранее предусмотренных 5-10 деталей - различия. Ребёнок рассматривает 1-2 мин обе картинки, затем он должен рассказать о найденных им отличиях. Оценка результатов: Подсчитывается количество правильно отмеченных различий, из них вычитывается указанные ошибочно. Разность делится на число фактически имеющихся различий. Чем ближе результат к 1, тем выше уровень наблюдательности у ребёнка. Приложение 9Методика 8. Диагностика памяти. Слуховая память изучается с помощью методика «10 слов» Ребёнку зачитывается 10 слов: стол, калина, мел, слон, парк, ноги, рука, калитка, окно, бак. Воспроизведение 5-6 слов после прочтения свидетельствует о хорошем уровне слуховой механической памяти. Приложение 10Методика 9. Зрительная память. Использование методики Д. Векслера Ребёнку предлагается 4 рисунка. На каждую из картинок ребёнку разрешается посмотреть по 10 секунд. Затем он их должен воспроизвести на чистом листе бумаги. а) Две перекрещенные линии и два флажка-1 балл, Правильно расположенные флажки -1балл, Правильный угол пересечения линии – 1 балл, Максимальная оценка этого задания – 3 балла. б) Большой квадрат с двумя диаметрами -1 балл, Четыре маленьких квадратика в большом -1балл, Два диаметра со всеми мелками квадратами -1 балл, Четыре точки в квадратах -1 балл, Точность в пропорциях -1 балл, Максимальная оценка – 5 баллов. в) Открытый прямоугольник с правильным углом на каждом краю-1балл, Центр и левая или правая сторона воспроизведены правильно-1 балл, Фигура правильная, за исключением одного не правильно воспроизведённого угла-1балл, Фигура правильно воспроизведена – 3 балла. Максимальная оценка -3 балла г) Большой прямоугольник с маленьким в нём -1 балл, Все вершины внутреннего прямоугольника соединены с вершинами внешнего прямоугольника – 1 балл, Маленькие прямоугольники точно размещены в большом -1 балл. Максимальная оценка - 3 балла. Максимальный результат – 14 баллов. Приложение 11 Корреляционная плеяда 1. степень психосоциальной зрелости 2. школьная зрелость 3. уровень умственной работоспособности по корректурным пробам 4. уровень восприятия 5. зрительное восприятие «Назови фигуры» 6. слуховое восприятие «Назови фигуры» 7. уровень развития наблюдательности 8. зрительная память по методики Векслера 9. слуховая память по методике Векслера |
|
© 2010 |
|