РУБРИКИ

Изучение и коррекция личностной тревожности в младшем школьном возрасте

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Изучение и коррекция личностной тревожности в младшем школьном возрасте

Количество таких вопросов неуклонно растет, так как проблемы нарастают, и психолог призван оказать своевременную психологическую помощь: провести диагностику, выработать рекомендации и основные направления коррекционно-развивающей работы.

Данная работа может послужить ориентиром для организации целенаправленного коррекционно-развивающего взаимодействия с тревожными детьми, поможет родителям и педагогам правильно организовать общение с данной категорией детей.

При работе по коррекции тревожности важен принцип комплексного подхода. Коррекционно-развивающая работа будет эффективной лишь при совместной работе психолога, педагога и родителей.

Положительные результаты проведенной коррекционно-развивающей работы показали эффективность целенаправленного психологического воздействия на личность младшего школьника. Именно в этом возрасте возможна коррекция отклонений в личностном росте, т.к. тревожность является одним из тормозов успешности гармоничного развития личности младшего школьника, поэтому так важна работа психолога именно в этом направлении.



ЛИТЕРАТУРА


1. Аракелов Н.Е., Лысенко Е.Е. Психофизиологический метод оценки тревожности. //Психологический журнал, 2002,№2, с.34-38.

2. Бассет Л. Только без паники! - СПб., 1997.

3. Безруких М.М., Ефимов СП. Ребенок идет в школу. Знаете ли вы своего ученика? - М., 2004.

4. Брель Е.Ю. Социально-психологические факторы формирования тревожности у младших школьников и пути ее профилактики и коррекции. Авт. канд. дис. - Томск, 1999.

5. Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб., 2000.

6. Имедадзе И.В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте., Тбилиси, 2003.

7. Кисловская В.Р. Школьники в среде сверстников и взрослых. - Алма-Ата, 2004.

8. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. - Ярославль, 2005.

9. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. - М., 2004.

10. Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника. - М, 1998.

11. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль, 1997.

12. Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М. Практическая психология для воспитателя (Выпуск 2). - Киев, 1992.

13. Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. - М., 2003.

14. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.-СПб., 2001.

15. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. - М., 2000.

16. Неймарк М.З. Аффекты у детей и пути их преодоления., 1999, №5.

17. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.: Книга 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - М., 2000.

18. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ, Сфера, 2001.

19. Оклендер В. Окна в мир ребенка: руководство по детской психотерапии. - М., 2001.

20. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив.- М.,2003.

21.Практикум по социально-психологическому тренингу. /Под ред. Б.Д. Парыгина, СПб., 2004.

22. Прихожан A.M. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. - М.,2001.

23. Психогимнастика в тренинге. / Под ред. Н.Ю. Хрящевой. СПб., 2002.

24.Психологический словарь. / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова.-М., 2001.

25. Раншбург Й., Поппер П. Секреты личности. - М., 1999.

26. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология.-СПб., 1999.

27. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании Учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 1996.

28. Роджерс К.К. Наука о личности./История зарубежной психологии. М.,2001.

29. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. / Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 2000.

30. Руководство по детской неврологии./Под ред.В.И. Гузеевой, СПб., 2002.

31. Сидоренко Л.В.Методы математической статистики в психологии.-СПб.,2002.

32.Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. М.,2003.

33.Словарь-справочник по психодиагностике. / Л. Бурлачук, С.Морозов.- СПб.,2003.

34.Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста. - М., 1974.

35.Теплов Б.М. Избр. тр.: В 2 т.М.,2004.

36.Фрейд 3. Психология бессознательного. - М., 2002.

37.Фролова Н.В. Влияние рассогласованности когнитивного стиля и технологии обучения на развитие тревожности у дошкольников. Авт. канд. дис. - Бийск, 2004.

38.Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М., 2001.

39.К.Хорни Невротическая личность нашего времени. М.,2000.

40.Чистякова М.И. Психогимнастика. - М., 2005.

41.Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. - М., 2005.

42.Spielberger CD., Gorsuch D.L., Lushene R.E. Manual for the state - Irait Anxiety Inventory. - Palo Alto: Consulting Psychologists Press,2001



ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение №1


Протокол индивидуальных значений тревожности по тесту «Несуществующее животное»

Ф.И.

Показатель наличия тревожности

Ф.И.

Показатель наличия тревожности

1

Асилов Тимур

-

24

Нургалеева Алсу

+

2

Абрамов Дима

+

25

Садыков Ансель

+

3

Афанасьева Надя

+

26

Содорова Света

+

4

Ахмеева Гузель

-

27

Павлов Данил

+

5

Багманова Алина

+

28

Пошва Ярослав

+

6

Басырова Элиза

+

29

Хабиров Алмаз

+

7

Безенова Таня

+

30

Саитгареева Э.

+

8

Гараева Аделя

+

31

Хайрутдинова А.

-

9

Гайдуллин Артур

+

32

Шавалеев Динар

+

10

Галимова Айгуль

+

33

Шилова Ксения

+

11

Гатиева Диля

+

34

Тухватуллина Д.

+

12

Геворгян Симбат

+

35

Фархутдинова А.

+

13

Иванова Катя

+

36

Ярыгин Кирилл

+

14

Иванов Максим

+

37

Сидоров Антон

+

15

ИсмагиловаАлия

+

38

Гумеров Ильшат

+

16

Латыпов Ильшат

+

39

Кулагин Радик

+

17

Леонтьев Глеб

+

40

Рудаков Саша

+

18

Маскина Женя

+

41

Яковлев Рома

+

19

МинязоваГуля

+

42

Миронова Света

+

20

Морозов Денис

+

43

Муртазин Рустам

+

21

Мурсалимов М.

+

44

Талипов Дамир

+

22

Мурсалимов А.

-

45

Люлин Игорь

+

23

Нефедов И.

-

46

Потапов Саша

+


Тревожные дети - 41 учащихся;

нетревожные дети – 5 учащихся.


Приложение №2


Таблица показателей тревожности учащихся младшего школьного возраста по тесту тревожности А. Варга и В.В. Столина

Ф.И.

Показатели

(в %)

Выводы

1

Асилов Т.

21

средний

2

Абрамов Д.

36

средний

3

Афанасьева Н.

36

средний

4

Ахмеева Г.

21

средний

5

Багманова А.

29

средний

6

Басырова Э.

50

средний

7

Безенова Т.

36

средний

8

Гараева А.

50

средний

9

Гайдуллин А.

50

средний

10

Галимова А.

43

средний

11

Гатиева Д.

29

средний

12

Геворгян С.

36

средний

13

Иванова К.

29

средний

14

Иванов М.

43

средний

15

Исмагилова А

50

средний

16

Латыпов И.

50

средний

17

Леотьев Г.

50

средний

18

Маскина Ж.

57

высокий

19

Минязова Г.

71

высокий

20

Морозов Д.

57

высокий

21

Мурсалимов М.

64

высокий

22

Мурсалимов А.

14

низкий

23

Нефедов И.

21

низкий

24

Нургалеева А.

57

высокий

25

Садыков А.

43

средний

26

Содорова С.

57

высокий

27

Павлов Д.

64

высокий

28

Пошва Я.

50

средний

29

Хабиров А.

50

средний

30

Саитгареева Э.

43

средний

31

Хайрутдинова А.

7

низкий

32

Шавалеев Д.

57

высокий

33

Шилова К.

64

высокий

34

Тухватуллина Д.

50

высокий

35

Фархутдинова А.

86

высокий

36

Ярыгин К.

57

высокий

37

Сидоров А.

43

средний

38

Гумеров И.

43

средний

39

Кулагин Р.

50

средний

40

Рудаков С.

64

высокий

41

Яковлев Р.

57

высокий

42

Миронова С.

50

средний

43

Муртазин Р.

64

высокий

44

Талипов Д.

43

средний

45

Люлин И.

64

высокий

46

Потапов С.

57

высокий



Приложение №3


Протокол показателей опросника родительского отношения

код

I

II

III

IV

V

баллы

%

баллы

%

баллы

%

баллы

%

баллы

%

1

А.Т.

21

98,10

6

19,22

3

57,96

4

69,30

4

93,04

2

А.Б.

23

98,73

8

48,82

1

19,53

0

4,41

2

70,25

3

А.Н.

21

98,10

9

80,33

1

19,53

0

4,41

1

45,57

4

А.Г.

20

97,46

8

48,82

1

19,53

1

53,87

3

84,81

5

Б.А.

20

97,46

9

80,33

4

74,97

3

53,87

2

70,25

б

Б.Э.

20

97,46

9

80,33

5

86,63

0

4,41

0

14,55

7

Б.Т.

20

97,46

9

80,33

3

57,96

3

53,87

1

45,57

8

Г.А.

21

98,10

9

80,33

2

39,06

2

32,13

2

70,25

9

Г.А.

21

28,10

9

80,33

2

39,06

2

32,13

2

70,25

10

Г.А.

20

97,46

9

80,33

4

74,97

3

53,87

1

45,57

11

Г.Д.

20

97,46

9

80,33

1

19,53

2

32,13

2

70,25

12

Г.С.

22

98,73

6

19,22

6

92,93

4

69,30

2

70,25

13

И.К.

22

98,73

6

19,22

5

86,63

3

53,87

1

45,57

14

И.М.

23

98,73

8

48,82

3

57,96

2

32,13

0

14,55

15

И.А.

23

98,73

8

48,82

3

57,96

2

32,13

1

45,57

16

Л.И.

21

98,10

9

80,33

1

19,53

4

69,30

0

14,55

17

Л.Г.

20

97,46

8

48,82

7

96,65

1

13,86

0

14,55

18

М.Ж.

20

97,46

7

31,19

0

4,72

0

4,41

0

14,55

19

М.Г.

20

97,46

9

80,33

0

4,72

4

69,30

0

14,55

20

М.Д.

26

100

7

31,19

4

74,97

6

95,76

2

70,25

21

М.М.

21

98,10

9

80,33

1

57,96

1

13,86

1

45,57

22

М.А.

20

97,46

9

80,33

6

92,93

0

4,41

0

14,55

23

Н.И.

20

97

9

80,33

0

4,72

0

4,41

0

14,55

24

Н.А.

20

97

9

80,33

7

96,65

2

32,15

1

45,57

25

С.А.

21

98,10

8

48,82

6

92,93

3

53,88

3

34,81

26

С.С.

20

97

9

80,33

7

96,65

0

4,41

2

70,25

27

П.Д.

20

97

9

80,33

6

92,93

2

32,13

3

84,81

28

П.Я.

20

97

8

48,82

5

86,63

3

32,13

2

70,25

29

Х.А.

26

100

6

19,22

2

5,67

4

69,30

2

70,25

30

С.Э.

20

97

9

80,33

6

92,93

2

32,13

3

84,81

31

Х.А.

20

97

9

80,33

7

96,65

6

95,76

7

99,37

32

Ш.Д.

20

97,46

9

80,33

7

96,65

2

32,13

0

14,55

33

Ш.К.

20

97

9

80,33

7

96,65

0

4,41

0

14,55

34

Т.Д.

22

98,73

7

31,19

7

96,65

1

13,86

1

45,57

35

Ф.А.

20

97

6

19,22

3

57,96

3

53,87

0

14,55

36

Я.К.

20

97

9

80,33

7

96,65

1

13,86

1

45,57

37

С.А.

20

97

9

80,33

7

96,65

1

13,86

1

45,57

38

Г.И.

20

97

9

80,33

6

92,93

0

4,41

0

14,55

39

К.Р.

20

97

8

48,82

7

96,65

1

13,86

2

70,25

40

Р.С.

20

97

9

80,33

7

96,65

6

95,76

0

14,55

41

Я.Р.

20

97

9

80,33

2

39,06

1

13,86

0

14,55

42

М.С.

20

97

9

80,33

7

96,65

1

13,86

1

45,57

43

М.Р.

20

97

9

80,33

7

96,65

0

4,41

1

14,55

44

Т.Д.

21

98,10

8

48,82

6

92,93

3

53,87

0

14,55

45

Л.И.

20

97

9

80,33

7

96,65

0

4,41

7

99,37

Σ

890

410

201

82

64

х

20

9

4

2

1,4



Приложение№4


Шкала родительского отношения














Приложение №5


Результаты статистического анализа взаимосвязи уровня тревожности детей и родительского отношения


Ф.И.

Коэф. тревож.

Ранг

Коэф. родит. отнош.

Ранг

d

d2

1

Асилов Т.

71%

9

19,53%

2

7

49

2

Абрамов Д.

64%

8

19,53%

2

6

36

3

АфанасьеваН.

57%

7

19,53%

2

5

25

4

Ахмеева Г.

57%

7

57,96%

4

3

9

5

Багманова А.

50%

6

74,97%

5

1

1

6

Басырова Э.

50%

6

57,96%

4

2

4

7

Безенова Т.

50%

6

57,96%

4

2

4

8

Гараева А.

50%

6

57,96%

4

2

4

9

Гайдуллин А.

50%

6

57,96%

4

2

4

10

Галимова А.

50%

6

92,93%

7

-1

1

11

Гатиева Д.

43%

5

19,53%

2

3

9

12

Геворгян С.

43%

5

92,93%

7

-2

4

13

Иванова К.

36%

4

39,06%

3

1

1

14

Иванов М.

36%

4

39,06%

3

1

1

15

Исмагилова А

36%

4

86,63%

6

-2

4

16

Латыпов И.

36%

4

4,72%

1

3

9

17

Леотьев Г.

29%

3

96,65%

8

-5

25

18

Маскина Ж.

29%

3

19,53%

2

1

1

19

Минязова Г.

29%

3

4,72%

1

2

4

20

Морозов Д.

21%

2

74,97%

5

-3

9

21

МурсалимовМ.

21%

2

57,96%

4

-2

4

22

МурсалимовА.

21%

2

86,63%

6

-4

16

23

Нефедов И.

14%

1

74,97%

5

-4

16

24

Нургалеева А .

86%

6

96,65%

7

-1

1

25

Садыков А.

64%

5

96,65%

7

-2

4

26

Содорова С.

64%

5

96,65%

7

-2

4

27

Павлов Д.

64%

5

5,67%

2

3

9

28

Пошва Я.

64%

5

96,65%

7

-2

4

29

Хабиров А.

64%

5

96,65%

7

-2

4

30

Саитгареева Э.

57%

4

96,65%

7

-3

9

31

Хайрутдинова А.

57%

4

96,65%

7

-3

9

32

Шавалеев Д.

57%

4

96,65%

7

-3

9

33

Шилова К.

57%

4

96,65%

7

-3

9

34

Тухватуллина Д.

57%

4

86,63%

5

-1

1

35

Фархутдинова А.

57%

4

4,72%

1

5

9

36

Ярыгин К.

50%

3

92,93%

6

-3

9

37

Сидоров А.

50%

3

92,93%

6

-J

9

38

Гумеров И.

50%5

3

57,96%

4

-1

1

39

Кулагин Р.

50%

3

96,65%

7

-4

16

40

Рудаков С.

50%

3

39,06%

3

0

0.

41

Яковлев Р.

43%

2

92,93%

6

-4

16

42

Миронова С.

43%

2

96,65%

7

-5

25

43

Муртазин Р.

43%

2

96,65%

7

-5

25

44

Талипов Д.

43%

2

96,65%

7

-5

25

45

Люлин И.

43%

2

92,93%

6

-4

16

46

Потапов С.

7%

1

92,93%

6

-5

25








Σ479


r = 1 - 0,00075. 479 = 1 - 0,35 ≈ 0,7



Приложение №6


Таблица показателей до формирующего эксперимента

N1

N2

1

+

1

+

2

+

2

+

3

+

3

+

4

+

4

+

5

+

5

+

6

+

6

+

7

+

7

+

8

+

8

+

итого

8


8


N1- контрольная группа

N2- экспериментальная группа


Таблица показателей уровня тревожности после проведения формирующего эксперимента по методике «Несуществующее животное»

Ф.И.

N1

Ф.И.

N2

1

Абрамов Д.

+

1

Асилов Т.

-

2

ГайдуллинА.

+

2

Ахмеева Г.

-

3

Галимова А.

+

3

Кулагин Р.

-

4

Иванов М.

+

4

Мурсалимов А.

-

5

Пошва Я.

+

5

Нефедов И.

-

6

Саитгареева Э.

+

6

Миронова С.

-

7

Сидоров А.

+

7

Шилова К.

-

8

Содорова С.

+

8

Ярыгин К.

-

итоги


8



0



Приложение № 7


Таблица показателей до формирующего эксперимента по тесту тревожности А. Тэммла, В. Дорки, Р. Амена

N1

N2

1

57%

1

64%

2

71%

2

86%

3

57%

3

57%

4

64%

4

64%

5

57%

5

57%

б

57%

6

64%

7

64%

7

57%

8

57%

8

64%

XI

60,5

Х2

72


N1 - контрольная группа

N2- экспериментальная группа


Таблица показателей уровня тревожности после проведения формирующего эксперимента по тесту тревожности

Ф.И.

N1

Ф.И.

N2

1

Абрамов Д.

57%

1

Асилов Т.

50%

2

ГайдуллинА.

71%

2

Ахмеева Г.

57%

3

Галимова А.

57%

3

Кулагин Р.

57%

4

Иванов М.

64%

4

Мурсалимов А.

50%

5

Пошва Я.

57%

5

Нефедов И.

50%

6

Саитгареева Э.

57%

6

Миронова С.

57%

7

Сидоров А.

64%

7

Шилова К.

57%

8

Содорова С.

57%

8

Ярыгин К.

50%

XI


60,5

Х2


53,5


N1

N2

64%

50%

86%

57%

57%

57%

64%

50%

57%

50%

64%

57%

57%

57%

64%

50%

72

54


N1 - показатели экспериментальной группы на 1 этапе

N2 - показатели на 2 этапе



Приложение №8


Формулирующий эксперимент


Занятие 1

1. Игра «Здравствуй, я рад познакомиться»

Для создания заинтересованности детей в тренинговых занятиях, была проведена вводная лекция, на которой дети были ознакомлены с целью данных занятий, какие знания и навыки они могут получить в процессе тренинга. Затем детям предлагалось выполнить первое упражнение, в ходе которого каждый должен был выбрать и подписать на карточке визитки свое имя. Это упражнение затянулось очень долго, т.к. дети начали придумывать себе вымышленные имена, перебирая их, многие не знали, что написать, т.к. хотели изменить имена.

Затем предлагалось сказать фразу: «Здравствуйте, я рад с вами познакомиться» и несколько слов о себе. Участники выполнили это упражнение, но вели себя очень скованно.

После выполнения этого упражнения перешли к выработке правил поведения на занятиях.

2. Выработка правил поведения на занятиях

Участникам были предложены правила поведения на занятиях с условием, что они будут приниматься с помощью голосования.

Были приняты все правила, кроме правила 5 (нельзя давать оценку выступлению другого участника, если он сам тебя об этом не просит).

В процессе данного упражнения возник конфликт, т.к. те участники, которые не голосовали за какое – либо правило, отказались его принимать и записывать. На просьбу обосновать свой протест отвечали, что они не будут его придерживаться. Поэтому долгое время пришлось убеждать в том, что эти правила приняло большинство членов группы, значит нужно подчиниться большинству в принятии правил работы; также объяснялось необходимость, правильность, смысл этих правил. После этого дети согласились с необходимостью принятия этих правил. Какие – либо другие правила или примечания дети предлагать отказались.

В конце был подведен итог занятия, все участники пообещали следовать принятым правилам.

3. Хоровод

Был предложен ритуал окончания занятий: участники встают в круг, берутся за руки, улыбаются друг другу.

С помощью этого ритуала мы будем напоминать друг другу, что мы единая группа, у нас есть свои правила, которые мы выполняем, что мы очень дружны, любим друг друга. От этого упражнения у нас всех должно повыситься настроение.

Участники согласились с предложенным ритуалом окончания занятий.


Занятие 2

1. Игра «Печатная машинка»

«На прошлом занятии мы с вами предстали друг перед другом в новой роли. Каждый из нас придумал себе какое –то имя или оставил прежнее, мы с вами выработали правила поведения на занятиях и это значит, что мы теперь группа – целостная, неделимая. А давайте сейчас проверим, можем ли мы соаженно работать в группе…». После прочтения участникам инструкции было решено воспроизводить текст песни «В лесу родилась елочка». Участники очень долго путались, делали ошибки, были невнимательны, забывали, что нужно делать и в каком случае. Потому два круга подряд дети тренировались. Затем было предложено оценить сильнейшего.

2. Игра «Сочиняем историю»

«Итак, теперь мы с вами убедились, что не всегда умеем работать в группе. Не всегда наша деятельность бывает продуктивной. А для этого, чтобы сделать свою деятельность продуктивной нужно быть внимательным, слушать каждого члена группы и всю группу в целом. Поэтому давайте выполним еще одно интересное задание на совместную деятельность». Затем была зачитана инструкция.

Участники игры сочинили следующую историю: «Жили – были дед да баба. У них были козочка, кошка и собачка Жучок. Они все вместе пошли в лес, и появился медведь. Медведь украл козу. Бабушка со страху залезла на дерево и свалилась вместе с кошкой. Собака прибежала к деду на руки. Вдруг появился их внук Иван, у него было ружье. Он убил медведя и снял с него шкуру. Потом все вместе пошли домой, стали мирно и дружно жить. И не ругались до самой смерти».

Детям очень понравилось это упражнение, они с воодушевлением сочиняли историю, фантазировали, предлагали сыграть еще раз. В конце проводилось обсуждение. Участники ответили, что сочинять историю было не трудно, а скорее забавно, было интересно следить за тем, как разовьют твое предложение, и чем закончится история. Дети ответили, что за ходом истории следил каждый из них.

В конце занятия был использован ритуал окончания занятия («Хоровод»).

Данное занятие способствовало развитию таких качеств, как общительность, активность и находчивость.


Занятие 3

1. «Волшебное слово»

«В нашей повседневной жизни мы пользуемся различными словами и выражениями порой сами не замечая того, что доставили человеку одним словом много приятного или наоборот, испортили на весь день настроение. Ведь мы знаем, что с помощью приятных слов или комплиментов можно расположить человека к себе или добиться того, что этот человек сделает что – то такое для нас, чего ранее, например, он делать не хотел.

Был проведен эксперимент со студентами и преподавателями в одном из институтов. Те студенты, которые использовали в своей речи слова типа «спасибо», «пожалуйста», «будьте любезны» и т.п. получили оценки «отлично», потому что у преподавателей повышалось настроение от этих слов. Они начинали относиться к этим студентам более доброжелательно.

А те студенты, которые говорили скупо, сухим языком, получали, как правило, «тройки» и «четверки». Ведь не зря в одном известном мультфильме есть песенка « от улыбки станет всем светлей», и от приятного вежливого слова, как показал это эксперимент, тоже становится светлее на душе у человека, повышается настроение и хочется сделать тоже что – то приятное человеку, сделавшему комплимент. Потому давайте сейчас все вместе вспомним, какие вежливые слова, и комплименты вы знаете.

А теперь по кругу попробуем сказать друг другу эти слова, но не просто так, а чтобы у этого человека стало приятно на душе. А тот человек, кто получает комплимент, должен почувствовать, как у него повысилось настроение, как ему было приятно получить комплименты. Нужно прочувствовать силу плохих слов. А затем поделимся нашими переживаниями».

Дети, передавая друг другу мягкую игрушку, говорили вежливые слова и комплименты.

2. Части моего «Я»

« И так, все мы знаем теперь, как приятно говорить и получать комплименты, и какие чувства мы при этом испытываем, как при этом у нас повышается настроение. Но в жизни ведь бывают разные случаи, и мы порой бываем настолько непохожими сами на себя, что порой не знаем себя. В одних ситуациях я делаю всем комплимент, улыбаюсь, смеюсь, я как солнышко. А в других, когда у меня пологое настроение, я злюсь, могу нагрубить, накричать, обидеть человека, и в этих случаях я похож на сверкающую молнию с громом. Давайте сейчас с вами разделим лист на 2 части и представим 2 ситуации.

1 ситуация: представим, что сегодня у нас День рождения, пришли все мои друзья и подарили мне кучу подарков. У меня отличное настроение, мне очень весело.

11 ситуация: я всю неделю готовился к контрольной. Кажется, что я все выучил, прочитал всевозможные книжки. Но настал день контрольной, и я, увы, написал ее на плохую отметку. Я не знаю, что помешало мне. У меня очень плохое настроение.

А теперь давайте попробуем нарисовать эти разные настроения, разные части своего «Я», т.е. нужно нарисовать (1ситуация) себя символически, когда у меня хорошее настроение и когда плохое настроение (11 ситуация). А затем каждый из нас по очереди покажет свой рисунок группе, расскажет, что на нем изображено, какие чувства он изобразил, что он переживает в этих ситуациях.

А теперь давайте сравним эти рисунки. В первой ситуации мы в большинстве использовали яркие, светлые, приятные тона. Мы изобразили хорошее настроение. И нам самим в таких ситуациях кажется, что мир вокруг нас яркий, красочный, что жизнь прекрасна. Мы испытываем массу положительных эмоций, мы готовы и с другими поделиться своей радостью.

А во второй ситуации темные, черные тона. У нас плохое настроение. Мы не довольны своей жизнью; мы не довольны собой. У нас даже может быть плохое самочувствие от этого.

Но теперь мы с вами знаем, как можно повысить настроение с помощью добрых, ласковых слов.

В конце занятия был использован ритуал окончания занятия («Хоровод»).

В процессе выполнения упражнения использовались сильные стороны ребенка: активность и готовность брать ответственность на себя.


Занятие 4

1. Игра – тренинг «Таможня»

Подготовка к игре проходила очень долго, дети были перевозбуждены, т.к. перед этим был урок физкультуры. Условие игры и сама игра были приняты с радостью. Желающих быть «таможенником» и «контрабандистом» каждый раз было очень много. Все хотели принять активное участие в игре, но время не позволяло всем поучаствовать. Многие дети вместо того, чтобы вести себя спокойно, обычным образом, наоборот демонстративно вели себя. Хотя заранее был сделан упор на то, что нужно вести себя так, чтобы «таможенник» не догадался у кого «контрабанда». Поэтому «контрабандисты» были легко узнаваемы, т.к. вели себя спокойно, в то время как остальные дети кривлялись. Но и сами «таможенники» были не всегда внимательны, а пытались угадать чисто интуитивно, не обращая внимания на поведение и манеры других детей.

Многие не сумели рассказать, на что они ориентировались, определяя «контрабандиста». Но те, кто побывали в роли «контрабандиста» отмечали, что трудно сдержать себя, не показав вида. Игра детям очень понравилась.

2. Игра «Ассоциации»

Дети очень заинтересовались новой, еще не знакомой им игрой. Желающих быть водящим и загаданным было также много. Водящие отгадали всех загаданных, но это происходило очень долго, т.к. дети пытались загадывать не ассоциативные, а прямые вопросы, что являлось не допустимым по содержанию игры и долго думали над вопросами.

В ответах участников игры были также прямые намеки на клички, фамилии загаданных.

Водящие рассказывали, что трудно по ассоциациям угадать человека или составить его портрет. А «загаданные» дети отмечали, что интересно выслушать мнение со стороны о себе, о том, с чем ассоциируется каждый, на кого похож.

В конце занятия был подведен итог. Было сказано, что оказывается как бывает порой интересно наблюдать за поведением других людей, что это может дать много информации наблюдателю о человеке, можно по поведению даже угадать преступника. Часто поведение человека бывает непредсказуемо, неузнаваемо, но и сам человек может ассоциироваться с явлением природы, цветами радуги, днем недели и т.д. и не только наше настроение бывает похоже на солнце или грозу, а мы все можем быть похожи на солнце или на грозу. Так давайте же с вами будем похожими лучше на солнце, на хорошую погоду, на солнечный денек и тогда и нам самим и всем будет хорошо. Дети согласились следовать этому правилу.

Данные упражнения способствовали развитию таких черт характера, умение вызывать доверие, находчивость в нестандартных ситуациях.

3. Хоровод


Занятие 5

1. Игра «Значимые люди»

«Всех нас окружают люди, мы живем среди людей, общаемся с ними, иногда ссоримся. Но каждый человек представляет для нас разную ценность, одни – для нас дороже, другие – менее дороги. Также и общение с разными людьми оказывает на нас различное влияние. Общение с педагогом дает нам какие – то знания, мы учимся чему - то, общение с родителями оказывает еще большую роль. Они говорят нам, что любят нас, и это придает нам уверенности в себе, в своих силах, мы знаем, что мы не одиноки. Общение со сверстниками, друзьями может быть отвлекает нас от проблем. Так вот, давайте сейчас поговорим с вами о значимых для нас людях. Каждый участник по кругу расскажет о трех самых значимых для него людях. Это могут быть не обязательно те, с кем вы постоянно общаетесь в настоящее время, но непременно те, кто значит для вас больше, чем все остальные, кто для вас дороже всех.

Дети по очереди рассказали о значимых людях. В основном называя родителей и братьев или сестер. Все рассказывали с воодушевлением, говорили о своей любви, привязанности к людям. Что –либо сказать в данный момент своим значимым людям отказались и объяснили это тем, что могут произнести слова благодарности только реальному человеку.

2. Игра «Приветствие»

«Мы с вами уже не раз убеждались в силе волшебных слов», которые оказывают влияние на наше настроение, восприятие человека и самочувствие. Одним из таких «волшебных слов» является приветствие. Говоря встретившему нас человеку слово «здравствуйте» мы тем самым желаем ему здоровья и нам отвечают, как правило, взаимно. Обмен приветствиями – это обмен человеческим теплом. Встречая человека, мы, прежде всего, встречаемся с ним взглядом и выражаем в той или иной форме, что мы рады существованию этого человека, рады, что он есть среди нас. Конечно, так происходит, и мы об этом уже не раз говорили, если мы искренне в выражении своих чувств, если мы искренне в своем поведении…

А теперь давайте все вместе подумаем, какие приветствия мы знаем. Давайте попробуем разные формы приветствий и определим наиболее эффективные для вас».

Дети долго думали над приветствиями. В основном повторяли одни и те же приветствия (пожатие руки, «здравствуйте», «здрасте», «здорово» , «привет», «добрый день(вечер)», «доброе утро»).

Хотелось бы отметить, что наиболее раскованно дети чувствовали себя, когда приветствовали учеников одного пола.

Дети отметили, что дискомфорта они не испытывали, т.к. приветствовать друг друга им приходится каждый день, но каждый раз они меняли приветствие, учитывая то, какое именно приветствие подходит к данному участнику.

3. Игра «Список чувств»

«В жизни мы все испытываем разные чувства – положительные, отрицательные. Мы убедились в том на примере с хорошим и плохим настроением». Затем предлагалось каждому участнику вспомнить те чувства, которые он когда-нибудь испытывал, и записать в своих тетрадях.

Участники долго не могли вспомнить названия чувств. Затем каждый зачитал свой список. Хотелось бы отметить, что у всех детей преобладало количество отрицательных чувств над количеством записанных положительных чувств. Затем каждый назвал самые отрицательные и самые положительные из своего списка. Всем участникам предлагалось вспомнить ситуации, в которых появились данные чувства.

Дети приводили очень содержательные примеры.

Данное занятие позволило детям очертить круг своих значимых людей, повернуть их к этим людям, осознать значимость этих отношений, а также развить способность выражать свои положительные эмоции, научиться не скрывать их, выражать адекватным способом. Занятие способствовало развитию активности, общительности.

4. Хоровод


Занятие 6

1. Игра «Спина к спине»

«Сейчас мы с вами выполним одно очень интересное упражнение. У нас есть возможность получить опыт общения, недоступный в повседневной жизни. Сейчас двое участников сядут в центре круга спиной друг другу, и в таком положении будут поддерживать разговор». Участники выполнили это упражнение в парах. Была предложена тема для беседы: «Мой выходной день». Сначала участникам было трудно вступать в контакт, но затем они вступили в беседу. При обсуждении дети отметили, что сначала не знали о чем говорить, а потом получилось как разговоры по телефону. Отличай телефонного разговора нет, но единственно то, что когда звонишь по телефону, то, как правило, что – нибудь нужно от собеседника. Затем был переведен разговор на сравнение контакта «лицо к лицу» от такого контакта. Участники единолично согласились с тем, что легче разговаривать и беседа получается более откровенной при непосредственном контакте. Был задан вопрос «почему?». Дети ответили, что можно видеть реакцию человека, его выражение лица.

2. Игра «Монстр»

Предлагалось подумать о своих недостатках и назвать ими чучело. Назвали своими недостатками лень – упрямая, - нервная, - обидчивая. Затем предлагалось подумать, чем неплохи те качества, которые были названы. Дети отметили, что с помощью каприз можно достичь, получить что – то, упрямство помогает свою точку зрения. Обидчивость может быть средством позволяющим добиться уважения к себе. На такой недостаток, как нервное, участники не могли найти оправдание.

Затем чучело было разрушено, и все торжественно поклялись исправлять свои недостатки.

Данное занятие способствовало развитию активности, общительности, находчивости в нестандартных ситуациях, готовности брать ответственность на себя.

3. Хоровод


Занятие 7

1. Игра «За что мы любим»

«Все мы постоянно находимся среди людей. Дома наше общество – семья, в школе – класс, на улице – прохожие и т.д. Мы постоянно окружены людьми и очень часто обнаруживаем, что они нам нравятся или не нравятся.

Они нам могут понравится по чисто временным характеристикам: привлекательность, стиль одежды, манеры поведения и т.д., но чаще свою оценку мы связываем с внутренними качествами человека. Поэтому давайте сейчас попробуем оценить, какие качества в людях мы ценим, принимаем. Задание будем выполнять в своих тетрадях. Выберете в группе человека, который по многим своим проявлениям очень нравится вам. Укажите пять качеств, которые особенно вам в этом человеке нравятся».

Дети долго выполняли это задание, часто путали человеческие качества с чисто внешними характеристиками. После выполнения задания участники по очереди зачитывали свой словесный портрет, а остальные разгадывали. Все качества, которыми описывали дети кого – либо из участников, были практически у всех одинаковы. Это добрый, умный, красивый и т.д. поэтому отгадывание носило хаотический характер, участники попросту начинали перебирать всех присутствующих, пока не отгадывали заданного человека. При обсуждении упражнения, говорили, что чувствовали себя хорошо и что трудно только по качествам отгадывать человека, для этого нужно назвать внешние приметы.

В итоге было сказано, что нужно было немного подумать и найти такую черту, которая присуща только этому человеку, чтобы вы сказали о ней, и всем стало ясно, кого вы имели ввиду. Ведь мы с вами говорили, что каждый человек особенный, двух абсолютно одинаковых людей нет. «Вы согласны?». Участники группы согласились с утверждением.

2. «Слепой и поводырь»

«Сейчас мы с вами выполним очень интересное подвижное упражнение. Как важно в жизни доверять людям. Как часто этого не достает, и как много, порой мы от этого теряем. Все встаньте, закройте глаза и походите по комнате в разные стороны. Так, хорошо. Расскажите, какие были впечатления.».

Участники рассказывали, что было страшно упасть или наткнуться на кого- либо или что – либо, хотелось побыстрее открыть глаза, пропадала ориентировка в пространстве.

После этого участники разбились на пары для дальнейшего выполнения задания.

Образовались пары. Участникам очень понравилось это упражнение, они долгое время водили своих «слепцов», при этом пары не сталкивались друг с другом.

Дети долго не садились в круг для обсуждения.

Обсуждение началось с вопроса, кто чувствовал себя уверенно, надежно?

На этот вопрос положительно ответили все мальчики и некоторые девочки. Желание довериться партнеру возникло у всех, т.к. объясняли дети они и без этого знают друг друга и могут довериться. После просьбы оценить своего партнера по пятибалльной системе, участники оценили друг друга на «отлично».

Занятие способствовало развитию активности, умению вызывать доверие, стремление помочь людям, готовность брать ответственность на себя.

3. Хоровод


Занятие 8

1. Игра «Я не такой, как все, и все мы разные»

Каждый ребенок в течение 5 минут должен нарисовать , что такое радость. Рисунок может быть каким угодно, т.е. можно рисовать все, что угодно.

Затем по очереди показали рисунки, но рассказ участников носил описательный характер. Дети просто рассказывали, что изобразили, какие предметы, при этом, не рассказывая о чувствах, переживаниях.

Был сделан вывод. Все участники враз подняли свои рисунки, показывая их друг другу. Посмотрите несколько минут на ваши рисунки, сравните их и вы увидите, что все они разные. Каждый из вас по – своему понимает и представляет понятие «радость» и потому каждый человек – особенный, неповторимый, потому каждый человек незаменим, и это важно, чтобы все мы, каждый человек ощущал свою ценность. Вы согласны.

2. Игра «Мой портрет в лучах солнца»

«Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопрос: «Почему я заслуживаю уважения?» - но, необычным образом. Нарисуйте солнце, а в центре солнечного круга напишите свое имя. Затем вдоль лучей напишите все свои достоинства, все хорошее, что вы о себе знаете. Постарайтесь вспомнить как можно больше достоинств, чтобы было как можно больше лучей».

Детям очень понравилось это упражнение, они быстро нарисовали свои достоинства. Затем каждый участник показал свой рисунок и рассказал о своих достоинствах.

Занятие способствовало развитию активности, общительности, готовности брать ответственность на себя, находчивости в нестандартных ситуациях.

3. Хоровод


Занятие 9

1. Игра «Продолжи»

Ход игры: «Наше первое занятие мы будем выполнять письменно. На доске написаны предложения, которые вы должны записать в своих тетрадях и продолжить мысль. Предложение нужно закончить с точки зрения того, каким, по вашему мнению, вас видят окружающие. Но начинать надо обязательно с фиксированной фразы.»

В ходе упражнения дети проявляли больше интерес, с азартом старались подбирать окончание фразы, но при этом долго думали. Детям было предложено закрыть глаза, представить ситуацию, когда им хорошо и, посмотреть на нее со стороны, удерживая одновременно свой образ. Такой метод помогал справиться с заданием. Еще одна проблема возникла из- за того, что дети говорили, что существует много ситуаций, когда им, например, грустно. По кругу дети зачитывали свои предложения, рассказывали о своих переживаниях в той или иной ситуации. Дети отметили, что трудно было придумать продолжение фразы, а рассказывать было легко.

2. Игра «Благодарность без слов»

Участникам была зачитана инструкция. Образовались пары. Пары входили в круг и по очереди с помощью невербальных способов общения выражали друг другу чувство благодарности. Приемы, выражения благодарности были однотипны. Это пожатие рук, поклоны, объятия, скрещивание рук на левой стороне груди, улыбки и т.д. После выполнения всеми участниками группы задания велось обсуждение по заданной схеме.

Дети рассказывали, что они ничего не чувствовали, все было как обычно, нормально, каких – либо чувств особых не возникало. На счет второго пункта мнения участников разошлись. Одни говорили, что изображение благодарности выглядело искренно, другие – наигранно, т.к. чувство можно испытать только в реальной обстановке.

В заключении был сделан вывод о том, что благодарность играет большую роль в нашей жизни. Задание способствовало развитию активности, умение вызвать доверие, общительности, находчивости в нестандартных ситуациях.

3. Хоровод


Занятие 10

1.Завершение группы

Каждый участник делился своим мнением. Дети говорили о том, что научились говорить комплименты, выражать благодарность, узнали какие вежливые и теплые слова можно говорить друг другу, играть в интересные игры, узнали друг о друге много нового, узнали о своих достоинствах и недостатках, стали по другому относиться друг к другу научились вести себя правильно.

2. Заключительное слово ведущего

«Уважаемые участники, мы с вами прошли огромный путь самоанализа и самораскрытия. Мы познакомились с различными чувствами, с собственными переживаниями, увидели свои достоинства, увидели себя со стороны, узнали, что думают о нас окружающие, научились радоваться и передавать эту радость другим. Эти занятия показали, что у всех вас много возможностей, много того, что делает каждого из вас уникальным, неповторимым, и того, что доля всех вас – общее.

Спасибо за работу! До свидания!»

Затем было предложено участникам по желанию сдать свои тетради и визитные карточки.


Страницы: 1, 2, 3


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.