РУБРИКИ |
Изучение младшего школьного возраста в работах Бине |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Изучение младшего школьного возраста в работах БинеИзучение младшего школьного возраста в работах БинеМОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.В. ЛОМОНОСОВА
факультет психологии
РЕФЕРАТ ПО ТЕМЕ «ИЗУЧЕНИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАБОТАХ БИНЕ» по спецпрактикуму
Далакян К.Г., д/о, 4 курс, 47 группа Преподаватель: Чурбанова С.М.
Москва, 2007 В своей книге «Современные идеи о детях» А. Бине пишет, что в центре внимания его исследований находятся способности детей и их связь с процессами воспитания и обучения. Бине изучал способности на выборке мальчиков от 6 до 14 лет. Его интересовали индивидуальные различия детей по способностям; интересовало, можно ли развивать способности. По его мнению, образование, т.е. обучение и воспитание каждого конкретного ребенка должно выстраиваться в соответствии с этими способностями. То есть эта проблема напрямую взаимосвязана с практическим применением психологии в воспитании и педагогии. Главная задача, стоявшая перед Бине, задача измерения умственных способностей. Она связана с некоторыми особенностями (проблемами): · существует много различных способностей; · у конкретного ребенка они могут быть развиты неравномерно. Ум – это способность познания, направленная на внешний мир и работающая над воспроизведением его в целом на основании данных нам незначительных отрывков его. Для измерения умственных способностей необходимо было «придумать большое количество испытаний, быстрых и точных, возрастающих по трудности; испробовать их на детях разного возраста большой выборки; выяснить испытания с точностью до года; составить шкалу». Эта шкала была составлена Бине и его коллегами. Шкала для детей самого младшего возраста (3 месяца – 2 года) составлена на основании исследований, проведенных в яслях. Примеры заданий, которые соответствуют определенному возрасту ребенка (то есть те задания, которые большинство детей в этом возрасте выполняет): 3 месяца – произвольный взор. 9 месяцев – внимание к звукам; схватывание предмета при соприкосновении с ним или после зрительного восприятия. 1 год – различение пищи (если ребенку предложить шоколад и дерево, он выберет шоколад). 2 года – хождение; исполнение поручений (направлено на понимание речи); указание своих естественных нужд. С детьми 2 6 лет исследования проводились в детском саду. Детям предлагали повторять слова и цифры, называть предметы окружающей обстановки, называть предметы по картинке, отвечать на вопросы (например, «ты мальчик или девочка?»), сравнить два предмета, например, две коробки, и указать более тяжелую, срисовать квадрат. С 6 и до 12 исследования проводились в школе. Детям задавались вопросы, например, «сколько тебе лет?», «сколько у тебя пальцев?» или более сложные – назови дни недели, месяцы года, девять монетных единиц Франции. Кроме того, давались задачи на счет: назвать сумму двух чисел; назвать, какую ребенок получит сдачу в магазине. Более сложные задачи – на умножение и деление. Примеры других заданий: · составить фразу, в которой были бы два данных слова; · повторить пять цифр; · прочитать текст и затем ответить на вопросы по нему; · исполнить три поручения одновременно; · рассказать о различии между двумя материалами (например, стекло и дерево); · найти ошибку во фразе (например, «Вчера нашли на укреплениях труп несчастной молодой девушки, разрезанный на восемнадцать кусков. Думают, что она сама лишила себя жизни»). Исследования проводились и с детьми старше 12 лет, также с взрослыми людьми. Например, нормы для 15 лет: повторить 7 цифр; подобрать три рифмы к слову; повторить фразу из 26 слов; решить психологическую задачу. Умственное развитие – это сопоставление со шкалой. Таким образом, в центре исследований Бине – умственные способности ребенка. Измерение осуществляется на основании серии субтестов и сопоставления результатов ребенка с результатами, полученными на выборке. (по книге А. Бине «Современные идеи о детях») |
|
© 2010 |
|