РУБРИКИ |
Изучение возрастных и межполовых особенностей самооценки трех школьных возрастов |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Изучение возрастных и межполовых особенностей самооценки трех школьных возрастовИзучение возрастных и межполовых особенностей самооценки трех школьных возрастовМинистерство общего и профессионального образования Российской Федерации Удмуртский Государственный Университет Факультет романо-германской филологии Кафедра общей психологии Изучение межполовых и возрастных особенностей самооценки в трех школьных возрастных группах Выполнили студенты гр.423 и 424 Бюркланд Ярослав Безносов Владимир Проверил: Кагиров Артур Юрьевич Ижевск 1999 Введение. Целью данного исследования является выявление возрастных и межполовых особенностей самооценки в младшем, среднем и старшем школьном возрасте. Для этого были проведено анкетирование учащихся третьего, седьмого и десятого класса средней школы№8 г.Ижевска. В качестве задания школьникам было предложено написать, какие психологические качества они хотели бы в себе убавить и прибавить(не меньше трех, но и не более семи качеств). Изучаемые социальные группы обладают некоторыми особенностями, которые не могли не повлиять на результаты исследования. К числу таких объективных признаков мы считаем нужным причислить следующие: - Анкетирование в седьмом и десятом классах пришлось на время, предшествующее обеденному перерыву, в силу чего учащиеся указанных классов не отнеслись к исследованию с должным вниманием, в отличие от учащихся третьего класса, время для анкетирования которых было выбрано более удачно. - Исследуемая школа не относится к числу элитарных, исследуемые классы не имеют конкретно выраженной направленности, поэтому избранные группы могут представлять объективный срез данной социальной группы. Перед анкетированием с учетом вышеизложенного исследователями были выдвинуты следующие гипотезы: - Учащиеся третьего класса будут в своих ответах, по сравнению с более старшими школьными возрастами, больше ориентироваться на мнение о себе учителей, родителей и т.п., то есть взрослых, являющихся для них непререкаемым авторитетом. Седьмой класс будет ориентироваться на мнение своего окружения (друзей), и десятый класс уже будет иметь о своих психологических качествах собственное мнение. - Неразграничение психологических и непсихологических качеств будет более свойственно третьему классу, чем остальным двум. - Разграничение физических и материальных свойств: в младших классах - ориентация в равной степени на те и другие, в старших классах неразграничение психологических и непсихологических качеств не должно присутствовать. С возрастом тяга к играм будет уменьшаться, тяга к обучению – увеличиваться. Младший школьный возраст. Качество учебной работы школьника, а также и все его поведение оценивается школой, и эта оценка влияет на характер его отношений с окружающими – учителями, родителями, друзьями. К ребенку, небрежно относящемуся к учебе, пропускающему занятия, не желающему учиться, окружающие, естественно, относятся иначе, чем к школьнику, прилежно выполняющему свои обязанности. Вместе с новыми обязанностями школьник получает и новые права. Очень важным для младшего школьника является также и то, что, получая хорошие оценки за свой учебный труд, он может ждать со стороны окружающих не только похвалы, но и уважения. Особую роль играет поощрение, награда. Основной предпосылкой для формирования личности в этом возрасте является переход к новому положению ребенка в обществе, которое обязывает его к ответственной, общественно контролируемой, целенаправленной деятельности, воспитывает чувство долга и ответственности перед окружающими, умение действовать сознательно и организованно, развивает в ребенке волевые качества. Новое положение ребенка наполняет его жизнь глубоким содержанием, что
сказывается на общей направленности его личности, переживаниях,
представлениях. Новая направленность, появляющаяся у детей младшего
школьного возраста, выражается также и в том, что они активно стремятся
найти свое место в коллективе, завоевать уважение и авторитет у товарищей. В младшем школьном возрасте изменяется и система взаимоотношений ребенка с окружающей действительностью, а потому изменяется и углубляется его эмоциональная сфера, возникает впечатление меньшей эмоциональности младших школьников по сравнению с дошкольниками. Это объясняется тем, что, чем старше ребенок, тем лучше он умеет управлять своими эмоциями. В этом смысле показательны ответы учащихся третьего класса: хочу быть спокойной(ным), не нервничать. Правда, такие ответы более свойственны девочкам, поскольку им в этом возрасте сложнее сдерживать эмоции, чем мальчикам, социальная ситуация развития которых с детства обязывала их не проявлять определенные эмоции(«не плачь, ты же мальчик!» и т.д.) В младшем школьном возрасте не только появляются новые эмоции, но и те, которые имели место до школы, изменяют свой характер и содержание. В этом отношении очень показательны исследования детских страхов. У малышей чаще всего страх вызывается тем, что может непосредственно угрожать ребенку. У младших школьников по отношению к обстоятельствам такого рода появляется даже некое бравирование бесстрашием, так как умение преодолеть страх поднимает школьника как в глазах его товарищей, так и в его собственных глазах. В ответах мальчиков часто встречались желания быть смелым. Поведение мальчиков в данном случае, их желание стать смелыми, храбрыми и т.д. определяется стереотипом пола. Появляются другие формы страха, возникающие из разных источников, например, страх показаться смешным, некрасивым, боязнь быт осмеянным и т.п. Большое место занимают ответы, относящиеся к внешности: не хочу быть толстым, иметь узкие глаза, короткие руки и т.д. Стоит отметить, что в данный период развития происходит особенно интенсивное формирование моральных чувств ребенка, вместе с тем означающее и формирование моральной стороны его личности. Жизнь коллектива не может протекать организованно, если не управляется определенными правилами общественного поведения. Такая организация класса практически ставит ребенка, поступившего в школу, перед необходимостью усвоить нормы и правила общественного поведения и общественной морали. Те правила и требования, которые ставит перед ребенком коллектив, выступают тогда для него не как нечто чуждое его собственной жизни и деятельности, а как необходимый элемент его жизни в коллективе класса, школы, как необходимое условие его бытия. Для учащихся третьего класса характерны были ответы вроде: хочу быть добрым, добродушным, отзывчивым, не хочу быть злым и т.п. В связи с тем, что новое положение школьника накладывает на него и новые обязанности, в его сознании возникают представления о труде. Чтобы выполнять обязанности ( а их у младших школьников много, и школьных, и домашних),нужно приложить определенные усилия. Дети чувствуют это и отражают это чувство в своих ответах: хочу часто убираться, не хочу быть ленивым, хочу быть трудолюбивым. Обучение в школе предъявляет к ребенку принципиальные требования. Во-первых, оно требует от ребенка сознательно поставленной специальной цели - учиться. Во-вторых, оно требует подчинить свои умственные процессы этой цели. В начале школьного обучения дети еще не умеют активно заучивать учебный материал, быть постоянно внимательными. Это наглядно демонстрирует большое количество ответов: хочу хорошо пересказывать, хочу, чтобы у меня была хорошая память, хочу быть внимательным. Мышление младшего школьника имеет конкретный характер. В нашем случае, при конкретном вопросе, какие психологические качества вы хотели бы в себе убавить и прибавить, ребенок иногда отвечает предельно конкретно: мне не нравится длина моих волос, то, что у меня узкие глаза и т.д., я хочу хорошо пересказывать, не получать двоек... Младший школьник редко абстрагируется от реальности, и это мешает ему разграничивать непсихологические и собственно психологические качества. Заканчивая разговор о младших школьниках, стоит сказать несколько слов о том, что уже в дошкольный период происходит накопление ребенком знаний о типично мужской или типично женской роли, о физическом различии мужчины и женщины, о различии в их поведении, об их взаимоотношениях, о наиболее важных качествах личности. У ребенка постепенно формируется чувство половой принадлежности и начинают проявляться характерные модели поведения, связанные с «ролью» мужчины или женщины. Придя в школу, ребенок ведет себя соответственно своим представлениям о том, каким должен быть мальчик и какой должна быть девочка. Подростковый возраст. Когда ребенок вступает в подростковый возраст (7 класс), в развитии его самосознания происходит очень важный сдвиг. Он связан с возникновением чувства взрослости. Это чувство выражает совершенно новое отношение к миру и себе. Сравнивая себя со взрослыми, подросток приходит к заключению, что между
им и взрослым нет никакой разницы. Он начинает требовать от окружающих, не
считать его маленьким, ребенок понимает, что у него тоже есть права. В данном возрасте характерно открытие своего «Я», осознание своей индивидуальности, он ищет и находит недостатки в себе. У некоторых появляется недовольство собой. Подростки стремятся занять уважаемое положение среди сверстников, поэтому именно сверстник становится образцом равнения. Кто-то видит свои недостатки, а у кого-то собственная самооценка завышена, но гораздо хуже когда наоборот, потому что подросток сильно переживает если он находит себя хуже других. В нашем случае мальчики нуждаются в остроумии и уверенности, а вот девочкам нужно спокойствие и скромность. Но что интересно – мальчики хотели бы убавить лень и эгоизм, а девочки
лень и раздражительность. Но не стоит забывать, что в этом возрасте
происходит половое созревания и чувства подростков несколько обостренны. И
в данном периоде существует негативная фаза, что обуславливается повышенной
раздражимостью, капризами и т.д. Недовольство собой часто выражается В ответах можно встретить противоречия. Допустим то они хотят добавить
скромность, то убавить – это объясняется становлением индивидуальности. Период самовоспитания, где мальчик ищет и стремится к идеалу Ранняя юность. В возрастной психологии юность определяется как стадия развития начала
полового созревания и до наступления взрослости. По отечественной
периодизации детского развития ранняя юность, или старший школьный возраст Главное новообразование этого возраста – открытие «я», развите рефлексии, появление жизненного плана, постепенное врастание в различные сферы жизни. В ответах прослеживается ориентация на будущее. Положительные качества связаны с выбором профессии, жизнью в обществе. В связи с тенденцией мышления юношей и девушек к абстрагированию у них появляются собственные теории философии, счастья, любви... Последняя – особенно у девушек, которым свойственны любовные переживания, тогда как юноши больше думают о будущем. Для юноши и девушки зрелость и внешность имеют некоторую социальную ценность ( в ответах проскальзывает неразделение психологических и непсихологических качеств: прибавить мускулы и т.п.) Внешность для данного возраста поднимает статус юноши в глазах окружающих, вызывая у них соответствующие чувства и ожидания. Для юношей понятия «величина» и «величие» - почти синонимичны. Со стройным, мускулистым телом в этом возрасте ассоциируются качества вожака: энергичность, решительность (подтверждается результатами тестов). Юношеский возраст – важный этап развития умственных способностей. Развитие интеллекта в юности тесно связано с развитием творческих способностей и стремлением к созданию чего-то нового, что приводит к индивидуальному стилю умственной деятельности. В тестах встречаются такие ответы, как желание прибавить к к своим психологическим качествам артистизм. Многим детям данного возраста свойственно преувеличение своей уникальности, что также проявляется в ответах. Развитие временных представлений тесно связано как с умственным развитием, так и с изменением жизненной перспективы. После 15 лет увеличивается самоуважение, уменьшается застенчивость и все больше возрастает интерес в своем будущем. Юношеские самоописания более динамичны, более разбросаны, а у девочек более субъективны, больше связанные с чувствами, отсюда наблюдается, в ответах у девочек, меньшее количество качеств, направленных на других, чем у юношей. Ответы девушек больше связанны с любовью. Самооценки юношей и девушек сильно зависят от стереотипных
представлениях мужчины и женщины. Поэтому девочки хотят прибавить более В этом возрасте мы заметили такое подразделение: одни ставят четкие цели в своем будущем, а другие живут фантазиями. А характерная черта юношеского возраста – формирование жизненных целей. Юноша также задумывается о пути достижения его целей. И поэтому в ответах мы встречаем желания добавить такие качества как ум, терпеливость, совесть. Внутренний мир только- только сформировался и он еще очень хрупок и человек нередко в этом возрасте переживает нереальность своего Я, одиночества, непонимания. Ранняя юность – период роста социальной активности. Старшеклассник
более заинтересован в происходящем вокруг него и старается принять участие. Заключение. В ходе исследования гипотезы, выдвинутые перед его началом, подтвердились частично. На наш взгляд, причина кроется в отношении учеников к целям и
результатам исследования: старшеклассники участвовали в таких опросах не
один раз, результаты им не показывались, что снизило их заинтересованность. Третьеклассники не разграничивают психологические и непсихологические качества, как мы и предполагали. Среди учеников седьмого и десятого классов такое разграничение присутствует, наблюдается небольшое количество исключений(упомянуто несколько физических качеств), но это связано с индивидуальными особенностями, а не с возрастными. Половые различия наблюдаются в большей степени в седьмом классе, что связано с возрастными особенностями данной группы школьников. В целом наши прогнозы оправдались, что служит подтверждением как традиционных теорий, на которых построена работа, так и соответствия устоявшимся представлениям исследованных групп школьников. Список использованной литературы. Божович Л.И. Личность и формирование в детском возрасте – Москва; 1968. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.4. Детская психология – Москва, Возрастная и педагогическая психология/под ред. А.В. Петровского - Кон И.С. Психология ранней юности - Москва,1989. Мир детства. Младший школьник/сост. А.В. Захарова - Москва,1988. |
|
© 2010 |
|