РУБРИКИ

Ключи от мира. Азбучные истины для языка, который остался без смысла

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Ключи от мира. Азбучные истины для языка, который остался без смысла

Ключи от мира. Азбучные истины для языка, который остался без смысла

Ключи от мира. Азбучные истины для языка, который остался без смысла

Семыкина Е. Н.

В современном обществе не достаточное место отводится языку, однако, одним из важнейших моментов определяющих наше сознание является язык. Очень своевременно сейчас поставить вопросы о модели образования, тесно связанной с жизнью языка и его влиянием на становление и формирование гражданско-нравственной позиции.

Необходимо создание такой школьной модели, которая включает в себя определенные модули, дающие возможность непрерывного сопровождения ребенка в становлении его гражданско-нравственной позиции. Наше образование сегодня изобилует большим количеством программ, методик и это требует модульного подхода, который даст возможность гармонизировать образовательное пространство.

В современной школе необходима интеграция нравственных и эстетических составляющих (а основным цементирующим моментом является эмоциональный ряд), основанная на понимании того, что жизнедеятельность ребенка в процессе воспитания и образования формирует его личность. Как построить систему преподавания так, чтобы каждый ученик усвоил не только знания, но и сформировал свое отношение, получил свой опыт, помогающий ему сделать свой выбор в любой ситуации, и чтобы этот выбор не был асоциальным.

Мы смотрим на «Троицу» Рублева, мы привыкли к ней, мы думаем, что понимаем ее, в ней все просто, как в реальности. Но мы знаем, что существует «обратная перспектива», что именно этот художественный прием погружает нас в духовный мир иконы (заметьте, не Рублева: у иконы нет автора), это не картина, но это прекраснейшее произведение искусства.

Образы живописи очень выразительны, для их создания используются живописные и пластические средства. Они воздействуют на глубинные психофизические механизмы эмоциональности человека. Посредством живописи можно передать сложную гамму человеческих переживаний, различные состояния, что позволяет человеку осознавать и корригировать негативные эмоциональные проявления и превращать их в позитивные. Надо учиться «читать» в искусстве, литературе, истории то, что не проявлено. Именно «там» заключён истинный смысл, и его надо разгадать - найти ключ.

Наша жизнь заполнена большим количеством клише одно из них – «красота спасет мир». Как любая фраза, выхваченная из контекста, она не полна и не передает мысли ее автора. Еще одна заезженная фраза, призывающая нас к скромности - «Я - последняя буква в алфавите». Местоимение, определяющее нашу личность, оказалось в самом конце алфавита и часто можно слышать от учителей в классе желающих осадить ученика: «А ты знаешь, что «я»- последняя буква в алфавите». И все мы вроде бы принимаем эти клише и сами их повторяем иной раз, но что-то противится в нас этим шорам, внутренняя логика и интуиция подсказывают, что не так все просто или вернее все проще и лаконичнее. В чем же искать опоры для своих рассуждений. Вновь возникает фраза: «… ты один мне поддержка и опора, о, великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» [9,С. 198].

В школе на уроках истории и литературы ученикам коротко говорят о том, что за свою историю русский язык пережил несколько реформ, крупнейшие из них произошли при Петре I и после Октябрьской революции, и основной причиной этих реформ называют желание упростить написание и облегчить письмо: «Петровская реформа состояла в том, что, во-первых, из азбуки исключили некоторые устаревшие и ненужные (курсив – Е.С.) буквы… Во-вторых, благодаря петровской реформе значительно упростилась техника написания слов…» [1, С.79], практически тот же посыл в толковании реформы языка и в послеоктябрьский период (не будем углубляться в эту тему, ей можно посвятить отдельное исследование). Проблема в том, что даже серьезные специалисты верят и пытаются уверить нас, что все дело исключительно в технических моментах: неудобно печатать титлы - их сократили, сложно запомнить правописание – надо упростить, несет неуловимую нагрузку буква - ее можно заменить другой. Но надо понимать, что механическое упрощение ведет к разрушению самих основ миропонимания и понимания себя в мире. Если мы отказались от нескольких «незначащих» букв - мы должны понимать, что мы потеряли определенные жизненные смыслы.

Так как главной целью (мы пришли к этому выводу зная, что основные параметры, по которым школа отчитывается и ее проверяют – ЗУНы-знания, умения, навыки) в массовой школе является трансляция знаний, то есть путь, исключающий по сути моральный и нравственный аспект, не дающий возможности развить или сформировать гармонично развитую личность. Ведь личность, не наученная интегрировать знания и нравственно-духовную сферу, не способная эмоционально откликаться на информацию, улавливать моральный аспект в полученных знаниях, не может быть гармоничной. Нами было проведено анкетирование в ряде московских школ. Ученикам был задан вопрос: Есть ли в вашей школе предметы, дающие ответ на жизненно важные вопросы? Из 365 учеников 9-11 классов 53% ответили утвердительно, а 46% респондентов написали, что таких предметов нет. Среди предметов, которые дают такие ответы 8% учеников назвали обществознание, 6%-литературу, 4,9%-историю, 1,6%- мировую художественную культуру. В чем же причина таких результатов? Хорошо, что школьники отмечают эти предметы, но процент так ничтожен, а ведь именно литература, история призваны отвечать на важные бытийные вопросы. По нашему мнению причины кроются в оторванности знаний от нравственных оценок и глубинных личных переживаний ребятами сюжетов и учебных тем, «стерилизации» знаний от гражданского и нравственного переживания и присвоения. Гражданско-нравственный аспект может быть присвоен, не понят или отмечен, а именно присвоен, только в случае эмоционального переживания.

Без эмоционального напряжения, без эстетического опыта проникнуть в тайны бытия, как их понимали наши предки, невозможно. Поэтому на первый план выходит интеграция гражданско-нравственной, эмоциональной и знаниево - информационной сферы. В процессе интеграции ведущую роль играет идея активности субъекта по отношению к учебной деятельности. Ребёнок не просто объект педагогических воздействий, а активный, деятельный их преобразователь.

В процессе интеграции нравственно-эстетических составляющих происходит взаимодействие между школьником и общечеловеческими ценностями, между ребёнком и учителем как носителем этих ценностей. Данное взаимодействие учитывает, что ребёнку можно передать желаемое, только сочетая воздействие на него извне и его собственную деятельность, волю и активность. Цель такого взаимодействия состоит в том, что ученик становится субъектом собственного развития, т.е. в меру своих возрастных возможностей рефлексирует по поводу своего развития и управляет им.

Понятие «педагогическая технология» прочно вошло в современный педагогический лексикон.

Вот моя схема – алгоритм, разработанная в рамках моей технологии интегрированного урока гуманитарного цикла [7,8]. Она отработана в процессе преподавания истории, москвоведения, МХК, и раскрывает направленность деятельности учителя: УРОК---ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ---ЭКСКУРСИЯ---РАБОТА В АРХИВЕ ---ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ---ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ---ЗАЩИТА ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА.

Таким образом, динамика освоения гуманитарных предметов рассматривается как движение от освоения искусства, природы и жизни через внешнее духовное проявление ребенка к усовершенствованию его мыслей, и стремлению к саморазвитию в творчестве, где главным является личность ребенка его индивидуальность. Представленная технология дает возможность для глубокой интеграции не только предметного ряда, но и нравственно-этической составляющей, а эмоциональная сфера является как бы закрепителем устойчивой связи между ними.

Вновь и вновь обращаясь к древнерусским текстам с удивлением отмечаешь для себя, что личное местоимение 1-го лица, единственного числа азъ («Аз бо не хощю тяжьки дани възложити, якоже и мужь мой, сего прошю у вас мала»[1,10] или «Се азъ мьстиславъ володимирь снъ дьржа роусьскоу землю въ свое кнлжение повелъел есмь…» из Грамоты великого князя Мстислава Володимировича и его сына Всеволода около 1130 года) [1,10] /теперь уже знаете/состоит из нескольких букв «А»-аз- первая буква русской азбуки. То есть не было никакого уничижения личного местоимения, а с ним и личность занимала достойное место. Более того, и буква «Я» в русской азбуке никогда не стояла на последнем месте, за ней следовало в разное время в зависимости от проведенных реформ до семи букв /какой еще пример? Смотри на левое поле/

Произнося название древнерусской азбуки, наши предки каждый раз оказывались участниками нравственных и философских переживаний : аз буки веди глаголь добро есть. живете зело земля иже и како люди мыслете. наш он покой рцы. слово твердо ук ферьт хер от цы червь ша…(точки внутри азбуки автора.– Е.С.). Во время чтения азбуки вслух эти звуки произносили на каждом занятии в школе, каждый ребенок, пока не был утерян смысл, понимал «азбучные истины» - …добро есть, живет крепко земля, так как люди мыслят (думают), наш Он покой стережет (охраняет). Как мы думаем, так и живем, о чем же мы думаем и мечтаем, как же мы думаем. Обычно мы думаем о будущем, вспоминаем прошлое, мечтаем о гармонии и счастье. И когда наш язык начинает нести просто функцию-это потеря смысла бытия (и тогда ничто не спасет, да в принципе это спасение уже не нужно).

Точек соприкосновения между этикой и эстетикой практически нет - это две совершенно разные области: этика занимается моралью и нравственностью, эстетика – прекрасным, красотой.

Не всегда, то, что является произведением искусства – этично, нравственно. Чтобы создавать что-то новое в современном искусстве художник (в широком смысле: писатель, режиссер, актер и т., д.) не ограничивает себя ничем, в том числе и нравственными запретами. О некоторых великих творцах искусства и их неэтичных приемах создания произведений ходили рассказы, один из таких рассказов Пушкин включил в свои «Маленькие трагедии». Театр и актерство (лицедейство) относились церковью к «бесовским забавам», актеров хоронили за церковной оградой наравне с преступившими закон.

Нет точек соприкосновения между нравственностью и красотой, но, наблюдая за маленькими детьми, иной раз диву даешься насколько точно они отделяют истинно хорошие поступки от безнравственных, безОБРАЗное от прекрасного.

Прошли и высохли дожди,

Снег падает и снова тает.

Казалось темень впереди,

А вот гляжу, а там светает…

Речь идет о том, что необходимо те нравственные качества, которые заложены изначально в каждом человеке, выпестовать в процессе воспитания и, верно направляя развить гражданскую позицию в каждой личности. Сейчас стали говорить и уже на государственном уровне о внимании к родному языку. Хочется, чтобы это были не только декларации, а глубокое понимание того, что язык формирует гражданско-нравственную позицию любого человека не взирая на его желания и предпочтения. От того на каком языке будут говорить наши дети, в какой форме его будут преподавать, какие смыслы вкладываться в те или иные понятия зависит в конечном итоге суверенность и процветание (п-покой ; р-рцы; о-Он; ц-цы; в-веди; е-есть; т-твердо) нашего отечества.

Список литературы

1. Можейко Н.С., Игнатенко А.П. Древнерусский язык./ Под ред. П.З. Савочкина./- Минск.: Издательство БГУ им. В.И.Ленина, 1970. С. 79

2. «Повесть временных лет» ПЛДР.1. С.22-277

3. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. изд. 3, т.3. -М.: Издательство Академии наук, 1963

4. Психология и педагогика: Учеб. пособие/Под ред. К. А. Абульхановой, Н.В. Васиной, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенина. - М: Изд-во "Совершенство", 1998. С. 307

5. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: 1958. С.11.

6. Селевко Г.К. Педагогические технологии. М., Народное образование –1998.

7. Семыкина Е.Н. Второй урок по теме: «Импрессионисты» //Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Сборник тезисов 2003/2004год-М.: ООО Издательство «Первое сентября»; ООО «Чистые пруды»,2004.-448с. С.249

8. Семыкина Е.Н. Москвоведческий аспект в изучении культурного наследия в рамках интеграционного подхода в преподавании гуманитарных дисциплин.//Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Сборник тезисов 2004/2005 год: Книга 2. -М.: «Первое сентября»; ООО «Чистые пруды»,2005.-720с. С.252

9. Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем в двадцати восьми томах. Изд-во «Наука». Москва-Ленинград.:1967,-Т.13

10. Хрестоматия по истории русского языка. С.П.Обнорского и С.Г. Бархударова. М.:1952, ч.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru




© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.