РУБРИКИ

Комплексная оценка актуального функционального состояния

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Комплексная оценка актуального функционального состояния

Комплексная оценка актуального функционального состояния

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования

Ковровская государственная технологическая академия имени В.А. Дегтярева


кафедра ОПиА



Контрольная работа


По дисциплине: Функциональные состояния в труде


На тему

Комплексная оценка актуального функционального состояния















Ковров 2008

Содержание


Введение3

Глава 1. Литературный обзор проблемы современных исследований ФС

Глава 2. Индивидуальная диагностика субъективных проявлений

 функционального состояния

Выводы

Приложения


Введение


Разработка оптимальных режимов труда и отдыха, адекватная организация производственного процесса и условий его протекания, нормирование труда, профилактика и лечение профессиональных заболеваний, подбор и расстановка кадров, оптимизация процесса производственного обучения вот далеко не полный перечень важнейших практических проблем, разрешение которых невозможно без привлечения данных о специфике и особенностях различных функциональных состояний работника.

В качестве примеров традиционно исследуемых видов функциональных состояний следует назвать утомление, монотонию, напряженность и различные формы стресса.

Но состояние человека невозможно представить в виде простого изменения в функционировании какой-либо одной системы организма. Оно является сложной системной реакцией индивида.

Функциональное состояние человека есть комплекс характеристик тех функций и качеств человека, которые определяют выполнение производственных действий.

Попытки описания, а тем более оценки функционального состояния человека вообще, безотносительно к тому виду реальной деятельности, в процессе которой оно возникает, и эффективность которой определяет, не может привести к успеху. Поэтому вопрос об изучении различных видов функциональных состояний является очень актуальным в современном обществе.

Главным критерием, на основании которого выводы относительно изменения функционального состояния можно считать правомерными, является снижение или повышение эффективности выполнения отдельных действий или всего трудового процесса.

Традиционным стало изучение динамики работоспособности и утомления.

В современном обществе очень важно осознавать необходимость изучения функциональных состояний работников различных профессий, особенно малоизученных, так как знание особенностей их работы и влияние этих особенностей на их функциональные состояния могут значительно облегчить действия, как самих работников, так и работодателей. Поэтому целью нашей работы является рассмотрение вопроса о важности исследования актуального функционального состояния человека.

Для достижения данной цели нами были решены следующие задачи:

1.      Ознакомиться с современными работами по изучению функциональных состояний;

2.      Провести анализ методов используемых в рассмотренных нами экспериментах;

3.      Провести комплексную диагностику своего функционального состояния;

4.      По итогам комплексной диагностики заполнить единый протокол для проведения качественной интерпретации;

5.      Сделать заключение об общей оценки актуального функционального состояния;

6.      Сделать выводы по всей проделанной работе.


Глава 1. Литературный обзор проблемы современных исследований ФС


В нашей работе мы ознакомились с некоторыми современными работами посвящёнными изучению функциональных состояний специалистов разных областей деятельности, а именно:

1.      Рассмотрели особенности психологического состояния профессионалов при использовании компьютерных средств труда (2004 – 2005_mailto: mosmeddinic.ru)

2.      Изучили особенности напряжения и утомления у корректоров полиграфической промышленности (2002 – 2006 #"1_Измерение,_шкалы">К величинам, измеренным в интервальных шкалах, применимы все виды статистических процедур (с учетом ограничений на операции умножения/деления), включая параметрическую статистику для оценки параметров распределения - среднего арифметического, дисперсии, асимметрии, эксцесса. Для оценки связи между переменными рассчитывают коэффициент линейной корреляции Пирсона, применяют регрессионный анализ.

 

Глава 2. Индивидуальная диагностика субъективных проявлений функционального состояния


Проведя литературный обзор по проблеме изучения функциональных состояний в современных работах исследователей, проведём комплексную оценку своего актуального функционального состояния.

Для этого проведём рад необходимых методик и заполним сводный протокол. Для данного исследования мы использовали следующие методики:

1.      Шкала состояний (Приложение Б);

2.      Опросник для оценки острого физического утомления (Приложение В);

3.      Опросник для оценки острого умственного утомления (Приложение Г);

4.      Шкала дифференциальных эмоций (Приложение Д);

5.      Шкала ситуативной тревожности (Приложение Е);

6.      Шкала личностной тревожности (Приложение Ж);

7.      Опросник «Степень хронического утомления» (Приложение И).

Сводный протокол индивидуальной диагностики функционального состояния по комплексу методик.


Испытуемый: Бонадык А.А.

Дата тестирования: 15. 12. 2008. 

Время: 07. 00

Методики

Общий балл

Интерпретация

Шкала состояний

(ИСК)

62

Высокий уровень субъективного комфорта,

Хорошее самочувствие.

Опросник для оценки острого

физического утомления (ИФУ)

12

Лёгкая степень физического утомления.

Опросник для оценки острого

умственного утомления (ИУУ)

4

Отсутствие признаков умственного утомления.

Шкала дифференциальных эмоций

(ПЭМ, НЭМ, ТДЭМ)

42, 16, 11

Сильная выраженность позитивных эмоций,

Умеренная выраженность остро - негативных эмоций,

Слабая степень выраженности тревожно – депрессивных эмоций.

Шкала ситуативной тревожности

(ИСТ)

33

Умеренный уровень ситуативной тревожности.

Шкала личностной тревожности

(ИЛТ)

39

Умеренный уровень личностной тревожности.

Опросник «Степень хронического»

утомления (ИХРУ)

21

Начальная степень хронического утомления.


Характеристика своего функционального состояния на 15. 12. 2008. 7. 00 утра.

Наше актуальное ФС складывается из следующих показателей: ИСК, ИФУ, ИУУ и ИСТ. По результатам соответствующих методик можно сделать следующий вывод, что на момент исследования испытуемый обладает достаточно хорошим самочувствием, что подкрепляется результатами об отсутствии признаков умственного утомления и лёгкой степенью выраженности физического утомления, а так же умеренной степенью проявления ситуативной тревожности.

Данные результаты так же подкрепляются относительно устойчивыми показателями фонового ФС, а именно: умеренный уровень личностной тревожности, сильная выраженность проявления позитивных эмоций и незначительная степень выраженности остро-негативных и тревожно–депрессивных эмоций (Рисунок 1), а так же незначительной степенью выраженности начальной стадии хронического утомления.

Во взаимосвязи все эти показатели подкрепляют друг друга, например: в общем самочувствие испытуемого достаточно благоприятное, но существует небольшая выраженность хронического утомления. Это можно объяснить жизненными событиями, а конкретно приближающейся сессией, когда от испытуемого требуется максимального проявления всех своих знаний и умений. Проявление же в основном позитивных эмоций, обусловлено предшествующим полноценным отдыхом на выходных днях, предшествующих исследованию.

Общая оценка актуального функционального состояния: итак, в общем, актуальное ФС нашего испытуемого мы можем оценить как благоприятное. Т.е. у нашего испытуемого на данный момент исследования не выявлено ни каких отклонений от нормы в деструктивном отношении, а в некоторых случаях выявлено в позитивном сдвиге. Таким образом, мы можем сделать прогноз на эффективность предстоящей деятельности нашего испытуемого, что любая его деятельность (учебная, работа и т.д.) будит достаточно эффективной и продуктивной, и доставит ему массу удовлетворения и положительных эмоций, а все неудачи наш испытуемый будит переносить с лёгкостью, стремясь их преодолеть.


Выводы


Итак, в ходе нашего исследования мы убедились в необходимости рассмотрения и изучения функциональных состояний. Эти моменты являются очень важными как для самих исполнителей любой деятельности, так и для людей, которые обеспечивают нас этой деятельностью и контролируют её результаты.

Для достижения высокой результативности деятельности необходимо создавать благоприятные условия для создания и поддержания оптимального и благоприятного ФС исполнителей. А эти состояния зависят как от окружающей обстановки так и от самих исполнителей деятельности. Поэтому всем без исключения необходимо понимать важность поддержания своего ФС на оптимальном уровне, и владеть необходимыми для этого техниками, ну а это уже тема следующего исследования.


Приложение А



Приложение Б


Бланк ответов по методике «Шкала состояний»

Утверждения

3210123

Утверждения

Баллы

1. Сильный

3210123

Слабый


2. Весёлый

3210123

Грустный


3. Сонный

3210123

Бодрый


4. Спокойный

3210123

Взволнованный


5. Счастливый

3210123

Несчастный


6. Ленивый

3210123

Энергичный


7. Свежий

3210123

Усталый


8. Расслабленный

3210123

Собранный


9. Полный сил

3210123

Истощённый


10. Скучный

3210123

Заинтересованный


Сумма:





Приложение В


Бланк ответов по методике «Опросник для оценки острого физического утомления»

Утверждения

+ -

Баллы

1.Ощущение усталости

+ -


2.Боль в мышцах

+ -


3.Учащённое дыхание

+ -


4.Слабость в ногах

+ -


5.Одышка

+ -


6.Учащённое сердцебиение

+ -


7.Сухость во рту

+ -


8.Дрожь в руках

+ -


9.Затруднённость дыхания

+ -


10.Истощённость сил

+ -


11.Повышенная напряжённость

+ -


12.Желание изменить хар-р работы

+ -


13.Взбудораженность

+ -


14.Общее ощущение дискомфорта

+ -


15. Точность и целенаправленность

+ -


16.Заинтересованность

+ -


17. Ощущение свежести

+ -


18. Энергичность

+ -


Сумма:




Приложение Г


Бланк ответов по методике «Опросник для оценки острого умственного утомления»

Утверждения

Да - нет

Баллы

1.Чувствую общую слабость

Да - нет


2.Мне приходиться заставлять себя

как можно быстрее реагировать на

поступающую информацию

Да - нет


3.Я спокоен и собран

Да - нет


4.Мне душно

Да - нет


5.Хочу хоть немного отвлечься

от работы

Да - нет


6.У меня тяжёлая голова

Да - нет


7.Мне стало трудно думать

Да - нет


8.Чувствую себя раздражённым

Да - нет


9.Мне не хочеться разговаривать

Да - нет


10.Я не обращаю внимания на то,

как идёт работа у колег

Да - нет


11.У меня стали появляться паузы

в работе

Да - нет


12.Время течёт медленно

Да - нет


13.Мне хочеться встать и размяться

Да - нет


14.У меня устали тглаза

Да - нет


15.Мне приходиться напрягать слух

Да - нет


16.У меня постоянно возникают

сомнения в правильности

 выполненной работы

Да - нет


17.Мне весело

Да - нет


18.Мне хочеться работать

Да - нет


Сумма




Приложение Д


Бланк ответов по методике «Шкала дифференциальных эмоций»

I

1.Внимательный

1 2 3 4 5

2.Сконцентрированный

1 2 3 4 5

3.Собранный

1 2 3 4 5

II

4.Наслаждающийся

1 2 3 4 5

5.Счастливый

1 2 3 4 5

6.Радостный

1 2 3 4 5

III

7.Удивлённый

1 2 3 4 5

8.Изумлённый

1 2 3 4 5

9.Поражённый

1 2 3 4 5

IV

10.Унылый

1 2 3 4 5

11.Печальный

1 2 3 4 5

12.Сломленный

1 2 3 4 5

V

13.Взбешенный

1 2 3 4 5

14.Гневный

1 2 3 4 5

15.Яростный

1 2 3 4 5

VI

16.Чувствующий неприязнь

1 2 3 4 5

17.Чувствующий отвращение

1 2 3 4 5

18.Чувствующий омерзение

1 2 3 4 5

VII

19.Презрительный

1 2 3 4 5

20.Пренебрежительный

1 2 3 4 5

21.Надменный

1 2 3 4 5

VIII

22.Напуганный

1 2 3 4 5

23.Боязливый

1 2 3 4 5

24.Паникующий

1 2 3 4 5

IX

25.Застенчивый

1 2 3 4 5

26.Робкий

1 2 3 4 5

27.Стыдливый

1 2 3 4 5

X

28.Сожалеющий

1 2 3 4 5

29.Виноватый

1 2 3 4 5

30.Раскаивающийся

1 2 3 4 5


Приложение Е


Бланк ответов по методике «Шкала ситуативной тревожности»

Утверждения

Вовсе нет

Похоже так

Верно

Совершено

верно

1.Я спокоен

1

2

3

4

2.Мне ничто не угрожает

1

2

3

4

3.Я в напряжении

1

2

3

4

4.Я испытываю сожаление

1

2

3

4

5.Я чувствую себя свободным

1

2

3

4

6.Я расстроен

1

2

3

4

7.Меня волнуют возможные

неудачи

1

2

3

4

8.Я чувствую себя отдохнувшим

1

2

3

4

9.Я встревожен

1

2

3

4

10.Я испытываю чувство внутреннего

удовлетворения

1

2

3

4

11.Я уверен в себе

1

2

3

4

12.Я нервничаю

1

2

3

4

13.Я не нахожу себе места

1

2

3

4

14.Я взвинчен

1

2

3

4

15.Я не чувствую скованности и

напряжения

1

2

3

4

16.Я доволен

1

2

3

4

17.Я озабочен

1

2

3

4

18.Я слишком возбуждён и мне

не по себе

1

2

3

4

19.Мне радостно

1

2

3

4

20.Мне приятно

1

2

3

4


Приложение Ж


Бланк ответов по методике «Шкала личностной тревожности»

Утверждения

1

2

3

4

1.Я испытываю удовольствие

1

2

3

4

2.Я обычно быстро устаю

1

2

3

4

3.Я легко могу заплакать

1

2

3

4

4.Я хотел бы быть таким же счастливым как и другие

1

2

3

4

5.Нередко я проигрываю из-за того, что не достаточно быстро принимаю решения

1

2

3

4

6.Обычно я чувствую себя бодро

1

2

3

4

7.Я спокоен, собран, хладнокровен

1

2

3

4

8.Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня

1

2

3

4

9.Я слишком переживаю из-за пустяков

1

2

3

4

10.Я вполне счастлив

1

2

3

4

11.Я принимаю всё слишком близко к сердцу

1

2

3

4

12.Мне не хватает уверенности в себе

1

2

3

4

13.Обычно я чувствую себя в безопасности

1

2

3

4

14.Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей

1

2

3

4

15.У меня бывает хандра

1

2

3

4

16.Я доволен

1

2

3

4

17.Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня

1

2

3

4

18.Я так сильно переживаю свои разочарования, что долго не могу о них забыть

1

2

3

4

19.Я уравновешенный человек

1

2

3

4

20.Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

1

2

3

4



Приложение И


Бланк ответов по методике «Опросник степень хронического утомления»

1.Чаще всего у меня хорошее самочувствие

Да - нет

2.Я стал раздражительным

Да - нет

3.В последнее время я стал хуже видеть

Да - нет

4.Я стал забывчивым

Да - нет

5.После работы я чувствую себя разбитым

Да - нет

6.Мне нравиться работать в коллективе

Да - нет

7.У меня часто бывает подавленное настроение

Да - нет

8.Я чувствую постоянную тяжесть в голове

Да - нет

9.У меня отекают ноги

Да - нет

10.У меня бывают головокружения

Да - нет

11.У меня бывает ощущение, что мне трудно вздохнуть

Да - нет

12.Мне всегда хочеться как можно быстрее закончить

работу и уйти домой

Да - нет

13.После сна я обычно встаю вялым и плохо отдохнувшим

Да - нет

14.Мой рабочий день обычно пролетает незаметно

Да - нет

15.Я стал ссориться со своими близкими

Да - нет

16.После пробуждения я засыпаю с трудом

Да - нет

17.Я постоянно испытываю неприятные ощущения в глазах

Да - нет

18.В последнее время меня стали раздражать вещи,

к которым раньше я относилась нормально

Да - нет

19.Я стал вялым и безразличным

Да - нет

20.Мне удержать в памяти даже те дела, которые

нужно сделать сегодня

Да - нет

21.За последнее время мне стало трудно работать

Да - нет

22.У меня ровный и спокойный характер

Да - нет

23.Меня мучают боли в висках и во лбу

Да - нет

24.У меня часто бывают приступы сердцебиения

Да - нет

25.Когда я работаю, у меня почти всё время болят спина и шея

Да - нет

26.У меня часто возникает ощущение тошноты

Да - нет

27.У меня часто болит голова

Да - нет

28.Моя работа мне перестала нравиться

Да - нет

29.Я постоянно хочу спать днём

Да - нет

30.Мои близкие стали замечать, что у меня портиться характер

Да - нет

31.Когда я читаю, мне приходиться напрягать глаза

Да - нет

32.Чаще всего у меня беспокойный сон

Да - нет

33.Я с удовольствием прихожу на работу

Да - нет

34.Я всё время чувствую себя усталым

Да - нет

35.В последнее время я чувствую общее недомогание

Да - нет

36.Я чувствую себя абсолютно здоровым человеком

Да - нет

Сумма:





© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.