РУБРИКИ

Концепция пенитенциарной школы

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Концепция пенитенциарной школы

Концепция пенитенциарной школы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО «КАМЧАТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. ВИТУСА БЕРИНГА»

 

 

 

Кафедра Теоретической и прикладной психологии

 

 

 

 

контрольная работа

 

по дисциплине: психология образования

 

 

 

 

 

тема:   Концепция    пенитенциарной   школы

 

                                               

 

 

 

 

 

 

 Выполнила студентка

                                  Патапеня С. П.

                                              психолого-педагогического

                                               факультета, специальность

                                                                    «Психология»   заочной

формы обучения

 

 

 


                                     

 

 

 

 

Петропавловск – Камчатский

2006

Содержание :

 

 

 

   Введение …………………………………………………………………………3


1.          Цели   и  задачи   психологической  службы……………………………….4

2.          Принципы   построения   пенитенциарной   школы………………………..5

3.          Основные    направления    работы    психолога   в   пенитенциарном      учреждении………………………………………………………………………....7

3. 1. Психодиагностическое………………………………………………8

3.2.  Коррекционное……………………………………………………….9

3.3.  Культурно –просветительское……………………………………...11


4.       Список  литературы………………………………………………………...13



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение


         По данным министерства юстиции России, на 1 января 2002 года в исправительных учреждениях страны находилось 1 млн. 200 тыс. человек. Это при населении страны 145 млн. человек. Если учесть , что столько же людей сидели в тюрьмах СССР в 1937 году, когда население страны достигало 189 млн. человек, легко представить масштабы социального бедствия.

         По числу заключённых Россия лидирует в мире (около 800 заключённых на 100 тысяч населения ).   30 % осужденных в исправительных колониях и 70 % в воспитательных не имеют основного общего образования, а около 700 человек обучаются в 1-4 классах. Эта статистика лишний раз доказывает, какую важную роль в социальной реабилитации может играть средняя школа, как актуальна разработка и выбор психологических и педагогических технологий. 

В исправительные учреждения люди попадают из самых разных общественных групп – от необразованных маргиналов до научных работников  и крупных бизнесменов. Образовательный ценз их различен, поэтому согласно статье 108, ч. 1  Уголовно-исполнительного кодекса РФ, все лица в возрасте  до 30 лет,   не    имеющие     основного   среднего образования ( 9 классов), обязаны учиться в школах при ИУ.  

Многие из осужденных утратили способности к учебной  деятельности в связи с большим перерывом в учёбе. Поэтому первым шагом в их перевоспитании является приобщение к общественно - полезному труду и обучение в общеобразовательной школе, т. е. направление творческого потенциала осужденного в полезное русло.

Чем полнее будут учтены способности осужденных при распределении их по участкам, бригадам, специальностям, тем выше будет эффект их социальной реабилитации. [ 2]




Цели    психологической   службы:

·        Содействие администрации учреждения в создании социальной ситуации развития, обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития  осужденных;

·        Содействие в приобретении заключёнными психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии,   развития   карьеры,   достижения успеха в жизни;

·        Оказание помощи в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей,  состояния здоровья.


Изучение способностей учащихся помогает решать ряд важных задач:

·        развивать волевые, эмоциональные, интеллектуальные и нравственные   качества   личности   осужденных;

·        осуществить правильный  профессиональный отбор поступивших в    колонию,     в    интересах    общества;

·        развивать  способности осужденных в процессе производственной деятельности;

·        наметить профессиональную ориентацию освободившихся из колонии лиц, психологически подготовить их к труду на свободе;

·        переключить способности, имеющие антиобщественную направленность,   на   полезную   для   общества  деятельность.

В каждом человеке есть доброе начало, и это начало нужно лишь беречь и развивать.  Мысль Достоевского Ф. М., что каждый человек самоценен, должна быть положена в основу всей деятельности пенитенциарной школы.  Потенциальные возможности души каждого человека поистине беспредельны. Это относится и к тем, кто совершил преступление. Выдающийся врач и философ прошлого века, наш соотечественник Ф. П. Гааз был убеждён, что наказание при всей его суровости не должно быть мучительным и жестоким и что преступник – это человек неучастный, вызывающий жалость и сострадание. Он считал, что преступление чаще всего бывает несчастьем, следствием порока и нищеты, отражением окружающей среды человека.

Каждый человек нуждается в психологической защите, утешении, в той

психотерапии, к которой обращается масса людей, не состоящих на учёте в психиатрических клиниках, но в то же время переживающих состояние глубокого психологического дискомфорта,  подсознательно  ищущих  помощи.

В классических обществах эту функцию выполняет церковь. В условиях пенитенциарных систем, где медицина технизирована и малочисленна, а церковь ( хоть и уважаема) слаба, эту функцию должна выполнять школа.

Отсюда вытекает первый принцип построения модели пенитенциарной школы – функционирование в гуманистической (феноменологической) парадигме образования, при которой человек – главная ценность педагогической культуры.   Школа должна не только транслировать знания, сохранять национальную память, но и дать возможность каждому ученику глубже понять себя и окружающих, раскрыть свой творческий потенциал, самореализоваться.

Учитывая большую пестроту возрастного, национального, конфессионального состава учащихся и характер совершённых ими преступлений, вторым принципом следует провозгласить личностно-ориентированный подход к образованию, так как именно ему присущи человекообразующие функции – сохранение и восстановление  телесного и душевного здоровья, личной свободы,    духовности,    нравственности,    поиск   смысла   жизни.

Многие из учащихся     пенитенциарных      школ на долгие годы изолированы     от     общества        (часть из них        вернутся     в    семьи,    живущие     в     новых     социальных    условиях).

Отсюда вытекает третий принцип построения пенитенциарной школы – ресоциализация личности учащихся. Любая цивилизованная форма образования должна выполнять и культурно-созидательную функцию, так как культуру нельзя сохранить иначе, как через человека.

Поэтому четвёртый принцип построения пенитенциарной образовательной системы – культурная идентификация учащихся (переживание чувства принадлежности к национальной культуре). [ 3]


Таким образом, вся система образования в условиях закрытого социума должна строиться исключительно на антропологических ценностях.

Рассмотрим   назначение этих функций.

Образовательная функция должна формировать общую культуру учащихся, транслировать знания, воспитывать и развивать духовную, творческую, гуманную,  адаптивную  личность.

Функция ресоциализации состоит в профессиональной адаптации учащихся в соответствии с динамикой общественного развития, в повышении их деловой квалификации.

Валеологическая функция заключается в санитарно-гигиеническом, медицинском просвещении, в проведении психологических тренингов, популяризации валеологических    знаний.

Рекреационная функция организует досуговое пространство как сферу восстановления психофизических сил, здоровья и творческого потенциала.

Функция самоактуализации должна формировать в сознании учащихся понимание    своей   самоценности,    уникальности    и полезности обществу.

Коррекционная функция школы выполняет роль практической реализации методов    и     приёмов     коррекционной     педагогики    и     психологии. [ 5]

В любой школе при ИУ преобладает, как правило, контингент 8 – 12 классов. В начальных классах монокомплексной школы (все в одной комнате под руководством одного педагога). Если не набирается класс-комплект из 25 человек, (что обычно бывает в 5-7 классах), то занятия ведутся по системе заочного обучения.

Обычно    пенитенциарная        школа   работает    в    режиме    сменной (вечерней): часть учащихся работает в первую смену, учится во вторую, другая часть – наоборот. Смены меняются через неделю.

Важнейшей особенностью пенитенциарных школ является доминирование воспитательных задач над обучающими, т. е. важнейшая функция пенитенциарной школы – человекообразующая.  [ 2]

 

В условиях лишения свободы пенитенциарная школа является той нитью, которая связывает учащихся с остальным обществом и приобщает  их к реалиям жизни. А ещё чаще педагоги пенитенциарных школ являются первыми и даже единственными из людей, говорящими ученику доброе слово.


Главная задача пенитенциарных школ – обеспечить смену мировоззрения  учащихся, воспитать людей гражданского общества. Особенность пенитенциарной школы состоит в том, что её ученики как бы существуют в двух ипостасях – с одной стороны, осужденный, отбывающие наказание в исправительном учреждении, с другой  - это наши ученики. Этим во многом определяются и уровень отношений в системе «Учитель – ученик», и содержание воспитательной работы, и учебные педагогические технологии. Находятся учителя, которые постоянно на уроках думают, что перед ними преступники.

Но разве можно за преступление судить дважды ?

А можно ли в пенитенциарной школе говорить о педагогике сотрудничества и сотворчества и о творчестве вообще ? 

Ведь эти люди не безнадёжны. Многочисленные тесты и другие методики социально – психологического    исследования    убеждают   в   этом. [ 2]

ОСНОВНЫЕ     НАПРАВЛЕНИЯ     РАБОТЫ     ПСИХОЛОГА     

В   ПЕНИТЕНЦИАРНОМ  УЧРЕЖДЕНИИ:     

При всем многообразии работы  с осужденными ее можно свести к двум основным функциям:

·        психологическая    диагностика    и

·        психологическая    коррекция   (или    психотерапия).

1.       Диагностическое 

К основным психодиагностическим задачам относятся:

- первичное изучение личности осужденных с целью разработки программы их ресоциализации;

- уточнение диагноза и ориентирование осужденных на исправление;

- изучение осужденных в процессе отбывания наказания и проведения терапевтических мероприятий;


- обследование осужденных в связи с изменением условий содержания или предстоящим освобождением.

В процессе психодиагностической деятельности   психолога  используются различные методы, среди которых:

- изучение личного дела, материалов уголовного дела;

- проведение психологического тестирования;

- интервьюирование;

- наблюдение за поведением в «жилой группе» и др.

 

Психодиагностическая     работа    с    осужденным    направлена  

 на    решение    ряда     задач:

1.     Первичное изучение осужденных с целью разработки программы их ресоциализации. Первичная диагностика очень ответственная, кропотливая и длительная по времени (до шести недель) процедура. Она требует высокой квалификации. Психолог  проводит углубленную диагностику личности осужденного с целью определить характер расстройства и наметить план работы с осужденным в ходе отбывания им наказания. На этом этапе

2.     Психолог осуществляет анализ жизненного пути осужденного, материалов личного дела, проводит необходимое психологическое тестирование, наблюдает за поведением осужденного, беседует с ним и с другими сотрудниками. Современный уровень компьютеризации учреждений исполнения наказаний позволит психологам получить быстрый доступ ко всем интересующим их документам, используя возможности локальных сетей учреждения. В работе по обследованию осужденных психологу должны помогать специально подготовленные ассистенты (при проведении тестирования) и сотрудники общей службы исполнения наказаний.

Психолог предоставляет свои выводы в письменном виде в форме развернутой характеристики на осужденного и предложений в план его ресоциализации.


  1.   Психологическая   коррекция   личности  и  поведения   осужденного :

Уже в 80-е годы в отечественной научной литературе отмечалась необходимость различать клинически ориентированную психотерапию, направленную на смягчение или ликвидацию имеющейся симптоматики (неврозы, фобии, страхи и т.п.), и психологическую (коррекция и развитие личностных качеств психически здоровых людей).

Психотерапией, ориентированной на клинику, занимается психотерапевт с базовым медицинским образованием. Второе направление психотерапии - область работы практического психолога. Однако в обыденном сознании термин «психотерапия» ассоциируется только с медицинской практикой, с лечением, а не с психологической помощью. В этой связи представляется целесообразным, чтобы психологи шире использовали термины «психологическая коррекция», «психологическая помощь», «психологическое консультирование», «групповая психокоррекция», «социально-психологический тренинг». Каждое из этих понятий имеет смысловые нюансы, но все они описывают деятельность, направленную на осознанное изменение личности и ее поведения. [4 ]

 Цели   психотерапии формулируются на основе диагностического результата, который направлен через анализ «дефицитов» на общее описание и структурный анализ личности. Единый взгляд на личность является важным условием того, чтобы все сотрудники, участвующие в терапии, имели представление о психологических особенностях, мотивах, конфликтах и проблемах. С уверенностью можно говорить о том, что целостное восприятие личности является предпосылкой к тому, что сотрудники будут адекватно реагировать на проблемы и поведение осужденных, а также будет установлено постоянное внимание и соответствующее отношение к осужденному, что сохранит благоприятный климат в социально-терапевтическом учреждении в целом.

Цели психологической коррекции определяются в соответствии с результатами психологической диагностики в индивидуальном порядке для каждого конкретного случая. По результатам диагностики, как правило, фиксируется большое число отклонений в социальном поведении и переживаниях осужденных. Соответственно и цели терапии должны быть комплексными и многослойными. Они могут одновременно включать различные направления терапии, требующие использования разнообразных форм и методов воздействия. [ 3]

В ходе терапевтических мероприятий решаются следующие задачи:

- содействие осужденному в психологическом анализе его проблемы;

- проработка иррациональных и антисоциальных установок;

- проведение сексуально-педагогических мероприятий;

- развитие коммуникативных способностей;

- увеличение социальной компетентности и создание предпосылок для самоутверждения;

- развитие способности к установлению адекватных отношений с окружающими;

- тренировка самоконтроля в отношении проблемных сексуальных реакций в поведении;

- развитие обязательности и чувства ответственности;

- тренировка самоконтроля в отношении агрессивного поведения;

- развитие сочувствия к потерпевшему (жертве);

- обучение методам саморегуляции (поведение в стрессе);

- повышение самосознания и самооценки;

- побуждение к адекватному поведению в свободное время;

- терапия страхов и фиксирования на определенных ролях в поведении;

- развитие понимания и учета интересов других людей;

- поощрение и закрепление навыков успешного поведения;

- расширение стратегий решения проблем;

- разработка реальных жизненных планов;

- анализ мотивов и причин совершения преступления;

- улучшение ролевой подвижности.


3.   Консультативно -  просветительская   работа.

·       отбор сотрудников на службу;

·       организационное консультирование;

·       обучение и повышение квалификации сотрудников;

·       супервизию деятельности сотрудников.

- Отбор персонала на службу осуществляется группой сотрудников, в которую входит в обязательном порядке психолог. Мероприятия по непосредственному отбору длятся в течение нескольких дней.

Первым этапом отбора является собеседование с претендентом по выявлению когнитивных искажений. Представления кандидатов, складывающиеся в основном при помощи средств массовой информации, могут сильно отличаться друг от друга: для одних тюрьма - это санаторий для осужденных, для других - стена, к которой приковывают узников. В процессе собеседования обговариваются и различные концепции исполнения наказания: покарать за преступления, спрятать от общества, заставить работать на общество, перевоспитать и т.п. В ходе беседы вводится идея ресоциализации и наблюдается реакция кандидатов.

- Под организационным консультированием понимается деятельность по формированию команды, консультированию руководства при принятии решений, оптимальному использованию рабочего времени и др. Фактически речь идет о помощи в организации работы других служб. В последнее время основными темами организационного консультирования становятся:  перспективы развития учреждения, составление перспективных планов, в первую очередь связанных с созданием социально-терапевтических отделений; [ 1]

-  Обучение и повышение квалификации сотрудников осуществляется как непосредственно в учреждении, так и на базе Академии Министерства юстиции. В первую очередь в поле зрения психологов попадают новички, которых знакомят с учреждением, его правилами, функциями и т.п. Их информируют об основных психологических особенностях осужденных, условиях отбывания наказания, методах кооперации с другими сотрудниками и т.п.

К сфере повышения квалификации внутри  учреждения относится и консультирование коллег и сотрудников. Темами подобных консультаций чаще всего становятся формы и методы работы с различными категориями осужденных (агрессивными, умственно отсталыми и т.п.).

- Супервизия деятельности сотрудников предполагает наблюдение за работой сотрудников других служб и коллег-психологов для оказания методической и иной помощи по повышению профессионального мастерства. Обычно проводится либо с начинающими службу сотрудниками, либо с теми, с кем возникают проблемы. Супервизия является обычной практикой в период прохождения сотрудниками аттестации.

 

Список   литературы:

 

 

1.       Кабаева Г. В.,  Кукушин В. С.  Нравственное  возрождение  личности в условиях закрытого социума.   Концепция   развития   ВСОШ -26.,  Ростов н/Д 

ГинГо,   1997.


2.       Зайцева  И. А.,    Кукушкин В. С.,    Ларин Г. Г.,    Румега Н. А.,  

Шатохина В. И.   Коррекционная педагогика /  М.:   ИКЦ   «МарТ»; 

Ростов н/Д 2004.


3.       Кабаева Г. В.,  Кукушин В. С.  Мир человека. Программа нравственного воспитания оступившихся // открытая школа. 2000. № 6.


4.       Краткий  психологический  словарь   М.,  1985  с.


5.       Газман О. С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию ХХ1 века. –М.: Инноватор. 1996. Вып. 6



© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.