РУБРИКИ

Концепция Вирджинии Сатир в рамках семейной психотерапии

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Концепция Вирджинии Сатир в рамках семейной психотерапии

Концепция Вирджинии Сатир в рамках семейной психотерапии

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина













РЕФЕРАТ





на тему:





КОНЦЕПЦИЯ ВИРДЖИНИИ САТИР В РАМКАХ

 СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

 

 

 

 

Студентки  факультета социологии и социальной работы 51 группы

Шельменцевой Татьяны

 

 

 

 

Преподаватель:

Аверьянов А.И.

 

 

 

 

 

 


Тамбов 2001
СОДЕРЖАНИЕ

 

§1.   Концепция Вирджинии Сатир

2

           Положение 1: Влияние родительской семьи на человека

2

           Положение 2: Семья как система

3

           Положение 3: Низкая самооценка

5

           Положение 4: Потенциал целостной личности

6

           Положение 5: Процессуальный подход

7

           Положение 6: Процесс изменений

12

§ 2. Психотерапевтический процесс по методике Сатир

14

  1. Начальная стадия

15

          2. Промежуточная стадия

17

          3.  Заключительная стадия

22

Литература

26


        Вирджиния Сатир внесла большой вклад в развитие пси­хотерапии: она стояла у истоков семейной психотерапии, оказала сильнейшее влияние на сам психотерапевтический процесс, привнеся сюда новые техники, и способствовала установлению мира на Земле, используя в масштабе между­народных отношений психотерапевтические техники для работы в семье.

*  *  *

 

§1.   Концепция Вирджинии Сатир

Отправным пунктом для своей концепции Сатир избрала влияние старших в семье и чувство отверженности. Все учение Сатир можно свести к шести основным идеям:

1. Семья, в которой мы выросли, во многом определяет наше поведение и установки.

2. Семья — это система, а потому она стремится к равно­весию, для поддержания которого порой в ход идет навязывание ролей членам семьи, система запретов или нереальные ожидания (в этом случае потребности членов семьи вступают в конфликт друг с другом, и нарушения обеспечены).     

3. Нарушения в системе семьи порождают низкую самооценку и защитное поведение, так как человек все равно будет стремиться повысить самооценку и оберегать ее от нападок извне.

        4. В каждом человеке достаточно сил для личностного  роста и здоровой активной жизни.    

        5. Всегда есть возможности для личностного роста, но  психотерапевтическую работу нужно проводить на уровне  «процессов», а не «содержания».

       6. Процесс изменений захватывает всего человека и включает несколько стадий.

           А теперь обо всём более подробно.

Положение 1: Влияние родительской семьи на человека

 

      Семья, в которой мы выросли, во многом определяет   наше поведение и установки.

Сатир замечала, что на протяжении многих веков семья была крайне иерархичной по своей сути, это порождало не­равенство, узурпацию власти, дисгармонию в отношениях, конформизм и сводило на нет понятие уникальности чело­века как личности. В системах с жесткой иерархией:

1) кто-то один захватывает всю власть и навязывает един­ственно правильный способ «как жить», который все обяза­ны брать за образец;

2) в трудный момент нужно найти человека, которого можно обвинить во всех грехах;

   3) перемены недопустимы.

        Подобная система и в грош не ставит неповторимую ин­дивидуальность человека с его оттенками темперамента, та­лантами, интересами, мыслями, чувствами и потребностями. При таком положении дел теряется индивидуальность, по­тому что все члены системы, и «правитель» в том числе, дол­жны принести частичку самобытности в жертву системе.

      Сатир указывала, что в системах, где отношения строят­ся на безоговорочном доминировании одного человека и пол­ном подчинении остальных или же когда налицо превосход­ство кого-то одного над другими, неизбежна узурпация вла­сти, что может повлечь за собой нарушения системы. В этом случае совершенно не важно хорошие отношения между людьми или плохие. К примеру, отношения между мужем и женой, родителем и ребенком, врачом и пациентом, учите­лем и учеником могут быть вполне теплыми и, тем не менее, порождать узурпацию власти, если предполагается, что кто-то важнее всех остальных. Ребенок, делающий первые шаги в неизвестном для него мире, конечно же, слабее своих роди­телей, а потому он очень болезненно реагирует на то, когда другие считают его слабым. Особенно если родители просто не знают, как дать ребенку понять, что они уважают его чув­ства, желания и мнения.

      Жестко иерархичная система абсолютно не считается с индивидуальными различиями и уникальностью человека. Члены этой системы не вольны искренне выражать свои чув­ства, но, чтобы не стать изгоями, обязаны подчиняться авторитетам.

В жестко иерархической системе причинно-следственные связи строго прямолинейны, у каждого события есть только одна причина. Так, ребенок в семье подчас становится при­чиной якобы всех семейных неурядиц.

      Другая отличительная черта жестко иерархичных си­стем — неприятие перемен. Перемены здесь недопустимы, считается, что они таят в себе скрытую угрозу и могут на­влечь большие неприятности. Система опирается на посту­лат, что единственный путь обеспечить себе безопасность — это всячески поддерживать существующий порядок, избегая любых перемен и сопротивляясь им. А поскольку в семьях, где подрастают дети, перемены неизбежны, родители посто­янно сталкиваются с необходимостью как-то реагировать на эти перемены; пугаясь же их, родители делаются все более властными и суровыми.

Положение 2: Семья как система

 

           Семья — это система. Как всякая система, она стремится к равновесию, ради поддержания которого навязываются роли, насаждаются запреты, появля­ются нереалистичные ожидания; в этом случае потребности отдельных членов семьи не удовлетво­ряются и, наконец, система дает сбой.

        Семья — это система, неизменно стремящаяся к равнове­сию и плотно держащая человека в своих тисках; впервые Сатир осознала это в 1951 г., проводя психотерапевтические сеансы с молодой женщиной, которую считали больной ши­зофренией. Пока сеансы проводились один на один с паци­енткой, дело шло на поправку, но как только Сатир привлек­ла к психотерапии мать девушки, все достижения пошли пра­хом, то же самое случилось, когда она пригласила отца. Но по-настоящему Сатир поняла механизм внутреннего взаимо­действия этой семьи лишь тогда, когда появился последний ее член — брат. Когда все были в сборе, стало очевидным, что родители возвели сына в ранг божества, в то время как дочь превратилась в «мальчика для битья».

      Опыт, полученный Сатир при работе с этой семьей, по­служил базой для развития концепции о том, что семья — это система, новое целостное образование, а не просто сумма от­дельных ее составляющих, нужды которой могут всецело подавлять нужды отдельного ее члена.

    Сатир убедилась, что рассогласованные семейные систе­мы поддерживают внутреннее равновесие с помощью навя­занных ролей, запретов и жестких правил, непререкаемых законов и нереалистичных ожиданий.

Навязанные роли


Сатир изложила свою концепцию навязанных патологи­ческих ролей в книге «Психотерапия в семье» (1983), где взя­ла в качестве примера семью из трех человек, члены которой были разобщены и относились друг к другу с опаской и не­доверием. Родители видели в ребенке лишь возможность удовлетворения своих личных потребностей, вменяя ему в обязанность быть то «своим парнем», то «союзником мамы», то «союзником папы», «курьером» или «миротворцем». В результате дети, заклейменные «скверными, больными или сумасшедшими», нередко и ведут себя соответственно. Са­тир считает, что в этом случае они берут на себя роль «иден­тифицированного пациента» — ИП:

«В некоторых семьях ребенок с самого рождения ста­новится ИП, в других же семьях эта роль передается от старших детей. Возможны случаи совмещения этой долж­ности с братом или сестрой.

1. В некоторых семьях иногда все мальчики (или де­вочки) один за другим или все сразу играют роль ИП.

2. В других семьях, как только ребенок достигает под­росткового возраста, он становится ИП.

3. Возможен вариант, когда двое, трое и более детей принимают на себя роль ИП и выполняют ее сообща или по очереди. Или же один берет на себя часть этой роли, а другой ребенок — остальное».

        Человек, играющий роль «идентифицированного пациен­та», чувствует себя двояко: он одновременно бессилен и все­могущ, поскольку амплитуда этой роли довольно широка: от властителя до ничтожества. Родители, твердящие, что ребе­нок ведет себя «скверно, странно, ненормально», всякий раз подпитывают низкую самооценку и чувство ничтожности у ребенка. В результате потребности ИП загоняются внутрь, он не доверяет окружающим и, парадоксальная вещь, в то же вре­мя крайне чувствителен к тому, что о нем думают другие.

Запреты и жесткие правила


       Запреты порой держат в тисках всю семью; когда явно, а когда исподволь этот незримый свод законов диктует, что надо думать, чувствовать и как поступать. В семьях с жест­кой иерархией во главу угла ставятся такие постулаты: «кто-то должен быть главным», «различия губительны», «должен быть козел отпущения», «нельзя допустить перемен». К тому же свод этих неписаных законов идет рука об руку с посту­латом «дурно смотреть, слушать, чувствовать, желать, спра­шивать, говорить об этом». Сатир полагала, что запреты, ущемляющие самовыражение, больнее всего ударяют по са­мооценке и активности человека.

 «В некоторых семьях не одобряют и всячески избега­ют проявлений гнева. В других семьях позволительно по­казывать свое раздражение в одних случаях и не позво­лительно в других; или же сцены ярости допускаются в общении между определенными людьми, но запрещены для остальных. Наконец, есть и такие семьи, жизнь в ко­торых напоминает постоянно бурлящий котел. В семьях, где не принято проявлять нежность, дети относятся к по­сторонним озлобленно. И все же потребность в общении столь велика, что если ее не удается удовлетворить "по-хорошему", то она перерождается в озлобленность и за­диристость».

     Иногда Сатир называет эти правила «внутренним долгом» или же «жизненно важными убеждениями», говоря, что по­рой мы, сами того не замечая, следуем им, стремясь заслу­жить одобрение семьи и боясь стать никому ненужными из­гоями; разрушение этих правил для нас смерти подобно.


Нереалистичные ожидания


      Сатир считала, что наряду с запретами и навязанными ролями нереалистичные ожидания служат для поддержания хрупкого равновесия в семье с нарушенной системой. В кни­ге «Психотерапия в семье» Сатир всесторонне осветила этот вопрос. Она считает, что нереалистичные ожидания супру­гов сводятся в основном к тому, что один из супругов ждет, что другой:

— станет для него родителем и исполнит все его желания;

— будет бередить его детские страхи и переживания;

— мечтает о том же, что и он сам;

— вселит в него веру в себя и уважение к своей личности;

— дополнит то, чего ему катастрофически не хватает;

— будет тем существом, которое он будет обвинять в сво­их же собственных грехах.

Как полагает Сатир, в отношениях «родитель — ребенок» при нереалистичных ожиданиях со стороны родителя он ждет, что ребенок:

— позволит родителю гордиться собой, достигнув чего-нибудь стоящего;

— желает того же, что и родитель, и стремится к этому;

— будет признателен за то, что родитель делает для него;

— хочет поступать во всем так же, как родитель;

— будет заботиться о своем родителе;

    — положит конец супружеским ссорам.

      Порой родители ждут от ребенка невыполнимого, просто не имея понятия, на что способен ребенок в таком возрасте. Или же наоборот, наивно полагают, что тот будет оставаться на одной стадии развития до бесконечности. Часто ребенок становится объектом нереалистичных ожиданий, которые по своей сути являются проекциями проблем родителя. Он на­деляет ребенка качествами какого-то третьего лица и ждет от него соответствующего поведения.

В заключение можно сказать, что разлаженность се­мейной системы зиждется на нереалистичных ожиданиях, о которых говорилось выше; запретах, повелевающих стро­го-настрого молчать обо всем, что бы ни происходило в се­мье; и, наконец, навязанных ролях, тех, что делают ребенка средством решения супружеских конфликтов.




Положение 3: Низкая самооценка

 

        Сбои в семейной системе порождают низкую самооценку и защитное поведение, так как в человеке заложена потребность отстаивать свою самооценку и держать оборону от нападок извне.

        Сатир выделяет четыре типа защитного поведения, кото­рые она называет «позы обороны» — заискивание, обвине­ние, сверхрасчетливость, сбивание с толку:

    «Когда мы заискиваем, то принижаем чувство соб­ственного достоинства, позволяем другим командовать нами и постоянно поддакиваем. Заискивание часто скрывается под маской предупредительности, безусловно, ува­жаемого качества в ряде культур. Но заискивание это от­нюдь не предупредительность. Заискивая, мы приносим в жертву чувство собственного достоинства. Мы превра­щаем в ничто наше самоуважение, всячески давая понять, что мы мелки и ничтожны. С готовностью беря на себя ответственность за все беды и напасти, порой мы рьяно доказываем свою вину, приводя море доводов.

Позиция обвинения — это полная противоположность заискиванию. Огульное обвинение — это искаженное от­ражение общественных норм, гласящих: никогда не давай себя в обиду, не позволяй садиться себе на шею, не позволяй другим задобрить тебя. Главное — не быть "слабым".  В целях самозащиты мы обвиняем кого угодно, только не себя. Осуждая, мы не считаемся ни с кем.

Человек, избравший сверхрасчетливую манеру обще­ния, мучает и себя и других. Сверхрасчетливость означа­ет жизнь по четкой схеме, в мире сухих цифр и сухой ло­гики. Мы начинаем панически боятся проявлений эмоций у себя или других людей. Такое поведение отражает об­щественные постулаты, о том, что зрелый человек не дол­жен быть трогательным, нежным или слишком эмоциональным.

Четвертый способ защитить себя — сбивать с толку дурачиться и поднимать все на смех. Такая поза — полная противоположность сверхрасчетливости. Человек, на чью долю выпала подобная роль, постоянно суетится. На самом деле, это всего лишь трюк, чтобы отвлечь внимание  от обсуждаемого вопроса. Они меняют мнение, как перчатки, и хватаются одновременно за тысячу дел».

Сатир замечала, что люди нередко меняют тактики или перебирают их одну за другой. К примеру, человек начинает  заискивания, затем пускает в ход осуждение и напоследок делается педантом. Сатир, однако, подчеркивала, что обычно у  человека есть своя излюбленная техника.

Положение 4: Потенциал целостной личности

Каждый человек имеет достаточный потенциал для личностного роста и полноценной жизни.

Сатир отталкивалась от тезиса, что каждый человек име­ет достаточный потенциал для здорового и полноценного существования. Этот потенциал включает в себя:

— способность к духовному развитию;

— воображение и вдохновение;

— чувства и ощущения;

— мышление;

— способностью к усвоению нового и изменению себя;

—эмоции;

— способность к экспрессии;

— сочувствие;

— внутреннюю целостность;

— интуицию;

— способность рассуждать разумно;

— природную мудрость;

— способность принимать себя и окружающих, уважать их;

— способность не терять надежду;

— способность к оценке;

— оптимизм;

— чувство привязанности;

— дар любви и возможность быть любимым;

— способность к созиданию и творчеству;

— способность отвечать за свои действия,преяваение сво^ их чувств, поведение и брать   на себя обязательства;

— способность к сотрудничеству;

— способность признавать и исправлять ошибки;

— способность доверять;

— способность принимать решение и приводить их в ис­полнение;

— вера в свое будущее;                            

— способность стремиться и достигать;

— способность просить о помощи;

— мужество совершать поступки.

      Мы можем мысленно нарисовать себе «я» человека и его способности примерно так, как это сделано на рисунке:

             Философия Сатир о скрытых ресурсах человека заключена в следующем ее высказывании: «Я твердо убеждена, что каждый человек способен к личностному росту, нужно толь­ко научить его использовать его собственный потенциал. Вот основная цель психотерапии».

        Такие составляющие внутреннего потенциала «я», как лидерство, сочувствие, дальновидность и вера в будущее, выделены Швар­цем в книге «Внутренние системы семьи», ко­торая существенно дополняет представления Сатир о природе «я» и системном характере взаимоотношений интрапсихических субличностей, или частей «я».

Положение 5: Процессуальный подход

 

        В каждом человеке заложена способность к личностному росту, просто психотерапию по его стимуляции нужно проводить на уровне процессов, а не содержания.

      Считается, что главная задача процессуальной психоте­рапии Сатир — личностный рост, поскольку она сама неред­ко повторяла, что в каждом человеке заложен потенциал для этого роста, а психотерапия способна лишь стимулировать его. Сатир сравнивала человека с семечком, в сердцевине которого таится зародыш будущего растения, но для буйно­го роста ему сперва нужно накопить сил, чтобы суметь про­драться сквозь заросли сорняка.

             Чтобы избавиться от «сорняков» — дезадаптивных убеж­дений и форм поведения, — психотерапевт должен в первую очередь улавливать психические состояния, процессы чело­века, а не замыкаться на заявленной им проблеме. Как гово­рила Сатир, «проблема сама по себе не является проблемой; проблема в том, как человек справляется с нею».

          Содержание — это простое описание проблемы, набор фактов, событий в рамках конкретной ситуации, процесс же обнажает скрытые механизмы системы. Проще говоря, мы можем сказать, что содержание — это «какова» ситуация в целом, а процесс — это «что» ее запускает, «как» работает ее скрытый механизм. Сатир полагала, что это должен усвоить каждый, кто взял на себя труд помогать людям отыскать в себе силы для личного совершенствования, кто хочет постичь суть процессуальной психотерапии, чтобы использовать ее возможности в своей работе. Сами процессы всегда одни и те же, просто форма их проявления разнится в зависимости от ситуации.

         Серьезный вклад в разработку методов Сатир внесли Банмен, Гербер и Гомори, разработавшие шесть уровней психо­терапевтической работы, которые Сатир использовала в сво­ей психотерапии для вмешательства в процесс и его транс­формации. Эти шесть уровней таковы: печаль, ожидания, восприятие, чувства, преодоление трудностей и поведение.

         Вмешательство в процесс может быть внешним и внут­ренним: внутреннее включает психотерапевтическую рабо­ту с личностью, «я» человека, его потенциалом, разрушение блоков для высвобождения ресурсов человека; внешнее по­могает ослабить нарушения поведения или системы (напри­мер, семьи).

 


Психотерапевтическая работа с «я»

 

           Сатир начинала как психотерапевт именно с работы на уровне «я». Она помогала своим пациентам стать сильнее, прийти в согласие с собой и выработать адекватную само­оценку.

           Психотерапия включает выявление внутреннего челове­ческого потенциала, но для этого прежде всего необходимо установить тесный контакт и предельно доверительные от­ношения с пациентом. Вирджиния Сатир говорит:

        «Свою психотерапевтическую практику я начала бо­лее 35 лет назад. А так как я была женщиной и мои тре­нинга не носили серьезного медицинского характера, ко мне стекались всевозможные "отказники", настоящие ду­шевные калеки, алкоголики, психопаты, словом, те, на кого остальные психотерапевты махнули рукой. Но в процес­се тренингов многие из них преображались до неузнавае­мости. Мысленно возвращаясь в то далекое время, я ду­маю, что происходило это от того, что я старалась общать­ся с ними с той искренностью, на которую только была способна, с каждым днем привязываясь к ним все боль­ше. Я никогда не задавалась вопросом, насколько они пси­хически полноценны; единственное, чего я хотела, это достучаться до их сердца. Это было самым главным для меня. Моя сила была в личной искренности, которую я подкрепляла психотерапевтическим методом "моделиро­вания ситуаций".

          Мне казалось, будто я пробиралась в самую суть, серд­цевину каждого человека, где мне открывалась драгоцен­ная сияющая душа, томящаяся в черной башне запретов и отверженности. Я делала все возможное, чтобы человек увидел эти скрытые от глаз сокровища, и тогда мы вместе с ним превращали черную башню в прозрачную светлую ткань и растворяли ворота вновь открытым возможнос­тям. Я уверена, для того чтобы начать серьезные внутрен­ние изменения, сперва нужно разглядеть суть человека и установить с ним доверительные отношения. После это­го нам будет уже гораздо легче высвободить его внутрен­нюю энергию, которая поможет ему обрести психическое здоровье».

         Надежда — вот вторая мощная сила, на которую опира­лась Сатир, стремясь внести изменения. Она обычно начи­нала свои тренинги с вопроса к своим подопечным: надеют­ся ли они обрести счастье, поскольку знала, что именно в надежде черпаем мы свои силы. Сатир также старалась ак­тивизировать способность людей дышать, полагая, что ды­хание — важный человеческий ресурс. По ее мнению, с по­мощью дыхания мы можем получить доступ к  нашим чув­ствам и основным нервным центрам. Она считала важным пробудить и такие внутренние ресурсы, как способность идти на риск, быть бесстрашным, мудрым уметь сделать выбор и выразить себя.

          Сатир помогала людям достичь самовыражения, разделяя вместе с ними их чувства, ожидания и затаенные желания:

«Потребность любить себя, других и быть любимым — первоочередная для человека. От того, насколько эта по­требность была удовлетворена или не удовлетворена в дет­стве, зависит дальнейшее развитие эмоциональной сферы человека. В период детства и юности существует настоль­ко сильное искушение поиграть с собственным "я", приме­ряя разные маски, что можно запросто запутаться в них и отстать в развитии».  Она ни на минуту не сомневалась в важности этих основных потребностей. Сатир излечивала сво­им внимательным отношением к потребностям пациентов, внимательно слушая каждого и пытаясь его понять.

Освобождение «я»

 

В случае, когда все богатство личностного потенциала заблокировано запретами, навязанными ролями и нереаль­ными ожиданиями, Сатир призывает психотерапевтов раз­двинуть эти блоки, в первую очередь воздействуя на когни­тивный уровень.

Ослабление внутренних запретов.

 

              Для ослабления внут­ренних запретов человека просили взглянуть на свои основ­ные жизненные принципы под совершенно иным, новым уг­лом зрения и привести их в соответствие с потребностями сегодняшнего дня. С этой целью Сатир пользовалась самы­ми различными приемами, одни из которых задействовали правое, другие — левое полушарие мозга. К примеру, для жен­щины, чьим основным жизненным принципом было: «В пер­вую очередь я должна думать о детях», — могла задать такую задачку ее левому полушарию: сформулировать по-новому это правило, оставив место для компромисса: «Я вправе опре­делять степень важности своих семейных обязанностей; ино­гда главными для меня будут являться потребности детей, а иногда я подумаю и о своих желаниях». В другой раз Сатир оставляла в покое левое, и задавала работу правому полуша­рию клиентки, поведав ей историю о женщине, которая вы  подняла все прихоти своих детей.

              Сатир отыскивала и разрушала правила и убеждения, ко­торые лежали в основе искажения мышления и нарушения в поведении, вроде тех, что служат оплотом жесткой иерархи­ческой системы. Она противопоставляла постулату «кто-то один должен быть главным» идею о всеобщем равенстве всех людей, разъясняя, что общественное положение не является  мерилом человеческой ценности. Она доказывала, что люди ощущают себя по-настоящему равными, когда они охвачены одной эмоцией, потому что на уровне чувств между нами нет различий. Разрушая запреты видеть, говорить, чувствовать, желать чего-то или рисковать, Сатир давала возможность людям испытать радость видеть, чувствовать и говорить вслух о том, что они видят и чувствуют, стремиться к желае­мому и рисковать.

Коррекция навязанных ролей.

 

 Выработку способов ухо­да от навязанных ролей и правил Сатир считала важной час­тью психотерапевтического процесса. Часто ей приходилось серьезно изменять и внутренние убеждения, те, что неизмен­но сопутствовали навязанным ролям. Если дочь брала на себя роль «заместителя супруги» по отношению к своему отцу, то Сатир в этом случае старалась выбить из ее головы идею о том, что «она всегда должна быть подле отца». В ситуации, когда ребенок в семье становился козлом отпущения, Сатир помогала разобраться родителям между собой, не втягивая в конфликт ребенка.

Коррекция нереалистичных ожиданий.

 

 Сатир старалась избавить людей от нереальных и порой нелепых ожиданий относительно родителей, детей и даже самих себя. Психоте­рапевтическая работа в этом случае могла выражаться в слу­чайных, полушутливых замечаниях, или же принимать фор­му предельно серьезной беседы; единственное, что было не­изменно, — это уважение к каждому человеку. Что же касается индивидов, кто без малейших на то оснований воз­лагает на родителей исполнение всех заветных желаний, то в данном случае их следует заставить отказаться от бесплот­ных надежд и оплакивания своей судьбы и стимулировать их на поиски новых ресурсов, которые дадут возможность осуществить сокровенные мечты.

     В работе с парами Сатир пыталась выявлять тайные не­высказанные ожидания супругов относительно друг друга, зная, что именно с подобных ожиданий начинается немало конфликтов. Но особенно внимательно она относилась к слу­чаям, когда родители ожидают от своих чад невозможного, поскольку знала, как тяжело детям быть заложниками амби­ций своих родителей.     

Расширение перспектив.

 

 Сатир поняла, что довольно ча­сто, когда все надежды идут прахом и человек пытается най­ти опору в жестких правилах, принимая на себя роли, навя­занные другими, и продолжая тешить себя несбыточными мечтами, он только загоняет себя в угол, отказываясь от воз­можных перспектив. Ситуация осложняется тем, что часто люди наивно полагают, будто их восприятие — это всего лишь результат отражения окружающей обстановки, но никак не  внутреннего состояния. Как полагала Сатир, первоочередная задача психотерапевта — дать людям осознать простой факт,  что их восприятие во многом зависит от внутрипсихических процессов, а не является исключительно продуктом отражения внешних событий.

    Осознавая необходимость помочь людям раскрывать не вые перспективы решения проблем, Сатир организует серии групповых тренингов, которые сами участники окрестили «Перестройка семьи». Эти тренинга позволяли человеку вернуться к определенным семейным неурядицам и попытаться посмотреть на них с новых позиций, с тем чтобы избавиться от старых травм.

Модернизация чувств.

 

 Восприятие определяет чувства. А поскольку наше восприятие в значительной мере опреде­ляется нашим прошлым, то и чувства порой во многом обу­словлены им же. Сатир была твердо убеждена, что для осво­бождения «я» необходимо перенести эмоции, корни которых уходят в прошлое, в контекст настоящего. Проделав это, уда­ется высвободить огромный запас энергии, которая после этого начинает медленно и плавно циркулировать в челове­ке. Сатир просто и ясно объяснила данный принцип действия: «эмоции — это наша сущность».

Ярким примером влияния прошлого на наши чувства яв­ляется случай с одним из клиентов, который был страшно зол на свою жену, совершенно равнодушную, по его словам, к сексу, тогда как он крайне его желал. Тщательно исследуя его прошлое, Сатир обнаружила, что его мать умерла, когда тот был еще ребенком, и он в силу своего развития решил, что мать его попросту бросила. Столь тяжкие испытания, посеяли в нем убеждение, что «никому он не нужен» и «ни­кто его не будет любить». Поразмыслив над этим случаем, Сатир пришла к выводу, что в целях оздоровления сексуаль­ных взаимоотношений между супругами необходимо внести изменения в систему убеждений супруга, чтобы помочь ему избавиться от эмоциональной фиксации на прошлом.

Сатир с легкостью обнаруживала запреты на чувства. К примеру, человек, считающий, что гнев — это плохо, раз­гневавшись по какой-то причине, будет после этого испыты­вать угрызения совести; а тот, кто считает постыдным чего-то бояться, будет не на шутку сконфужен, уличив себя в по­добном чувстве. Вообще, гнев прочно связан с предыдущим опытом человека, поскольку это производная, вторичная эмоция, и в действительности она служит защитой для легко ранимых чувств и тайных желаний.

Сатир помогала людям разбираться в своих чувствах, при­нимать их, дорожить ими и учиться их выражать. Но она не ограничивалась этим, справедливо полагая, что по-настоящему здоровая личность отвечает за свои чувства и умеет  управлять ими.

Обучение новым формам поведения.

 

Итак, мы рассмотрели, как Сатир, используя методы внут­реннего вмешательства, помогала человеку высвободить его потенциал. Теперь мы рассмотрим, каким образом она осу­ществляла внешнее вмешательство, начиная его на уровне поведения.

Часто Сатир предлагала людям проделать упражнения, формирующие новые способы взаимодействия с окружаю­щими, и в особенности тем, у кого произошло закрепление защитных стилей поведения, таких как заискивание, обви­нение, сверхрасчетливость и сбивание с толку. Например, тому, кто привык заискивать, она велела в жесткой форме потребовать чего-нибудь от своего партнера по тренингу, а того, чьим коньком было обвинение, она просила догадать­ся, что в данный момент чувствует его партнер; сверхрасчет­ливого побуждала поделиться своими чувствами с другими, сбивающему с толку ставилась задача тщательно наблюдать за стилем взаимодействия в семье, а затем подробно расска­зать об этом.

Изменение системы.

 

Нередко Сатир осуществляла внешнее вмешательство на уровне системы.

Она часто сама придумывала упражнения, которые помо­гали людям на практике изучить «работу» семейной систе­мы. В одном из таких упражнений не последнюю роль игра­ла веревка. Сатир веревками привязывала членов семьи друг к другу, затем им предлагалось разыграть какую-нибудь не­большую сценку, чтобы каждый физически прочувствовал, как система «тянет за собой». К примеру, она просила мать и отца дергать за веревки, как будто они ругаются, и делать это до тех пор, пока дети силой не подтаскивались к этой паре. Затем она предельно подробно расспрашивала каждого, не­смотря порой на всплеск негативных эмоций, что он вынес нового из полученного опыта.

Другой метод, который Сатир использовала для системного вмешательства, — это техника «Живые скульптуры». Суть его заключалась в том, что Сатир расставляла группу людей в позы — «скульптуры», в соответствии с тем, какую позицию занимал каждый из них в процессе общения друг с  другом. Затем она подробно расспрашивала каждого, что он испытывал, будучи одной из скульптур. После этого она при­глашала всех «создать новые скульптуры», избрав себе бо­лее предпочтительную позу.                         

После того как она выясняла у каждого, каково ему было  стоять в гротескной позе и что он чувствовали при этом, Сатир просила человека попытаться дать самому себе спокойный уравновешенный ответ, а затем обучала естественному и гармоничному общению с окружающими.

Положение 6: Процесс изменений

 

Процесс изменений для всех одинаков и включает  несколько стадий.                  

Годами наблюдая за тем, как меняются ее пациенты, Сатир пришла к выводу, что процесс изменений подразделяет­ся на несколько стадий. Первую стадию она определила как «статус кво»: человек осознает необходимость перемен, но позиция «пусть остается все как есть, потому что так привычней  побеждает стремление к переменам.

Сатир полагала, что вторая стадия наступает, когда некий «чужеродный элемент» извне попадает внутрь системы  и нарушает ее баланс. Таким элементом может быть новый  член семьи, смерть, тюремное заключение, развод, уход од­ного или нескольких членов из семьи или даже классный руководитель, который сообщает родителям о безобразном поведении их ребенка. С приходом чужеродного элемента наступает третья стадия, названная Сатир «хаос», потому что для людей и вправду наступает настоящий хаос, они чувству­ют, как почва уходит из под ног, они растерянны, напуганы и не знают, что им делать. Но, как утверждала Сатир, именно на этой стадии появляется возможность сделать что-то по-новому и хоть сколько-нибудь изменить систему.

Сатир определяет четвертую стадию как «новые возмож­ности», потому что для людей наступает время, когда они, освободившись от груза прошлого, открыты для новых сти­лей мышления и поведения. Последнюю стадию Сатир на­зывает «практика», место для отработки «новых возможно­стей» с целью их закрепления. На рисунке  показано, как при­мерно выглядит процесс изменений.

Сатир считала важным и нужным использование стадий, составляющих процесс изменения, для повышения личност­ной самооценки и конгруэнтности. Высокая самооценка вид­на по уровню энергии в человеке, его выражению лица, позе, которую он принимает, его настроению, осанке и поведению.

Серьезные изменения ведут к повышению конгруэнтнос­ти. В начале своей психотерапевтической деятельности Са­тир определяла конгруэнтность как способность быть в со­гласии с собственными чувствами, принимать их, понимать и управлять ими. Однако, по мере того как ее познание во­проса углублялось, она добавляла к этому определению та­кие важные моменты, как целостность, внутренняя твердость, гармония с собой и, наконец, связь с «всепроникающей жиз­ненной силой, которая творит, поддерживает и дает рост че­ловеку и всему живому на Земле».

Наглядно процесс трансформации изображен ниже:

                  Рождение.        Зажатость «Я».        Освобождение «Я».     Восстановленное «Я»

                  Целост-           Доступ к ресур-                                                     Свободное использование

                  ность и            сам заблокирован.                                                  внутренних ресурсов. Стру-

                  свобода            Косность. Упадок                                                 ящаяся энергия. Продуктив-

                 «Я». Сво-          сил.                                                                          ность. Творчество. Гибкость.

                 бодный

                доступ к

                 внутрен-

                 ним ресур-

                сам. Гиб-

                    кость.

Роль психотерапевта

Сатир считала так: главное, что должен сделать психоте­рапевт, — это помочь человеку осознать свой творческий по­тенциал. И первым инструментом в этом деле является, по ее мнению, личность самого психотерапевта.

По убеждению Сатир, личность психотерапевта является тем центральным элементом, который запускает весь механизм психотерапевтической работы. Она была уверена, что тот, кто живет в согласии со своим «я», способен глубже понимать дру­гих, помогая психологически уязвимым людям обрести чув­ство уверенности в себе, защищенности и готовности к пере­менам. «Когда я живу в полном согласии с собой, со своими мыслями и чувствами, с тем, что вижу и слышу, я иду по пути личного совершенствования. Я становлюсь конгруэнтным и "целостным" человеком, кроме того, я открыта к общению с другими» — вот строки из книги Сатир «Психотерапия Сатир шаг за шагом». Сатир указывала, что главным принципом настоящего психотерапевта должен быть гуманизм, при этом важно, что­бы психотерапевт пришел к этому совершенно сознательно. Она настоятельно советовала психотерапевтам четко опре­делиться со своими убеждениями, чтобы до конца осознавать свои действия как психотерапевта. 

§ 2. Психотерапевтический процесс по методике Сатир

 

Процессуальная методика Сатир, ставящая своей целью достижение изменений, опирается, главным образом, на кон­цепцию о стадиях, которые проходит человек на пути к этим изменениям. Поскольку Сатир определяла первую стадию как «статус кво», когда люди ощущают потребность в пере­менах, но страшатся их, то здесь она считала в первую очередь необходимым создать у них чувство защищенности, чтобы у людей появились силы стремиться к изменениям, несмотря на свои страхи и опасения. Для этого Сатир устанавливала прочный контакт с людьми и помогала им обрести уверен­ность в себе.

Как только Сатир чувствовала, что ей удалось добиться полного доверия, она постепенно готовила людей к приня­тию изменений, часто для начала давая им понять, что при­вычные образцы поведения пришли в негодность. Вытащив наружу эти образцы поведения, Сатир тем самым станови­лась главным «чужеродным элементом» второй стадии, рас­шатывающим сложившуюся систему. Подобные действия порождали четвертую стадию — «хаос».

На данном этапе Сатир становилась одновременно и за­ботливым помощником и суровым командиром, помогая людям неуклонно стремиться вперед, преодолевая хаос, и не позволяя им, испугавшись, пойти на попятную и вернуться к стадии «статус кво». Ей удавалось достичь этого за счет но­вых возможностей в поведении и восприятии, которые она открывала своим пациентам.

И, наконец, чтобы закрепить выработанное поведение и установки, Сатир постоянно создавала условия, задействующие новые образцы поведения, благодаря чему недавно усвоенное становилось для людей обыденным и привычным.

Взаимосвязь психотерапевтических процессов и стадий изменений наглядно показана на таблице:

Стадии изменений

Стадии психотерапевтического процесса по Сатир

Статус КВО

Начальная стадия:

Подготовка к изменениям

 

Виды психотерапевтического вмешательства:

o       Установление контакта

o       Вселение уверенности

o       Стимулирование сознания

Чужеродный элемент

Промежуточная стадия:

Изменения

Виды психотерапевтического вмешательства:

o       Вовлечение в психотерапевтический процесс

o       Ослабление дезадаптивных поведенческих паттернов

o       Обучение новым способам поведения

Хаос

Новые возможности

Практика

Заключительная стадия:

закрепление изменений

Виды психотерапевтического вмешательства:

o       Проверка на практике

o       Подчеркивание положительных изменений

Интеграция

 

1. Начальная стадия

Как уже упоминалось ранее, Сатир совершенно сознатель­но начинала любые внутренние изменения с того, что помо­гала обрести человеку чувство защищенности и значимости собственной личности. Она главным образом прислушива­лась к своей интуиции, но для ускорения процесса внутрен­них изменений использовала и психотерапевтические тех­ники. Техники, разработанные Сатир для начальной фазы, можно разделить на три этапа, начиная с установления кон­такта, и далее по возрастающей: принятие и стимулирова­ние сознания.

 

Установление контакта

 

Установление контакта — это первое, с чего начинала Сатир. Она считала способность налаживать контакты про­сто необходимой для того, кто хочет стать настоящим психо­терапевтом. Далее вы познакомитесь с некоторыми психоте­рапевтическими техниками, которые, согласно мнению Са­тир, помогают установлению контакта.

Сближение

Сатир напрягала все свои физические и душевные силы, чтобы найти контакт с людьми. Чтобы как-то сблизиться с ними, завязать контакт, она касалась их руками, виртуозно использовала выражение лица, глаз, изменения тона голоса.

Первое, что она всегда делала для установление контак­та — просто жала руку. Сатир была уверена, что прикоснове­ние руки — одна из главных потребностей человека, а потому она часто использовала это, чтобы наладить с людьми контакт. Она узнавала, как человека зовут, а после тепло приветство­вала его, называя по имени, надо сказать, делала она это вос­хитительно и никогда не жалела время, потраченное на при­ветствия.

Она всегда принимала позу и отмеряла расстояние до че­ловека так, чтобы с легкостью дотянуться до него. Стоя, она старалась занять такое положение, чтобы человек был пря­мо напротив нее, на расстоянии вытянутой руки. Если же она сидела, то наклонялась вперед на 45 °.

Выслушивание

Сатир очень внимательно относилась к индивидуальным особенностям людей, уделяя каждому время и внимание, что­бы установить с ним прямой контакт. Чтобы понять человека, наладить с ним взаимоотношения, она очень скрупулезно слушала речь каждого, особо отмечая тон голоса, внезапные переходы от крика к шепоту и слова, которые употребляет человек.

Наблюдение

Сатир старалась как можно ближе общаться с людьми, чтобы наладить с ними отношения и понаблюдать за ними. Поначалу, наблюдая за языком тела, она лишь накапливала информацию, чтобы затем тщательно разобраться со значе­нием каждого жеста. Особое значение она придавала изме­нениям, происходящим на уровнях:

— глаз;

— выражения лица;

—цвета лица;

— длительности и глубины дыхания;

— позы;

— расстояния, которое стремится занять человек по отно­шению к другим;

— тонуса мышц.

Кроме наблюдения за жестами, Сатир по крупицам соби­рала информацию о:

— потенциале личности;

—самоуважении;

— закрепившемся стиле общения;

— внутренних правилах;

— ожиданиях и имеющемся репертуаре ролей;

— том, как человек использует свою власть и превосход­ство над другими;

—    изменениях в восприятии или поведении.

Стимулирование сознания


После того как Сатир помогала человеку обрести внут­реннее чувство защищенности, она пыталась подвинуть его к осознанию своих внутренних ресурсов и дезадаптивных поведенческих паттернов. Ниже описаны некоторые приемы, которые использовала Сатир.

 

 

«Карта семьи»

Обычно Сатир составляла «хронологию семейной жиз­ни», охватывающую три поколения. Эта хронология вклю­чала в себя следующую информацию::

— даты рождения и смерти всех членов семьи, а также имели ли место случаи мертворождения, выкидышей или абортов;

— социально-политическую атмосферу, в которой прошло Детство родителей, бабушек и дедушек (например, времена «Великой депрессии»);

— все события, оказавшие влияние на жизнь семьи, такие как вступление в брак, развод, переезды, природные катак­лизмы, так или иначе изменившие ход событий и другие чрез­вычайные происшествия;

— степень зависимости членов семьи друг от друга;

— имена и краткое описание тех людей, которые, не явля­ясь кровными родственниками, оказали влияние на семью.

Составляя такую карту для какой-то определенной семьи, Сатир сначала задавала лишь нейтральные, касающиеся основных дат, вопросы, чтобы сперва создать непринужденную обстановку. Постепенно она переходила на вопросы личного характера, подробно расспрашивая о каждом члене семьи,  его личностных особенностях и стиле поведения, а порой даже раскрывая семейные тайны. Ниже приведены примерные вопросы из тех, что задавала Сатир, составляя «Карту  семьи».


Об исторических датах:

«Ты знаешь, где и когда родился твой дедушка? Представляешь ли ты обстановку, в которой прошли его детские годы? Если твой дедушка скончался, знаешь ли ты, как это произошло?»

О важных событиях:          

«Когда поженились твои родители? Ты знаешь, как они встретились? Что ты знаешь о том времени, когда они были женихом и невестой? Остались ли мужем и женой до сих пор?»

О личных особенностях:

«Представь, что мне нужно поехать в аэропорт, чтобы, встретить там твою бабушку. Как мне узнать ее? Попробуй описать ее личные качества. Какие из них ты считаешь положительными, а какие нет?»

О семейных законах:

«Что бы твоя мама сказала насчет денег? Как ведут себя твои родители при семейном конфликте?»                                    

 О тайнах. 

«Так когда вы родились?... Выходит, что ваши родители поженились менее чем за девять месяцев до вашего  рождения. Что вы об этом думаете?»

О тех, кто оказывал влияние:

«Были ли в пору вашего детства такие люди, которые оказали на вас значительное влияние, не являясь при этом членами вашей семьи. Расскажите о них».

2.     Промежуточная стадия

          Достигнув промежуточной фазы, Сатир делала всё, чтобы подтолкнуть человека на путь изменений. Для этого она в первую очередь вовлекала его в психотерапевтический процесс, чтобы затем постепенно пересмотреть его дезадаптивные поведенческие паттерны и открыть перед ним новые горизонты возможностей.

Вовлечение в психотерапевтический процесс

 

Договор

Для того чтобы увлечь человека распознаванием оттенков собственного поведения, Сатир задавала такой вопрос, что  ее собеседник, размышляя над ним, сам того не замечая, углублялся в психотерапевтический процесс и медленно при­ближался к изменениям.

Примеры индивидуальной работы.

«Мне кажется, я понимаю, что с вами происходит. Хо­тите меня выслушать?»

«Пока вы говорили, сколь сильно вы страдаете, я, ка­жется, догадалась, что надо делать, чтобы облегчить ваши муки. Вам это интересно?»

Примеры работы с парами.

«Насколько я поняла, вы теряетесь в догадках, что нуж­но вашему мужу. Не лучше ли будет, если он сам скажет вам об этом?»

«Вы стояли на позиции обвинения друг друга, но, как видите, это вам мало помогло. Может, лучше слегка из­менить вашу манеру поведения?»

Примеры работы с семьей.

«Теперь я ясно вижу, в чем причина ваших семейных неурядиц. Вы хотите узнать ее?»

«Мне кажется, что в своей семье вы не находите вза­имного понимания. И у меня есть подозрения, отчего это происходит. Хотите, я поделюсь с вами?»

Смещение фокуса на личность клиента

Сатир старалась не просто вовлечь человека в психотера­певтический процесс, но также помогала ему принять свои просчеты и недостатки, осознавая ответственность за них..

Примеры индивидуальной работы.

«Как я понимаю, ты считаешь всю школьную систему в корне несправедливой, но меня больше всего интересу­ет, что же такое с тобой происходит, отчего ты держишь­ся в стороне от всего класса?»

«Вы хотите, чтобы отношения в семье изменились, но вы-то сами можете себе представить, что значит для вас вести себя по-другому со всеми ими?»

Примеры работы с семьей.

«Линн, психотерапевт нужен не столько твоей маме, сколько тебе. Ведь ты и сама знаешь это?»

«Вы боитесь, что ваши дети не умеют постоять за себя. Ведь то же самое можно сказать и про вас самих?»

Примеры работы с парами.

«Так вы считаете своего мужа "размазней", во всяком случае, именно такой вывод напрашивается из того, что вы только что сказали. Это так?»

«Я внимательно слушала, пока вы говорили о том, что, по вашему мнению, хочет жена. А что нужно вам, Харри?»

Пересмотр дезадаптивных паттернов

 

Чувствуя, что клиент в полной мере вовлечен в психоте­рапевтический процесс, Сатир приступала к пересмотру дезадаптивных форм поведения, стереотипов восприятия, убеждений и ожиданий.

Пересмотр дезадаптивных форм поведения

Примеры индивидуальной работы

. «Ты готов сделать что-то новое для себя?» «Теперь, понимая, что до сих пор вам отводилась роль "вечно недовольного", не появилось ли у вас желания по­пытаться быть чуточку приветливей?»

Примеры работы с парами.

«А теперь повернитесь к своему партнеру, и пусть он услышит то, что вы только что сказали мне».

« Попробуйте поверить в то, что ваши потребности тоже имеют значение. Скажите своему партнеру, в чем вы нуж­даетесь».

Примеры работы с семьей.

«Когда вы глядите на свою дочь, вам не хочется вы­сказать то, что у вас на душе?»

«У вас не возникает желания поведать отцу, что вы ис­пытали тогда, когда он ушел из семьи?»

 

Изменение поведения путем разрушения правил.

 

Примеры индивидуальной работы.

«Что вы чувствуете?» (Разрушение правила, запреща­ющего испытывать какие-то чувства.)

«Так значит, все в семье знали, что отец изменяет ма­тери, но ни один не осмелился заговорить об этом. Да?» (Разрушение правил, требующих соблюдения секретно­сти в делах семьи.)

Примеры работы с парами.

«Попробуйте сказать мужу, чего вы ждете от него». (Разрушение правил, запрещающих говорить вслух о сво­их желаниях.)

«Было видно, что в то время, как жена говорила, вас переполняли чувства. Вы можете облечь их в слова?» (Раз­рушение правил, запрещающих выражение чувств.)

Примеры работы с семьей.

«Что вы хотите сказать своей маме, видя ее в этой позе?» (Разрушение правил, запрещающих выражение чувств.)

«Опишите в словах эту "скульптурную композицию"». (Разрушение правил, запрещающих что-то замечать и го­ворить об этом вслух.)

Пересмотр стереотипов восприятия


Примеры индивидуальной работы.

«Сейчас вы в полной мере осознали то, что ваш отец когда-то потерял своих родных братьев, умерших от го­лода. Может быть, вы немного иначе смотрите теперь на его "экономность"?»

«Расскажите, что вы знаете о том времени, когда ваши папа с мамой были женихом и невестой. Хотя вы и при­выкли, что люди они более чем сдержанные, но когда-то все было иначе».

Примеры работы с парами.

«Мэри, теперь, когда вы наконец поняли, что муж ваш совсем не так жесток, как был ваш отец, и что все ваши страхи относятся к прошлому, как вы воспринимаете сво­его мужа?»

«Дэвид, теперь вы видите, что причины ваших напа­док на Джона таятся в том времени, когда вы были подростком. Ваши чувства к нему как-то изменились?»

Примеры работы с семьей:

«Бывает, что временами ваш партнер мил и приветлив,  а временами жутко упрям?»                       

«Вы хоть понимаете, что вашему сыну всего восемь лет? А как мне кажется, вы уже волнуетесь о том, добьется ли он чего-то через 20 лет».

Пересмотр интерпретации происходящего

 

Примеры индивидуальной работы.

«Значит, всякий раз, как у вас не выходит достичь сверхвысоких результатов, вы сходу зачисляете себя в тупицы?»                                      

«По-вашему, выходит, что всякий раз как подруга долго не звонит вам, это означает, что вы чем-то ей не угодили. А почему бы не предположить, что помимо общения с вами у нее есть и другие занятия?»

Примеры работы с парами.

«Когда в голосе вашего мужа звучит недовольство,  объясняете это тем, что он злится именно на вас. А в чем еще может быть причина?»                       

«Ваш партнер говорит, что он имел в виду нечто весьма отличное от того, что услышали вы. Может быть, вам стоит послушать то, что он скажет, немного с иной точки зрения?»

Примеры работы с семьей.

«То, что ваш сын переезжает жить на другое место, вы объясняете его нежеланием быть с семьей. Но что вы чувствуете, услышав от него, что он любит свою семью, но хочет быть самостоятельным».

«Я просто не представляю, как можно быть "плохой  матерью" и одновременно так переживать из-за школьной  неуспеваемости сына?»

Изменение укоренившихся убеждений и ожиданий

 

Примеры индивидуальной работы.

«Это правда, что вы все время должны быть этаким па­инькой? Ведь бывают же случаи, когда лучше быть кем угодно, только не паинькой?»

« После того как вы рассказали обо всех имеющихся ре­сурсах, неуж-то нет ничего, что утешило бы вас в трудную минуту?»

Примеры работы с парами.

«Теперь, когда вы понимаете, что ваши ожидания от­носительно вашей супруги были попросту нереальны, не считаете ли вы разумным отказаться от них?»

«Вы и вправду думаете, что расскажи вы жене о том, что сейчас происходит с вами, она тут же отвернется от вас?»

Примеры работы с семьей.

«Когда вы смотрите на сына, вы и вправду верите, что он копия вашего брата, причинившего вам немало стра­даний?»

«Ваша семья, как мне кажется, имеет немало досто­инств. И мне непонятно, неужели вы и вправду считаете, что если вы будете настаивать на строгом медицинском контроле за вашей бабушкой, произойдет нечто ужасное?»




Обучение новым способам поведения

Подвергнув пересмотру дезадаптивные паттерны, Сатир обучала своих клиентов новым, более эффективным способам  поведения, раскрывая перед ними до сих пор неиспользованные возможности. Ниже описаны психотерапевтичекие методы, которые применяла Сатир, чтобы достичь таких  результатов.          

Моделирование конгруэнтного общения

Здесь Сатир сама выступала как модель, стараясь дать образец конгруэнтного поведения, для чего ей приходилось быть  искренней, внимательной к каждому, правдивой и открытой в общении с клиентами.

Примеры индивидуальной работы.

«Знаешь, Майра, у меня такое чувство, что ты чего-то  не договариваешь. Не чувствуешь ли ты нечто такое, о чем  тебе неудобно говорить?»

«Я ведь вижу, Фрэнк, что тебе нелегко говорить о своей боли».

Примеры работы с парами.

«Как я понимаю, ваши тайные взаимные обиды очень  пагубно отражаются на ваших отношениях».

«Итак, давайте говорить начистоту. Каких изменений  во взаимоотношениях ждет каждый из вас?»

Примеры работы с семьей.

«Я поняла, что пьянство вашей мамы — настоящая беда для всей семьи. Это так?»

«Я уверена, что хотя ваш папа и живёт отдельно, вы все ощущаете его присутствие».

Уточнение


Сатир просила своих клиентов быть точными в выраже­ниях, четко излагать свое мнение, приводить наглядные и ясные примеры и т. д.

Примеры индивидуальной работы.

«Вы говорите, что, просто не можете себе представить, чтобы куда-то пойти. Вы не могли бы выразиться пояс­нее, что вы имеете в виду под "куда-то пойти"?»

«Успех дал вам новые силы. А что конкретно вы дела­ете, что доставляет вам такое удовольствие?»

     Примеры работы с парами.               

 «Вы говорите, что хотели бы, чтобы муж принимал большее участие в ваших делах. Что такое, по-вашему, "принимать большее участие"?»

«Вам не нравится, как ваша жена смотрит на вас. Рас­скажите, что вы видите в ее взгляде».

Примеры работы с семьей.

«Так значит, вы недовольны поведением своих детей. Скажите, а что именно в их поведении так расстраивает вас?»

«Какой именно помощи в учебе вы ждете от мужа?»

Придание направления ходу беседы

Сатир стимулировала беседу между людьми, незаметно задавая ее направление, с тем, чтобы обучить их гармонич­ному взаимодействию друг с другом. Ее роль заключалась в том, чтобы помочь клиентам сломить прежние стереотипы и попытаться выразить себя.

Ослабление взаимных обвинений


Незаметно направлять диалог, где обе стороны старают­ся обвинить друг друга, — задача не из легких для психоте­рапевта. Первое, что старалась сделать в этом случае Сатир, — это сместить фокус с личности обвиняемого. Требовалась большая изобретательность, чтобы найти, куда сдвинуть этот фокус. Иногда Сатир для этой цели углублялась в личную историю или начинала внимательно изучать факты, в дру­гой раз она просила дать описание поведения партнера или же смещала фокус на процесс.

Резюме

На промежуточной стадии психотерапии Сатир исполь­зовала ряд навыков для того, чтобы подтолкнуть человека к изменениям. Сатир начинала с «заключения договора» и сме­щения фокуса на личность клиента, с помощью чего она во­влекала человека в психотерапевтический процесс. Затем на­чинался основной этап, ради которого и проводилась, соб­ственно, психотерапия, а именно: пересмотр дезадаптивных поведенческих паттернов с последующим обучением чело­века новым формам поведения и выработкой новых уста­новок.

В индивидуальной психотерапии пересмотр дезадаптив­ных поведенческих паттернов означал работу на нескольких уровнях «я»: восприятие, ожидания, убеждения. При работе с парами пересмотр дезадаптивных поведенческих паттернов значил пересмотр сложившихся способов взаимодействия.

После того, как Сатир удавалось пересмотреть дезадаптивные поведенческие паттерны на внутриличностном уров­не либо на уровне взаимодействия в семье, Сатир старалась обучить своих клиентов новым способам поведения путем таких видов психотерапевтического вмешательства, как моделирование, придание направления ходу беседы, устранение взаимных обвинений, специализация, «скульптурирование», а  также использование воображения.






3.  Заключительная стадия

     В рамках заключительной стадии психотерапии Сатир ставила перед собой задачу закрепить наработанные изме­нения. Для этого она шаг за шагом подводила людей к опро­бованию новых способов поведения. Порой это напоминало тренировку, в другой раз Сатир избирала метод предвари­тельной репетиции в воображении.

Слова, употребляемые Сатир в ходе психотерапии, и тон, которым она их произносила, нередко помогали ей прочней закрепить полученные изменения. Иногда, выбрав нужные слова и тон голоса, она актуализировала внутренний потен­циал человека, его способности. Порой же Сатир видела не­обходимость еще раз подчеркнуть положительный резуль­тат изменений, сосредоточивая на них внимание клиента.

Последнее, что служило в психотерапии Сатир средством закрепления нового, — это «установка якоря» с помощью во­проса о том, как чувствует себя человек после произошед­ших с ним перемен.

Проверка на практике
Тренировка

Чтобы помочь человеку свыкнуться со своим новым способом реагирования, Сатир проводила интенсивную тренировку «обкатывая» еще непривычное для человека поведение.

Примеры индивидуальной работы.

«Давате, теперь вы поведаете свои мечты отцу, как только что поведали мне. Просто представьте, что он сейчас рядом с вами, и пусть слова сами льются из ваших уст».

«Я рада, что вы отважились рассказать мне об одном из ваших желаний. А теперь попробуйте закрепить этот новый навык, рассказав мне о каком-то другом желании».

Примеры работы с парами. 

 «Тони, повернитесь к Сьюзан и скажите ей то, что сейчас говорили мне».                                «Тайрон, почему бы вам не попробовать чуть побольше рассказать вашей жене о том, как вы цените ее».

Примеры работы с семьей.

«Я вижу, что все вы в семье поняли, как можно разговаривать друг с другом начистоту, так давайте обсудим в каком же духе и вопрос власти и главенства в вашей семье. Начнем с вас, Фумико. Скажите откровенно, кто, по-вашему, в семье главный?»                         

«Теперь, когда вы, родители, выразили мне большую благодарность за то, что на этой неделе ваши дети так, много сделали, не пора ли похвалить и самих детей, обратившись непосредственно к ним?»

Воображаемая репетиция

Нередко, чтобы закрепить новые способы поведения, Сатир требовалась помощь воображения. В этом случае она просила человека закрыть глаза и представить такую ситуацию, в которой он бы мог задействовать недавно усвоенные формы поведения.

Примеры индивидуальной работы.

«А не могли бы вы в следующий раз; когда ошибетесь, просто закрыть глаза и немного вот так, по-доброму пого­ворить с собой?»

«Вы не могли бы всякий раз, когда решаетесь на ка­кой-то рискованный шаг, закрыть глаза и представить, как вас наполняет мужество?»

Примеры работы с парами.

«Почувствовав теперь, что вы способны быть искрен­ними и честными друг с другом, не могли бы вы и дома иногда, закрыв глаза, мысленно представлять нашу сего­дняшнюю встречу?»

«Как вы смотрите на то, чтобы в другой раз, когда вы столкнетесь с взаимным непониманием, просто закрыть глаза и вспомнить, как вам сегодня удалось совершенно по-новому взглянуть друг на друга?»

Примеры работы с семьей.

«Ты не можешь в следующий раз, когда будешь разго­варивать со своей тещей, буквально на секунду прикрыть глаза и мысленно сконцентрироваться?»

«А не может ли каждый в вашей семье изредка закры­вать глаза и вспоминать этот момент, когда он выходил из этой комнаты с твердым намерением быть впредь от­кровенным с членами семьи?»

Подчеркивание положительных изменений

Сатир подчеркивала произошедшие изменения, чтобы еще лучше закрепить их. Для этого она использовала некоторые навыки, которые описаны ниже.

Закрепление изменений

Иногда Сатир подмечала уже существующее в человеке положительное свойство, а в другой раз она помогала чело­веку изменить что-нибудь в положительную сторону, всякий раз указывая на это достижение.

Примеры индивидуальной работы.

«Вы разве не догадывались, что таким образом вы запросто можете влиять на людей?»

«Мне показалось, вы высказали свое главное желание. Это здорово, что оно у вас есть!»

Примеры работы с парами.

«Вы понимаете, какие чудесные отношения вам только что удалось установить между собой?»

«Теперь вы знаете, что оба способны говорить друг с другом на самые сокровенные темы».

Примеры работы с семьей.

«Думаю, что сейчас ваша семья находится на такой высокой ступени, когда люди уже не страшатся быть откровенными друг с другом. Надеюсь, вам это самим очевидно».

«Знаю, что вам обоим пришлось проявить немало мужества, чтобы открыто рассказать о своих разногласиях. А вы сами понимаете, что решились на такой мужественный  поступок?»

Ободрение

Нередко Сатир подбадривала человека, показывая тем самым, что она всецело поддерживает человека на его пути к  ихменениям. Она ободряла не только словом, но и дружеским пожатием руки.                                     

Примеры индивидуальной работы

 «Я так рада, что вы наконец-то избавились от того, что мучило вас изнутри». «Это замечательно, что вы можете мне сказать это!»

Примеры работы с парами.                     

 «Это очень хорошо, что теперь вы можете говорить об этом начистоту».

«Как прекрасно, что теперь вы смотрите совершенно иначе друг на друга!»                             

Примеры работы с семьей.                

 «Это замечательно, что ты, наконец, можешь говорить об  этом с родителями. Теперь им станет гораздо легче понять тебя».

«Вижу, дела в вашей семье идут на лад, я поняла это из того, как вы теперь стали разговаривать друг с другом».

«Установка якоря»

 

Сатир незаметно закрепляла изменения, показывая чело­веку, сколь велики перемены, произошедшие в его восприя­тии, на уровне чувств, убеждений и поведения.

Примеры индивидуальной работы

 «Что вы сейчас чувствуете, рассказывая мне об этом?» «Что вы теперь испытываете, видя, что сделаны пер­вые серьезные шаги на пути к заветной цели?»

Примеры работы с парами.

«Попытайтесь проникнуться этим новым для вас ощу­щением, которое вы испытываете, рассказывая мужу о своих чувствах».

«Что вы ощутили, когда поделились своей мечтой с же­ной?»

Примеры работы с семьей.

«Хоть на мгновение задержите это чувство единения с  сыном».

« Сейчас, когда вы видите новые возможности для сво­ей семьи, что вы чувствуете?»

Резюме

Сатир была убеждена, что практика должна стать завершающим этапом процесса изменений, поэтому чаще всего она вплетала ее в заключительную фазу психотерапии. И проводила она эту часть психотерапевтического процесса по-разному, иногда беря за основу диалог, в другой раз отдавая преимущество  тренировке новых способов общения или же сосредоточивалась на «воображаемой репетиция». Целью упрочения изменений Сатир использовала помимо тренировки новых способов поведения, еще и такие навыки, как закрепление изменений, ободрение и «установка якоря».

ЛИТЕРАТУРА

 

      Лойшен Шэрон   Психологический тренинг умений. Школа Вирджинии Сатир. /  Серия «Практикум по психотерапии».- СПб.: Питер, 2001. -  160 с.



© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.