РУБРИКИ

Конфликтное поведение в подростковой среде как фактор развития личности

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Конфликтное поведение в подростковой среде как фактор развития личности

Старшие братья и сестры часто служат примером для младших, представляя собой некую модель мужчины или женщины. Именно старшими братьями и сестрами устанавливаются стереотипы характера и поведения — посредством внешних атрибутов, личных качеств, привычек, общего склада личности. Все это оказывает очень сильное влияние на младших детей.

Старшие братья и сестры нередко выступают в роли суррогатных родителей, исполняя обязанности воспитателей, сиделок, учителей и исповедников. Хорошие отношения между братьями и сестрами вносят свой вклад в развитие у младших чувства уверенности, сопричастности и доверия. Враждебные отношения могут породить глубоко укоренившуюся тревогу, неуверенность, сожаление и злобу. Если старшие дети чувствуют, что младшие вытесняют их и отнимают у них внимание и любовь родителей — ту, что раньше безраздельно принадлежала им, — они могут перенести чувство ревности и зависти в свою взрослую жизнь. Если же старшие дети чувствуют, что их любят и ценят, ими восхищаются (в частности, и за ту помощь, которую они оказывают, ухаживая за младшими), то ощущение своей полезности вносит огромный позитивный вклад в развитие самосознания и укоренение чувства собственного достоинства. Многие подростки, ухаживая за своими младшими братьями и сестрами, обучаются взрослым ролям — в частности, учатся ответственности за других.

Братья и сестры часто дарят друг другу настоящую дружбу, товарищество, удовлетворяют взаимную потребность в нежности, привязанности и глубоких взаимоотношениях. Дети становятся друг для друга доверенными лицами, помогают друг другу, делятся опытом и переживаниями. Разумеется, чем теснее отношения, тем более вероятно возникновение трений и конфликтов, но при общей атмосфере согласия в семье ссоры имеют свои положительные стороны, так как дают возможность на практике изучить способы примирения. Братья и сестры должны научиться «делиться», уважать чувства и желания друг друга, улаживать разногласия.

Когда разница в возрасте братьев и сестер составляет шесть лет и более, то дети растут как если бы они были в семье единственными. Если эта разница менее шести лет, то возникает конкуренция, соперничество принимает более выраженные формы, конфликты возникают чаще. Было определено десять наиболее распространенных причин конфликтов: обидные слова; «подначки»; клички; споры по поводу распределения домашних обязанностей, принадлежности вещей, заимствования без спроса одежды; вторжение в личную жизнь; особые отношения с родителями; смущение перед друзьями и знакомыми; конфликты из-за привилегий.

Наиболее распространенными способами разрешения подобных конфликтов между братьями и сестрами оказались: крики и ругань; шумные споры; игнорирование друг друга; поиски компромисса, попытки договориться.

По мере взросления подростки начинают воспринимать своих братьев и сестер более спокойно и разумно, в результате чего конфликты постепенно уступают место более дружественным и конструктивным отношениям.

Взаимоотношения с другими родственниками. Взаимоотношения с бабушками и дедушками оказывают самое положительное влияние на подростков. В одном из исследований рассматривались три положительных аспекта таких отношений.

Во-первых, бабушки и дедушки могут играть самую важную роль в формировании у ребенка чувства неразрывной связи прошлого и настоящего, семейных корней, в передаче знаний, культуры и традиций, тем самым оказывая несомненно положительное влияние на подростка, переживающего период становления самосознания.

Во-вторых, бабушки и дедушки могут оказывать положительное влияние и на отношения между родителями и подростками, так как благодаря им дети могут больше узнать о своих родителях. Подростки, когда у них случаются конфликты с родителями, охотно прибегают к бабушкам и дедушкам как к арбитрам и конфидентам.

В-третьих, бабушки и дедушки помогают подросткам понять и принять старость. Те подростки, кто часто видится с бабушками и дедушками и поддерживает с ними хорошие отношения, чаще проявляют позитивное отношение и к другим пожилым людям.


Глава II. Экспериментальное исследование конфликтного поведения подростков

 

2.1 Методы диагностики конфликтного поведения подросткового возраста


В первой главе мы теоретически обосновали важность влияния конфликтного поведения на развитие личности подростков. Исходя из этого, нами было проведено исследование, в ходе которого необходимо осуществить диагностику, которая позволяет выявить существующую взаимосвязь между самооценкой и конфликтным поведением подростков. Конфликтность тем больше, чем резче различия между миром детства и миром взрослости.

Экспериментальное исследование было проведено в средней общеобразовательной школе № 115 г. Москвы, в 6 В классе. В эксперименте участвовало 25 детей в возрасте 10-11 лет. Из них 14 мальчиков и 11 девочек.

Для исследования конфликтного поведения у подростков нами были использованы следующие методики.

Методика 1. Опросник К. Томаса

Методика разработана К. Томасом и направлена на определение стиля поведения в конфликтной ситуации, личностной предрасположенности к конфликтному поведению (см. Приложение 1).


Таблица 1

Результаты методики «Опросник К. Томаса» диагностирующей стиль поведения в конфликтной ситуации

№ п/п

Фамилия и имя ребенка

Соперничество

Сотрудничество

Компромисс

Избегание

Приспособление

1

Акулян А.

11





2

Агишева Э.


11




3

Артамонова А.

10





№ п/п

Фамилия и имя ребенка

Соперничество

Сотрудничество

Компромисс

Избегание

Приспособление

4

Ахмадуллина Ю




11


5

Белоножко А.


12




6

Габбасов А

12





7

Гулинян Н.

11





8

Закиров В.



11



9

Заприлюк В.

12





10

Иванова В.

10





11

Игнатьева С.

10





12

Иркабаев Ф.




11


13

Киселева С.



12



14

Копылов Е.


11




15

Кулаков А.




10


16

Майовский А.

9





17

Масленников А

10





18

Марченко Н.

11





19

Молодец А.

9





20

Музафарова А.

10





21

Норкевичуте Т.

12





22

Степашин А





10

23

Тибеев Р.




11


24

Усманов Р.

10





25

Юлдашева Д.




10



Всего человек

7 м и 7 д

2 м и 1 д

1 м и 1 д

3 м и 2 д

1 м.


В процентах

56

12

8

20

4


Результаты представленные в таблице показывают, что из стилей поведения в конфликтной ситуации чаще всего в группе испытуемых используется стиль соперничество (56% - 28% мальчиков и 28% девочек) и избегание от участия в конфликте (20%- 12% мальчиков и 8% девочек); по результатам эксперимента меньше всего испытуемые владеют стилем сотрудничество (12%) и компромисс (8%).



Результаты проведенного исследования показывают, что в данной группе не рационально используются стили поведения в конфликтной ситуации, а именно – чаще всего используется стиль соперничество и избегание от участия в конфликте, что, несомненно, оказывает негативное влияние на социально-психологический климат в группе, поэтому ситуация здесь характеризуется высокой конфликтностью.

Методика 2. «Самооценка эмоциональных состояний»

Методика разработана американскими психологами А. Уэссманом и Д. Риксом (в данном случае приводится ее сокращенный вариант) и направлена на самооценку эмоциональных состояний (см. Приложение 1). Результаты методики «Самооценка эмоциональных состояний» диагностирующей эмоциональное состояние на констатирующем этапе эксперимента



№ п/п

Фамилия и имя ребенка

Спокойствие — тревожность

Энергичность — усталость

Приподнятость — подавленность

Чувство уверенности в себе — чувство беспомощности

Всего баллов

Уровень самооценки

1

Акулян А.

5

5

4

4

18

н

2

Агишева Э.

6

6

7

7

26

с

3

Артамонова А.

4

3

4

3

14

н

4

Ахмадуллина Ю

7

4

5

5

21

с

5

Белоножко А.

6

5

6

6

23

с

6

Габбасов А

4

4

4

3

15

н

7

Гулинян Н.

6

5

7

5

23

с

8

Закиров В.

8

8

8

7

31

в

9

Заприлюк В.

4

3

4

4

15

н

10

Иванова В.

8

7

9

8

32

в

11

Игнатьева С.

5

4

6

4

19

н

12

Иркабаев Ф.

9

6

6

6

27

с

13

Киселева С.

8

7

9

8

32

в

14

Копылов Е.

5

6

6

6

23

с

15

Кулаков А.

4

8

7

5

24

с

16

Майовский А.

4

3

3

4

14

н

17

Масленников А

7

9

8

7

31

в

18

Марченко Н.

6

9

8

8

31

в

19

Молодец А.

3

3

3

3

12

н

20

Музафарова А.

5

6

6

4

21

с

21

Норкевичуте Т.

7

8

8

9

32

в

22

Степашин А

4

5

4

5

18

н

23

Тибеев Р.

5

5

5

5

20

с

24

Усманов Р.

6

6

6

7

25

с

25

Юлдашева Д.

4

5

6

6

21

с


Проведенные исследования показывают, что в данном классе следующие результаты:

высокий уровень самооценки – 6 человек (24%)

средний уровень самооценки – 11 человек (44%)

низкий уровень самооценки – 8 человек (32%)


Результаты данного исследования показывают, что в данной группе испытуемых 24% имеют высокий уровень самооценки эмоционального состояния, а 32% испытуемых имеют низкий уровень самооценки эмоционального состояния. Это значит, что данная группа испытуемых наиболее подвержена конфликтному поведению.

Данное предположение было проверено нами с помощью ранговой корреляции Спирмена.


Расчет d2 для рангового коэффициента корреляции Спирмена rs при сопоставлении результатов высокого и низкого уровня самооценки эмоционального состояния и конфликтного поведения подростков (N =14)


Высокий и низкий уровень эмоционального состояния

Конфликтность

d

d2

Баллы

Ранги

Баллы

Ранги

18

6,5

9

5

-1,5

2,25

14

2,5

9

5

2,5

6,25

15

4,5

8

2,5

-2

4

31

10

12

13

3

9

15

4,5

7

1

-3,5

12,25

32

13

11

10

-3

9

19

8

10

7,5

-0,5

0,25

32

13

11

10

-3

9

Высокий и низкий уровень эмоционального состояния

Конфликтность

d

d2

Баллы

Ранги

Баллы

Ранги

14

2,5

9

5

2,5

6,25

31

10

12

13

3

9

31

10

12

13

3

9

12

1

10

7,5

6,5

42,25

32

13

11

10

-3

9

18

6,5

8

2,5

-4

16

Сумма

105


105

0

143,5


Поскольку в одном из сопоставляемых ранговых рядах присутствуют группы одинаковых рангов, перед подсчетом коэффициента ранговой корреляции необходимо внести поправки на одинаковые ранги Та и Тb:



где a – объем каждой группы одинаковых рангов в ранговом ряду a;

b – объем каждой группы одинаковых рангов в ранговом ряду b;

В данном случае, в ряду А присутствуют 5 групп одинаковых рангов, при этом а1=2, а2=2, а3=2, а4=3, а5=3



В ряду В присутствуют 5 групп одинаковых рангов, при этом b1=2, b2=3, b3=2, b4=3, b5=3



Для подсчета эмпирического значения rs: используем формулу


В данном случае



Определим критические значения rs при N = 14


rs эмп > rs кр (р £ 0,05)


Корреляция между высоким и низким уровнем самооценки эмоционального состояния и уровнем конфликтности статистически значима (р £ 0,05) и является положительной. Значит согласно нашей гипотезе, при высоком и низком уровне самооценки эмоционального состояния подростки наиболее подвержены конфликтному поведению. А также необходимо проверить предположение о том, подвержены ли конфликтному поведению подростки со средним уровнем самооценки эмоционального состояния. Расчет d2 для рангового коэффициента корреляции Спирмена rs при сопоставлении результатов среднего уровня самооценки эмоционального состояния и конфликтного поведения подростков (N =11)


Средний уровень эмоционального состояния

Конфликтность

d

d2

Баллы

Ранги

Баллы

Ранги

26

10

5

8

-2

4

21

3

3

3

0

0

23

6

6

10

4

16

23

6

2

1

-5

25

27

11

8

11

0

0

23

6

4

5,5

-0,5

0,25

24

8

3

3

-5

25

21

3

5

8

5

25

20

1

3

3

2

4

25

9

5

8

-1

1

21

3

4

5,5

2,5

6,25

Сумма

66


66

0

106,5


Поскольку в одном из сопоставляемых ранговых рядах присутствуют группы одинаковых рангов, перед подсчетом коэффициента ранговой корреляции необходимо внести поправки на одинаковые ранги Та и Тb:



где a – объем каждой группы одинаковых рангов в ранговом ряду a;

b – объем каждой группы одинаковых рангов в ранговом ряду b;

В данном случае, в ряду А присутствует две группы одинаковых рангов, при этом а1=3, а2=3



В ряду В присутствуют 3 группы одинаковых рангов, при этом b1=3, b2=2, b3=3



Для подсчета эмпирического значения rs: используем формулу


В данном случае



Определим критические значения rs при N = 11


rs эмп > rs кр (р £ 0,01)


Корреляция между средним уровнем самооценки эмоционального состояния и уровнем конфликтности не достигает уровня статистической значимости, т. е. значимо не отличается от нуля.

Значит можно утверждать, что при среднем уровне самооценки эмоционального состояния подростки не подвержены конфликтному поведению.


2.2 Психокоррекционная работа по снижению конфликтного поведения подростков


Проблема преодоления подростковой конфликтности в настоящее время имеет еще очень большое поле для изучения. Современная жизнь в силу экономической нестабильности, кризиса ряда социальных институтов, повышения тревоги и неуверенности в будущем характеризуется усиленной конфликтной заряженностью. Ряд социально-психологических исследований свидетельствует об увеличении количества конфликтов в средних школах, и о неумении конструктивно разрешать конфликтные ситуации.

Существуют различные направления работы с конфликтными подростками, к которым относятся многообразные подходы к коррекции поведения подростков, индивидуальное консультирование и тренинговая форма занятий (см. Приложение 2).

Средовое направление связано с объяснением причин поведения подростков, включенностью их в социальные общности и взаимодействием с социальной средой, отсюда коррекция поведения – это работа со средой жизнедеятельности подростков. Клинико-биологическое направление основано на реализации комплекса медицинских, педагогических и психологических мер. Личностно-ориентированное направление рассматривают коррекцию как работу с самой личностью, с формированием у человека навыков позитивного общения и умения противостоять влиянию группы и решать конфликтные ситуации.

Цель индивидуального консультирования направлена на раскрытие причин конфликтного поведения конкретного человека с тем, чтобы помочь ему осознать истинные механизмы его поступков и рассмотреть возможные пути его дальнейшей деятельности. Использование психологического тренинга более эффективный способ для снижения конфликтности подростков, так как он включает в себя активные методы групповой работы и содержит элементы психокоррекции и психологии воздействия.

 

Заключение


Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что в настоящее время во всем мире резко изменилась ситуация развития детства. Напряженные социальные, экономические, демографические, экологические проблемы обуславливают нарастание негативных тенденций в становлении личности подрастающего поколения. Среди них особую тревогу вызывают прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная дезориентированность детей, возрастание их жестокости, агрессивности, потенциальной конфликтности. Эти тенденции проявляются наиболее остро в подростковом возрасте. Подростковый возраст представляет собой как бы “третий мир”, существующий между детством и взрослостью. В нем прослеживаются некоторые сложности во взаимоотношениях со взрослыми (родителями и учителями), связанные с возрастными особенностями ребят.

Непонимание между родителями и подростками происходит из-за разных типов их личностей, но в целом отношения между родителями и подростками, как правило, складываются достаточно гармонично, но если конфликт все-таки возникает, то повод обычно лежит в одной из следующих пяти областей: социальная жизнь и привычки, мера ответственности и обязанности, учеба в школе, отношения в семье, моральные ценности.

Высокий уровень внутрисемейных конфликтов пагубно сказывается на сплоченности семьи и развитии подростка.

Пренебрежение является наиболее часто встречающимся видом недостойного обращения с детьми. Это понятие включает физическое, интеллектуальное, социальное или нравственное пренебрежение. Однако, при всей тяге к самостоятельности, подростки остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. Развитие конфликтности у подростков имеет многофакторную обусловленность, в которой социальные и психологические факторы представлены в едином неразрывном комплексе на протяжении всего возрастного периода. Эти факторы в своём тесном переплетении дополняют формирование личности.

Переходя из детского мира во взрослый, подросток не принадлежит полностью ни к тому, ни к другому. Специфичность его социальной ситуации и жизненного мира проявляется и в психике, для которой типичны внутренние противоречия, неопределенность уровня притязаний, повышенная застенчивость и одновременно агрессивность, конфликтность, склонность принимать крайние позиции и точки зрения.

Повышенная конфликтность подростка может быть обусловлена не только стабильными внутриличностными факторами, но также, что не менее важно, семейной ситуацией и внешней средой.

В ходе проведенного исследования были выявлено, что при высоком и низком уровне самооценки эмоционального состояния подростки наиболее подвержены конфликтному поведению, что была подтверждено с помощью ранговой корреляции Спирмена

Таким образом, выдвинутая в начале исследования гипотеза о том, что существует взаимосвязь между самооценкой и конфликтным поведением подростков, подтвердилась.

Практика показывает, что подростки не умеют разрешать возникающие конфликты, и в их конфликтных отношениях преобладают деструктивные тенденции. Для снижения остроты подобных явлений и более продуктивного разрешения межличностных конфликтов, необходимо их психологическое сопровождение. Успешность взаимодействия с подростками учителя и школьного психолога во многом определяется пониманием возрастной специфики конфликтности и избранием адекватных средств и способов работы с ними


Список литературы


1.       Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М.: Прогресс, 2004. – 485

2.       Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.-Воронеж, 2005. – 455 с.

3.       Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: Изд-во «Эксмо», 2008. – 416 с.

4.       Бранден Натаниель Мощь самооценки. - М.: Омега-Л, 2006. – 215 с..

5.       Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. М.: Просвещение, 2006. – 570 с.

6.       Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия / Сост. и ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. М.: Просвещение, 2004. – 375 с. Волков Б.С. Психология подростка. - СПб.: ПоР, 2006. – 160 с.

7.       Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова - М: Педагогика, 2006. – 388 с.

8.       Кле М. Психология подростка: психо-сексуальное развитие. М.: Педагогика, 2006. - 172 с.

9.       Колесникова Г.Н. Психологическое консультирование. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 283 с.

10.   Корчак Я. Как любить детей. — М.: ЮНИТИ, 2003. – 351 с.

11.   Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2007. - 987с.

12.   Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт», 2002. — 464 с.

13.   Мир детства. Подросток. Составители Б.З. Вульфов, И.В. Гребенников. М.: Педагогика, 2004. - 430 с.

14.   Наш проблемный подросток: понять и договориться. / Под ред. Л.А. Регуш. - Ростов-на-Дону: РГПУ, 2006. – 192 с.

15.   Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. - М.: Академия, 2005. 450 с.

16.   Раис Филип Ф. Психология подросткового и юношеского возраста: Учеб. пособие: Пер. с англ. СПб., 2006. – 656 с.

17.   Родители и дети: Психология взаимоотношений / Под ред. Е.А. Савиной, Е.О. Смирновой. – М.: Когито-Центр, 2003. – 230 с.

18.   Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М.: Аспект-Пресс, 2006. – 460 с.

19.   Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Под ред. Д.И. Фельдштейн. –М.: НПО МОДЭК, 2006. – 318 с.

20.   Снайдер Ди Практическая психология для подростков, или Как найти свое место в жизни. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2007. – 288 с.

21.   Сорокоумова Е. А. Возрастная психология. Краткий курс. — СПб.: Питер, 2008. — 208 с.

22.   Степанов В.Г. Психология трудных школьников. – М.: Издаиельский центр «Академия», 2006. – 336 с.

23.   Столяренко Л.Д. Основы общей психология. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. 671 с.

24.   Психология человека от рождения до смерти. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с.

25.    Хъелл Л., Зиглер Д. Теория личности, 2007. – 320 с.


Страницы: 1, 2


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.