РУБРИКИ |
Конкурентные преимущества моделей бизнес-образования в российских условиях |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Конкурентные преимущества моделей бизнес-образования в российских условияхКонкурентные преимущества моделей бизнес-образования в российских условияхКонкурентные преимущества моделей бизнес-образования в российских условияхЛеонид Иванович Евенко, доктор экономических наук, профессор, ректор Высшей школы международного бизнеса Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации. Принимая решение о получении образования по той или иной модели необходимо учитывать наличие факторов, способных создать благоприятные условия и конкурентные преимущества. Такие факторы различны, и ошибка в их оценке может стоить достаточно дорого. Современное российское законодательство в области образования достаточно либерально в отношении осуществления или развития образовательной деятельности. В 1990-е гг. оно сыграло в целом положительную роль для приспособления управленческого образования к требованиям жизни, хотя и породило некоторые проблемы. Недавние меры государства, приравнявшие, в частности, внебюджетные доходы государственных учреждений от образовательной деятельности к бюджетным и поставившие всю сумму доходов под контроль казначейства, внесли серьезные трудности в операционную деятельность в области бизнес-образования. Но это коснулось прежде всего государственных вузов и в конечном счете не создало непреодолимых препятствий для развития бизнес-образования в стране. На сегодня сфера образования и сектор платных бизнес-образовательных услуг уже достаточно развиты, хотя спрос, даже платежеспособный, как показывают обследования, далеко не насыщен. И в то же время потребитель (организация или индивид, обладающий некоторыми средствами) достаточно осмотрителен и хочет получить образовательный продукт, полноценный с точки зрения критерия "затраты — эффективность". Следует сознавать, что, принимая решение о получении образования по той или иной модели необходимо весьма осознанно учитывать наличие факторов, способных создать благоприятные условия и конкурентные преимущества. Такого рода факторы весьма различны для разных моделей бизнес-образования и ошибка в их оценке может стоить достаточно дорого как с позиции гарантии качества образования, так и с позиции достижения устойчивых конкурентных преимуществ. Модель I. Высшее образованиеБлагоприятные условия применения и устойчивые конкурентные преимущества Демографический фактор: большая численность населения, значительный контингент молодых людей с потребностью в высшем образовании. Хорошо развит современный научно-методический потенциал (библиотека, компьютеры, исследования и т.п.) Критическая масса штатного высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава по большинству специальностей бизнес-образования (наличие профильных кафедр). Высокий имидж образовательного учреждения. Развитая материально-техническая база. Наличие государственной аккредитации, выдача дипломов государственного образца о высшем образовании (обязательно). Высшее образование (модель I) в области бизнеса и менеджмента следует развивать прежде всего там, где существуют для этого демографические условия, и в первую очередь большая численность населения со значительным контингентом молодых людей с потребностью в высшем (первом или втором) образовании. Во многих случаях это наблюдается в региональных вузах (не только экономических, но и технических). Но, разумеется, и крупные экономические вузы общенационального значения притягивают к себе абитуриентов со всех концов страны. Однако существует и достаточно большая опасность скороспелого начала такого рода образовательных программ, скажем, путем организации нового факультета экономического профиля или вообще частного вуза, исходя лишь из потребности рынка, но при отсутствии должного научно-методического потенциала. Особенно велика эта опасность, если речь идет о техническом вузе, который имеет высокий имидж в своей отрасли, поскольку поначалу этот имидж автоматически распространяется и на вновь инициируемые этим техническим вузом программы по бизнесу и менеджменту, которые, по понятным причинам, могут вовсе не отвечать требованиям высокого качества. Важное значение имеет уровень научных исследований, разработок, консультационной деятельности, который ведут штатные специалисты, способные передать студентам необходимые знания и понимание новых реальностей бизнеса и менеджмента. Научно-методический потенциал является важнейшим условием качества образовательных программ по высшему образованию. В настоящее время это особенно связано с укомплектованностью библиотек, компьютеризацией учебного процесса, знанием иностранного языка преподавателями и т.п. Бизнес-образовательные программы по модели I будут успешны, если имеется критическая масса высококвалифицированного штатного профессорско-преподавательского состава по большинству основных специальностей бизнес-образования. Без сомнения, создание полноценного факультета бизнеса и менеджмента требует и соответствующей материально-технической базы, достаточного количества учебных помещений, служебных помещений не только для административного аппарата, но и для профессорско-преподавательского состава и, возможно, общежития, что зависит от того, на какой регион ориентируется вуз и насколько далеко его региональные интересы распространяются за пределы одного города. Наконец, наличие государственной аккредитации, позволяющей выдавать дипломы государственного образца о высшем образовании, практически обязательно. Без этого высшее учебное заведение становится неконкурентоспособным и рано или поздно должно будет решить такого рода задачу, либо сойти с дистанции. Студент в наше время становится все более просвещенным и не намерен тратить время и средства на образование без признанного документа об образовании, подтверждающего его высокое качество. Модель II. Профессиональная переподготовкаМодель II "Профессиональная переподготовка" требует существенно иных условий своего применения и характеристик учебного заведения, создающих конкурентное преимущество на рынке образовательных услуг: Благоприятные условия применения и устойчивые конкурентные преимущества. Устойчивые связи с бизнесом (предприятиями-потребителями) или местоположение в регионах сосредоточения значительного числа профессиональных работников, нуждающихся в переподготовке. Участие в государственных (в том числе международных) программах развития человеческих ресурсов (военные, молодые менеджеры, арбитражные управляющие и т п.). Наличие ядра высококвалифицированных преподавателей с опытом практической работы. Наличие потенциала для разработки новых программ, их адаптации к потребностям заказчика. Развитая учебно-методическая и материально-техническая база (желательно с обеспечением проживания). Успешный менеджмент и маркетинг учебных программ. Наличие государственной аккредитации (желательно). Хотя и в этом случае количество потенциальных слушателей имеет определенное значение, но их контингент существенно иной — это должны быть люди не обязательно молодого возраста, но занимающиеся профессиональной деятельностью и нуждающиеся в знаниях и соответственно в документе об образовании, который позволяет им совершить весьма значительный "профессиональный маневр" — перейти на управленческую должность или же существенно ускорить свою карьеру. По сравнению с высшим образованием совершенно иной является мотивация потенциальных слушателей бизнес-образования по модели II. Она более краткосрочная и более целенаправленная с точки зрения связи с требованиями конкретных должностей, предприятий, отраслей деятельности. Именно поэтому для модели профессиональной переподготовки наиболее существенными оказываются связи с бизнесом, в частности с предприятиями, которые хотели бы послать людей на обучение по соответствующим программам. Это может быть не одно предприятие, а их значительное количество в индустриальном или аграрном регионе, но нередко источником такого рода потребности (да и финансирования) являются государственные программы, направленные на переподготовку военных, молодых менеджеров, арбитражных управляющих, специалистов по государственным закупкам и т.п., среди которых определенное место занимают (или занимали) международные программы развития человеческих ресурсов по линии иностранной технической помощи. Одним из наиболее ярких примеров успешной программы профессиональной переподготовки является Государственный план подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства (так называемая федеральная Президентская программа). Наиболее знаменательной особенностью этой программы является разработка ее содержания и формата обучения, независимая от каких-либо ранее принятых стандартов. Министерство экономики Российской Федерации (передавшее эстафету Министерству экономического развития и торговли) явилось официальным заказчиком программы, но, по сути, содержание и формат осуществления программы были заданы группой профессоров, привлеченных министерством. Именно они обеспечивали выработку соответствующих методических требований к программе силами Экспертного совета и Секретариата Федеральной комиссии. Важно, что федеральная программа имеет действующий вот уже свыше 5 лет успешный организационный механизм реализации, обеспечения выполнения поставленных требований, начиная от отбора слушателей (через региональные отделения при региональных администрациях) и кончая системой контроля за выполнением сформулированных требований через специальную процедуру "общественной" аккредитации. Соответственно большая подчиненность бизнес-образования по модели II требованиям российской хозяйственной практики требует преподавателей нового типа — не просто "остепененных" профессоров и доцентов вузов, но людей, у которых знание управленческих дисциплин и педагогический опыт сочетаются с реальным опытом практической работы в виде некоторого стажа пребывания на управленческих должностях, консультирования или хотя бы проведения прикладных исследований. Программы профессиональной переподготовки, таким образом, менее регламентированы, чем программы высшего образования и, как это ни парадоксально, в конечном счете носят более творческий характер с точки зрения их разработки и реализации. Именно поэтому привлечение к ним соответствующих потребителей, особенно если речь идет об их реализации на открытом рынке, требует более серьезных, целенаправленных и зачастую творческих по содержанию усилий. Это достигается за счет нестандартных форм организации и управления учебным процессом (здесь более уместна децентрализация по сравнению с программами высшего образования), а также эффективного маркетинга программ. В последние два-три года бурно развивается еще один сегмент, а именно программы профессиональной переподготовки для конкретных корпораций. Здесь успех в конкуренции определяется тем, удается ли образовательному учреждению вызвать интерес у крупного заказчика, т.е. корпорации, принявшей решение о серьезном обучении своего персонала и сформулировавшей свои требования к профессиональной переподготовке управленческих кадров. К этому же типу могут относиться среднесрочные программы профессиональной переподготовки и даже долгосрочные (до 1 года) программы обучения менеджменту непосредственно на местах в стенах крупных корпораций, банков и других компаний. В таком случае наличие государственного диплома и соответственно аккредитации учебных центров, хотя и желательно, но необязательно, тем более, что профессиональная переподготовка непосредственно на рабочем месте пока еще у нас распространена недостаточно. Модель III. Повышение квалификацииБлагоприятные условия применения и устойчивые конкурентные преимущества Наличие уникальной информации, материалов, методик, ноу-хау прикладного характера. Наличие высококвалифицированных специалистов в определенных тематических отраслях, выступающих в качестве преподавателей, инструкторов, тренеров. Детально проработанная методика проведения занятий с использованием интерактивных методов обучения и специализированных учебных материалов, средств, информационных технологий. Тесные стабильные связи с клиентными группами — потребителями программ повышения квалификации. Активный маркетинг программ и продуманное формирование их портфеля. Лицензия на дополнительное образование, полученная на уровне субъекта федерации. Весьма отличается в данном случае и контингент участников учебных программ. Специфика приближения к потребителю еще более ярко проявляется при работе по модели III "Повышение квалификации". В этом случае близость к практике бизнес-образовательного процесса достигает максимального уровня, а образовательные учреждения при проектировании и реализации учебных программ являются практически автономными. По сути дела, в реализации программ повышения квалификации конкурентные преимущества имеют те образовательные учреждения, которые обладают уникальной информацией, учебными материалами, методиками, ноу-хау прикладного характера, представляющими ценность в конкретной области деятельности на данном этапе хозяйственного развития. Весьма высоки требования к методике проведения занятий, касающихся узкой сферы знания или конкретного опыта, а в качестве преподавателей (по отношению к ним больше подходит термин "инструктор", а не профессор) выступают высококвалифицированные специалисты, хорошо владеющие конкретным вопросом и способные либо дать ответ на любой вопрос по злободневной и сложной профессиональной проблеме, либо обучить применению четко определенной методики, или же провести тренинг по развитию соответствующего навыка. Технические средства презентации материала, информационные технологии, видео-средства и т. п. также имеют большое значение. По содержанию программы становятся значительно менее ориентированными на знания и резко отличаются от программ моделей I и II своей более узкой направленностью, но зато намного превосходят их по своей нацеленности на выработку навыков, по глубине и конкретности в специфической области. Клиентные группы весьма разнообразны, а собирать и привлекать людей, нуждающихся в повышении квалификации, приходится самыми различными методами, поскольку среди них могут быть как однородные группы представителей отдельных предприятий (тогда программа реализуется непосредственно в компании или по ее заказу), либо, наоборот, специалисты, рассредоточенные по разным местам работы, которые тем не менее имеют общие профессиональные интересы. Маркетинг в таком случае должен быть активным, направленным на поиск конкретных целевых групп, получающих своевременную и полную информацию о наличии программ и их содержании. Бизнес-образовательное учреждение, работающее по модели III, должно иметь хорошо организованную службу маркетинга, гибко и продуманно формировать свой портфель программ. При этом документы об окончании могут быть самыми различными — от государственного удостоверения (для программ свыше 100 часов) до государственного же свидетельства о повышении квалификации или же просто сертификата, который лишь удостоверяет факт прохождения повышения квалификации по определенному вопросу. В конечном счете для использования модели III достаточно лишь иметь лицензию на осуществление дополнительных образовательных программ, полученную на уровне субъекта федерации, а затем заботиться о практической ценности осуществления программ повышения квалификации. Именно поэтому связь с профессиональными кругами (например, ассоциацией бухгалтеров, оценщиков и т.п.) имеет для обеспечения конкурентоспособности такого рода программ даже большее значение, чем их государственная аккредитация. Модель IV. Мастер делового администрированияБлагоприятные условия применения, и устойчивые конкурентные преимущества Наличие развитого рынка дорогостоящих программ, т.е. потребности в знаниях и навыках для успешной карьеры (привлекательные рабочие места; карьерно-ориентированные молодые люди; компании, финансирующие обучение; информация о бизнес-образовании) и платежеспособного спроса на них. Глубокое осознание руководством образовательного учреждения (ОУ) и профессурой специфики подготовки профессиональных менеджеров. Наличие коллектива (критической массы) преподавателей (ППС) бизнеса и менеджмента (ядро — штатные, а также привлекаемые) с высоким академическим уровнем и хорошим знанием практики. Большой опыт обучения взрослых, широкое применение интерактивных методов обучения. Развитый научно-методический потенциал и опыт в области управления учебным процессом, наличие материально-критической базы. Активное участие ППС в консультировании и научных исследованиях. Учреждение высшей школы бизнеса либо высокая автономия структурного подразделения, реализующего МВА. Эффективный маркетинг и менеджмент учебного процесса. Интенсивное участие в международном образовательном сообществе (англоговорящий персонал, зарубежные командировки, иностранные партнеры и т.п.). Хорошие связи с федеральным органом управления образованием, наличие лицензии государственной аккредитации по дополнительному (к высшему) образованию. Бизнес-образование по модели IV "Мастер делового администрирования", т.е. по программам МВА — для отечественной практики, в конечном счете, дело новое. Здесь основная специфика и сложность заключаются в том, что такого рода программы должны быть на достаточно высоком уровне и с точки зрения профессионального (в том числе научного) знания, и с точки зрения их практической направленности на решение сложных проблем управления организациями. Достичь высокого уровня программ МВА, как показывает мировой опыт, весьма трудно. Это осуществимо на основе привлечения дорогостоящих ресурсов, к которым можно отнести и уникальных преподавателей, и специально разработанные учебные материалы, и новейшую технику для учебного процесса. Все это дорого даже по сравнению с высшим образованием. Поэтому надо хорошо осознавать, что начинать конкурентоспособные программы МВА следует лишь при наличии адекватного рынка программ, платежеспособного спроса на них. Такого рода рынок появляется там, где есть привлекательные рабочие места, социальный слой среднего класса — ориентированных на карьеру людей, как правило, молодых, серьезно занимающихся или намеревающихся заниматься бизнесом либо имеющих высокие карьерные амбиции. В современных условиях на дорогостоящие программы МВА идут (особенно в регионах) руководители предприятий, их заместители, хотя доля амбициозных специалистов или руководителей среднего звена, так же, как и молодых людей из обеспеченных слоев населения, тоже является достаточно весомой. Рынок образовательных услуг предполагает и соответствующую инфраструктуру, в частности, развитые каналы информации для целевых клиентных групп по программам МВА об их содержании и местах реализации. В условиях России программы МВА могут реализовать или начинать те образовательные учреждения, где существует не только необходимый потенциал квалифицированных преподавателей и администраторов, но и соответствующая организационная культура, нацеленная на подготовку кадров высшей квалификации на современном уровне. Руководство и профессура образовательного учреждения должны глубоко осознавать специфику подготовки именно профессиональных менеджеров (а не специалистов в какой-то области), людей взрослых, имеющих хорошо определенные цели в отношении своего образования, зачастую по собственному опыту знающих профессиональную сферу, в которой они намерены получить новую квалификацию. Эти люди, с одной стороны, сильно мотивированы к получению образования, но, с другой — они уже отчасти утратили способность к книжному образованию, при том, что имеют склонность к освоению новых знаний и видению практических проблем через участие в совместных действиях, групповую работу, выполнение проектов и т.п. Такого рода целевая аудитория очень быстро выявляет недостаточную компетентность своего преподавателя, если таковая имеет место. Отсюда, программы МВА будут успешны, если учебное заведение имеет критическую массу высококлассных преподавателей бизнеса и менеджмента, сочетающих высокий академический уровень с хорошим знанием практики, и если оно организует постоянную оценку их работы со стороны слушателей. Парадокс состоит в том, что в нынешних условиях реализация этих программ эффективна там, где наряду с относительно небольшим количеством штатных преподавателей в них участвует большое число преподавателей, привлеченных со стороны, можно сказать "лучших их лучших" в своей области из тех, кто проживает в данном регионе. В свою очередь, как штатные, так и привлеченные преподаватели практически поголовно должны участвовать в консультационных или исследовательских программах и иметь тесную связь с практикой бизнеса. С организационной точки зрения с самого начала при формулировании стратегической цели развертывания обучения по программам МВА следует ставить задачу создания школы бизнеса или достаточно самостоятельного учебного подразделения в составе вуза, которому предоставляется высокая автономия, любое из подразделений, реализующих программу МВА, должно, в принципе, соответствовать требованиям к высшей школе бизнеса. Преподавательский состав должен работать бок о бок с административным составом, и сами квалифицированные преподаватели должны активно включаться в управление программой, в ее совершенствование. Именно высококвалифицированный менеджмент учебного процесса и хороший маркетинг являются условиями придания такого рода образовательным учреждениям реальных конкурентных преимуществ. Важное значение имеет интенсивное участие в международном образовательном сообществе, выражающееся не только в наличии договоров о сотрудничестве, но и в реальной вовлеченности ППС и административного состава (желательно на 100% англоговорящего) в профессиональные контакты, результатом этого должна быть хорошая информированность о том, что происходит в программах МВА за рубежом. Модель IV в настоящее время — это наиболее серьезный структурный сдвиг в отечественном бизнес-образовании, связанный со структурной перестройкой не только бизнес-образования, но, в некотором смысле, и дополнительного образования в целом, поскольку в его рамках теперь уже возможно присвоение новой квалификации и по другим специальностям. Но именно здесь наиболее сильно ощущается давление рынка образовательных услуг, проверка качества бизнес-образовательных программ рынком, желание людей нового среднего класса, самого бизнеса потратить средства и инвестировать в подготовку профессиональных менеджеров там, где образовательное учреждение в состоянии оправдать ожидания людей и организаций, стремящихся занять достойное место в обществе, которые хотят иметь высококвалифицированный российский кадровый состав. Российские школы бизнеса должны откликнуться на потребности отечественной практики. Список литературыДля подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.elitarium.ru |
|
© 2010 |
|