РУБРИКИ |
Контрольная по психологии |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Контрольная по психологииКонтрольная по психологииВариант 2 1. Апперцепция это: а) различное восприятие предметов разными людьми Синестезия это: б) возникновение под влиянием раздражителя одного анализатора ощущения, характерного для другого Основные подходы к определению типов темперамента. Классические типы темперамента. Темперамент - это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов, в частности эмоциональных процессов, а также некоторые внешние особенности поведения человека - подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций и т. д. Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности или малоценности личности, не определяет ее возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или способностями) Можно выделить следующие основные компоненты, определяющие темперамент: 1) Общая активность психической деятельности и поведения человека
выражается в различной степени стремления активно действовать, осваивать и
преобразовывать окружающую действительность, проявлять себя в разнообразной
деятельности. Выражение общей активности у различных людей различно. 2) Двигательная, или моторная, активность показывает состояние активности двигательного и речедвигательного аппарата. Выражается в быстроте, силе, резкости, интенсивности мышечных движений и речи человека, его внешней подвижности ( или, наоборот, сдержанности ), говорливости ( или молчаливости ). 3) Эмоциональная активность выражается в эмоциональной
впечатлительности (восприимчивость и чуткость к
эмоциональным воздействиям), импульсивности, эмоциональной подвижности Древнегреческий врач Гиппократ, живший в 5 веке до н. э. описал четыре
темперамента, которые получили следующие названия: сангвинический
темперамент, флегматический темперамент, холерический темперамент,
меланхолический темперамент. Отсутствие необходимых знаний не позволяло
дать в то время подлинно научную основу учению о темпераментах, и только
исследования высшей нервной деятельности животных и человека, проведенные 1) сила процессов возбуждения и торможения, 2) уравновешенность процессов возбуждения и торможения, 3) подвижность (сменяемость) процессов возбуждения и торможения. Сила нервных процессов выражается в способности нервных клеток переносить продолжительное либо кратковременное, но очень концентрированное возбуждение и торможение. Это определяет работоспособность (выносливость) нервной клетки. Слабость нервных процессов характеризуется неспособностью нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение и торможение. При действии весьма сильных раздражителей нервные клетки быстро переходят в состояние охранительного торможения. Таким образом, в слабой нервной системе нервные клетки отличаются низкой работоспособностью, их энергия быстро истощается. Но зато слабая нервная система обладает большой чувствительностью даже на слабые раздражители она дает соответствующую реакцию. Важным свойством высшей нервной деятельности является уравновешенность нервных процессов, т. е. пропорциональное соотношение возбуждения и торможения. У некоторых людей эти два процесса взаимно уравновешиваются, а у других этого равновесия не наблюдается, преобладает или процесс торможения или возбуждения. Одно из основных свойств высшей нервной деятельности - подвижность нервных процессов. Подвижность нервной системы характеризуется быстротой сменяемости процессов возбуждения и торможения, быстротой возникновения и прекращения их (когда этого требуют условия жизни), скоростью движения нервных процессов (иррадиации и концентрации), быстротой появления нервного процесса в ответ на раздражение, быстротой образования новых условных связей, выработки и изменения динамического стереотипа. Комбинации указанных свойств нервных процессов возбуждения и
торможения были положены в основу определения типа высшей нервной
деятельности. В зависимости от сочетания силы, подвижности и
уравновешенности процессов возбуждения и торможения различают четыре
основных типа высшей нервной деятельности: Отличаясь сильной нервной системой, он характеризуется
неуравновешенностью основных нервных процессов - преобладанием процессов
возбуждения над процессами торможения. Тип высшей нервной деятельности относится к природным высшим данным, это врожденное свойство нервной системы. На данной физиологической основе могут образоваться различные системы условных связей, т. е. в процессе жизни эти условные связи будут различно формироваться у разных людей: в этом и будет проявляться тип высшей нервной деятельности. Темперамент и есть проявление типа высшей нервной деятельности в деятельности, поведении человека. Особенности психической деятельности человека, определяющие его поступки, поведение, привычки, интересы, знания, формируются в процессе индивидуальной жизни человека, в процессе воспитания. Тип высшей нервной деятельности придает своеобразие поведению человека, накладывает характерный отпечаток на весь облик человека - определяет подвижность его психических процессов, их устойчивость, но не определяет ни поведения, ни поступков человека, ни его убеждений, ни моральных устоев. Психологическая характеристика темпераментов Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Он легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, активно вступает в контакты с людьми. Его речь громкая, быстрая, отчетливая и сопровождается выразительными мимикой и жестами. Но этот темперамент характеризуется некоторой двойственностью. Если раздражители быстро меняются, все время поддерживается новизна и интерес впечатлений, у сангвиника создается состояние активного возбуждения и он проявляет себя как человек деятельный, активный, энергичный. Если же воздействия длительны и однообразны, то они не поддерживают состояния активности, возбуждения и сангвиник теряет интерес к делу, у него появляется безразличие, скука, вялость. У сангвиника быстро возникают чувства радости, горя, привязанности и
недоброжелательности, но все эти проявления его чувств неустойчивы, не
отличаются длительностью и глубиной. Они быстро возникают и могут так же
быстро исчезнуть или даже замениться противоположными. Настроение
сангвиника быстро меняется, но, как правило, преобладает хорошее
настроение. Человек этого темперамента медлителен, спокоен, нетороплив,
уравновешен. В деятельности проявляет основательность, продуманность,
упорство. Он, как правило, доводит начатое до конца. Все психические
процессы у флегматика протекают как бы замедленно. Чувства флегматика
внешне выражаются слабо, они обычно невыразительны. Причина этого -
уравновешенность и слабая подвижность нервных процессов. В отношениях с
людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него
устойчивое. Спокойствие человека флегматического темперамента проявляется и
в отношении его к событиям и явлениям жизни флегматика нелегко вывести из
себя и задеть эмоционально. У человека флегматического темперамента легко
выработать выдержку, хладнокровие, спокойствие. Но у флегматика следует
развивать недостающие ему качества - большую подвижность, активность, не
допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость,
инертность, которые очень легко могут сформироваться в определенных
условиях. Иногда у человека этого темперамента может развиться безразличное
отношение к труду, к окружающей жизни, к людям и даже к самому себе. Люди этого темперамента быстры, чрезмерно подвижны,
неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают у них
быстро, интенсивно. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное
этому типу нервной деятельности, ярко проявляется в несдержанности,
порывистости, вспыльчивости, раздражительности холерика. Отсюда и
выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения. У меланхоликов медленно протекают психические процессы, они с
трудом реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение
вызывает у людей этого темперамента замедленную деятельность, а затем и
прекращение ее В работе меланхолики обычно пассивны, часто мало
заинтересованы (ведь заинтересованность всегда связана с сильным нервным
напряжением). Чувства и эмоциональные состояния у людей меланхолического
темперамента возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и
длительностью; меланхолики легко уязвимы, тяжело переносят обиды,
огорчения, хотя внешне все эти переживания у них выражаются слабо. Психологи установили, что слабость нервной системы не является
отрицательным свойством. Сильная нервная система более успешно справляется
с одними жизненными задачами, а слабая - с другими. Слабая нервная система "Чистые" темпераменты встречаются относительно редко. Темперамент — это внешнее проявление типа высшей нервной
деятельности человека, и поэтому в результате воспитания, самовоспитания
это внешнее проявление может искажаться, изменяться, происходит Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента. Так, особая подвижность сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует от него частого перехода от одного рода занятий к другому, оперативности в принятии решений, а однообразие, регламентированность деятельности, напротив, приводит его к быстрому утомлению. Флегматики и меланхолики, наоборот, в условиях строгой регламентации и монотонного труда обнаруживают большую продуктивность и сопротивляемость утомлению, чем холерики и сангвиники. В поведенческом общении можно и нужно предвидеть особенности
реакции лиц с разным типом темперамента и адекватно на них реагировать. 4. Этапы восприятия: перцепция и апперцепция. Нарушение восприятия. Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию. Способность ощущать дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой, с рождения. Способностью же воспринимать мир в виде образов наделены только человек и высшие животные, она у них складывается и совершенствуется в жизненном опыте. В отличие от ощущений, которые не воспринимаются как свойства предметов, конкретных явлений или процессов, происходящих вне и независимо от нас, восприятие всегда выступает как субъективно соотносимое с оформленной в виде предметов, вне нас существующей действительностью, причем даже в том случае, когда мы имеем дело с иллюзиями или когда воспринимаемое свойство сравнительно элементарно, вызывает простое ощущение (в данном случае это ощущение обязательно относится к какому-либо явлению или объекту, ассоциируется с ним). Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые же свойства предметов, их образы локализованы в пространстве. Этот процесс, характерный для восприятия в его отличии от ощущений, называется объективацией. Еще одно отличие восприятия в его развитых формах от ощущений состоит
в том, что итогом возникновения ощущения является некоторое чувство Восприятие — целостное отражение предметов и явлений объективного
мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Перцепция – это первоначальная, объективная идентификация
объектов и явлений. 1. Первичное выделение комплекса стимулов из потока информации и принятие решения о том, что они относятся к одному и тому же определенному объекту. 2. Поиск в памяти аналогичного или близкого по составу ощущений комплекса признаков, сравнение с которым воспринятого позволяет судить о том, что это за объект. 3. Отнесение воспринятого объекта к определенной категории с последующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого гипотетического решения. 4. Окончательный вывод о том, что это за объект, с приписыванием ему еще не воспринятых свойств, характерных для объектов одного с ними класса. Закономерность субъективности восприятия — одну и ту же информацию
люди воспринимают по-разному, субъективно, в зависимости от своих
интересов, потребностей, способностей и т. п. Зависимость восприятия от
содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит
название апперцепции. Апперцепция – понятие, введенное немецким ученым Г. Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей, и мотивами его деятельности; в его процессе участвуют установки, эмоции которые могут изменять содержание восприятия. Это необходимое условие ориентировки человека в окружающей среде. Предметность, целостность, константность и категориальность Швейцарским психологом Роршахом было установлено, что даже
бессмысленные чернильные пятна всегда воспринимаются как что-то осмысленное Виды восприятия выделяют: восприятие предметов, времени, восприятие отношений, движений, пространства, восприятие человека. Восприятие предметов может быть ошибочным. Ошибки (иллюзии) обнаруживаются в деятельности различных анализаторов. В наибольшей мере известны зрительные иллюзии. Иллюзии имеют самые различные причины: практический опыт человека, особенности анализаторов, изменение условий восприятия и т. д. Описанные свойства предметности, целостности, константности и категориальности восприятия с рождения человеку не присущи; они постепенно складываются в жизненном опыте, частично являясь естественным следствием работы анализаторов, синтетической деятельности мозга. Чаще и больше всего свойства восприятия изучались на примере зрения — ведущего органа чувств у человека. Существенный вклад в понимание того, как из отдельных зрительно воспринимаемых деталей предметов складывается их целостная картина — образ, внесли представители гешталътпеихологии — направления научных исследований, сложившегося в начале XX в. в Германии. Одним из первых классификацию факторов, влияющих на организацию зрительных ощущений в образы в русле гештальтпсихологии предложил М.Вертгеймер. Выделенные им факторы следующие: 1. Близость друг к другу элементов зрительного поля, вызвавших соответствующие ощущения. Чем ближе друг к другу пространственно в зрительном поле располагаются соответствующие элементы, тем с большей вероятностью они объединяются друг с другом и создают единый образ. 2. Сходство элементов друг с другом. Это свойство проявляется в том, что похожие элементы обнаруживают тенденцию к объединению. 2. Фактор «естественного продолжения». Он проявляется в том, что элементы, выступающие как части знакомых нам фигур, контуров и форм, с большей вероятностью в нашем сознании объединяются именно в эти фигуры, форму и контуры, чем в другие. 4. Замкнутость. Данное свойство зрительного восприятия выступает как стремление элементов зрительного поля создавать целостные, замкнутые изображения. Восприятие человеком сложных, осмысленных изображений происходит следующим образом. В первую очередь срабатывает механизм влияния прошлого опыта и мышления, выделяющий в воспринимаемом изображении наиболее информативные места, на основе которых, соотнеся полученную информацию с памятью, можно о нем составить целостное представление. Вопрос о том, какое влияние на наше восприятие оказывает внешний мир и внутренний опыт, давно обсуждается учеными, но окончательного ответа на него пока не получено. В древности этот вопрос звучал примерно так: все ли знания о мире к нам поступают только через органы чувств или часть из них вносится в восприятие разумом, относительно независимо от внешнего мира? При глубоком рассмотрении этот вопрос оказывается не таким уж простым, каким может показаться на первый взгляд. Психология органов чувств до настоящего времени не способна
объяснить до конца, каким образом вся информация, в том числе абстрактные
знания (к примеру, схемы мышления, интуиция, гештальтструктуры восприятия и
т.п.), которыми мы располагаем, могут поступать через рецепторы. Факты,
которые нами только что были рассмотрены, свидетельствуют о том, что по
меньшей мере часть того, что входит в содержание наших образов, напрямую с
действительностью не связана. Это требует создания такой теории восприятия,
которая бы учитывала и удовлетворительно объясняла множество имеющихся
фактов. Основой другого типа классификации восприятий являются формы
существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с
этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и
восприятие движения. В качестве наиболее вероятных кандидатов на роль биологических часов
называют ритм сердечной деятельности и метаболизм (обменные процессы) тела. Существуют большие индивидуальные, в частности возрастные, различия в восприятии хода времени. Кроме того, у одного и того же человека оценки времени могут варьировать в широких пределах в зависимости от его душевного и физического состояния. При хорошем настроении время идет чуть быстрее, чем обычно, а в состоянии фрустрации или подавленности оно течет медленнее. Восприятие движения – очень сложный вопрос, природа которого еще не вполне выяснена. Основным принципом, регулирующим восприятие движения, является осмысление ситуации в объективной действительности на основе всего прошлого опыта человека. Восприятие и оценка движения также основаны на последовательном
использовании информации, исходящей из нескольких различных источников. Еще одним аргументом в пользу того же самого вывода о
психофизиологическом механизме восприятия движения может служить так
называемый автокинетический эффект. Это явление представляет собой
кажущееся, иллюзорное движение в темноте неподвижной светящейся точки. Много полезного в понимание связанных с движениями психофизиологических
механизмов восприятия внес русский физиолог И.М.Сеченов. Он напрямую связал
их с работой мышечной системы. Расстояние до предметов, их глубина и
высота, пути и скорости движения, писал И.М.Сеченов, все это продукты Следовательно, первый и основной закон восприятия состоит в его непосредственной связанности с работой мышц, с разного рода движениями, несущими в себе многостороннюю информацию о воспринимаемых объектах. Другой важный закон восприятия состоит в относительной устойчивости уже сформировавшихся образов, в особенности тогда, когда их функционирование связано с мышлением. Приведем в качестве иллюстрации этой идеи результаты одного весьма показательного эксперимента. В данном опыте людям с нормальным зрением предлагалось некоторое время носить очки, искажающие воспринимаемое пространство, формы и расположение в нем предметов. Выяснилось, что человек, только что надевший такие очки, вначале видит окружающие предметы в искаженном свете, т.е. именно так, как его восприятие оптически изменяют очки. Однако затем сознание человека постепенно научается не замечать, корректировать оптические искажения и человек начинает видеть вещи обычным для него способом, как если бы зрительно воспринимаемое пространство в действительности оптически не было искажено. Со временем индивид вовсе перестает замечать имеющиеся у него очки. Однако когда он внезапно снимает их, то некоторое время его обычное зрение оказывается искривленным сообразно тому, как раньше изменяли восприятие носимые им специальные очки. В одном из опытов подобного рода человек носил очки, которые оптически переворачивали для него видимый мир. Со временем он настолько привык к этим очкам, что начал воспринимать все в нормальном свете, без переворотов и инверсий зрительного пространства. Парадоксальность данного опыта состоит в том, что когда человеку сняли очки, то первое время уже без них он видел обычный окружающий мир также перевернутым. Для того чтобы восприятие было правильным, необходимы постоянные
упражнения и непрерывный приток в центральную нервную систему информации,
корректирующей неверно складывающийся образ. Этот факт иллюстрирует
следующий опыт. Людей погружали в сосуд с водой, температура которой была
весьма комфортной. Человек, оказавшийся в такой воде, не имел возможности
ничего видеть и слышать в течение довольно длительного времени. Специальное
покрытие, которое было на его руках, не позволяло получать в достаточном
количестве и осязательные ощущения. В этих условиях у испытуемых отмечались
заметные изменения восприятия. У них возникали галлюцинации и нарушения
восприятия времени. Когда период сенсорной изоляции заканчивался, то у
многих испытуемых обнаруживалась, кроме того, общая утрата ориентации в
пространстве и времени. Люди, прошедшие через эти опыты, оказались
неспособными сразу после их окончания отчетливо воспринимать формы
предметов. Так же существенно изменилось у них и восприятие цвета. Если образы зрительного восприятия, относящиеся к внешним объектам,
обнаруживают свою устойчивость или неустойчивость в зависимости от
постоянного притока информации, подтверждающей их правильность или
ошибочность, то устойчивость образов внутренних состояний, связанных с
телесными ощущениями, объясняется, вероятно, постоянством действующих
глубинных структур и механизмов мозга. Об этом говорит известный факт,
называемый фантомом конечности. Он проявляется в том, что после ампутации
руки или ноги человек в течение длительного времени может продолжать Из всего того, что уже было сказано о восприятии, следует, что
оно изменяется под влиянием условий жизни человека, т.е. развивается. При переходе от раннего к дошкольному возрасту под влиянием игровой и конструктивной деятельности у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части в зрительном поле, исследуя каждую из них в отдельности и затем объединяя в единое целое. Помимо контура предмета, здесь выделяются его структура, пространственные характеристики, соотношение составляющих его частей. А.В.Запорожец считал, что формирование перцептивных действий под влиянием обучения проходит ряд этапов. На первом этапе перцептивные проблемы, связанные со становлением адекватного образа, решаются ребенком в практическом плане путем действий с материальными предметами. Исправления в перцептивные действия при необходимости их коррекции здесь вносятся в сами манипуляции с предметами по ходу выполнения действия. Прохождение этого этапа ускоряется, и его результаты становятся более весомыми, если ребенку предлагаются «перцептивные эталоны» — образцы, с которыми он может соотносить, сравнивать формирующийся образ. На следующем этапе сенсорные процессы сами превращаются в своеобразные перцептивные действия, которые выполняются с помощью собственных движений рецептивных аппаратов. На данном этапе дети знакомятся с пространственными свойствами предметов при помощи развернутых ориентировочно-исследовательских движений рук и глаз, причем ручное и зрительное обследование ситуации обычно предшествует практическим действиям в ней, определяя их характер и направленность. На третьем этапе начинается процесс своеобразного сворачивания перцептивных действий, их сокращения до необходимого и достаточного минимума. Эфферентные звенья соответствующих действий оттормаживаются, и внешнее восприятие ситуации начинает создавать впечатление пассивного рецептивного процесса. На следующих, более высоких ступенях сенсорной обученности дети
приобретают способность быстро и без каких-либо внешних движений узнавать
определенные свойства воспринимаемых объектов, отличать их на основе этих
свойств друг от друга, обнаруживать и использовать связи и отношения,
существующие между ними. Перцептивное действие превращается в идеальное.
|
|
© 2010 |
|